Североморский лётчик. 1944, август.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 1911 г., № 195 (265). Почему очереди Добровольского пошли мимо цели Майор А. Тулі скип Мало уметь пилотировать самолет, надо отлично знать его «Североморский летчик» в пере довом статье «В совершенстве о владеть самолетом» писал л том, насколько важно д л я 'Летчика о т лично знать свою машину. Это о т носится не только к молодому, но и к старому, имеющему опыт боев, летчику. В самом деле, можно быть смелым, решительным, иметь страстное желание бить врага, д а же неплохо пилотировать, но це ли—уничтожения немца — но до стичь. Недавно младший лейтенант Д о бровольский, вернувшись с боево го задания, доложил о том, что’в воздушном бою он сбил немецкий самолет. — Как вы его сбили?—спросили мы Добровольского. Младший лей тенант стал рассказывать. Он го ворил возбужденно и горячо. По всему чувствовалось, что летчик дрался смело, лез' в самое пекло боя. Однако из его доклада и по наблюдениям других было изве стно, что немец ушел от атаки Д о бровольского безнаказанно. Почему так случилось? Младший лейте нант впервые за время войны встретился с воздушным врагом один на один. Он видел фашиста в прицеле, бил по немѵ. Однако немец остался жив. Это обгоня лось одной, очень простой причи ной: младший лейтенант Добро вольский не знал, на какие скоро сти расчитан его прицел и как правильно прицелиться, чтобы по разить противника при любом ра курсе. Отсюда ясно: очереди, вы пущенные Добровольским, пошли мимо. Все старания летчика, упорство, риск жизнью пропали даром. Факт с младшим лейтенантом Добровольским очень поучителен. Он еще раз подтверждает истину: для того, чтобы уничтожить вра га, мало уметь управлять самоле том, быть смелым, решительным. Надо еще отлично знать машину. Младший лейтенант Комисса ров полностью закончил обучение и был выпущен в боевой полет. Прежде чем разрешить ему вы лет, я спросил: — Что будете делать, если ввоз- духе, в бою, откажет пулемет? Летчик замялся и ответить на мой вопрос как следует не смог. Тогда я задал ему еще один во прос: «Каково количество бое комплекта на пулемете и пушке?». Комиссаров также на него не о т ветил. Спрашивается: можно ли такого летчика после этого пу скать в бой? Откажет пулемет, а он исправить его не сможет, и истребитель будет небоеспособ ным. Или погорячится вначале боя и, не зная количества бое комплекта, сразу же выпустит весь запас. А ведь ответить на мои вопросы вряд ли представляло для летчика какую-то трудность. И з вестно, что для перезарядки пулемета достаточно ручку пе- резаряжания доотказа потянуть на себя и затем отпустить ее в переднее крайнее положе ние. Младший лейтенант Ко миссаров несерьезно подошел к изучению самолета, он считал, что раз умеет летать, то вполне подго товлен для боя. Ошибочное и очень неправильное мнение. При вводе в строй молодой летчик должен интересоваться не только тем, как взлететь, сделать посад ку, произвести в воздухе ту или иную фигуру, открыть огонь, но и вопросами чисто техническими, как устройство самолета и мотора, особености их эксплоатации, воз можные отказы тех или иных агре гатов и способы их устранения. Выше я писал о том, что вопро сы изучения самолета стоят не только перед молодыми, но и пе ред летчиком, имеющим боевой опыт. Сделав несколько боевых вылетов, сбив 1—2 самолета про тивника, отдельные летчики начи нают считать себя слишком опыт ными. У них появляется тенденция «отвильнуть» от занятий под предлогом «пусть, мол, молодые слушают. Мы слышали и знаем это». Такие летчики переоцени вают спои знания и просто-напро сто забывают отдельные вопросы из устройства самолета и их эксплоатации. О случае с лейте- патом Зайцевым уже писали. П о ломил он машину именно по той причине, что «забыл, как пользо ваться аварийным выпуском шас си». А забыл потому, что немного нодзазнался и прекратил учебу. Значит, отсюда еще один вывод: для учебы нет старости. Как бы летчик опытен ни был, он должен возвращаться к изучению мате риальной части, к постоянному повторению того, что знал, ибо новторенье—мать ученья. Для того, чтобы досконально j знать самолет, чтобы не быть «Митрофанушкой» на нем, летчик обязан постоянно учиться, попол нять свои знания. Кроме всех об щепринятых форм изучения мате риальной части, можно порекомен довать такую, как постоянное при сутствие летчика на монтаже свое го самолета, обдумывание перед каждым вылетом всего полета, вплоть до посадки, с постановкой перед собой ряда вопросов. Бо л ь шую помощь летчику в изучении машины должен Оказать техник. " Изучение самолета, знание всех его особенностей — залог победы летчика в бою. Знать машину, на которой летаем, в совершенстве, уметь при любых обстоятельствах отлично эксплоатировать ее — долг каждого летчика. Ведущий и ведомый. Младший лейтенант А. Поповкин (слева) хорошо прикрывает в воздушном бою своего ведущего летчика- истребители Калекина (справа). Недавно младший лейтенант Ка- лекин сбил немецкий самолет. Фото И. Михеева. "!!Й§5^АВНАЦИИ Л Е Т А Ю Щ Е Е К Р Ы Л О В США прохо дили испытаний нового самолета типа «Летающее крыло". Конструк ция его с ярко выраженной об ратной стреловид ностью обеспечи вает хороший об зор и высокую у с т о й ч и в о с т ь . Кроме того, воз можность измене ния пилотом угла установки наруж ной панели крыла обеспечивает оп ределенную безо пасность полета при потере ско рости. На самоле те установлен мо тор воздушного охлаждения в 165 л. с. Размах само лета—9 м, полез- •— О— ный груз—270 кг., максимальная ско рость 224 км|час., крейсерская — 2 ь0 км|час„ кри тическая 72 км|час, потолок—4.800 м. Самолет предназ начен для связи, экипаж его со стоит из одного человека. „Интвравиа“. Т Я Ж Е Л Ы Й Б О М Б А Р Д И Р О В Щ И К Об-во „Хэндли І1эдж“ (Англия) выпустило новый тяжелый бомбар дировщик „Гали факс Марк 111“, применяемый для ночных налетов на Германию. Размах модифи цированного само лета доведен до 31,г м, (вместо 30 м.); совершен но изменен тип хвостового опере ния. Винтомотор ная группа состо ит из четырех мо торов Бристоль „Геркулес" по 1.650 л. с. каждый, вместо прежних моторов Ролльс- Ройс «Мерлин XX“. Эти усовер шенствования обе спечили более легкий взлет са молета, ускорили набор высоты, по высили скорость, рабочий потолок* и бомбовую на грузку. Вооруже ние бомбардиров щика не измени лось. .Интвравиа", В дружбе — великая сила КОМСОМОЛЬЦЫ ДЕЛЯТСЯ СВОИМ ОПЫТОМ У комсомольцев Н-ской части возникла необходимость погово рить об укреплении боевой д р уж бы летчиков-истребителей на зем ле и в воздухе. Решено было про вести комсомольское собрание. Д о кл ад поручили подготовить моло дому, но бывалому в боях летчику комсоргу подразделения тов. Его рову. В один из вечеров, после окон чания полетов, комсомольцы со брались в приспособленную для т а кого случая брезентовую палатку. — Вопрос, который сегодня мы обсуждаем, имеет для нас, истре бителей, первостепенное значе ние—это вопрос жизии и победы. Можно привести много примеров, когда слаженные, четкие действия группы истребителей, взаимная выручка летчиков, их решимость грудью защищать товарища, обес печивали победу в бою, даже при большом численном превосходстве ппотнвника. 'B дружбе — великая сила. — Вспомним хотя бы,—продолжал докладчик,—как дрались летчики нашей части, завоевавшие славу краснознаменцев. Многие из нас были свидетелями самоотвержен ного и благородного подвига капи тана Рассадкина. Немцы уже торжествовали побе ду. Еще бы мгновение, и наш командир погиб. И вот нашелся среди нас товарищ, который осме лился пожертвовать -собой ради спасения командира. Капитан Рас- садкнн подставил свою машину под вражеский огонь и своим т е лом прикрыл ведущего. Командир был спасен. Д а и сам Рассадкин благополучно привел искалечен ную машину на свой аэродром. Благодаря дружным, согласо ванным действиям пар, взаимной выручке наши летчики всегда по беждали в боях. А ведь драться нам приходилось раньше с числен но превосходящим противником, бои к тому же протекали над вра жеской территорией, далеко от родных баз. Вспомните, как дрались наши лучшие комсомольцы Горбачен и Борисов. Девиз «Сам погибай, а товарища выручай» д л я них был святыней. И сколько раз этот д е виз обеспечивал боевой успех. Их боевые традиции мы, комсомоль цы, должны хранить и приумно жать в боях. Слова докладчика были убеди тельными вдвойне, потому что сам Егоров, воспитанный на заме чательных традициях краснозна менного полка, зарекомендовал с е бя в боях отважным, смелым и инициативным воином. Не раз он телом своим прикрывал попавшего в беду товарища. Так было в не давнем налете на порт Киркенес. Машину Егорова подбило зенит ным снарядом. Мотор задымил и стал глохнуть. Положение было критическим. О бое, который зав я зался над целью, нечего было и думать. Осматриваясь вокруг, Е го ров вдруг заметил ниже себя «Мессершмитта»,' который яростно наседал на одиночного нашего бомбардировщика. За машиной т я нулся густой шлейф дыма. К аза лось, гибель экипажа была неми нуема. Егоров забыл о себе. Вы жимая из подбитого мотора все, что он мог дать, с пикированием ринулся на немца. «Мессер» ш а рахнулся в сторону, но, увидев, что наш истребитель дымит, -снова полез в атаку. Егорову удалось отбить и этот натиск врага. Б е з успешно проделав несколько но вых атак, враг отстал, а две под битые североморские машины д о тянули до своего ближайшего аэродрома и благополучно произ-. вели посадку. Об этом благородном поступке Егорова хорошо знало собрание, и поэтому весьма убедительно про звучали его слова... Сіюять горой за, своего товарища—святой закон летчика. Защищать жизнь друга всем, чем можно. Сегодня ты его спас, завтра он тебя спасет. И раз ве когда-нибудь забудет капитан Бурматов, как спасал его лейте нант Зайцев? Многим рисковал тогда Зайцев. Но он д о конца при крывал своего командира, привел к нему помощь, и лишь когда Бурматов был в безопасности, стал думать о себе. Этот поступок достоин уважения и подражания. В конце доклада лейтенант Его-, ров вскрыл ошибки молодых л е т чиков тт. Козельского, Ламонина и некоторых других. В своих пер вых боевых вылетах они проявили неосмотрительность, отрывались от строя, действовали неорганизо ванно. Это случалось по неопыт ности, из-за отсутствия «чувства локтя» и неумения быстро пони мать эволюции -своих товарищей. Им надо настойчивей работать над собой, перенимать опыт лучших, учиться у героев своей родной' части. — Большое значение в бою имеет надежная радиосвязь,—с к а зал летчик лейтенант Буканов. — От нее зависит организован ность всех действий истребителей, взаимодействие пар и вообще весь ход боя. Но у нас зачастую не правильно пользуются радио связью. Частенько в воздухе с л ы шишь: «Меня атакует два «Ме- 109». Скажет эти слова летчик, а себя не назовет. Вот и ищи, кого атакуют, если «мессеры» в. разных направлениях парами действуют. Все летчики, беспокоясь за това рища, начинают искать врага, и по лучается неразбериха. Надо обяза тельно называть себя, чтобы не путать других. А насчет взаимной выручки каждому ясно. Без этого лучше в бой не ходить. Там на деешься на своего товарища, как на самого себя. Механик Рабин высказал свои мнения о том. как велико значение дружбы летчика с техником. Оба работают на одной машине — один в воздухе, другой—на земле, оба живут одной целью, одними мы слями. Успех летчика в бою и его жизнь целиком и полностью зави сит от того, как честно и добросо вестно механик подготовит маши ну. В качестве лучшего примера хорошей, крепкой дружбы Рабин привел взаимоотношения летчика Васина с механиком Калининым. О личной дружбе с механиком поделился летчик Калекин. Он дал ряд советов молодым пилотам, как надо заботиться о своем боевом помощнике. — 'Надо уважать труд механика, беспокоиться о нем так же, как о самом себе. Когда он работает на машине, подойди, поговори по ду шам, помоги. Особо Калекин подчеркнул не обходимость для летчика в совер шенстве знать свой боевой само лет. А некоторые молодые пилоты стесняются спрашивать у опытных товарищей. Это опасное самомне ние. Зазорного спросить ничего нет, а не спросишь—ошибешься и в Конечном счете к добру это не приведет. На собрании выступили молодые летчики, которых Егоров подверг критике. Младший лейтенант Ла- монин честно признал свои ошиб ки, поблагодарил комсомольцев за хорошие советы и дал слово испра вить все недостатки. Младший лейтенант Бужинский неплохо начал свою боевую дея тельность. Его первые полеты на задание прошли благополучно, без ошибок и особых происшествий. — В первый раз я ходил ведо мым у Егорова, — рассказал он.— Следуя советам опытных летчи ков, я дал себе слово не отрывать ся от строя. Правда, этого я добил ся, от ведущего не отставал ни на шаг, но, говоря откровенно, все свое внимание сосредотачивал на ведущем и вокруг ничего не заме- чэл. Уже потом дома я узнал, что был бой, а я д аж е не заметил ни одного немца. Лейтенант Егоров тогда мне долго об’яснял, как на до в бою распределять свое вни мание, чтобы все видеть и не отры ваться. Во втором полете я уже стал видеть больше: наблюдал ра боту своих бомбардировщиков, ви дел вражеских истребителей и как с ними дрались товарищи. В треть ем полете я уже пробовал атако вать замеченного «мессера». Смот рю, мой ведущий полез в атаку, и я за ним, и с немца глаз не спу скаю, приспосабливаюсь о ткр ы ть огонь. Только все надо было де лать мгновенно, а я прозевал 1 чуть не потерял ведущего. И по нял я: если мы будем дей ство вать дружной, крепкой группой, ни один немец не будет страшен. Собрание прошло деловито, ожив ленно, а главное—д а л о много но вого и полезного. Г. ГРИГОРЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz