Североморский лётчик. 1944, август.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 1911 г., № 195 (265). Почему очереди Добровольского пошли мимо цели Майор А. Тулі скип Мало уметь пилотировать самолет, надо отлично знать его «Североморский летчик» в пере­ довом статье «В совершенстве о владеть самолетом» писал л том, насколько важно д л я 'Летчика о т ­ лично знать свою машину. Это о т ­ носится не только к молодому, но и к старому, имеющему опыт боев, летчику. В самом деле, можно быть смелым, решительным, иметь страстное желание бить врага, д а ­ же неплохо пилотировать, но це­ ли—уничтожения немца — но до­ стичь. Недавно младший лейтенант Д о ­ бровольский, вернувшись с боево­ го задания, доложил о том, что’в воздушном бою он сбил немецкий самолет. — Как вы его сбили?—спросили мы Добровольского. Младший лей­ тенант стал рассказывать. Он го­ ворил возбужденно и горячо. По всему чувствовалось, что летчик дрался смело, лез' в самое пекло боя. Однако из его доклада и по наблюдениям других было изве стно, что немец ушел от атаки Д о ­ бровольского безнаказанно. Почему так случилось? Младший лейте­ нант впервые за время войны встретился с воздушным врагом один на один. Он видел фашиста в прицеле, бил по немѵ. Однако немец остался жив. Это обгоня­ лось одной, очень простой причи­ ной: младший лейтенант Добро­ вольский не знал, на какие скоро­ сти расчитан его прицел и как правильно прицелиться, чтобы по­ разить противника при любом ра­ курсе. Отсюда ясно: очереди, вы­ пущенные Добровольским, пошли мимо. Все старания летчика, упорство, риск жизнью пропали даром. Факт с младшим лейтенантом Добровольским очень поучителен. Он еще раз подтверждает истину: для того, чтобы уничтожить вра­ га, мало уметь управлять самоле­ том, быть смелым, решительным. Надо еще отлично знать машину. Младший лейтенант Комисса­ ров полностью закончил обучение и был выпущен в боевой полет. Прежде чем разрешить ему вы­ лет, я спросил: — Что будете делать, если ввоз- духе, в бою, откажет пулемет? Летчик замялся и ответить на мой вопрос как следует не смог. Тогда я задал ему еще один во­ прос: «Каково количество бое­ комплекта на пулемете и пушке?». Комиссаров также на него не о т ­ ветил. Спрашивается: можно ли такого летчика после этого пу­ скать в бой? Откажет пулемет, а он исправить его не сможет, и истребитель будет небоеспособ­ ным. Или погорячится вначале боя и, не зная количества бое­ комплекта, сразу же выпустит весь запас. А ведь ответить на мои вопросы вряд ли представляло для летчика какую-то трудность. И з­ вестно, что для перезарядки пулемета достаточно ручку пе- резаряжания доотказа потянуть на себя и затем отпустить ее в переднее крайнее положе­ ние. Младший лейтенант Ко­ миссаров несерьезно подошел к изучению самолета, он считал, что раз умеет летать, то вполне подго­ товлен для боя. Ошибочное и очень неправильное мнение. При вводе в строй молодой летчик должен интересоваться не только тем, как взлететь, сделать посад­ ку, произвести в воздухе ту или иную фигуру, открыть огонь, но и вопросами чисто техническими, как устройство самолета и мотора, особености их эксплоатации, воз­ можные отказы тех или иных агре­ гатов и способы их устранения. Выше я писал о том, что вопро­ сы изучения самолета стоят не только перед молодыми, но и пе­ ред летчиком, имеющим боевой опыт. Сделав несколько боевых вылетов, сбив 1—2 самолета про­ тивника, отдельные летчики начи нают считать себя слишком опыт­ ными. У них появляется тенденция «отвильнуть» от занятий под предлогом «пусть, мол, молодые слушают. Мы слышали и знаем это». Такие летчики переоцени­ вают спои знания и просто-напро­ сто забывают отдельные вопросы из устройства самолета и их эксплоатации. О случае с лейте- патом Зайцевым уже писали. П о ­ ломил он машину именно по той причине, что «забыл, как пользо­ ваться аварийным выпуском шас­ си». А забыл потому, что немного нодзазнался и прекратил учебу. Значит, отсюда еще один вывод: для учебы нет старости. Как бы летчик опытен ни был, он должен возвращаться к изучению мате­ риальной части, к постоянному повторению того, что знал, ибо новторенье—мать ученья. Для того, чтобы досконально j знать самолет, чтобы не быть «Митрофанушкой» на нем, летчик обязан постоянно учиться, попол­ нять свои знания. Кроме всех об­ щепринятых форм изучения мате­ риальной части, можно порекомен­ довать такую, как постоянное при­ сутствие летчика на монтаже свое­ го самолета, обдумывание перед каждым вылетом всего полета, вплоть до посадки, с постановкой перед собой ряда вопросов. Бо л ь ­ шую помощь летчику в изучении машины должен Оказать техник. " Изучение самолета, знание всех его особенностей — залог победы летчика в бою. Знать машину, на которой летаем, в совершенстве, уметь при любых обстоятельствах отлично эксплоатировать ее — долг каждого летчика. Ведущий и ведомый. Младший лейтенант А. Поповкин (слева) хорошо прикрывает в воздушном бою своего ведущего летчика- истребители Калекина (справа). Недавно младший лейтенант Ка- лекин сбил немецкий самолет. Фото И. Михеева. "!!Й§5^АВНАЦИИ Л Е Т А Ю Щ Е Е К Р Ы Л О В США прохо­ дили испытаний нового самолета типа «Летающее крыло". Конструк­ ция его с ярко выраженной об­ ратной стреловид­ ностью обеспечи­ вает хороший об­ зор и высокую у с т о й ч и в о с т ь . Кроме того, воз­ можность измене­ ния пилотом угла установки наруж­ ной панели крыла обеспечивает оп­ ределенную безо­ пасность полета при потере ско­ рости. На самоле­ те установлен мо­ тор воздушного охлаждения в 165 л. с. Размах само­ лета—9 м, полез- •— О— ный груз—270 кг., максимальная ско­ рость 224 км|час., крейсерская — 2 ь0 км|час„ кри­ тическая 72 км|час, потолок—4.800 м. Самолет предназ­ начен для связи, экипаж его со­ стоит из одного человека. „Интвравиа“. Т Я Ж Е Л Ы Й Б О М Б А Р Д И Р О В Щ И К Об-во „Хэндли І1эдж“ (Англия) выпустило новый тяжелый бомбар­ дировщик „Гали­ факс Марк 111“, применяемый для ночных налетов на Германию. Размах модифи­ цированного само­ лета доведен до 31,г м, (вместо 30 м.); совершен­ но изменен тип хвостового опере­ ния. Винтомотор­ ная группа состо­ ит из четырех мо­ торов Бристоль „Геркулес" по 1.650 л. с. каждый, вместо прежних моторов Ролльс- Ройс «Мерлин XX“. Эти усовер­ шенствования обе­ спечили более легкий взлет са­ молета, ускорили набор высоты, по­ высили скорость, рабочий потолок* и бомбовую на­ грузку. Вооруже­ ние бомбардиров­ щика не измени­ лось. .Интвравиа", В дружбе — великая сила КОМСОМОЛЬЦЫ ДЕЛЯТСЯ СВОИМ ОПЫТОМ У комсомольцев Н-ской части возникла необходимость погово­ рить об укреплении боевой д р уж ­ бы летчиков-истребителей на зем­ ле и в воздухе. Решено было про­ вести комсомольское собрание. Д о ­ кл ад поручили подготовить моло­ дому, но бывалому в боях летчику комсоргу подразделения тов. Его­ рову. В один из вечеров, после окон­ чания полетов, комсомольцы со­ брались в приспособленную для т а ­ кого случая брезентовую палатку. — Вопрос, который сегодня мы обсуждаем, имеет для нас, истре­ бителей, первостепенное значе­ ние—это вопрос жизии и победы. Можно привести много примеров, когда слаженные, четкие действия группы истребителей, взаимная выручка летчиков, их решимость грудью защищать товарища, обес­ печивали победу в бою, даже при большом численном превосходстве ппотнвника. 'B дружбе — великая сила. — Вспомним хотя бы,—продолжал докладчик,—как дрались летчики нашей части, завоевавшие славу краснознаменцев. Многие из нас были свидетелями самоотвержен­ ного и благородного подвига капи тана Рассадкина. Немцы уже торжествовали побе­ ду. Еще бы мгновение, и наш командир погиб. И вот нашелся среди нас товарищ, который осме­ лился пожертвовать -собой ради спасения командира. Капитан Рас- садкнн подставил свою машину под вражеский огонь и своим т е ­ лом прикрыл ведущего. Командир был спасен. Д а и сам Рассадкин благополучно привел искалечен­ ную машину на свой аэродром. Благодаря дружным, согласо­ ванным действиям пар, взаимной выручке наши летчики всегда по­ беждали в боях. А ведь драться нам приходилось раньше с числен­ но превосходящим противником, бои к тому же протекали над вра­ жеской территорией, далеко от родных баз. Вспомните, как дрались наши лучшие комсомольцы Горбачен и Борисов. Девиз «Сам погибай, а товарища выручай» д л я них был святыней. И сколько раз этот д е ­ виз обеспечивал боевой успех. Их боевые традиции мы, комсомоль­ цы, должны хранить и приумно­ жать в боях. Слова докладчика были убеди ­ тельными вдвойне, потому что сам Егоров, воспитанный на заме­ чательных традициях краснозна­ менного полка, зарекомендовал с е ­ бя в боях отважным, смелым и инициативным воином. Не раз он телом своим прикрывал попавшего в беду товарища. Так было в не­ давнем налете на порт Киркенес. Машину Егорова подбило зенит­ ным снарядом. Мотор задымил и стал глохнуть. Положение было критическим. О бое, который зав я­ зался над целью, нечего было и думать. Осматриваясь вокруг, Е го ­ ров вдруг заметил ниже себя «Мессершмитта»,' который яростно наседал на одиночного нашего бомбардировщика. За машиной т я ­ нулся густой шлейф дыма. К аза­ лось, гибель экипажа была неми­ нуема. Егоров забыл о себе. Вы ­ жимая из подбитого мотора все, что он мог дать, с пикированием ринулся на немца. «Мессер» ш а­ рахнулся в сторону, но, увидев, что наш истребитель дымит, -снова полез в атаку. Егорову удалось отбить и этот натиск врага. Б е з ­ успешно проделав несколько но­ вых атак, враг отстал, а две под­ битые североморские машины д о ­ тянули до своего ближайшего аэродрома и благополучно произ-. вели посадку. Об этом благородном поступке Егорова хорошо знало собрание, и поэтому весьма убедительно про­ звучали его слова... Сіюять горой за, своего товарища—святой закон летчика. Защищать жизнь друга всем, чем можно. Сегодня ты его спас, завтра он тебя спасет. И раз­ ве когда-нибудь забудет капитан Бурматов, как спасал его лейте­ нант Зайцев? Многим рисковал тогда Зайцев. Но он д о конца при­ крывал своего командира, привел к нему помощь, и лишь когда Бурматов был в безопасности, стал думать о себе. Этот поступок достоин уважения и подражания. В конце доклада лейтенант Его-, ров вскрыл ошибки молодых л е т ­ чиков тт. Козельского, Ламонина и некоторых других. В своих пер­ вых боевых вылетах они проявили неосмотрительность, отрывались от строя, действовали неорганизо­ ванно. Это случалось по неопыт­ ности, из-за отсутствия «чувства локтя» и неумения быстро пони­ мать эволюции -своих товарищей. Им надо настойчивей работать над собой, перенимать опыт лучших, учиться у героев своей родной' части. — Большое значение в бою имеет надежная радиосвязь,—с к а ­ зал летчик лейтенант Буканов. — От нее зависит организован­ ность всех действий истребителей, взаимодействие пар и вообще весь ход боя. Но у нас зачастую не­ правильно пользуются радио­ связью. Частенько в воздухе с л ы ­ шишь: «Меня атакует два «Ме- 109». Скажет эти слова летчик, а себя не назовет. Вот и ищи, кого атакуют, если «мессеры» в. разных направлениях парами действуют. Все летчики, беспокоясь за това­ рища, начинают искать врага, и по­ лучается неразбериха. Надо обяза­ тельно называть себя, чтобы не путать других. А насчет взаимной выручки каждому ясно. Без этого лучше в бой не ходить. Там на­ деешься на своего товарища, как на самого себя. Механик Рабин высказал свои мнения о том. как велико значение дружбы летчика с техником. Оба работают на одной машине — один в воздухе, другой—на земле, оба живут одной целью, одними мы­ слями. Успех летчика в бою и его жизнь целиком и полностью зави­ сит от того, как честно и добросо­ вестно механик подготовит маши­ ну. В качестве лучшего примера хорошей, крепкой дружбы Рабин привел взаимоотношения летчика Васина с механиком Калининым. О личной дружбе с механиком поделился летчик Калекин. Он дал ряд советов молодым пилотам, как надо заботиться о своем боевом помощнике. — 'Надо уважать труд механика, беспокоиться о нем так же, как о самом себе. Когда он работает на машине, подойди, поговори по ду­ шам, помоги. Особо Калекин подчеркнул не­ обходимость для летчика в совер­ шенстве знать свой боевой само­ лет. А некоторые молодые пилоты стесняются спрашивать у опытных товарищей. Это опасное самомне­ ние. Зазорного спросить ничего нет, а не спросишь—ошибешься и в Конечном счете к добру это не приведет. На собрании выступили молодые летчики, которых Егоров подверг критике. Младший лейтенант Ла- монин честно признал свои ошиб­ ки, поблагодарил комсомольцев за хорошие советы и дал слово испра­ вить все недостатки. Младший лейтенант Бужинский неплохо начал свою боевую дея­ тельность. Его первые полеты на задание прошли благополучно, без ошибок и особых происшествий. — В первый раз я ходил ведо­ мым у Егорова, — рассказал он.— Следуя советам опытных летчи­ ков, я дал себе слово не отрывать­ ся от строя. Правда, этого я добил­ ся, от ведущего не отставал ни на шаг, но, говоря откровенно, все свое внимание сосредотачивал на ведущем и вокруг ничего не заме- чэл. Уже потом дома я узнал, что был бой, а я д аж е не заметил ни одного немца. Лейтенант Егоров тогда мне долго об’яснял, как на­ до в бою распределять свое вни­ мание, чтобы все видеть и не отры­ ваться. Во втором полете я уже стал видеть больше: наблюдал ра­ боту своих бомбардировщиков, ви­ дел вражеских истребителей и как с ними дрались товарищи. В треть­ ем полете я уже пробовал атако­ вать замеченного «мессера». Смот­ рю, мой ведущий полез в атаку, и я за ним, и с немца глаз не спу­ скаю, приспосабливаюсь о ткр ы ть огонь. Только все надо было де­ лать мгновенно, а я прозевал 1 чуть не потерял ведущего. И по­ нял я: если мы будем дей ство вать дружной, крепкой группой, ни один немец не будет страшен. Собрание прошло деловито, ожив­ ленно, а главное—д а л о много но­ вого и полезного. Г. ГРИГОРЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz