Североморский лётчик. 1944, август.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 16 августа 1944 г., № 194 (264). А ГИ ТА ТО РУ К ДНЮ А ВИ А Ц И И УСПЕХИ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Новыми успехами встречает тра­ диционный народный праздник Д е н ь ст алин ск ой авиации совет­ ская авиационная промышленность. На сам ол ето стр ои тельны х, моторо­ строи тельных заводах, предприя­ ти ях, и зго то в л яющ и х лриборы и оборудование д л я самолетов, ц а­ рит необычайный производствен­ ный п о д ’ем. Новыми трудовыми подвигами о твеч аю т авиастроители на победы героической Красной Армии и Военно-М орского Флота. Реализуя обещ ани я, данные Председателю Г осударственн ого Комитета Обо­ роны Верховному Главноком анду­ ющ ему М арш ал у Советского Союза товарищ у С талину, работники авиационной промышленности пе­ ревыполнили июльский план произ­ в одства боевых машин дл я Крас­ ной Армии. Особенно растет произ­ водство машин, усовершенствован­ ных типов... Бо л ьш ин ство предприятий авиа­ ционной промышленности работает ритмично, стр о го со б лю д ая суточ­ ный график. З а истекший месяц особенно вы д ел и л и сь своей рабо­ той заводы , где директорами тт. Лисицын , Левин, Сколов, Смирнов, А кулов, Ярунин, Белянский, Л и т ­ винов, Третьяков, Баландин, Ж е з ­ лов, Солдатов, К азак о в и Морозов. Н еу кл о н но растет техническая ба­ за советской авиационной промы­ шленности. На заводе, где дирек­ тором Герой Социалистического Т руда тов. Третьяков, недавно пу­ щены шесть конвейеров, все обо­ рудование дл я которых изготовле­ но самим заводом. С пуском кон­ вейеров трудоем кость изготовле­ ния самолетов снизилась на 20 про­ центов. Конвейеры оборудованы современной световой сигнализа­ цией, позволяющей точно регла­ ментировать время различных опе­ раций. Заново перестроен технологиче­ ский процесс на ІІ-ском заводе. З д е с ь введено в эксплоатацшо 28 поточных линий. К аждая машина в результате этого нововведения выпускается теп ерь па 130 часов Своевременно подготовиться к зиме О ПОДОГРЕВЕ МОТОРА быстрее, чем до внедрения поточ­ ных линий. Неустанно совершенствуется тех­ нологический процесс на авиамо­ торном заводе имени Фрунзе. К о л ­ лектив завода успешно добивает­ ся выполнения своего обязатель­ ства товарищу Сталину об у д в о е­ нии срока службы мотора. На за­ воде, где директором тов. Ж езлов, внедрен в производство и дал большой эффект предложенный конструктором Григорьевым и ин­ женером Егоровым новый способ притирки (шлифовки) шевронных шестерен. В победах, одерживаемых со­ ветской авиацией на фронтах Оте­ чественной войны, немалая засл у­ га авиаконструкторов, которые не­ устанно совершенствуют боевые самолеты, повышают их скорость, дальность, маневренность, увели­ чивают мощь их вооружения. Существенным образом, напри­ мер, модернизированы за время войны истребители «Яковлев» и «Лавочкин». Герой Социалистического Труда знаменитый советский конструктор Лавочкин так рассказывает о своем самолете: — Бели взять истребитель, ко­ торый принял бой на границе 22 ию­ ня 1941 года, и тот, который пере­ летел нашу границу сейчас — в них сразу можно узнать родных братьев — братьев, но не близне­ цов. Между «Лагг-3» и «Ла-5» стоит длинный ряд самолетов, каждый из которых лучше своего предшественника. Все работники советской авиа­ ционной промышленности — кон­ структоры, командиры производст­ ва, рабочие и работницы, вооду­ шевленные великими победами на­ ступающей Красной Армии, прила­ гают все силы, чтобы в авгуете„ра- ботать еще лучше, чем в июле, дать Красной Армии и Военно- Морскому Флоту еще больше пер­ воклассных боевых самолетов и тем помочь им быстрее добить не- мецко-фашнстских захватчиков. Надежно прикрывать наши бомбардировщики С ЛЕТНО-ТАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ЛЕТЧИКОВ-ИСТРЕБИТЕЛЕИ Летчики-истребители Н-ской части за последнее время несколько раз участвовали в-сопровождении ударной авиации, бомбившей к о ­ рабли, стоявшие в Киркенесе, и сам порт. Опыт, который накопили они за это время, представлял большую ценность д л я молодых летчиков. Кроме того, возник ряд новых вопросов по тактике. Д л я того, чтобы разработать более совершенные формы прикры­ тия бомбардировщиков и торпедоносцев, разрешить некоторые такти­ ческие проблемы, летчики-истребители Н-ской части собрались на- дн ях на летно-тактическую конференцию. «Прикрытие бомбардиров­ щиков при н ал е те на порт Киркенес»,—такова тема конференции. Майор Тульский, несколько раз водивший своих летчиков на Киркенес, в своем вступительном слове разобрал тактику противни­ ка, показал, к ак надо противодействовать ей. На положительных и отрицательных примерах т. Тульский раскрыл основные законы со ­ провождения. Вслед за майором Тульским выступали летчики. Каждый гово­ рил по вопросу, волнующему его, и делал соответствующие выводы. Содержательным было выступление старшего лейтенанта Арта­ монова. Он сказал : — Опыт последних боев показывает, что немцы, атакуют наши самолеты снизу, спереди. Нам действовать лучше четверкой. При­ чем отбивать атаки обязана одна пара. Д ругая же, сверху, должна прикрывать ее. Д л я достижения большего маневра истребители непо­ средственного прикрытия и тем более группа боя должны иметь над ударными самолетами превышение. — Радиодисциплина в бою,—сказал, выступивший на конферен- . ции лейтенант Буканов,—обязательное условие успеха. Рядовые л ет­ чики д о лж ны использовать эфир в исключительных случаях, переда­ вать обязаны четко и раздельно. Однажды в бою я услышал по ра­ дио : «'Меня атакуют», в другой раз—«Справа «мессер». Обстановка для меня была неясной только потому, что летчик не назвал свой номер. С дел ьным и практическими советами на конференции выступили т а к ж е л етчи ки тт. Полковников, Корнеев, Егоров, Казельский и другие. __Н аш а задача,—заключил т. Тульский,—не допустить ни одной потери от истребителей противника. Д л я этого н а д о :1 умело и во­ время разгады в ат ь тактику врага, быть всегда осмотрительными, стро­ го соб лю д ать строй. (Наш. корр.) Одним из сложных элементов в эксплоатации винтомоторной груп­ пы самолетов в зимних условиях является постоянная готовность мотора к запуску. Этот вопрос оставался проблемным в течение ряда лет. Максимальную а к ту ал ь ­ ность он получил в условиях войны. В настоящее время мы имеем ряд методов подготовки мотора к запуску в условиях низких темпе­ ратур. Они, в основном, сводятся к следующим: прогрев винтомо­ торной группы при помощи за­ правки систем горячей водой и маслом; поддержание положи­ тельных температур при помощи периодического запуска и прогре­ ва мотора; подогрев винтомоторной группы при помощи посторонних источников тепла — ламп, печей. Практика эксплоатации сам ол е­ тов в условиях трех военных зим показала, что метод заправки си ­ стем самолета горячей водой и ма­ слом ввиду потребности большого количества специальных машин «ВМЗ», а также затраты значи­ тельного времени и труда — не­ практичен. Метод поддержания температур винтомоторной груп­ пы при помощи периодического прогрева мотора оказался действен­ ным в смысле постоянной готовно­ сти самолетов к вылету. Однако ввиду большого расхода высокока­ чественного горючего, а также ценного моторесурса, он не мо­ ж ет быть применим, как основной. В самом деле, дл я поддержания боеготовности самолета с мотором «Аллисон» при температурах о к р у ­ жающего воздуха от минус 10 до минус 15 градусов «С» необходи­ мо прогрев его вести через каждые 3 часа, т. е. 8 раз в сутки. Средний расход горючего на один прогрев составляет 12— 15 литров. Он про­ должается 6—8 минут. Сл едова­ тельно, на прогрев в сутки теряет­ ся 120 литров высококачественно­ го горючего и 64 минуты мото­ ресурса. Основным методом поддержания самолета в постоянной боеготовно­ сти следует считать подогрев вин­ томоторной группы самолета при помощи специальных ламп и п е­ чей. Однако применяемые у нас лампы и печи имеют ряд суще ственных недостатков, к которым, ;в первую очередь, относятся: ма­ лый коэфициент использования Общий вид печи внутреннего сгорания. производимой тепловой энергии, пожарная опасность, ввиду нали­ чия огня и искр, сильное влияние погоды, в частности ветра, на про­ цесс горения. Все это накладывает ряд существенных трудностей и увеличивает время подготовки с а ­ молета к вылету. Д л я того, чтобы обеспечить бы ­ стрый и хороший подогрев мотора, я предложил новую конструкцию печи внутреннего сгорания. Она со­ стоит из следующих частей: ре­ зервуара д л я горючего, оборудо­ ванного насосом, манометром, з а ­ порной иглой, голочугунной го­ ловки с ребрами, имеющей в своем корпусе ввернутую запальную све­ чу и запальника, медного ци ­ линдра, набитого внутри азбестом и связанного с головкой печи, чу­ гунной трубки, на которой р а­ диально насажены пластины, к о р­ пуса, форсунки с воздушными и тепловыми жиклерами и регули ­ ровочного винта, дросселя, анти- фляминга, и смесеобразовательной трѵбки. Работа печи протекает так: го­ рючее, под давлением 1,5—2 а т ­ мосфер, из резервуара через топлив­ ный жиклер по трубке подходит к форсунке открытого типа и впры­ скивается в смесеобразовательную камеру. Одновременно в эту же камеру через воздушный жиклер происходит подача из баллона со Инженер-капитан И. Крыжановскийі сжатым воздухом. Частицы бензи­ на, увлекаемые воздухом, проходят антифляминг, попадают в смесе­ образовательную турбину, назна-. чение которой — придать струе вращательное движение для л уч­ шего перемешивания частиц. Затем смесь попадает во внутрь чугунной головки, где воспламеняется пер­ воначально при помощи запальной свечи, а в дальнейшем запальни­ ком, и сгорает. Тепло от сгорания передается головке, медному ци­ линдру, чугунному корпусу с ра­ диальными пластинками. Отрабо­ танный газ через штуцер отводит­ ся в атмосферу. Как эксплоатировать печь? Д л я запуска ее необходимо в резервуа­ ре с горючим с помощью насоса созд ать давление 1,5 — 2 атмо­ сферы. Затем включить акку­ мулятор в ц епь свечи, от­ крыть баллон со сжатым воз­ духом и запорную иглу топлива. После вспышки по звуку работы печи отрегулировать винтом каче­ ство смеси и о тключить аккумуля­ тор. Во время работы печи техник долж ен внимательно следить за поддержанием давлени я в резер­ вуаре и в баллоне со сжатым воз­ духом, регулировать открытием воздушной дроссельной заслонки, поступление теплого воздуха в обогреваемый об ’ект. Д л я выключения печи следует закрыть запорную иглу топлива и подачу сжатого воздуха из балло­ на, а такж е став и ть давление из резервуара. Описанная выше печь перед все­ ми существующими конструкция­ ми обладает сл едующими преиму­ ществами: 1. Абсолютной безопасностью в пожарном отношении. Весь про­ цесс горения в этой печи про­ исходит внутри, следовательно, использовать ее можно на самом близком расстоянии от мотора. Это, кроме того, дас.т возможность со­ хранить тепловую энергию с боль­ шим коэфициентом использова­ ния ее. 2. Запуск этой печи н адеж ен и быстр. 3. Климатические условия (ве­ тер, дождь, с н е г и т. д.) на рабо­ ту ее не влияют. П редлагаем ая мною печь внут­ реннего сгорания уж е опробована и в работе д ал а хорошие результа­ ты. Іуша русского человека В землянке было* тихо. Сидя на койке, гвардеец Скнарев читал письмо. «Сашенька, дорогой мой братиш­ ка! Прими привет и пожелания здоровья от мамы, Ирочки и меня. Сегодня я дежурю по штабу ПВО. Сижу одна и решила написать тебе большое письмо. Все, все опишу. , Во-первых, от всего сердц а б л а ­ годарю, что ты часто пишешь. Своими письмами’ ты спас от смер­ ти мою, а т акж е и твою маму. Ты возможно не поверишь, Сашенька, но это чистая правда. Когда прие­ дешь, все сам увидишь и у б е­ дишься. Когда погиб Сеня, мама тяж ел о переживала эту потерю, долго б о ­ лела. Д в а раза на нервной почве у нее были приступы, а затем у п а­ док сил. Я возила маму в Москву, в лечебницу. Там ей очень хорошо помогли. Сейчас мама чувствует с е ­ бя лучше, копала огород с нами, садила картофель, д ел ает все по хозяйству, но очень похудела. Ты пишешь, чтобы я берегла ма­ му. Я выполняю твой наказ, до р о ­ гой мой. Мама дл я меня все. С а­ шенька, милый, прошу тебя напи­ ши маме письмо и т а к напиши: «Мама, береги себя, чтобы мн!е было к кому приехать». Д а ты луч- ше меня знаешь, как написать. А писем от тебя она ждет так же, как ждала их от Сени. Когда приходит Гвардии майор А. И. Скнарев. Фото И. Михеева. почтальон, у нас большая радость, а у мамы в особенности. И сущую правду ты говоришь, что мы живем твоими письмами, а ты нашими. Сашенька, немножко про дом аш ­ нюю Жизнь. Дома все хорошо, картофель уж е всходит на о го р о ­ де. Возле дома мы посадили немно­ го помидор. К осени, к о гд а ты рассчитываешь приехать, у нас б у ­ дут свои помидоры. Ты писал, что выслал еще де­ нег. Н едавно получили от тебя 700 рублей, столь'ко ж е получили от жены твоего друга. П исьм а от тебя приходят ча­ сто, за это о т в сего сердца благо­ дарим. В одном из них получили две фотокарточки: большое спа­ сибо, дорогой наш, все наши прось­ бы выполняешь. А мама т а к рада, что всем со сед ям показывает твои фотографии и с гордостью говорит: — Вот мой второй сынок, таікой же, к а к и первый. Ну, ещ е напишу о погоде. Уж очень сейчас хорошо. Сегодня осо­ бенный д ен ь, тепло. Молодежь в летних п л ат ья х отправилась на открытие парка. К р угом зелень и цветы. К а к было бы хорошо, если бы ты был с нами! Ты спрашиваешь: в чем мы нуж­ даем ся? С ам а я главн ая н у ж д а — это твой п р и езд . О нас не беспо­ койся, д а бер еги себя. А то ты все время заб отиш ься: то соби­ раешь к о е -ч т о д л я нас,—беспо­ коишься, т о отп рави ть не с кем—* беспокоиш ься. Б у д ь з д о р ш и счастли в в своей боевой ж и зн и . Д о свидания, родной наш. 'К р еп к о тебя с мамой и Ир»4' кой обним аем и целуем. ПривеТ твоим б оевым д р у зьям . Клава». Скнарев кончил читать и задУ' I мался. Он не видел ещ е ии матери*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz