Североморский лётчик. 1944, август.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 16 августа 1944 г., № 194 (264). А ГИ ТА ТО РУ К ДНЮ А ВИ А Ц И И УСПЕХИ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Новыми успехами встречает тра диционный народный праздник Д е н ь ст алин ск ой авиации совет ская авиационная промышленность. На сам ол ето стр ои тельны х, моторо строи тельных заводах, предприя ти ях, и зго то в л яющ и х лриборы и оборудование д л я самолетов, ц а рит необычайный производствен ный п о д ’ем. Новыми трудовыми подвигами о твеч аю т авиастроители на победы героической Красной Армии и Военно-М орского Флота. Реализуя обещ ани я, данные Председателю Г осударственн ого Комитета Обо роны Верховному Главноком анду ющ ему М арш ал у Советского Союза товарищ у С талину, работники авиационной промышленности пе ревыполнили июльский план произ в одства боевых машин дл я Крас ной Армии. Особенно растет произ водство машин, усовершенствован ных типов... Бо л ьш ин ство предприятий авиа ционной промышленности работает ритмично, стр о го со б лю д ая суточ ный график. З а истекший месяц особенно вы д ел и л и сь своей рабо той заводы , где директорами тт. Лисицын , Левин, Сколов, Смирнов, А кулов, Ярунин, Белянский, Л и т винов, Третьяков, Баландин, Ж е з лов, Солдатов, К азак о в и Морозов. Н еу кл о н но растет техническая ба за советской авиационной промы шленности. На заводе, где дирек тором Герой Социалистического Т руда тов. Третьяков, недавно пу щены шесть конвейеров, все обо рудование дл я которых изготовле но самим заводом. С пуском кон вейеров трудоем кость изготовле ния самолетов снизилась на 20 про центов. Конвейеры оборудованы современной световой сигнализа цией, позволяющей точно регла ментировать время различных опе раций. Заново перестроен технологиче ский процесс на ІІ-ском заводе. З д е с ь введено в эксплоатацшо 28 поточных линий. К аждая машина в результате этого нововведения выпускается теп ерь па 130 часов Своевременно подготовиться к зиме О ПОДОГРЕВЕ МОТОРА быстрее, чем до внедрения поточ ных линий. Неустанно совершенствуется тех нологический процесс на авиамо торном заводе имени Фрунзе. К о л лектив завода успешно добивает ся выполнения своего обязатель ства товарищу Сталину об у д в о е нии срока службы мотора. На за воде, где директором тов. Ж езлов, внедрен в производство и дал большой эффект предложенный конструктором Григорьевым и ин женером Егоровым новый способ притирки (шлифовки) шевронных шестерен. В победах, одерживаемых со ветской авиацией на фронтах Оте чественной войны, немалая засл у га авиаконструкторов, которые не устанно совершенствуют боевые самолеты, повышают их скорость, дальность, маневренность, увели чивают мощь их вооружения. Существенным образом, напри мер, модернизированы за время войны истребители «Яковлев» и «Лавочкин». Герой Социалистического Труда знаменитый советский конструктор Лавочкин так рассказывает о своем самолете: — Бели взять истребитель, ко торый принял бой на границе 22 ию ня 1941 года, и тот, который пере летел нашу границу сейчас — в них сразу можно узнать родных братьев — братьев, но не близне цов. Между «Лагг-3» и «Ла-5» стоит длинный ряд самолетов, каждый из которых лучше своего предшественника. Все работники советской авиа ционной промышленности — кон структоры, командиры производст ва, рабочие и работницы, вооду шевленные великими победами на ступающей Красной Армии, прила гают все силы, чтобы в авгуете„ра- ботать еще лучше, чем в июле, дать Красной Армии и Военно- Морскому Флоту еще больше пер воклассных боевых самолетов и тем помочь им быстрее добить не- мецко-фашнстских захватчиков. Надежно прикрывать наши бомбардировщики С ЛЕТНО-ТАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ЛЕТЧИКОВ-ИСТРЕБИТЕЛЕИ Летчики-истребители Н-ской части за последнее время несколько раз участвовали в-сопровождении ударной авиации, бомбившей к о рабли, стоявшие в Киркенесе, и сам порт. Опыт, который накопили они за это время, представлял большую ценность д л я молодых летчиков. Кроме того, возник ряд новых вопросов по тактике. Д л я того, чтобы разработать более совершенные формы прикры тия бомбардировщиков и торпедоносцев, разрешить некоторые такти ческие проблемы, летчики-истребители Н-ской части собрались на- дн ях на летно-тактическую конференцию. «Прикрытие бомбардиров щиков при н ал е те на порт Киркенес»,—такова тема конференции. Майор Тульский, несколько раз водивший своих летчиков на Киркенес, в своем вступительном слове разобрал тактику противни ка, показал, к ак надо противодействовать ей. На положительных и отрицательных примерах т. Тульский раскрыл основные законы со провождения. Вслед за майором Тульским выступали летчики. Каждый гово рил по вопросу, волнующему его, и делал соответствующие выводы. Содержательным было выступление старшего лейтенанта Арта монова. Он сказал : — Опыт последних боев показывает, что немцы, атакуют наши самолеты снизу, спереди. Нам действовать лучше четверкой. При чем отбивать атаки обязана одна пара. Д ругая же, сверху, должна прикрывать ее. Д л я достижения большего маневра истребители непо средственного прикрытия и тем более группа боя должны иметь над ударными самолетами превышение. — Радиодисциплина в бою,—сказал, выступивший на конферен- . ции лейтенант Буканов,—обязательное условие успеха. Рядовые л ет чики д о лж ны использовать эфир в исключительных случаях, переда вать обязаны четко и раздельно. Однажды в бою я услышал по ра дио : «'Меня атакуют», в другой раз—«Справа «мессер». Обстановка для меня была неясной только потому, что летчик не назвал свой номер. С дел ьным и практическими советами на конференции выступили т а к ж е л етчи ки тт. Полковников, Корнеев, Егоров, Казельский и другие. __Н аш а задача,—заключил т. Тульский,—не допустить ни одной потери от истребителей противника. Д л я этого н а д о :1 умело и во время разгады в ат ь тактику врага, быть всегда осмотрительными, стро го соб лю д ать строй. (Наш. корр.) Одним из сложных элементов в эксплоатации винтомоторной груп пы самолетов в зимних условиях является постоянная готовность мотора к запуску. Этот вопрос оставался проблемным в течение ряда лет. Максимальную а к ту ал ь ность он получил в условиях войны. В настоящее время мы имеем ряд методов подготовки мотора к запуску в условиях низких темпе ратур. Они, в основном, сводятся к следующим: прогрев винтомо торной группы при помощи за правки систем горячей водой и маслом; поддержание положи тельных температур при помощи периодического запуска и прогре ва мотора; подогрев винтомоторной группы при помощи посторонних источников тепла — ламп, печей. Практика эксплоатации сам ол е тов в условиях трех военных зим показала, что метод заправки си стем самолета горячей водой и ма слом ввиду потребности большого количества специальных машин «ВМЗ», а также затраты значи тельного времени и труда — не практичен. Метод поддержания температур винтомоторной груп пы при помощи периодического прогрева мотора оказался действен ным в смысле постоянной готовно сти самолетов к вылету. Однако ввиду большого расхода высокока чественного горючего, а также ценного моторесурса, он не мо ж ет быть применим, как основной. В самом деле, дл я поддержания боеготовности самолета с мотором «Аллисон» при температурах о к р у жающего воздуха от минус 10 до минус 15 градусов «С» необходи мо прогрев его вести через каждые 3 часа, т. е. 8 раз в сутки. Средний расход горючего на один прогрев составляет 12— 15 литров. Он про должается 6—8 минут. Сл едова тельно, на прогрев в сутки теряет ся 120 литров высококачественно го горючего и 64 минуты мото ресурса. Основным методом поддержания самолета в постоянной боеготовно сти следует считать подогрев вин томоторной группы самолета при помощи специальных ламп и п е чей. Однако применяемые у нас лампы и печи имеют ряд суще ственных недостатков, к которым, ;в первую очередь, относятся: ма лый коэфициент использования Общий вид печи внутреннего сгорания. производимой тепловой энергии, пожарная опасность, ввиду нали чия огня и искр, сильное влияние погоды, в частности ветра, на про цесс горения. Все это накладывает ряд существенных трудностей и увеличивает время подготовки с а молета к вылету. Д л я того, чтобы обеспечить бы стрый и хороший подогрев мотора, я предложил новую конструкцию печи внутреннего сгорания. Она со стоит из следующих частей: ре зервуара д л я горючего, оборудо ванного насосом, манометром, з а порной иглой, голочугунной го ловки с ребрами, имеющей в своем корпусе ввернутую запальную све чу и запальника, медного ци линдра, набитого внутри азбестом и связанного с головкой печи, чу гунной трубки, на которой р а диально насажены пластины, к о р пуса, форсунки с воздушными и тепловыми жиклерами и регули ровочного винта, дросселя, анти- фляминга, и смесеобразовательной трѵбки. Работа печи протекает так: го рючее, под давлением 1,5—2 а т мосфер, из резервуара через топлив ный жиклер по трубке подходит к форсунке открытого типа и впры скивается в смесеобразовательную камеру. Одновременно в эту же камеру через воздушный жиклер происходит подача из баллона со Инженер-капитан И. Крыжановскийі сжатым воздухом. Частицы бензи на, увлекаемые воздухом, проходят антифляминг, попадают в смесе образовательную турбину, назна-. чение которой — придать струе вращательное движение для л уч шего перемешивания частиц. Затем смесь попадает во внутрь чугунной головки, где воспламеняется пер воначально при помощи запальной свечи, а в дальнейшем запальни ком, и сгорает. Тепло от сгорания передается головке, медному ци линдру, чугунному корпусу с ра диальными пластинками. Отрабо танный газ через штуцер отводит ся в атмосферу. Как эксплоатировать печь? Д л я запуска ее необходимо в резервуа ре с горючим с помощью насоса созд ать давление 1,5 — 2 атмо сферы. Затем включить акку мулятор в ц епь свечи, от крыть баллон со сжатым воз духом и запорную иглу топлива. После вспышки по звуку работы печи отрегулировать винтом каче ство смеси и о тключить аккумуля тор. Во время работы печи техник долж ен внимательно следить за поддержанием давлени я в резер вуаре и в баллоне со сжатым воз духом, регулировать открытием воздушной дроссельной заслонки, поступление теплого воздуха в обогреваемый об ’ект. Д л я выключения печи следует закрыть запорную иглу топлива и подачу сжатого воздуха из балло на, а такж е став и ть давление из резервуара. Описанная выше печь перед все ми существующими конструкция ми обладает сл едующими преиму ществами: 1. Абсолютной безопасностью в пожарном отношении. Весь про цесс горения в этой печи про исходит внутри, следовательно, использовать ее можно на самом близком расстоянии от мотора. Это, кроме того, дас.т возможность со хранить тепловую энергию с боль шим коэфициентом использова ния ее. 2. Запуск этой печи н адеж ен и быстр. 3. Климатические условия (ве тер, дождь, с н е г и т. д.) на рабо ту ее не влияют. П редлагаем ая мною печь внут реннего сгорания уж е опробована и в работе д ал а хорошие результа ты. Іуша русского человека В землянке было* тихо. Сидя на койке, гвардеец Скнарев читал письмо. «Сашенька, дорогой мой братиш ка! Прими привет и пожелания здоровья от мамы, Ирочки и меня. Сегодня я дежурю по штабу ПВО. Сижу одна и решила написать тебе большое письмо. Все, все опишу. , Во-первых, от всего сердц а б л а годарю, что ты часто пишешь. Своими письмами’ ты спас от смер ти мою, а т акж е и твою маму. Ты возможно не поверишь, Сашенька, но это чистая правда. Когда прие дешь, все сам увидишь и у б е дишься. Когда погиб Сеня, мама тяж ел о переживала эту потерю, долго б о лела. Д в а раза на нервной почве у нее были приступы, а затем у п а док сил. Я возила маму в Москву, в лечебницу. Там ей очень хорошо помогли. Сейчас мама чувствует с е бя лучше, копала огород с нами, садила картофель, д ел ает все по хозяйству, но очень похудела. Ты пишешь, чтобы я берегла ма му. Я выполняю твой наказ, до р о гой мой. Мама дл я меня все. С а шенька, милый, прошу тебя напи ши маме письмо и т а к напиши: «Мама, береги себя, чтобы мн!е было к кому приехать». Д а ты луч- ше меня знаешь, как написать. А писем от тебя она ждет так же, как ждала их от Сени. Когда приходит Гвардии майор А. И. Скнарев. Фото И. Михеева. почтальон, у нас большая радость, а у мамы в особенности. И сущую правду ты говоришь, что мы живем твоими письмами, а ты нашими. Сашенька, немножко про дом аш нюю Жизнь. Дома все хорошо, картофель уж е всходит на о го р о де. Возле дома мы посадили немно го помидор. К осени, к о гд а ты рассчитываешь приехать, у нас б у дут свои помидоры. Ты писал, что выслал еще де нег. Н едавно получили от тебя 700 рублей, столь'ко ж е получили от жены твоего друга. П исьм а от тебя приходят ча сто, за это о т в сего сердца благо дарим. В одном из них получили две фотокарточки: большое спа сибо, дорогой наш, все наши прось бы выполняешь. А мама т а к рада, что всем со сед ям показывает твои фотографии и с гордостью говорит: — Вот мой второй сынок, таікой же, к а к и первый. Ну, ещ е напишу о погоде. Уж очень сейчас хорошо. Сегодня осо бенный д ен ь, тепло. Молодежь в летних п л ат ья х отправилась на открытие парка. К р угом зелень и цветы. К а к было бы хорошо, если бы ты был с нами! Ты спрашиваешь: в чем мы нуж даем ся? С ам а я главн ая н у ж д а — это твой п р и езд . О нас не беспо койся, д а бер еги себя. А то ты все время заб отиш ься: то соби раешь к о е -ч т о д л я нас,—беспо коишься, т о отп рави ть не с кем—* беспокоиш ься. Б у д ь з д о р ш и счастли в в своей боевой ж и зн и . Д о свидания, родной наш. 'К р еп к о тебя с мамой и Ир»4' кой обним аем и целуем. ПривеТ твоим б оевым д р у зьям . Клава». Скнарев кончил читать и задУ' I мался. Он не видел ещ е ии матери*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz