Североморский лётчик. 1944, август.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК IS августа 1944 г., № 193 (2G3), тг— -........ И. Колейников ы героя НА НОВОМ САМОЛЕТЕ ® ПЕРВЫЙ НОЧНОЙ ПОЛЕТ # КТО ИДЕТ Ш1 УРМАНОМ? ^ ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО © ЛЕТЧИКИ ГОРДЯТСЯ ШТУРМАНОМ-ГЕРОЕМ В начале этого года мне при шлось ігёреквалифйдирі}ааться из летчика-лбдочника на летчика су хопутной машины. За нят.ь лет ра боты на «МБР-2» я так іс нему при вык, что меня д аж е несколько пу гала мысль о сухопутном, да еще двухмоторном самолете. С .этими мыслями я прибыл в эскадрилью Героя, Советского Союза- капитана Вербицкого, штурманом в которой служит ныне Гепой. Советского Союза Селезнев. При первой встрече с .летчиками подразделения капитан Селезнев невольно привлек мое внимание. В личной жизни штурман эска дрильи—открытый человек, гото вый сделать все для своих товари щей. В боевой обстановке—он го тов сделать все для того, чтобы обнаружить противника. • Вскоре я мог убедиться в пра вильности своих предположений. Есть у капитана Селезнева еще одно качество. Качество, с кото рым каждый,<штурман будет-поль зоваться неизменным успехом у всех летчиков. Это качество ,я узнал в своем первом ночном .по лете на новом самолете. ' К аждый летчик, который летал ночью на задание, навсегда за помнит свой первый полет. Пред-' стоящий лолех .был „очень важным, и я перед ним немного волновался. Вечером ■ м е н я-- -вызвали на командный пункт и приказали при готовить экипаж и самолет к выле ту. Затем я ознакомился. ...с. зада нием и при этом .подумал: кто же пойдет штурйаном? Ведь штур мана у меня еще не было. .И как бы в ответ на мои мысли командир ' эскадрильи" сісазал: пойдете с ' ка питаном Селезневым.'' Подняв го лову от карты, я увидел Селезне ва. Он хитро подмигнул мне'и’мы .вдвоем принялись уточнить марш- .Т»5;т. ........ , .Все было готово лі:срок, -и через ■полчаса мы уже поднялись ввоз,- дух. Светящиеся приборы сия ли передо мною, а внизу рас- ‘ стнл'алос'ь черное от низкой облач ности маре. 'Погода была плохая, шли на малой высоте. Вскоре пе ред нами Стала стена, И я'вонгел в облачность. Чувство ответственно сти за важное задание волновало меня. Я сидел, напряженно всмат риваясь в показания приборов. Са молет. болтало, от .сильного на пряжения я не мог точно держать курс. И тут я.вдруг услышал го лос штурмана: — г Спокойно, спокойно. Какой у тебя курс? .51 назвал курс и по указанию шту*рмаи:а внес в него поправку. Мне '.стадо легче и спокойнее, я осЛабил Ноги и руки и почувство вал^ как они устали от напряже ния. Пробив облачность, мы вы шли в точку поворота и пошли на су.шу. Там тоже была облачность и приходилось итти под нею, меж ду сопок. Отлично зная район, штурман чутьем определял, что впереди нас сопки и доворачйвал меня на новый курс. Так в течение долгих и трудных минут, то лави руя между сопок и видя по сто ронам зловещие отвесные скалы, то ныряя в облачность, я время от времени слышал голос штурма на: — Влево на тридцать градусов, поднабери высоту. Ниже. Отверни влево! Вскоре разведывательное зада ние было выполнено, и обратный путь уже казался легче от созна ния; что дело мы .свое сделали. Во многом помог мне тогда . Селезнев, помог своим спокойствием, муже ством и мастерством. . Изумительное качество' штурма на — в трудную для летчика ми нуту, помочь ему разумным и спо койным советом. У капитана Се- ,Дежнева это качество развито осо- ’бфно? После того памятного ночного полета много раз поднимался я в воздух; с другими штурманами. Н е которые из них шли в свой первый 'боевой полет, но в поведении их я Чувствовал систему капитана Се лезнева. <И в трудных многочасо вых полетах, за сотни километров от родного аэродрома, было прият но сознавать, что впереди у тебя сИднт штурман, перенявший луч шие качества своего достойного подражания учителя. Вот почему все разведчики — штурманы и Летчики—гордятся сво им штѵрманом—Героем Советского Союза капитаном Селезневым, с кем они имеют честь служить вме сте, чей опыт и знания принесли много' успехов нашим экипажам. ОФИЦЕР АВИАЦИОННОМ МАСТЕРСКОЙ Цех, во главе которого стоит инженер-капитан Черненков, один из ответственных в Н-ской мастер ской. Моторы—сердце, самолета — ремонтируют люди цеха. Работа эта требует от них глубоких зн а ний и немалого опыта. Особенно большую ответственность она н а кладывает на командиров произ водства, офицеров, которые руко водят ремонтом. Инженер-капитана Черненкова всегда можно видеть в цехе. Серьезный, с большими теоретиче скими знаниями и практическим опытом, . он много делает дл я того, чтобы добиться безукориз ненного ремонта моторов. С лич ным составом он часто проводит беседы и технические конферен ции. Д л я того, чтобы работа про изводилась более грамотно и точ но по технологии, т. Черненков добивается изготовления всех ин- Инженер-капитан Черненков. струмеитов, приборов и запасных частей. И нж ен ер сам после дли тельного рабочего дня проводит все экспериментальные работы. Много трудится инженер-капи тан и над тем, чтобы точно, до ми нут, выполнить график ремонта. Он не уходит на отдых до тех пор, пока лично на испытательной станции не убедится в качестве отремонтированной его цехом ма териальной части. Работу технического руководи теля тов. Черненков совмещает с требовательностью к подчинен ным и заботой о них. Часто бесе дует с ними. Командир всегда научит, поза ботится и, если надо, потребует,— так отзывается об инженер-капита- не Черненкове весь личный состав цеха. Н. ТЕСЛЕНКО. Жизнь экипажа спасена Н-СКИЙ АЭРОДРОМ . (Наш. корр.). Об’явлена боевая готов ность. В воздухе нарастает гул моторов самолетов: наши возвра щаются с боевого задания. Чуть в стороне от группы идет один са молет. Он оставляет позади длин ную полосу дыма и, не заходя на круг, садится с убранными шасси. К горящему самолету под’ез- жает санитарная машина. Л ейте нант медицинской службы В. З л о бина быстро выскакивает из каби ны. «Спасти жизнь экипажа, вы тащить его из самолета, пока пла мя не подобралось к бензобакам и не взорвалась машина»,—эти мы сли не покидают сестру. Черные, с дымящимися комбине зонами, летчик и штурман выпры гивают из самолета. Злобина бро сается к задней кабине. Сквозь пламя и удушливый дым лейтенант медицинской службы с помощью шофера Шахирева извлекает из го рящей кабины раненых стрелка- радиста Марейчука и воздушного стрелка Дударева. ...В санчасти к приему раненых все готово. Главный врач т. Юсфин знает, что небольшая задержка в чем-нибудь может быть -смертель на для раненых. Во всех действиях врача—спокойствие. Ему в работе помогают фельдшер лейтенант ме дицинской службы Шамрай А. и медсестра младший сержант т. Во лос атов а. Раненым летчикам и стрелкам оказана помощь. Через 30 минут они направляются в госпиталь. — Теперь жизнь экипажа спа сена. Люди будут жить,—говорит врач. он н риземлиле я "на“своем^^ро^ро ме^^іехан ик ^само л^т^^т ПМУЧ™ «Ил-2». Как только ду по ремонту самолета. Быстро « ^ Г р а б о ^ Нестеренко вому вылету. ; ; НА СНИМКЕ: в разгар ремонта. РАНЬШЕ СРОКА РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДАЛИ ЭКОНОМИЮ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ Коммѵнист. Гробованов руково дит ремонтной бригадой автороты. Приспосабливаясь к сложным специфическим условиям, ре монтники за последнее время р е шили ряд сложных проблем, с п о собствующих быстрому восстанов лению материальной части. Отлив ка чашек Гука, заливка подшипни ков, заточка коленчатых валов а в томашины вручную дала боль шую экономию запасных частей, а главное—обеспечила возможность быстрого ввода в строй автома шин и тракторов. Недавно у одной из автомашин, вставшей на ремонт, требовалось заменить втулку серьги задней рессоры. Запасных частей не было. Ж д а т ь прибытия их из тыла — значит допустить дли тел ь ный простой машин. Вопрос был решен на месте. Вместо бронзовой нашли стальную трубку произ вольной формы. Запрессовали ее и заточили. На июль перед ремонтной брига дой офицер Гринченко поставил задачу сделать средний ремонт двум «ЗЙС» и одному трактору «Дизель». Благодаря рационали заторским предложениям и упор ному труду задание было выпол нено на 10 дней раньше срока. Наравне с боевыми делами на ших летчиков стоит скромный труд тракториста т. Васильева. Он работает на старте. Во время одно го из последних боезых вылетов североморской авиации на аэро дром совершил посадку тя желый 'бомбардировщик. Васильев, не считаясь с опасностью, под вел трактор к самолету и быст ро убрал поврежденную машину с летной площадки. Посадка дру гим нашим самолетам была обес печена. В автороте научились ценить время. К аж д ую свободную минуту личный состав отдает учебе, по вышению своих знаний по специ альности. Комсомолец Макаров ра ботает слесарем в ремонтной брига де. Большая загруженность в ра боте ему не помешала изучить ав томашину. Приемная комиссия присвоила т. Макарову права шо фера третьего класса. Самоотверженный боевой труд личного состава подразделения офицера Гринченко высоко оц е нивается командованием. Около одной четверти бойцов отмечено правительственными наградами. И. ЛУКАЧЕВ. ВЕСТИ С БАЛТИКИ Растет сила ударов по врагу пя птя и»».., ‘ " "-v.cHcmiu возглавил брига- P оота. Через три часа машина вновь была готова к бое- Фото И. Михеева. Авиация Краснознаменного Б а л тийского флота продолжает нано сить тяжелы е удары по .врагу. В Финском заливе наши штур мовики и пикировщики атаковали плавсредства противника. Быстро отыскав цель, умело маневрируя в зоне зенитного огня, наши л ет чики точными ударами бомб с пи кирования потопили д в а немецких тральщика и сторожевой катер. В течение прошлого дня н ад за ливом разыгрывались ожесточен ные воздушные бои, закончившие ся крупной победой наших истре бителей. Шесть немецких машин сбили летчики гвардейского п о д разделения Героя Советского Сою за подполковника Мироненко. О д ного «ФВ-190» сбил сам Миронен ко, водивший в этот день своих летчиков. Несколько воздушных боев провели и летчики гвардей ского подразделения полковника Корешкова, которые сбили 9 не мецких самолетов. Особенно о тли чился гвардии лейтенант Просо лов. Он один за другим сбил два «ФВ-190». Одного истребителя уничтожил Герой Советского Сою за капитан Кравцов. По одной не мецкой машине сбили гвардейцы капитаны Якушев и Чиняков, стар- л ейтенант Потапов, лейте- ший ки флота за день сбили 16 враже ских самолетов. Сильный удар по плавсредствам врага нанесли наши летчики в Чудском озере. Штурмовики гвар дии полковника Курочкина пото пили 7 судов противника, 8 по вредили. Одну группу «ИЛ ’ов» вел гвардеец Пилипенко. Преодо лев сильное противодействие зе нитного огня противника, штурмо вики потопили два катера и само ходную десантную баржу, а одну баржу повредили. Д р у га я группа штурмовиков, ведомая гвардии старшим лейтенантом Орловым, потопила две баржи, тяжело по вредила буксир и самоходную десантную баржу. 11 августа бомбардировщики под командованием капитана Мер кулова находились ,в «свободном полете» н ад Финским заливом. Просматривая д ал ек о простираю щееся водное пространство, Мер кулов обнаружил большой враже ский транспорт. Точный курс к ко раблю проложил штурман капитан Реязаев. На подходе к цели бом бардировщик был встречен интен сивным зенитным огнем противни ка. Преодолев сопротивление вра га, экипаж в составе коммунистов Меркулова, Рензаева и стрелка- радиста Букова атаковал И пото- канты Морозов, Нигриенко и Рых- ІІИЛ транспорт водоизмещением до лов. Всего, таким образом, летчи- ' 8 тысяч тонн.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz