Североморский лётчик. 1944, август.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК IS августа 1944 г., № 193 (2G3), тг— -........ И. Колейников ы героя НА НОВОМ САМОЛЕТЕ ® ПЕРВЫЙ НОЧНОЙ ПОЛЕТ # КТО ИДЕТ Ш1 УРМАНОМ? ^ ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО © ЛЕТЧИКИ ГОРДЯТСЯ ШТУРМАНОМ-ГЕРОЕМ В начале этого года мне при­ шлось ігёреквалифйдирі}ааться из летчика-лбдочника на летчика су­ хопутной машины. За нят.ь лет ра­ боты на «МБР-2» я так іс нему при­ вык, что меня д аж е несколько пу­ гала мысль о сухопутном, да еще двухмоторном самолете. С .этими мыслями я прибыл в эскадрилью Героя, Советского Союза- капитана Вербицкого, штурманом в которой служит ныне Гепой. Советского Союза Селезнев. При первой встрече с .летчиками подразделения капитан Селезнев невольно привлек мое внимание. В личной жизни штурман эска­ дрильи—открытый человек, гото­ вый сделать все для своих товари­ щей. В боевой обстановке—он го­ тов сделать все для того, чтобы обнаружить противника. • Вскоре я мог убедиться в пра­ вильности своих предположений. Есть у капитана Селезнева еще одно качество. Качество, с кото­ рым каждый,<штурман будет-поль­ зоваться неизменным успехом у всех летчиков. Это качество ,я узнал в своем первом ночном .по­ лете на новом самолете. ' К аждый летчик, который летал ночью на задание, навсегда за­ помнит свой первый полет. Пред-' стоящий лолех .был „очень важным, и я перед ним немного волновался. Вечером ■ м е н я-- -вызвали на командный пункт и приказали при­ готовить экипаж и самолет к выле­ ту. Затем я ознакомился. ...с. зада­ нием и при этом .подумал: кто же пойдет штурйаном? Ведь штур­ мана у меня еще не было. .И как бы в ответ на мои мысли командир ' эскадрильи" сісазал: пойдете с ' ка­ питаном Селезневым.'' Подняв го­ лову от карты, я увидел Селезне­ ва. Он хитро подмигнул мне'и’мы .вдвоем принялись уточнить марш- .Т»5;т. ........ , .Все было готово лі:срок, -и через ■полчаса мы уже поднялись ввоз,- дух. Светящиеся приборы сия­ ли передо мною, а внизу рас- ‘ стнл'алос'ь черное от низкой облач­ ности маре. 'Погода была плохая, шли на малой высоте. Вскоре пе­ ред нами Стала стена, И я'вонгел в облачность. Чувство ответственно­ сти за важное задание волновало меня. Я сидел, напряженно всмат­ риваясь в показания приборов. Са­ молет. болтало, от .сильного на­ пряжения я не мог точно держать курс. И тут я.вдруг услышал го­ лос штурмана: — г Спокойно, спокойно. Какой у тебя курс? .51 назвал курс и по указанию шту*рмаи:а внес в него поправку. Мне '.стадо легче и спокойнее, я осЛабил Ноги и руки и почувство­ вал^ как они устали от напряже­ ния. Пробив облачность, мы вы­ шли в точку поворота и пошли на су.шу. Там тоже была облачность и приходилось итти под нею, меж­ ду сопок. Отлично зная район, штурман чутьем определял, что впереди нас сопки и доворачйвал меня на новый курс. Так в течение долгих и трудных минут, то лави­ руя между сопок и видя по сто­ ронам зловещие отвесные скалы, то ныряя в облачность, я время от времени слышал голос штурма­ на: — Влево на тридцать градусов, поднабери высоту. Ниже. Отверни влево! Вскоре разведывательное зада­ ние было выполнено, и обратный путь уже казался легче от созна­ ния; что дело мы .свое сделали. Во многом помог мне тогда . Селезнев, помог своим спокойствием, муже­ ством и мастерством. . Изумительное качество' штурма­ на — в трудную для летчика ми­ нуту, помочь ему разумным и спо­ койным советом. У капитана Се- ,Дежнева это качество развито осо- ’бфно? После того памятного ночного полета много раз поднимался я в воздух; с другими штурманами. Н е­ которые из них шли в свой первый 'боевой полет, но в поведении их я Чувствовал систему капитана Се­ лезнева. <И в трудных многочасо­ вых полетах, за сотни километров от родного аэродрома, было прият­ но сознавать, что впереди у тебя сИднт штурман, перенявший луч­ шие качества своего достойного подражания учителя. Вот почему все разведчики — штурманы и Летчики—гордятся сво­ им штѵрманом—Героем Советского Союза капитаном Селезневым, с кем они имеют честь служить вме­ сте, чей опыт и знания принесли много' успехов нашим экипажам. ОФИЦЕР АВИАЦИОННОМ МАСТЕРСКОЙ Цех, во главе которого стоит инженер-капитан Черненков, один из ответственных в Н-ской мастер­ ской. Моторы—сердце, самолета — ремонтируют люди цеха. Работа эта требует от них глубоких зн а­ ний и немалого опыта. Особенно большую ответственность она н а ­ кладывает на командиров произ­ водства, офицеров, которые руко­ водят ремонтом. Инженер-капитана Черненкова всегда можно видеть в цехе. Серьезный, с большими теоретиче­ скими знаниями и практическим опытом, . он много делает дл я того, чтобы добиться безукориз­ ненного ремонта моторов. С лич­ ным составом он часто проводит беседы и технические конферен­ ции. Д л я того, чтобы работа про­ изводилась более грамотно и точ­ но по технологии, т. Черненков добивается изготовления всех ин- Инженер-капитан Черненков. струмеитов, приборов и запасных частей. И нж ен ер сам после дли­ тельного рабочего дня проводит все экспериментальные работы. Много трудится инженер-капи­ тан и над тем, чтобы точно, до ми­ нут, выполнить график ремонта. Он не уходит на отдых до тех пор, пока лично на испытательной станции не убедится в качестве отремонтированной его цехом ма­ териальной части. Работу технического руководи­ теля тов. Черненков совмещает с требовательностью к подчинен­ ным и заботой о них. Часто бесе­ дует с ними. Командир всегда научит, поза­ ботится и, если надо, потребует,— так отзывается об инженер-капита- не Черненкове весь личный состав цеха. Н. ТЕСЛЕНКО. Жизнь экипажа спасена Н-СКИЙ АЭРОДРОМ . (Наш. корр.). Об’явлена боевая готов­ ность. В воздухе нарастает гул моторов самолетов: наши возвра­ щаются с боевого задания. Чуть в стороне от группы идет один са­ молет. Он оставляет позади длин­ ную полосу дыма и, не заходя на круг, садится с убранными шасси. К горящему самолету под’ез- жает санитарная машина. Л ейте­ нант медицинской службы В. З л о ­ бина быстро выскакивает из каби­ ны. «Спасти жизнь экипажа, вы ­ тащить его из самолета, пока пла­ мя не подобралось к бензобакам и не взорвалась машина»,—эти мы­ сли не покидают сестру. Черные, с дымящимися комбине­ зонами, летчик и штурман выпры­ гивают из самолета. Злобина бро­ сается к задней кабине. Сквозь пламя и удушливый дым лейтенант медицинской службы с помощью шофера Шахирева извлекает из го­ рящей кабины раненых стрелка- радиста Марейчука и воздушного стрелка Дударева. ...В санчасти к приему раненых все готово. Главный врач т. Юсфин знает, что небольшая задержка в чем-нибудь может быть -смертель­ на для раненых. Во всех действиях врача—спокойствие. Ему в работе помогают фельдшер лейтенант ме­ дицинской службы Шамрай А. и медсестра младший сержант т. Во­ лос атов а. Раненым летчикам и стрелкам оказана помощь. Через 30 минут они направляются в госпиталь. — Теперь жизнь экипажа спа­ сена. Люди будут жить,—говорит врач. он н риземлиле я "на“своем^^ро^ро ме^^іехан ик ^само л^т^^т ПМУЧ™ «Ил-2». Как только ду по ремонту самолета. Быстро « ^ Г р а б о ^ Нестеренко вому вылету. ; ; НА СНИМКЕ: в разгар ремонта. РАНЬШЕ СРОКА РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДАЛИ ЭКОНОМИЮ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ Коммѵнист. Гробованов руково­ дит ремонтной бригадой автороты. Приспосабливаясь к сложным специфическим условиям, ре­ монтники за последнее время р е ­ шили ряд сложных проблем, с п о ­ собствующих быстрому восстанов­ лению материальной части. Отлив­ ка чашек Гука, заливка подшипни­ ков, заточка коленчатых валов а в ­ томашины вручную дала боль­ шую экономию запасных частей, а главное—обеспечила возможность быстрого ввода в строй автома­ шин и тракторов. Недавно у одной из автомашин, вставшей на ремонт, требовалось заменить втулку серьги задней рессоры. Запасных частей не было. Ж д а т ь прибытия их из тыла — значит допустить дли тел ь­ ный простой машин. Вопрос был решен на месте. Вместо бронзовой нашли стальную трубку произ­ вольной формы. Запрессовали ее и заточили. На июль перед ремонтной брига­ дой офицер Гринченко поставил задачу сделать средний ремонт двум «ЗЙС» и одному трактору «Дизель». Благодаря рационали­ заторским предложениям и упор­ ному труду задание было выпол­ нено на 10 дней раньше срока. Наравне с боевыми делами на­ ших летчиков стоит скромный труд тракториста т. Васильева. Он работает на старте. Во время одно­ го из последних боезых вылетов североморской авиации на аэро­ дром совершил посадку тя­ желый 'бомбардировщик. Васильев, не считаясь с опасностью, под­ вел трактор к самолету и быст­ ро убрал поврежденную машину с летной площадки. Посадка дру­ гим нашим самолетам была обес­ печена. В автороте научились ценить время. К аж д ую свободную минуту личный состав отдает учебе, по­ вышению своих знаний по специ­ альности. Комсомолец Макаров ра­ ботает слесарем в ремонтной брига­ де. Большая загруженность в ра­ боте ему не помешала изучить ав­ томашину. Приемная комиссия присвоила т. Макарову права шо­ фера третьего класса. Самоотверженный боевой труд личного состава подразделения офицера Гринченко высоко оц е­ нивается командованием. Около одной четверти бойцов отмечено правительственными наградами. И. ЛУКАЧЕВ. ВЕСТИ С БАЛТИКИ Растет сила ударов по врагу пя птя и»».., ‘ " "-v.cHcmiu возглавил брига- P оота. Через три часа машина вновь была готова к бое- Фото И. Михеева. Авиация Краснознаменного Б а л ­ тийского флота продолжает нано­ сить тяжелы е удары по .врагу. В Финском заливе наши штур­ мовики и пикировщики атаковали плавсредства противника. Быстро отыскав цель, умело маневрируя в зоне зенитного огня, наши л ет ­ чики точными ударами бомб с пи­ кирования потопили д в а немецких тральщика и сторожевой катер. В течение прошлого дня н ад за­ ливом разыгрывались ожесточен­ ные воздушные бои, закончившие­ ся крупной победой наших истре­ бителей. Шесть немецких машин сбили летчики гвардейского п о д ­ разделения Героя Советского Сою ­ за подполковника Мироненко. О д ­ ного «ФВ-190» сбил сам Миронен­ ко, водивший в этот день своих летчиков. Несколько воздушных боев провели и летчики гвардей­ ского подразделения полковника Корешкова, которые сбили 9 не­ мецких самолетов. Особенно о тли ­ чился гвардии лейтенант Просо­ лов. Он один за другим сбил два «ФВ-190». Одного истребителя уничтожил Герой Советского Сою­ за капитан Кравцов. По одной не­ мецкой машине сбили гвардейцы капитаны Якушев и Чиняков, стар- л ейтенант Потапов, лейте- ший ки флота за день сбили 16 враже­ ских самолетов. Сильный удар по плавсредствам врага нанесли наши летчики в Чудском озере. Штурмовики гвар­ дии полковника Курочкина пото­ пили 7 судов противника, 8 по­ вредили. Одну группу «ИЛ ’ов» вел гвардеец Пилипенко. Преодо­ лев сильное противодействие зе­ нитного огня противника, штурмо­ вики потопили два катера и само­ ходную десантную баржу, а одну баржу повредили. Д р у га я группа штурмовиков, ведомая гвардии старшим лейтенантом Орловым, потопила две баржи, тяжело по­ вредила буксир и самоходную десантную баржу. 11 августа бомбардировщики под командованием капитана Мер­ кулова находились ,в «свободном полете» н ад Финским заливом. Просматривая д ал ек о простираю­ щееся водное пространство, Мер­ кулов обнаружил большой враже­ ский транспорт. Точный курс к ко­ раблю проложил штурман капитан Реязаев. На подходе к цели бом­ бардировщик был встречен интен­ сивным зенитным огнем противни­ ка. Преодолев сопротивление вра­ га, экипаж в составе коммунистов Меркулова, Рензаева и стрелка- радиста Букова атаковал И пото- канты Морозов, Нигриенко и Рых- ІІИЛ транспорт водоизмещением до лов. Всего, таким образом, летчи- ' 8 тысяч тонн.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz