Североморский лётчик. 1944, август.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК, 12 августа 1944 г., № 191 (26!) Г. Свирский С первого дня Великой Отечественной войны Младший лейтенант Ткаченко стянул с .головы шлем и, смахнув с лица капли пота, опустился на камень. В ушах еще гудел шум мотора, а перед глазами пронеслась карусель только что окончивше­ гося боя. Барражируя над аэродромом, летчик заметил в воздухе разрывы. Он покачал крыльями ведущему, но тот не ответил. Тогда Ткаченко бросился наперерез немецким бом­ бардировщикам, шедшим бомбить аэродром. Дерзость североморца спутала план немцев, они сбились с курса и, сбросив бомбы в залив, повернули обратно. Группа немцев атаковала а это время одинокую «чайку» Ткаченко. Летчик успел было зайти в хвост одному немцу, но в этот момент длинная огневая трасса прошла рядом с кабиной. Сверху пикиро­ вали два «стодевятых». Положе­ ние стало критическим. И вдруг вся шестерка гитлеров­ цев стала уходить. Ее атаковали четыре «И -16». Внезапность, с ко­ торой обрушились советские само­ леты, лишила немцев инициативы. На предельных скоростях они уш­ ли обратно. Ткаченко сидел теперь у землян­ ки и думал: — іКто же меня выручил? Раздумье прервал дежурный. — Ткаченко к телефону. Летчик .взял трубку, выслушал приказание, ответил коротким: «Есть!», затем, обернувшись к друзьям, улыбнулся. — Сафонов спас. К себе вызы­ вает. 'Командир ждал Ткаченко на командном пункте у четырех бе­ резок. Недолго беседовал он с молодым летчиком, но слова запали глубоко. — Я видел немцев, — говорил Сафонов,—но ждал на высоте, пока они пройдут, чтобы атаковать сза­ ди. В это время вы завязали с ни­ ми бой. Остальное знаете. Ваша ошибка в том,—продолжал Сафо­ нов,—что, оторвавшись от веду­ щего, вы пошли в атаку один. Это могло стоить вам жизни и, наде­ юсь, послужит хоірошим уроком. Никогда не отрывайтесь. Напряженные дни первых меся­ цев войны стали для летчика серьезным испытанием, через ко­ торое он прошел с честью. Весной 1942 года истребитель Ткаченко неожиданно превратился в штурмовика. К тому времени он сам стал командиром эскадрильи. В одну из весенних штурмовок шестерка «чаек», ведомая Ткачен­ ко, уничтожила десятки вражеских автомашин, истребила до 150 нем­ цев, в воздушных боях сбила 5 самолетов противника. Командую­ щий флотом об’явил летчикам бла­ годарность. Вскоре Ткаченко и его питомцы были награждены орде­ нами Красного Знамени, а некото­ рое время спустя, партийная орга­ низаций приняла командира эска­ дрильи по боевой характеристике в члены партии большевиков. 18 июня 1942 года немцы пред­ приняли крупный налет на Мур­ манск. В этот день по тревоге взле­ тел и Ткаченко*, получивший нака­ нуне партбилет. Первые волны бомбардировщи­ ков уже прорвались к городу. Тка­ ченко увидел клубы дыма. Боль за гибель мирных жителей оже­ сточила сердце. Летчик пошел в лоб на строй врагов. Полетела на землю сбитая вражеская машина. И тут Ткаченко увидел, ’что его; самолет поврежден: аз пробитых' баков хлестал бензин. Пришлось итти на вынужденную. Машина скапотировала, Ткаченко потерял сознание... Первые слава ему удалось про­ изнести на госпитальной койке. Он обратился с ними к врачу: — Будѵ ли летать? — Обязательно!—ответил тот. -о- За Вислой ПЕРВЫЙ УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 10 августа. (Спец. корр. ТАСС). Надо быть в эти дни в Польше, чтобы видеть, с каким искренним чувством благодарно­ сти приветствуют поляки совет­ ские войска. По дороге к Висле мы проехали множество населенных пунктов и всюду были свидетелями незабы­ ваемых волнующих встреч насе­ ления с Красной Армией. Наших бойцов забрасывают цветами, на­ перебой угощают фруктами, обни­ мают и целуют, как родных братьев. Улицы тихого провин­ циального Ярослава полны радо­ стного .^возбуждения. Сотни горо­ жан запрудили центральную пло­ щадь, где польские власти прово­ дят сегодня- митинг, названный «праздником вызволения». Жешув .почти такой же боль­ шой город, как наш Львов. Жите­ ли стоят тесными рядами на тро­ туарах и приветственно машут проходящим советским танкам. К зданию городской управы при­ крепляются флаги союзных'дер­ жав—польский, советский, амери­ канский, английский. В Лежай- ске через центральную улицу про­ тянут лозунг: «Слава Сталину». Н а окраине города толпа жите­ лей окружила группу пленных немцев, конвоируемых к вам в тыл. Из рядов поляков несутся грозные выкрики по адресу гитле­ ровцев. — Если бы вы только знали, как они опостылели,—говорит нам седой поляк Витольд Буселе- вич.—Эти годы немецкой влады казались лам вечностью. Освобожденная Польша рас­ прямляет спину, набирает воздух полной грудью. В городах откры­ ваются магазины, начинают рабо­ тать первые предприятия. В местечке Рудник мы видели, как рабочие и служащие приводи­ ли в порядок завод, на котором решено наладить выпуск предме­ тов первой необходимости. Стремительно вырвавшись к бе­ регам Вислы, Красная Армия спа­ сла полякам города на правобе­ режье. В чудесном сосновом лесу под Сокодувом находилось одно из польских имений Риббентропа. Он несколько раз приезжал сюда на охоту. Сейчас эта дача осталась в тылу наших войск. В местечке Демба мы видели огромный немецкий военный ла­ герь, оставленный противником. Он занимает несколько квадрат­ ных километров. Служебные ка­ менные здания, офицерские кот­ теджи, солдатские бараки, склады, гаражи, конюшни. Только здесь наши войска захватили около трид­ цати складов противника с воен­ ным имуществом, продоволь­ ствием и-горючим. Заходим в один из офицерских домов. Окна закры­ ты маскировочной бумагой. На столе—остатки ужина. Распахну­ тые дверцы шкафов и домашние вещи, в беспорядке раскиданные по полу. — Их подняли всех по тревоге ночью, — рассказывает местный житель Владислав Пшелрек. — Каждый норовил втиснуть в авто­ машину побольше личных вещей. Советские танки ворвались сюда в тот момент, когда немцы хотели поджечь склады. Мы присутствовали при допросе многих немецких военнопленных, взятых іна Висле, в с е они в один голос говорят, что германскую ар­ мию постигла еще одна роковая неожиданность. Немецкое коман­ дование было уверено, что сумеет остановить наше наступление еще на правом берегу Вислы и таким образом получит время, чтобы на­ дежно укрепить левый берег. Красная Армия и на этот раз пе­ речеркнула планы противника. На Висле с еще большей неумоли­ мостью повторились Дон и Днепр. Бои гремят за Вислой. Г. КРЫЛОВ, Несколько месяцев прошли в госпитале, а затем снова насту­ пили дни боевой работы, пока Ткаченко не дослали на учебу. Провожали командира всей эскадрильей. Крепко полюбили его подчиненные, полюбили за бесстра­ шие в бою, за заботу о них, за скромность. Дали слово не опозо­ рить чести эскадрильи, воспитан­ ной на традициях сафоновской гвардии. ...Прошли месяцы учебы. И сно­ ва вернулся Ткаченко на родной аэродром. Четыре звездочки уже блестели на его погонах. Весной нынешнего года он повел в бой молодых летчиков, и те восхища­ лись мастерством командира. Чуть позже над вражеским аэродромом четыре истребителя, ведомые Ткаченко, вступили в бой с шестеркой «стодевятых». Немцы хотели атаковать наших штурмо­ виков, но группа Ткаченко отби­ ла попытку. Отличились воспитан­ ники Ткаченко—летчики Кузнецов и Михайлов. Только летчик Спи­ ридонов допустил ошибку: он д е ­ лал малый крен на вираже и одно­ му из немцев удалось зайти в хвост машине Спиридонова. Если бы не помощь друзей, отогнавших врага, быть бы Спиридонову сби­ тым. После боя Ткаченко собрал лет­ чиков и, разбирая ошибку Спири­ донова, задал вопрос. — Что рождает успех истреби­ теля в, бою? — Мужество и жажда боя,—о т ­ ветил один из молодых летчиков. — Правильно. Но одной сме­ лости мало. -Спиридонов - чуть не погиб не от недостатка смелости, а потому, что у него нехватило мастерства. Если бы он отлично знал свой самолет, сливался с ним воедино, то не побоялся бы на т а ­ кой прекрасной машине делать глубокие виражи и не подпустил бы немца. Любят летчики слушать расска­ зы Ткаченко о его учителях—Са­ фонове, Дорошине, Туманове, Плотко. Теплы и задушевны 'эти беседы о первых североморских асах, на «чайках» и «бисах» по­ беждавших врага. И оттого, что сам Ткаченко совершил почти 400 боевых вылетов, сбил восемь само­ летов противника, звучат его сло­ ва убедительно и веско, застав­ ляют слушателей - проникаться уважением к своему командиру. НАН БОРОТЬСЯ С ВЛАЖНОСТЬЮ? ГВАРДИИ СТАРШИЙ ТЕХНИК-ЛЕЙТЕНАНТ А. СТАКАНОВ. Опыт эксплоатации мотора «Ал­ лисон» показал, что при относи­ тельной влажности воздуха, кото­ рая бывает на Севере в среднем 80—90. процентов, особенно в дождливую погоду, происходит овлажнение (отпотевание) побе­ гушки и колодки распределения зажигания. Вследствие этого они теряют диэлектрические свойства и ие выдерживают напряжения, которое подается на свечи. Мотор начинает «трясти». Бывает иногда и так: после про­ должительного бездействия мото­ ра масса его приобретает темпе­ ратуру, равную температуре окру­ жающей среды. При первом про­ греве мотор работает нормально, но достаточно выключить его и снова запустить, как он начинает «барахлить». Такое явление про­ исходит часто при низких темпе­ ратурах и при прогреве подогре­ вательными приспособлениями. Обсудив этот вопрос с техниче­ ским составом подразделения, мы решили поставить вместо воздуш­ ного фильтра, расположенного сверху распределителя зажигания и суфлера, находящегося внизу не­ го, фильтры «антиувлажнители», назначение которых производить осушку воздуха, проходящего в полость распределителя зажига­ ния. Фильтр «антиувлажнитель» пред­ ставляет из себя патрон, заполнен­ ный химическим составом «анти- увлажнителем» (см. схему). В ка­ честве «антиувлажнителя» мы применили соль, которую брали из свечных заглушков и из мешочков, находящихся в таре мотора «Ал­ лисон». Предварительно эту соль просеивали с таким расчетом, что­ бы чаістицы ее не проваливались через сетку и обеспечивали проход воздуха. (Практика показала, что размер их должен быть 2—3 мм. 25мм.. о Устройство фильтра-суфлера «антиувлажнителя», 1. Корпус патрона; 2. Химиче­ ская сетка; 3. Донышко патрона на резьбе; 4. Сетка на донышке; 5. Резьба патрона; 6. Сквозное отверстие; 7. Металлическая сетка. куб.). Сетку в фильтре желательно иметь с отверстиями 0,5 мм. Пе­ риодически, по мере эксплоатации мотора, «антиувлажнитель» сле­ дует менять. Такие фильтры мы поставили по. ка на один из моторов. Эксплоата- ция их дала положительные ре­ зультаты. Просим технический состав, ра­ ботающий на самолетах с моторами «Аллисон», высказать на страни­ цах газеты свое мнение по вопро­ су, затронутому в статье. СПАСИБО ЗА ЗАБОТУ! В конце мая «Североморский летчик» напечатал письмо стрел- ков-радистов тт. Мадиевского и Фроловекого к летчикам гвардей­ ской краснознаменной части. На­ ходясь после ранения в госпитале, они призывали боевых друзей уси­ лить удары по врагу, заверяли товарищей, что, благодаря заботе коллектива госпиталя, они быстро поправятся и возвратятся в строй. Ha-днях тт. Мадиевский и Фро- ловский вместе с гвардии стар­ шиной 1 статьи т. Пименовым прислали в редакцию новое пись­ мо. В нем они выражают свою го­ рячую благодарность сотрудни­ кам госпиталя, а также т. Сив- ковой за постоянную материнскую заботу о них. В ответ на эту заботу мужественные воины обещают скоро возвратиться в строй, чтобы еще сильнее драться с врагом до полного его разгрома. „ФОККЕ-ВУЛЬФ“ ПАДАЕТ В МОРЕ... 70-й боевойвылет летчика-истребителяДмитрик Вслед за мощным ударом бом­ бардировщиков над целью появи­ лись стремительные «Ильюшины». Во главе их шел старший лейте­ нант Скопинцев. З а штурмовиками пересекающимися курсами ходили истребители капитана Малинов­ ского. При подходе к цели перед «Ильюшиными» выросла стена зе­ нитного огня: били пушки, авто­ маты и пулеметы. Не меняя курса, штурмовики вошли а пике. Истре­ бители стали обходить зенитный огонь врага с таким расчетом, что­ бы встретиться со штурмовиками, когда те выйдут из пикирования. Наши летчики знали тактику нем­ цев — атаковывать штурмовиков при выходе их из атаки. Так полу­ чилось и на этот раз. Со стороны Кйркенеса на бреющей высоте шли два «Фокже-Вульфа-190». Ве­ дущий истребителей был в это вре­ мя впереди и не заметил «фокке- ров». 'Вторую пару ударной груп­ пы «Яков» вел лейтенант Дмит­ рик — молодо.й, ио уже опытный летчик. Заметив врага, ом передал ведущему: —- Вижу два «ФВ-190», курсом на нас. Ведущий почему-то не отвечал. Медлить было нельзя. Дмитрик принял решение парой вступить в 'бой. «Фокке-Вудьфы», чтобы отвлечь внимание наших летчиков и раз­ бить их силы, применили свой из­ любленный метод расчленения: ведущий принял бой, а ведомый пошел вверх. Дмитрик ринулся на ведущего. Лейтенанту сразу же удалось зайти немцу в хвост. Враг стал хитрить, но это не помогало. Дмитрик с каждой минутой все ближе подходил к врагу. В это время его ведомый, младший лей­ тенант Старков, находясь во внут­ реннем пеленге, своим огнем не д а­ вал возможности сократить немцу вираж. Этим он помог Дмитрику окончательно зайти врагу в хвост. С дистанции 30—40 метров лейте­ нант открыл по немцу огонь из пу­ шек и пулеметов. Фашист был сбит. — Смотрите, «Фокке-Вульф» па­ дает, — передал лейтенант по ра­ дио. Многие из летчиков заметили номер машины, сбившей немца, но никто не знал фамилии победи­ теля... Разделавшись с врагом, лейте­ нант Дмитрик подошел к «Илам» и стал их сопровождать. Ударив по цели, наши самолеты благополуч­ но вернулись т а аэродром. Летчик-истребитель лейтенант Г. Дмитрик. Фото И. Михеева. ---- « ф -------- Это был семидесятый боевой вылет летчика-истребителя тов. Дмитоик и третий но счету сбитый им самолет. За боевые заслуги лейтенант т. Дмитрик награжден орденом Красного Знамени. Он является комсоргом п одразделения и своей повседневной боевой рабо­ той учит комсомольцев как надо бить врага. Л е й т е н а н т А . П Р Я Х И И.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz