Североморский лётчик. 1944, август.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК, 12 августа 1944 г., № 191 (26!) Г. Свирский С первого дня Великой Отечественной войны Младший лейтенант Ткаченко стянул с .головы шлем и, смахнув с лица капли пота, опустился на камень. В ушах еще гудел шум мотора, а перед глазами пронеслась карусель только что окончивше гося боя. Барражируя над аэродромом, летчик заметил в воздухе разрывы. Он покачал крыльями ведущему, но тот не ответил. Тогда Ткаченко бросился наперерез немецким бом бардировщикам, шедшим бомбить аэродром. Дерзость североморца спутала план немцев, они сбились с курса и, сбросив бомбы в залив, повернули обратно. Группа немцев атаковала а это время одинокую «чайку» Ткаченко. Летчик успел было зайти в хвост одному немцу, но в этот момент длинная огневая трасса прошла рядом с кабиной. Сверху пикиро вали два «стодевятых». Положе ние стало критическим. И вдруг вся шестерка гитлеров цев стала уходить. Ее атаковали четыре «И -16». Внезапность, с ко торой обрушились советские само леты, лишила немцев инициативы. На предельных скоростях они уш ли обратно. Ткаченко сидел теперь у землян ки и думал: — іКто же меня выручил? Раздумье прервал дежурный. — Ткаченко к телефону. Летчик .взял трубку, выслушал приказание, ответил коротким: «Есть!», затем, обернувшись к друзьям, улыбнулся. — Сафонов спас. К себе вызы вает. 'Командир ждал Ткаченко на командном пункте у четырех бе резок. Недолго беседовал он с молодым летчиком, но слова запали глубоко. — Я видел немцев, — говорил Сафонов,—но ждал на высоте, пока они пройдут, чтобы атаковать сза ди. В это время вы завязали с ни ми бой. Остальное знаете. Ваша ошибка в том,—продолжал Сафо нов,—что, оторвавшись от веду щего, вы пошли в атаку один. Это могло стоить вам жизни и, наде юсь, послужит хоірошим уроком. Никогда не отрывайтесь. Напряженные дни первых меся цев войны стали для летчика серьезным испытанием, через ко торое он прошел с честью. Весной 1942 года истребитель Ткаченко неожиданно превратился в штурмовика. К тому времени он сам стал командиром эскадрильи. В одну из весенних штурмовок шестерка «чаек», ведомая Ткачен ко, уничтожила десятки вражеских автомашин, истребила до 150 нем цев, в воздушных боях сбила 5 самолетов противника. Командую щий флотом об’явил летчикам бла годарность. Вскоре Ткаченко и его питомцы были награждены орде нами Красного Знамени, а некото рое время спустя, партийная орга низаций приняла командира эска дрильи по боевой характеристике в члены партии большевиков. 18 июня 1942 года немцы пред приняли крупный налет на Мур манск. В этот день по тревоге взле тел и Ткаченко*, получивший нака нуне партбилет. Первые волны бомбардировщи ков уже прорвались к городу. Тка ченко увидел клубы дыма. Боль за гибель мирных жителей оже сточила сердце. Летчик пошел в лоб на строй врагов. Полетела на землю сбитая вражеская машина. И тут Ткаченко увидел, ’что его; самолет поврежден: аз пробитых' баков хлестал бензин. Пришлось итти на вынужденную. Машина скапотировала, Ткаченко потерял сознание... Первые слава ему удалось про изнести на госпитальной койке. Он обратился с ними к врачу: — Будѵ ли летать? — Обязательно!—ответил тот. -о- За Вислой ПЕРВЫЙ УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 10 августа. (Спец. корр. ТАСС). Надо быть в эти дни в Польше, чтобы видеть, с каким искренним чувством благодарно сти приветствуют поляки совет ские войска. По дороге к Висле мы проехали множество населенных пунктов и всюду были свидетелями незабы ваемых волнующих встреч насе ления с Красной Армией. Наших бойцов забрасывают цветами, на перебой угощают фруктами, обни мают и целуют, как родных братьев. Улицы тихого провин циального Ярослава полны радо стного .^возбуждения. Сотни горо жан запрудили центральную пло щадь, где польские власти прово дят сегодня- митинг, названный «праздником вызволения». Жешув .почти такой же боль шой город, как наш Львов. Жите ли стоят тесными рядами на тро туарах и приветственно машут проходящим советским танкам. К зданию городской управы при крепляются флаги союзных'дер жав—польский, советский, амери канский, английский. В Лежай- ске через центральную улицу про тянут лозунг: «Слава Сталину». Н а окраине города толпа жите лей окружила группу пленных немцев, конвоируемых к вам в тыл. Из рядов поляков несутся грозные выкрики по адресу гитле ровцев. — Если бы вы только знали, как они опостылели,—говорит нам седой поляк Витольд Буселе- вич.—Эти годы немецкой влады казались лам вечностью. Освобожденная Польша рас прямляет спину, набирает воздух полной грудью. В городах откры ваются магазины, начинают рабо тать первые предприятия. В местечке Рудник мы видели, как рабочие и служащие приводи ли в порядок завод, на котором решено наладить выпуск предме тов первой необходимости. Стремительно вырвавшись к бе регам Вислы, Красная Армия спа сла полякам города на правобе режье. В чудесном сосновом лесу под Сокодувом находилось одно из польских имений Риббентропа. Он несколько раз приезжал сюда на охоту. Сейчас эта дача осталась в тылу наших войск. В местечке Демба мы видели огромный немецкий военный ла герь, оставленный противником. Он занимает несколько квадрат ных километров. Служебные ка менные здания, офицерские кот теджи, солдатские бараки, склады, гаражи, конюшни. Только здесь наши войска захватили около трид цати складов противника с воен ным имуществом, продоволь ствием и-горючим. Заходим в один из офицерских домов. Окна закры ты маскировочной бумагой. На столе—остатки ужина. Распахну тые дверцы шкафов и домашние вещи, в беспорядке раскиданные по полу. — Их подняли всех по тревоге ночью, — рассказывает местный житель Владислав Пшелрек. — Каждый норовил втиснуть в авто машину побольше личных вещей. Советские танки ворвались сюда в тот момент, когда немцы хотели поджечь склады. Мы присутствовали при допросе многих немецких военнопленных, взятых іна Висле, в с е они в один голос говорят, что германскую ар мию постигла еще одна роковая неожиданность. Немецкое коман дование было уверено, что сумеет остановить наше наступление еще на правом берегу Вислы и таким образом получит время, чтобы на дежно укрепить левый берег. Красная Армия и на этот раз пе речеркнула планы противника. На Висле с еще большей неумоли мостью повторились Дон и Днепр. Бои гремят за Вислой. Г. КРЫЛОВ, Несколько месяцев прошли в госпитале, а затем снова насту пили дни боевой работы, пока Ткаченко не дослали на учебу. Провожали командира всей эскадрильей. Крепко полюбили его подчиненные, полюбили за бесстра шие в бою, за заботу о них, за скромность. Дали слово не опозо рить чести эскадрильи, воспитан ной на традициях сафоновской гвардии. ...Прошли месяцы учебы. И сно ва вернулся Ткаченко на родной аэродром. Четыре звездочки уже блестели на его погонах. Весной нынешнего года он повел в бой молодых летчиков, и те восхища лись мастерством командира. Чуть позже над вражеским аэродромом четыре истребителя, ведомые Ткаченко, вступили в бой с шестеркой «стодевятых». Немцы хотели атаковать наших штурмо виков, но группа Ткаченко отби ла попытку. Отличились воспитан ники Ткаченко—летчики Кузнецов и Михайлов. Только летчик Спи ридонов допустил ошибку: он д е лал малый крен на вираже и одно му из немцев удалось зайти в хвост машине Спиридонова. Если бы не помощь друзей, отогнавших врага, быть бы Спиридонову сби тым. После боя Ткаченко собрал лет чиков и, разбирая ошибку Спири донова, задал вопрос. — Что рождает успех истреби теля в, бою? — Мужество и жажда боя,—о т ветил один из молодых летчиков. — Правильно. Но одной сме лости мало. -Спиридонов - чуть не погиб не от недостатка смелости, а потому, что у него нехватило мастерства. Если бы он отлично знал свой самолет, сливался с ним воедино, то не побоялся бы на т а кой прекрасной машине делать глубокие виражи и не подпустил бы немца. Любят летчики слушать расска зы Ткаченко о его учителях—Са фонове, Дорошине, Туманове, Плотко. Теплы и задушевны 'эти беседы о первых североморских асах, на «чайках» и «бисах» по беждавших врага. И оттого, что сам Ткаченко совершил почти 400 боевых вылетов, сбил восемь само летов противника, звучат его сло ва убедительно и веско, застав ляют слушателей - проникаться уважением к своему командиру. НАН БОРОТЬСЯ С ВЛАЖНОСТЬЮ? ГВАРДИИ СТАРШИЙ ТЕХНИК-ЛЕЙТЕНАНТ А. СТАКАНОВ. Опыт эксплоатации мотора «Ал лисон» показал, что при относи тельной влажности воздуха, кото рая бывает на Севере в среднем 80—90. процентов, особенно в дождливую погоду, происходит овлажнение (отпотевание) побе гушки и колодки распределения зажигания. Вследствие этого они теряют диэлектрические свойства и ие выдерживают напряжения, которое подается на свечи. Мотор начинает «трясти». Бывает иногда и так: после про должительного бездействия мото ра масса его приобретает темпе ратуру, равную температуре окру жающей среды. При первом про греве мотор работает нормально, но достаточно выключить его и снова запустить, как он начинает «барахлить». Такое явление про исходит часто при низких темпе ратурах и при прогреве подогре вательными приспособлениями. Обсудив этот вопрос с техниче ским составом подразделения, мы решили поставить вместо воздуш ного фильтра, расположенного сверху распределителя зажигания и суфлера, находящегося внизу не го, фильтры «антиувлажнители», назначение которых производить осушку воздуха, проходящего в полость распределителя зажига ния. Фильтр «антиувлажнитель» пред ставляет из себя патрон, заполнен ный химическим составом «анти- увлажнителем» (см. схему). В ка честве «антиувлажнителя» мы применили соль, которую брали из свечных заглушков и из мешочков, находящихся в таре мотора «Ал лисон». Предварительно эту соль просеивали с таким расчетом, что бы чаістицы ее не проваливались через сетку и обеспечивали проход воздуха. (Практика показала, что размер их должен быть 2—3 мм. 25мм.. о Устройство фильтра-суфлера «антиувлажнителя», 1. Корпус патрона; 2. Химиче ская сетка; 3. Донышко патрона на резьбе; 4. Сетка на донышке; 5. Резьба патрона; 6. Сквозное отверстие; 7. Металлическая сетка. куб.). Сетку в фильтре желательно иметь с отверстиями 0,5 мм. Пе риодически, по мере эксплоатации мотора, «антиувлажнитель» сле дует менять. Такие фильтры мы поставили по. ка на один из моторов. Эксплоата- ция их дала положительные ре зультаты. Просим технический состав, ра ботающий на самолетах с моторами «Аллисон», высказать на страни цах газеты свое мнение по вопро су, затронутому в статье. СПАСИБО ЗА ЗАБОТУ! В конце мая «Североморский летчик» напечатал письмо стрел- ков-радистов тт. Мадиевского и Фроловекого к летчикам гвардей ской краснознаменной части. На ходясь после ранения в госпитале, они призывали боевых друзей уси лить удары по врагу, заверяли товарищей, что, благодаря заботе коллектива госпиталя, они быстро поправятся и возвратятся в строй. Ha-днях тт. Мадиевский и Фро- ловский вместе с гвардии стар шиной 1 статьи т. Пименовым прислали в редакцию новое пись мо. В нем они выражают свою го рячую благодарность сотрудни кам госпиталя, а также т. Сив- ковой за постоянную материнскую заботу о них. В ответ на эту заботу мужественные воины обещают скоро возвратиться в строй, чтобы еще сильнее драться с врагом до полного его разгрома. „ФОККЕ-ВУЛЬФ“ ПАДАЕТ В МОРЕ... 70-й боевойвылет летчика-истребителяДмитрик Вслед за мощным ударом бом бардировщиков над целью появи лись стремительные «Ильюшины». Во главе их шел старший лейте нант Скопинцев. З а штурмовиками пересекающимися курсами ходили истребители капитана Малинов ского. При подходе к цели перед «Ильюшиными» выросла стена зе нитного огня: били пушки, авто маты и пулеметы. Не меняя курса, штурмовики вошли а пике. Истре бители стали обходить зенитный огонь врага с таким расчетом, что бы встретиться со штурмовиками, когда те выйдут из пикирования. Наши летчики знали тактику нем цев — атаковывать штурмовиков при выходе их из атаки. Так полу чилось и на этот раз. Со стороны Кйркенеса на бреющей высоте шли два «Фокже-Вульфа-190». Ве дущий истребителей был в это вре мя впереди и не заметил «фокке- ров». 'Вторую пару ударной груп пы «Яков» вел лейтенант Дмит рик — молодо.й, ио уже опытный летчик. Заметив врага, ом передал ведущему: —- Вижу два «ФВ-190», курсом на нас. Ведущий почему-то не отвечал. Медлить было нельзя. Дмитрик принял решение парой вступить в 'бой. «Фокке-Вудьфы», чтобы отвлечь внимание наших летчиков и раз бить их силы, применили свой из любленный метод расчленения: ведущий принял бой, а ведомый пошел вверх. Дмитрик ринулся на ведущего. Лейтенанту сразу же удалось зайти немцу в хвост. Враг стал хитрить, но это не помогало. Дмитрик с каждой минутой все ближе подходил к врагу. В это время его ведомый, младший лей тенант Старков, находясь во внут реннем пеленге, своим огнем не д а вал возможности сократить немцу вираж. Этим он помог Дмитрику окончательно зайти врагу в хвост. С дистанции 30—40 метров лейте нант открыл по немцу огонь из пу шек и пулеметов. Фашист был сбит. — Смотрите, «Фокке-Вульф» па дает, — передал лейтенант по ра дио. Многие из летчиков заметили номер машины, сбившей немца, но никто не знал фамилии победи теля... Разделавшись с врагом, лейте нант Дмитрик подошел к «Илам» и стал их сопровождать. Ударив по цели, наши самолеты благополуч но вернулись т а аэродром. Летчик-истребитель лейтенант Г. Дмитрик. Фото И. Михеева. ---- « ф -------- Это был семидесятый боевой вылет летчика-истребителя тов. Дмитоик и третий но счету сбитый им самолет. За боевые заслуги лейтенант т. Дмитрик награжден орденом Красного Знамени. Он является комсоргом п одразделения и своей повседневной боевой рабо той учит комсомольцев как надо бить врага. Л е й т е н а н т А . П Р Я Х И И.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz