Североморский лётчик. 1944, август.
АГИТАТОРУ К ДНЮ АВИАЦИИ 11 августа 1944 г.,№ 190 (260). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Сталинская авиация в Великой Отечественной войне Н е м е ц к и е захватчики в планах * * закабаления нашей страны большое место отводили авиации. Они рассчитывали, завоевав гос подство в воздухе, беспрепятствен но наносить удары по нашим вой скам и коммуникациям, разрушить промышленность, узлы дорог и аэродромы. Такими ударами про тивник н адеялся деморализовать советские войска и население и стремительным захватом важных центров страны быстро закончить войну. Д л я этого они, кроме громадного количества наземных войск, скон центрировали на советской грани це 26 бомбардировочных эскадр, 6 эскадр пикирующих бомбардиров щиков, 10 эскадр одномоторных истребителей, 6 эскадр двухмотор ных истребителей и 40 отрядов ближней разведки—всего свыше 4.000 самолетов. Позже Гитлер еще более усилил свою авиацию на советско-германском фронте. И з шести имеющихся у Германии воздушных флотов действуют на восточном фронте против наших войск четыре воздушных флота. К ним нужно еще прибавить воздуш ные силы гитлеровских вассалов. Решив любой ценой завоевать господство в воздухе, Гитлер в первый ж е день войны, на рас свете, послал всю эту армаду бомбить наши аэродромы. Днем и в последующие три дня, вплоть до 27 Июня, немецкая авиация почти беспрерывно совершала налеты на расположение наших ВВС. Это вероломное нападение создало немцам в первый период войны некоторое преимущество в воздухе в количественном отношении. Тут сказалась и вынужденная эвакуа ция наших авиазаводов в глубокий тыл, а значит и некоторый пере рыв в снабжении авиачастей новой материальной частью. И все же немцы просчитались. Уже в первые дни они потеряли громадное количество самолетов, и авиационное наступление, начатое в столь внушительных размерах и стремительном темпе, спало. Наши летчики храбро сражались с вра гом, вкладывая в азарт боя всю лю бовь к Родине, всю ненависть к врагу, -свое мастерство и отвагу. Товарищ Сталии еще в мирное время выращивал советскую авиа цию, к ак отец, заботился о летчи ках. И люди, воспитанные люби мым вождем, наши славные ста линские соколы с первых дней войны показывают чудеса храбро сти и героизма. Они нанесли н е мецкой авиации незалечимые раны ещ е в первоначальной стадии вой ны. Хотя в то время воздушные бои как правило, происходили при к о личественном перевесе немцев, на ши летчики брали превосходство отвагой и мастерством. На «И -16» и «Чайках» они отражали масси рованные налеты неприятеля, нес ли дозоры и смело вступали в -j бой с численно превосходящим противником. Старые летчики-се вероморцы помнят эти дни в За- лолярьи, когда славые сыны Р о дины Сафонов, Орлов, Покров ский, Сгибнев смело вели летчиков на врага, превышавшего в 3—4 ра за и более числом, и выигрывали бой. О мастерстве наших летчиков говорит тот факт, что большинство «стодевятых» были сбиты Сафоно вым и .его друзьями на «И-16», «Чайках» и «Харрикейнах». В то время, когда приходи лось часто подниматься в воздух и подолгу вести воздушные бои, быстро опустошая патронные ящи ки, советские летчики демонстри ровали верх летного искусства — таран. Пионерами таранного удара были летчики Ленинградского фронта. Около 30 из них соверши ли этот подвиг. Сразив против ника, они с небольшим поврежде нием своего самолета, как правило, возвращались на родные аэродро мы. Вскоре враг из-за больших по терь вынужден был перебрасы вать свою авиацию с одного уча стка фронта на другой, пытаясь ■1' м самым §оздать видимость Ш Ш Ш Ш Ш т Ш Ш ш * Рисунок художника Г. Веселова. большого количества авиации и скрыть потери в самолетах и л е т ных кадрах. Так постепенно теряла свою мощь германская авиация, а наша накапливала изо дня в день свои силы. Уже в исторической битве под Москвой наше командование су мело создать количественный пе ревес советской авиации над н е мецкой на решающем направле нии. Почти двукратный перевес и качественное превосходство н а шей авиации дали возможность вытеснить вражескую авиацию на решающем направлении с поля боя, сковать ее действия и тем самым обеспечить с воздуха побе доносное наступление наших войск, закончившееся полным раз громом немецкой группировки под Москвой. Однако общая обстановка в воз духе в количественном отношении продолжала еще значительное время оставаться благоприятной для немцев. Товарищ Сталин в докладе от 6 ноября 1941 года говорил: «В современной войне очень трудно бороться пехоте без танков и без достаточного авиационного при крытия с воздуха. Наша авиация по качеству превосходит немецкую авиацию, а наши славные летчики покрыли себя славой бесстрашных бойцов. Но самолетов у нас пока еще меньше, чем у немцев». Это был призыв к рабочим, инженерам, конструкторам авиационной про мышленности быстрее наладить массовый выпуск новых машин. Известно, что рабочие заводов и наша техническая интеллигенция справились с этой задачей. іК глубокой осени 1942 года мы уже добились равновесия в коли честве с воздушными силами нем цев, а на некоторых участках и численного превосходства и этом. В район Сталинграда немцы пере бросили свыше 2.000 своих лучших самолетов и экипажей. Перед на шей авиацией стояла задача отра зить воздушное наступление вр а га, завоевать господство в возду хе, помочь наземным войскам сна чала остановить, а затем разгро мить вражескую группировку и на носить удары по коммуникациям и тылам противника. Свою задачу наша авиация в районе Сталинграда выполнила. Изумительной стойкостью и без заветной храбростью отличались сталинские соколы в боях за волжскую твердыню. Пять месяцев шли ожесточенные схватки в сталинградском небе и закончи лись полным разгромом фашист ской авиации в этом районе. Если вначале германские летчики с о вершали ежедневно д о 2.000 само летовылетов, то к наступлению советских войск безраздельное господство в воздухе принадлежа ло уже нашей авиации. В первые три дня наступления советские летчики сбили и уничтожили 116 немецких самолетов. В день про исходило до 50 воздушных боев. іК концу кампании бобвая авиация немцев в этом районе была почти уничтожена, и летчики Красной Армии охотились за транспортны ми самолетами, подбрасывавшими продовольствие и боеприпасы о к руженным немецким пойскам. В боях под Сталинградом нашей авиацией было уничтожено свыше 1.500 самолетов противника. Таким ж е блистательным усп е хом советских летчиков закон чились воздушные бои с не мецкой авиацией на Кубани вес ной 1943 года. Но небывалый урон понесли .фашистские воздушные силы летом прошлого года. Д о н а чала Орловско-Курской битвы Живые свидетели рассказывают... ЛЬВОВ, 9 августа. (ТАСС). Пос ле освобождения Львова впервые за 3 года на улицы вышли измож денные, измученные люди. Это — немногие счастливцы, которым удалось вырваться из лагерей смерти, созданных в северной ча сти Львова. Они видели гибель д е сятков тысяч заключенных, были очевидцами массовых казней в Брюховинах, на Клепаровской, на Песках. Сегодня они, живые сви детели гитлеровских зверств, рас сказывают: ...В июле 1941 года, когда под Тарнополем еще шли ожесточен ные бои, во Львов прибыла зон- деркомаида, которую возглавляли эсэсовские офицеры Гебауэр^ Теш, Штайнер. В августе была об’явле- на первая так называемая «акция». По приказу коменданта на сбор ные пункты должны были явиться старики свыше 60 лет. Родителям было приказано привести детей в возрасте до 12 лет. И старики и дети были немедленно увезены из Львова, и с тех пор о их судьбе никто не знает. В конце Яновской улицы немцы обнесли колючей проволокой д е сятки кварталов. Сюда попали ра бочие железнодорожного узла и трамвайного парка, жены красно армейцев, ученые, артисты,^ врачи. Среди них были знаменитый дири жер и композитор Мунд, хирург» •профессор Островский с женой, профессоры-терапевты Грек и Р ен ский, профессор-гинеколог Соло вей, профессор Новицкий с сыном, поэт и музыкант Привас, профес сор Лригульский и многие другие. Однажды комендант лагеря к а питан Гебауэр совершал обход л а геря в сопровождении жены и сы на. Заключенные стояли, построив шись в шеренги. В первом ряду находился профессор Пригуль- ский. — В ы — настоящая немка, фрау Марта, — воскликнул лейтенант Штайнер, сопутствовавший своему начальнику. — Я охотно подберу вам мишени... Он быстро оглядел заключен ных, приказал Пригульскому вый ти вперед и отвел его к изгороди. Потом начертил мелом на груди профессора небольшой круг. Улы баясь, немка взяла из рук мужа пистолет. Она целилась долго и старательно, наконец, выстрелила. Профессор вздрогнул и уронил го лову. Пуля попала ему в горло. Следующим к забору был п о ставлен сын профессора. Но то л ь ко на седьмой жертве жена комен данта «попала» точно в мишень' — в сердце. Зато сын Гебауэра — 14-летний Вильгельм ни разу не промахнулся. Этот кровавый щ е нок застрелил 30 человек. Палач- отец сам ставил дл я него мишени. Штайнер и капитан Теш е ж е дневно расстреливали не менее 200 человек. Яновский лагерь стал кровавым адом, в котором днем и ночью слышались крики и.стоны. Жители укрывались в вырытых норах, под полами, в канализаци онных трубах. Но гестаповцы с со- баками-ищейками отыскивали их везде. Автоматчики стреляли по стенам, швыряли гранаты в к ан а лизационные трубы, подрывали минами дома. В один из дней з а ключенных. погрузили на трамвай ные платформы и провезли через весь город. Кто-то крикнул: «Граждане Львова! Запомните и отомстите за нас!». Н а Песках гестаповцы согнали обреченных с платформ и тут же расстреляли их, заставив перед казнью вырыть себе могилы. 'Когда нарастающий гул канона ды донесся до Львова, гитлеров ские палачи заметались, как к ры сы, почуявшие пожар, начали взрывать минами и жечь лагери смерти, чтобы скрыть следы сво их преступлений. Им не удалось 'этого сделать, не удалось уничто жить всех живых свидетелей. В памяти уцелевших жителей Л ьв о ва никогда не изгладятся страш ные картины гитлеровских зл о д ея ний. Гитлеровцы ответят за них сполна! был- нанесен ряд ударов по аэр о дромам противника и отражены массированные налеты врага с большими д л я него потерями. Борьба огромной силы разверну л ась в воздухе во время О р ло в ско-Курской битвы. Действия авиации неприятеля были ско ва ны, и она не могла повлиять на ход сражения. Наши ж е летчики, ведя непрерывное воздушное наступле ние, сумели выделить часть сил д л я борьбы с новыми немецкими танками — «тиграми», «пантерами», для разрушения немецких оборо нительных укреплений. В этом особенно отличились штурмовики и бомбардировщики. Н емецкая авиация потерпела жесточайшее поражение. В результате огромных потерь, понесенных под Сталинградом, затем в летних боях прошлого года и последующих сражениях, немец ко-фашистская авиация не могла уж е больше оправиться и измени ла свою тактику, чаще прибегая к обороне, а на о тдел ьных участках фронта совсем перешла к ней. Н а ша авиация, наоборот, расширила свои н аступательные действия и с каждым днем их об ’ем возрастает. Советская авиация добилась пре имущества в воздухе. Товарищ Сталин в д о к л ад е от 6 ноября 1943 года говорит об этом: «Всем известно, что гитлеров цы располагали в войне против ■ССОР не т о л ь к о сильно развитой промышленностью Германии, но и довольно мощной промышленно стью вассальных и оккупирован ных стран. И все ж е гитлеровцы іне смогли сохранить колич ествен ное превосходство в военной т ех нике, которое они имели в начале войны против Советского Союза». Промышленность Германии не успевает возмещать те потери, которые наносят немецкой авиа ции наши летчики. В повышении маневренности, скорости, боевой мощи советских самолетов большую роль сыграли наши авиаконструкторы. Товарищ Сталин непрерывно направляет их работу, и в результате наша авиа ция получила самолеты, значи тельно превосходящие по качеству немецкие. Наши модифицирован ные «Яковлевым, «Лавочкины», «Ильюшины», «Петляковы», новые скоростные бомбардировщики «ТУ-2» помогли нашим летчикам прочно завоевать господство в воз духе. Об этом говорят величай шие битвы нынешнего 1944 года. За три года войны фашистская авиация потеряла на советско- германском фронте 60 тысяч самолетов. Значительная часть ■этой армады уничтожена советски ми летчиками. Л етны е кадры нем цев выбиты, а новое пополнение в боевом отношении неполноценно. Товарищ Сталин так определяет новые кадры немецко-фашистской йрмии: «Если в начале войны она имела достаточное количество опытных кадров, т о теперь она разбавлена новоиспеченными моло дыми неопытными офицерами, к о торые поспешно бросаются немца ми на фронт, так как нет у них ни необходимых офицерских резервов, ни времени, чтобы обучить их». Не так обстоит д е л о у нас. За время войны наши кадры выросли и закалились, в совершенстве о в ладели своим оружием, стали м а стерами своего дела, научились не только бить врага наверняка, н о ' и правильно, умело действовать в больших комбинированных н але тах. Об этом говорит и славная, непрерывно растущая плеяда Г е роев Советского Союза, мастеров воздушного боя. З а годы войны североморские летчики уничтожили свыше 900 немецких самолетов, добились гос подства в заполярном небе и н а несли врагу большой урон в д р у гой технике. В последних опера циях заполярные фрицы еще силь нее почувствовали силу ударов североморской авиации. Свой традиционный праздник сталинская авиация на всех фрон тах Отечественной войны в стр е чает господством в воздухе над врагом и непрерывными ударами по фашистскому раненому зверю, уползающему в свою берлогу. Старший лейтенант А. СИДОРОВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz