Североморский лётчик. 1944, август.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т ч и к И августа 1944 г., № 190 (260), Ч е р е з лет Л етом 1933 года в одной из авиашкол молодые курсанты комсомольцы Авдеев и Нихамин, прикрепленные к инструк тору тов. Разумову, совершили свой первый вылет. Окончив школу, курсанты получили назначение в части и раз’ехались. Прошло 11 лет. И вот недавно на одном из аэродромов в ос вобожденном Крыму учитель вновь встретился со своими воспи танниками. М. В. Авдеев стал уже подполковником, знатным летчи ком Черноморского флота, Героем Советского Союза. Он сбил 16 немецких самолетов. Доблестью и славой покрыл себя и гвардии майор Д. Е. Нихамин, сбивший 10 самолетов противника. НА СНИМКЕ: капитан С: Н. Разумов (в центре) со своими бывшими воспитанниками. Фото Е. Халдея. Фотохроника ТАСС. Лейтенант С , Заводчиков Как я летал на Киркенес ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ # РА ЗГОВО Р С ГЕРОЕМ СОВЕТСКОГО СОЮ ЗА Щ К ЦЕЛИ Ф БОМ БИМ ПО ВЕДУЩЕМУ Q В ЗЕНИТНЫХ РАЗРЫВАХ # „МЕССЕРШМИТТ “ П А ДА Е Т ^ НА О ДНОМ .М О ТО Р Е ф ПОСАДКА О своем первом боевом вы лете летчик помнит всю жизнь. Как бы он ни летал потом, ск о л ь ко бы опыта ни было за его плеча ми — первый ,вылет всегда ясно, во всех деталях, стоит перед ним. Недавно испытать себя доверило командование и мне. — Идем, Заводчиков, бомбить Киркенес, — ск азал мне командир. Я энал, что Киркенес — г л а в ная база врага на Севере, и быть участником удара по ней было дл я меня особо радостно. Перед вылетом со мной, говори ли Герой Советского Союза гвар дии подполковник т. Ефремов и опытный летчик майор т. П р о кофьев. Они рассказали мне, на что в полете обращать главное внимание, точно указали место в строю. — Все поняли? — спросил меня гвардии подполковник. — Все, — ответил я ему. — Будьте внимательны, идите КОМАНДИРЫ ТОРПЕДНЫХ СТАТЬЯ НАПИСАНА Д Л Я ГАЗЕТЫ «СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК». Капитан-лейтенант Я. Вьиипинд КАТЕРОВ Торпедные катера — эти малень кие корабли, обладающие огром ной скоростью и замечательной маневренностью, стали грозной си лой в борьбе на вражеских комму никациях. Помимо разгрома кон воев они совершают набеги на ба ги врага, ходят в разведку и до зор, участвуют в десантных опера циях, решают другие разнообраз ные задачи. Хорошо освоив боевую техни ку катерного флота, советские мо ряки-офицеры обогатили тактику использования катеров многими эффективными приемами. Однако основной задачей торпедных кате ров попрежнему остается борьба против кораблей и транспортов противника. Многочисленные опе рации против вражеских конвоев в Баренцевом море, особенно зз по следние месяцы, показывают на сколько успешно катера могут ре шать эту задачу. Командир торпедного катера ста новится все более важной фигурой на нашем флоте. Служба на тор педных катерах требует от офице ра особых качеств. Если любой командир корабля должен уметь быстро оценивать обстановку и принимать на основе ее правильное решение, то командиру катера это необходимо вдвойне. Каким бы о т важным и решительным ни был к а терник, к ак хорбшо ни знал бы он свое оружие, ему трудно добиться успеха, если он не приучил себя мгновенно реагировать на события, происходящие вокруг. Прорыв на глазах у противника кольца охра нения,. огневой и дымовой завесы требует от командира храбрости и настойчивости, боевого умения и инициативы. Так, например, в атаке немецко го конвоя в Варангер-фиорце- командир торпедного катера стар ший лейтенант Павлов, видя, что головные корабли уже атакуются его товарищами, решил перенести удар иа концевые суда и, стреми тельно сблизившись с целью, по топил транспорт и сторожевик про тивника. Это было блестящее про явление инициативы, основанное на правильной оценке обстановки. Другой пример: наши катера, выйдя в море, настойчиво искали встречи с неприятелем. Поиск увен чался успехом — катерники об наружили «а дистанции 120 к а бельтовых корабли. Командир т. Кисов, награжденный двумл о р денами Красного Знамени, прика зал итт'и на сближение. Через не которое время' катерники опознали два вражеских сторожевика, ш ед ших встречным курсом. Один из сторожевиков стал запрашивать у катеров позывные. Ответа не по следовало. Оба корабля противни ка открыли огонь из Всех видов оружия. Снаряды ложились у на ших бортов. Но, невзирая на силь ный артиллерийский обстрел, к а терники продолжали сближаться. Прорвавшись сквозь огневую заве су, катера с двух сторон атаковали вражеские суда. Первым выпустил торпеду катер т. Кисова. Торпеда угодила в цель. Сквозь просвет по ставленной дымовой завесы был виден сильный взрыв и густое об лако дыма, окутавшее фашистский корабль. Почти одновременно вышел в атаку катер т. Желвакова, который избрал целью второй немецкий сторожевик. В результате прямого попадания торпед на дно Баренце ва моря ушел и этот пират. -На обратном пути североморцам пришлось выдержать борьбу с авиацией противника. Катер т. К и сова был атакован тремя самолё тами. «ФВ-190» заходили с разных сторон и, сбросив 6 бомб, подверг ли катер пулеметному обстрелу. В этом неравном бою с врагом севе роморские катерники проявили пример бесстрашия и самоотвер женности. Прославился своими лихими опе рациями и командир торпедного катера орденоносец т. Чернявский. РИСТО РАТКОВИЧ СТРАНА МОЯ Родина! Я сам не знал когда-то, Что люблю тебя такой любовью. Так глубок разлуки отпечаток. Я с тобой навеки связан кровью. Слышу братьев, что в плену остались, Слышу голоса их я повсюду. Сон придет—твои луга и скалы Вижу снова я в сияньи чуда. Родина-страдалица, словами Трудно говорить о свежей ране. Вспомнишь только — и лицо, как камень, Вспомнишь только—и бесстрашным станешь. Перевел с сербского Анатолий КУДРЕЙКО. Когда группа наших малых к ораб лей вышла в а т а к у «а две само ходные баржи, тов. Чернявский вступил в единоборство с «охотни ками» противника. Он отвлек на себя весь огонь и дал возможность другим катерам спокойно а т а к о вать баржи. В другой операции т. Чернявский долгое время пр есл е довал сторожевик противника. Не добившись занятия выгодного к у р сового угла, он решительно сбли зился с врагом и вынудил его вы броситься на камень. Третья атака проведена т. Чернявским вместе с другими катерами при выполнении операции по захвату вражеского бота и пленению его экипажа. Вы рвавшись вперед, т. Чернявский вплотную подошел к борту бота и полностью пленил находящихся там гитлеровцев. После этого к а тера открыли пулеметный огонь по борту и затопили фашистское с у д но. Вся эта дерзкая операция про должалась 12 минут. Она проведе на настолько стремительно, с т а кой подлинно-морской лихостью1, что противник был ошеломлен. Е го береговые батареи открыли огонь лишь тогда, когда катера уже л о жились на обратный курс. Тактико-технические данные торпедных катеров позволяют им действовать в любую погоду — шторм, осадки, туман — и в любое время суток. Эти замечательные качества используются до конца лишь в том случае, если на к ораб лях идут моряки, привычные к шторму и к качке, к снежным з а рядам и к ледяной воде. Такими и должны быть все наши к атер ники. Действуя на вражеских комму никациях самостоятельными груп пами, катера Северного флота п о казали себя внушительной ударной силой. Однако, сейчас надо перехо дить к новым формам взаимодей ствия не только между катерами, но и другими силами флота, в ч а с т ности и главным образом, с мор ской авиацией. Т акое взаимодейст вие открывает огромные возможно сти повышения активности д ей ст вий на вражеских коммуникациях. Прикрытие катеров с воздуха, на ведение их на ц ель, одновременный комбинированный удар по конною с воды и воздуха, развитие само летами успеха катеров и к а т е р а ми успеха самолетов — вот об ласть действий, в которой надо еще быстрее и глубже совершенст воваться экипажам и наших т о р педных катеров и наших самоле- і тов. строго в строю, следите за в е д у щим. С первых минут полета я строго выполнял указания командира. П е ред целью ещ е раз убедился в ис правности, безотказности матери альной части, провел и другую не обходимую подготовку. -— Скоро дель. Все ли готово? — спрашивает меня штурман старший лейтенант тов. Двинских. Я дол ожил о всех своих д ей ст виях перед целью . Подо мной чуть впереди Киркенес. Н ад ним подни мается серый дым. Выше дыма вид ны отчетливо вырисовывающиеся хлопья зенитных разрывов. П ятер ка, в которой я шел, легла на бое вой курс. В след за ведущим мой штурман сбросил <5омбы и продуб лировал сбрасывание аварийно. Внизу — новые клубы дыма, новые пожары. Ведущий начинает производить противозенитный маневр. Я повто ряю его эволюции; делаю разворот влево, затем вправо. Вдруг маши ну тряхнуло в левую сторону. Я взглянул на мотор — все нормаль но. Перенес взгляд на приборы — на манометре масла давление па дало. 'Оказывается, зенитный сна ряд на развороте разорвался под правым мотором моей машины и, перебив маслосистему, повредил 7-й цилиндр. Пройдя зону зенитно го огня, я убрал сектор газа и вы ключил один мотор. Винт перестал вращаться. После этого закрыл 4-ю группу бензобака, триммером руля поворота снял нагрузку с іноги в сторону работающего мото ра. Теперь главное — довести са молет д о своего аэродрома. Чтобы быть более спокойным, решил' осмотреть воздух: нет ли поблизо сти немецких истребителей. Бросив взгляд на правый сектор обстрела, заметил, что под хвост моей маши ны заходит «Ме-109». Я дал коман ду стрелкам отбить атаку врага, но они уж е заметили немца и вели по нему огонь. На помощь стрелкам пришли наши истребители прикры тия и сбили «стодевятого». . — Падает, п адает «мессер»! — закричал я, даж е забыв о том, что лечу на самолете с одним мотором. К о гд а кругом стихло, я еще раз о глядел ся — немецких истребите лей н е было. «Домой, все внимание работе левого мотора». Запросил у штурмана курс. Он назвал. С тал подбирать наивыгод нейший режим работы мотора, ско рость полета. Ч ерез н есколько минут показа лась родная земля, а затем и аэро дром. Шасси выпустились нормаль но. Немецкий истребитель повре дил мне только руль высоты, трим мер руля поворота и элероны. Пе ред посадкой произвел разворот с малым креном в сторону работаю щего мотора. З а х о д сделал пра вильно, по «Т». Затем выпустил за крылки, уменьшил шаг винта и по немногу стал убирать газ работа ющего мотора. П о са д к а получилась хорошей и уверенной. К о гд а я вышел из кабины, то как-буд то гора с плеч свалилась. Хотелось всем рассказывать о сво ем полете. Н о я подумал: «Ведь другие уже по сколько вылетов сделали, а я только первый!» Н ад о летать и еще летать: мстить врагу! ВЕСТИ С БАЛТИКИ КРЕПНУТ УДАРЫ ПО ВРАГУ 5 августа группа бомбардировщиков противника в сопровож дении истребителей пыталась совершить налет на наши корабли, производившие траление. На отражение атаки вражеских самоле тов вылетели истребители-гвардейцы. В завязавшемся воздушном бою гвардейцы сбили 4 немецких машины. Особо отличился Герой Советского Союза гвардии капитан Кравцов, сбивший два самолета — бомбардировщик и истребитель. По одному «ФВ-190» сбили гвардии майор Володин и гвардии старший лейтенант По темкин. Бомбо-штурмовой удар по вражеским плавсредствам нанесли штурмовики, ведомые капитанами Гургенидзе, Морозовым, Поповым, Борисовым и старшим лейтенантом Удальцовым, Двумя последовательными ударами были потоплены 4 тральщика и две быстроходные десантные баржи. Н а Чудском озере группа штурмовиков, ведомая старшим лейтенантом Банифатовым, потопила десантную баржу. Другая группа штурмовиков, ведомая лейтенантом Никитиным, преодолев зенитный огонь с кораблей врага, точными попаданиями бомб по топила один катер и одну баржу. Д в а истребителя-гвардейца старший лейтенант Илюхин и лейтенант Анбеков выполняли задание по разведке. В районе вра жеской военно-морской базы .внезапно с воздуха появилась чет верка «Ме-109». Вражеские самолеты парами пошли ,в атаку. Не смотря на двойное превосходство сил врага, наши гвардейцы смело приняли бой. Сбив один «Мессершмитт», разведчики благополучно вернулись на свой аэродром. -о- 'Зсг&УС'е&снои ^^авиАциг Взрывные заряды у секретного На английских самолетах у с е к ретных — р адио приемника, п ер е датчика, а также у бомбового при цела у стан авл и ваются небольшие. В военном л а гере Д эви с (США ) для тренировки зенитчиков прим е няются р акетны е мишени, в ы п у скаемы е с башни. взры вны е заряды . В случае падения самолета на в р а ж еской т е р р и то рии заряды взры ваются и у нич то жают упомянутое 4 ------ Q - — РАКЕТНЫЕ М ИШ ЕНИ Длина ракеты 1,5 м. Н ачальная скорость п о л ет а— 720 км|час, р ади у с действия о к ол о 2 км. оборудования оборудование, обе спечивая этим сохран ени е секре та е го конструк ции. .Модель Эрплен Ныос“. 1 Но таким ми шеням стреляют из 2 0 мм. и 40 мм. скорострельных зенитных пушек. „Интвравиа".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz