Североморский лётчик. 1944, август.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т ч и к И августа 1944 г., № 190 (260), Ч е р е з лет Л етом 1933 года в одной из авиашкол молодые курсанты комсомольцы Авдеев и Нихамин, прикрепленные к инструк­ тору тов. Разумову, совершили свой первый вылет. Окончив школу, курсанты получили назначение в части и раз’ехались. Прошло 11 лет. И вот недавно на одном из аэродромов в ос­ вобожденном Крыму учитель вновь встретился со своими воспи­ танниками. М. В. Авдеев стал уже подполковником, знатным летчи­ ком Черноморского флота, Героем Советского Союза. Он сбил 16 немецких самолетов. Доблестью и славой покрыл себя и гвардии майор Д. Е. Нихамин, сбивший 10 самолетов противника. НА СНИМКЕ: капитан С: Н. Разумов (в центре) со своими бывшими воспитанниками. Фото Е. Халдея. Фотохроника ТАСС. Лейтенант С , Заводчиков Как я летал на Киркенес ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ # РА ЗГОВО Р С ГЕРОЕМ СОВЕТСКОГО СОЮ ЗА Щ К ЦЕЛИ Ф БОМ БИМ ПО ВЕДУЩЕМУ Q В ЗЕНИТНЫХ РАЗРЫВАХ # „МЕССЕРШМИТТ “ П А ДА Е Т ^ НА О ДНОМ .М О ТО Р Е ф ПОСАДКА О своем первом боевом вы ­ лете летчик помнит всю жизнь. Как бы он ни летал потом, ск о л ь­ ко бы опыта ни было за его плеча­ ми — первый ,вылет всегда ясно, во всех деталях, стоит перед ним. Недавно испытать себя доверило командование и мне. — Идем, Заводчиков, бомбить Киркенес, — ск азал мне командир. Я энал, что Киркенес — г л а в ­ ная база врага на Севере, и быть участником удара по ней было дл я меня особо радостно. Перед вылетом со мной, говори­ ли Герой Советского Союза гвар­ дии подполковник т. Ефремов и опытный летчик майор т. П р о ­ кофьев. Они рассказали мне, на что в полете обращать главное внимание, точно указали место в строю. — Все поняли? — спросил меня гвардии подполковник. — Все, — ответил я ему. — Будьте внимательны, идите КОМАНДИРЫ ТОРПЕДНЫХ СТАТЬЯ НАПИСАНА Д Л Я ГАЗЕТЫ «СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК». Капитан-лейтенант Я. Вьиипинд КАТЕРОВ Торпедные катера — эти малень­ кие корабли, обладающие огром­ ной скоростью и замечательной маневренностью, стали грозной си­ лой в борьбе на вражеских комму­ никациях. Помимо разгрома кон­ воев они совершают набеги на ба­ ги врага, ходят в разведку и до­ зор, участвуют в десантных опера­ циях, решают другие разнообраз­ ные задачи. Хорошо освоив боевую техни­ ку катерного флота, советские мо­ ряки-офицеры обогатили тактику использования катеров многими эффективными приемами. Однако основной задачей торпедных кате­ ров попрежнему остается борьба против кораблей и транспортов противника. Многочисленные опе­ рации против вражеских конвоев в Баренцевом море, особенно зз по­ следние месяцы, показывают на­ сколько успешно катера могут ре­ шать эту задачу. Командир торпедного катера ста­ новится все более важной фигурой на нашем флоте. Служба на тор­ педных катерах требует от офице­ ра особых качеств. Если любой командир корабля должен уметь быстро оценивать обстановку и принимать на основе ее правильное решение, то командиру катера это необходимо вдвойне. Каким бы о т ­ важным и решительным ни был к а ­ терник, к ак хорбшо ни знал бы он свое оружие, ему трудно добиться успеха, если он не приучил себя мгновенно реагировать на события, происходящие вокруг. Прорыв на глазах у противника кольца охра­ нения,. огневой и дымовой завесы требует от командира храбрости и настойчивости, боевого умения и инициативы. Так, например, в атаке немецко­ го конвоя в Варангер-фиорце- командир торпедного катера стар­ ший лейтенант Павлов, видя, что головные корабли уже атакуются его товарищами, решил перенести удар иа концевые суда и, стреми­ тельно сблизившись с целью, по­ топил транспорт и сторожевик про­ тивника. Это было блестящее про­ явление инициативы, основанное на правильной оценке обстановки. Другой пример: наши катера, выйдя в море, настойчиво искали встречи с неприятелем. Поиск увен­ чался успехом — катерники об­ наружили «а дистанции 120 к а­ бельтовых корабли. Командир т. Кисов, награжденный двумл о р ­ денами Красного Знамени, прика­ зал итт'и на сближение. Через не­ которое время' катерники опознали два вражеских сторожевика, ш ед­ ших встречным курсом. Один из сторожевиков стал запрашивать у катеров позывные. Ответа не по­ следовало. Оба корабля противни­ ка открыли огонь из Всех видов оружия. Снаряды ложились у на­ ших бортов. Но, невзирая на силь­ ный артиллерийский обстрел, к а ­ терники продолжали сближаться. Прорвавшись сквозь огневую заве­ су, катера с двух сторон атаковали вражеские суда. Первым выпустил торпеду катер т. Кисова. Торпеда угодила в цель. Сквозь просвет по­ ставленной дымовой завесы был виден сильный взрыв и густое об ­ лако дыма, окутавшее фашистский корабль. Почти одновременно вышел в атаку катер т. Желвакова, который избрал целью второй немецкий сторожевик. В результате прямого попадания торпед на дно Баренце­ ва моря ушел и этот пират. -На обратном пути североморцам пришлось выдержать борьбу с авиацией противника. Катер т. К и ­ сова был атакован тремя самолё­ тами. «ФВ-190» заходили с разных сторон и, сбросив 6 бомб, подверг­ ли катер пулеметному обстрелу. В этом неравном бою с врагом севе­ роморские катерники проявили пример бесстрашия и самоотвер­ женности. Прославился своими лихими опе­ рациями и командир торпедного катера орденоносец т. Чернявский. РИСТО РАТКОВИЧ СТРАНА МОЯ Родина! Я сам не знал когда-то, Что люблю тебя такой любовью. Так глубок разлуки отпечаток. Я с тобой навеки связан кровью. Слышу братьев, что в плену остались, Слышу голоса их я повсюду. Сон придет—твои луга и скалы Вижу снова я в сияньи чуда. Родина-страдалица, словами Трудно говорить о свежей ране. Вспомнишь только — и лицо, как камень, Вспомнишь только—и бесстрашным станешь. Перевел с сербского Анатолий КУДРЕЙКО. Когда группа наших малых к ораб­ лей вышла в а т а к у «а две само­ ходные баржи, тов. Чернявский вступил в единоборство с «охотни­ ками» противника. Он отвлек на себя весь огонь и дал возможность другим катерам спокойно а т а к о ­ вать баржи. В другой операции т. Чернявский долгое время пр есл е­ довал сторожевик противника. Не добившись занятия выгодного к у р ­ сового угла, он решительно сбли­ зился с врагом и вынудил его вы ­ броситься на камень. Третья атака проведена т. Чернявским вместе с другими катерами при выполнении операции по захвату вражеского бота и пленению его экипажа. Вы ­ рвавшись вперед, т. Чернявский вплотную подошел к борту бота и полностью пленил находящихся там гитлеровцев. После этого к а ­ тера открыли пулеметный огонь по борту и затопили фашистское с у д ­ но. Вся эта дерзкая операция про­ должалась 12 минут. Она проведе­ на настолько стремительно, с т а ­ кой подлинно-морской лихостью1, что противник был ошеломлен. Е го береговые батареи открыли огонь лишь тогда, когда катера уже л о ­ жились на обратный курс. Тактико-технические данные торпедных катеров позволяют им действовать в любую погоду — шторм, осадки, туман — и в любое время суток. Эти замечательные качества используются до конца лишь в том случае, если на к ораб­ лях идут моряки, привычные к шторму и к качке, к снежным з а ­ рядам и к ледяной воде. Такими и должны быть все наши к атер ­ ники. Действуя на вражеских комму­ никациях самостоятельными груп­ пами, катера Северного флота п о­ казали себя внушительной ударной силой. Однако, сейчас надо перехо­ дить к новым формам взаимодей­ ствия не только между катерами, но и другими силами флота, в ч а с т ­ ности и главным образом, с мор­ ской авиацией. Т акое взаимодейст­ вие открывает огромные возможно­ сти повышения активности д ей ст­ вий на вражеских коммуникациях. Прикрытие катеров с воздуха, на­ ведение их на ц ель, одновременный комбинированный удар по конною с воды и воздуха, развитие само­ летами успеха катеров и к а т е р а ­ ми успеха самолетов — вот об ­ ласть действий, в которой надо еще быстрее и глубже совершенст­ воваться экипажам и наших т о р ­ педных катеров и наших самоле- і тов. строго в строю, следите за в е д у ­ щим. С первых минут полета я строго выполнял указания командира. П е ­ ред целью ещ е раз убедился в ис­ правности, безотказности матери­ альной части, провел и другую не­ обходимую подготовку. -— Скоро дель. Все ли готово? — спрашивает меня штурман старший лейтенант тов. Двинских. Я дол ожил о всех своих д ей ст­ виях перед целью . Подо мной чуть впереди Киркенес. Н ад ним подни­ мается серый дым. Выше дыма вид­ ны отчетливо вырисовывающиеся хлопья зенитных разрывов. П ятер ­ ка, в которой я шел, легла на бое­ вой курс. В след за ведущим мой штурман сбросил <5омбы и продуб­ лировал сбрасывание аварийно. Внизу — новые клубы дыма, новые пожары. Ведущий начинает производить противозенитный маневр. Я повто­ ряю его эволюции; делаю разворот влево, затем вправо. Вдруг маши­ ну тряхнуло в левую сторону. Я взглянул на мотор — все нормаль­ но. Перенес взгляд на приборы — на манометре масла давление па­ дало. 'Оказывается, зенитный сна­ ряд на развороте разорвался под правым мотором моей машины и, перебив маслосистему, повредил 7-й цилиндр. Пройдя зону зенитно­ го огня, я убрал сектор газа и вы ключил один мотор. Винт перестал вращаться. После этого закрыл 4-ю группу бензобака, триммером руля поворота снял нагрузку с іноги в сторону работающего мото­ ра. Теперь главное — довести са­ молет д о своего аэродрома. Чтобы быть более спокойным, решил' осмотреть воздух: нет ли поблизо­ сти немецких истребителей. Бросив взгляд на правый сектор обстрела, заметил, что под хвост моей маши­ ны заходит «Ме-109». Я дал коман­ ду стрелкам отбить атаку врага, но они уж е заметили немца и вели по нему огонь. На помощь стрелкам пришли наши истребители прикры­ тия и сбили «стодевятого». . — Падает, п адает «мессер»! — закричал я, даж е забыв о том, что лечу на самолете с одним мотором. К о гд а кругом стихло, я еще раз о глядел ся — немецких истребите­ лей н е было. «Домой, все внимание работе левого мотора». Запросил у штурмана курс. Он назвал. С тал подбирать наивыгод­ нейший режим работы мотора, ско­ рость полета. Ч ерез н есколько минут показа­ лась родная земля, а затем и аэро­ дром. Шасси выпустились нормаль­ но. Немецкий истребитель повре­ дил мне только руль высоты, трим­ мер руля поворота и элероны. Пе­ ред посадкой произвел разворот с малым креном в сторону работаю­ щего мотора. З а х о д сделал пра­ вильно, по «Т». Затем выпустил за­ крылки, уменьшил шаг винта и по­ немногу стал убирать газ работа­ ющего мотора. П о са д к а получилась хорошей и уверенной. К о гд а я вышел из кабины, то как-буд то гора с плеч свалилась. Хотелось всем рассказывать о сво­ ем полете. Н о я подумал: «Ведь другие уже по сколько вылетов сделали, а я только первый!» Н ад о летать и еще летать: мстить врагу! ВЕСТИ С БАЛТИКИ КРЕПНУТ УДАРЫ ПО ВРАГУ 5 августа группа бомбардировщиков противника в сопровож­ дении истребителей пыталась совершить налет на наши корабли, производившие траление. На отражение атаки вражеских самоле­ тов вылетели истребители-гвардейцы. В завязавшемся воздушном бою гвардейцы сбили 4 немецких машины. Особо отличился Герой Советского Союза гвардии капитан Кравцов, сбивший два самолета — бомбардировщик и истребитель. По одному «ФВ-190» сбили гвардии майор Володин и гвардии старший лейтенант По­ темкин. Бомбо-штурмовой удар по вражеским плавсредствам нанесли штурмовики, ведомые капитанами Гургенидзе, Морозовым, Поповым, Борисовым и старшим лейтенантом Удальцовым, Двумя последовательными ударами были потоплены 4 тральщика и две быстроходные десантные баржи. Н а Чудском озере группа штурмовиков, ведомая старшим лейтенантом Банифатовым, потопила десантную баржу. Другая группа штурмовиков, ведомая лейтенантом Никитиным, преодолев зенитный огонь с кораблей врага, точными попаданиями бомб по­ топила один катер и одну баржу. Д в а истребителя-гвардейца старший лейтенант Илюхин и лейтенант Анбеков выполняли задание по разведке. В районе вра­ жеской военно-морской базы .внезапно с воздуха появилась чет­ верка «Ме-109». Вражеские самолеты парами пошли ,в атаку. Не­ смотря на двойное превосходство сил врага, наши гвардейцы смело приняли бой. Сбив один «Мессершмитт», разведчики благополучно вернулись на свой аэродром. -о- 'Зсг&УС'е&снои ^^авиАциг Взрывные заряды у секретного На английских самолетах у с е к ­ ретных — р адио­ приемника, п ер е­ датчика, а также у бомбового при­ цела у стан авл и ­ ваются небольшие. В военном л а ­ гере Д эви с (США ) для тренировки зенитчиков прим е­ няются р акетны е мишени, в ы п у ­ скаемы е с башни. взры вны е заряды . В случае падения самолета на в р а ­ ж еской т е р р и то ­ рии заряды взры ваются и у нич то­ жают упомянутое 4 ------ Q - — РАКЕТНЫЕ М ИШ ЕНИ Длина ракеты 1,5 м. Н ачальная скорость п о л ет а— 720 км|час, р ади у с действия о к ол о 2 км. оборудования оборудование, обе­ спечивая этим сохран ени е секре­ та е го конструк­ ции. .Модель Эрплен Ныос“. 1 Но таким ми­ шеням стреляют из 2 0 мм. и 40 мм. скорострельных зенитных пушек. „Интвравиа".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz