Североморский лётчик. 1944, август.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ......... »-■............. —------------ - - - * 8 ав гу с т а 1944 г., № 187 (257). Удары торпедоносцев Г в а р д и и м а й о р по конвою противника -/ с^ 7 Герой Советского Союза капитан Рукавицын в статье «Мой опыт торпедирования», опубликованной и «Североморском летчике» за 11 июли, рассказал о своих торпедных атаках. Он обратился к ряду летчи ков и штурманов с просьбой поде литься опытом торпедировании. Выполняя просьбу т. Рукавицына, гвардии майор т. Скиарев прислал в редакцию публикуемую ниже статью. Северный театр отличается от других, во-первых, тем, что конвои нрага движутся, как правило, вдоль береговой Черты, что позволяет им уклоняться от торпедных атак с двух бортов; во-вторых, линия коммуникаций здесь постоянная. Нашим торпедоносцам приходится действовать все время в одном на правлении, что в значительной ме ре затрудняет внезапное нанесение удара; в-третьих, противник имеет широкую сеть локаторных устано вок и засекает полет наших торпе доносцев; в-четвертых, по всему побережью Северной Норвегии и Финляндии у противника разброса ны посты наблюдения и береговые батареи. При обнаружении самоле тов береговые батареи ставят по курсу их полета огневые «стены» и этим усложняют подход к кон вою. При ударе торпедоносцев в дальнем районе маршрут поле та лучше всего строить мористее и выход на цель производить по расчетам времени. Это до некото рой степени обеспечивает внезап ность выхода в атаку. Как быстрее отыскать конвой? Получив данные от разведки, летчик перед вылетом рассчитывает местонахождение конвоя к момен ту атаки. При этом надо помни-ть, что 'Противник вдоль побережья проводит конвой со скоростью fi ll) узлов. Дли того, чтобы не про скочить конвой, летчику необхо димо заранее взять упреждение. У нас были отдельные случаи, когда, не взяв упреждения на скорость движения конвоя, экипажи проска кивали цель, обнаруживали себя и ’давали возможность противнику усилить прикрытие конвоя с воз духа. Прежде чем выйти в атаку, необ ходимо определить аргументы цели: курс, ход, курсовой угол, тип к о рабля. Курс транспорта опреде ляется легко. Если конвой против- мнка идегг на запад, его курс, бу дет 310 градусов, на восток — 120 градусов. Ход кораблей (транспор тов) можно определять следующим порядком: сзади транспорта остает. с я бурлящий белый след на вели чину корабля — скорость хода 10 узлов; бурун на половину кораб ля — скорость 5-7 узлов; бурун незаметен — корабли идут малым ходом 2—3 узла или стоят. Если корабли охранения ходят около транспортов ломаными курсами, значит караван движется также малым ходом. Зная курс корабля, можно легко определить и курсовой угол захо да в атаку. Например: курс транс портов 120 градусов, курс самолета 210 градусов. Курсовой угол будет 210 минус 120 — 90 град, к ле вому борту. Если транспорты идут курсом 310 градусов, а курс само летов 300 градусов, то надо изме нить последний и держать его также 210 градусов. Курсовой угол тогда будет равен 90 градусов к правому борту. Как определить тип атакуемого корабля? Сторожевые корабли и эсминцы легко отличаются от транспортов: их борта находятся от воды гораз до ниже. Транспорта же, как бы они ни были нагружены, имеют высокие борта. Кроме того, разме ры транспорта всегда выдадут его. Длину корабля лучше всего опре делять штурману. По его докладу летчик обязан взять соответствую щую поправку на длину. Неправильное определение дан ных о конвое или пренебрежение этими данными приводит обычно к нехорошим результатам. Однажды нам пришлось производить атаку по кораблям противника на д ал ь них коммуникациях. Летчик непра вильно определил курсовой угол. Вражеские корабли развернулись на нас носом, и если бы мы выпу стили торпеду, она прошла бы ми мо цели. 1Іоэтому прежде, чем бросить торяеду, надо точно опре делить положение цели. Дистан ция до атакуемой цели должна быть 600 -- 800 метров. В атаку лучше всего выходить фронтом. Этим рассредотачиваетсн зенит ный огонь охранения и уменьшает ся вероятность попадания в к аж дый самолет. Не менее важным для торпедоносца является пра вильный выход из атаки. Его луч ше всего производить с .малым креном и маневрами по направле нию, максимально прижимаясь к воде. Направление выхода брать на корму или на нос. Если группа торпедоносцев состоит из шести самолетов, то две лары должны итти на корму, а одна на нос. Этим также рассредотачиваетсн огонь зенитных батарей. При выходе из атаки ни в коем случае нельзя подставлять фашистским зенитчи кам всей площади своего самоле та. Однажды, выходя из атаки, один из иаших летчиков дал боль Кремневой породы, он был коммунистом, Отчизну родную до боли любил. Над морем студеным, над краем скалистым Свой «Ил» краснозвездный бесстрашно водил. Мы в наших сердцах сохраним, как святыню, Го утро апрельского синего дня* Когда на израненной, гордой машине Герой пробивался сквозь море огня. Вокруг от разрывов все небо горело, Но губы твердили упрямо; «Прорвусь!»... И бросил он «Ил» на врага, как Гастелло, «Прощай, мать-Россия!.. Прощай, Беларусь!»... Сверкай ярче солнца, звезда золотаяі Ты символ немеркнущей славы бойца... На запад уходит крылатая стая За друга, за Родину мстить до конца. Вас. КИРИЛЛОВ. шой крен. Немцы сосредоточили по нему зенитный огонь и сильно побили мащинѵ. Как только летчик оторвет ся от зоны зенитного огня, ему необходимо немедленно и как можно плотнее пристроиться к лю бому нашему самолету. Вся группа сразу же должна уходить в море, откуда следовать к своим бере гам. Рассредоточение самолетов после атаки—гибельно. На торпедные атаки мы летаем под прикрытием истребителей. Последние подчас в момент вы хода торпедоносцев в атаку о т рываются от них, уходят вверх. Этим пользуются истребители противника. Они подходят на бреющей высоте и атакуют торпе доносцев. Мы же во время атаки ие можем вести групповой бой, т. к. заняты маневром и целью. П о этому нашим истребителям сопро вождения необходимо всегда неот ступно следовать за торпедоносца ми и умело отбивать от них атаки «Мессершмиттов» и «Фокке-Вуль- фов». Северный театр своеобразен по своей метеообстановке. Очень низ кая облачность, малая видимость, дождевые и снеговые заряды—все это характерно для Заполярья. Н а до, чтобы торпедоносец умел с д е лать особенности метеообстановки союзником в борьбе с гитлеровца ми. Облака и туман всегда обеспе чат летчику внезапность выхода в атаку. Однако трудности метеооб становки требуют от торпедонос цев, как от летчиков, так и от штурманов, умения летать в с л е пую, знать отлично район действий. Атаки торпедоносцев по конвоям противника в Баренцевом море показали, что мы имеем все в о з можности к увеличению эффектив ности ударов но врагу. Д л я этого нужно совершенствовать боевую выучку, наращивать и более орга низованно проводить удары, отра батывать взаимодействие в группе торпедоносцев, а также между с а молетами ударной и прикрывающей авиации. П р и к р ы в а е т i f s w a n o i ? J F \ ейтенант Иван Кужанов воюет немногим б о л ьш е года. За это время он совершил свыше 100 боевых выл етов, половину них—на сопровождение. Отличные боевые качества летчик К у ж а н о в п о к а з а л в вых же боях. Не прошло и двух м е с я ц ф , как он с т ал в ед ущим пары, а сейчас иодит в бой четверку и ш естерку. Товарищи узнают Кужан о ва по воздушной походке, возвращаясь на аэродром, с бл агодарностью говорят: вождал истребитель Кужанов». Североморские к атерни ки , шварту в базе, с восхищением восклицают: «Хорошо пр ик ры в а л нас Кужа нов! Спасибо ему». За год войны Иван Кужанов вырос от с е рж а н т а до лейтенанта, от рядового летчика до командира звена. Грудь л ей т ен а н т а И. Кужа нова украшают два ордена Красного Знамени. Фото И. Тихонова. Применение фотокинопулеметов в авиации И н ж е н е р - м а й о р Б . С о б о л е в с к и й ■Идея использования фотоаппара туры для самолетов истребителей и бомбардировщиков была_ рождена на заре развития авиации. В н а стоящее время она нашла свое конкретное выражение в целой се рии приборов к аппаратов, устанав ливаемых на различных типах с а молетов. Летчики-разведчики, самолеты которых снабжены фотоаппарата ми, выполняя самые разнообразные задания, привозят исключительно ценные сведения, зафиксирован ные иа пленках своих аппаратов. Экипажи бомбардировщиков и торпедоносцев,'фиксируя с помо щью фотоаппаратов результаты своих ударов, также получают богатейшие материалы, позволяю щие сделать выводы об ущербе, нанесенном противнику, о пра вильности тактического приема. Не менее важное значение имеют фотоаппараты и для самолетов- истребителей. Действительно, фотокинолулеме. ты, поставленные на истребителях, позволяют сделать очень ценные выводы об умении летчика исполь зовать свое оружие, о рациональ ности схемы вооружения самолета. Кроме того, с помощью фотокино пулеметов фиксируются результа ты воздушного боя. Неоценимую услугу они оказывают и в деле состава умению стрелять. Современные прицелы воздуш ной стрельбы, как правило, колли- маторные, требуют от летчика умения определять скорость само лета-цели, ракурс и дистанцию д о цели. Основные параметры, о п ре деляющие величину упреждения, введены в расчет кольца у п р еж д е ний прицела средними значениями. Эти значения очень малы и о п р ед е лить их в воздухе быстро и точно летчику не удается. .Отсюда п р а к тически они не требуют поправок. Стреляя по ц ели и допуская ошибки, летчик, по ль зу ясь тол ько прицелом, н е в состоянии бывает определить их величину, т. к. точно не знает, где по отношению к самолету-цели прошли ег о п у ли. Фотокинопѵлемет, фиксируя положение самолета-цели по отно шению к самолету-'стрелку, дает наглядную картину ошибок в прицеливании, допускаемых л е т чиком. Анализируя снимки на пленке фогокиноіпулемета и кра- мотно обобщая их по и зо б р аж е нию самолета-цели, можно сдел ат ь вывод о правильности маневра п е ред атакой, о целесообразности принятой схемы вооружения само лета. Фотокинопулеметы дают возможность определить к о л и ч е ство очередей и количество патрон в каждой очереди, затраченных на сбитие противника . Необходимо так же учесть, что применение фо- токинопулемета для учебных целей исключает необходимость затрат ресурса самолета и мотора, а так же расхода горючего при б у к сировке конуса. (Полеты на воздушные стрельбы могут быть совмещены с вылетами на барраж и другие задания). Кроме того, при менение фотокинопулемета об е с печивает полное соответствие учебных стрельб со стрельбами в боевых условиях. С трел ьб а здесь в ед ет ся по само л ету, перемещаю щ ему ся со ск о р о с т ью , близкой к скоростям сам о л ет о в при воздуш ном бое. П о д о б н о г о не .может обеспечить сам о л е т , б уксирующ и й конус. 'На о сновании вышеизложенного и того н еб о л ьш о го о пы та приме нения ф о токино'пулем ета д л я бое вых и учебно-боевых ц елей, кото рый мы имеем, можно с д ел а т ь вы вод: ф о токинопулеметы должны найти широкое применение на на ших р амо л етах -и стр еби тел ях . Нуж* но решительно п ер еходи ть от эпи зодич еского й х применения к мас совому. Каковы ж е о сно вны е требования, п р е д ’явл я емы е в н а с т о ящ е е время к фотокинопулеМетам и их уста новкам, н ад которыми нужно в дальн ейшем работать? 1. В о зм ож н о малые габариты и вес за сче т со к р ащ е н и я размеров кинопленки. 2. Н а ли ч и е механизма, обеспе чивающего фик с ац ию времени стрельбы. 3. Уни версальность фотокиио- пулеметов в мон таж е на неподвиж ные и п од в ижны е стрелково-пу шечные установки. 4. В о зможно сть разд ель н о го уп равления огнем о р уж и я и фотоки нопулеметов. 5. Дешевизна, в изготовлении, обеспечивающая массовое приме нение фотоки л оі[улеметоп на всеХ ти'пах самолетов-и стреби телей и на наиболее ответственных стрелко во-пушечных установках самоле тов-бомбардировщиков. А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz