Североморский лётчик. 1944, август.
я Вавгуста1944 г., № 186 (236), Капитан И. Сылка СЕВЕР ОМОРСКИй Л ЕТЧИК Комсомольцы совершенствуют боевое мастерство 0«, бці; Верховный Главнокомандующий з ([Маршал Советского Союза това- Мірищ Сталин требует от бойцов и о ф и ц е р о в Красной Армии и Воен- otiHO-Морского Флота неустанно с о в е р ш е н с т в о в а т ь боевое мастерство, цловышать воинскую дисциплину и организованность. Н ад решением этих зад ач и работают наши комсо- ,»-мольские организации. в,,і Одно из гвардейских подразд е л е н и й получило самолеты. Ком- 'fcopr т. Радвиловски-й созвал аоі; комсомольское собрание с в о просом: «Задачи комсомольской і :организации в сборке и изу- іі чении материальной части». Со- ці; брание приковало внимание мо и, л о д еж и к быстрейшей сборке ма- еі шин. Лучшим авиаспециалистам — ; членам ВЛКСМ поручалось в n e t» риод сборки тщательно изучить te о т дел ьны е агрегаты, чтобы расска- нрозать о них на предстоящей техни а ческой конференции. *■ Н е р е д к о сами комсомольцы про- явл я ли личную инициативу. Так 0>!тов. Курэин первым детально изу- ¥ ,чил и вычертил схемы электро- оборудования машины, помог озна- 1Ьт ом и т ь ся с ней товарищам. ! ' и. Весной этого года к краснозна- lf менцам-истребителям прибыло .не- М[ с к о л ь к о молодых летчиков. Орга- № ,низация В Л К СМ сразу же окру- іжила их заботой и вниманием. (Комсорг подразделения опытный л етчи к т. К ал е ки н совместно с » .активом подготовил собрание, на й- котором обсуждали сь задачи ком ; сомольской организации в ока- и зании помощи командиру по вводу в с т р о й молодых летчиков. Д о к л а д на эту тему сделал командир подразделения. Д е в я т ь товарищей выступили в -прениях. Шесть из них были лет чики. Молодые воины рассказали, в чем им нужна помощь. После собрания опытные летчики- комсомольцы тт. ГІоповкші и К а ледин провели с молодежью бесе ды об особенностях техники пи лотирования и о тактике враже ской авиации на нашем участке (фронта. Механик т. Парпура про вел бесед у об опыте зксплоатации самолета и его мотора. Теперь уж е все молодые лет- лики выполняют боевые задания, іа младший лейтенант т. Пенгелов открыл боевой счет, сбив недавно самолет противника. Таково положение там, где ком сомольские организации стали на стоящими помощниками коман диров. Совершенно иначе обстоит дело там, где не добились этого. Лет- ,чик-истребитель комсомолец Яко венко сл ужи т свыше года. За это время он совершил не более деся ти вылетов, причем половины из них не выполнил—возвращался с боѳвоіго задания, мотивируя не исправностью материальной ча сти. Фактически виновен был сам ,Яковенко, плохо изучивший свое ѵдело. Комсомольская организация ,обязана была заинтересоваться атими Лактами, тем более, что ком сомолец, не стремящийся повы шать свое воинское мастерство, к а к это ни странно, член бюро Механик самолета М. Кропотов докладывает летчику-истре- бителю лейтенанту Егорову о готовности машины к боевому вы лету. Фото И. Ми.хеена. Вдребезги р азл етелись фонарь и приборная доска. Н о гу уж а ли л а пуля. — Д отянуть бы д о линии фрон та, д о своих...— сверлила мозг о д на настойчивая мысль. Огонь перекинулся на левую плоскость. Дым начал заполнять кабину. Л етчик почувствовал жар под ногами. Снизу пробивались языки пламени. — К своим... Ещ е немного! — Попович уговаривал машину, как уговаривают друга. Загорелись сапоги, брюки. П л а мя обжигало уж е и лицо. Попо вич от боли заскрипел зубами, но пр одо лж ал тянуть машину к своей земле. Советские бойцы увидели об’я- тый пламенем самолет, шедший на большой высоте. Рядом с ним ви л и сь два истребителя. Звуки вы стрелов доносились до земли. Останавливались машины на д о рогах. Все смотрели вверх. Вне запно горящий самолет накренился и начал падать... Самолет окончательно лишился управления и вошел в штопор. П о пович заметил, что линия фронта перейдена, но, боясь как бы его не снесло ветром на вражескую с т о рону, продо лжал тянуть пыл аю щую машину к своим. Один, вто ром виток... Теперь выхода нет — надо прыгатьі Попович сорвал кислородную маску, откинул фонарь и вывали л ся из кабины. Резкий удар в ногу и в плечо. Боли не ощутил, но по чувствовал, что левая нога не сги- ВЛКСМ . Н о комсорг т. Мусиенко, .видимо, счел такое положение нор мальным. В нашей среде зазнайство не мо- ,жет быть терпимо. А в той же комсомольской организации борь бы с зазнайством не ведется. Вско ре после того, как подразделение получило материальную часть, среди молодежи появились мнения, что изучать эту матчасть не стоит: она, мол, проста .и все пой дет хорошо. Вскоре же механик т. Семененко, плохо изучивший за'пуск мотора, попросил комсо мольца Санькова помочь ему. Тот (Сел в кабину и запустил мотор. Обороты быстро возросли, и само л е т начал пробег. Саньков расте рялся и лишь по счастливой слу чайности дело окончилось сравни тельно легко. Таков результат за знайства! К азалось бы, что после этого случая комсорг т. Мусиенко дол жен был обратить внимание комсо мольцев на борьбу с зазнайством, на оказание молодежи помощи в учебе. Однако он не сумел пра вильно оценить случившегося и ничего существенного не пред принял. Наконец, в повышении боевого мастерства молодежи есть еще один недостаток. Это — форма лизм. Существо его в том, что на любое проводимое занятие привлекают обычно всех ком сомольцев, независимо от их зна ний и срока службы. А ведь у нас немало товарищей, которые за 6—7 лет службы в летных частях отлично .овладели своим делом и сами могут учить молодежь. Последнее, о чем нужно ска зать,—это о нежелании отдельных комсоргов заботиться о совершен ствовании боевого мастерства мо л одежи. На одной из зенитных точек второй год служат красно флотцы тт. Пащенко и Селегень. Оба почти не знают силуэтов вра жеских самолетов, не имеют пред ставления о их тактико-техниче- /ских данных. Пащенко и Селе гень подчинены т. Кузнецову, .являющемуся одновременно чле нам бюро ВЛКСМ. Но т. Кузнецов ничего не предпринял, чтобы на учить молодых бойцов порученно му им делу. Таковы некоторые вопросы со- (вершенствования боевого мастер ства комсомольцев. Все они могут разрешаться успешно, если столь важному, делу будет уделено мак симум внимания. Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Ефремов 14 ЗЛИ и с к и МОРСКОГО Л Е Т ЧИК А » В АЗОВСКОМ МОРЕ ф ПЕХОТИНЦЫ БЛАГОДАРЯ Г ЛЕТЧИКОВ ф ФАШИСТСКИЕ КОРАБЛИ ТОНУТ . В ОДЕССКОМ ПОРТУ # ОТ ЧЕ РНО ГО ДО БАРЕНЦОВА МОРЯ бается. Погасил руками горящую одеж ду . Схватился за парашют. — Ищу кольцо, — вспоминает Попович,—а кольца нет... Во второй раз почувство вал Попович приближение смер ти. Страшно удариться о землю с высоты несколько тысяч метров! С тал разрывать сумку и полотно парашюта, пытаясь вытянуть к у пол. — Откуда только сила в зя лась, — вспоминает он,—На аэро дроме, бывало, изо всей силы стараешься — никак не разорвать полотна. А тут только клочки л е тят! Н а счастье пальцы вдруг на толкнулись на вытяжной прутик. И сразу вернулось спокойствие. Попович осмотрелся и увидел, что «стодевятые» продолжают сопро вождать падающий самолет. — .Не заметили, значит, моего прыжка. Хотят добить мерзавцы! Осторожности ради он пролетел, не раскрывая парашюта, еще ты сячу метров. В семистах метрах от земли он дернул, наконец, вы т яж ной прутик, и парашют раскрылся, держ ась на трех лямках — чет вертая перегорела. — Сразу стало как-то тихо, спо койно,—рассказывает Попович. — После быстрого падения казалось сперва'—будто висишь в воздухе. А потом земля все ближе, ближе... Н а дороге стояли три машины. Поповича несло прямо на них. Красноармейцы соскочили с ма шин и побежали к снижавшемуся на парашюте летчику. — Братцы, принимай!—крикнул Попович, но его не успели подхва тить. Последние метры. Сильный удар о землю. Резкая боль в ноге о тда лась в голову, и он потерял созна ние. Очнулся Пбпович в госпитале. Через несколько дней его наве стил гвардии генерал-майор авиа ции Преображенский. Он пожелал Поповичу скорой поправки, вручил ему орден Красного Знамени и поздравил с правительственной наградой. —• Служу Советскому Союзу!— ответил взволнованный Попович. Это был второй орден Красного Знамени, заслуженный в борьбе с фашистскими захватчиками. ❖ * Яг Недавно я был у Поповича. П у левые ранения давно зажили. Он уже «скачет» на одной ноге, опи раясь на костыли. — Знаешь,—по секрету сказал он,—-вчера пробовал становиться на сломанную ногу. Ничего, к а жется держит. Я знаю, что еще рано на нее становиться, врачи ругаются, но так хочется поско рей к машине. Надоело лежать. Скѵка страшная. А летать я скоро буду! Он сказал это уверенно и ре шительно. К, ЗАХАРОВ. Развивая победоносное наступ ление, Красная Армия продолжала освобождать от немецко-фашист ских захватчиков советский юг. Морские летчики помогали насту пающим войскам, взаимодействуя с наземными частями, сражаясь крыло к крылу с летчиками ар мейской авиации и нанося удары по врагу в Черном море и Азовском море. В Азовском море немцы, устано вив артиллерию на быстроходных десантных баржах, обстреливали левый фланг наступающей армии, противодействуя продвижению со ветских войск. Перед нами была поставлена задача уничтожить эти быстроходные «пловучие батареи» немцев. Несколько раз летчики вылетали ночью, но обнаружить :вражеские «БДБ» им не удавалось. 1Тогда я повел 10 бомбардировщи ков на поиск противника в дневное время. Нас прикрывали истребите ли, ведомые знаменитым черномор ским летчиком-гвардейцем Героем Советского Союза Любимовым. Найти днем десантные баржи бы ло просто и легко. Одну из них мы тут же потопили и еще несколько «БДБ» было потоплено при следу ющих дневных вылетах. Кто сейчас не знает о героях Эльтигена, об отваге и мужестве десантников, высадившихся на Керченском полуострове и изо дня в день расширявших наш плацдарм на восточном побережья Крыма? В десантной операции и в боях по расширению плацдарма летчики- черноморцы принимали самое ак тивное участие. Моим летчикам, так іже, как и мне, довелось не раз пересекать Керченский пролив и обрушивать бомбы на батареи и войска противника. С огромным удовлетворением читали мы адре сованную генерал-лейтенанту авиа ции Ермаченкову телеграмму гене рала Леселидзе: «Передайте летному составу ВВС ЧФ, поддержавшему нас в бою за восточный берег Керченского полу острова, спасибо от пехоты нашей армии. Летчики оказали нам очень большую помощь в отражении 37 контратак противника с танками, которые противник предпринял в течение двух дней...». Красная Армия наступала... Мой штурман майор Шулин только и менял карты районов, к которым направлялись теперь наши бомбардировщики: Херсон... Нико лаев... Кинбурнская коса... Оча ков... Одесса... Когда наши войска еще находи лись -на дальних подступах к Одес се, мне поручили произвести мас сированный налет на Одесский порт, где стояло много вражеских судов. В налете участвовало боль-’ шое число бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. * Окончание. Начало см. «Се вероморский летчик» за 15, 16, 18, 19, 20, 21, 26, 28, 30 июля, 2, 3 и 4 августа. -о- За десять минут до вылета ос новной ударной группы в район цели пошли самолеты-истребите ли. Они сковали действия истреби тельной авиации противника, бази ровавшейся на двух одесских аэродромах. Одновременно к цели пошли и прикрываемые истребите лями «Ильюшины-2», в задачу ко торых входило только подавление зенитной артиллерии в порту Одес са. Ограничивая задачу штурмови ков действиями против ЗА против ника, мы исходили из следующих соображений: бомбы среднего ве са, являющиеся предельными для «Ильюшиных-2», даже при прямом попадании далеко не всегда в со стоянии потопить транспорт, осо бенно если он большого водоизме щения. Штурмовики могут под жечь и повредить корабль, а нам были известны случаи, когда нем цы сами инсценировали пожар па своих кораблях, поджигая шашки и тем самым обезоиаеивая суда от последующих ударов тяжелых са молетов. Разрабатывая пашу «одесскую операцию» и стремясь свести к минимуму собственные потери, мы решили использовать штурмовую авиацию только для по давления зенитного огня, а удар по кораблям возложить на одних бомбардировщиков. Результаты описываемой опера ции превзошли все наши ожида ния: п р о п и в 3 транспорта, 2 сто рожевых корабля и ряд мелких с у дов, мы не потеряли ни одного сво. его самолета.. * ❖ * ...Не знающее себе равных в истории войн наступление Красной Армии продолжается: кажутся уже очень далекими недавнее освобож дение Крыма, бои за Перекоп и- Севастополь. Я перелистываю свою записную книжку: где только не пришлось воевать нашим летчикам, где только не разили немцев наши бомбы! Мы все помним слова приказа Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза това рища Сталина: «Дело состоит теперь в том, что бы очистить от фашистских за хватчиков всю нашу землю и вос становить государственные грани цы Советского Союза по всей ли нии, от Черного моря до Баренцо ва моря. Но наши задачи не могут ограни чиваться изгнанием вражеских войск из пределов нашей Родины... Чтобы избавить нашу страну и -со юзные с нами страны от опасности порабощения, нужно преследовать раненого немецкого зверя по пята^і и добить его в его собственной берлоге...». С заполярного аэродрома подни маются грозные машины. Они идут в Баренцово море... Над тремя морями летчики выхо дят в бой, повторяя сталинский д е виз победы: — Смерть немецким захватчикам! Своими руками Долгое время полевые телефон ные аппараты лежали на складах, как непригодные. Младший сер жант Александр Коптьев взял •один из аппаратов и ввел его в строй. После этого т. Коптьев о т ремонтировал еще несколько д е сятков таких аппаратов. Не менее ценным является отливка основа ний капсюлей аппаратов, которую также с успехом провел т. Коптьев. Он лично изготовил модель для отливки и произвел все экспери менты. Теперь отливаемые капсюли по своему качеству во много пре восходят ранее существовавшие и могут применяться почти ко всем телефонным аппаратам. Кроме этого, рационализатор т. Коптьев изобрел способ наборки коллектора электромотора и пред ложил способ ремонта динамома шины в полевых условиях. Кандидат в члены ВКП(б) млад ший сержант Александр Коптьев славится у нас, как хорошин млад ший командир, прекрасный рацио нализатор. Лейтенант С. ОРЛОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz