Североморский лётчик. 1944, август.

я Вавгуста1944 г., № 186 (236), Капитан И. Сылка СЕВЕР ОМОРСКИй Л ЕТЧИК Комсомольцы совершенствуют боевое мастерство 0«, бці; Верховный Главнокомандующий з ([Маршал Советского Союза това- Мірищ Сталин требует от бойцов и о ф и ц е р о в Красной Армии и Воен- otiHO-Морского Флота неустанно с о ­ в е р ш е н с т в о в а т ь боевое мастерство, цловышать воинскую дисциплину и организованность. Н ад решением этих зад ач и работают наши комсо- ,»-мольские организации. в,,і Одно из гвардейских подразд е­ л е н и й получило самолеты. Ком- 'fcopr т. Радвиловски-й созвал аоі; комсомольское собрание с в о ­ просом: «Задачи комсомольской і :организации в сборке и изу- іі чении материальной части». Со- ці; брание приковало внимание мо­ и, л о д еж и к быстрейшей сборке ма- еі шин. Лучшим авиаспециалистам — ; членам ВЛКСМ поручалось в n e ­ t» риод сборки тщательно изучить te о т дел ьны е агрегаты, чтобы расска- нрозать о них на предстоящей техни­ а ческой конференции. *■ Н е р е д к о сами комсомольцы про- явл я ли личную инициативу. Так 0>!тов. Курэин первым детально изу- ¥ ,чил и вычертил схемы электро- оборудования машины, помог озна- 1Ьт ом и т ь ся с ней товарищам. ! ' и. Весной этого года к краснозна- lf менцам-истребителям прибыло .не- М[ с к о л ь к о молодых летчиков. Орга- № ,низация В Л К СМ сразу же окру- іжила их заботой и вниманием. (Комсорг подразделения опытный л етчи к т. К ал е ки н совместно с » .активом подготовил собрание, на й- котором обсуждали сь задачи ком ; сомольской организации в ока- и зании помощи командиру по вводу в с т р о й молодых летчиков. Д о ­ к л а д на эту тему сделал командир подразделения. Д е в я т ь товарищей выступили в -прениях. Шесть из них были лет­ чики. Молодые воины рассказали, в чем им нужна помощь. После собрания опытные летчики- комсомольцы тт. ГІоповкші и К а­ ледин провели с молодежью бесе­ ды об особенностях техники пи­ лотирования и о тактике враже­ ской авиации на нашем участке (фронта. Механик т. Парпура про­ вел бесед у об опыте зксплоатации самолета и его мотора. Теперь уж е все молодые лет- лики выполняют боевые задания, іа младший лейтенант т. Пенгелов открыл боевой счет, сбив недавно самолет противника. Таково положение там, где ком­ сомольские организации стали на­ стоящими помощниками коман­ диров. Совершенно иначе обстоит дело там, где не добились этого. Лет- ,чик-истребитель комсомолец Яко­ венко сл ужи т свыше года. За это время он совершил не более деся­ ти вылетов, причем половины из них не выполнил—возвращался с боѳвоіго задания, мотивируя не­ исправностью материальной ча­ сти. Фактически виновен был сам ,Яковенко, плохо изучивший свое ѵдело. Комсомольская организация ,обязана была заинтересоваться атими Лактами, тем более, что ком­ сомолец, не стремящийся повы­ шать свое воинское мастерство, к а к это ни странно, член бюро Механик самолета М. Кропотов докладывает летчику-истре- бителю лейтенанту Егорову о готовности машины к боевому вы­ лету. Фото И. Ми.хеена. Вдребезги р азл етелись фонарь и приборная доска. Н о гу уж а ли л а пуля. — Д отянуть бы д о линии фрон­ та, д о своих...— сверлила мозг о д ­ на настойчивая мысль. Огонь перекинулся на левую плоскость. Дым начал заполнять кабину. Л етчик почувствовал жар под ногами. Снизу пробивались языки пламени. — К своим... Ещ е немного! — Попович уговаривал машину, как уговаривают друга. Загорелись сапоги, брюки. П л а ­ мя обжигало уж е и лицо. Попо­ вич от боли заскрипел зубами, но пр одо лж ал тянуть машину к своей земле. Советские бойцы увидели об’я- тый пламенем самолет, шедший на большой высоте. Рядом с ним ви­ л и сь два истребителя. Звуки вы­ стрелов доносились до земли. Останавливались машины на д о ­ рогах. Все смотрели вверх. Вне­ запно горящий самолет накренился и начал падать... Самолет окончательно лишился управления и вошел в штопор. П о ­ пович заметил, что линия фронта перейдена, но, боясь как бы его не снесло ветром на вражескую с т о ­ рону, продо лжал тянуть пыл аю ­ щую машину к своим. Один, вто­ ром виток... Теперь выхода нет — надо прыгатьі Попович сорвал кислородную маску, откинул фонарь и вывали л ­ ся из кабины. Резкий удар в ногу и в плечо. Боли не ощутил, но по­ чувствовал, что левая нога не сги- ВЛКСМ . Н о комсорг т. Мусиенко, .видимо, счел такое положение нор­ мальным. В нашей среде зазнайство не мо- ,жет быть терпимо. А в той же комсомольской организации борь­ бы с зазнайством не ведется. Вско­ ре после того, как подразделение получило материальную часть, среди молодежи появились мнения, что изучать эту матчасть не стоит: она, мол, проста .и все пой­ дет хорошо. Вскоре же механик т. Семененко, плохо изучивший за'пуск мотора, попросил комсо­ мольца Санькова помочь ему. Тот (Сел в кабину и запустил мотор. Обороты быстро возросли, и само­ л е т начал пробег. Саньков расте­ рялся и лишь по счастливой слу­ чайности дело окончилось сравни­ тельно легко. Таков результат за­ знайства! К азалось бы, что после этого случая комсорг т. Мусиенко дол­ жен был обратить внимание комсо­ мольцев на борьбу с зазнайством, на оказание молодежи помощи в учебе. Однако он не сумел пра­ вильно оценить случившегося и ничего существенного не пред­ принял. Наконец, в повышении боевого мастерства молодежи есть еще один недостаток. Это — форма­ лизм. Существо его в том, что на любое проводимое занятие привлекают обычно всех ком­ сомольцев, независимо от их зна­ ний и срока службы. А ведь у нас немало товарищей, которые за 6—7 лет службы в летных частях отлично .овладели своим делом и сами могут учить молодежь. Последнее, о чем нужно ска­ зать,—это о нежелании отдельных комсоргов заботиться о совершен­ ствовании боевого мастерства мо­ л одежи. На одной из зенитных точек второй год служат красно­ флотцы тт. Пащенко и Селегень. Оба почти не знают силуэтов вра­ жеских самолетов, не имеют пред­ ставления о их тактико-техниче- /ских данных. Пащенко и Селе­ гень подчинены т. Кузнецову, .являющемуся одновременно чле­ нам бюро ВЛКСМ. Но т. Кузнецов ничего не предпринял, чтобы на­ учить молодых бойцов порученно­ му им делу. Таковы некоторые вопросы со- (вершенствования боевого мастер­ ства комсомольцев. Все они могут разрешаться успешно, если столь важному, делу будет уделено мак­ симум внимания. Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Ефремов 14 ЗЛИ и с к и МОРСКОГО Л Е Т ЧИК А » В АЗОВСКОМ МОРЕ ф ПЕХОТИНЦЫ БЛАГОДАРЯ Г ЛЕТЧИКОВ ф ФАШИСТСКИЕ КОРАБЛИ ТОНУТ . В ОДЕССКОМ ПОРТУ # ОТ ЧЕ РНО ГО ДО БАРЕНЦОВА МОРЯ бается. Погасил руками горящую одеж ду . Схватился за парашют. — Ищу кольцо, — вспоминает Попович,—а кольца нет... Во второй раз почувство­ вал Попович приближение смер­ ти. Страшно удариться о землю с высоты несколько тысяч метров! С тал разрывать сумку и полотно парашюта, пытаясь вытянуть к у ­ пол. — Откуда только сила в зя ­ лась, — вспоминает он,—На аэро­ дроме, бывало, изо всей силы стараешься — никак не разорвать полотна. А тут только клочки л е ­ тят! Н а счастье пальцы вдруг на­ толкнулись на вытяжной прутик. И сразу вернулось спокойствие. Попович осмотрелся и увидел, что «стодевятые» продолжают сопро­ вождать падающий самолет. — .Не заметили, значит, моего прыжка. Хотят добить мерзавцы! Осторожности ради он пролетел, не раскрывая парашюта, еще ты ­ сячу метров. В семистах метрах от земли он дернул, наконец, вы т яж ­ ной прутик, и парашют раскрылся, держ ась на трех лямках — чет­ вертая перегорела. — Сразу стало как-то тихо, спо­ койно,—рассказывает Попович. — После быстрого падения казалось сперва'—будто висишь в воздухе. А потом земля все ближе, ближе... Н а дороге стояли три машины. Поповича несло прямо на них. Красноармейцы соскочили с ма­ шин и побежали к снижавшемуся на парашюте летчику. — Братцы, принимай!—крикнул Попович, но его не успели подхва­ тить. Последние метры. Сильный удар о землю. Резкая боль в ноге о тда­ лась в голову, и он потерял созна­ ние. Очнулся Пбпович в госпитале. Через несколько дней его наве­ стил гвардии генерал-майор авиа­ ции Преображенский. Он пожелал Поповичу скорой поправки, вручил ему орден Красного Знамени и поздравил с правительственной наградой. —• Служу Советскому Союзу!— ответил взволнованный Попович. Это был второй орден Красного Знамени, заслуженный в борьбе с фашистскими захватчиками. ❖ * Яг Недавно я был у Поповича. П у­ левые ранения давно зажили. Он уже «скачет» на одной ноге, опи­ раясь на костыли. — Знаешь,—по секрету сказал он,—-вчера пробовал становиться на сломанную ногу. Ничего, к а ­ жется держит. Я знаю, что еще рано на нее становиться, врачи ругаются, но так хочется поско­ рей к машине. Надоело лежать. Скѵка страшная. А летать я скоро буду! Он сказал это уверенно и ре­ шительно. К, ЗАХАРОВ. Развивая победоносное наступ­ ление, Красная Армия продолжала освобождать от немецко-фашист­ ских захватчиков советский юг. Морские летчики помогали насту­ пающим войскам, взаимодействуя с наземными частями, сражаясь крыло к крылу с летчиками ар­ мейской авиации и нанося удары по врагу в Черном море и Азовском море. В Азовском море немцы, устано­ вив артиллерию на быстроходных десантных баржах, обстреливали левый фланг наступающей армии, противодействуя продвижению со­ ветских войск. Перед нами была поставлена задача уничтожить эти быстроходные «пловучие батареи» немцев. Несколько раз летчики вылетали ночью, но обнаружить :вражеские «БДБ» им не удавалось. 1Тогда я повел 10 бомбардировщи­ ков на поиск противника в дневное время. Нас прикрывали истребите­ ли, ведомые знаменитым черномор­ ским летчиком-гвардейцем Героем Советского Союза Любимовым. Найти днем десантные баржи бы­ ло просто и легко. Одну из них мы тут же потопили и еще несколько «БДБ» было потоплено при следу­ ющих дневных вылетах. Кто сейчас не знает о героях Эльтигена, об отваге и мужестве десантников, высадившихся на Керченском полуострове и изо дня в день расширявших наш плацдарм на восточном побережья Крыма? В десантной операции и в боях по расширению плацдарма летчики- черноморцы принимали самое ак­ тивное участие. Моим летчикам, так іже, как и мне, довелось не раз пересекать Керченский пролив и обрушивать бомбы на батареи и войска противника. С огромным удовлетворением читали мы адре­ сованную генерал-лейтенанту авиа­ ции Ермаченкову телеграмму гене­ рала Леселидзе: «Передайте летному составу ВВС ЧФ, поддержавшему нас в бою за восточный берег Керченского полу­ острова, спасибо от пехоты нашей армии. Летчики оказали нам очень большую помощь в отражении 37 контратак противника с танками, которые противник предпринял в течение двух дней...». Красная Армия наступала... Мой штурман майор Шулин только и менял карты районов, к которым направлялись теперь наши бомбардировщики: Херсон... Нико­ лаев... Кинбурнская коса... Оча­ ков... Одесса... Когда наши войска еще находи­ лись -на дальних подступах к Одес­ се, мне поручили произвести мас­ сированный налет на Одесский порт, где стояло много вражеских судов. В налете участвовало боль-’ шое число бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. * Окончание. Начало см. «Се­ вероморский летчик» за 15, 16, 18, 19, 20, 21, 26, 28, 30 июля, 2, 3 и 4 августа. -о- За десять минут до вылета ос­ новной ударной группы в район цели пошли самолеты-истребите­ ли. Они сковали действия истреби­ тельной авиации противника, бази­ ровавшейся на двух одесских аэродромах. Одновременно к цели пошли и прикрываемые истребите­ лями «Ильюшины-2», в задачу ко ­ торых входило только подавление зенитной артиллерии в порту Одес­ са. Ограничивая задачу штурмови­ ков действиями против ЗА против­ ника, мы исходили из следующих соображений: бомбы среднего ве­ са, являющиеся предельными для «Ильюшиных-2», даже при прямом попадании далеко не всегда в со­ стоянии потопить транспорт, осо­ бенно если он большого водоизме­ щения. Штурмовики могут под­ жечь и повредить корабль, а нам были известны случаи, когда нем­ цы сами инсценировали пожар па своих кораблях, поджигая шашки и тем самым обезоиаеивая суда от последующих ударов тяжелых са ­ молетов. Разрабатывая пашу «одесскую операцию» и стремясь свести к минимуму собственные потери, мы решили использовать штурмовую авиацию только для по­ давления зенитного огня, а удар по кораблям возложить на одних бомбардировщиков. Результаты описываемой опера­ ции превзошли все наши ожида­ ния: п р о п и в 3 транспорта, 2 сто­ рожевых корабля и ряд мелких с у ­ дов, мы не потеряли ни одного сво. его самолета.. * ❖ * ...Не знающее себе равных в истории войн наступление Красной Армии продолжается: кажутся уже очень далекими недавнее освобож­ дение Крыма, бои за Перекоп и- Севастополь. Я перелистываю свою записную книжку: где только не пришлось воевать нашим летчикам, где только не разили немцев наши бомбы! Мы все помним слова приказа Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза това­ рища Сталина: «Дело состоит теперь в том, что­ бы очистить от фашистских за­ хватчиков всю нашу землю и вос­ становить государственные грани цы Советского Союза по всей ли­ нии, от Черного моря до Баренцо ва моря. Но наши задачи не могут ограни­ чиваться изгнанием вражеских войск из пределов нашей Родины... Чтобы избавить нашу страну и -со­ юзные с нами страны от опасности порабощения, нужно преследовать раненого немецкого зверя по пята^і и добить его в его собственной берлоге...». С заполярного аэродрома подни­ маются грозные машины. Они идут в Баренцово море... Над тремя морями летчики выхо­ дят в бой, повторяя сталинский д е­ виз победы: — Смерть немецким захватчикам! Своими руками Долгое время полевые телефон­ ные аппараты лежали на складах, как непригодные. Младший сер­ жант Александр Коптьев взял •один из аппаратов и ввел его в строй. После этого т. Коптьев о т ­ ремонтировал еще несколько д е ­ сятков таких аппаратов. Не менее ценным является отливка основа­ ний капсюлей аппаратов, которую также с успехом провел т. Коптьев. Он лично изготовил модель для отливки и произвел все экспери­ менты. Теперь отливаемые капсюли по своему качеству во много пре­ восходят ранее существовавшие и могут применяться почти ко всем телефонным аппаратам. Кроме этого, рационализатор т. Коптьев изобрел способ наборки коллектора электромотора и пред­ ложил способ ремонта динамома­ шины в полевых условиях. Кандидат в члены ВКП(б) млад ший сержант Александр Коптьев славится у нас, как хорошин млад­ ший командир, прекрасный рацио­ нализатор. Лейтенант С. ОРЛОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz