Североморский лётчик. 1944, август.
СЕВЕРОМОРСКИЙЖТЧИК 6 августа 134? г., .№ 186 (256). ИЗ ОПЫТА ПОСЛЕДНИХ ОПЕРАЦИЙ Умело противодействовать тактике врага Герой Советского Союза гвардии капитан И. Бокий Во время первых массовых н а й т о в нашей авиации на об’екты п р о ти в ни к а немцы применяли т а к т и к у вы сы лки своих одиночных сам о л е т о в . В единственном числе іили в паре «Мессершмитты» и <<Фокке-іВульфы» выбирали наибо л е е вы годн ое положение и атак о в ы в а л и цель. Охотились, главным о б р азом , за нашими одиночными само л е там и . Т а к а я т ак тик а не дринесла в р а гу ж е л а е м ы х результатов. Понеся б о л ьш и е потери, 'немцы отказались ют нее. Т епер ь ф аши стски е и стр е б и т е л и д ей ств ую т группами в со с т а в е 6— 8 самолетов, состоящими и з «ФВ-190» и «Ме-109». Принимая бой, г р у п п а д е л и т с я « а д в е части. кФокке-іВ ульфы», как наиболее м а н евр енны е по горизонтали, навя зы в аю т бой на виражах, а «Мессер ш м и т ты » , н аходясь с превышением іна 3 00—500 метров, сковывают (вертикальный маневр наших истре- /бителей. Э т а т а к т и к а — не нова, однако, е с л и ею пренебречь, можно 'поне с т и и зл иш ни е потери. іКак л у чш е противодействовать н о в о й .тактике врага? П р е в о с х о д с т в о в числе и к а ч е с т в е ави а ц и и мы имеем, значит р е ш и т ь э т у за д а ч у нам нетрудно. Г л а в н о е— не д о п у с к а т ь отрыва о д и н о ч н ы х само л ето в о т групп, д е й с т в о в а т ь в с е г д а со гласован но и д р у ж н о . ■ Т а к т и к у нанесения ударов, на мой в з г л я д , л у чш е строить с л е д у ю щ и м образомі: групп а н епо ср ед с т в е н н о г о п р ик ры ти я с л е д у е т в б л и з и п о дш еф ны х самолетов на д и с т а н ц и и 200 — 300 метров ( к а к ;по высоте, т а к и в сторону). И с т р е б и т е л и б о я и д у т н ад при кры в аемыми ' самолетами с превы ш е н и е м в 500-—600 метров. Ж е л а т е л ь н о , чтобы истребители боя д е л и л и с ь н а д в е группы и следовали т о о б е с т о роны о т ударных с а м о л е т о в , причем рассто яни е одной г р у п п ы о т д р у го й бы л о бы 600 — 8 00 м етр о в . _ ‘При п о д х о д е к ц ели истребители б о я в ы х о д я т в п е р е д и расчищают п у т ь п рикрываемым самолетам, и с т р е б и т е л и непо ср ед ственно го п р и к р ы т и я п о д х о д я т б л иж е к п о д ш е ф н ы м с ам о л е т ам и « д у т с. ними в з о н е зе н и т н о г о опня. Особое вни м ани е^ с л е д у е т о б р ащ а т ь нашим и с т р е б и т е л я м на обеспечение бом б а р д и р о вщ и к ам ,- торпедоносцам и ш т у р м о в и к а м вы х о д а из атак», ибо, п р я ч а с ь з а разрывами зенитных с н а р я д о в , ф аш и с тск и е истребители я о п р е ж н е м у с т а р аю т с я атаковы- ©ать н аш у у д а р н ую авиацию в мо м е н т о т х о д а о т цели. В Ы В О Д ; в зоне зенитного огня и при оЬгходе от цели истребители непосредственного .прикрытия обя заны ближе подойти к самолетам ударной авиации и следовать за ними с тем же превышением, как и до цели. Ввязываться в воздуш ный бой истребители непосред ственного прикрытия не должны. Их обязанность отбивать атаки не мецкий самолетов от наших тор педоносцев, бомбардировщиков и штурмовиков. Бои на виражах, которые н^м приходится проводить в связи с изменившейся тактикой врага, вскрыли ряд ошибок, позволивших с д е л а т ь серьезные выводы. 17 июля при налете на Киркенес мя боя на виражах ведомый ни в коем случае не должен находиться вблизи ведущего, ибо это сковы вает маневр последнего и не дает возможности нашей паре взаимно рыбивать самолеты противника из- цод хвостов машин. (О том, как н а до и как не надо драться нашим frapaM на 'виражах, см. схемы). Выше я рассказывал о том, как уд ал о сь мне выбить «ФВ-190» из- под хвоста самолета Матвеева. В На схемах цифрой 1 обознач ен ведущий истребитель, цифрой 2 — его ведомый. Немецкий само л ет показан черным. На левой схе ме изображено неправильное расположение ведомого по отноше нию к ведущему при боях на вираже, на правой, схеме—правиль ное расположение. я, во главе четверки истребителей, н ах о ди л ся - н ад восточной частью «города. На высоте 3.500 метров с л е в а на расстоянии 500—600 мет ров заметил восьмерку истребите л е й противника, вывалившуюся из облачности. Восьмерка состояла и з 4 «ФВ-190» и 4 «Ме-109»1. «Ф акке-Вульфы» завязали со мной б о й на виражах, , а '«Мессершмит ты » взяли превышение на 400—500 м етр о в и стали сковывать наш вер тикальный маневр. В ыачале боя я у с лыш ал по радио: «Фокке-Вульф» р хвосте». Это п ередавал мой ве домый гвардии лейтенант Матвеев. Я оглянулся. Самолет Матвеева бы л около меня. 'Как помочь ведомому? К ак вы би ть врага из-под хвоста его ма шины ? Если бы Матвеев шел о т тянувши сь от меня—сделать это бы л о бы легче. Но гвардии лейте н а н т находился р я д о С и мы с ним с о ст ав л я л и к ак бы один самолет. (Решение с о зр е л о быстро. И споль з у я глубокий вираж с дачей верх н ей ноги, я бы стро изменил на правление, замкну л линию виража Я выбил противника из-под хвоста ведомого. В с е обошлось благопо лучно, а могло бы кончиться очень печально. О тч его происходят подобные сл учаи ? ГІо одной простой причи н е —в бою на вираже ведомый о ч е н ь бли зк о находится от в еду щ е г о . ВЫВОД : при подходе к цели — четверки и пары наших истребите лей обязаны взять дистанцию и интервал боя (150 метров), во вре- ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ ВЫЛЕТ ЛЕТЧИКА ШЕВЧЕНКО H a - д н я х м л ад ш и й л е й т е н а н т В и к т о р Ш е в ч е н к о с о в е р ш и л п е р в ы й б о е в о й вы л ет . В п а р е с л е т ч и к о м К о м а р о в ы м Ш е в ч е н к о бы л о п р и к а з а н о о б е с п е ч и т ь б о е в у ю р а б о т у н а ш е м у с ам о л е т у - ф о т о г р а ф у . Н а д Кир к ен ее ом — м н о г о я р у с н а я о б л а ч н о с т ь . О д н а к о ш т у р м о в и к и п р о б и л и ее и т о ч н о с б р о ш е н н ы м и б о м б а м и н а к р ы л и ц е л ь . З а „И л ью ш и н ы м и " ш ел с а м о л е т - ф о т о г р а ф . О к о л о сам о й ц ели он л е г на б о е в о й к у р с . В н а ч а л е К о маро в и Ш е в ч е н ко т в е р д о шли за п р и к ры в а ем о й м а шиной. Но во в р е мя одной и з э в о люций летчик К о маров д а л е к о за шел в облачность и о то р вал ся. О к о ло самолета-фотО- гр аф а остался один Шев чен к о . П р о б и в а я облака, он н ео тступн о про долж ал следовать за подш ефной ма шиной. Т ак рядом, к рыл о в крыло, отлично выполнив задание, п ришли дв а север омо р ских с ам о л ета и на свой аэродром. После их посадки ком ан д и р у части, в к о т о р о й с л у ж а т м л адший л ей те нант Ш евченко, позвонили. Го во рил л ет чи к с са- м о л ета-ф о то гр аф а. - Что за л ет чи к м ен я так з а м е ч а те л ь но сегодня п р и к ры в а л ? П р о ш у о б ъ я в и т ь ему благодарность. Ч е р е з н еско л ько в р ем ени командир вы звал Виктора Ш е в ч е н к о к себе, —Х о р ош о д ей ствовали сегодня, —сказал он ему. —П е р вы й боевой вылет прошел у вас отлично. Капитан К. Яковлев. том ж е бою другой моей паре зашли в хвост остальные «Фокке- Вульфы». Они отсекли ведущего ■гвардии младшего лейтенанта Масленникова от его ведомого. Масленников из-под атаки ушел Переворотом и этим допустил гр у бую ошибку: он оторвался от группы и потерял высоту—основу успеха дл я истребителя. (Вместо того, чтобы помочь своему в едо мому, Масленников, оторвавшись іот него, сам оказался атакованным ітремя «Ме-109», и нам пришлось распылять силы, чтобы выручить «его. I ВЫВОД : во время боя на вира- (жах истребитель ни в коем случае не должен уходить из атаки пере- іворотоім. Этим он теряет высоту и отрывается от группы. В своей статье я рассказал о некоторых приемах истребителей ррага я -сделал выводы, которые подсказала практика. Нужно нам и впредь детально изучать так ти к у врага, умело противопоставляя е й свои, более совершенные т а к тические приемы. Г Е РО И МО РСКОЙ АВИАЦИИ Он всегда рвется в бой 700 ВЫЛЕТОВ Б А Л Т ИЙ ЦА А Л Е К СА Н Д РА МИРОНЕНКО . Б иограф* ГТРТІГИТГЯ эия этого 'л ет чи к а очень кратка и проста. Родился Александр Алексеевич в 1918 году в семье ра- бочего-железнодо- рожника. Окончив школу - д есяти лет ку, „ А. Мироненко некоторое время работал на ж ел ез ной дороге в г о роде Краснодаре, потом^учился в Л е нинградском воен- но - механическом институте. Со вто рого курса по ком сомольскому набо ру был направлен в военно-морское авиационное учи лищ е и м е н и Сталина. В ав гу сте 1940 года моло дой летчик в зва нии лейтенанта прибыл в одну из авиационных час тей Краснознамен ной Балтики. Мироненко всей душой полюбил боевую профессию истребителя. Неза урядные способно сти, неустанная учеба определили быстрый рост мо лодого летчика. К началу О течест венной войны Александр Мир о ненко уже коман дует звеном. Со своими лет чиками он дрался против немцев над Таллином, штур мовал гитлеров ские полчища, прикрывая наши корабли, у х оди в шие в Кронштадт и Ленинград. Ког да немцы рвались к городу Ленина, Александр Миро ненко соп р о вож дал транспортные самолеты, вы в о зившие детей из Ленинграда. Пять- шесть-семь вы л е тов приходилось делать в день в это суровое время вступая в бой с численно п р е в о с ходящим п р о т и в ником. В много численных в о з душны х схватках Мироненко учится сам побеждать врага, учит этому своих ведомых. Один из них И ван Цапов, ныне к а п и тан, к авалер ч е ты рех б о е вы х о р д е нов, о д н о в р е м е н но со своим у ч и телем, удостоенный звания Героя С о ветского Союза, сейчас командует эскадрильей. В ожесточенных боях с немецкими захватчиками м у ж ает и крепнет летчик Мироненко. В сентябре 1941 года первый орден Красного Знамени украсил его грудь, а чер е з два м еся ца орден Ленина засверкал на синем кителе командира звена. Самые различ ные боевые зада ния выполняет Мироненко. Он охраняет с возду ха потоки грузов, и дущи е через Л а дожское озеро в осажденный Л е нинград, п р и к ры вает западный форпост Балтики— один из дальних островов Финско го залива. Нет предела его н е у томимой энергии, смелости и отва ги. Капитан М и р о ненко первым на Балтике применил аэрофотосъемку вражеских о б ъ е к тов с малых высот. Много раз он про носился на своем быстрокрылом с а молете через огне вые завееы врага, доставляя коман дованию ценные данные о против нике. Это было в 1У42 году, а че рез год майор М и роненко, командуя эскадрильей, осу щ ествл яет высот ное прикрытие Ленинграда. Родина отме тила эти подвиги Александра М и р о ненко вторым о р деном Красного Знамени. В этом же 1943 году ему доверили командо вание частью, прикрывающей действия балтий ских штурмовиков. И с этим трудным заданием Миро ненко справляется отлично. Он ос тается верным своему золотому правилу: не пре кращать учебы, строго требовать от подчиненных со вершенствова ния. Командир служит п р е к р а с ным примером для летчико в-и стр еби телей. Свыше 700 бое вых вылетов со вершил Миронен ко за время вой ны, нанеся боль шой урон нена вистному врагу. Он воспитал це лую плеяду перво классных в о зд уш ных бойцов, бес пощадно уничто жающих немецких захватчиков. Р о дина щедро отме тила подвиги с в о его замечательно го орла. Указом Президиума Вер ховного Совета СССР от 22 июля 1944 года майору Мироненко Алек сандру Алексееви чу присвоено зв а ние Героя Совет ского Союза. К С ВОИМ ! Г ” оспиталь. В небольшой палате * на «ойке у окна лежит тот, к о го мы пришли навестить. — Здравствуй, Попович! З д о ро во, Иван Я к І . Он пытается приподняться, и не может. Одна нога в гипсе—пере ломлена, другая забинтована — осколочные и пулевые рапы. Ш и р о к ая грудь тяж ел о вздымается. Темные пятна изменили лицо, с д е лали его каким-то чужим, незна комым. И только, взглянув з чи стые голубые глаза, убеждаешь ся, что это все тот ж е Иван Яков левич Попович. —ЭК тебя покарежило, Иван Як! Взволнованный встречей, Попо вич молча жмет руки друзьям. * * * .„Как-то 'Ясным утром Попович ушел на разведку. Он заснял н е сколько немецких аэродромов и по пути заглянул в два вражеских порта. Кое-где его обстреливали зенитки, но к ним он привык и не их опасался. Голова, повинуясь 'издавна выработавшемуся рефлек су, будто сама поворачивалась из стороны в сторону через ровные промежутки времени. Глаза успе вали просматривать и землю и небо. . «Мессершмитты» и «Фокке- ,Вульфы»—опасные противники для одиночного разведчика. Встреча с ними не предвещала ничего хоро шего. Вот почему, обнаружив двух «стодевятых», Попович отвернул от очередного аэродрома и, терпе ливо выждав в стороне, пока н е мецкие истребители отойдут, толь ко тогда снова вернулся на фо- тос’емку. Попович опять лег на боевой курс и включил фотоаппараты. З е нитки открыли ожесточенный огонь. Разрывы быстро приближа лись, Но сворачивать с курса нельзя: испортишь снимки, и вся работа пойдет впустую. Внезапно самолет сильно трях нуло. Летчик осмотрелся. Снаря дом отбило руль поворота и к и л ь - ноги стали іодить свободно, пра вую плоскость и элерон заверну ло. Мотор начал работать с пере боями. В довершение всех бед истребители, видимо, наводимые с земли, быстро приближались. — Плохо дело... Только бы до дома добраться,—подумал Попо вич. Сперва ему повезло: машина смотрела на восток, и не надо бы ло терять время на мучительную процедуру разворота с помощью одного левого элерона. Все было теперь в скорости. ■ Попович увеличил обороты, но машина тут ж е начала делать «бочки». Пришлось уменьшить газ и итти -на прежней скорости. Попович сознавал, что теперь ему не избежать нападения и приго-. товился к неравной схватке. ОН уже не думал о том, чтобы притти домой — лишь бы перетянуть ли нию фронта! А до нее было неда леко—всего' несколько минут по лета. Н о эти минуты решали, жизнь или смерть. «Стодевятые» приближались с каждой секундой. Вот уже пр°" скочили мимо первые трассы. По пович стал маневрировать высо той. «Стодевятые» не отставали и, доняв, что перед ними поврежден ный самолет, подошли на самую короткую дистанцию и открыли огонь I» упор. Трассы одна за другой прошива ли самолет Поиоішча в разных ме стах. Вспыхнула правая плоскость. Загорелся мотор, - -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz