Североморский лётчик. 1944, август.

СЕВЕРОМОРСКИЙЖТЧИК 6 августа 134? г., .№ 186 (256). ИЗ ОПЫТА ПОСЛЕДНИХ ОПЕРАЦИЙ Умело противодействовать тактике врага Герой Советского Союза гвардии капитан И. Бокий Во время первых массовых н а­ й т о в нашей авиации на об’екты п р о ти в ни к а немцы применяли т а к ­ т и к у вы сы лки своих одиночных сам о л е т о в . В единственном числе іили в паре «Мессершмитты» и <<Фокке-іВульфы» выбирали наибо­ л е е вы годн ое положение и атак о ­ в ы в а л и цель. Охотились, главным о б р азом , за нашими одиночными само л е там и . Т а к а я т ак тик а не дринесла в р а­ гу ж е л а е м ы х результатов. Понеся б о л ьш и е потери, 'немцы отказались ют нее. Т епер ь ф аши стски е и стр е­ б и т е л и д ей ств ую т группами в со­ с т а в е 6— 8 самолетов, состоящими и з «ФВ-190» и «Ме-109». Принимая бой, г р у п п а д е л и т с я « а д в е части. кФокке-іВ ульфы», как наиболее м а н евр енны е по горизонтали, навя­ зы в аю т бой на виражах, а «Мессер­ ш м и т ты » , н аходясь с превышением іна 3 00—500 метров, сковывают (вертикальный маневр наших истре- /бителей. Э т а т а к т и к а — не нова, однако, е с л и ею пренебречь, можно 'поне­ с т и и зл иш ни е потери. іКак л у чш е противодействовать н о в о й .тактике врага? П р е в о с х о д с т в о в числе и к а ч е ­ с т в е ави а ц и и мы имеем, значит р е­ ш и т ь э т у за д а ч у нам нетрудно. Г л а в н о е— не д о п у с к а т ь отрыва о д и н о ч н ы х само л ето в о т групп, д е й с т в о в а т ь в с е г д а со гласован но и д р у ж н о . ■ Т а к т и к у нанесения ударов, на мой в з г л я д , л у чш е строить с л е ­ д у ю щ и м образомі: групп а н епо ср ед­ с т в е н н о г о п р ик ры ти я с л е д у е т в б л и з и п о дш еф ны х самолетов на д и с т а н ц и и 200 — 300 метров ( к а к ;по высоте, т а к и в сторону). И с т р е б и т е л и б о я и д у т н ад при­ кры в аемыми ' самолетами с превы ­ ш е н и е м в 500-—600 метров. Ж е л а ­ т е л ь н о , чтобы истребители боя д е ­ л и л и с ь н а д в е группы и следовали т о о б е с т о роны о т ударных с а м о ­ л е т о в , причем рассто яни е одной г р у п п ы о т д р у го й бы л о бы 600 — 8 00 м етр о в . _ ‘При п о д х о д е к ц ели истребители б о я в ы х о д я т в п е р е д и расчищают п у т ь п рикрываемым самолетам, и с т р е б и т е л и непо ср ед ственно го п р и к р ы т и я п о д х о д я т б л иж е к п о д ­ ш е ф н ы м с ам о л е т ам и « д у т с. ними в з о н е зе н и т н о г о опня. Особое вни­ м ани е^ с л е д у е т о б р ащ а т ь нашим и с т р е б и т е л я м на обеспечение бом­ б а р д и р о вщ и к ам ,- торпедоносцам и ш т у р м о в и к а м вы х о д а из атак», ибо, п р я ч а с ь з а разрывами зенитных с н а р я д о в , ф аш и с тск и е истребители я о п р е ж н е м у с т а р аю т с я атаковы- ©ать н аш у у д а р н ую авиацию в мо­ м е н т о т х о д а о т цели. В Ы В О Д ; в зоне зенитного огня и при оЬгходе от цели истребители непосредственного .прикрытия обя­ заны ближе подойти к самолетам ударной авиации и следовать за ними с тем же превышением, как и до цели. Ввязываться в воздуш­ ный бой истребители непосред­ ственного прикрытия не должны. Их обязанность отбивать атаки не­ мецкий самолетов от наших тор­ педоносцев, бомбардировщиков и штурмовиков. Бои на виражах, которые н^м приходится проводить в связи с изменившейся тактикой врага, вскрыли ряд ошибок, позволивших с д е л а т ь серьезные выводы. 17 июля при налете на Киркенес мя боя на виражах ведомый ни в коем случае не должен находиться вблизи ведущего, ибо это сковы­ вает маневр последнего и не дает возможности нашей паре взаимно рыбивать самолеты противника из- цод хвостов машин. (О том, как н а­ до и как не надо драться нашим frapaM на 'виражах, см. схемы). Выше я рассказывал о том, как уд ал о сь мне выбить «ФВ-190» из- под хвоста самолета Матвеева. В На схемах цифрой 1 обознач ен ведущий истребитель, цифрой 2 — его ведомый. Немецкий само л ет показан черным. На левой схе­ ме изображено неправильное расположение ведомого по отноше­ нию к ведущему при боях на вираже, на правой, схеме—правиль­ ное расположение. я, во главе четверки истребителей, н ах о ди л ся - н ад восточной частью «города. На высоте 3.500 метров с л е в а на расстоянии 500—600 мет­ ров заметил восьмерку истребите­ л е й противника, вывалившуюся из облачности. Восьмерка состояла и з 4 «ФВ-190» и 4 «Ме-109»1. «Ф акке-Вульфы» завязали со мной б о й на виражах, , а '«Мессершмит­ ты » взяли превышение на 400—500 м етр о в и стали сковывать наш вер­ тикальный маневр. В ыачале боя я у с лыш ал по радио: «Фокке-Вульф» р хвосте». Это п ередавал мой ве­ домый гвардии лейтенант Матвеев. Я оглянулся. Самолет Матвеева бы л около меня. 'Как помочь ведомому? К ак вы ­ би ть врага из-под хвоста его ма­ шины ? Если бы Матвеев шел о т ­ тянувши сь от меня—сделать это бы л о бы легче. Но гвардии лейте­ н а н т находился р я д о С и мы с ним с о ст ав л я л и к ак бы один самолет. (Решение с о зр е л о быстро. И споль­ з у я глубокий вираж с дачей верх­ н ей ноги, я бы стро изменил на­ правление, замкну л линию виража Я выбил противника из-под хвоста ведомого. В с е обошлось благопо­ лучно, а могло бы кончиться очень печально. О тч его происходят подобные сл учаи ? ГІо одной простой причи­ н е —в бою на вираже ведомый о ч е н ь бли зк о находится от в еду­ щ е г о . ВЫВОД : при подходе к цели — четверки и пары наших истребите­ лей обязаны взять дистанцию и интервал боя (150 метров), во вре- ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ ВЫЛЕТ ЛЕТЧИКА ШЕВЧЕНКО H a - д н я х м л ад ­ ш и й л е й т е н а н т В и к т о р Ш е в ч е н к о с о в е р ш и л п е р в ы й б о е в о й вы л ет . В п а р е с л е т ч и к о м К о м а р о в ы м Ш е в ­ ч е н к о бы л о п р и ­ к а з а н о о б е с п е ч и т ь б о е в у ю р а б о т у н а ­ ш е м у с ам о л е т у - ф о т о г р а ф у . Н а д Кир к ен ее ом — м н о г о я р у с н а я о б л а ч н о с т ь . О д н а ­ к о ш т у р м о в и к и п р о б и л и ее и т о ч ­ н о с б р о ш е н н ы м и б о м б а м и н а к р ы л и ц е л ь . З а „И л ью ­ ш и н ы м и " ш ел с а ­ м о л е т - ф о т о г р а ф . О к о л о сам о й ц ели он л е г на б о е в о й к у р с . В н а ч а л е К о ­ маро в и Ш е в ч е н ­ ко т в е р д о шли за п р и к ры в а ем о й м а­ шиной. Но во в р е ­ мя одной и з э в о ­ люций летчик К о ­ маров д а л е к о за­ шел в облачность и о то р вал ся. О к о ­ ло самолета-фотО- гр аф а остался один Шев чен к о . П р о б и ­ в а я облака, он н ео тступн о про­ долж ал следовать за подш ефной ма­ шиной. Т ак рядом, к рыл о в крыло, отлично выполнив задание, п ришли дв а север омо р ских с ам о л ета и на свой аэродром. После их посадки ком ан ­ д и р у части, в к о ­ т о р о й с л у ж а т м л адший л ей те­ нант Ш евченко, позвонили. Го во ­ рил л ет чи к с са- м о л ета-ф о то гр аф а. - Что за л ет чи к м ен я так з а м е ч а ­ те л ь но сегодня п р и к ры в а л ? П р о ­ ш у о б ъ я в и т ь ему благодарность. Ч е р е з н еско л ько в р ем ени командир вы звал Виктора Ш е в ч е н к о к себе, —Х о р ош о д ей ­ ствовали сегодня, —сказал он ему. —П е р вы й боевой вылет прошел у вас отлично. Капитан К. Яковлев. том ж е бою другой моей паре зашли в хвост остальные «Фокке- Вульфы». Они отсекли ведущего ■гвардии младшего лейтенанта Масленникова от его ведомого. Масленников из-под атаки ушел Переворотом и этим допустил гр у ­ бую ошибку: он оторвался от группы и потерял высоту—основу успеха дл я истребителя. (Вместо того, чтобы помочь своему в едо­ мому, Масленников, оторвавшись іот него, сам оказался атакованным ітремя «Ме-109», и нам пришлось распылять силы, чтобы выручить «его. I ВЫВОД : во время боя на вира- (жах истребитель ни в коем случае не должен уходить из атаки пере- іворотоім. Этим он теряет высоту и отрывается от группы. В своей статье я рассказал о некоторых приемах истребителей ррага я -сделал выводы, которые подсказала практика. Нужно нам и впредь детально изучать так ти ­ к у врага, умело противопоставляя е й свои, более совершенные т а к ­ тические приемы. Г Е РО И МО РСКОЙ АВИАЦИИ Он всегда рвется в бой 700 ВЫЛЕТОВ Б А Л Т ИЙ ЦА А Л Е К СА Н Д РА МИРОНЕНКО . Б иограф* ГТРТІГИТГЯ эия этого 'л ет чи к а очень кратка и проста. Родился Александр Алексеевич в 1918 году в семье ра- бочего-железнодо- рожника. Окончив школу - д есяти лет­ ку, „ А. Мироненко некоторое время работал на ж ел ез­ ной дороге в г о ­ роде Краснодаре, потом^учился в Л е ­ нинградском воен- но - механическом институте. Со вто ­ рого курса по ком­ сомольскому набо­ ру был направлен в военно-морское авиационное учи­ лищ е и м е н и Сталина. В ав гу­ сте 1940 года моло­ дой летчик в зва­ нии лейтенанта прибыл в одну из авиационных час­ тей Краснознамен­ ной Балтики. Мироненко всей душой полюбил боевую профессию истребителя. Неза­ урядные способно­ сти, неустанная учеба определили быстрый рост мо­ лодого летчика. К началу О течест­ венной войны Александр Мир о ­ ненко уже коман­ дует звеном. Со своими лет­ чиками он дрался против немцев над Таллином, штур­ мовал гитлеров­ ские полчища, прикрывая наши корабли, у х оди в ­ шие в Кронштадт и Ленинград. Ког­ да немцы рвались к городу Ленина, Александр Миро­ ненко соп р о вож ­ дал транспортные самолеты, вы в о ­ зившие детей из Ленинграда. Пять- шесть-семь вы л е ­ тов приходилось делать в день в это суровое время вступая в бой с численно п р е в о с ­ ходящим п р о т и в ­ ником. В много­ численных в о з душны х схватках Мироненко учится сам побеждать врага, учит этому своих ведомых. Один из них И ван Цапов, ныне к а п и тан, к авалер ч е ты ­ рех б о е вы х о р д е ­ нов, о д н о в р е м е н ­ но со своим у ч и ­ телем, удостоенный звания Героя С о ­ ветского Союза, сейчас командует эскадрильей. В ожесточенных боях с немецкими захватчиками м у ­ ж ает и крепнет летчик Мироненко. В сентябре 1941 года первый орден Красного Знамени украсил его грудь, а чер е з два м еся­ ца орден Ленина засверкал на синем кителе командира звена. Самые различ­ ные боевые зада­ ния выполняет Мироненко. Он охраняет с возду­ ха потоки грузов, и дущи е через Л а ­ дожское озеро в осажденный Л е ­ нинград, п р и к ры ­ вает западный форпост Балтики— один из дальних островов Финско­ го залива. Нет предела его н е у ­ томимой энергии, смелости и отва­ ги. Капитан М и р о ­ ненко первым на Балтике применил аэрофотосъемку вражеских о б ъ е к ­ тов с малых высот. Много раз он про­ носился на своем быстрокрылом с а ­ молете через огне­ вые завееы врага, доставляя коман­ дованию ценные данные о против­ нике. Это было в 1У42 году, а че­ рез год майор М и ­ роненко, командуя эскадрильей, осу­ щ ествл яет высот­ ное прикрытие Ленинграда. Родина отме­ тила эти подвиги Александра М и р о ­ ненко вторым о р ­ деном Красного Знамени. В этом же 1943 году ему доверили командо­ вание частью, прикрывающей действия балтий­ ских штурмовиков. И с этим трудным заданием Миро ­ ненко справляется отлично. Он ос­ тается верным своему золотому правилу: не пре­ кращать учебы, строго требовать от подчиненных со вершенствова­ ния. Командир служит п р е к р а с ­ ным примером для летчико в-и стр еби ­ телей. Свыше 700 бое­ вых вылетов со ­ вершил Миронен­ ко за время вой­ ны, нанеся боль­ шой урон нена­ вистному врагу. Он воспитал це­ лую плеяду перво­ классных в о зд уш ­ ных бойцов, бес­ пощадно уничто­ жающих немецких захватчиков. Р о ­ дина щедро отме­ тила подвиги с в о ­ его замечательно­ го орла. Указом Президиума Вер­ ховного Совета СССР от 22 июля 1944 года майору Мироненко Алек­ сандру Алексееви­ чу присвоено зв а­ ние Героя Совет­ ского Союза. К С ВОИМ ! Г ” оспиталь. В небольшой палате * на «ойке у окна лежит тот, к о ­ го мы пришли навестить. — Здравствуй, Попович! З д о ро ­ во, Иван Я к І . Он пытается приподняться, и не может. Одна нога в гипсе—пере­ ломлена, другая забинтована — осколочные и пулевые рапы. Ш и ­ р о к ая грудь тяж ел о вздымается. Темные пятна изменили лицо, с д е ­ лали его каким-то чужим, незна­ комым. И только, взглянув з чи­ стые голубые глаза, убеждаешь­ ся, что это все тот ж е Иван Яков­ левич Попович. —ЭК тебя покарежило, Иван Як! Взволнованный встречей, Попо­ вич молча жмет руки друзьям. * * * .„Как-то 'Ясным утром Попович ушел на разведку. Он заснял н е ­ сколько немецких аэродромов и по пути заглянул в два вражеских порта. Кое-где его обстреливали зенитки, но к ним он привык и не их опасался. Голова, повинуясь 'издавна выработавшемуся рефлек­ су, будто сама поворачивалась из стороны в сторону через ровные промежутки времени. Глаза успе­ вали просматривать и землю и небо. . «Мессершмитты» и «Фокке- ,Вульфы»—опасные противники для одиночного разведчика. Встреча с ними не предвещала ничего хоро­ шего. Вот почему, обнаружив двух «стодевятых», Попович отвернул от очередного аэродрома и, терпе­ ливо выждав в стороне, пока н е­ мецкие истребители отойдут, толь­ ко тогда снова вернулся на фо- тос’емку. Попович опять лег на боевой курс и включил фотоаппараты. З е ­ нитки открыли ожесточенный огонь. Разрывы быстро приближа­ лись, Но сворачивать с курса нельзя: испортишь снимки, и вся работа пойдет впустую. Внезапно самолет сильно трях­ нуло. Летчик осмотрелся. Снаря­ дом отбило руль поворота и к и л ь - ноги стали іодить свободно, пра­ вую плоскость и элерон заверну­ ло. Мотор начал работать с пере­ боями. В довершение всех бед истребители, видимо, наводимые с земли, быстро приближались. — Плохо дело... Только бы до дома добраться,—подумал Попо­ вич. Сперва ему повезло: машина смотрела на восток, и не надо бы­ ло терять время на мучительную процедуру разворота с помощью одного левого элерона. Все было теперь в скорости. ■ Попович увеличил обороты, но машина тут ж е начала делать «бочки». Пришлось уменьшить газ и итти -на прежней скорости. Попович сознавал, что теперь ему не избежать нападения и приго-. товился к неравной схватке. ОН уже не думал о том, чтобы притти домой — лишь бы перетянуть ли­ нию фронта! А до нее было неда­ леко—всего' несколько минут по­ лета. Н о эти минуты решали, жизнь или смерть. «Стодевятые» приближались с каждой секундой. Вот уже пр°" скочили мимо первые трассы. По­ пович стал маневрировать высо­ той. «Стодевятые» не отставали и, доняв, что перед ними поврежден­ ный самолет, подошли на самую короткую дистанцию и открыли огонь I» упор. Трассы одна за другой прошива­ ли самолет Поиоішча в разных ме­ стах. Вспыхнула правая плоскость. Загорелся мотор, - -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz