Североморский лётчик. 1944, август.

5 августа 1944 г., N° 185 (255). * — СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 Гордость русского народа /00 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина Пенаты С егодня исполняется 100 лет со дня р о ж ­ дения Ильи Ефимовича Репина, великого р у с ­ ского художника, твор­ чество которого п р о ­ славило наше искусство далеко за пределами России. Глубоко и подлин­ но-народное, оно прав ­ диво, с предельным ма­ стерством и вырази­ тельностью запечатлело целую эпоху русской жизни во всей ее слож ­ ности и многообразии. Творчество Репина и в наше время остается вершиной русского на­ ционального реалисти­ ческого искусства. Репин н е о д н о к р а т н о подчеркивал сво е д е м о ­ кратич еское п р о и с х о ж ­ дение, объ ясняя о с о б е н ­ ности своего и ску сст в а „наследственностью про - ►стонародностиѴ Он лю ­ бил н азывать себя „ч е­ ловеком 60-х годов", у к а ­ зывая тем самым на о д у ­ х отво ряющ ее вли яни е на н его п е р ед о вы х идей этих лет. Своими п о д ­ линными учителями, о п ­ редели вшими его о т н о - ,ш ен и е к жизни и ег о £> я ним ани е и скусств а, г’епин считал великих русских просвети тел ей —Белинского, Ч е р н ы ­ шевского, Добро любо ва. Время ф о рми р о ван и я Ильи Ефимовича, как художника, бы л о о з н а ­ меновано тем, что п е р е ­ довая молодежь, с т р е ­ мясь осуществить в и с ­ кусстве воззрения Б ел ин ­ ского и Ч ернышевского, начала б о р ь б у за новое искусство, н ацион альное и реалистическое, с л у ­ жащее народу и о т с т а и ­ вающее его интересы , искусство доступное, п о ­ нятное и бли зк о е ш и р о ­ ким массам. В д а л ь н е й ­ шем группа д ем о к р а т и ­ чески настроенных х у ­ дожников объ единилась в „Товарищество п е р е д ­ ай жных х у д ож е с т в е н ­ ных вы с т а в о к ”, с ы г р а в ­ шее б о л ьш ую р ол ь в развитии р у сск ого н а ­ ционального р е а л и с т и ­ ческого искусства. Р е ­ пин, как только и з б а ­ вился от опеки А к а д е ­ мии художеств, где он получил свое о б р а з о в а ­ ние, тотчас же примкнул к передвижникам, с о р ­ ганизатором и идейным вождем которых—х у д ож ­ ником Крамским — он сблизился еще в у ч е н и ­ ческие годы. Р асц вет „Т оварищества передвижных вы ст ав о к " (/0-е и 80-е годы) с о в ­ пал с расцветом таланта Репина. Б олее то го , у с ­ пех этих вы ставо к в значительной м ер е о п ­ ределялся по явившими ся на них полотнами г е н и ­ ального ж и в о пи с ц а , ибо Илья Ефим ов ич с н а и ­ большим с о в ерш ен ст в ом разрешил все х у д о ж е с т ­ венные задачи, к оторые ставило перед собой » ^ в а р ищ е с т в о " . яВерю... в жизнь, тре- пещущую перед правдой и красотой. А г л а в н о е—• свободой и борьбой п р о ­ бив неправды, насилия, эксплоатации и всех предрассудков — писал епин в 1881 году св о ­ ему другу критику В. В. гасову. Ів о р ч еств о х у ­ дожника является л уч- піим подтверждени ем этих слов. Его и ску сст ­ во было обличением темных сторон совре- Великий русский художник Илья Ефимович Репин. менной ему о бщ е с т в е н ­ ной жизни. Репин, как никто д р у ­ гой из художник о в, ч у т ­ ко ответил своими п р о ­ изведениями на вопросы , в о лн о в авши е п ередовых людей е г о времени. М о ­ гучий дар реалиста в соединении с упо рным стремлением понять и раск ры ть явления о к р у ­ ж ающ ей Социальной действительности дел али бы то вы е картины Р е п и ­ на полными глубокого содержания и в о л н ую ­ щими. Ещ е будучи учеником Академии художеств, Репин начал писать с в о ­ их зн ам ени тых „ Б у р л а ­ ков на В о л г е ', за к о н ­ ченных в 1873 году. Чтобы с о зд а т ь э ту к а р ­ тину, х удожник два лета под ря д провел на Волге. Он во сто рж енно р а с с к а ­ зывал о природе и г о р о ­ дах на б ер егах великой р еки, в частности — о Нижнем Новгороде. Ещ е вос то рж е н н ее о т ­ зывался х у д ож ник о п о в о л ж с к и х людях. Как к р аси в дор одный народ,— восклицал он ,-- как ни ск ажет м уж и к— все красиво! И бабы подходят. Тоже княжны к аки е-то по складу: р о с ­ лые, красивые, с м е лы е ../ Свою р аботу на Волге Репин назвал в п о с л е д ­ ствии настоящей ш к о ­ лой художника и ч е л о ­ века. В ерну вши сь в 1876 году из заграни чной ком андировки , Илья Ефимович приступил к долгой и упорной р а б о ­ те над картиной „К р е ст ­ ный ход в Курской г у ­ бернии", являющейся о д ­ ним из наиболее выдающихся п р о и зв е ­ дений русской бы ­ товой живописи. В этой картине изобр аж ена о г ­ ромная, залитая солнцем людская толпа, д в и ж у ­ щаяся за иконой по пыльной д о р о г е . Х у д ож ­ ник показал здесь, по существу, всю п о р е ф о р ­ менную провинциальную Россию: сытую тупость, лож ь и лицемерие .власть имущих", з а б о т ­ ливо охраняемых п а л к а ­ ми понятых, н ужду и бесправие бедняков, т ес ­ нимых жандармами. Пр авди в о п о к а зы в а я темные стороны т о г д аш ­ ней жизни и бичуя суще ствовавший обществен ный строй, Репин, е сте­ ственно, е живым инте­ ресом и горячим со ч у в ­ стви ем относился к тем, кто боролся за лучшее буд ущ ее . Он нарисовал образы революционной интеллигенции своего времени. Илья Ефимо­ вич показал романтику революционного под­ полья („Сходка*, 1883 г.), типичную сцену из э п о ­ хи „Хождения в народ" („Арест пропагандиста в деревн е", ;1878 г. и вариант той же темы 1880—89 гг.), полный щ е ­ мящей тоски путь на катор гу („Под к о н в о е м ", 1876 г.), последнее утро перед казнью о суж д ен ­ ного революционера („Отказ от исповеди", 1882 г.) и неожиданное во звращ ени е политиче­ ского ссыльного в свою семью („Не ждали", 1884 г.). В последнем произведении художник, передавая л иш ь краткий миг, полный волнения и разноречивых чувств, изображая, на первый взгляд, лишь семейное событие, сумел р а з р е ­ шить глубокую соци­ альную тему. Эга к а р т и ­ на, как и ряд других, имела большое револю ­ ционизирующее значе­ ние, — многие ру сские люди укреплялись в с в о ­ ей готовности бороться за народное счастье. Гениальный художник запечатлел о к р уж ающи х его людей не только в картинах, но и в порт­ ретных работах. Обладая могучим даром худож- ника-портретиста, Илья Ефимович оставил нам целую галлерею своих современников. П ри этом он, но личному призна­ нию, стремился зап е ч а т ­ леть прежде всего лю ­ дей „дорогих нации, ее лучших сынов, п рин ес­ ших своей бескорыстной деятельностью пользу родной земле, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею". И, действительно, им на­ писаны портреты многих лучших сынов русского народа: замечательных у чены х—Ііирогова и С е ­ ченова, Менделеева и П авл о в а , комп о зи т о р о в— Му сор гск о го , Б о р о д и н а и Рим ск о го -Ко р с ак о в а, пи сател ей—Л ь в а Толсто­ го, Максима Горького, Г аршина, художников — Сурик ов а, Крамского, С е р о ва и многи к других. Н а р я д у с широким отображением с о в р е ­ менной ему жизни и о к ­ р уж а вш и х е г о людей Репин много внимания уделил темам и с то р ич е­ ского прошлого русско го народа. Некоторы е из его исторических картин прочно вошли в золотой фонд русско го и с к у с с т ­ ва. Таково, быть может, самое и з в е с т н о е из произведений нашей ж и в о пи с и— „Иван Г р о з ­ ный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885 год). Таковы и его „ З а ­ п орожцы" ( lay 1 г.). Илья Ефимович говорил, 410 он обратился к з а п о р ож ­ цам потому, что, по его мнению, „никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, р а в е н ­ ства и братства". В о с ­ нову картины положен исторический р ассказ о том, как в 1675 году тур ец кий султан Ма го ­ мет IV обратился к з а ­ порожцам с письмом, требуя от них п о ко р н о ­ сти. Свободолюбивые люди послали султану смелый ответ, который был написан отнюдь не дипломатическим я зы ­ ком. Художник и зо б р а­ зил момент, когда з а п о ­ рожцы , объ един енны е общим настроением, сгрудились во кр у г писа­ ря и сочиняют ответное письмо, вы зы вающ ее взрывы могучего смеха. В этой картине с о с о ­ бенной яркостью п р о я ­ вился горячий п а т р и о ­ тизм художника, его крепкая вера в н еи сч ер ­ паемые силы родного народа, способного от­ стоять свою свободу и независимость от любо­ го врага. В конце своей жизнп Ренин писал: „В душе р усск о го человека есть черга особого, скрытого героизма. Э т о—в н у т р и - л еж ащ ая г л у б о к а я страсть души, сметаю ­ щая человека, его ж и ­ тейскую личность до самозабвения. Но это величайшая сила жизни — она двигает горами; она делает великие з а ­ воевания; она р у к о в о ­ дила бородинским с р а ­ жением; она пошла за Мининым; она сожгла Смоленск и Москву. И она же наполняла с е р д ­ це престарелого К у т у ­ зова...". Эти слова, написан­ ные много лет тому н а ­ зад, с особенным во лн е­ нием читаем мы сейчас, когда русский народ во главе других братских народов Советского Союза ведет гер оич е­ скую борьбу за честь, свободу и независимость н аш ей великой Родины, гонит фашистских з а х ­ ватчиков с родной зем ­ ли. Этот народ вдохно­ влял Репина на создание его замечательных про­ изведений. Этому народу посвятил Репин все свое могучее творчество. И народ никогда не заб у­ дет своего великого ху­ дожника. Н. ДРУЖИНИН . С. ВАРШАВСКИЙ . Б. РЕСТ. ] J В декабре 1939 года, в первые дни войны с белофиннами, насту­ павшие по Приморскому шоссе части Красяой Армии ворвались в поселок Куоккала. Войдя вместе с передовыми частями в этот дачный поселок на берегу Финского зали ­ ва, мы быстро нашли тихую, у к ­ рывшуюся в сосновом парке дачу, на деревянных воротах которой было вырезало: «Пенаты». Репинские «Пенаты»! Домашний очаг великого художника! Здесь долгие годы и до последнего дня своей жизни трудился человек, г е ­ ний которого прославил на весь ■мир русское национальное и ску с­ ство. В «Пенатах», в просторной и светлой мастерской, волшебная кисть живописца превращала мерт­ вый холст в вечно-живые полотна. З д е сь Репин создавал «Пушкина на акте в лицее», «17 октября 1905 года» и много других шедевров русской живописи. В «Пенаты» с ’езжались крупнейшие русские художники и писатели, композито­ ры и ученые. В уютных комнатах репинского жилища гостили Горь­ кий и Маяковский. Сюда н еза­ долго до смерти Репина приезжал академик Иван Павлов, и два зн а­ менитых старца делились здесь сокровенными мыслями и мечта­ ниями о славе своей великой Р о ­ дины, которой оба они посвящали весь свой напряженный творческий труд. Возле репинского дома уже ' стояли красноармейцы. Кругом на снегу была разбро­ сана обгоревшая солома, стара­ тельно отгребенная от закопченых стен. — В самый раз мы пришлиі—ра­ достно рассказывал нам красноар­ меец Семенов.—Я до войны в изо­ кружке учился, и как только вы ­ шибли финнов из Куоккалы , тут ж е бросился искать дом, где Илья Ефимович Репин жил. По воротам сразу нашел.... Заб еж а л с бойцами посмотреть, как и что. Глядим — финны обложили дом соломой и подожгли, сволочи... ГІоджечь-то подожгли, да спалить не успели: потушили бойцы... . С волнением переступили мы порог репинского дома. В мастерской висели картины, которые художник не успел з а ­ кончить. В кабинете на полках стояли книги с пометками Репина. іВ ящиках письменного стола л е ­ жали письма от многих выдаю ­ щихся современников, друзей и почитателей. Казалось, что д у х в е­ ликого художника витает в этих скромных комнатах. К тому времени, когда мы, осмотрев описанный во многих вос­ поминаниях и мемуарах историче­ ский дом, вернулись в окружавший его парк, красноармейцы успели уже сплести венок из зеленой хвои. Венок от бойцов в т о р ж е ­ ственном молчании был возложен на могилу Репина, похороненного здесь ж е в парке, н евдалеке от своего дома. Раскаты боя, про­ должавшегося севернее поселка, звучали, как воинский салют. Наступающие части уходили вперед по Приморскому шоссе, но у репинских «Пенат» командование поставило часовых. Красная А р ­ мия первая приняла на себя о х р а­ ну очага русской культуры, до р о ­ гого сердцу каждого советского .человека. Н еско л ь к о месяцев спустя, в июне 1940 года, нам довелось при ­ сутствовать на торжестве откры- ------ О U ■тия дома-музея И. Е. Репина в Куоккала. Ленинградцы создали здесь музей, достойный памяти в е­ ликого художника, и репинские «Пенаты» вскоре стали любимым ■местом экскурсий ленинградцев. Сюда стремился каждый, кто приезжал в Ленинград. В последний раз мы проезжали ■мимо «Пенат» 22 июня 1941 года: был еще ранний утренний час, но у деревянных ворот репинской усадьбы уж е собралось много юно­ шей и девушек. В тот день в 12 ча­ сов дня Вячеслав Михайлович Молотов об’явил, что гитлеровские орды вероломно напали на нашу страну, что началась О теч ествен ­ ная война с фашистскими за х в а т ­ чиками. Быть может, прямо о т сю ­ да, из священных репинских «П е ­ нат» мдогие юноши направились я а свои призывные пункты. Драгоценные репинские р е л и к ­ вии, ставшие музейными эксп он а­ тами, были своевременно вывезены из Куоккала. П о с е л о к , этот в ав ­ густе 1941 года был захвачен не- мецко-финскими грабителями, и линия фронта надолго о тдели л а от нас дом и сосновом парке и мо­ гильный холм под сеныо густой хвои. О чудовищной судьбе «П е­ нат» советский народ узнал только 10 июня 1944 года, когда п ерешед­ шие в наступление войска Ленин­ градского фронта, освобождая от финнов и немцев Карельский пе­ решеек, вернули Родине и посе­ лок, навсегда связанный с именем Репина. К нам, на Север, д о н е­ слись голоса гнева и возмущения тех, кто увидел новую потр ясаю ­ щую картину фаши стского ванд а­ лизма: финские бандиты сожгли репинскую усадьбу, взорвали р е­ пинский дом, надру гались над мо­ гилой русского художник а. Т ан ­ кисты, пехотинцы, моряки нашли на месте «Пенат» черные руины... Среди имен великих людей, сим­ волизирующих русскую нацию, ’ товарищ Сталин в своем истори- ческом д о к л а д е 6 ноября 1941 г о ­ да назвал и имя Репина. Г и т л е­ ровская разбойничья шайка х о т е ­ ла уничтожить р у сск ую нацию, растоптать ее бессм ертную к у л ь ­ туру, закрыть ей пути в буд ущее, вытравить память о поошлом. П о ­ этому финские варвары и сожгли музей Репина в К у о к к а л а точно т ак же, как немецкие варвары р а­ зорили музей Т ол сто го в Ясной Полян е, музей Ч ай к о в ск о го в К л и ­ ну, пушкинские места в селе М и ­ хайловском и Гурзуфе. Но не у д а л ­ с я Гитлеру и его в ассалам их ч ер ­ ный замысел. Народ, давший миру ■Пушкина и Толстого, Ч айковского и Репина, о св о б ож д ает сейчас всю свою землю о т ф аши стск ой н ечи ­ ст и и ж е с т о к о мстит врагу за осквернение и поругание своих святынь. Мы знаем: восстановлены уже музеи Толстого и Ч а й к о в с к о ­ го, будет восстановлен вскоре и музей Репина. Сегодня, в день сотой г о д о вщ и ­ ны со дня р ождения И л ь и Ефимо ­ вича Репина, де л е гац ии л е ни н гр ад ­ ск ой общественности возлагают ■венки на могильный холм в с о ж ­ женных «Пенатах». И памяти в е ­ ликого р усск о го х у д ож н и к а Ильи Репина К р ас н ая Армия салютует сегодня орудийными громами у границ Восточной Пруссии и у г р а­ ниц Финляндии, у границ всех тех, кто поднял св ятотатственную р у ­ ку на нашу землю, на нашу н е з а ­ висимость, на нашу национальную ку л ьту ру . В ЗАЛАХ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ Ш ІЛ Е Р ЕИ Широ ко отме­ чает юбилей вели» кого русского ху­ дожника И. Е. Р е­ пина сокровищни­ ца русского нацио­ нального искусст­ в а —Третьяковская галлерея, храни тельница лу чших творении Репина. В семи залах гал- лереи буд ет раз­ вернута выставка, где будут собраны живописные и г р а ­ фические проиа» ведения Р елин а, п р ин ад л еж ащи е Т р е т ь я к о в с к о й г а л - л ер ее и д р у г и м му­ зеям страны . Академи я наук ССС Р п р и с т у п и л а к и зданию н е о п у ­ бл и к о ван ны х мате­ ри алов о р у сских х у д о ж н и к а х— „Ху­ дож ественн о е н а ­ следие" под р едак ­ цией акад. И. Гра баря. П е р в ы іі том „Х у д ож ес т ­ венного наследия" целиком гіосвя щается И. Е. Р епи ну. Он с о с т о и т нм многочисленных снимков с н е и з ­ вестных до сих пор п ро и зв ед ен и й Репин а, е г о неону б ли к ованны х ста­ тей, инеем , восно миняний е г о уч<‘ никои, лиц, бл и зк о к нему сто я вши х, и д р у г и х м а т е р и а лов о Р е п и н е ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz