Североморский лётчик. 1944, август.
5 августа 1944 г., N° 185 (255). * — СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 Гордость русского народа /00 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина Пенаты С егодня исполняется 100 лет со дня р о ж дения Ильи Ефимовича Репина, великого р у с ского художника, твор чество которого п р о славило наше искусство далеко за пределами России. Глубоко и подлин но-народное, оно прав диво, с предельным ма стерством и вырази тельностью запечатлело целую эпоху русской жизни во всей ее слож ности и многообразии. Творчество Репина и в наше время остается вершиной русского на ционального реалисти ческого искусства. Репин н е о д н о к р а т н о подчеркивал сво е д е м о кратич еское п р о и с х о ж дение, объ ясняя о с о б е н ности своего и ску сст в а „наследственностью про - ►стонародностиѴ Он лю бил н азывать себя „ч е ловеком 60-х годов", у к а зывая тем самым на о д у х отво ряющ ее вли яни е на н его п е р ед о вы х идей этих лет. Своими п о д линными учителями, о п редели вшими его о т н о - ,ш ен и е к жизни и ег о £> я ним ани е и скусств а, г’епин считал великих русских просвети тел ей —Белинского, Ч е р н ы шевского, Добро любо ва. Время ф о рми р о ван и я Ильи Ефимовича, как художника, бы л о о з н а меновано тем, что п е р е довая молодежь, с т р е мясь осуществить в и с кусстве воззрения Б ел ин ского и Ч ернышевского, начала б о р ь б у за новое искусство, н ацион альное и реалистическое, с л у жащее народу и о т с т а и вающее его интересы , искусство доступное, п о нятное и бли зк о е ш и р о ким массам. В д а л ь н е й шем группа д ем о к р а т и чески настроенных х у дожников объ единилась в „Товарищество п е р е д ай жных х у д ож е с т в е н ных вы с т а в о к ”, с ы г р а в шее б о л ьш ую р ол ь в развитии р у сск ого н а ционального р е а л и с т и ческого искусства. Р е пин, как только и з б а вился от опеки А к а д е мии художеств, где он получил свое о б р а з о в а ние, тотчас же примкнул к передвижникам, с о р ганизатором и идейным вождем которых—х у д ож ником Крамским — он сблизился еще в у ч е н и ческие годы. Р асц вет „Т оварищества передвижных вы ст ав о к " (/0-е и 80-е годы) с о в пал с расцветом таланта Репина. Б олее то го , у с пех этих вы ставо к в значительной м ер е о п ределялся по явившими ся на них полотнами г е н и ального ж и в о пи с ц а , ибо Илья Ефим ов ич с н а и большим с о в ерш ен ст в ом разрешил все х у д о ж е с т венные задачи, к оторые ставило перед собой » ^ в а р ищ е с т в о " . яВерю... в жизнь, тре- пещущую перед правдой и красотой. А г л а в н о е—• свободой и борьбой п р о бив неправды, насилия, эксплоатации и всех предрассудков — писал епин в 1881 году св о ему другу критику В. В. гасову. Ів о р ч еств о х у дожника является л уч- піим подтверждени ем этих слов. Его и ску сст во было обличением темных сторон совре- Великий русский художник Илья Ефимович Репин. менной ему о бщ е с т в е н ной жизни. Репин, как никто д р у гой из художник о в, ч у т ко ответил своими п р о изведениями на вопросы , в о лн о в авши е п ередовых людей е г о времени. М о гучий дар реалиста в соединении с упо рным стремлением понять и раск ры ть явления о к р у ж ающ ей Социальной действительности дел али бы то вы е картины Р е п и на полными глубокого содержания и в о л н ую щими. Ещ е будучи учеником Академии художеств, Репин начал писать с в о их зн ам ени тых „ Б у р л а ков на В о л г е ', за к о н ченных в 1873 году. Чтобы с о зд а т ь э ту к а р тину, х удожник два лета под ря д провел на Волге. Он во сто рж енно р а с с к а зывал о природе и г о р о дах на б ер егах великой р еки, в частности — о Нижнем Новгороде. Ещ е вос то рж е н н ее о т зывался х у д ож ник о п о в о л ж с к и х людях. Как к р аси в дор одный народ,— восклицал он ,-- как ни ск ажет м уж и к— все красиво! И бабы подходят. Тоже княжны к аки е-то по складу: р о с лые, красивые, с м е лы е ../ Свою р аботу на Волге Репин назвал в п о с л е д ствии настоящей ш к о лой художника и ч е л о века. В ерну вши сь в 1876 году из заграни чной ком андировки , Илья Ефимович приступил к долгой и упорной р а б о те над картиной „К р е ст ный ход в Курской г у бернии", являющейся о д ним из наиболее выдающихся п р о и зв е дений русской бы товой живописи. В этой картине изобр аж ена о г ромная, залитая солнцем людская толпа, д в и ж у щаяся за иконой по пыльной д о р о г е . Х у д ож ник показал здесь, по существу, всю п о р е ф о р менную провинциальную Россию: сытую тупость, лож ь и лицемерие .власть имущих", з а б о т ливо охраняемых п а л к а ми понятых, н ужду и бесправие бедняков, т ес нимых жандармами. Пр авди в о п о к а зы в а я темные стороны т о г д аш ней жизни и бичуя суще ствовавший обществен ный строй, Репин, е сте ственно, е живым инте ресом и горячим со ч у в стви ем относился к тем, кто боролся за лучшее буд ущ ее . Он нарисовал образы революционной интеллигенции своего времени. Илья Ефимо вич показал романтику революционного под полья („Сходка*, 1883 г.), типичную сцену из э п о хи „Хождения в народ" („Арест пропагандиста в деревн е", ;1878 г. и вариант той же темы 1880—89 гг.), полный щ е мящей тоски путь на катор гу („Под к о н в о е м ", 1876 г.), последнее утро перед казнью о суж д ен ного революционера („Отказ от исповеди", 1882 г.) и неожиданное во звращ ени е политиче ского ссыльного в свою семью („Не ждали", 1884 г.). В последнем произведении художник, передавая л иш ь краткий миг, полный волнения и разноречивых чувств, изображая, на первый взгляд, лишь семейное событие, сумел р а з р е шить глубокую соци альную тему. Эга к а р т и на, как и ряд других, имела большое револю ционизирующее значе ние, — многие ру сские люди укреплялись в с в о ей готовности бороться за народное счастье. Гениальный художник запечатлел о к р уж ающи х его людей не только в картинах, но и в порт ретных работах. Обладая могучим даром худож- ника-портретиста, Илья Ефимович оставил нам целую галлерею своих современников. П ри этом он, но личному призна нию, стремился зап е ч а т леть прежде всего лю дей „дорогих нации, ее лучших сынов, п рин ес ших своей бескорыстной деятельностью пользу родной земле, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею". И, действительно, им на писаны портреты многих лучших сынов русского народа: замечательных у чены х—Ііирогова и С е ченова, Менделеева и П авл о в а , комп о зи т о р о в— Му сор гск о го , Б о р о д и н а и Рим ск о го -Ко р с ак о в а, пи сател ей—Л ь в а Толсто го, Максима Горького, Г аршина, художников — Сурик ов а, Крамского, С е р о ва и многи к других. Н а р я д у с широким отображением с о в р е менной ему жизни и о к р уж а вш и х е г о людей Репин много внимания уделил темам и с то р ич е ского прошлого русско го народа. Некоторы е из его исторических картин прочно вошли в золотой фонд русско го и с к у с с т ва. Таково, быть может, самое и з в е с т н о е из произведений нашей ж и в о пи с и— „Иван Г р о з ный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885 год). Таковы и его „ З а п орожцы" ( lay 1 г.). Илья Ефимович говорил, 410 он обратился к з а п о р ож цам потому, что, по его мнению, „никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, р а в е н ства и братства". В о с нову картины положен исторический р ассказ о том, как в 1675 году тур ец кий султан Ма го мет IV обратился к з а порожцам с письмом, требуя от них п о ко р н о сти. Свободолюбивые люди послали султану смелый ответ, который был написан отнюдь не дипломатическим я зы ком. Художник и зо б р а зил момент, когда з а п о рожцы , объ един енны е общим настроением, сгрудились во кр у г писа ря и сочиняют ответное письмо, вы зы вающ ее взрывы могучего смеха. В этой картине с о с о бенной яркостью п р о я вился горячий п а т р и о тизм художника, его крепкая вера в н еи сч ер паемые силы родного народа, способного от стоять свою свободу и независимость от любо го врага. В конце своей жизнп Ренин писал: „В душе р усск о го человека есть черга особого, скрытого героизма. Э т о—в н у т р и - л еж ащ ая г л у б о к а я страсть души, сметаю щая человека, его ж и тейскую личность до самозабвения. Но это величайшая сила жизни — она двигает горами; она делает великие з а воевания; она р у к о в о дила бородинским с р а жением; она пошла за Мининым; она сожгла Смоленск и Москву. И она же наполняла с е р д це престарелого К у т у зова...". Эти слова, написан ные много лет тому н а зад, с особенным во лн е нием читаем мы сейчас, когда русский народ во главе других братских народов Советского Союза ведет гер оич е скую борьбу за честь, свободу и независимость н аш ей великой Родины, гонит фашистских з а х ватчиков с родной зем ли. Этот народ вдохно влял Репина на создание его замечательных про изведений. Этому народу посвятил Репин все свое могучее творчество. И народ никогда не заб у дет своего великого ху дожника. Н. ДРУЖИНИН . С. ВАРШАВСКИЙ . Б. РЕСТ. ] J В декабре 1939 года, в первые дни войны с белофиннами, насту павшие по Приморскому шоссе части Красяой Армии ворвались в поселок Куоккала. Войдя вместе с передовыми частями в этот дачный поселок на берегу Финского зали ва, мы быстро нашли тихую, у к рывшуюся в сосновом парке дачу, на деревянных воротах которой было вырезало: «Пенаты». Репинские «Пенаты»! Домашний очаг великого художника! Здесь долгие годы и до последнего дня своей жизни трудился человек, г е ний которого прославил на весь ■мир русское национальное и ску с ство. В «Пенатах», в просторной и светлой мастерской, волшебная кисть живописца превращала мерт вый холст в вечно-живые полотна. З д е сь Репин создавал «Пушкина на акте в лицее», «17 октября 1905 года» и много других шедевров русской живописи. В «Пенаты» с ’езжались крупнейшие русские художники и писатели, композито ры и ученые. В уютных комнатах репинского жилища гостили Горь кий и Маяковский. Сюда н еза долго до смерти Репина приезжал академик Иван Павлов, и два зн а менитых старца делились здесь сокровенными мыслями и мечта ниями о славе своей великой Р о дины, которой оба они посвящали весь свой напряженный творческий труд. Возле репинского дома уже ' стояли красноармейцы. Кругом на снегу была разбро сана обгоревшая солома, стара тельно отгребенная от закопченых стен. — В самый раз мы пришлиі—ра достно рассказывал нам красноар меец Семенов.—Я до войны в изо кружке учился, и как только вы шибли финнов из Куоккалы , тут ж е бросился искать дом, где Илья Ефимович Репин жил. По воротам сразу нашел.... Заб еж а л с бойцами посмотреть, как и что. Глядим — финны обложили дом соломой и подожгли, сволочи... ГІоджечь-то подожгли, да спалить не успели: потушили бойцы... . С волнением переступили мы порог репинского дома. В мастерской висели картины, которые художник не успел з а кончить. В кабинете на полках стояли книги с пометками Репина. іВ ящиках письменного стола л е жали письма от многих выдаю щихся современников, друзей и почитателей. Казалось, что д у х в е ликого художника витает в этих скромных комнатах. К тому времени, когда мы, осмотрев описанный во многих вос поминаниях и мемуарах историче ский дом, вернулись в окружавший его парк, красноармейцы успели уже сплести венок из зеленой хвои. Венок от бойцов в т о р ж е ственном молчании был возложен на могилу Репина, похороненного здесь ж е в парке, н евдалеке от своего дома. Раскаты боя, про должавшегося севернее поселка, звучали, как воинский салют. Наступающие части уходили вперед по Приморскому шоссе, но у репинских «Пенат» командование поставило часовых. Красная А р мия первая приняла на себя о х р а ну очага русской культуры, до р о гого сердцу каждого советского .человека. Н еско л ь к о месяцев спустя, в июне 1940 года, нам довелось при сутствовать на торжестве откры- ------ О U ■тия дома-музея И. Е. Репина в Куоккала. Ленинградцы создали здесь музей, достойный памяти в е ликого художника, и репинские «Пенаты» вскоре стали любимым ■местом экскурсий ленинградцев. Сюда стремился каждый, кто приезжал в Ленинград. В последний раз мы проезжали ■мимо «Пенат» 22 июня 1941 года: был еще ранний утренний час, но у деревянных ворот репинской усадьбы уж е собралось много юно шей и девушек. В тот день в 12 ча сов дня Вячеслав Михайлович Молотов об’явил, что гитлеровские орды вероломно напали на нашу страну, что началась О теч ествен ная война с фашистскими за х в а т чиками. Быть может, прямо о т сю да, из священных репинских «П е нат» мдогие юноши направились я а свои призывные пункты. Драгоценные репинские р е л и к вии, ставшие музейными эксп он а тами, были своевременно вывезены из Куоккала. П о с е л о к , этот в ав густе 1941 года был захвачен не- мецко-финскими грабителями, и линия фронта надолго о тдели л а от нас дом и сосновом парке и мо гильный холм под сеныо густой хвои. О чудовищной судьбе «П е нат» советский народ узнал только 10 июня 1944 года, когда п ерешед шие в наступление войска Ленин градского фронта, освобождая от финнов и немцев Карельский пе решеек, вернули Родине и посе лок, навсегда связанный с именем Репина. К нам, на Север, д о н е слись голоса гнева и возмущения тех, кто увидел новую потр ясаю щую картину фаши стского ванд а лизма: финские бандиты сожгли репинскую усадьбу, взорвали р е пинский дом, надру гались над мо гилой русского художник а. Т ан кисты, пехотинцы, моряки нашли на месте «Пенат» черные руины... Среди имен великих людей, сим волизирующих русскую нацию, ’ товарищ Сталин в своем истори- ческом д о к л а д е 6 ноября 1941 г о да назвал и имя Репина. Г и т л е ровская разбойничья шайка х о т е ла уничтожить р у сск ую нацию, растоптать ее бессм ертную к у л ь туру, закрыть ей пути в буд ущее, вытравить память о поошлом. П о этому финские варвары и сожгли музей Репина в К у о к к а л а точно т ак же, как немецкие варвары р а зорили музей Т ол сто го в Ясной Полян е, музей Ч ай к о в ск о го в К л и ну, пушкинские места в селе М и хайловском и Гурзуфе. Но не у д а л с я Гитлеру и его в ассалам их ч ер ный замысел. Народ, давший миру ■Пушкина и Толстого, Ч айковского и Репина, о св о б ож д ает сейчас всю свою землю о т ф аши стск ой н ечи ст и и ж е с т о к о мстит врагу за осквернение и поругание своих святынь. Мы знаем: восстановлены уже музеи Толстого и Ч а й к о в с к о го, будет восстановлен вскоре и музей Репина. Сегодня, в день сотой г о д о вщ и ны со дня р ождения И л ь и Ефимо вича Репина, де л е гац ии л е ни н гр ад ск ой общественности возлагают ■венки на могильный холм в с о ж женных «Пенатах». И памяти в е ликого р усск о го х у д ож н и к а Ильи Репина К р ас н ая Армия салютует сегодня орудийными громами у границ Восточной Пруссии и у г р а ниц Финляндии, у границ всех тех, кто поднял св ятотатственную р у ку на нашу землю, на нашу н е з а висимость, на нашу национальную ку л ьту ру . В ЗАЛАХ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ Ш ІЛ Е Р ЕИ Широ ко отме чает юбилей вели» кого русского ху дожника И. Е. Р е пина сокровищни ца русского нацио нального искусст в а —Третьяковская галлерея, храни тельница лу чших творении Репина. В семи залах гал- лереи буд ет раз вернута выставка, где будут собраны живописные и г р а фические проиа» ведения Р елин а, п р ин ад л еж ащи е Т р е т ь я к о в с к о й г а л - л ер ее и д р у г и м му зеям страны . Академи я наук ССС Р п р и с т у п и л а к и зданию н е о п у бл и к о ван ны х мате ри алов о р у сских х у д о ж н и к а х— „Ху дож ественн о е н а следие" под р едак цией акад. И. Гра баря. П е р в ы іі том „Х у д ож ес т венного наследия" целиком гіосвя щается И. Е. Р епи ну. Он с о с т о и т нм многочисленных снимков с н е и з вестных до сих пор п ро и зв ед ен и й Репин а, е г о неону б ли к ованны х ста тей, инеем , восно миняний е г о уч<‘ никои, лиц, бл и зк о к нему сто я вши х, и д р у г и х м а т е р и а лов о Р е п и н е ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz