Североморский лётчик. 1944, август.
СШЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 5 августа 1944 г., Ж '185 (255)" т а ш ш гі^ л і г ,м » : а и л Я I ^ f * | И З О П Ы Т А П О С Л Е Д Н И Х О П Е Р А Ц И Й Воздушный стрелок А. Успенский Как мы отражали атаки П Мессѳршмиттов 1 Штурман маііор П. Шулин прошел большую школу войны, на гражден тремя орденами и двумя медалями. Недавно вместе со своими товарищами он бомбил фашистское логово—порт Киркенес. Фото И. Михеева. Пятерка наших бомбардировщи ков взяла курс на Киркенес. Н а шу машину вел Герой Советского Союза капитан Рукавицьш. При крывать нас вылетели истребите ли во главе с майором Полковни ков ым. Сопровождение шло с з а ди в правом и левом пеленге с н е большим превышением. К а к только мы развернулись в Варангер-фиорд, немцы открыли заградительный огонь с кораблей и береговых батарей. На высоте о тысяч метров и ниже барражиро вали истребители противника, ср а зу ж е ринувшиеся к нам. Вначале в бой вступила ударная группа наших истребителей. Немцев, п о дошедших позднее, отсекли само леты непосредственного прикры тия. Позади разгорелся воздушный бой. Через несколько минут мы были над щелью и сбросили бом бы. Двум немецким истребителям все ж е удалось прорваться к бом бардировщикам. Один из них по шел в атаку на наш строй снизу сзади. Он открыл огонь. Ранило стрелков на машине лейтенанта Чамара. Н о раненый' стрелок- радист Троицкий, превозмогая боль, продолжал стрелять. На по мощь ему сразу ж е пришли все Экипажи. По вражескому истреби телю был открыт концентрирован ный прицельный огонь всего строя. Фашистский летчик рванул само лет кверху и завис, подставив Капитан 3 ранга А.Беренфельд Топмачтовое бомбометание Г ft американском журнале «Лайф» опубликована статьи о помом спо собе бомбометания, так называемом гопмачтоіюм бомбометании. К концу 1943 года н американ ской армейской н морской апнацші был ос носи н начал примениться новый способ эфф ективною бомбо метании по наземным и морским нелим. Пилоты армейской авиации н азывают этот способ — «прыга ющее бомбометание»; пилоты мор ской апшцин называют его «топмачтовое бомбометание». Офи ци ал ьны е источники именуют но вый способ бомбометание с наи меньших высот. И д е я гонмачтового бомбомета нии возникла из наблюдении за х арактером по л е т а бомб, сбро. шейных с сам о лета. Бы л о з а мечено. что бомбы, п одв е шенные на с а молете горизон т ал ьно, после сбрасывания п ервы е 30 — 35 метров падают, с о х р ан я я почти г о р и з о н т а л ь ное по лож ение, направление н с к о р о с т ь , п о л у чен ны е о т само лета. Н а б а з е этих наблюдений одн аж ды б ы л о п р е д л ож ен о атаковать к о р а б л ь таким образом, чтобы сбро ш е н ны е бомбы до попадания в цель с д е л а л и н есколько прыжков по п о ве р х н о с т и воды, наподобие того, к ак п ры г аю т по воде плоские ка м ешки. Т е х н и к а топмачтового бомбоме т а н и я и склю чи тел ьно проста. Вме с т о с б р асы в ани я бомб со средней или б о л ьш о й высоты, при кото ром п о п ад ани е в ц ель затруд нено, само л ет выходит в ата к у на малой высоте к сбрасывает п р ям о й н а в о д к о й бомбы, снабжен ные взры в ател ями замедленного д е й с т в и я , н аправляя их в борт к о р абл я , ангар, цистерну и т. п. В 1942 г о д у был изобретен спе ц и а л ь ны й п риц ел д л я топмачтового бомбометания. Д л я окончательного испытания был избран порт Морсби (Новая Гвинея), где систематиче ским бомбардировкам подвергался корпус старого судна. Испытания дали превосходные результаты, и вскоре американцы начали широ кое применение топмачтового бом бометания против морских, а также Наземных целей. В настоящее время топмачтовое бомбометание — одни из основных способов, применяемых и морской авиации США. Например, извест но, что этот способ эффективно применялся при атаках японских кораблей в море Бисмарка, япон ских позиций ца,острове Кыска, в Северной Африке, на острове Пан- теллерия (где удалось разрушить в. -f't£ c ____ - & Схема топмачтового бомбометании. таким способом подземный ангар и другие сооружения) и т. д. В центральной школе тактики американских военно-воздушных сил (Орландо, штат Флорида) была создана специальная группа для Экспериментирования и совершен ствования топмачтового бомбомета, ння. В результате длительных э к с периментов топмачтовое бомбоме тание стало наиболее эффективным против таких обычно труднопора- жаемых целей, как движущиеся корабли. Способы топмачтового бомбоме тания изменяются в зависимости от характера цели. Среди других имеется, например, способ пооче редного сбрасывания трех бомб. Расчет сбрасывания, производится таким образом, чтобы первая бомба упала на воду, не долетев до ата куемого судна, сделала несколько прыжков по воде и затем у дари лась в борт, вторая бомба попала непосредственно в борт и третья бомба — прямо в верхнюю палубу. Точный расчет и выполнение этого способа дают огромный эффект. Топмачтовое бомбометание мо жет применяться такж е против н а земных целей. Типичные об'екты, против которых оно применяется,— это артиллерийские позиции, мо сты, скопления танков, подземные ангары, группы самолетов н т. п. Единственным препятствием для успешного применения топмачтово- то бомбометания наземных целей может быть только их ограничен ная видимость. _________ Пилот, находя-' щийся на само лете, летящем со скоростью 300 миль в час, должен увидеть цель за две ми ли до нее. К ак правило, топмачтовое бомбометание выполняется двумя группа ми самолетов. Самолеты пер вой группы по очередно выхо дя на цель на малых высотах, осуществляют удар способом топмачтового бомбо метания. Вторая группа действует на средних высотах, чтобы отвлечь на себя внимание наблюдателей и огонь зенитной артиллерии. П о д готовка атаки должна быть очень тщательной и выполнение четким и решительным. Преимущество топмачтового бом бометания, в частности, сказывает, ся в том, что при этом способе бом бардировщики могут находиться на боевом курсе до момента сбрасыва ния бомб лишь около 3 секунд; торпедоносцам же, например, т р е буется 20—30 секунд горизонталь ного полета д о сбрасывания то р пед. \ «Красный флот». «живот» под пулеметы стрелков. Огненные трассы перекрестились на немецком самолете. Я тоже решил помочь отбить атаку на наших ведомых, но, прежде чем направить пулемет вниз, бросил взгляд в верхнюю полусферу и увидел чуть сзади строя в .200 метрах от нашего с а молета другой «Мессершмитт». Летчик этого второго «Ме-109», заметив, должно быть, что все стрелки заняты отражением атаки снизу, свечой взмыл кверху и по шел на наш самолет. Мне даж е не пришлось доворачивать пулемет: враг оказал ся точно в прицеле. Я лишь н ажал на гашетку и корот кой очередью сбил его. Расправившись с первым врагом, •я перенес огонь на второй «мессер», по которому стрелял теперь вместе со всеми нашими. Вражеская ма шина рухнула вниз. Больше немецких самолетов мы не видели. Чем рб'яснить успех этого боя? Во-первых, согласованностью о г ня экипажей. Стрелки вели дрУ5к. ный огонь, выручая др уг друга „j' беды. Во-вторых, мастерством на ших летчиков. Ведущий Герой Со ветского Союза капитан Рукави- цын был легко ранен. Осколки зе ниток перебили указатель - скорое-' ти. Но летчик умело вел группу Все летчики во .время маневра и на отходе сохраняли плотный строй позволявший осуществлять тесное огневое взаимодействие и взаимо выручку. Вмете с тем этот бой учит, что нам никогда нельзя забывать о тактических уловках врага. Надо всегда предусматривать возмож ность атак с нескольких направле ний. К тому ж е истребители, напа дающие первыми, часто атакуют демонстративно и не подходят' на дистанцию прицельного огня. Основной удар наносят другие вра жеские машины, маскирующиеся облачностью или солнцем. Воздушный стрелок должен, по возможности, экономить боезапас. Немцы могут вести бой на выма тывание сил стрелков. Нужно про тивопоставлять тактическим улов кам врага свое хладнокровие и мастерство. О --- ИСПЫТАНИЕ НА ВЕДУЩЕГО В БОЙ В Е Д Е Т Л ЕЙ Т ЕНАН Т УСКРЕБКОВ — ^ Лейтенант А. Пряхин. ■ - К о гд а лейтенант Ускребков вер- інулся с командного пункта в ѳскадрилыо, летчики заброса ли его вопросами. — Ну, к ак? Что нового? — Летим, братцы!—весело ска- 'з а л лейтенант и, взяв карту, п о просил всех летчиков собраться на лужайке. Погода в этот день была наредкость: бессменно светило ж ар к о е солнце, отдельные кучки облаков медленно блуждали по небу. 'Развернув карту, Ускребков показал на порт Киркенес. — Вот здесь, — сказал лейте- інант,—отстаивается группа немец ких транспортов. Нам приказано внезапно подойти к вражескому порту и ударить по кораблям. Вначале воцарилось молчание. Каждый внимательно рассматри вал цель. Но э т о д лилось всего не. сколько секунд. Оторвавшись от карты, летчики стали вносить п р е д ложения. Ускребков внимательно выслушивал к аж д о го и давал свои замечания. Во время проработки задания к летчикам подошел и з вестный штурмовик Герой Совет ского,Союза капитан Осыка. — Учтите одно,—сказал капи тан,—в Киркенесе у немцев силь ный зенитный огонь. Зная скорость полета наших самолетов и обычные высоты, на которых мы подходим к цели, фашисты ведут прицель ный огонь. 'Надо маневрировать по высоте, скорости и этим ввести противника в заблуждение. Выслушав всех., лейтенант Ускребков заключил: — Заходить в атаку будем о т сюда, — сказал он, показывая на Карту.-—При выходе из пикирова ния возьмем курс на берег. Внача л е пойдем над берегом, а потом і -развернемся в море. Д о вылета оставалось доста точно времени. Ускребков собрал летчиков-коммунистов и провел с ними беседу. Он рассказал о роли коммунистов на фронте. Один из летчиков зачитал статью: «Советы імолодому офицеру». После ужина над аэродромом взвилась ракета. Загудели моторы, в воздух поднялась шестерка («Ильюшиных-2», ведомая лейте нантом У скребковым. Ускребков впервые шел ведущим такой боль- (шой группы самолетов. Штурмови к о в прикрывали истребители во главе со старшим лейтенантом Л а пиным. Привыкшие видеть советских штурмовиков на высотах 1.000 — 1.200 метров, немцы открыли силь ный заградительный огонь. Снаря ды ложились сплошной стеной, но юна оставалась чуть в стороне и много ниже: Ускребков вел своих летчиков на высоте 1.600 метров. Ц ель. Оценив обстановку, лейте- інант передал по радио: — Выбирать цель и атаковывать самостоятельно. Штурмовики находились в «мерт вом пространстве», но зенитные разрывы становились все ближе к североморским машинам. Ускреб ков выбрал транспорт в 3—-4 ты сячи тонн водоизмещением, раз вернулся на него и пошел в ата ку. По примеру ведущего, не те ряя времени, атаковали врага и остальные летчики. Транспорт в 3—4 тысячи тонн, сторожевой ко рабль и самоходная баржа пошли на дно. Это подтвердили фото снимки, привезенные каждым из летчиков. Приведя штурмовиков на свой аэродром, возбужденный и до вольный, лейтенант Ускребков на правился к командному пункту. Он подробно доложил о своем вылете я дал глубокую оценку действиям к аждого летчика. — Хорошо, лейтенант Ускреб ков, — сказал ему командир. — Теперь вы проявили себя не толь ко как смелый летчик, но и как хороший ведущий. Первое испыта ние на ведущего выдержали с честью. После этого во главе шестерки *Ил-2» лейтенанту Ускребкову еще несколько раз доводилось ле тать на боевые задания. За боевые успехи он н агражден орденом Красного'Знамени. H a -днях парт организация приняла Леонида Ускребкова в члены ВКП(б). НАЦИИ крупнейший транспортный самолет В США об-вом мает 52 т. полез- „Кайзер . Х іогс” ного груза. Радиус действия его, при крейсерской с к о рости 290 км]час, составляет 8000 км. Размах самолета строятся гигант ские транспоотрые самолеты „НК-1*, полетный вес к о торых равен 162 т. С амолет подии- ра в ен 65,5 м. Вин томоторн ая группа со стои т на восьми м ото ро в по 3000 л. с. каждый . „Модель Зрплеи Ныос*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz