Североморский лётчик. 1944, август.

СШЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 5 августа 1944 г., Ж '185 (255)" т а ш ш гі^ л і г ,м » : а и л Я I ^ f * | И З О П Ы Т А П О С Л Е Д Н И Х О П Е Р А Ц И Й Воздушный стрелок А. Успенский Как мы отражали атаки П Мессѳршмиттов 1 Штурман маііор П. Шулин прошел большую школу войны, на­ гражден тремя орденами и двумя медалями. Недавно вместе со своими товарищами он бомбил фашистское логово—порт Киркенес. Фото И. Михеева. Пятерка наших бомбардировщи­ ков взяла курс на Киркенес. Н а ­ шу машину вел Герой Советского Союза капитан Рукавицьш. При ­ крывать нас вылетели истребите­ ли во главе с майором Полковни­ ков ым. Сопровождение шло с з а ­ ди в правом и левом пеленге с н е­ большим превышением. К а к только мы развернулись в Варангер-фиорд, немцы открыли заградительный огонь с кораблей и береговых батарей. На высоте о тысяч метров и ниже барражиро­ вали истребители противника, ср а­ зу ж е ринувшиеся к нам. Вначале в бой вступила ударная группа наших истребителей. Немцев, п о ­ дошедших позднее, отсекли само леты непосредственного прикры­ тия. Позади разгорелся воздушный бой. Через несколько минут мы были над щелью и сбросили бом­ бы. Двум немецким истребителям все ж е удалось прорваться к бом­ бардировщикам. Один из них по ­ шел в атаку на наш строй снизу сзади. Он открыл огонь. Ранило стрелков на машине лейтенанта Чамара. Н о раненый' стрелок- радист Троицкий, превозмогая боль, продолжал стрелять. На по­ мощь ему сразу ж е пришли все Экипажи. По вражескому истреби­ телю был открыт концентрирован­ ный прицельный огонь всего строя. Фашистский летчик рванул само­ лет кверху и завис, подставив Капитан 3 ранга А.Беренфельд Топмачтовое бомбометание Г ft американском журнале «Лайф» опубликована статьи о помом спо­ собе бомбометания, так называемом гопмачтоіюм бомбометании. К концу 1943 года н американ­ ской армейской н морской апнацші был ос носи н начал примениться новый способ эфф ективною бомбо­ метании по наземным и морским нелим. Пилоты армейской авиации н азывают этот способ — «прыга­ ющее бомбометание»; пилоты мор­ ской апшцин называют его «топмачтовое бомбометание». Офи­ ци ал ьны е источники именуют но­ вый способ бомбометание с наи­ меньших высот. И д е я гонмачтового бомбомета­ нии возникла из наблюдении за х арактером по­ л е т а бомб, сбро. шейных с сам о ­ лета. Бы л о з а ­ мечено. что бомбы, п одв е­ шенные на с а ­ молете горизон­ т ал ьно, после сбрасывания п ервы е 30 — 35 метров падают, с о х р ан я я почти г о р и з о н т а л ь ­ ное по лож ение, направление н с к о р о с т ь , п о л у ­ чен ны е о т само­ лета. Н а б а з е этих наблюдений одн аж ­ ды б ы л о п р е д л ож ен о атаковать к о ­ р а б л ь таким образом, чтобы сбро­ ш е н ны е бомбы до попадания в цель с д е л а л и н есколько прыжков по п о ве р х н о с т и воды, наподобие того, к ак п ры г аю т по воде плоские ка­ м ешки. Т е х н и к а топмачтового бомбоме­ т а н и я и склю чи тел ьно проста. Вме­ с т о с б р асы в ани я бомб со средней или б о л ьш о й высоты, при кото­ ром п о п ад ани е в ц ель затруд­ нено, само л ет выходит в ата­ к у на малой высоте к сбрасывает п р ям о й н а в о д к о й бомбы, снабжен­ ные взры в ател ями замедленного д е й с т в и я , н аправляя их в борт к о ­ р абл я , ангар, цистерну и т. п. В 1942 г о д у был изобретен спе­ ц и а л ь ны й п риц ел д л я топмачтового бомбометания. Д л я окончательного испытания был избран порт Морсби (Новая Гвинея), где систематиче­ ским бомбардировкам подвергался корпус старого судна. Испытания дали превосходные результаты, и вскоре американцы начали широ­ кое применение топмачтового бом­ бометания против морских, а также Наземных целей. В настоящее время топмачтовое бомбометание — одни из основных способов, применяемых и морской авиации США. Например, извест­ но, что этот способ эффективно применялся при атаках японских кораблей в море Бисмарка, япон­ ских позиций ца,острове Кыска, в Северной Африке, на острове Пан- теллерия (где удалось разрушить в. -f't£ c ____ - & Схема топмачтового бомбометании. таким способом подземный ангар и другие сооружения) и т. д. В центральной школе тактики американских военно-воздушных сил (Орландо, штат Флорида) была создана специальная группа для Экспериментирования и совершен­ ствования топмачтового бомбомета, ння. В результате длительных э к с ­ периментов топмачтовое бомбоме­ тание стало наиболее эффективным против таких обычно труднопора- жаемых целей, как движущиеся корабли. Способы топмачтового бомбоме­ тания изменяются в зависимости от характера цели. Среди других имеется, например, способ пооче­ редного сбрасывания трех бомб. Расчет сбрасывания, производится таким образом, чтобы первая бомба упала на воду, не долетев до ата­ куемого судна, сделала несколько прыжков по воде и затем у дари ­ лась в борт, вторая бомба попала непосредственно в борт и третья бомба — прямо в верхнюю палубу. Точный расчет и выполнение этого способа дают огромный эффект. Топмачтовое бомбометание мо­ жет применяться такж е против н а ­ земных целей. Типичные об'екты, против которых оно применяется,— это артиллерийские позиции, мо­ сты, скопления танков, подземные ангары, группы самолетов н т. п. Единственным препятствием для успешного применения топмачтово- то бомбометания наземных целей может быть только их ограничен­ ная видимость. _________ Пилот, находя-' щийся на само­ лете, летящем со скоростью 300 миль в час, должен увидеть цель за две ми­ ли до нее. К ак правило, топмачтовое бомбометание выполняется двумя группа­ ми самолетов. Самолеты пер­ вой группы по­ очередно выхо­ дя на цель на малых высотах, осуществляют удар способом топмачтового бомбо­ метания. Вторая группа действует на средних высотах, чтобы отвлечь на себя внимание наблюдателей и огонь зенитной артиллерии. П о д ­ готовка атаки должна быть очень тщательной и выполнение четким и решительным. Преимущество топмачтового бом­ бометания, в частности, сказывает, ся в том, что при этом способе бом­ бардировщики могут находиться на боевом курсе до момента сбрасыва­ ния бомб лишь около 3 секунд; торпедоносцам же, например, т р е­ буется 20—30 секунд горизонталь­ ного полета д о сбрасывания то р­ пед. \ «Красный флот». «живот» под пулеметы стрелков. Огненные трассы перекрестились на немецком самолете. Я тоже решил помочь отбить атаку на наших ведомых, но, прежде чем направить пулемет вниз, бросил взгляд в верхнюю полусферу и увидел чуть сзади строя в .200 метрах от нашего с а ­ молета другой «Мессершмитт». Летчик этого второго «Ме-109», заметив, должно быть, что все стрелки заняты отражением атаки снизу, свечой взмыл кверху и по­ шел на наш самолет. Мне даж е не пришлось доворачивать пулемет: враг оказал ся точно в прицеле. Я лишь н ажал на гашетку и корот­ кой очередью сбил его. Расправившись с первым врагом, •я перенес огонь на второй «мессер», по которому стрелял теперь вместе со всеми нашими. Вражеская ма­ шина рухнула вниз. Больше немецких самолетов мы не видели. Чем рб'яснить успех этого боя? Во-первых, согласованностью о г ­ ня экипажей. Стрелки вели дрУ5к. ный огонь, выручая др уг друга „j' беды. Во-вторых, мастерством на­ ших летчиков. Ведущий Герой Со­ ветского Союза капитан Рукави- цын был легко ранен. Осколки зе­ ниток перебили указатель - скорое-' ти. Но летчик умело вел группу Все летчики во .время маневра и на отходе сохраняли плотный строй позволявший осуществлять тесное огневое взаимодействие и взаимо­ выручку. Вмете с тем этот бой учит, что нам никогда нельзя забывать о тактических уловках врага. Надо всегда предусматривать возмож­ ность атак с нескольких направле­ ний. К тому ж е истребители, напа­ дающие первыми, часто атакуют демонстративно и не подходят' на дистанцию прицельного огня. Основной удар наносят другие вра­ жеские машины, маскирующиеся облачностью или солнцем. Воздушный стрелок должен, по возможности, экономить боезапас. Немцы могут вести бой на выма­ тывание сил стрелков. Нужно про­ тивопоставлять тактическим улов­ кам врага свое хладнокровие и мастерство. О --- ИСПЫТАНИЕ НА ВЕДУЩЕГО В БОЙ В Е Д Е Т Л ЕЙ Т ЕНАН Т УСКРЕБКОВ — ^ Лейтенант А. Пряхин. ■ - К о гд а лейтенант Ускребков вер- інулся с командного пункта в ѳскадрилыо, летчики заброса ли его вопросами. — Ну, к ак? Что нового? — Летим, братцы!—весело ска- 'з а л лейтенант и, взяв карту, п о ­ просил всех летчиков собраться на лужайке. Погода в этот день была наредкость: бессменно светило ж ар к о е солнце, отдельные кучки облаков медленно блуждали по небу. 'Развернув карту, Ускребков показал на порт Киркенес. — Вот здесь, — сказал лейте- інант,—отстаивается группа немец­ ких транспортов. Нам приказано внезапно подойти к вражескому порту и ударить по кораблям. Вначале воцарилось молчание. Каждый внимательно рассматри­ вал цель. Но э т о д лилось всего не. сколько секунд. Оторвавшись от карты, летчики стали вносить п р е д ­ ложения. Ускребков внимательно выслушивал к аж д о го и давал свои замечания. Во время проработки задания к летчикам подошел и з­ вестный штурмовик Герой Совет­ ского,Союза капитан Осыка. — Учтите одно,—сказал капи ­ тан,—в Киркенесе у немцев силь­ ный зенитный огонь. Зная скорость полета наших самолетов и обычные высоты, на которых мы подходим к цели, фашисты ведут прицель­ ный огонь. 'Надо маневрировать по высоте, скорости и этим ввести противника в заблуждение. Выслушав всех., лейтенант Ускребков заключил: — Заходить в атаку будем о т ­ сюда, — сказал он, показывая на Карту.-—При выходе из пикирова­ ния возьмем курс на берег. Внача­ л е пойдем над берегом, а потом і -развернемся в море. Д о вылета оставалось доста­ точно времени. Ускребков собрал летчиков-коммунистов и провел с ними беседу. Он рассказал о роли коммунистов на фронте. Один из летчиков зачитал статью: «Советы імолодому офицеру». После ужина над аэродромом взвилась ракета. Загудели моторы, в воздух поднялась шестерка («Ильюшиных-2», ведомая лейте­ нантом У скребковым. Ускребков впервые шел ведущим такой боль- (шой группы самолетов. Штурмови­ к о в прикрывали истребители во главе со старшим лейтенантом Л а­ пиным. Привыкшие видеть советских штурмовиков на высотах 1.000 — 1.200 метров, немцы открыли силь­ ный заградительный огонь. Снаря­ ды ложились сплошной стеной, но юна оставалась чуть в стороне и много ниже: Ускребков вел своих летчиков на высоте 1.600 метров. Ц ель. Оценив обстановку, лейте- інант передал по радио: — Выбирать цель и атаковывать самостоятельно. Штурмовики находились в «мерт­ вом пространстве», но зенитные разрывы становились все ближе к североморским машинам. Ускреб­ ков выбрал транспорт в 3—-4 ты­ сячи тонн водоизмещением, раз­ вернулся на него и пошел в ата­ ку. По примеру ведущего, не те­ ряя времени, атаковали врага и остальные летчики. Транспорт в 3—4 тысячи тонн, сторожевой ко­ рабль и самоходная баржа пошли на дно. Это подтвердили фото­ снимки, привезенные каждым из летчиков. Приведя штурмовиков на свой аэродром, возбужденный и до­ вольный, лейтенант Ускребков на­ правился к командному пункту. Он подробно доложил о своем вылете я дал глубокую оценку действиям к аждого летчика. — Хорошо, лейтенант Ускреб­ ков, — сказал ему командир. — Теперь вы проявили себя не толь­ ко как смелый летчик, но и как хороший ведущий. Первое испыта­ ние на ведущего выдержали с честью. После этого во главе шестерки *Ил-2» лейтенанту Ускребкову еще несколько раз доводилось ле­ тать на боевые задания. За боевые успехи он н агражден орденом Красного'Знамени. H a -днях парт­ организация приняла Леонида Ускребкова в члены ВКП(б). НАЦИИ крупнейший транспортный самолет В США об-вом мает 52 т. полез- „Кайзер . Х іогс” ного груза. Радиус действия его, при крейсерской с к о ­ рости 290 км]час, составляет 8000 км. Размах самолета строятся гигант­ ские транспоотрые самолеты „НК-1*, полетный вес к о ­ торых равен 162 т. С амолет подии- ра в ен 65,5 м. Вин­ томоторн ая группа со стои т на восьми м ото ро в по 3000 л. с. каждый . „Модель Зрплеи Ныос*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz