Североморский лётчик. 1944, август.
'A anrycfEf '1944 р., Ж T84 (254). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 Майор С. Теняев Местные радиопередачи Р а д и о у з е л н аш его п о ли то тд е л а р е г у л я р н о п р о во д и т местные п ер е д ач и , п о свящ е н ны е боевой работе л е т ч и к о в и технико в. О сновной темой одной из п о с л е д н и х п ер ед ач я в л я л а с ь про-па- . г анд а б о е вы х тр ади ций Г ероя Со в е т с к о г о С ою за т. Панина. Она р ас с к а з ы в а л а о взаимной выручке в бою, о б л а г о р о д н ы х п о с т у п к а х л е т чи к о в тт. Е го р о в а и Зай ц ев а, о том, к а к с ам т. П анин бы л всегд а го то в гр у д ью защ ищ а т ь своих л е т чиков. В частности, бы л р а с с к а зан и т а к о й х ар ак терны й д л я П а нин а случай : ■Когда л етчи к Самарков, в е д я н ер авный бой, был заж а т и с тр еби телям и противника и на д е ж д ы на бл аго п о л у ч ны й исход с х в а т к и у него почти не было, он н е ож и д а н н о у в и д е л н есущ ий ся н а п е р е р е з в р аж е ск им машинам наш, с о в е т с к и й и стр еби тель. Огонь э т о го с ам о л е т а бы л н апр авл ен на нем ца, ко торый о с обенн о настойчиво н а с е д а л на Сам аркова. М ет к ая о ч е р е д ь , и враг бы л сбит. Л етч и к, вы р у ч и вш и й С ам ар к о ва, был майор т П анин. Ш и р о к о зн а к ом я личный состав с п одобными э пи зод ами из боевой п р ак т и к и н аших летчиков, р а ди о в ещ а н и е п омогает воспитывать- м о л о ды х воинов в д у х е нерушимой б о ев ой д р уж бы . Л у чш и м ав и асп еци али стам п о свя щ а л а с ь д р у г а я п ер едач а под общим н азванием : «Технический состав к р асно зн ам е нн ой истребительной части п омогает л етчикам громить врага». Эпиграфом к этой п е р е д а че бы ли в зя ты памятны е с л о ва Б. Ф. С афонова: «П оловину сбитых мною сам о л ето в я отношу на счет т е х н и к а и моториста». В п е р е д ач е р ас с к азы в а л о сь об и нж е н е р -к а п и т а н е Глинчеве, о пы т ном офиц ер е, отличном в о спи тате л е подчин енных, заботливом х о зяин е, о л учш их м еханиках Ц ар е- городц еве; Лопатине, Рабине, об о р уж ейн ик е И лышове. Убедитель но зв у ч а л о сообщение о том, что вооружением , которое готовил Ильинов, наши летчики сбили 35 в р аж ески х самолетов. Н е р е д к о в студию радиоузла п ригл аш аю тся лучшие летчики и техники. Выступая перед микрофо ном, они рассказывают о своей боевой работе, д е л я тс я накоплен ным ими опытом. В одной из таких передач уча ствовали инжене.р-майор т. Ж у ков, старший техник-лейтенант т. Весшапкин, старшина т. К и ченко. «Безо тк азн ой работы материаль ной части,— говорил т. Киченко, — мы добили сь благодар я тому, что глубоко осознали трудность поле тов в сл ожны х заполярных метео условиях над морем, иа далекий радиус. Мы напрягаем поэтому все наши силы и используем все наши знания, чтобы самолетное хозяй ство действовало, к а к хороший ча совой механизм». В заключени е т. Киченко дал н еско л ько полезных практических советов механикам торпедоносцев. Кроме передач, освещающих жизнь соединения, мы организуем чтение д окладов, интересных г а зетных статей, очерков и т. п., вся чески стар аясь разнообразить со держание нашего вещания. При этом п риходится внимательно с л е дить за тем, чтобы и техническая сторона была по возможности б ез упречной. Д л я этого материал под готавли вается заранее и диктор, как правило, предварительно озна- камливается с ним. Пр акти к а показала, что местное радиовещание позволяет широко общ аться с личным составом и н а целивать его на важнейшие задачи боевой работы. -- о- гер^эе і У москвички Татьяны Ивановны Курзенковой три сына и две дочери. Старший сын Герой Совет ского Союза гвардии майор Сергей Георгиевич Курзенков известен на Северном флоте, как летчик-истребитель. Президент США Рузвельт на градил его орденом «Морской крест». Средний сын Татьяны Ивановны старший лей тенант Александр Георгиевич — известный на Бал тике летчик-разведчик. Он совершил сотни поле тов на разведку баз и морских коммуникаций про тивника. За выдающиеся боевые заслуги ему так же присвоено звание Героя Советского Союза. Младший сын Николай сейчас учится в том же авиационном училище, в котором учились его братья, и по их примеру готовится стать летчиком- истребителем. Одна из дочерей Т. И. Курзенковой долгое время была на фронте медсестрой и, полу чив ранение, находится сейчас на излечении. Вто рая дочь — сотрудница военной академии. НА СНИМКЕ: Татьяна Ивановна Курзенкова со своим сыном Героем Советского Союза гвардии майором Сергеем Курзенковым на прогулке на Ма нежной площади в Москве. Фото А. Лесс. Фотохроника ТАСС. Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Ефремов і * 4 ' - 13 ЗАИ И СМИ МОР СКО ГО Л Е Т ЧИК А * Д Е Р ЗКИЙ УДАР ПО КОНСТАНЦЕ ® ТОРПЕДОНОСЦЫ ПЕРЕСЕКАЮТ Ч Е РНО Е МОРЕ ® „КАК ЖЕ ВЫХОДИТЬ В АТАКУ " ф ТОРПЕДЫ СБРОШЕНЫ В БУХТЕ ф НАД « КРЫШАМИ РУМЫНСКОГО ГОРОДА ГІе раз мне приходилось оста навливаться на значении в успехе операций таких факторов, как вне запность и дерзость. Торпедный удар по главной военно-морской базе Румынии—Констанца, осуще ствленный нашими летчиками 28 сентября 1943 года, без преувели чения является одной из наиболее дерзких операций черноморской авиации. Это—блистательный при мер боевого успеха, в достижении которого решающими предпосыл ками были внезапное и невероятно дерзкое появление советских тор педоносцев в районе, считавшемся противником «недосягаемым». Н алет черноморских торпедонос цев на Констанцу иногда сопостав ляют с известным налетом англий ской авиации на итальянский порт Таранто. Это не совсем так. Англи чане имели сравнительно с совет скими летчиками ряд преимуществ. По Таранто они производили ком бинированный бомбо-торпедный удар и производили его в утренних сумерках, подняв свои самолеты с авианосцев и ближних аэродромов. Наши же летчики-торпедоносцы одни ворвались в далекую и хо рошо защищенную румынскую военно-морскую базу, ворвались среди белого дня, в 13 часов по московскому времени, пройдя о г ромный путь от берегов Северного Кавказа до берегов Румынии, иными словами, они пересекли все Черное море. Столь длительный маршрут не позволил принять уча стие в операции самолетам сопро вождения, и торпедоносцы шли без всякого прикрытия, хотя про тивник, владевший в то время Чер номорским побережьем от Таман ского полуострова до самой Кон станцы, располагал многочислен ными аэродромами и способен был о казать сильное авиационное про тиводействие. В состав группы, выделенной дл я налета на Констанцу, вошли шесть самолетов-торпедоносцев и седьмой самолет—фотограф. Груп пу возглавил один из искуснейших летчиков морской авиации, мой старый товарищ по налетам на Берлин, майор Фокин. Черномор цы, вдохновленные выдающимися победами Красной Армии на юге, только и мечтали пронести весть об ожидающем теперь румынских холопов Гитлера близком возмез дии в самые глубокие тылы Р у мынии: Д л я того, чтобы потрясти Констанцу взрывами советских торпед, они готовы были преодо леть любые трудности. А трудности начались еще на своем- аэродроме. Он был очень мал. Длина его рабочей площад ки, отгороженной с одной стороны морем, а с другой—горами, не пре- *) Продолжение. Начало см. «Се вероморский летчик» за 15, 16, 18, J9, 20, 21, 26, 28, 30 июля, 2 и 3 августа. вышала 1.000—1.200 метров. Опа сение, что площадка окажется не достаточной для пробега наших самолетов, не было лишено осно ваний: протяженность маршрута требовала перегрузки самолетов горючим примерно брлее, чем на треть. Однако летчики мастерски справились со взлетом. Тяжелые машины поднялись в воздух и уш ли в море. Д л я того, чтобы торпедоносцев не засекли приборы береговых по стов противника, самолеты шли открытым морем на большом отда лении от береговой черты, придер живаясь высоты 100—50 метров. Между тем, береговая черта слу жит в море единственным ориен тиром и, таким образом, весь путь (занявший около трех часов-) эки пажи проделали исключительно по расчетам. Летчики знали, что, помимо чрез вычайно сильной зенитной обороны Констанцы и близости к ней аэро дромов противника, доступ торпе доносцам в главную военно-мор- скую базу румын будет затруднен еще и тем, что замкнутая бухта, в которой она расположена, имеет один единственный, узкий чход со- стороны моря. Если бы летчики захотели войти в этот узкий про ход всей группой, то им пришлось бы вытянуться цепочкой, т. е. прорываться к цели строем наиме нее выгодным с точки зрения про тивозенитного маневра: прицелив шись по головной машине, враже ские зенитчики легко бы «пере щелкали» следующие за -ней само леты. К тому же берега бухты бы ли застроены высокими зданиями (элеваторами и т. д.), достигающи ми 30 и 40 метров. Следовало быть готовыми к тому,. что высота, с которой -придется производить тор- педометание, окажется меньше вы соты многих портовых сооруже ний. Таковы были условия, в которых наши летчики собирались торпеди ровать неприятельские корабли. Внезапность—рассчитывали мы— ів какой-то мере ослабит артилле рийское, а тем более авиационное противодействие врага. Поэтому мы и выбрали столь странные для налета часы: 13.00—са-мое спокой ное, «обеденное» время. У себя на аэродроме экипажи тщательно изучили расположение огневых точек противника и план порта (с учетом высоты пирсов, зданий и пр.). Была намечена точка расхож дения самолетов в море: с этой условной точки самолеты должны были, разойдясь по парам, с трех -направлений итти в атаку. Однако, когда впереди проступи ла береговая черта Румынии, майор Фокин убедился, что самолеты вышли к точке расхождения н а много левее, чем следовало. Фоки ну надлежало теперь принять одно из следующих решений: 1) вернуться к ранее намеченной точке расхождения, но в этом слу чае самолеты, находившиеся уже в видимости берега, могли быть -рас крыты приборами противника; 2) немедленно выйти в атаку всей группой, отказавшись от прин ципа «звездного налета», но строй «цепочки», обусловленный шири ной входа в бухту, как я уже -го ворил, исключал этот вариант';, 3) можно было пройти еще левее и появиться над портом со сторо ны суши, с юго-запада, но это у д линило бы лимитированный горю чим маршрут, да и самолеты, скорее всего, раскрыли бы себя на подхо де к цели. Майор Фокин принял четвертое, единственно-правильное решение: он приказал летчикам разойтись по парам с той точки, -с которой они увидели берег. Одна пара, ведомая летчиком Бедзинашвили, в кото рую входил самолет капитана Рыхлова со штурманом капиталом Клюшкиным, зашла в атаку с с е верной части бухты; другая пара, в составе экипажей Рукавицына и Дюкова,—с южной части; а -сам Фокин, вместе -со своим ведомым Левашевым, пошел напрямик. Рукавицын и,Дюков, зайдя с юга, сбросили торпеды по группе кораблей у стенки северного пир са. Бедзинашвили и Рыхлов атако вали корабли у южного пирса. -Подбитый зениткой самолет Б е д зинашвили загорелся. Отважный летчик на об ’ятой пламенем маши не ринулся в гуіцу высившихся на берегу бензобаков. Несколько ба ков взорвалось. Майор Фокин собирался было торпедировать корабли в восточной части бухты, но, заметив в самой бухте подводную лодку, потопил ее торпедным выстрелом, а ведо мый Фокина, летчик Левашев, сбросил торпеду по кораблям. Вы ход из атаки Фокин произвел очень хитро. Отвернув на город, он про шел над крышами так низко, что зенитчики перестали по нему стре лять, опасаясь причинить своей стрельбой ущерб городским з д а ниям. Промчавшись над Констан цей, Фокин повернул к морю и продолжал свой путь над водой. Торжественно встречали мы победителей. Приехало командова ние, Летчики всех частей вышли на аэродром с полковыми знаме нами. Духовой оркестр играл встречный марш... Дневной торпедный удар по Констанце, дерзко и отважно -со вершенный черноморскими летчи ками, действовавшими на огромном удалении от своих баз, получил высокую оценку командования. Вскоре ряду его участников—май ору Фокину, капитану Рыхлову, капитану Рукавицыну и капитану Клюшкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Гром возмездия Теплой кровью обагренный, Злобой черной опьяненный, Отступая, слышит враг Гром возмездия святого — Боевое наше слово, Правой мести грозный шаг. Весть идет благая ныне: Вражьи падают твердыни, Никнет в прах злодейский бич. И над милой Украиной Вешней песней журавлиной Прозвенел победы клич. И в слепящем отдаленье Вижу я освобожденье Городов, полей и сел! На'д тобой, земля родная, Грудью грозы рассекая, Реет сталинский орел! Максим РЫЛЬСКИЙ. ФУТБОЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ Продолжается борьба за первенство ВВС по футболу Н-а-днях состоялись встречи между командами, в которых капи танами тт. Чеботарев и Кравченко. Во время первой игры, с самого ее начала, инициативу взяли футбо листы т. Чеботарева. Несмотря на отличную защиту (т. Кравченко) и прекрасную игру вратаря т. Б ер ез кина, пятерке -нападения команды Чеботарева удалось в первом та й ме забить в ворота «противника» два мяча. Второй тайм принес команде т. Кравченко окончатель ное поражение. Игра закончилась со счетом 6 :0 в пользу футболи стов т. Чеботарева. Одновременно на другом ста дионе происходила упорная борьба за мяч между командами тт. Фе- доткина и Логинова. С первой ми нуты игры футболисты Федоткина стали беспрерывно атаковывать во рота «противника». Особенно хо роший класс игры показывали тт. Федоткин, Иванов и Вялых. Одна ко отличная игра гвардии капита на Логинова и сержанта Лысого делала атакуемые ворота недоступ ными. Игра закончилась со сче том 1 :1 . Розыгрыш по футболу подходит к концу. Наибольшее количестве очков имеет футбольная команда т. Федоткина, за ней идут футбо листы т. Чеботарева. Старший лейтенант К. ЕЖОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz