Североморский лётчик. 1944, август.
3 августа 1-944 г., Ѣ 183 (25°.). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Мимоходом • • • К омсорг т. Моисеенко пошёл по землянкам летчиков. Мимохо дом он встретился с комсоргом эскадрильи т. Кузнецовым. —Товарищ Кузнецов, близится знаменательная д ат а — двадцати летняя годовщина со дня приня- тия комсомолом имени Ленинско го. Нужно провести беседу с мо лодежью. Подготовься. Кузнецов хотел было спросить, как ему лучше построить беседу, но говорить было не с кем: Мои сеенко уже ушел. Комсорга т. Моисеенко нельзя упрекнуть в том, что он редко бы вает у летчиков, или редко встре чается с комсомольским активом. Ничуть. Но встречи эти проис ходят на-лету и ограничиваются к о роткими, малопоучительными со ветами. Так получилось и с Кузнецовым. Следовало подробно расска зать молодому комсомольскому организатору, как ему лучше про вести беседу, какой литературой воспользоваться, как правильнее подойти к теме. Моисеенко не с д е лал этого. И не сд ел ал потому, что имел слабое представление о самом Кузнецове. Такое ж е слабое представление у комсорга и о других активистах. Беседуя с ними мимоходом, не зная как следует, людей, он не привлекает их к работе, не ре шается дать поручение. Поэтому даже заместители комсоргов п о д разделений слабо участвуют в с о юзной жизни. Недооценивая силы актива, а вернее — мало заботясь о воспитании активистов, т. Мои сеенко выработал в себе привычку делать все самому. В подразделениях немало сп о собных и энергичных комсомоль цев. Активисты тт. Лебедев, Ти хонов, Момбетов, Волков, Аветьян да и другие в состоянии выполнить любое поручение. Б еда в том, что на это их никто не наталкивает. Недавно мы разговорились об этом с т. Моисеенко. Комсорг стал рьяно убеждать нас, что воспита ние актива у -него налажено. — Судите сами,—говорил он. — На заседаниях бюро комсоргов за слушиваем? Заслушиваем. Сове щания проводим? Проводим. Что же еще надо? 4 Ясно, что т. Моисеенко слиш ком односторонне понимает свою задачу по воспитанию актива, сво дя ее чуть ли не к одному только обсуждению отчетов комсоргов. При этом характерно, что тематика отчетов обычно посвящается о т нюдь не отдельным, наиболее важ ным вопросам, волнующим комсо мольцев и вытекающим из задач ■подразделения: комсорги, как пра вило, отчитываются «о состоянии комсомольской работы» в целом, говорят обо всем понемногу, не вы деляя важнейшего. Заслушивать отчеты комсоргов нужно, но необходимо также об стоятельно разбирать отдельные вопросы, скажем: о совершенство вании воинского мастерства, об авангардной роли в укреплении дисциплины, о поведении комсо мольца в бою и т. п. Этого т. Мои сеенко не делал. В итоге на одном из заседаний бюро даж е невозмож но было принять решение. Спра шивается: чему научило активи стов такое заседание бюро? Комсорг т. Моисеенко явно за был, что помимо заслушивания о т четов комсоргов и проведения со вещаний, члены бюро обязаны за трачивать максимум времени на воспитание актива'. Если бы этим делом занимался сам Моисеенко и передовые акти висты, то способный и энергичный комсорг подразделения т. Кузне цов безусловно смог бы уже рабо тать самостоятельно, без опеки. Задача воспитания комсомоль ского актива требует больших зна ний и умения. Чтобы быть на высо те положения, активисты сами обя заны упорно работать над собой, систематически читать политиче скую и художественную литерату ру, сл ужи ть образцом в бою, уче бе и дисциплине. И разве следовало доверить вос питание комсомольцев такому «ак тивисту», к ак бывший член бюро т. Сайгаков, который неоднократно нарушал воинскую дисциплину, или как член бюро т. Яковенко, кото рый не показывает примера? Михаил Иванович Калинин учит: «...Воспитательная работа — одна из самых трудных работ, потому что она связана также с вашим личным поведением... Если ты призываешь к дисциплине, а сам ее постоянно нарушаешь, ясно, что такой призыв будет мало' дей ственным». Подавал бы т. Моисеенко своим активистам пример руководства воспитательной работой — и мно гих ошибок и пробелов ему у д а лось бы избежать. Если бы ком сорг повседневно учил активистов воспитывать молодежь и требовал бы от них примерности, то комсо мольская жизнь в подразделениях забила бы ключом. Лейтенант В. СЕЛИКОВ. Летчик-истребитель младший лейтенант Трутнев Ф. Фото И. Михеева. ■— О— Настойчивость молодого большевика Заметка в «Боевом листке» рас сказывала, что особенно хорошо работал сегодня механик Лиси ненков. В этот день были крупные бое вые операции. К механикам пред’ являлись особо высокие требова ния. Выполняя их, младший сер жант Лисиненков оказался впере ди всех. Все свои силы, старания и уме ние Лисиненков отдает уходу за боевой машиной. Работает, как по добает коммунисту, со всем пылом и увлечением. Его машина всегда в образцовом состоянии. Подготовив свой самолет, молодой механик спешит помочь соседям быстрее ввести в строй все истребители. Работая раньше мотористом, Ли синенков внимательно присматри вался к опытным механикам, при слушивался к их разговорам, по стоянно расспрашивал о всем непо нятном ѵ т. Бурмистрова, который в то же время является парторгом. Теперь Лисиненков стал об разцовым механиком. И сейчас он продолжает учиться попрежнему. С парторгом у него тесный кон такт. Парторг по праву гордится коммунисто м-механик ом. Г. ТРАПИН. Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Е ф р е м о в Два товарища Летчики Анатолий Маеленченко и Павел Богданов прибыли в нашу часть в июне 1943 года. Прошед ший год явился д л я них обоих знаменательным. Во-первых, пото му, что им исполнилось по 20 лет, во-вторых, они, как молодые л е т чики, стали непосредственными участниками- Великой Отечествен ной войны и отлично зарекомендо вали себя. Тов. Маеленченко совершил бо лее 100 боевых, вылетов, из них 16 на бомбо-штурмовые удары по кораблям, портам и аэродромам противника, 9—на аэрофоторазвед- ку. Свою специальность летчика- истребителя он дополнил специаль ностью летчика-бомбардировщика. Фотографирование результатов оомбовых ударов с целью уточне ния потерь противника имеет нема ловажное значение. Этой специаль ностью также отлично о в л а дел т. 'Маеленченко. Постоянное стремление к совершенствованию воинского мастерства, дополненное мужеством, бесстрашием, наход чивостью и емекалкой — основа оевых успехов -летчика т. Маслен- ченко. Боевая работа Маеленченко высоко отмечена командованием: ему присвоено очередное военное звание и он н аграж ден орденом Красного Знамени. Сослуживец Маеленченко, лет- ик т. Богданов, старается лодра- ать в боевой работе своему другу, а этот год Богданов такж е имеет 100 ВЫЛЕТОВ МАСЛЕМЧЬНКО БОМБОВЫЙ УДАР БОГДАНОВА значительные успехи: у него о к о ло 80 боевых вылетов, из них 25 на бомбо-штурмовые удары по к о раблям, портам и аэродромам про тивника. При его участии группой самолетов был потоплен транспорт в 4 тысячи тонн водоизмещением, 6 шхун и мотобот. 7 июля т. Б о г данов прямым попаданием бомб лично потопил транспорт в 800 тонн водоизмещением. Было это так: четверка легких, бомбардировщи ков, ведомая старшим лейтенантом т. Едуш, вылетела на «свободную охоту». Метеообстановка в районе цели оказалась очень сложной: низкая облачность, слабая види мость и дождевые заряды. Но это не смутило летчиков. Наоборот, т а кая погода способствовала скрыт ности подхода и внезапности у д а ра. К ак только был обнаружен вра жеский транспорт, ведущий группы подал команду: «Атаковать!». Идя в атаку, Богданов вьгбрал наиболее выгодную позицию (заход на цель Производился одиночными самоле тами) и перевел свою машину в пике. На высоте 500 метров Б о гд а нов сбросил бомбы. Они легли точ но в цель, вызвав взрыв и пламя. О результатах бомбового удара летчика Богданова было сразу же донесено на аэродром. С КП дали ракету. Летчик-фотограф т. Мас- ленченко вылетел на фиксацию ре зультатов бомбометания своего бое вого друга. Еще далеко до цели он заметил пламя догоравшего с у д на. «Только бы не опоздать», — мелькнула мысль. Сделав два з а хода над тонувшим транспортом, Маеленченко доставил в часть о т личный фотоснимок, подтверждаю щий потопление вражеского к о рабля Богдановым. Командование высоко оценило боевую работу летчиков-охотни- ков. Вот что говорилось об одном полете в телеграмме генерала, при сланной на имя командира части: «7 июля летчики вашей части пря мым попаданием бомб потопили транспорт водоизмещением 800 тонн. Р езультат сфотографирован. Отмечаю хорошую работу летчи ков и серьезное отношение коман дира и штаба части к подтвержде нию своих действий данными ф о то. Об’являю благодарность л е т чику Маеленченко и всем летчи кам, участникам удара». ■Командованием части летчик т. Богданов представлен к награде. Так два сослуживца, два боевых д р у г а . бьют немецко-фашистских захватчиков. В настоящее время летчики-ком сомольцы тт. Маеленченко и Б о гданов готовятся к вступлению в ВКП(б). Капитан И. ГРОМОВ . 12 З А П И С К И М О Р С К О Г О Л Е Т Ч И К А * ТРИ ЗАХОДА В ТОРПЕДНУЮ А ТА КУ ф Н О Ч ЬЮ БЕ З ШТУРМАНА % 30 МИНУТ В ЗОНЕ ... « ф НАЛЕТ НА СЕВАСТОПОЛЬ был Новороссийск о возвращен Родине 16 сентября 1943 года. Как 1 отмечено и приказе Верховного 1 лашюкомандующего товарища Сталина, в боях за Новороссийск, наряду с войсками С еверо-Кавказ ского фронта, отличились моряки и летчики Черноморского флота. Не следует думать, что действия черноморской авиации сводились только к взаимодействию с сухо путными и морскими частями и кораблями, непосредственно штур мовавшими порт и город. Важное значение д л я успеха боевых д ей ствий под Новороссийском имела и борьба на коммуникациях про тивника. Поскольку Черноморский ф л о т е первого ж е дня оккупации Ново российска немецко-румынекими захватчиками лишил их возможно сти использовать новороссийский порт, гитлеровское командование вынуждено бьгло осуществлять все снабжение засевших здесь многочисленных дивизий конвоями, следовавшими в Крым—Анапу, а из Анапы ж ивая сила, техника и боеприпасы следовали далее уже по суше. Поэтому уничтожение фашистских кораблей на черномор ских коммуникациях являлось одной из эффективных форм помо щи Красной Армии, наступавшей в Новороссийском направлении. Д л я нанесения ударов по не- мецко-румынским конвоям было широко использовано торпедное оружие. Но не всегда у нас х в а тало должного опыта. Капитан Обухов, ныне кавалер ордена Суворова 3-й степени и ря да других орденов,—один из н а ших лучших летчиков-торпедонос цев. Но полезно вспомнить с л у чай, когда никто иной, как сегод няшний мастер торпедных атак Обухов совершил тактическую ошибку, характерную д л я молодых летчиков-торпедоносцев Ведя группу самолетов-торпедо носцев, Обухов обнаружил у б ер е гов Крыма вражеский конвой, шедший курсом на Анапу. Конвой прижимался к береговой черте и выйдя на него со стороны берега Обухов, естественно, лопал в н е выгодное положение: отсутствие необходимой дистанции не д ал о возможности произвести р езу л ь татный торпедный выстрел. О б у хов пошел на второй заход, д л я чего ему пришлось пройти над к о раблями п од ожесточенным а р тиллерийским обстрелом. Казалось бы, второй заход Обухову следова л о производить со стороны моря, но недостаточный опыт п одсказал ему ошибочное решение: он вновь развернулся к береговой черте и опять вышел на конвой со сторо ны берега. Торпеду сбросил т о л ь ко один молодой летчик. Она, как и можно было ожидать, никакого урона немцам не причинила. Свою тактическую ошибку Обухов т о т час ж е искупил проявлением п о д линной смелости: он вторично прошел со своей группой самоле тов над конвоем и произвел т р е тий заход. Н а этот раз он а т а к о вал корабли с моря, зай дя на них под углом 60 град. Торпеды были сброшены с должной дистанции. Транспорт водоизмещением ,в 3 тысячи тонн и сторожевик пошли на дно Черного моря. В результате трех заходов все самолеты, конечно, вернулись сильно побитыми. Н е вызывало сомнений, что при умелом прим е нении тактических приемов победа могла быть достигнута со зн ачи тельно меньшим напряжением. Тем не менее, повторяю, все летчики показали в этом бою отличную выдержку, настойчивость н у п о р ство. *) Продолжение. Начало см. «Се вероморский летчик» за 15, 16, 18, 19, 20, 21, 26, 28, 30 июля и 2 ав густа. У летчика м л адш его лейтенанта Дюкова во время атаки был убит штурман лейтенант ГІехтерев. Уже наступила ночь, и летчику после атаки предсто яло одному довести самолет д о базы п о огромному о б ратному маршруту, затрудненном у темнотой и внезапным д ож д ем . Ч то же выручило Дю к о в а? П р еж де всего, обязательное д л я мор ского летчика правило: знать р ай он не х уж е штурмана. Д ю к о в х о рошо знал район и ум ел отлично летать по приборам—это и п озво лило ему благополучно притти д о мой. А высокая техника пилотиро вания д а л а ему возможность п ро извести п о сад к у на одн о левое к о лесо (правое бы л о перебито) и этим сохранить .машину и спасти жизнь себе и стрелкам. Л етн ое мастерство выручило и летчика л ейтенанта Г айнутдинова в заключительный день Н о во р о с сийского штурма. В Н о вороссий ске, замечу, немцы п р оти водей ствовали нашей авиации с н е и с т о в ством отчаяния. Н а п о д х о д е к н а шему аэродрому возвращ авший ся с боевого задани я Г айнутдинов предупредил землю, что у него перебита гид росистем а ы руль ■глубины. Н а маленькой п оса дочной п л ощ ад к е, н а которой мы находились, п р ед ст о я л о ,в этот час садиться множеству самолетов, и в случае неудачной п о сад к и повреж- денного сам о л ета мы рисковали на какое-то время вывести п л ощ а д к у из строя. З н а я уровень летного искусства летчика, мы запросили э ки п аж—мож ет ли он п р о д е р ж а т ь ся в воздухе, п ока с я д у т все м а шины. Г айнутдинов д а л п о л о ж и тельный о т в е т и п р о л етал в зоне 30 минут, п о к а не п о л у ч и л р а зр е шения на п о сад к у . Х ладно к р ови е и мастерство летчика содей ствовали тому, что не нарушился н о рм ал ь ный темп работы на аэродроме. З а тем летчик с исключи тельной виртуозностью п о сади л машину на переднее к о л есо и хвост, сохранив винты и мотор. 'Надо л и говорить о радости, с которой черноморские летчики п о могали Красной Армии и згонять немецко-румынские дивизии из Новороссийска?! Вскоре о возросшей мощи нашей морской авиации мы напомнили и немцам, ещ е владевшим тогда главной базой Черноморского ф л о та—Севастополем. Н а л е т на н е мецкую военно-морскую базу в С е вастополе бы л о сущ ест в л ен н е сколькими группами самолетов. Мне довел о сь вести 15 самолетов бомбардировщиков. Согласно разработанному на зем ле плану, п о сл е бомбоудара моя группа д о лж н а была о твер н у ть о т цели влево. В нашу за д а ч у вхо дило бомбить нефтяную пристань Бл агопол у чно дойдя д о цели, мы сбросили бомбы. Н еф теб аки за г о релись, и плам я о х в ати л о пристань. Однако, выйдя из зенитного огня, я убедился, что о творачи вать в л е во н ецелесообразно: именно там, к ак зам ети л я, нас п о дж и д ал и в р а ж ески е истребители. Н е м едля, я д а л к ом ан ду о тверн уть в противо положную сторону, т. е. вправо. П ер ейд я на бреющий полет и м аскируясь рельефом местности, мы б ез п о тер ь ушли о т и стр еби телей противника. Приведенный сл у ч ай лишний раз св и д етел ьств у ет о том, что как бы тщ ат ел ь н о ни разрабатывали сь предварительно в с е этапы о п ер а ции, о тх о д от цели иногда может потребовать т ех или иных о т к л о н е ний, соответственно с к л а ды в аю щейся обстановке. В ажно в сегд а иметь несколько вариантов отхода о т цели, а всем эки п аж ам и п р е ж д е всего в едущ ему— внимательно наблюдать за воздухом , чтобы предугадать замыслы противни ка и заблаговременно прин ять наиболее выгодное д л я данной си туации ре> шение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz