Североморский лётчик. 1944, август.
29 августа 1944 г., № 205 (275). ■ — - - ............................................ -........... СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Г Е Р О И М О Р С К О Й А В И А Ц И И И о д и н в м о р е в о и н НА СНИМКЕ: Герой Советского Союза Евгений Францев бодную охоту». П ервые крейсерские полеты Францева оказались безре зультатными. Двенадцать раз под ряд возвращался он домой с торпе дами. Вначале Францев оставался рав нодушным к постигавшим его не удачам. Полет над морем сам по себе доставлял ему радость, и ког да он водил свой одинокий само лет над вражескими водами, к не му возвращались давние юноше ские мечты о профессии «воздуш ного следопыта», разведчика, от крывающего неизвестное. — Мне было очень интересно летать над морем,—рассказывает Францев.—Я просматривал район, знакомился с расположением не мецких портов и баз, встречался с вражескими истребителями и лов ко уходил от них, попадал под зе нитный огонь батарей,—все это напоминало те разведывательные лолеты, о которых я мечтал, буду чи курсантом авиационного учи лища. Я почти забывал о том, что от меня ждут другого—истребле ния в крейсерском полете враже ских кораблей... ‘Но постепенно, по мере того, как притуплялась острота впервые ис пытываемых ощущений боевого полета, появилось и крепло чув ство неудовлетворенности. Това рищи Францева Пирогов и Зайцев раз за разом вылетали на «сво бодную охоту», но каждый их вы лет завершался потоплением ф а шистских,кораблей, а он, Францев^ попрежнему '«любовался морским пейзажем» и возил торпеду в оба конца—с аэродрома в море и с мо ря на аэродром. — Меня стала брать злость, — вспоминает Францев —Хотелось ка кого-то ощутимого результата, эф фекта, победы такой же, как у других товарищей. «■Надо же и совесть иметь!»—думал я, отправ ляясь в очередной полет. Но сколь ко бы я ни болтался над морем, в какие бы фиорды ни заходил, в ка кое бы время суток ни вылетал, меня встречали одни «пустынные волны», будто Пирогов и Зайцев в самом деле уже перетопили всех Фашистов. Правда, многочисленные «холо стые» вылеты Францева позволили ему основательно изучить практи чески морской театр, проверить свое умение пилотировать в сл ож нейших метеорологических усло виях, научили его пользоваться облачностью и зарядами для ухода от истребителей и зенитного огня... Но что толку в охотнике, который отлично знает самые потаенные тропы и сумеет не заблудиться в самой дремучей чаще, если он всегда возвращается с пустой сум кой! Нет, не все еще постиг гвардии младший лейтенант Францев, что бы выследить и убить зверя! Мо лодой гвардеец убедился в этом, когда в двенадцатом или тринад цатом крейсерском полете обнару жил —• цаконец-то! — немецкий тральщик и еще два маленьких суденышка, которые протраливали проход в норвежский фиорд. Ока залось, что дл я охотящегося тор педоносца, I .помимо охотничьего азарта, обязательна и выдержка охотника. Охотничий азарт владел Францевым, и он сразу же атако вал тральщик, но у Францева еЩе не выработалась выдержка охотника, которая должна была е му подсказать, что атакуемый тральщик слишком мелок и о сад ка его слишком незначительна, чтобы можно было рассчитывать на поражение такой цели торпедой. ак оно и случилось: торпеда по шла правильно, но тральщик не взорвался. Бесцельно сбросить торпеду ока залось еще непонятнее, чем воз вращаться с торпедой на аэродром. Если бы после всех этих не удач Францев пал духом, если бы он отступил перед трудностями сложной, требующей настойчиво сти и упорства войны на море, е с ли бы он растерял свои мечты о подвиге, не быть бы Евгению Францеву сейчас Героем Советско го Союза. Но комсомол и партия воспитали в нем большевистскую волю, и как бы ни была горька неудача, Францев понимал, что ему надо еще более напрячь свои си лы, чтобы развить в себе качества, обеспечивающие победу летчику- торпедоносцу. У североморской авиации уже был богатый опыт крейсерских операций торпедоносцев — начи ная с первой дневной атаки Гар- буза и первой ночной атаки Попо вича, кончая последними выле тами на «свободную охоту» Литвинова, Пирогова и Зайцева. Изучая старый опыт и внося в не го поправки, обуславливаемые из менением тактики противника, рас спрашивая воюющих вместе с ним опытных летчиков о применяемых ими тактических приемах, Францев тщательно разрабатывал собствен ные варианты торпедных атак, ко торые должны были обеспечить ему и обнаружение цели, и скрыт-s ный подход к ней, и выбор момен та атаки, и удар наверняка. Он изучал и творчески осмысливал опыт прошлых боев, чтобы вскоре войти в ряды лучших летчиков- торпедоносцев, как офицер-нова- тор, завоевывающий победу ма стерством и храбростью, умным расчетом и дерзким риском. 2 . і—іеу д ач а с тральщиком постиг- ла Францева накануне Ново го года. Спустя три недели, 21 ян варя 1944 года, он снова вылетел на «свободную охоту». Крейсируя вдоль вражеских бе регов, Францев решил просмотреть пролив, где, по его предположе нию, могли встретиться вражеские корабли. Только развернул он са молет, как заметил в 4—5 километ рах от себя, несколько вправо, стоявшую на якоре рыбацкую шху ну, а возле шхуны характерный силуэт находящейся в надводном положении подводной лодки. Сом нений быть не могло — то была фашистская подводная лодка! У своего берега, под защитой бере говых батарей немецкая субмарина чувствовала себя в полной безо пасности... Как гигантская хищная рыба, всплывшая из морских глу бин, она лениво лежала на мелкой волне. Сигнальщики на лодке еще не видели, приближающийся само лет. — Потоплю! — мгновенно решил Францев и лег на боевой курс. Величайшее дерзновение требо валось от летчика, чтобы принять такое решение. Никто еще не то пил торпедой подводную лодку. Как топить и можно ли потопить торпедой подводную лодку? Отве та на этот вопрос нельзя было най ти ни в одном из описаний торпед ных атак. ... Францев нажал кнопку сбра сывателя в то мгновение, когда лодка, то ли заметившая прибли жение торпедоносца, то ли встре воженная стрельбой, открытой по самолету береговыми батареями, начала вдруг быстро погружаться в воду. Могло ’ показаться, что кнопка сбрасывателя соединена с невидимой пружиной, поддержи вавшей лодку на поверхности моря. Верхняя линия, очерчивающая па лубу и рубку, неуклонно сдвига лась с нижней линией — пенящей ся кромкой воды, но след торпеды безудержно приближался к уходя щей под воду лодке. Секунды решали победу. При нял бы Францев свое дерзкое ре шение несколькими секундами поз же — не увидел бы он, его штур ман Галкин и стрелок Антипичев взметнувшийся к небу столб воды и черный густой дым на месте, где только что лениво лежала на мел кой волне фашистская подводная лодка. Францев доказал, что можно и должно торпедировать подводные лодки. Его первая выдающаяся победа была результатом расчет ливого риска. Случайно ли, вновь отправляясь на «свободную охоту», Фра:шев избрал отдаленный район, где ред ко бывали наши торпедоносцы? Нет, не случайно. В фиорде, к ко торому он пошел, находилась база немецких подводных лодок. В самом деле, приблизившись к району цели, экипаж торпедоносца заметил выходящие из фиорда две подводные лодки. Их конвоировал шедший впереди миноносец. 'На этот раз задача., стоявшая пе ред Францевым, была куда сл ож нее: обе лодки были на ходу, да и от миноносца ничего хо рошего ожидать не приходилось. Действительно, огонь, открытый артиллерией миноносца по одино кому самолету, превосходил все, что до сих пор пришлось испы тать Францеву, но одна из подвод ных лодок — первая за минонос цем — уже находилась в прицеле, а сворачивать с боевого курса не в правилах гвардейцев. Корабельные^ артиллеристы стре- . ляли довольно точно, Догадавшись, после удачного вылета на «сво- Фото И. Михеева. по всей вероятности, о том, какую цель избрал себе торпедоносец, они обратили все огневые средства эсминца на то, чтобы преградить путь самолету. В сгустившихся ве черних сумерках казалось, что воз дух, небо, море насыщены огнем. И когда огонь достиг своего апогея, Францев отвернул... Он отвернул чуть-чуть вправо, п это была внезапно родившаяся хитрость зрелого мастера, хитрость подлинного охотника. Он отвернул чуть-чуть вправо, и из прицела ис чезла избранная для атаки подвод ная лодка, но в прицеле сразу же возникла вторая лодка, шедшая по зади первой. Хитрость оправдала себя: огонь на миноносце стал ослабевать — артиллеристы, види мо, опасались поразить своими сна рядами свою же лодку, ту, которая шла непосредственно за минонос цем. Францев сбросил торпеду. Когда он проскочил над атакованной лодкой, артиллерийский огонь сперва вовсе прекратился, чтобы через несколько мгновений возоб новиться с еще большей яростью. Прямое попадание в фюзеляж трях нул» машину, и оглушенный взры вом экипаж так и не успел зафик сировать результат своей атаки. Тогда Францев на поврежденном самолете сделал под непрекраіца- ющимся зенитным огнем, второй за ход над кораблями. Внизу под со бой он увидел миноносец и только! одну лодку. Он на всякий случай сфотографировал место атаки, не надеясь однако на то, что фотоап парат может что-либо запечатлеть в вечерних сумерках. Впрочем,-ког да снимок был проявлен, на нем легко можно было различить, по мимо миноносца и одной подвод ной лодки, еще и темное пятно — все, что осталось от второй лодки, мастерски торпедированной Фран цевым. 3. а три месяца гвардеец Фран- цев одержал шесть побед. Отличное мастерство, отвагу и лихость показал Евгений Францев и в групповых ударах по враже ским конвоям. Но наиболее значи тельные его победы одержаны им в крейсерских полетах, когда Фран цев вновь и вновь доказывал, что и один в море воин. Известно, что свободный крей серский. полет предоставляет эки пажу торпедоносца неограничен ную инициативу действий. Одиноч ному самолету легче, чем группе, использовать для поиска н атаки метеорологические особенноэди, а 3 также выгоды того или иного в р е мени суток, чтобы нанести против нику неожиданный удар. Но вме сте с тем крейсерский полет тор педоносца — наиболее сложный боевой полет. Самостоятельный и длительный поиск противника, т р е бующий непрестанной ломки марш рута, атак кораблей одиночным са молетом и отхода его от цели, все это требует от экипажа большого напряжения воли и сил, требует от летчика виртуозного пилотирова ния, мастерства и находчивости. Боевые качества страстного лю бителя свободной охоты гвардии старшего лейтенанта Францева — выдержка, настойчивость, стремле ние во что бы то ни стало найти и потопить врага. Францев — яркий пример сложившегося торпедонос- ца-охотника. Если Францев выхо дит на охоту, он безустали ищет врага. Ищет и находит. А нашел,... от него не уйти. Удивительно вер ный глаз и точная рука! Вспомним крейсерскую операцию Францева, ознаменовавшуюся по топлением фашистского танкера во доизмещением в 10.000 тони. Гвардейский экипаж уходил в полет, имея данные разведки о крайне неблагоприятных метеоро логических условиях на предпола гаемом маршруте. Дымка, туман, низкая облачность, — все это не без оснований позволяло находя щимся в море немецким кораблям надеяться, что сегодня они избег нут неприятных встреч с советской авиацией. — Нас не ждут, но мы придем!— пошутил Францев, занимая свое место в кабине самолета-торпедо носца. Чем дальше уходил самолет от родных берегов, тем сложнее ста новился полет. Видимость ухудша лась с каждой минутой. Облака на столько прижимали самолет к воде, что стоило Францеву -снизить машину еще на несколько метров, как он врезался бы в пенящиеся волны. На такой высоте крайне затруднен просмотр водной поверх ности: напрасно Францев, Галкин и Антипичев вглядывались в прости равшееся под самым самолетом мо ре: кругом было пустынно, ничего, кроме холодных волн. Время полета истекало. Еще не много, и горючее потребует, чтобы летчик повернул к дому. Но Фран цев не сдавался. Он приблизился к вражескому берегу и, просматривая прибрежную полосу, шел вдоль высоких и хмурых скал. Нет, ни чего не видно. Но не возвращаться ж е домой ни с чем! Францев, на сколько возможно, поднял машину вверх, к самой кромке густых тем но-серых облаков, и тут-то увидел крупный танкер, который шел, вплотную прижаівшись к берегу. Францев атаковал немецкое судно «сходу» и так стремительно, что на корабле даже не успели дать по Самолету хотя бы один выстрел. Торпеда ударила в корму. Р азв е р нув машину, Францев сфотографи ровал результаты своей атаки и только затем, переведя моторы на наиболее экономичный режим, на правился к своему, аэродрому. Нам довелось слышать оценку этой операции, данную Героем С о ветского Союза гвардии капитаном Пироговым. Он говорил: — Можно ли считать потопление танкера простой удачей Францева? Конечно же, нет. Еще до полета Францев рассказывал мне о двух своих вариантах атаки. Один ва риант не пригодился, а по друго му -— потопил. Д е л о не в удаче и не в везении. Д ел о в точном расче те. Д ел о в воле и настойчивости. Д ел о в мастерстве, помноженном на дерзновение. Эти черты, пожа луй, характерны для всех побед Францева, талантливого охотника- торпедоносца. Эти черты позволя ют ему, командиру одиночного с;і молета-охотника, великолепно вое вать на море, всегда побеждая врага. " С. ВАРШАВСКИЙ . РЕСТ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz