Североморский лётчик. 1944, август.

ГЕРОИ МОРСКОЙ АВИАЦИИ Славный боевой путь Дважды Герой Советского Союза гвардии полковник В. И. Раков, | \ Л оролнаи зима 1 * * 1939 — ‘10 гг. Война с финнами. В холодном воздухе ден ь и ночь р о к о ­ чут моторы к р а с ­ нозвездных само летом, громящих бел оф и н ски е у к ­ реплени я. В эти дни на всю страну п р о ­ гр ем ел о имя с л а в ­ н о го балтийского л етчи к а В асилия Р ак о ва, ч ье мас­ тер ство и отвага вы зы в ал и во сх и ­ щ ен и е то в а р ищ е й и страх прагов. В пу ргу п м о р о ­ зы, II к ороткий зим н ий ден ь н в т ем н ую туманную н о ч ь летал м о р ­ ской л ет чи к В а с и ­ лий Р ак ов на бом­ б еж к у заданных ц елей. От п ылега к вы л ет у , от боя к бою с о в е р ш е н ­ ствовал он свое м астерство, о т т а ­ чивая и скусство летчи к а - п и к и р о в ­ щика. Победное о к о н ­ чание воины с финнами застало Р а к о в а на в ерш и ­ нах в оин ского м а­ стерства, в ореоле славы Г ероя С о ­ ветского Союза. К азал ось бы, что т е п е р ь можно о т ­ дохнуть, что з а ­ сл уж ен н ая награда с в и д ет ел ь ст в о з р е ­ лости и высокой к у л ь ту ры летчика. Н о не так ов В аси ­ лин Р ак ов. Он по­ нимал, что его ж д у т новые, еще б о л е е с у р о в ы е и ж е с т о к и е бои, но­ вы е, ещ е более г р о зны е и спы та­ ния. К н ачал у О т е ч е ­ ственн ой войны Р а к о в п р иш ел о б о ­ гащ енны й о пы том в о ины с финнами. С п ер вы х дней н е ­ виданной в и с т о ­ рия человеч:ства войны Василин Р а ­ кой снова сел в боевоіі самолет и стал сражаться за честь и н езави си ­ мость родной стр а­ ны. Много боевых вылетов совершил за время войны морской летчик Василий Раков, твердо помнивший и свято выполняв­ ший сталинские указания о н епре­ рывном соверш ен ­ ствовании воин­ ского мастерства. Так он поступал сам, так он воспи­ тывал летчиков гвардейского пол­ ка, командование которым ему по­ ручила Родина. Возросшее ма­ стерство летчиков, их отвага и му­ жество принесли Р акову и его со­ ратникам блестя­ щую победу. Это они потопили ф и н ­ ский броненосец береговой обо р о ­ ны „Вяйнямейнен-, самый крупный боевой корабль финского флота. Раков долго н упорно охотился за этим кораблем, который финны тщательно прятали от ударов нашей авиации. Наконец, 16 июля .Вяйня­ мейнен" был обна­ ружен в финской морской базе Котка, Раков хорошо изучил сложный балтийский театр, прекрасно разби­ рался в лабирин­ те шхер и бухт Финского залива, отлично знал и район Котки, над которой не раз появлялся его стремительный „Петляков". Поэ­ тому Раков, лично возглавляя группу балтийских пики­ ровщиков, точно вывел их к цели. Финны сильно охраняли свой в то­ рой и последний броненосец. У р а ­ ганный огонь зе- пм гной ар тилл ерии , встретил группу Р ак ова над целыо. Небо почернело от разрывов, по сквозь этот смерч огня уверенно шли советские самоле­ ты, ведомые Васи­ лием Раковым. Ои первый п ро ­ рвался сквозь эту, казалось, неодоли ­ мую стену пуль и снарядов, первыіі спикировал на вра­ жеский брон ено­ сец, и его бомбы попали точно в цель. Столб п л а­ мени взметнулся над кораблем. О г ­ ромный взрыв был запечатлен в ф о ­ топленке ш т у р м а ­ ном Чумало. Б р о ­ н еносец н а к р е ­ нился и после нескольких д о ­ полнительных п о ­ паданий бомб з а ­ тонул. Так была о д ер ­ ж ана большая победа летчиками Краснознаменной Балтики. А через неделю — в День В о е н н о - Морского Флота—наш народ с радостью узнал о награждении Васи­ лия Ракова второй медалыо „Золотая звезда". 16 лет служит на флоте Василий Иванович Раков. 16 лет он с честью носит форму Воен­ но-Морского Фло­ та СССР. Весь наш флот, вся страна гордится своим отважным сыном дважды Героем Советского Союза гвардии подпол­ ковником Васи ­ лием Раковым, С. Семенов. ПОЛНОСТЬЮ УНИЧТОЖАТЬ КОНВОИ ВРАГА! СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К --------- ------- , 3 ав густа 1944 г., ЛЬ 183 (253) I Как прикрывать торпедные катера Л е й т е н а н т И . К у ж а н о в Автор этой статьи лейтенант И. Ку жанов продолжительное вре­ мя прикрывал штурмовиков и тор­ педоносцев и известен, как мастер сопровождения. За последнее вре­ мя лейтенанту Кужанову пришлось много работать с катерниками. Многие операции торпедных ка­ теров Северного флота он при­ крывал с воздуха. Действиям сов­ местно с моряками и посвящена эта статья. ф і} U Какие выводы можно сд ел ат ь из того небольшого опыта, который мы приобрели в совместных опера­ циях с катерниками? Прикрытие катеров отличается от других видов боевой д ея тел ь н о ­ сти истребителей. Оно требует большей напряженности, отлич ает­ ся продолжительностью полета и небольшими его высотами. Соб­ ственно, тактике прикрытия к а т е ­ ров научил меня первый боевой вылет. Это было в конце мая 1944 года. В паре с лейтенантом Дмит- рик я получил задание прикрыть с воздуха атаку группы торпедных катеров и уход ее домой. Ц ель находилась в районе Н. Когда мы вылетели, сразу ж е получили приказание: набирать высоту и итти на цель. Это была д л я нас приятная и знакомая команда: для того, чтобы успешно вести бой, при любых обстоятельствах дл я истребителя нужна высота! 900, 1:000, 1.100 метров... Я начинаю терять из виду катера. Дым к а и су­ мерки еще больше снижают види­ мость. Н а высоте 1.200 метров под­ шефные корабли стали еле замет­ ными, Дальнейший набор высоты был бессмысленным. Я решил бар- раокировать. Ходил над кораблями * «восьмеркой». Все ш л о спокойно. К о гд а время барраж а п одх оди л о к концу и я ГГрй-нял решение у х о ­ ди ть домой, увидел трассы, и д у ­ щие с катеров. Р е з к о п ереложи в машину, с высоты 1.200 метров бросился в сторону трасс. П ара «Фокке-Вульфов», п о д о й д я к н а ­ шим катерам на высоте 300—450 метров, шла на них в атаку. И д я н аперерез и ведя по «фоккерам» отсекающий огонь, мы с ведомым отогнали их. Ещ е н еск о л ьк о атак ок азал и сь д л я врага т а кж е б е з у с ­ пешными. Видя, что парой ничего не в ы ­ ходит, немцы стали дей ств о вать в одиночку. К о гд а «Фокке-Вульфы» разошлись в разные стороны, я п риказал лейтенанту Дми три к с л е ­ ди ть за одним «фоккером», а сам с т а л «гонять» другого. У б е ­ дившись в том, что к нашим к а т е ­ рам не прорваться, немецкие л е т ­ чики сбросили бомбы в воду и скрылись. Анализируя первый вылет, я пришел к заключению , что, во- первых, не имея с катерами ра’дио- связи, ходил на очень большой высоте; во-вторых, маневры п ро­ и зводил то л ько по горизонтали, не меняя по вертикали профиля полета. И з-за это го достаточного просмотра о к руж ающ ей обстанов­ ки у меня не было; в-третьих, иногда д а л е к о о тх о ди л от п р и к ры ­ ваемых катеров и в случае, если бы появилось не два «Фокке-Вуль- фа», а больше, отбить их атаки не смог бы. П ослед ующ ие вылеты на п ри ­ крытие д ал и в о зм ож н о ст ь оконча­ тел ьно и зу чи ть т а к т и к у противни- ка. Н ем ец к и е л ет ч и к и к катерам п о д х о д я т на в ы с о т а х о т бреющего до 300— 400 метров, с этих же вы­ сот они п р о и зв о д я т штурмовку и бомбометание. Д е й с т в ую т , как правило, парой, четверкой, в бой стар аю тся не в с т у п а т ь д о тех пор, пока не о тб ом б я т ся п о цели. И зу ч ен и е т ак т и к и врага помогло нам о р ган и зо в ат ь правильное при­ крытие. О собенно н аши летчики п о к азали себя в о д н о й из опера­ ций в июле. П р е в о с х о д ящ и е силы в о здушн о го в рага в течени е 30—40 минут пы тали сь п ро р вать ся к севе- роморским к атер ам , потопившим 1 н ем ец ки й т а н к е р , 1 тральщи к и 1 морской о хотн и к . Н о как ни хи трили немцы, они встречали яр остное и ум ел о е сопротивление наших 'летчиков. О собенно дружно д е й ст в о в а л а п а р а Зимин—Демья­ нов. В се торп едны е к ат ер а верну­ лись т о гд а на базу. Л етч и к млад­ ший л ей тен ан т Р ази н , отражая атаки врага, сбил о д н о г о немца. Н аши и стреби тели потерь не име­ ли. К а к л учш е прикрывать торпед­ ные катера? При н аряде н а прикрытие кате- рое пары и стр еби тел ей высота их п олета д о л ж н а бы ть 300— 500 мет­ ров. Т ак а я вы сота п о лн о ст ью обес- п ечивает л ет ч и к у хорош ую види­ мость и ман евренность. П р и прикрытии 5— 6 самолетами эш елонировать их по вы сотам от 300 д о 800— 1.000 метров. С л е д у е т т а к ж е о б р ат и т ь ннима пне на хор ош о н ал аж ен н ую , без­ о тк азн ую св язь с катерами . — п овр еж ден н ая плоскость Фото И. М и х еева, Столкновение в воздухе НА СНИМКАХ : слева-ст его самолета. К нашему аэродрому шел са­ молет. Дымный след серой лен ­ той тянулся позади. Не выпуская шасси, машина ударилась о землю и проползла несколько метров. Из кабины вылез летчик. Все узнали старшего лейтенанта Б а ­ тракова. Он был без шлема и л а ­ рингофона. Старший лейтенант подошел к левой плоскости. Пробоина почти до переднего лонжерона, едва не перерезала крыло. Гармонным мехом висел смятый дюраль... После бомбового удара по Киркенесу, во время воздушного боя над немецким аэродромом Луостари, самолет старшего лейтенанта Батракова был п о д ­ бит. Не имея возможности про­ должать бой, летчик в зя л курс к своей территории. Внизу п лы ­ ла облачность. Вынырнув из нее, Батраков увидел четверку «Ме-109». Немцы заходили в атаку. Ведущие фашистских пар брали самолет Батракова в к л е ­ щи. Батраков стал скользить в на­ правлении трасс вначале в о д ­ ну, затем в другую сторону, и трассы проходили мимо. Не у с ­ пели выйти из атаки ведущие, как на дистанции 50 метров от наш л етчи к б у д е т «скользить», к ак и .в п ер вы й раз при уходе о т о гн я в е д ущ е г о , в направлении тр асс, решил сби ть его атакой с за д и , но н аск о ч и л на левую п л о ск о ст ь машины Батракова... П е р е д Б а т р а к о вы м в ста л а за­ дач а: д о в е с т и си л ьн о повреж ­ ден ный сам о л ет д о аэродрома. Вни зу— т ер ри тори я в р ага, чуть в сторон е -— Л у о с т а р и . В воздухе Б а т р а к о в—один. М о то р работает с п еребоями. В к а б и н е— дым. От пробоины в л ев о й п л о с к о с т и са­ молет к р ен и т ся вправо. Б а т р а к о в п о пы т а л с я открыть фонарь, но дым в кабине из-за у силени я тяги у в ели ч и л ся . Л е т ­ чик сн ял шлем , ларингофон, рас­ с тегну л ворот к и т ел я . Ногой и ручкой выровняв машину, Б атр а­ ков, «прихрамывая» пошел к своему аэродрому. З а полтора к и л ом ет р а до ме­ ста посадки мотор остановился. Винт зак лин и л о . О д н а к о за счет высоты Б а т р а к о в у у д а л о с ь спла­ нировать и п о сади ть самолет. П о с л е это го с л у ч а я с т а р ш и й лейтен ан т Б а т р а к о в уж е наносил бомбовый у д ар по к ар ав ан у про ти вни к а и вм есте со своими лет­ чиками потопил д в а немецких сторож евы х кор абл я. К, ЗА РО ДО В . „МЕССЕРШМИТТ " РАЗВАЛИЛСЯ НА КУСКИ ЛЕТЧИК БАТРАКОВ ВЕРНУЛСЯ НА СВОЙ А Э Р ОД РОМ себя справа летчик заметил ещ е одного «стодевятого»: это шел в атаку один из ведомых ф аши ­ стов. Ди станция бы ла малой, и советскому пил о ту оставалось одно: резко убрать г аз и « ск о л ь ­ зить» влево о т трассы . Н о ту т машина . Б атракова ударилась обо что-то твердое. Л етч и к мгно­ венно оглянулся: из-под левой плоскости вы вали вался «Ме- 109». С непроизвольным п ерево­ ротом он отвесно п ад ал вниз. За ним стлался белый дым. Вскоре дым разделился на двое. «Мес- сершмитт» разваливался. П рово­ див его взглядом до земли, с т а р ­ ший лейтенант вновь о гляд ел ся. Вокруг в се было спокойно: остальные три «стодевятых» и с ­ чезли... Что же произошло? Уходя от огня одного немца, Батраков не имел возможности сл еди ть за хвостом своего сам о­ лета. Второй ведомый фашист, рассчитывая, видимо, на то, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz