Североморский лётчик. 1944, апрель.
Я с гордостью сегодня заявляю, тчивсіли и не свернем і пропасть^ / r 'y / / f y / S >' 'S ' уУ //У * f '<7 fy j Офицер сталинской авиации Л етать, бить врага лиг СТрУМЛОНИе, которым бы ла проникнута боевая жизнь капитана Ильи ".Кату- шиш. За всо пребывание >-■ .нашей части т. Катунин исключитель но высок» лес честь и достоин ство -советского .морского офи цера. Мы офицеры, -говорил Ка гушш,— по нас равняются, нам подражают. Кто, как не мы, должны являть собой образец умения бить немца» бесстрашия и высокой мо+ысняй дисцип лины!». Имея за плечами ^многолет ний опыт летчика, обладая не малым кругозором до всем военно-тактичееіким вопросам, капитан Катунин продолжал учи ть ея, сов эршонствоваться. Достаточно было посмотреть с каким старанием он выполнял (все учебные полеты, чтобы узнать о неиссякаемом жела нии этого летчика знать боль ше, 'летать Ліучшо. Капитан Катунин был чело- івеком кипучей энергии. Полу чив боевое задание, он букваль но За горал ся им. Все его мы сли и стремления были направ лены к одном у: во чтобы то ни м а л о выполнить задание. Са мые т р у д ны е и ответственны.>- за дачи ставились перед Кату- нийым, к рапорт ©го был всегда один: «Враг уничтожен!»'. Катунин являлся ли просто ХОРОШИМ летчпком-командиром, уважаемым всам личным соста вом imnioft части. Он был дет домом-новатором, 'постоянно ищуццим и своих тактических приемах новое, более совер шенное. Уто Катунина наши ліоііін наз.ы'вают .мистером бом- . ікі.штурмовых ударов по мор- поим долям.-о пикирования. Это он первым из штурмовиков по ставил вопрос, о том, что мы мо жем и должны иметь фотосним ки своих ударов, а затем нер- ііым ли практике показал, как их надо производит/.. .Нвлядаь пропагандистом на шего общего девиза-— «Штур- імовикп с боевого курса пе сво рачивают!', — Катунин 'всегда ■яа дат* выполнял его. Сколько раз приходилось ему проры вать последовательные аавесы Убнитного огня, отбігваться от многочисленных атак немецких истребителей, и всегда Кату- ннн точно,' без -малейшего от-; лонеиия .‘выводиЛ| самолеты на цель и еще тбчнее обрушивал на нее свой смертоносный груз. Как-то., в одной из бесед Ка- ту'нин сказал мне: Правильно сдрнали напитан I Гастелцо, наш собрат по ору- ' жию—летчии-штурмовик майор ; Наштанкин, истребитель лей- і тенант Горбачев, врезавшись і на горящих машинах в скопи ще врага. Очень правильно! Случись у меня такое же поло жение—поступил точно тан бы. Ведь если видишь, что подбит и до аэродрома не дотянуть, зачем жизнь впустую отдавать? Уж умереть—так умереть!». На днях Илья Катунин ѣо главе восьмерки «Ильюшиных» вылетел на удар по крупному каравану противника: Наши са молеты были встречены силь ным зенитным огнем. Но и на этот раз североморский штурмо вик не свернул с боевого курса! А когда его самолет был под бит и загорелся, Катунин на правил его в фашистский тран спорт. Сильный взрыв раздал ся над Баренцовым морем. На всегда сомкнулись его ѣолнъі над немецким транспортом. Офицор сталинской авиации, т. Катунин 'честно ігдо «ойца выполнил свой долг перед Ро диной. Когда нетал вопрос о жизни и скерти, когда наступил кри тический МОМОНТ —' в полной мере проявились все благород ные черты верного патриота нашей любимой отчизны капи тана Катіушша. Человек дол жен иметь огромную силу воли, неиссякаемое мужестве, Поли ную преданность Родине, чтобы решиться на такой подвиг! Ка ту ни^и нашел их в своем с&рі'це и 'в этом состоит его героизм. Портрет капитана Катушша мы повесили в офицерской ком нате, его карточку вывеши вает у себя над койкой каж дый наш летчик, -стрелок и 'техник. Лучшие страницы истории нашей, части мы отведем капитану Катунину. Пройдет время. В часть будут приходить «новые люди, и каж дый из них, узнав, что в ней сражался и геройски погиб ка питан Катунин, будет с гор-, достыо произносить это имя,' ставшее для -всех нас символом победы. Подполковник М. МИХАИЛОВ. '-'s / У пока с боевого курса, Ш ЯНвЯЯЯШШЛііЛш mi*ЛДМЯИДМЯЬ Шігійиііі враг И. КАТУНИН. О ПЕРВОМ ВЫПУСКЕ ПИЛОТОВ БЕЖИЦКИМ АЭРОКЛУБОМ Постановление президиума Западного областного Исполнительного Комитета от 22 апреля 1935 г. Отмечая большие успехи Бежицкого аэроклуба по организации ра бочей общественности по изучению летного дела без отрыва от производ ства, президиум Облисполкома постановляет: ... 2. За отличную работу по подготовке пилотов -рабочих премировать работников: Синицына Л.—денежной премией в •100 рублей, Катѵнина И, и Брянцева — велосипедами. ВЫПИСКА Ш П Р О Т О К О Л А М 1?і заседания бюро Орджоникидзеградского ГК ВЛКСМ от 13 апреля 1936 года СЛУШАЛИ: О работе аэроклуба по реализации решений Х-го съезда ВЛКСМ. ПОСТАНОВИЛИ: За добросо вестное, честное отношение к учебе комсомольского актива летному делу и парашютизму премировать денежной суммой в размере 200 рублей летчика- инструктора тов. Катушша Илью Борисовича, НАГРАЖДЕНИЕ О Т Л И ч и м п о п НАШЕЙ АВИАЦИИ Постановление президиума Западного областного Исполни тельного Комитета и бюро обкома ВКП(б) от 16 августа 1936 г. Президиум Облисполкома и бюро обкома ВКП(б) отмечают хорошую работу по овладению летным, парашютным и пла нерным делом без отрыва от производства поименованных ниже товарищей и премирует их ценными подарками: 1. Катушша Илью Борисо вича, инструктора - летчика Орджоникидзеградского аэро клуба, парашютиста, стаханов ца осоавиахимовской авиации. АТТЕСТАЦИОННЫЙ лист НА ЛЕЙТЕНАНТА КАТУНИНА ИЛЬЮ БОРИСОВИЧА За период работы в эскадрилье показал себя с хорошей стороны. С обязанностями командира звена справляется хорошо, К себе и подчинениьЛі требователен. Прекрасно летает на само лете „ИЛ-2“ и летать любит. Политически развит хорошо. Идеологически устойчив. Делу партии Ленина-Сталина предан. Дисциплинированный, выдержанный командир. Достоин присво ения очередного военного звания .СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ*. Командир эскадрильи, АТТЕСТАЦИОННЫМ ЛИСТ НА СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА КАТУНИНА Делу партии Ленина — і левая подготовка хорошая Сталина предан, Политически развит. Дисциплинирован, тре бователен к себе н подчинен ным. Строевая выправка хоро шая. Летает на самолетах „У-2“, „УТ-2“, „У-1% „УТИ-4", „Р-10", »Р-5*, „ИЛ-2“. Общий налет 2315 часов. Техника пилотиро вания на „ИЛ-2" хорошая. Ог- Материальную часть самолета знает хорошо и экеплоатирует ее огличдд. В бой идет с жела нием. І Гй&ет 6 боевых вылетов на штурмовку караванов про тивника. Авторитетом среди товарищей пользуется. Достоин присвоения очередного воен ного звания „К а ПИТАН*. Командир полка. НА СНИМНЕ тан И, Катунин = - -♦ іиицын. справа кап*і- ♦= = АВ1ФИЯ Я, Катунин И звелся в декабре 1908 года в гоф,е нзвозчика-груз- чика, В 1914 ! империалисти ческую войну :йо.!ьным и в 1916 году умер, ' Я после сме^доме, где до 1924 года окончилк|рошел курс обу чения наслесариЛгодработал в слесарном цехефин- гор, Гомель. С завода былійѵоа. Ленинград на тарифные эконо» ЦК ВСРМ. В Ш 2 году поя»: I мобилизовали в военнуюшко.« >. После окон чания школыв командирован в распоряжениеЦфОсоавиахима, ко торый направилI*никидзеград ин- структором-ле™приказом началь ника авиацииОлкреброщен в гор. Брянск надоли-^піой части Осо авиахима. В рядыар*Р•-И года. После службы в ряде :шелен в щтур- __ пг, пмйсте - - сЬі мовой, вместе лярье. В члены до раз года заций. Семья моя д етей .' Фронт в Запо- г°ду и состоял ;■ Несколько ВЛКСМ, три ной органи чна и двое БОЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА на старшего лейтенанта Катѵнина moo ..„.... ..... __ . Летает с 1932 года на различных типах самолетов. Летать любит, тех ника пилотирования отличная. Про должительное время занимал долж ность, командира звена и командира отряда. На самолете „ИЛ-2“ летает с октября 1942 года. Имеет налет 80 ча сов. Бомбит и стреляет хорошо и от лично. Имеет 6 боевых вылетов на штурмовку конвоев и аэродромов противника. На счету Кагуннна один потопленный транспорт водоизмеще нием 6 тысяч тонн. В бою обстановку оценивает правильно, действует на стойчиво, смело и умело. Ведет воспитательную работу средиличпого состава. Политически грамотеи, мо рально устойчив, с товарищами об щителен н пользуется большим авторитетом, ■ Командир эоквдрильн. НАГРАДНОЙ ЛИСТ на старшего лейтенанта Катунина Илью Борисовича В дни Отечественной войны тов. Катунин проявил себя подлинным патриотом Родины. Работая заместителем командира эскадрильи, он уделял много внимания воспитанию летного состава. В бой летает ведущим, показывая примеры мужества и умения. За время боевой работы на Севере имеет 5 боевых вылетов на штурмовку кораблей и береговых батарей противника. Личный боевой счет тов, Катуннна: 5 09.43 г, — потоплен транспорт 5—-6 тысяч тонн, 27,09.43 года—потоплен мотобот. В групповом бомбо-штурмовом ударе по вражескому при чалу 9.07.4J года с участием тов. Катунина было вызвано три взрыва и 2 очага пожара. В другом бомбо-штурмовом ударе с участием тов. Катунина вызвано 3 очага пожара. Вывод: за успешные боевые действия достоин правитель ственной награды—ордена Красного Знамени. Командир эскадрильи, Приказом командующего Северным флотом от 29.10.43 года тов. Катунин награжден орденом Красного Знамени. ИЗ НАГРАДНОГО ЛИСТА на капитана Катунина Илью Борисовича 10.04.44 года был За период боевой работы тов. Катунин совершил 12 успешных боевых вылетов, в результате ко торых: 5.09.43 года, вылетая ведущим четверки штурмовиков, лично по топил транспорт водоизмещением 5—6 тысяч тонн. 27.09.43 года, будучи ведущим четверки штурмовиков, лично по топил могобот. 3.0J.44 года, являясь заместите лем ведущего шестерки штурмо виков, лично потопил сторожевой корабль 700 тонн водоизмещени ем и произвел фотографирование нанесенного удара. Фотоснимки дали командиру необходимые дан ные о результатах удара. 5.03.44 года четверка штурмови ков, ведомая капитаном Катуни- ным, повредила транспорт против ника водоизмещением 6.000 тонн. 14.03 44 года, являясь ведущим четверки штурмовиков, нанес удар по немецкому порту и лично по топил шхуну и повредил катер. Всей группой потоплено 4 шху ны, подожжено 2 мотобота и по врежден 1 катер. Эт и с н и м к и с д е л а н ы под о г н ѳ м п р о т и в н ииа И е = " ^ ° ^ ь,и э м и т н ы й о г о н ь п р о т и в н и к а р о в (С е в е р о м о р с к и х ш т у р м о в и к о в ^ .вражеских истребителем, знипйжи зафин- видим кчк взоываютея и горят трз»с ецроваши інз фотопленке везѵльтаты видим, как взрыва .... Сегодня Советское Информбюро сообщило аеей («гране о разгроме нашей авиэцией каравана не мецких судов в Баренцовым море. ...Первыми нанесли [бомбовый удар по фашист ским кораблям штурмовики капитана Катунина. ецровали I нэ фотопленке .результаты евоей боевой раооты. Вот они—документы,, показывающие силу уда катунин. Брмбы, сброшенные точно лали! Мы отомстим за тебя, дорогой командир! Э тот бой был особенножар-1 кнм. Зенитный огонь вра-, га сплошной стеной стоял над огромным караваном. Длин- ) НОХВОСТЫ& «стод&вятые», тупо носые «Фогакбі-Вульфы» и двух-, існловьк1«стодесятые-» со ВСОХ I сторон шли на нас в атаку. Ма-1 едины от разрывающихся сна рядов подбрасывало. У какого летчика в токую критическую чшіуту равномерно бьется сордцѳ? Кто не жаждет услы шать в этог момент СПОКОЙНЫЙ г. умеренный голос своего командира? Мы видели самолет капитана Катунійіа, Твердо идущий впе ред, слышали его голос и шли к цели. Шли так же твер до, как шел наш любимый командир. Перед самой атакой капитан Катунин по 'радио перенацелил нас и уточнил задачу. Тут же, после секундной паузы, мы вновь услышали его. -- Друзья, атака! — передал Катунин. За самолетом командира, строго планируя, шли наши машины. Как ни трудно бывает летчику-штурмовику н бою, как ии сжато его время, никогда но упускает он из шіда -сяоесго командира. Мы заметили, как из ого машины нош.л дым и появились лзыки плйм«:чіи. Клюнув, самолет командира под углом ::0 градусов : р я : на немецкий транспорт. Горя щий самолет врезался г> трчн спорт и взорвался. Л вскор* скрылся и волнах и фашист скнй корабль, тараноішьгй кл нитяном Ка-гушшым. Особую боль аа герончссЕ.ую гибель ікомандира мы почувст вовали, когда произвели посад ку на аэродроме: мосто, где стояла машичіа Катунина, было пустым. Собравшись около сво их 'боевых машин, мыпоклялись отомстить за любимого коман дира и парторга. И пусть знает немец — месть североморских, штурмовиков будет беспощад на! Л«йттзн?т В. СНОПМНЦЕВ. Младший лейтенант С. ЬУРМИСТКШ. ПАРТИЙНЫЙ РУНОВОДИТЕЛЬ К ведущим восьмерки штурмовиков, которая потопила транспорт водоизмеще нием 10—12 тысяч тонн и сторо жевой корабль, Три экипажа, в том числе тов. Катунин, произвели фотоснимки нанесенного удара, которые дали командиру исчерпы вающие данные о результатах удара. 23.04.44 года Катунин был ве дущим восьмерки штурмовиков .Ил—-2*. На подходе к цели само лет был подбит зенитной артилле рией, в результате чего загорел ся. Тов. Кагунмн горящую маши ну направил на транспорт про тивника и таранил его. Транспорт водоизмещением 5 тысяч тонн по тонул. Сам тов. Китуннн погиб смертью храбрых, проявив муже ство и героизм. За успешные и дерзкие дейст вия на коммуникациях противни ка, приведшие к уничтожению его кораблей и транспортов и прояв ленные при этом мужество и ге- роизм—достоин представления к высшей награде—званию Героя Советского Союз* (посмертно). апитан Катунин был не цтолько замечательным воздушным бойцом, ис тинным офицером морской авиации, но и прекрасным пар тийным руководителем. Не смотря на большую нагруз ку по службе, он ежеднев но находил время для то го, чтобы побеседовать с тем или иным коммунистом, помочь ому 'в работе. Когда капита'н Катунин вновь пришел в наше 'подразделе- ■ниэ, он обратил внимание на то. что 'у отдельных летчиков и техников .в связи с (продолжи тельной учебой несколько ослабло внимание к поддержа нию ВЫСОКОЙ 'ГОТОВНОСТИ к бою. Он сразу же решил по этому ■вопросу обратиться к коммуни стам. — Члены и кандидаты BKJI(-6) —это опора командира,—заявил Катунин на партийном собра нии. — Они 'в бею, в .учебе, в дисциплине должны быть при мером. Долг коммунистов — постоянно поддерживать бое вое стремление, боевой дух личного состава, ѵбыть самим примерам высокой товносги боевой го- Слова капитана Катушша крепко запали в сердца комму нистов. В последующих воэ- душ'ных сражениях личный со став подразделения отлично показал себя, а коммунисты в бою были впереди. Будучи парторгом, тов. Кату нин проводил большую «ОСШІ тательную работу. Он прииди пюально. по-па'ртпйному кисту нал против нарушителей пора.. ка и дисциплины. ~ ОфнцорынсоммуШсш, ■ говорил Катунин на одном да партийны* собраний, —овяяа- ны быть образцом днециоли иы. Мы доллены больше рабо- тать но воспитанию своих под чиненных, требуя от них при любых обстоятельствах нести службу в соответствии с на ставлениями к уставами. В свободньге от боевой рабо ты минуты парторг всегда на ходился среди личного состава подразделения, Совмещая в'се бе "сеірты отличного воина и чуткого (партийного руководи теля, ка'иитан Катунин снискал заслуженное уважение в на шем подразделнин Старший лейтйн&нт > Н. ПЕЙСАХОВИЧ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz