Североморский лётчик. 1944, апрель.
ішь этих людей крепко пожми им Х о з я е в а г ор ужия Г де-то очень далеко от на- * ішіх берегов, над чужи- волнами II фиордами пропо тел торпедоносец. Летчик, урман, стрелок-радист емот. т вокруг, отыскивая немец- о корабли. Вспомните, как 'кал 'Францев танкер в по- еднем полете в районе ост- за Арней. как долго плыли д плоскостями самолета чгу- ынные, холодные воды. Но а<рдеец Фраінце» нашел вpa ir потопил его. Вспомните, 'как семь раз саг чет Г зікиі Советского Союза рогова настигал немецкие да,-и как все мы радовались >победам. Вспомните ужо отошедшие в горию дни, когда вылетал в рвый боевой рейс Иван Яков, вич Гарбуз, кай наносили ж смертоносные удары по агу Киселев, Баштырков, Ма. ревич и Островский... 2се' они били врага насмерть рподой. I ни одна торпеда не подве- : Каждая дошла до цели, в кое бы -время года ни на«о- ли 'торпедоносцы удар. Ше- азначная цифра — 397.300 — _>значае>т тоннаж потоплен- ~:х торпедоносцами кораблей. Гак бьют торпеды, приготов- ные торнад и стами-г вардей- іми Беошапкиным, Раковым и •СКВЙНЫМ. ГМнего .раз летчики говорили спасибо. И нельзя іне благо? рить этих неутомимых тру- шков. Они прибыли на Се; р вместе с пионерами тор- ід о н о с н О й авиации и с тех ір всегда :на посту. Каждый [тчик знает: приготовленные :и торпеды не откажут/ Г не-, верил в приготовленное -рпедистами оружие и смелее Чч сквозь двойное кольцо ог- только бы прорваться к анспортаіі,. ..а торпеда- схюе. ло сделает! ,ІГ Гнетов не шбея: транспорт пошел на Q. Североморская тщліеда •смертельна для врага всег да. Она заставила немцев во дить караваны по ночам, 'укрываться в фиордах, засло няться огневыми завесами, красться под’берегами. Она за ставила немцев с ужасом гово рить о море, в котором ждет их гибель, и 'назвать е'го «морем смерти». У хозяев грозного оружия — трудная служба. Бесшапкин рассказывает: «В январе мы часто работали ■круглые сутки. (Наряду с под готовкой боевых тор’пед, нам “приходилось готовить и учеб но-практические для непрекра. шаемых тренировок экипажей. В темные ночи, когда іни зги не видать, торпедисты копоши, лись с фонариками под само летами, а порой умудрялись производить те или иные ра боты даже наощупь. Но каждая новая победа летчиков снима ла с нас усталость». ■ Иногда, как рассказывает тот же Бесш&гікнн, летчики уно сили на торпедах кусочжи при мерзшей к металлу -кожи с ла доней торпедистов. Но игакто из них не видел, как' торпеда бьет по івраже- екйм кораблям. JB очерке «Торпедисты», опу- 'блйковайном-'в нашей газете в I феврале, приведен (рассказ. А. I Ракова, только один раз наблю- ! давшего взрыв тдрпеды. «Я увидел огромный столб воды, взметнувшийся над крутым беретом, — рассказывает Ра ков. — Высота скалы, в кото- ірую направил торпеду капи тан Гарбуз, была не мс.нэе 100. метров, а водяной столб под нялся над скалой по меньшей мере .на. 50 меліров». Это происходило -на учениях, в дни зарождения торпедонос ной авиации <на Севере. И ото был единственный случай, ког. да торпедисты' видели, как действует приготовленное ими оружие. Но они знали всегда, что оно не отказало: об этом говорили летчики, возвратив шие<ся с победой. Гвардии капитан4 Калинин так говорит о торпедистах: ь ... «Секрет отличной работы этих людей состоит раньше всего в их высокой дисципли нированности, в сознательном выполнении воинско'го долга. А где дисциплина, там и побе да». — Топите фашистов, това рищи летчики, — говорят тор педисты. — Наши торпеды не подведут! - - НА СНИМКЕ: тт. Бесшапкин, Раков и Москвин. Какая погода на маршруте?. г | ад толовой чистое безоб- лачное небо. В заливе — ■лный штиль. Кажется, можно окойно взлететь и итти на вы- лнение задания. Но дует хо диый северный ветер. Где-то . его ледяных крыльях мчат ^желые снеговые облака. Они ' висают над свинцовой водой, ижимаясь почти к самым ебням тяжелых волн. Откуда идет непогода и ку- направлен ее йуть? Взгляните на метеорологи- скую карту—вы увидите са- , можно ли лететь и когда енно можно, в каком месте над морем—яснее небо и в ка,- ком—туман или облачность. Откуда взялись на этой кар те- многочисленные значки, причудливые узоры линий и цифры? Старшие сержанты Пятиго- рец и Николаев выходят к сво им приборам. Сейчас подни мется шар-пилот. Секундомер отсчитает скорость его под’ема. Метеанаблюдат&ли проследят направление полета легкого .резинового шара до тех пор. пока о.н не скроется из поля зреіщія. Все интересует Пятигорца и Николаева: количество осад ков, температура воздуха, ско рость и направление ветра у земли; облачность, высота (солнца. Короткие записи в установленных, графах, сверка данных других метеостанций— и на синоптической карте по являются значки, линии, циф ры. Летчикам сообщают кратко: на маршруте погода такая-то, над целью—такая-то. Когда можно дать добро на «вылет по' погоде, и Пяти горец и Николаев по-настоящему ра дуются: значит, боевые маши ны найдут цель и нанесут еще один удар по немцам. Оба ме- тьонаблюдатэля бцли бы очень счастливы вычеркнуть из свое го обихода очень частые слова на Севере: «Погода нелетная». Они хотели бы. сделать со лет ной всегда.. К сожалению, это пока еще не в их власти! Идет война—и с первого ее дня метеояаблюдатели жи вут и работают для того, чтобы ответить летчикам всего на два вопроса: — Какая пагода над целью; — Какая погода на марш руте? НА СНИМНАХ: слева т. Пя- тнгореці справа — т. Нико лаев. ВЕРОЙ И ПРАВДОЙ /М еханнк самолета старши- на Бахатов ІКетпис.—,ка- аах.Далеко за Иртышем его ро дина: дом, родители, родные по ля. Там он провел незабывае мые годы юности. Жетпи'с мно го наслышался о безрадостном прошлом своего народа и, сравнивая эту жизнь со своей под советским солнцем, он твердо решил стать бойцом, защитником своей Родины. Он .поступил в авиа- ■техническое •училище. Прово жая. сына в до- (рогу. отец нака зал: Смотри, сы нок, не опозорь наш род. Служи •верой и правдой В первые дни /войны Бахатов прибыл в сафо новский полк. Ему дали бое- jBofi* 'истреби тель —лобастый <«И-16». іНа нем інстал работать. •Летал на этой машине, нынѳГе рой Советского Союза Ковален- , ко, веселый украинец. Жар- <кие тогда были дни. Работал ' Бахатов на своем «ястррбке» сутками, спал ‘урывками, прямо под пло скостью машины. Пересидит в щели или под той же плоско стью бомбежку .и опять—за ра боту. Очень трудно было. Но как было радосхн. 0 . когда лет чики возвращались из боя с 'победой.' ‘ И /Кетпкс Бахажге. вспоминая наказ отца, работал еще старательней. Его машина не ' имела отказов, • все бой щкуцл», цо. м д о гігх доредлтках 'побывала, «о всегда готова к взлету. На ней летчики сбили 7 фашистских машин, is чем была немалая заслуга эе неутомимого механика. • Сейчас Баха тов вместе с мо тористом Петра ковым любовно и старательно готовят к боевым вылетам самс- ле т-ра з ^дчи к іДавно ,уже ко личество обслу женных боевых вылетов перева лило за 300. Мно. то пота пролито. -‘.МНОГО сил поло- окено для того. ..чтобы лсѵгчикп *не имели ника !ких обид на ме хаников. — Хочу, чтобы х>бо ’ мно худо не сказали,—го ворит Жетігис. Седой казах Бахатов может •гордиться своим сыном: он сл у жит верой и правдой. За успеш. пое обеспечение боевой работы летчиков и проявленные при этом выдержку, хладнокровие, самоотверженность Жетпис на. гражден орденом Красной Звезды." И в бой проводит, и с победой встретит I тартер Колотыгин взмах- ^ пул флажком. Самолеты один за другим пошли на взлет. Долго еще слышен, рокот моторов. Долго клубится над вс-летным полемснежная пыль Долго провожает теплым взгля дом своих друзей стартер Ко лотыгин. Он от души желает летчикам боевой удачи. — Летите на врага, крыла тые мстители!—шепчут губы бойца.—И возвращайтесь все. Обязательно все. И с победой. Третий год на этом месте несет вахту Колотыгин. Неиз менно появляется он со своими флажками задол го до взлета. Он ■провожал наши самолеты в пер- щый бой. Он чіровожал про славленного ге роя Бориса Са фонова и его питомцев. Он давал старт всем североморцам, слава о которых гремит ныне по всей стране. Он проводит и тебя, товарищ, так же тепло «и сердечно и так. же. пожелает тебе удачи. — Какое счастье, говорит Колотыгин, —. встречать побе дителей. А я встречаю нх раньше всех! Сколько пережи то за эти три года волнений и тревог. И сколько было радо сти, 'когдаі мои дорогие летчи ки прилетали с победой. Я бу ду ка своем месте, пока не добьки* последнего фрица. Я провожу летчиков в последний бой' с' того же’ .аэродрома, с того же места, откуда про&о- ....... — жал в первый. И я же первым •встречу их с по следней' побе- ! !дой. первым ус-, j уіы-шу: «Врат } уничтожен^. Ра- і ди этого можно жалеть! (■АЯ' V Фото в номере Михеева, текст — / .Трапана.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz