Североморский лётчик. 1944, апрель.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК апреля 104Іг., Л» 9G( Техник—это командир == Старший тежнин-лейтенапт М. Папырии Н едавно среди . техниче ского состава нашей части произошел очень интересный разговор. Начал его один техник. . —Вот к уже восемь лет в ави. зцшг, — сказал он. — а дальше механика самолета не ушел. Но почему так получается, ни он, ни кто-либо другой ни чего убедительного не сказал. Этот разговор натолкнул ме ня на то, чтобы выступить в газете. Я не берусь полностью разбирать вопрос, затронутый в споре. -Я хочу изложить свое мнение и надеюсь, что другие техники дополнят; меня, а если потребуется—исправят. Говоря о перспективах роста лого или яного техника, нужно прежде всего поставить перед ним вопрос: кем он является — только специалистом или тех- ником-офицером в полном смы сле этого слова? Этот .во прос некоторым п о к аж е т с я1 странным, .но. он имеет с у щественное значение. Ави а ционная техника растет с каждым днем. Если в первые дни войны мы. готовили к боям такие истребители, как «11-153», ■ И-15», «И-16», то теперь «Як-9», а в ряде- мест «Аэро- кобры» ѵ другую импортную матчасть. В связи с ростом техники усложняется и ее- яксплоатация, Это требует от технического состава глубоких знаний и большого опыта. Мо жет ли человек, получивший когда-то образование - и не повышающий свой специаль ный и общий кругозор, грамот ке эксплоатировать новую, глу. боко им неизученную матери альную часть? Ясно, что нет. Отсюда все и вытекает: и рост его по служб? и рост в звании. Такой техник, получив новые самолеты, осмотрит их, у зн ает детали, части, где, когда л к а кую гайку подвэрнуть и «а атом успокоится. Что кового в ■действии от дельных агрегатов самолета? К-акиз особенности имеет мо. тор? Эт;: г-:- лросы его интересу ют пос толысу-поскольку. Полу чив когда-то специальное об разованно дли научившись от. кого-то эксплоатировать ныне устаревшие марки самолетов, он я? старается больше учить ся, не перенимает опыт- старших товарищей. Он заявляет обыч но: «Наше дело отвернуть, за вернуть ла маслом заправить». Конечно, такого механика воль, но или невольно мастеровым назовешь, и он дальше механи ка самолета не уйдет. В нашей части служит т е х ник-лейтенант' т. Логвинов. В авиации он 1і лет, но и до сих пор работает механиком маши ны. 3’ него были все возмож ности для роста.---Однако Л о г винов сам не стремится к з н а ниям. Когда-то он изучил устаревшие марки самолетов и теперь стремится работать только на них. Техник—это офицер, имею-, щий специальное образование : и обслуживающий сложную ‘ авиационную технику. К нему предъявляются -требования не только как к специалисту , но и как к руководителю, коман диру. Новатор, офицер, постоянно повышающий свои знания — вот кто прежде всего техник. Таких оф.ицеров-техников в н а шей части немало. Техник- лейтенант т. Калашников в н а чале войны работал на «■И-153», затем постепенно п е реходил на «И-16», «Харри- кейіг», «Як-1» и «Як-9». К а л аш ников вырос до техника звена. Он требователен к подчинен ным и к себе. Занятия , кото рые проводит техник -лей т е нант Калашников, содержа тельны и интересны. Иногда можно слышать среди техников разговоры: «На д е й ствующем. аэродроме нет вр е мени для учебы*. Ссылки на «условия войны» приводят к тому, что о тд ельны е тех н ики прекращают читать техниче скую литературу, к занятиям относятся. сп у с т я рукава. «Главное ѵ- практика», д о бавляют они. Слов нет, по вседневная работа является Хорошей школой, но она не может заменить теоретического и зучения материальной части. «Незнание еще не позор, а нежелание . зн ания—позор». — гласит поговорка. Вот.э то н е желание знаний, имеющееся у отдельных офицеров-техинков. превращает их в узких спе циалистов, «верхушечников», I людей, умеющих, грубо говоря, " «завинтить, да отвинтить». «Я все изучал и по десять раз чи тать одно и то же нечего», — заявля ет такой техник, когда ему предлагают почитать ин струкцию или Наставление. «Повтореньѳ—мать ученья». — гласит русская мудрость. Но я не за- такое повторенье, как у нас иногда бывает. Собирает ся технический состав и начи нается монотонная читка от- дельных статей Наставления, а I на другой день повторяется то •лее самое. От таких занятий I толку мало. Почему, например. .детально не и зучаются \ нас и научно не ан али зируются отдельные неполадки? Всякий случай неисправности м а т ери альной части нужно разбирать, как говорят, по горячим с л е дам, вскрывая нарушения На с т а в л е ни я . Некоторые- Техники говорят,- что по специфике работы т р у д но завоевать офицеру-техшіку авторитет. «Весь-день вместе с сержантами и рядовыми на линейке и почти олдо и то же .д е ло и сполня ешь—-кокой же может быть авторитет?». Я д е р жусь иного мнения: авторитет офицера-технинэ эазисит от него самого. Если он высоко несет свое звание офицера — ав тори т ет его непререкаем . В нашем подра зделении служит техник звена т. Особливый. Он хороший специалист, но егс недостатком я в л я е т с я то. что каждую работу д е л а е т сам. Вместо того, чтобы поручить ремонт сержанту-'механику — хозяину самолета — и затем проверить. Особливый лично берется за нее. Ясно, что так он т ер я е т свой авторитет. Т е хни к—это офицер. Он обя зан быть куль турным хозяином машины, хорошо знающим сложную материальную часть. Технику д аны большие права. Использовать их, быть спешта- листом-офицером. а не м а с т е ровым—р а з в е это нё дело к аж дого авиационного техника? Штурма+і-разведчии младший лейтенант В. Манарм Ь м ё е сорока раз он вылетал ‘на разведку коммуникаций баз и военных ебе*тев проти вника. і I Фото И. Михеева,. А. Письменный Путь к совершенству В жизни ка я;лого летчика первый бой — событие' исключительной в аж ности. Первый бс-й — проба сил. Он зачастую определяет дальнейшую судьбу пилота. Он может вселить уверенность и может4 разочаровать, может вдохновить на подвиг и может на длительное время лишить пилота решительности. Первый бой Василий Зайцев выиграл блестяше. С товарищем он встретил немцев над линией фронта. Это были два «Мессершмитта-, п а трулировавшие над передним краем на высоте двух тысяч метров. В воздухе собиралась гроза, густо клубились облака. Зайцев прошел вперед, по дал команду развернуться и вместе с ведомым вошел в об- БЫСТРО И ТОЧНО Они обеспечивают надежную радиосвязь Б ольше- года краснофло тец Щелкунов служит радистом на Фронтовом аэродроме. Работает одновре менно за радиста и электро механика. Во время боевых вылетов Щелкунов держит по стоянную связь с экипажами самолетов, передает нм все- приказания. Недавно после одного воз- т н о г о боя шел на посадку иез выпущенных шасси наш истребитель. Щелкунов полу чил приказание срочно сооб щить По радио пилоту о неис- г.равности самолета. Секунды ; ешали участь летчика- и бое вой машины. В-о-время узнав о случившемся, летчик не р а с терялся — он сделал несколь- -.0 фигур высшего пилотажа, в процессе которых были выпу шены шасси. Летчик нормаль но произвел посадку. Хорошо работает и радио станция, где сержант Бурлаков. Она обеспечивает надежную связь командования со всеми пунктами и экипажами самоле тов. Радиограммы здесь прини маются и передаются исключи тельно быстро и бэз искаже ний. менить у передатчика блокиро вочный конденсатор. Он со стоит из ,шести отдельных д е талей, а на ращш имелось з а пасных только три. Тогда р а дисты разобрали повреждѳн- ный конденсатор и нашли, что отрицательные пластинки в порядке. Из них смонтировали три конденсатора и, об’едпнпв с запасными, сделали новый. Повреждение было исправлено. Рация продолжала действо вать. Много трудностей для свя зи стов- создают заполярные гатор. мы и снегопады. Сильный ве тер рвет телефонные провода, метели засыпают снегом места повреждений. Только упорство связиста и готовность его при любых условиях выполнить задание поддерживают в таких случаях надежную с е я з ь . Особенно хорошо действует в таких условиях сержант В :~ж- лнвцев. Самоет ве рж снко■:■ ть связие-тов опенена командованием. Луч шие работники отмечены пра вительственным»! натрадами. Сержанты Шевченко и Веж ли в- цев награждены медалью За боевые заслуги>. М а ш и н ы в г о т о в н о с т и Над входом на командный пункт нашей эскадрильи выведе ны слова, обращенные к техни кам: .Если, ты желаешь, чтобы лет чик победил врага—вложи свои силы в постоянную готовность боевых машин”. На машине № 33 потоплено восемь транспортов, и летчики между собой издавна называли ее .краснознаменной”. Я горжусь тем, что все время обслуживал эту м*Шину. Делом моей гвардей ской чести было содержать ее Однажды потребовалось з а -постоянной готовности č вылету Сейчас нош Гвардеискнй полк стал Краснознаменным, Этим он обязан' героизму и мастерству его замечательных летчиков. Мы же, технический состав, испыты ваем глубокое удовлетворение в сознании того, что помогали и помогаем героям одерживать их славньге ;:обеды, Боевые машины к полету гото вы. Новые победы одержат ка них летчики Гвардейского Крас нознаменного полка. Гвардим старший техник лійтѳнант С ИЛЬИН л я ко с запада. Немцы не заме тили маневра. Они продолжали барражировать над своим р ай оном. Зайцев помахал крыльями: в атаку! И самолеты выскочили из облака. Атака ока з алас ь для немцев неожиданной. Зайцев сра зу подбил одного. Второй «Месс ер- шмитг» поспешил на помощь, но его оттеснил ведомый. В а силий атаковал немца вторич но и поджег. «Мессер» задымил и потянул к лесу. Василий ви дел, как он вр е з ал с я в гущу деревьев. Облачко черного ды ма в злетело над вершинами, и все кончилось. Второго немца тем временем и след простыл. Он убрался на спою сторону. Зайцев покачал крыльями, командуя итти д о мой. Но ведомый приблизился и показал своим самолетом: вбли зи переднего края заходили на посадку J3 «Хейн шел ей». Их, видимо, и прикрывали «Мес- сершмитты». С высоты двух тысяч метров советские летчики ринулись вниз. «Хейншели», оставшиеся без прикрытия, заметались, всывая о помощи. Зенитная артиллерия немцев открыла огонь, но почти тотчас замол чала: велик был риск поразить свои машины. Василий Зайцев давно знал в т-еории одни прием. Он форму лировался так: сбей ведущего, потом становись в хвост и р у би! Сейчас можно было испро бовать этот прием на практике. Василий бросил свою машину вперед. За ним последовали товарищи. Упал передний «Хейншель», з ав алил ся вто рой... Одного за другим совет ские летчики сбили пять «Хейншедей». Остальные в р а с сыпную пустились наутек. Зайцев пел. возвращаясь до мой. Он чувствовал непоколе бимую уверенность в своих силах. Успех в бою зависит от него самого, вот что он чув ствовал теперь впервые. Нужно драться расчетливо, умело, умно, и победа будет обеспе чена. Осенью 1941 г. командование наградило Василия Зайцева первым орденом. Награжу совпало с моментом, когда чик 'записал на свой счет стой сбитый самолет прети ка Это был хороший счет- того времени, но Зайцев, нимая орден, поклялся (сильнее громить врага, рс- -его счет вырос до, д ти сбитых немецких с летов. потом до пятнадцат когда пятнадцатый свайі ка землю, Василий, вер шись на аэродром, узнал вость: правительство ісгоило ему высокое - зв; Героя Советского Союза, Все же Василий Зайцм переставал пополнять зьания и повышать летное стерство. Попрежнему он і дил в боях новый материа?. совершенствования. Он наі cfi превосходно использс солнце и облачность дл* скировки или для прикр; при выходе из атаки. Оі вей л, что постоянных так: ских приемов не должно с ствовать в летном деле ! учился видоизменять так ведения воздушного боя. т-ивник старается не вое «Лавочкиным» лобового поэтому Зайцев взял за п] ло навязывать противник: бовой бой. Враг стар? спровоцировать советского чкка- на открытие огня с ' т о й дистанции—поэтому ’. сбивайся, удерживайся во бы то ни -стало, но раньше ■мени не открывай огонь. Каждый бой приносил 1 лню Зайцеву новый мат* для размышления. Из кая боя он извлекал полезный Он учился побеждать и і ' случае, если противник^ восходил его силами. Он 1 ся побеждать, когда на * были боеприпасы. Он у* побеждать всегда, в любо ложении. И достиг в это пеха, За. два с лишним года в Василий Зайцев произвел т е трехсот двадцати бс вылетов. Двадцать восемь мецких самолетов с-бил •это время. Правительств( рично наградило его зва Героя Советского Союза,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz