Североморский лётчик. 1944, апрель.

с е в е ром о рс к и й л е т ч и к апреля ] 944 г.. \» п- . sSš' > ' ' у -CS2Y.: ВЫВОДЫ СДЕЛАНЫ ) в Дбкабря 1943 года .е ч<Североморском летчика» была & опубликована ртатья ка питана Т у л ь с ко го «При кры ­ вать или драться? . А в т а р кри ти ко вал истребителей т. У,майско го за то, что они плохо при крывали ударн ую авиацию. По вопросам, з а т р о н у ты м s статье, йа с траницах га га ты вы с т у п и л и штурмови ки, торпедоносцы, истребите ­ ли, которые поддержали ;Капи твна Т ул ь с ко го , По материалам газеты в части было проведено пар тий ­ ное собрание с докладом командира : «Сопровождение удар ­ ной авиации». По этому же вопросу проводились собраіния партийно го и кЬмісомольсного актива, на ко торы х п р и с у т ­ ствовали ле тчи ки -ш турмови ки . Они с большевистской пр я ­ мотой вс крыли недостатки истребителей сопровождения. Еще- ранее вы с тупа я на пар тийном активе потребителей, знатный ш турмови к тов. Котов заявил: — Недостатков в пр и кры т и и у вас очень много. Главное: нет принципиальной ответственности за выполнение постав­ ленной задачи. Встретившись с «Мгссершмиттами» или Ф о к н е -В ульфами». вы ввязываетесь в бой, совершенно за­ бывая о своих подшефных самолетах. Слаба у івас и радио- диоциплкНа. На днях меня при крывал комм ун и с т иапи тан I онтарь. Могу авторитетно заявить: неплохо прикрывал. В чем был секрет его успеха? Во взаимодействии, в том, что капитан Гонтарь построил само сопровождение не по стан ­ дарту. Учтя метеорологические условия, особенности марш ­ рута , он так расставил своих ведомых, что ни один немец не смог проріваться к «Ильюшиным». В завершение по инициа тиве истребителей был прове­ ден вечер встречи со ш турмовиками и несколько совмест­ ных разборов боевых операций, на которых главный упор делался на качеотво при кры тия . ВЬя эта работа принесла свои плоды. За три с полови­ ной месяца летчики истребительной части совершили немало боевых вылетов на сопровождение «Ильюшиных». Ш т у р м о в и ­ ки, прикрываемые истребителями, потопили свыше 10 фа­ ш и с тс ки х кораблей, у н и ч т о ж и л и неснольмо враже ских само­ летов на земле, .нанесли ряд ударов по батареям, портам и базам противьЖкэ. Отбивая атаки врага от ударной авиации, потребители сбили 17 враже ских самолетов. За все это время ш турмови ки от немецких истребите­ лей потерь не иміели. Сегодня мы помещаем материалы , хара ктеризующие боевую работу на п р и кры ти и истребителей Н-скбй части. Документы, говорящие сами за себя - „За о т л і і ч я о з в ы ­ полнение опера­ ции по прикрытию штурмовой авиа­ ций об яв.іяю бла­ годарность' всему летному ’ составу, участвовавшему в ней. Персонально капитану Мали­ новскому, лейте­ нанту Лэітнну, лей­ тенанту Кужан’ову, младшему лейте­ нанту Дмптрику, младшему лейте­ нанту Разуваеву*'. И з приказа команду- = = = = = = — ♦ ющего Воеммо-Воз- дуіаными Силами парного флота. І.е- „Сегодня можно сказать, что.летчи­ ки. штурмовики никаких претензий к истребителям не имеют. Между штурмовиками и истребителями в боевой работе пол-^ ный контакт, в жизни—настоящая Дружба". Из выс­ тупления т. Мнхай- лова на собрании и с­ требителей 30 м арта 1944. года. * / „Штурмовики са­ мого северного аэродрома правого фланга Отечест­ венной воины бла­ годарят истреби­ телей подразделе­ ния Куренок за отличноотработан­ ное прикрытие". Телеграмма штурмо­ виков командованию части. „За отличное при­ крытие штурмови­ ков, наносивших удар по конвою противника, объяв­ ляю' благодарность всем истребите­ лям, участвовав­ шим в операции*. Из приказа команди­ ра части ш ту р м о ви ­ ков от 17 марта 1944 го д а. Прикрывали и дрались Умелое взаимодействие ДД. вс-сершмитты», вылетев . .на. отсечку наших самоле­ тов, встретили их щд середине пути. Вначале немцев было 8, зат&м подошло ещ е 4. Внизу бушевало море. Четверка- се- вером ор ски х истребителей , прикрывая тройку «Ильюши­ ных», приняла, неравный бой. Штурмовики стали ходить на взаимно пересекающихся курсах, а истребители, р а з д е ­ лившись попарно, отбивать вражеские атаки . Немцы меняли тактику, хитрили, стар али сь прорвать ­ ся к «Илам» силой, но наши л е т ч и к и .. взаимно помогая друг другу, срывали все в р а ­ жеские намерения. Одному фашисту удалось было про­ рваться к штурмовику на очень близкое расстояние. Враг был уже у хвоста «Ильюшина». Летчик-штурмо­ вик, т. Суровов заметил про­ тивника и ре зко .рв анул ма­ шину в сторону. Однако не­ мец продолжал обстрел ,-под ­ правляя свой самолет. Это увидел истребитель Зимин. ■ — Держись, иду на- пог мощь! —.передал он своему другу. . Лротивнйк был отогнан. ■В другой раз «стодевятый» зашел в хвост штурмовику того' же младшего л ей тен ан ­ та-Суровова. Летчик, манев­ рируя, подвел «Мессерш-мит- та», увлеченного атакой, под пушки летчика -штурмовика Васина й этим оторвал про­ тивника от хвоста своей ма- шины,- Истребите-лп так построили свою тактику, что «іілы»- не' оставались .без прикрытия. Если одна пара отбивала а т а ­ ку врага, дру гая находилась около штурмовиков и сл е ­ дила за первой. Взаимная выручка, пр а ­ вильная ор г ани з ац ия при- - крытия помогли нашим ле-т- - чик^м выиграть бой и приве­ сти всех штурмовиков на ■аэродром. Над .караваном противника. Гравюра на линолеуме Б. Крылова. рв аться в штурмовикам, но каждый раз, ко гда пара «Ме- 109» шла в атаку, ее встречал органи зованный отсекающий огонь наших истребителей. — Спокойно. В р а г а а т а ­ кую!—то д дело слышался го ­ лос Нужин а. «Илы», сбросив по каравану бомбы, повредив транспорт водоизмещением 8.000 тонн, а также потопив сторожевой корабль врага, змейками с т а ­ ли отходить о т цели. Теперь атаки рд з’яренных неудачей врагов сл едов а ­ ли уже со всех сторон. Од­ нако чем нахальнее лезли немцы, тем см елее д ей ствова ­ ли североморцы. Когда один «Ме-109», и спол ь зу я превос­ ходство в высоте, прорвался к «Илам», на него обрушился старший лейтенант Иужин. Короткой атакой он сразил врага. . За Нужиным сбили каждый ' по «Мессершмитту» ещ е четыре наших летчика. Почти s до самого нашего аэродрома немцы не прекра­ щали своих атак, но причи ­ нить потерь штурмовикам им так и не удалось. — Отлично действовали истребители. Вокруг нас за время всего полета было на-, дежноо кольцо,—сказал в е ­ дущий штурмовиков, давая оценку действиям летчиков сопровождения. - В надежном кольце г * ад караваном неприяте­ ля в д в а яруса висело до 10 «Ме-109» н несколько «ФВ- 190». Навстречу нашим с амо ­ летам шла восьмерка «Мес­ сершмиттов». — Ударной группе выйти вперед, скомандовал веду ­ щий штурмовиков. — В атаку! — незамедли ­ тельно передал по радио истребитель старший лейте­ нант Нужин. Самолеты оторвались и связали боэм «.стодевятьіх». Маневрируя, •••Ильюшины» шли строго к цели. Разбив ­ шись по парам, немецкие летчики применили тактику клещей. Пытаясь распылить наши силы, они на большой скорости стремились про- РАД ЗА СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ В ста тье «Истребитель при ­ крытия отвечает за успех удара и за жизнь штурмови­ ка», помещенной в г а зе те «Североморский летчик» 25 декабря 1943 года, я писал о недостатках истребителей Н-ской части, сопровождаю­ щих штурмовиков. За минувшее с тех пор время истребители, прикры­ вая «-Ильюшиных», добились заметных успехов. Очень о т ­ раден тот факт, что истреби­ тели главной задачей ставят защиту подшефных самоле­ тов и вс е гд а очень ровност- но разбирают в се бои, делая главный упор на то, как при­ крывали. Сегодня, кроме бла годарно ­ сти, нашим истребителям и сказать ничего не могу. Капи тан И. НАТУНИН . НАШИ ДРУЗЬЯ И ЗАЩИТНИКИ Мы живем на одном аэро­ дроме и в одних землянках з летчиками-истребителями. Между нами искренняя бое­ вая дружба. Она скрепляется повседневными боями. Ш ту р ­ мовики довольны сопровож­ дением. После каждого выле­ та мы благодарим своих з а ­ щитников от ' «Фокке-Вуль- фов» й «Мессершмиттов»’. Напитан А. СИНИЦЫН . Удар приняли на себя К о е запас на наших са т а г уЖе кончался j шел. Надо было отвлечь< девятых» и дать возможв «Ильюшиным» уйти ня , дрем. Имитируя п Й истребители Лапин и з> вышли из боя. Неоасил д л я врага Лапин сд свечку и отсек наседаі н а прикрываемые само «Мессершмиттов». Те го ушли вверх. «Илы», пр маясь к воде, а затем-ме руяоь фоном сопок, с-кры от немецких самолетов чался воздушный бой і наших истребителей с семью вражескими. Здесь проявились все ные качества лейтенант; пина. Надо было удер; немцев,.не дать им уйти : тоню за штурмовиками, й ко держались Лапин.и Зі в паре. Они то свечкой дили- вверх, то стремите, падали вниз. Немцы, в что им никто не угроз разбились по одному и е атаковать со всех сторон Отвлекая на себя о восьмерки «Ме-ЮЭ», н истребители дали воз? ность «гИльюшиным» бл получно вернуться до Машины Лапина и Зи.\ были повреждены,, но с з ад ачу летчики выполі до конца. Хитрость врага не удалась 1 1 1 турмовикн прорва * сквозь зенитный. < /фашистских кораблей оаі ния и, атаковав караван, топили 'тральщик противі и .транспорт водоизмещеи в 6 тысяч тонн. Истреби: отбили все атаки - «Мес шмиттов» л теперь, манеі руя, сопровождали «Илью кых» на свой аэродром. JJ «Мз-109», отбившись от с-і группы, стала подкрадыв ся к нашим самолетам, г і і ы рассчитывали на то, нм удастся поймать как нибудь зазевавшегося со 'ского штурмовика. *а тактику неприятель прі мает не впервые. Но хитрі вр а г а -н е удалась. — Вижу «лева ниже, с: ле-ты противника, —пэр* по радио истребитель м. пгий лейтенаінт Васильиеі — Атакуй, я прикрою,- ветил ему лейтенант и бак. Васильцев, сделав Раз®° спикировал на веді ns «Мессершмнтта». У ДаР внезапным. Немец пере нѵлся .и, об’ятый огнем. Н! т е л вниз. Ведомый и с т р те ль противника, заид хвост самолета ВасильЦ; хотел атаковать его, не; отсечен лейтенантом ш. і Больше враги .не показь лись. СОВЕРШЕНСТВУЙТЕ ПРИКРЫТИЕ Нет слов, истребители Н-ской части до­ бились немалых успехов в сопровождении штурмовиков. Но эти успехи мо гут быть зна­ чительно большими. Товарищи истребители! Совершеніствуйте сопровождение, не успокаивайтесь на до- ати гнутом . Если сегодня вы прикрывали хо­ роша.- завтра прикрывайте еще лучше. К аж ­ д у ю операцию старайтегсь разрабатывать по- ношаму. Своевременно разгадывая уловки .врага, противопоставляйте ему свои, более ooeeptLudHHbie тантические приемы. Помните слдаа «Наставления по во здушном у бою 1943 года»: «О трыв истребителем от.солр Даемой г р у п п ы и оставление ®в оез пр тия считать ПозЙРІом и невыполнение во|го задания». Умело и наотойчиво защ те от немецной авиации гтодшефные са, Все чаще и чаще штурмовики рят вас за хорошее прикрытие. Доо же того, чтобы каждый раз, B03®*LпѵХг задания, re, кого вы защищали в благодарностью говорили: — Спасибо, боевые .друзья. Вы прей йопровождаля нас сегодня.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz