Североморский лётчик. 1944, апрель.
Легчив-и-стребитель старший лейтенант Ф. Самарк-ов. ♦ ♦ СПАСИБО J A M, ДРУЗЬЯ! С егодня мы, торпедонос цы, испытываем двойную радость: и за успехи наше го полка и за наших сдав й; ных летчиков-истребителей. Каждая наша боевая побе- да является также побе- і:дой истребителей, которые бесстрашно и умело прикры- . вают нас, расчищая путь к фашистским караванам. Вспоминаю день 3 марта. Группа торпедоносцев, ве домая капитаном Шабано вым, вылетела в море для атаки немецкого конвоя. Нас прикрывали истреби тели под командованием ка питана Рассадкина. Я был ведомым в паре гвардии . лейтенанта Мартьянова. А | чуть позади шли истребите- ; ли тт. Власов, Цибизов и j Васин—их вел мастер со- і ..провождения Владимир Бур- ! матов. ; Это вселяло в нас бод- ! рость и уверенность. Легко ! идешь в атаку, когда ви дишь, что рядом свои „яст ребки". Мы знали, что Рас- задкин, Бурматов и их то варищи нас в обиду не да- хуі- Так оно и было. ,, Над целью кружили ера- кеские іістребители. Перед гем, как - лечь на боевой ..type, на нашу пару в лобо- »ую атаку пошли два „Ме да". Мы прижались ниже, •с самой воде, и тем дали возможность истребителям . уступить с немцами в бой. старший лейтенант Бурма- ой сразу подал команду: .. у —„Мессера1 слева! !,■ Наши „ястребки" смело іабросились на немцев. Пос- е первой схватки северо- юрцам удалось сбить один Ме-109". Мы успешно про- звелн торпедную атаку, в езультате которой потопк- и крупный вражеский 1 занспорт. Позднее нашими стребителями был сбит горой „мессер*. На выходе из атаки мой імолет оказался позади других. Но Бурматоа, заме- ' ів это, сообщал осталь- лм торпедоносцам, а сам :е время висел надо мной, >ка я не пристроилея к італьньім машинам. Вернувшись из полета, я ' души благодарил истре- ітелей прикрытия и мне >телось им сказать: —Спасибо вам, наши до- згие друзья! u Гвардии лейтенант Е, ФРАНЦЕв. З то было в первые дни вой ны. К городу К. прорыва лась немецкие бомбарди ровщики. Навстречу иМ вылетела группа „И-Іб", ведомая старшим лейтенантом Денисовым. Завязал ся ожесточенный воздушный бой. во время которого летчики Дени сов а Воронин сбили по, одному немецкому самолету. В эти же дни тов. Фомин сбил фашистско го аса, награжденного тремя .же лезными крестами”. Так был от крыт боевой счет побед. Вскоре наша часть стала нести боевую вахту по охране колыбе ли революции — города Ленина. Защищая Ленинград от налетов немецкой авиации, сопровождая бомбардировщики, часть соверши ла свыше 350 боевых вылетов и не понесла ни одной потери. Но самые напряженные бон, в которых возмужали н закалились летчики, происходили здесь, в Заполярьн. В июле 1942 года стар ший лейтенант Воинов, сбросив на скалы „Me-109“, открыл счет побед на Севере Вслед за ним счет увеличили тт. Панин, Чиликов, Филиппов и другие. Все помнят, какие ожесточен ные бон разыгрались в небе За полярья летом 1942 года. Севе роморцы совершали по 4—5 вы летов в день, отражая налеты вра жеской авиации. В этих боях по крыл себя неувядаемой славой летчик лейтенант Чнлнков. С чет веркой друзей он вступил в не равный бой с 16 „Ме-109“ и сбил один истребитель врага. Когда у него кончился боезапас, он тара ном сбросил н-з землю второй не мецкий самолет. Ожесточенные бон продолжа лись с иеослабеваемым напряже нием. В них попрежнему отлича лись летчики Панин. Рассадкин и другие. 1943 год явился для нас пере ломным. Получив опыт ведения воздушных бое», летный состав показал высокое боевое мастер ство. Мы стали выполнять функ ции истребителей дальнего дейст вия. Насколько знаменателен этот год для нашей части, говорят итоговые цифры. Часть сбила в 1943 году 112 немецких самолетов,, ■Поополковник I . Кубареа, майор Г. Мещеряков „Под крылышком Павла Алексее вича Панина я всегда спокоен за а зеего на ее счету более 150 сбитых самолетов противника. Благодаря успешному сопровож дению самолетов ударной авиации за то же время потоплено 19 транспортов н 9 военных кораб лей. Повреждено 11 транспортов, 3 танкера и 2 сторожевых катера. Летчики, которых водили в бон тт. Харламов, Попов, Рассадкин, Бурматоз и другие, стали хозяе вами неба. В жарких боях полк впитывал в себя славные сафоновские тра диции наступательного бои. Так, а одном из боев группа Харла мова сбила пять „Мессершмнт- гов“, не потеряв ни одной своей машины. За два боя группа истребителей, ведомая майором Паниным, одержала восемь побед. За июнь и июль прошлого года было сбито 54 вражеских само лета: Харламов сбил 7, Рассадкин —5, Бурматов—4, Самарков— 3 и т. д. Почти во все боевые операции истребителей водил любимец час ти, прославленный летчик Павел Панин. Воюя не числом, а умени ем, он в любую минуту был го тов пойти на подвиг и самопо жертвование ради жизни товари щей. Торпедоносец гвардии капи тан Адинсков как-то говорил: Герой Советского Союза майор П. Панин, судьбу торпедоносцев и успех моей атаки*. Лично командир сбил сечь фашистских самолетов. За отвагу и геройство, проявлен ные в боях, ему присвоено высо кое звание Героя Советского Союза. Майор Панин воспитал целую плеяду летчиков—мастеров со провождения, впитавших в себя лучшие боевые качества северо морских асов. Воспитанники героя —молодые пилоты Бурматов, Гор бачев и другие стали грозой фа шистов. За один год Владимир Бурматов прошел путь от крас нофлотца до офицера, от пилота- ученика до штурмана части. Три боевых ордена украшают его грудь. Навеки прославил свое имя бесстрашный сталинский сокол лейтенант Горбачев, сумевший даже своей смертью уничтожить десятки немецких солдат. В нашей части довел свой лич ный счет до 16 сбитых вражеских самолетов Герой Советского Сою за капитан Адопкин. Молодые истребители Смирнов, Цибизов, Зайцев и другие совер шенствовали свое воинское ма стерство, учились воевать и побе ждать иод руководством Пани на. С тех пор образ героя неизгла димо остался в их памяти. Бое вые традиции Панина, Харламова, Чиликова, Горбачева всегда бу дут среди нас. Когда мы узнали, что советское правительство, высоко оценив боевые заслуги части, наградило полк орденом Красного Знамени, первая наша мысль, первые наши слова были о наших героях-па- нинцах. Их боевая слава, их кровь алеет на нашем революционном красном знамени. В этот радостный для нас день мы клянемся перед Родиной, кля немся перед партией и товарищем Сталиным, перед светлыми обра зами погибших героев, что мы не поррамим их бессмертных имен. Немецких захватчиков и их прислужников — вон с советской земли! Закон наших летчиков Капитан П. Рассадкин mJT огда я пришел в подразделение, нас, Д^молодых летчиков, принял кайор Панин. Оглядев теплым, немного прищуренным взглядом, он сказал: —Значит и сопровождать торпедоносцев бу дете. Дело зто серьезное, летать придется в от крытое море, далеко от своих баз. Я вначале был немного недоволен. Ско рей всего это объяснялось слабым представле нием о той работе, котарую придется проводить. Истребитель предназначен для боя, — думал я ,— Ему нужен простор в небе, а при сопровожде нии все движения будут связаны, к тому же, честно признаться, хотелось сбивать побольше вражеских самолетов. Первые боевые вылеты были не без ошноок. Бывали случаи неорганизованности и несогласо ванности с торпедоносцами. Сопровождение тор педоносцев па выполнение заданий явля лось для меня делом новым, не изученным. Посте пенно, вылет за вылетом, нащупывал я такти ку прикрытия,—этого трудного вида боевой ра боты истребителей. Постоянные бои над морем на малой высоте с превосходящими силами вра га при стесненном манеаре и удалении от своих аэродромов и территории закаляли летчиков ча сти. Заметно росли и выделялись мастера при крытия. Герой Советского Союза майор Панин, капитан Харламов, награжденный за умелое со провождение орденом Александра Невского и двумя орденами Красного Знамени, старшин лейтенант Бурматоз и д р у г и е вырабатывали свои методы взаимодействия с подшефными самолета ми и настойчиво проводили их в жизнь. Крепла наша дружба с летчикэми-торледо- носцами. Их победы становились нашими побе дами, их неудачи—нашими неудачами. Когда торпедоносцы возвращались на аэродром с тра- диционаым победным салютом, истребители виде ли в этом и свою долю. Говоря о величии друж бы, нельзя еще раз не вспомнить случай, когда знатный гор іедоносец гвардии капитан Остров ский, вернувшись с задания, со слезами благо дарности на глазах произнес: „Дайте мие майо ра Панина. Я расцелую его. Панин вместе с лет чиками спас нашу жизнь". В процессе боев складывались у нас и свои традиция —любой ценой не допускать врага до торпедоносцев. Комсорг подразделения истреби тель Простаков в каждом вылете дрался честно и самоотверженно. Когда превосходящий в силах противник пытался прорваться к торпедоносцам, он бросился на их выручку и, свалив одного из немцев в море, рискуя своей жизнью, отсек ос тальных. Особенна сильно между истребителями дол жно быть выработано чувство взаимной выруч ки. .Если вражеские истребители собьют моего ведущего,—говорил в свое время любимец на шей часш летчик Сосншіский,—значит, какой я буду ведомый? В одном из боев, используя численный пере вес своих сил, фашисты отсекли от Сосновского ведущего и сбили его. Увидев это, Сосноаскнн передал по радио: „За гибель командира,—полу чайте гады“. Вначале один, а вслед за ним и другой „Мэ-10Э\ подожженные пулями этого молодого патриота Родины, упали в морг. Сопровождая торпедоносцев, истребители добились немалые успехов. Небо на а вра жескими водами Баренцева моря — теперь наше небо. Мысли у всех нас едины, стремление од но: каждый раз, возвратись с задания, рапорто вать командованию: „Торпедоносцы от фашист ских самолетов потерь не имели*, Техник звена старший гехнна-лейічнчінг В Ллотнтгхоь ХОЗЯЕВА САМОЛЕТОВ П о б е ды , добытые летчика- И 1 миН-ского подразделе- ! ния, — результаты самосл- верженного труда техниче- ij ского состава.’ j Истребитель Рассадкин,! например, с любовью и j! уважением произносит имя I механика своего самолета ; старшего сержанта Царе- j городцева. Более 10 вра- ]| жеских машин сбил капитан і I на своем „ястребке0, про- || и ведя на нем много воздуш- і] jj ных боев. Но ни разу са- j I молет не подводил летчика: jj і| машина всегда была безот- • і| казна, послушна в управ- |і нлении. ■I Любовно и тщательно j обслуживает боевую маши ну летчика Бурматова ме ханик старший сержант Лопатин: 16 немецких само- і летов сбили на ней истре бители подразделения. В этих успехах огромная за слуга механика. Ничто, ни какой, даже мельчайший дефект не ускользнет от !; пытливых глаз Лопатина, j; Он всегда все видит • псё г обнаружит и исправит. Быстро и аысокоь.сііесі- і; вешю готовит самолеты к вылету и старший сержант Киселев. Он любит свой 0ясч- ; ; ребок*. стгвлшй для него и || родным, заботливо ухажива- ; ет за ним, бережет его. То же можно сказать о механике Мотеве, моторис- ;і тах Борисове и Жукове, |і о мастере по кислородному ;І оборудованию Смирнове, Р отличающемся исключи- р тельным трудолюбием. Все !; они с чувством высокой - j ответственности относятся |( к порученному делу, своим !| трудом обеспечивают побе- jl ду летчикам. Работой механиков и млад- F шнх спецнаінстоз умело ;■ руководят старшие техники |: ! подразделений тт. Плотик- !; !і ков в Климов, На самоле- j; І тах. обслуживаемых техсо- j " ставом эінж звеньез, летчики ; совершили до 900 боевых |? вылетов. 17 *|>аа<ескнх ма- |! шнн сбили воздушные бой цы на самолетах, подготов- ij ленных подчиненными стар шего техник - лейтенанта Плотникова. ij Подразделение, о котором jj идет речь, лучшее в части, : к его победами по праву и гордятся техники и механики !| —хозяева боевых иашнн. К. СЕРОВ. СЕВЕРО-ЮРГКИЛ ЛЕТЧП U
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz