Североморский лётчик. 1944, апрель.

Легчив-и-стребитель старший лейтенант Ф. Самарк-ов. ♦ ♦ СПАСИБО J A M, ДРУЗЬЯ! С егодня мы, торпедонос­ цы, испытываем двойную радость: и за успехи наше­ го полка и за наших сдав­ й; ных летчиков-истребителей. Каждая наша боевая побе- да является также побе- і:дой истребителей, которые бесстрашно и умело прикры- . вают нас, расчищая путь к фашистским караванам. Вспоминаю день 3 марта. Группа торпедоносцев, ве­ домая капитаном Шабано­ вым, вылетела в море для атаки немецкого конвоя. Нас прикрывали истреби­ тели под командованием ка­ питана Рассадкина. Я был ведомым в паре гвардии . лейтенанта Мартьянова. А | чуть позади шли истребите- ; ли тт. Власов, Цибизов и j Васин—их вел мастер со- і ..провождения Владимир Бур- ! матов. ; Это вселяло в нас бод- ! рость и уверенность. Легко ! идешь в атаку, когда ви­ дишь, что рядом свои „яст­ ребки". Мы знали, что Рас- задкин, Бурматов и их то­ варищи нас в обиду не да- хуі- Так оно и было. ,, Над целью кружили ера- кеские іістребители. Перед гем, как - лечь на боевой ..type, на нашу пару в лобо- »ую атаку пошли два „Ме­ да". Мы прижались ниже, •с самой воде, и тем дали возможность истребителям . уступить с немцами в бой. старший лейтенант Бурма- ой сразу подал команду: .. у —„Мессера1 слева! !,■ Наши „ястребки" смело іабросились на немцев. Пос- е первой схватки северо- юрцам удалось сбить один Ме-109". Мы успешно про- звелн торпедную атаку, в езультате которой потопк- и крупный вражеский 1 занспорт. Позднее нашими стребителями был сбит горой „мессер*. На выходе из атаки мой імолет оказался позади других. Но Бурматоа, заме- ' ів это, сообщал осталь- лм торпедоносцам, а сам :е время висел надо мной, >ка я не пристроилея к італьньім машинам. Вернувшись из полета, я ' души благодарил истре- ітелей прикрытия и мне >телось им сказать: —Спасибо вам, наши до- згие друзья! u Гвардии лейтенант Е, ФРАНЦЕв. З то было в первые дни вой­ ны. К городу К. прорыва­ лась немецкие бомбарди­ ровщики. Навстречу иМ вылетела группа „И-Іб", ведомая старшим лейтенантом Денисовым. Завязал­ ся ожесточенный воздушный бой. во время которого летчики Дени­ сов а Воронин сбили по, одному немецкому самолету. В эти же дни тов. Фомин сбил фашистско­ го аса, награжденного тремя .же ­ лезными крестами”. Так был от­ крыт боевой счет побед. Вскоре наша часть стала нести боевую вахту по охране колыбе­ ли революции — города Ленина. Защищая Ленинград от налетов немецкой авиации, сопровождая бомбардировщики, часть соверши­ ла свыше 350 боевых вылетов и не понесла ни одной потери. Но самые напряженные бон, в которых возмужали н закалились летчики, происходили здесь, в Заполярьн. В июле 1942 года стар­ ший лейтенант Воинов, сбросив на скалы „Me-109“, открыл счет побед на Севере Вслед за ним счет увеличили тт. Панин, Чиликов, Филиппов и другие. Все помнят, какие ожесточен­ ные бон разыгрались в небе За­ полярья летом 1942 года. Севе­ роморцы совершали по 4—5 вы­ летов в день, отражая налеты вра­ жеской авиации. В этих боях по­ крыл себя неувядаемой славой летчик лейтенант Чнлнков. С чет­ веркой друзей он вступил в не­ равный бой с 16 „Ме-109“ и сбил один истребитель врага. Когда у него кончился боезапас, он тара­ ном сбросил н-з землю второй не­ мецкий самолет. Ожесточенные бон продолжа­ лись с иеослабеваемым напряже­ нием. В них попрежнему отлича­ лись летчики Панин. Рассадкин и другие. 1943 год явился для нас пере­ ломным. Получив опыт ведения воздушных бое», летный состав показал высокое боевое мастер­ ство. Мы стали выполнять функ­ ции истребителей дальнего дейст­ вия. Насколько знаменателен этот год для нашей части, говорят итоговые цифры. Часть сбила в 1943 году 112 немецких самолетов,, ■Поополковник I . Кубареа, майор Г. Мещеряков „Под крылышком Павла Алексее­ вича Панина я всегда спокоен за а зеего на ее счету более 150 сбитых самолетов противника. Благодаря успешному сопровож­ дению самолетов ударной авиации за то же время потоплено 19 транспортов н 9 военных кораб­ лей. Повреждено 11 транспортов, 3 танкера и 2 сторожевых катера. Летчики, которых водили в бон тт. Харламов, Попов, Рассадкин, Бурматоз и другие, стали хозяе­ вами неба. В жарких боях полк впитывал в себя славные сафоновские тра­ диции наступательного бои. Так, а одном из боев группа Харла­ мова сбила пять „Мессершмнт- гов“, не потеряв ни одной своей машины. За два боя группа истребителей, ведомая майором Паниным, одержала восемь побед. За июнь и июль прошлого года было сбито 54 вражеских само­ лета: Харламов сбил 7, Рассадкин —5, Бурматов—4, Самарков— 3 и т. д. Почти во все боевые операции истребителей водил любимец час­ ти, прославленный летчик Павел Панин. Воюя не числом, а умени­ ем, он в любую минуту был го­ тов пойти на подвиг и самопо­ жертвование ради жизни товари­ щей. Торпедоносец гвардии капи­ тан Адинсков как-то говорил: Герой Советского Союза майор П. Панин, судьбу торпедоносцев и успех моей атаки*. Лично командир сбил сечь фашистских самолетов. За отвагу и геройство, проявлен­ ные в боях, ему присвоено высо­ кое звание Героя Советского Союза. Майор Панин воспитал целую плеяду летчиков—мастеров со­ провождения, впитавших в себя лучшие боевые качества северо­ морских асов. Воспитанники героя —молодые пилоты Бурматов, Гор­ бачев и другие стали грозой фа­ шистов. За один год Владимир Бурматов прошел путь от крас­ нофлотца до офицера, от пилота- ученика до штурмана части. Три боевых ордена украшают его грудь. Навеки прославил свое имя бесстрашный сталинский сокол лейтенант Горбачев, сумевший даже своей смертью уничтожить десятки немецких солдат. В нашей части довел свой лич­ ный счет до 16 сбитых вражеских самолетов Герой Советского Сою­ за капитан Адопкин. Молодые истребители Смирнов, Цибизов, Зайцев и другие совер­ шенствовали свое воинское ма­ стерство, учились воевать и побе­ ждать иод руководством Пани­ на. С тех пор образ героя неизгла­ димо остался в их памяти. Бое­ вые традиции Панина, Харламова, Чиликова, Горбачева всегда бу­ дут среди нас. Когда мы узнали, что советское правительство, высоко оценив боевые заслуги части, наградило полк орденом Красного Знамени, первая наша мысль, первые наши слова были о наших героях-па- нинцах. Их боевая слава, их кровь алеет на нашем революционном красном знамени. В этот радостный для нас день мы клянемся перед Родиной, кля­ немся перед партией и товарищем Сталиным, перед светлыми обра­ зами погибших героев, что мы не поррамим их бессмертных имен. Немецких захватчиков и их прислужников — вон с советской земли! Закон наших летчиков Капитан П. Рассадкин mJT огда я пришел в подразделение, нас, Д^молодых летчиков, принял кайор Панин. Оглядев теплым, немного прищуренным взглядом, он сказал: —Значит и сопровождать торпедоносцев бу­ дете. Дело зто серьезное, летать придется в от­ крытое море, далеко от своих баз. Я вначале был немного недоволен. Ско­ рей всего это объяснялось слабым представле­ нием о той работе, котарую придется проводить. Истребитель предназначен для боя, — думал я ,— Ему нужен простор в небе, а при сопровожде­ нии все движения будут связаны, к тому же, честно признаться, хотелось сбивать побольше вражеских самолетов. Первые боевые вылеты были не без ошноок. Бывали случаи неорганизованности и несогласо­ ванности с торпедоносцами. Сопровождение тор­ педоносцев па выполнение заданий явля­ лось для меня делом новым, не изученным. Посте­ пенно, вылет за вылетом, нащупывал я такти­ ку прикрытия,—этого трудного вида боевой ра­ боты истребителей. Постоянные бои над морем на малой высоте с превосходящими силами вра­ га при стесненном манеаре и удалении от своих аэродромов и территории закаляли летчиков ча­ сти. Заметно росли и выделялись мастера при­ крытия. Герой Советского Союза майор Панин, капитан Харламов, награжденный за умелое со­ провождение орденом Александра Невского и двумя орденами Красного Знамени, старшин лейтенант Бурматоз и д р у г и е вырабатывали свои методы взаимодействия с подшефными самолета­ ми и настойчиво проводили их в жизнь. Крепла наша дружба с летчикэми-торледо- носцами. Их победы становились нашими побе­ дами, их неудачи—нашими неудачами. Когда торпедоносцы возвращались на аэродром с тра- диционаым победным салютом, истребители виде­ ли в этом и свою долю. Говоря о величии друж­ бы, нельзя еще раз не вспомнить случай, когда знатный гор іедоносец гвардии капитан Остров­ ский, вернувшись с задания, со слезами благо­ дарности на глазах произнес: „Дайте мие майо­ ра Панина. Я расцелую его. Панин вместе с лет­ чиками спас нашу жизнь". В процессе боев складывались у нас и свои традиция —любой ценой не допускать врага до торпедоносцев. Комсорг подразделения истреби­ тель Простаков в каждом вылете дрался честно и самоотверженно. Когда превосходящий в силах противник пытался прорваться к торпедоносцам, он бросился на их выручку и, свалив одного из немцев в море, рискуя своей жизнью, отсек ос­ тальных. Особенна сильно между истребителями дол­ жно быть выработано чувство взаимной выруч­ ки. .Если вражеские истребители собьют моего ведущего,—говорил в свое время любимец на­ шей часш летчик Сосншіский,—значит, какой я буду ведомый? В одном из боев, используя численный пере­ вес своих сил, фашисты отсекли от Сосновского ведущего и сбили его. Увидев это, Сосноаскнн передал по радио: „За гибель командира,—полу­ чайте гады“. Вначале один, а вслед за ним и другой „Мэ-10Э\ подожженные пулями этого молодого патриота Родины, упали в морг. Сопровождая торпедоносцев, истребители добились немалые успехов. Небо на а вра­ жескими водами Баренцева моря — теперь наше небо. Мысли у всех нас едины, стремление од­ но: каждый раз, возвратись с задания, рапорто­ вать командованию: „Торпедоносцы от фашист­ ских самолетов потерь не имели*, Техник звена старший гехнна-лейічнчінг В Ллотнтгхоь ХОЗЯЕВА САМОЛЕТОВ П о б е ды , добытые летчика- И 1 миН-ского подразделе- ! ния, — результаты самосл- верженного труда техниче- ij ского состава.’ j Истребитель Рассадкин,! например, с любовью и j! уважением произносит имя I механика своего самолета ; старшего сержанта Царе- j городцева. Более 10 вра- ]| жеских машин сбил капитан і I на своем „ястребке0, про- || и ведя на нем много воздуш- і] jj ных боев. Но ни разу са- j I молет не подводил летчика: jj і| машина всегда была безот- • і| казна, послушна в управ- |і нлении. ■I Любовно и тщательно j обслуживает боевую маши­ ну летчика Бурматова ме­ ханик старший сержант Лопатин: 16 немецких само- і летов сбили на ней истре­ бители подразделения. В этих успехах огромная за­ слуга механика. Ничто, ни­ какой, даже мельчайший дефект не ускользнет от !; пытливых глаз Лопатина, j; Он всегда все видит • псё г обнаружит и исправит. Быстро и аысокоь.сііесі- і; вешю готовит самолеты к вылету и старший сержант Киселев. Он любит свой 0ясч- ; ; ребок*. стгвлшй для него и || родным, заботливо ухажива- ; ет за ним, бережет его. То же можно сказать о механике Мотеве, моторис- ;і тах Борисове и Жукове, |і о мастере по кислородному ;І оборудованию Смирнове, Р отличающемся исключи- р тельным трудолюбием. Все !; они с чувством высокой - j ответственности относятся |( к порученному делу, своим !| трудом обеспечивают побе- jl ду летчикам. Работой механиков и млад- F шнх спецнаінстоз умело ;■ руководят старшие техники |: ! подразделений тт. Плотик- !; !і ков в Климов, На самоле- j; І тах. обслуживаемых техсо- j " ставом эінж звеньез, летчики ; совершили до 900 боевых |? вылетов. 17 *|>аа<ескнх ма- |! шнн сбили воздушные бой­ цы на самолетах, подготов- ij ленных подчиненными стар­ шего техник - лейтенанта Плотникова. ij Подразделение, о котором jj идет речь, лучшее в части, : к его победами по праву и гордятся техники и механики !| —хозяева боевых иашнн. К. СЕРОВ. СЕВЕРО-ЮРГКИЛ ЛЕТЧП U

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz