Североморский лётчик. 1944, апрель.

Гвардейская молодежь Гвардии старший лейтенант В. т ш ш Мастер торпедных ударов гвардии лейтенант Е, Фран- цав. В чиеле потопленных им кояаблей—две неприятель­ ских подводных лодки. Р ано утром да команд­ ном пункте собрались молодые летчики. Са­ мому старшему из них 22 года. Все они в прошлом слесари, токари или учащиеся средней школы, а сейчас летчи­ ки-истребители гвардейской ч а с ти .- Кухливский, Харькевич, Пи­ лю®, Заподовников — разные люди, разные характеры. Но их роднят одни общие чувства — любовь к Родине, ненависть к врагу. Их связывает в друж ­ ную боевую семью жажда боя, стремление к совершенству, чувство долга, романтика и опасности профессии. Еше в авиашколе они слыша­ ли о прославленных летчиках Севера. Сафонов, Сгибнев, Ор­ лов—их идеал. О мастерстве героев воздушного боя можно •,е только мечтать, но к нему надо стремиться. Так они и де­ лают. Им повезло с самого начала. Больше года тому назад они получили назначение в сафо­ новскую часть. Сгибнев н Ор­ лов были первыми их настав­ никами. Летчики-сафоновцы старались нм привить тради­ ции гвардейцев. Год учебы в части но прошел даром. Были ошибки и разоча­ рования. но все это осталось Летчики-черноморцы в боях за Крым Генерал-майор авиации Л . Пурпик Н емало ярких страниц і вписали летчики-чор- номорцы в летопись сражений за. крымскую зем­ лю,- О высокой оценке дей­ ствий черноморской авиации красноречиво говорит теле­ грамма, полученная от армей­ ского командования в первые дни боев зв. Крым. В ней было сказано: «Передайте летному ееотаву ВВС Черномо^сного Флота, поддерживавшему нас » вою за восточный берег Нрым- .еиого полуострова* спасибо от п&хоты нашей армии. Летчики ойдэалк нам очень большую помощь в отражении 87 контр­ атак противника с танками, ке- т&рые противник предпринял в течение двух дней...». Только за первые три дня Ооев за Крым летчики-черно­ морцы сбили 17' и подбили 7 вражеских самолетов, уничто­ жили 23 танка, 53 автомашины, У прожекторов. За последующи© 4 дня имщ было сбито еще- 20 немецких -самолетов. Многочи­ сленны? воздушные бои эа Крым говорят о высоком на­ ступательном духе и непре­ рывно возрастающем боевом мастеретвй наших летчиков. В один из недавних дней немцы бросили крупные силы авиации, для удара по нашим переправам и войскам. В воз­ дух были подняты летчики-ист­ ребители части Героев Совет­ ского Союза. Авдеева и Алек­ сеева. Над Керченским полу­ островом и проливом разгоре­ лось ожесточенное сражение. -■± воздушных -боя провели в зтот день наши летчики, в ре­ зультате которых немцы поте­ ряли ;9 самолетов. В боях за Крым особенно отличились летчики 6 гвардейского полка, удостоенного высокой прави­ тельственной наградой — ор­ деном Красное Знамя. Так же мужественно я умело < ражаюгея с врагом и летчики истребители Героя Советского союза Денисова. Сокрушитель­ ные удары по засевшим в Кры­ му немцам наносят гвардей­ цы-штурмовики Героя Совет­ ского Союза Челнокова, С большим мастерством и от­ вагой воюют пикировщики Ге­ роя Советского Союза Корзуно- ва. Каждую бомбу в цель—та­ ков их девиз. Ошеломляя про­ тивника внезапностью.славные пикировщики точными бомбо­ выми ударами топят немецкие суда, в портах И в море. Настой­ чиво режут вражеские комму- ник ации гв ардейцы-тори ело- ноецы. В боевой работе пикировщи­ ков и бомбардировщиков хоро­ шо помогают наши морские разведчики. Немало вражеских караванов разгромлено благо­ даря их бдительности и зорко­ сти. Неся большие потери на море, немцы пытались широко использовать для перевозок свою транспортную авиацию. Но и воздушные коммуникации врага непрерывно находятся под ударами черноморских лет. чиков. Ни изменение маршру­ тов полета, ни усиленное при­ крытие, ни дополнительное /во­ оружение, устанавливаемое на тра непортны х самолета х—ни - что не спасает фашистов. Не считаясь с численным превос ходством противника, черно­ морцы смело атакуют и беспо­ щадно уничтожают неприятель, скиѳ самолеты. Целая группа летчиков, наи­ более отличившихся в боях за Крым, удостоена высокого зва­ ния Героя Советского Союза. Дмитрием Стариковым, Евге­ нием Лобановым, Алексеем Клюшкиным, Борисом Волово- довым и другими отважными воинами заслуженно гордится весь наш Военно-Морской Флот. Наша крылатая молодежь учится мужеству и геро­ изму у опытных, закаленных в боях воинов и. преумножает славные боевые традиции чер­ номорской авиации. С гордостью говорят у нас па флоте о молодом воздушном стрелке Спартаке Суздальцеве. В одном из первых боевых вы­ летов он проявил Исключитель­ ное мужество и самообладание. Когда осколком вражеского •"на­ ряда были перебиты тягл ру­ ля глубины штурмовики, триж­ ды раненый стрелок руками взялся за концы тросов п огром­ ным напряжением.силы и воли помог летчику благополучно довести самолет до своего аэ­ родрома. С особой силой проявилось мастерство н отвага наших лет. чиков в наступательных боях, развернувшихся на -Керченском полуострове, приведших к про­ рыву сильно укрепленной обо­ роны противника к овладению городом и крепостью Керчь. Своими отличными боевыми действиями летчики-черномор- цы заслужили благодарность Верховного Главнокомандую­ щего Марша ла Советского Сою­ за товарища Сталина.. Вооду­ шевленные высокой похвалой великого вождя, черноморские соколы непрерывно усиливают слои удары по врагу, чтобы помочь Красной Армии. позади. Теперь каждый имеет по отличному современному самолету и хорошо ого пило­ тирует. Спокойный Кухливский хладнокровно держит себя в воздухе. Хорошо овладел тех­ никой и летает с большим лсе- ланнем Харькевич. Болес. 7 ты­ сяч километров налетал за по­ следние месяцы Заподовников. Полеты в сложных метеороло­ гических условиях дали ему хорошую закалку. У каждого из молодых веду­ щим ходит опытный летчик, не раз успешно встречавшийся с врагом. Он за себя постоит и товарища в -обиду не даст. Он учит умению атаковать и сбить противника. Жизнь на передовом азродро. ме, повышенная боевая готов­ ность, частые вылеты по боевой тревоге заставили молодых летчиков сосредоточиться, быть в постоянной готовности к бою, лучше, живее воспринимать со­ веты бывалых воздушных вои­ нов. Отдельные дни напряжены до предела. Вот один из характер ных. С КП взвилась ракета. Через полмииуты по полю уже мчались две машины. В воздух ушла пара истребителей. Ве­ домым в ней был Харькевич. Через несколько минут—вторая ракета, и в воздух на перехват неприятельского разведчика вышел я с ГІилюсом. Вскоре мы были над вражеской террито­ рией. Немецкий разведчик, по­ лучив от своих постов сведе­ ния о проходе наших истреби­ телей, сразу же с линии фронта повернул обратно. Он был хо­ рошо камуфлирован и ушел уже далеко на. свою террито­ рию, когда я его обнаружил. Каждый такой полет—наука для молодых. Гешаю проверить осмотрительность ведомого. — Видишь разведчика? — спрашиваю у Пнлюса. — Вижу. Впереди внизу идет. Вдоль берега. Белый. Немецкий самолет «ФВ-189» потянул нас на свои зенитные точки и шел на аэродром. З е ­ нитки открыли стрельбу. Д у ­ маю: заметил ли ведомый и слышу голос: — Справа разрывы. Выкрутились из-под обстре­ ла. «ФВ-189» упорно идет по зенитным точкам и тянет- на Щ Максимович .-г-г-—-. свой аэродром. Его ото*,, четыре <гМосее ршмтітта» п следовать врага дальше' я f бессмысленно. Принимаю^ Эту лей изучала а нами жив» иіснив итти обратно, несть молодежь карте. Но перед карта. Веду по важнейшт об ектам противника, ѵкааьГ^ и называл их. Время' £ 2 щаться. Поворачиваем 3 ? Незадолго до нас, в ы п ш ! ; задание, приземлилась Пяг в которой ходил Харькевич Такие полеты интереелм поучительны для молодого лм ника. Незаметно он приобрел все новые и новые я2 приучается держаться пол л нем и уходить из-под зенотл го обстрела, знакомится с ‘т жеской территорией, прявнка* к мысли о встрече с противш ком и о воздушном бое, котом теперь не явится для него т с-жиданностью. В этот день мы соверши много вылетов, держа под щ пряжением и отвлекая дстоі бительную -авиацию противю ка от важных немецких об’« тов, чем и воспользовались дд нанесения удара другие груі пы нашей авиации. Несмотр •■а то, что день был утошпе.д ный, летчики после выпола кия боевых заданий ходили я учебные стрельбы. Результат стрельбы по щитам были торг шими. В свободное от боевой раооті время молодые летчики заіц маются теоретической поди товкой, тактическим разборе операций, читают книги, газ< ты или беседуют. Два раза молодые летчик выходили далеко на сонро-вож дение торпедоносцев. Находя л е с ь под яростным зенит-ны! огнем противника. Вели се-б прекрасно в тактическом отис шенйи, грамотно выполняя ма не-вр. Видно, как люди расту па глазах. Задача на сопровом. дение была выполнена успея по, за что получили благодар несть от -командования. Так растут и крепнут моло дые кадры гвардии, перенима опыт, воспитываясь на традн цкях Сафонова, Сгнбнева, Ор лова и других славных гвар дейце-в. Летная молодежь ч&сті гвардии не уронит. Н-СКИЙ АЭРОДРОМ. Они готовят победу И 550 БОЕВЫХ ВЫЛЕТОВ ОБСЛУЖИЛИ ТЕХНИКИ. ГВАРДЕЙЦЫ КОЛО СОВ И МОРОЗОВ. х самолеты стоят ря ­ дом. И когда легкие ма­ шины взвиваются в не­ ба, техники Копосов и Морозов провожают теплым взглядом удаляющиеся истребители. Летчики владычествуют в воздухе, техник—хозяин само­ лета на земле. Приземляются истребители, и снова техники ошупывают каждую деталь, вы­ слушивают работу мотора, как внимательный врач прослуши­ вает сердце пациента. И вот чу гкое ухо ловит посторонний стук. Начинаются поиски при­ чины и ее устранение. Снова четко работает мотор. Техники удовлетворены. Довольны и командиры экипажей летчики Максимович и Кухливский. О работе техников они говорят: <Образцово содержат мате­ риальную часть. Добросовестно относятся к своему делу. Бес­ перебойно обеспечивают боевую роботу. В любой момент маши­ те готова^. Гвардии техник-лейтенант Александр Копосов десять лет служит в авиационных частях. )Через е го руки прошли десятки машин разных систем с мото­ рами всех мощностей. Это и была сто школа.-Богатый- прак­ тический опыт, подкрепленный самообразованием, дал возмож­ ность мотористу, а затем меха­ нику сдать экзамен на техника, Обслуживаемые им машины со­ вершили более 300 боевых вы­ летов. Летчики Покровский, Абишев, Романов и Максимович с уважением отзываются о его работе. Пилот спокойно* садит­ ся в кабину самолета, подго­ товленного к вылету Колосо­ вым. Он знает, что в воздухе машина не подведет. Успехи техника-лейтенанта Колосова об’ясняются прекрас­ ным знанием материальной ча­ сти, строгим соблюдением пра­ вил эксплоатации. Через каж­ дые десять часов работы ма­ шина должна быть тщательно проверена. Можно не сомне­ ваться, что такой подробный осмотр будет сделан во-время. В процессе эксплоатации^ истребительный самолет часто-1 сильно форсируется, переходит грань нормального режима. Особенно частая смена темпа работы а форсажа ложится на долю мотора, В таких условиях от дельные детали машины бы­ стро изнашиваются и иногда кажется, что они совершенно неожиданно выходят из строя. Это. накладывает особый отпе­ чаток на стиль работы- техни­ ка истребительного самолета. Од должен не только найти ь сменить негодную деталь, но г своевременно предусмотрен.- выход ее из строя из-за сильной нагрузки. На первый взгляд кажется, будто ей еще износу нет, но техник каким-то особым чутьем, основанным на опыте, находит ее, заменяет и тогда Іуверен вполне, что в воздуш­ ное механизмы будут вести се­ бя, как хорошие часы. Это чутье вырабатывается практи­ кой и должно быть у каждоТе техника. Есть оно и у Колосова. Вот почему обслулшваемы-е им самолеты работают безотказно. Гвардии техник-лейтенант Морозов—представитель млад- шего поколения авиаспециали­ стов. Он получил солидную подготовку в технической авиа. школе и, вооруженный теорети­ ческими знаниями, легче пре­ одолел трудности при изучения авиатехники. Он обслужил око­ ло 250 боевых вылетов так успешно, как и Копосов. Оба техника неоднократно получали благодарности от командования, Морозов награж­ ден медалью «За. боевые за­ слуги». Скромные и незаметные тру-, женики войны, они обеспечи­ вают победу летчикам. Н. ЗАХАРОВ, Н-СКИЙ АЭРОДРОМ. -J

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz