Североморский лётчик. 1944, апрель.

ДЕЙСТВИЯ ГРУППЫ БОЯ Некоторые выводы из одного Л е йт е н а нт .1. Л а п и н боевого 0 время одного из ударов фмовинов по крупно- комвок) противника на- истребители, расчищая іьюшиным» путь н цели, и воздушный бой с немец- авиацией. Ниже мы поме- ,м статью ведущего груп- йоя лгйтена^та Л, Лапина іодробностях воздушной атки. ;я прикрытия штурмовиков ѳнанта Шейнина, кроме пы 'непосредственного прп- 'йя, была выделена грун- оя. года была хорошая, ыстре- ли боя шли со стороны ца сзади основной группы іревыше-нием на 600—700 ов. Такая позиция была дна: мы имели хороший [} и достаточную высоту маневра на случай атаки змовиков истребителями ивника. Я шел в центре с мым младшим лейтенантом грик. Младший лейтенант ін находился впереди не- о ниже и прикрывался на- парой. ■подходе к цели четверка 109» неожиданно появи- со стороны суши. Немцы ілись помешать атак© рмовиков, рассчитывая на апность. Первая пара «мес- в» стремилась связать іпу боя, а вторая со сниже- t сзади пошла в атаку на >юшнных» одним с ними ;ом. Один «Me-109» стал за- іть в хвост самолета Зими- Я сообщил летчику по ра- об опасности и пошел к у на помощь. Но тут мой >мый Дмитрик был атако­ ведомым пары «Ме-109», овавшей Зимина. Дмитрик ремя заметил это, со ьжением на крыло в н ­ из зоны обстрела под едкий истребитель и, вы- іяв самолет, расстре- с хвоста проскочивший ісер». Ведущий «Me-109», >тив в хвосте мой самолет, ил атаки и .со снижением л на сушу. Пара «мессе- | , атаковавшая «Илов», по- | 1 в огневые клещи: по j вели огонь истребители j ’средственного прикрытия ! трелки-радисты. «Мессер- і тты», отстав от штурмови- ! боя. «Илы» продолжали атаку Действия четверки «Ме-109» свидетельствовали о желании противника увлечь наши истре. онгели и оголить прикрытие основной группы, а потом а т а ­ ковать ее, Группа боя прекра­ тила преследование ц, набрав высоту, стала прикрывать сбор штурмовиков при выходе из атаки. Отойдя от разгромленного каравана километров 20, пара «Ме-109» сделала еще одну по­ пытку прорваться к штурмови­ кам. Группа боя в Зто время находилась на стороне солнца ьыше штурмовиков на 800 мет­ ров. Я сразу же пошел в атаку с целью отсечь «Ме-109» от «Ильюшиных». Заметив нас, враг пытался уйти, но было поздно. Я начал преследование и, сблизившись на 50 метров прицельным огнем сбил ведо­ мого «мессера». Б это же время младший лейтенант Зимин, на­ ходившийся сзади выше- нас, заметил еще пару «Ме-109», связал ее боем и тем прикрыл нашу атаку, не дав возможно­ сти вражеским истребителям приблизиться к штурмовикам. В последнее время немецкое командование* вводит в бой са­ молеты мелкими группами—по два, четыре. Атаки производят непрерывно, начиная от цели, на протяжении всего маршру­ та отхода. Истребители про­ тивника иду т в атаку охотнее на отставшие самолеты', к цели пытаются подойти скрытно и непрерывными атаками отвле­ кать истребителей прикры­ тия. Противник, кроме того, о р е м н т с я держать в напряже­ нии всех наших истребителей л тем самым создать впечатле­ ние видимого превосходства. Так неприятель действовал и ь этот раз. При подходе к бере­ гу, три «Ме-109» пытались а т а ­ ковать «Илов» со стороны солн­ ца. Однако, заметив группу боя на своем пути, они резким сни­ жением вышли из атаки, ушли на свою сторону. Мы их не пре­ следовали, а продолжали при­ крывать посадку штурмовиков, ! Некоторые выводы: группа боя на всем пути следования держалась выше и сзади ос­ новной группы, сбоку на сторо­ не солнца. Это дало нам воз- вылета неожиданно для немцев. Про­ тивник замечал нас поздно, тогда как группа боя имела хо­ роший обзор и все время дер- ;жала под наблюдением штур­ мовиков. Такое положение обеспечивало нам преимуще­ ство внезапности атак. Ударная группа не увлека­ лась боем с истребителями противника, а предпринимала лишь отдельные атаки, отго­ няя фашистских истребителей от штурмовиков. Это позволило нам надежно прикрыть «Илью­ шиных» и свести на нет все старания гитлеровцев пробить­ ся к штурмовикам. Истребите- ле непосредственного прикры­ тия, ведомые лейтенантом Анучиным, со своей задачей справились хорошо. Они не дали истребителям противника атаковать штурмовиков снизу, заставляя «мессеров» подни­ маться вверх под удар группы боя или уходить бр°юшим по­ летом. Удачный выбор места для атаки, хорошая осмотритель­ ность, отсутствие увлечения излишним преследованием ухо­ дящих из боя истребителей врага и, наконец, согласован­ ность атак группы боя с дей ­ ствием огня группы непосред­ ственного прикрытия и стрел- ков-радистов штурмовиков — обеспечили постоянное при­ крытие «Ильюшиных». Летчик-разведчик младший лейтенант Дж ул а е а , ■ — ~ Фото И. Мыхе&ва = ♦ ♦ = = = Забота о летчике со снижением вышли из >можность производить атаки 6 номеров световой газеты части, где т. Шеварев, не- ,ю начала выходить свето- гааета. На старой кино- re, очищенной от- эмульсии, ;им пером пишутся важные щения; последние изве- і. Затем механик вручную тягивает кино-ленту через об'октив кино-аппарата. Надпи- лкси отчетливо проектируются на экране. В последнее время в световой газете начали осве­ щать работу, учебу и жизнь личного состава. З а месяц выпущено шесть номеров световой газеты. Под вечер в кабинете коман­ дира базы раздаются телефон­ ные звонки. И каждый раз, сни­ мая трубку, командир берет з а ­ писную книжку, чтобы внести очередную заявку на следую­ щий день. А позже, когда утихают теле­ фонные звонки, командир вы­ зывает к себе людей, отвечаю­ щих за определенные участки работы. На коротком совещании он дает им указания, как луч ­ ше и быстрее выполнить з а я в ­ ки. Накануне к пирсу базы при ­ был важный груз. Его необхо­ димо было срочно перебросить на аэродром. Командир возла­ гает э ту задачу на т. Степано­ ва. Тут же на совещании Сте­ панову даются конкретные указания, как лучше организо­ вать доставку груза, как рас ­ пределить людей, транспорт. Перед т. Омельченко командир поставил задачу по заготовке боекомплекта, а тов. Пасукенко он поручил выполнить запросы пекарни и мастерских, т. Воро­ бьеву—обеспечить транспортом. Теперь все было распределе­ но. Люди разошлись по своим местам. Перед тем, как итти на корот. кий отдых, командир базы по­ звонил в часть истребителей. Ему стало известно, что завтра летчикам предстоит выполнять боевое задание. — Зажарить д ве самых боль­ ших камбалы,—передал он р а с ­ поряжение в столовую: коман­ дир знал, что истребители без победы не вернутся, и поэтому решил к завтраку преподнести этот скромный подарок. Тем более, что группа рыбаков н а ­ кануне возвратилась с богатым уловом. Рано начинается рабочий день в авиационной базе. Еще в сумерках в гараж приходят шоферы, заправляют машины, получают наряды. Подразделе­ нием автотранспорта умело р у ­ ководит опытный техник Во­ робьев. Сегодня дорога на аэродром забита снегом после бушевавшей всю ночь пурги. У КРЫМСКИХ ПАРТИЗАН ЗАПИСКИ Гвардии младший лейтенант \В. Щербачепко )РСКОГО ЛЕТЧИКА один из пасмурных дней ппа наших бомбардировщи- под прикрытием истреби- Іей получила задачу уничто­ жь большой караван против­ на, Погода для полета была [.совсем благоприятной. Низ- . > облака серой пеленой на- али над морем, есмотря на густую облая­ ть, наша группа точно вы- на караван вражеских су- Вомбардировщшси сброси- свой груз по цели. Барра- РУя над местом боя, я от­ ливе видел, как запылало Сколько немецких транепор- j. незапно слева от меня лькнул силуэт незнакомого іолега. Сблизившись с ним короткую дистанцию, я уви- 1. что это был немецкий тор- тоносец «До-24». Я ринулся врага. Мы находились в это вмя в зоне наиболее интен­ сивного зенитного огня враже­ ских кораблей. После двух стремительных атак у «До-24» задымился правый мотор. Я решил произвести третью ре­ шительную атаку. На выходе из нес самолет попал под об­ стрел вражеских кораблей: два снаряда разорвались в перед­ ней части фюзеляжа. Отвернув з сторону, я старался опреде­ лить характер повреждений. Больше всего меня интересе, вал мотор. Однако он работал попрежнему ровно, и стрелки приборов не отклонялись от нормальных показаний. Я ста­ рался найти сьои самолеты, но мне это не удалось. Все скры­ лось в облачной дали. Попыт­ ка связаться по радио также оказалась напрасной. Не имея никакого ориентира, я поминутно менял высоту п направление, но, пробивая об­ лачность, видел внизу все те зье медленно катящиеся синие волны. ние итти по одному направле­ нию и через 40 минут увидел 6ере>г. Жадно вглядываясь в его очертания, я на бреющем полете старался распознать, где нахожусь. Чей это берег—наш или з а ­ нятый врагом? Через некото­ рое время я узнал знакомые места южной оконечности Крымского полуострова. Вот и знакомый аэродром. При виде советского самолета с взлет­ ной площадки поднялась пара вражеских истребителей. Я ушел в облагса. Теперь мое ме­ стонахождение было точно оп­ ределено. Внизу мелькали вы­ ступы Крымских гор. Я нахо­ дился далеко от своего аэро­ дрома, почти у самого Сева­ стополя. Глаза не отрывались от стрелки ’электрического бензи- номера. Горючего оставалось немного. Как к биению соб­ ственного сердца, я прислу- Наконец, принял реше- шивал.ся в работе мотора. До­ лететь до своей территории н е ­ возможно. Как быть? И вдруг, точно молния, сверкнула в голове радостная мысль. Я вспомнил январь 1943 года и дружескую встречу о д ­ ного из руководителей крым­ ского партизанского отряда с нами, черноморскими летчика­ ми. Вспомнил но его рассказам о приблизительном расположе­ нии партизан. За первые ме­ сяцы войны мне пришлось исколесить Крым вдоль и по­ перек. Без труда я определил, что нахожусь недалеко от ме­ ста партизанских отрядов. Пролетев бухту, я резко р а з ­ вернулся и повел самолет точ­ но в намеченном направлении и начал искать посадочную площадку. Подо мной р а с с ти ­ лался лес. Мотор резко фыркал от недостатка горючего. Нако­ нец, я увидел чистую полоску серой земли. Раздумывать бы­ ло некогда,—не выпуская ш а с ­ си, я быстро произвел «посад­ ку». Самолет со скрежетом про. і полз несколько метров по зем­ ле и остановился. (ОкэнЦаниё еяедует)л Туда с у тр а н ап р ав л яю т с я вездеходы с боезапасом. На р ассвете летчики п о д н я ­ лись в воздух. Они вели бой е немецкой авиацией, и в с е вер нулись на свой аэродром Истребители выл е зли из кабин собрались в к р у г и р а с с к а зы ­ вают о только что прошедшем ^к>е'- КРУГУ подходит к ом ан ­ дир базьг. Его приветливо в с т р е ­ чают летчики. Он у них частый гость. —Ну, товарищи, се годня я вам привез подарок ,—о б р ад о ­ вал пилотов командир. Все иду т в столовую, р а с с а ­ живаются з а столами. Им до д аю т большие куски свежей отлично зажаренной рыбы. — Есть у меня поросенок, — говорит командир,—Когда в о з ­ вратитесь с большой победой- •звколем и зажарим его. Командир базы зам етил , что у летчика Анучина порваны перчатки. Он з д е с ь же д а л р а с ­ поряжение, чтобы обменяли нч новые. — Когда можно притти на склад? — спросил Анучин — Никогда. До склада далеко. А вам летать надо. Сегодня приедет начальник отделения . У него вы получите новые п е р ­ чатки, а эти сд ади т е в ремонт. Командир базы вместе с н а ­ чальником штаба части обошел все землянки, г д е живут л е т ­ чики и техники. Выяснилось, что кое-где мало топят. Т у т же на месте даю тся у к а з ан и я подвозке уг-ля, дров, В з ем ­ лянке, где живут младшие авиаспециалисты , нет бачка питьевой водой, Командир о т ­ дал распоряжение немедленно заказать в мастерских бачеіГ'- доставить его на аэродром. После обеда, .когда у х у дш а ­ лась погода, командир авпаба оы вместе с летчиками напра вился в баню. Он . проследи: какое выдают летчикам нагель белье, к а к оно постирано. Все мелочи интересуют его, ва все он вмешивается, все дово­ дит до конца. .. Кончается боевой день. В записной книжке командира базы начинаются новые запп си, на с-тарых против каждой строчки стоят «птички». Выпол­ нено все, Д. НИКОЛАЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz