Североморский лётчик. 1944, апрель.
ДЕЙСТВИЯ ГРУППЫ БОЯ Некоторые выводы из одного Л е йт е н а нт .1. Л а п и н боевого 0 время одного из ударов фмовинов по крупно- комвок) противника на- истребители, расчищая іьюшиным» путь н цели, и воздушный бой с немец- авиацией. Ниже мы поме- ,м статью ведущего груп- йоя лгйтена^та Л, Лапина іодробностях воздушной атки. ;я прикрытия штурмовиков ѳнанта Шейнина, кроме пы 'непосредственного прп- 'йя, была выделена грун- оя. года была хорошая, ыстре- ли боя шли со стороны ца сзади основной группы іревыше-нием на 600—700 ов. Такая позиция была дна: мы имели хороший [} и достаточную высоту маневра на случай атаки змовиков истребителями ивника. Я шел в центре с мым младшим лейтенантом грик. Младший лейтенант ін находился впереди не- о ниже и прикрывался на- парой. ■подходе к цели четверка 109» неожиданно появи- со стороны суши. Немцы ілись помешать атак© рмовиков, рассчитывая на апность. Первая пара «мес- в» стремилась связать іпу боя, а вторая со сниже- t сзади пошла в атаку на >юшнных» одним с ними ;ом. Один «Me-109» стал за- іть в хвост самолета Зими- Я сообщил летчику по ра- об опасности и пошел к у на помощь. Но тут мой >мый Дмитрик был атако ведомым пары «Ме-109», овавшей Зимина. Дмитрик ремя заметил это, со ьжением на крыло в н из зоны обстрела под едкий истребитель и, вы- іяв самолет, расстре- с хвоста проскочивший ісер». Ведущий «Me-109», >тив в хвосте мой самолет, ил атаки и .со снижением л на сушу. Пара «мессе- | , атаковавшая «Илов», по- | 1 в огневые клещи: по j вели огонь истребители j ’средственного прикрытия ! трелки-радисты. «Мессер- і тты», отстав от штурмови- ! боя. «Илы» продолжали атаку Действия четверки «Ме-109» свидетельствовали о желании противника увлечь наши истре. онгели и оголить прикрытие основной группы, а потом а т а ковать ее, Группа боя прекра тила преследование ц, набрав высоту, стала прикрывать сбор штурмовиков при выходе из атаки. Отойдя от разгромленного каравана километров 20, пара «Ме-109» сделала еще одну по пытку прорваться к штурмови кам. Группа боя в Зто время находилась на стороне солнца ьыше штурмовиков на 800 мет ров. Я сразу же пошел в атаку с целью отсечь «Ме-109» от «Ильюшиных». Заметив нас, враг пытался уйти, но было поздно. Я начал преследование и, сблизившись на 50 метров прицельным огнем сбил ведо мого «мессера». Б это же время младший лейтенант Зимин, на ходившийся сзади выше- нас, заметил еще пару «Ме-109», связал ее боем и тем прикрыл нашу атаку, не дав возможно сти вражеским истребителям приблизиться к штурмовикам. В последнее время немецкое командование* вводит в бой са молеты мелкими группами—по два, четыре. Атаки производят непрерывно, начиная от цели, на протяжении всего маршру та отхода. Истребители про тивника иду т в атаку охотнее на отставшие самолеты', к цели пытаются подойти скрытно и непрерывными атаками отвле кать истребителей прикры тия. Противник, кроме того, о р е м н т с я держать в напряже нии всех наших истребителей л тем самым создать впечатле ние видимого превосходства. Так неприятель действовал и ь этот раз. При подходе к бере гу, три «Ме-109» пытались а т а ковать «Илов» со стороны солн ца. Однако, заметив группу боя на своем пути, они резким сни жением вышли из атаки, ушли на свою сторону. Мы их не пре следовали, а продолжали при крывать посадку штурмовиков, ! Некоторые выводы: группа боя на всем пути следования держалась выше и сзади ос новной группы, сбоку на сторо не солнца. Это дало нам воз- вылета неожиданно для немцев. Про тивник замечал нас поздно, тогда как группа боя имела хо роший обзор и все время дер- ;жала под наблюдением штур мовиков. Такое положение обеспечивало нам преимуще ство внезапности атак. Ударная группа не увлека лась боем с истребителями противника, а предпринимала лишь отдельные атаки, отго няя фашистских истребителей от штурмовиков. Это позволило нам надежно прикрыть «Илью шиных» и свести на нет все старания гитлеровцев пробить ся к штурмовикам. Истребите- ле непосредственного прикры тия, ведомые лейтенантом Анучиным, со своей задачей справились хорошо. Они не дали истребителям противника атаковать штурмовиков снизу, заставляя «мессеров» подни маться вверх под удар группы боя или уходить бр°юшим по летом. Удачный выбор места для атаки, хорошая осмотритель ность, отсутствие увлечения излишним преследованием ухо дящих из боя истребителей врага и, наконец, согласован ность атак группы боя с дей ствием огня группы непосред ственного прикрытия и стрел- ков-радистов штурмовиков — обеспечили постоянное при крытие «Ильюшиных». Летчик-разведчик младший лейтенант Дж ул а е а , ■ — ~ Фото И. Мыхе&ва = ♦ ♦ = = = Забота о летчике со снижением вышли из >можность производить атаки 6 номеров световой газеты части, где т. Шеварев, не- ,ю начала выходить свето- гааета. На старой кино- re, очищенной от- эмульсии, ;им пером пишутся важные щения; последние изве- і. Затем механик вручную тягивает кино-ленту через об'октив кино-аппарата. Надпи- лкси отчетливо проектируются на экране. В последнее время в световой газете начали осве щать работу, учебу и жизнь личного состава. З а месяц выпущено шесть номеров световой газеты. Под вечер в кабинете коман дира базы раздаются телефон ные звонки. И каждый раз, сни мая трубку, командир берет з а писную книжку, чтобы внести очередную заявку на следую щий день. А позже, когда утихают теле фонные звонки, командир вы зывает к себе людей, отвечаю щих за определенные участки работы. На коротком совещании он дает им указания, как луч ше и быстрее выполнить з а я в ки. Накануне к пирсу базы при был важный груз. Его необхо димо было срочно перебросить на аэродром. Командир возла гает э ту задачу на т. Степано ва. Тут же на совещании Сте панову даются конкретные указания, как лучше организо вать доставку груза, как рас пределить людей, транспорт. Перед т. Омельченко командир поставил задачу по заготовке боекомплекта, а тов. Пасукенко он поручил выполнить запросы пекарни и мастерских, т. Воро бьеву—обеспечить транспортом. Теперь все было распределе но. Люди разошлись по своим местам. Перед тем, как итти на корот. кий отдых, командир базы по звонил в часть истребителей. Ему стало известно, что завтра летчикам предстоит выполнять боевое задание. — Зажарить д ве самых боль ших камбалы,—передал он р а с поряжение в столовую: коман дир знал, что истребители без победы не вернутся, и поэтому решил к завтраку преподнести этот скромный подарок. Тем более, что группа рыбаков н а кануне возвратилась с богатым уловом. Рано начинается рабочий день в авиационной базе. Еще в сумерках в гараж приходят шоферы, заправляют машины, получают наряды. Подразделе нием автотранспорта умело р у ководит опытный техник Во робьев. Сегодня дорога на аэродром забита снегом после бушевавшей всю ночь пурги. У КРЫМСКИХ ПАРТИЗАН ЗАПИСКИ Гвардии младший лейтенант \В. Щербачепко )РСКОГО ЛЕТЧИКА один из пасмурных дней ппа наших бомбардировщи- под прикрытием истреби- Іей получила задачу уничто жь большой караван против на, Погода для полета была [.совсем благоприятной. Низ- . > облака серой пеленой на- али над морем, есмотря на густую облая ть, наша группа точно вы- на караван вражеских су- Вомбардировщшси сброси- свой груз по цели. Барра- РУя над местом боя, я от ливе видел, как запылало Сколько немецких транепор- j. незапно слева от меня лькнул силуэт незнакомого іолега. Сблизившись с ним короткую дистанцию, я уви- 1. что это был немецкий тор- тоносец «До-24». Я ринулся врага. Мы находились в это вмя в зоне наиболее интен сивного зенитного огня враже ских кораблей. После двух стремительных атак у «До-24» задымился правый мотор. Я решил произвести третью ре шительную атаку. На выходе из нес самолет попал под об стрел вражеских кораблей: два снаряда разорвались в перед ней части фюзеляжа. Отвернув з сторону, я старался опреде лить характер повреждений. Больше всего меня интересе, вал мотор. Однако он работал попрежнему ровно, и стрелки приборов не отклонялись от нормальных показаний. Я ста рался найти сьои самолеты, но мне это не удалось. Все скры лось в облачной дали. Попыт ка связаться по радио также оказалась напрасной. Не имея никакого ориентира, я поминутно менял высоту п направление, но, пробивая об лачность, видел внизу все те зье медленно катящиеся синие волны. ние итти по одному направле нию и через 40 минут увидел 6ере>г. Жадно вглядываясь в его очертания, я на бреющем полете старался распознать, где нахожусь. Чей это берег—наш или з а нятый врагом? Через некото рое время я узнал знакомые места южной оконечности Крымского полуострова. Вот и знакомый аэродром. При виде советского самолета с взлет ной площадки поднялась пара вражеских истребителей. Я ушел в облагса. Теперь мое ме стонахождение было точно оп ределено. Внизу мелькали вы ступы Крымских гор. Я нахо дился далеко от своего аэро дрома, почти у самого Сева стополя. Глаза не отрывались от стрелки ’электрического бензи- номера. Горючего оставалось немного. Как к биению соб ственного сердца, я прислу- Наконец, принял реше- шивал.ся в работе мотора. До лететь до своей территории н е возможно. Как быть? И вдруг, точно молния, сверкнула в голове радостная мысль. Я вспомнил январь 1943 года и дружескую встречу о д ного из руководителей крым ского партизанского отряда с нами, черноморскими летчика ми. Вспомнил но его рассказам о приблизительном расположе нии партизан. За первые ме сяцы войны мне пришлось исколесить Крым вдоль и по перек. Без труда я определил, что нахожусь недалеко от ме ста партизанских отрядов. Пролетев бухту, я резко р а з вернулся и повел самолет точ но в намеченном направлении и начал искать посадочную площадку. Подо мной р а с с ти лался лес. Мотор резко фыркал от недостатка горючего. Нако нец, я увидел чистую полоску серой земли. Раздумывать бы ло некогда,—не выпуская ш а с си, я быстро произвел «посад ку». Самолет со скрежетом про. і полз несколько метров по зем ле и остановился. (ОкэнЦаниё еяедует)л Туда с у тр а н ап р ав л яю т с я вездеходы с боезапасом. На р ассвете летчики п о д н я лись в воздух. Они вели бой е немецкой авиацией, и в с е вер нулись на свой аэродром Истребители выл е зли из кабин собрались в к р у г и р а с с к а зы вают о только что прошедшем ^к>е'- КРУГУ подходит к ом ан дир базьг. Его приветливо в с т р е чают летчики. Он у них частый гость. —Ну, товарищи, се годня я вам привез подарок ,—о б р ад о вал пилотов командир. Все иду т в столовую, р а с с а живаются з а столами. Им до д аю т большие куски свежей отлично зажаренной рыбы. — Есть у меня поросенок, — говорит командир,—Когда в о з вратитесь с большой победой- •звколем и зажарим его. Командир базы зам етил , что у летчика Анучина порваны перчатки. Он з д е с ь же д а л р а с поряжение, чтобы обменяли нч новые. — Когда можно притти на склад? — спросил Анучин — Никогда. До склада далеко. А вам летать надо. Сегодня приедет начальник отделения . У него вы получите новые п е р чатки, а эти сд ади т е в ремонт. Командир базы вместе с н а чальником штаба части обошел все землянки, г д е живут л е т чики и техники. Выяснилось, что кое-где мало топят. Т у т же на месте даю тся у к а з ан и я подвозке уг-ля, дров, В з ем лянке, где живут младшие авиаспециалисты , нет бачка питьевой водой, Командир о т дал распоряжение немедленно заказать в мастерских бачеіГ'- доставить его на аэродром. После обеда, .когда у х у дш а лась погода, командир авпаба оы вместе с летчиками напра вился в баню. Он . проследи: какое выдают летчикам нагель белье, к а к оно постирано. Все мелочи интересуют его, ва все он вмешивается, все дово дит до конца. .. Кончается боевой день. В записной книжке командира базы начинаются новые запп си, на с-тарых против каждой строчки стоят «птички». Выпол нено все, Д. НИКОЛАЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz