Североморский лётчик. 1944, апрель.
Дерзайте! Д орогие наши боевые друзья—любимые вои ны североморской авиации! Десять л-ет гаму на зад, 16 апреля 1934 го да, советское правительство учредило высокое-- и почетное звание Героя Советского Сою за, Первыми золотыми медаля ми были награждены бесстраш ные. летчики, участники герои ческой операции по спасению легѳндарных ис следов ателэй Арктики—героев-челюекпнцев. Вспомните; большинство из нас, ведущих сейчас бое-вые машины над заснеженными скалами и студеными водами северных широт, в ту пору, когда Родина прославила пер вых летчиков — Героев Совет ского Союза — переживало свое счастливое отрочество и юность. У нас была светлая беззаботная молодость, мы ра довались апрельскому солнцу и весне, мы торжествовали, узнав, что летчики-герои пере несли челюскинцев с зыбкой раскалывающейся льдины на твердую «большую землю». И кто из нас не мечтал тогда о таких же подвигах во славу Р о д и н ы , о победоносной борьбе со строптивыми стихиями, об увлекательных, заманчивых полетах за далеким Полярным кругом, о золотой звезде Ге роя Советского Союза. Миновало десять лет. В з а полярном краю мы ведем свои боевые машины к вражеским базам и аэродромам. Мы воюем сейчас с самым свирепым вра гом, когда-либо угрожавшим свободе и независимости на шей Родины—с кровавым гер манским фашизмом. -Мы ре шили его победить и уничто жить во что бы то ни стало и как можно скорее. Прекрасна и величественна весна Г-М4 года. Неудержимой всесокрушаюшой лавиной дви жутся на запад Прикарпатские, Прутекие, Одесские дивизии. Нь юг—Керченские, Феодосий ские, Евпаторийские, Симферо польские... К ним обращены слова благодарности нашего Верховного Главнокомандую щего Маршала Советского Сою за -товарища Сталина, в. их честь салютует от имени .Род:: яы Москва. Имена новых го- роев вписываются ь летопись •славы нашего народа, ■ Теперь, когда Красная Армия ведет массовое' изгнание врага иг. пределов нашей Родины, мы не можем удовлетворяться до стигнутыми нами на Севере успехами. Дело нашей во инской чести и патриоти ческого долга со всей мощью того оружия, которым нас вооружила Родина, поддержать на правом крайнем фланге фронта Великой Отечественной войны то титаническое на ступление Красной Армии, ко торое идет на юге. Дорогие друзья, молодые летчики—штурмовики, торпе доносцы, бомбардировщики, истребители и разведчики! Несмотря . на неизмеримо возросшие задачи, связан ные с переходом нашей авиа ции к настойчивым и непре рывным наступательным дей ствиям, нам с вами воевать против немцев сейчас куда легче, чем старшему поколе нию североморцев в начале войны. Мь: выходим в воздуш ные просторы грозными л не сокрушимыми армадами и в могучем боевом взаимодей ствии крушим немцев на зем ле, на море и в воздухе. Гос подство в воздухе, завоеванное некогда Сафоновым и сафонов- цамн, давно стало, благодаря росту нашей авиации, явным и неоспоримым. В море, у вра жеских берегов и в норвеж ских фиордах, мы уцачтожаем торпедами и бомбами немецкие транспорты и корабли, выпол няя тем самым задачи, которые стали нам посильны тоже толь ко с ростом нашей авиации, об оснащении которой могучей техникой заботится сам това рищ Сталин. Нам все дано для того, чтобы мы изгнали врага из северных широт, чтобы мы окончательно перерезали его коммуникации и обрекли его на полную гибель. Герои, у которых мы с вами учились и учимся, и среди них прежде всего незабвенный Са фонов, никогда не уставали повторять, что только желез ная дисциплина на земле и в воздухе, неукоснительная и четкая дисциплина, способна обеспечить победу. Сейчас, когда в операцию выходят де сятки наших самолетов, когда во времени чуть ли не по се кундам рассчитываются после довательные удары, когда во просы боевого взаимодействия различных родов авиации ста ли во главу угла, еще более возрастает значение абсолют ной дисциплинированности каждого летчика и каждой I k Герой Соввтбного Союза капитаін М. Вербицкий. группы. Мы все знаем, к каким отличным результатам приво дят операции, в которых все исполнители четко выполняют боевой приказ. Дисциплина -- '.іать победы! Помните об этом, друзья! Было время, когда северо морская авиация охраняла ба зы родного флота и собствен ные аэродромы и этим, по су ществу, ограничивались ее. задачіі, для осуществления которых у нее, кстати, тоже бы ло недостаточно сил. Как из менилось положение за истек шие годы? Давным-давно вражеские са молеты не решаются и близко подлетать к нашим базам, а грозное имя старейшего севе роморского аэродрома внушает трепет фашистским летчикам. Мы же с каждым месяцем все глубже проникаем в т'ылы-.вра. га, разведываем его заповед ные фиорды, топим его корабли і, дальних портах и-базах. Но порой осуществляемые нами сложные операции могли бы быть значительно более эффективными, если бы от боя к бою смелая творческая ини циатива каждого офицера все ярче проявлялась в боях, если бы каждый из нас творчески, новаторски, так, как это может сд е лать неп осредст ве н н ый участник, изыскивал и подска зывал всему боевому коллек тиву новые решения, вынесен ные из опыта проведенных one. раций. Герои, у которых мы с вами учились и учимся, и сре- ді них _ прежде всего незаб венный Сафонов, всегда жад но искали все новое, что может увеличить их силы в борьбе с врагом н, -обоб щая свой опыт, делали это не только для того, чтобы за фиксировать в ■гвоей памяти итоги прошлого, а для того, чтобы применить этот опыт по- новому и, как правило, неожи данно для врага. Героями, как известно, не роладаются. Героями становят ся в бою. Но для того, чтобы проявить при встрече с врагом действительное геройство, другими словами, для того, чтобы с наименьшим риском нанести врагу наибольший ущерб, для того, чтобы сохра нить для следующих боев сі-ою безраздельно принадле жащую Родине жизнь и одно временно уничтожить макси мальное число врагов, нужна к-е безрассудная храбрость, а мастерство, достигаемое непрерывным совершенство ванием. Никогда не доволь ствоваться достигнутым, не самоуспокаиваться, всегда — от боя в бою учиться,- учить ся и учиться — таков з а кон калсдого воина, который хочет бить немцев так, чтобы заслужить высокую награду Родины. Необстрелянным лет чиком, ни разу -не дравшимся с врагом, вступил старший лейтенант Сафонов — 24 .июня 1041 года в бой с «Хейнкель- I 111», а через 11 месяцев он был j уже дважды Героем Советского (Союза и на его счету числи- j лось 25 сбитых им лично само летов. В среднем больше двух . немецких самолетов в месяц I сбивал Сафонов. И в ка-кое вре мя! Когда семеро дрались про- j тив 52-х и сбивали из них 11! ; Но вряд ли есть в нашей авиа- ! цнн другой ‘летчик, который бы 1так рьяно и неуклонно работал над собой, как -этот общеприз нанный ас. Молодые друзья, берите* п в этом пример с не забвенного Сафонова! Товарищи! Заботами всего советского народа и лично товарища Сталина наша авиа ция превратилась в могуще ственную силу, отвоевавшую у немцев господство в возду хе. Изо дня в день растет мощь авиационных ударов Красной Армии и Флота. Наши самоле ты уничтожают -фашистские танки на румынской террито рии и на подступах к южному берегу- Крыма. Наши самолеты топят немецкие корабли в во дах Черного, Балтийского н Баренцева моря. Беспредель ная преданность Родине и неугасимая ненависть к ее вра гам — вот источник отваги и мужества, которые проявляют оі сражения к сражению и от победы к победе наши летчики. Ь победоносных битвах с не мецкими захватчиками выра стают и новые крылатые герои, умножающие славу сталинской авиации. Мы знае.м, что немец из За полярья сам не уйдет. Только оружием мы очистим Заполярье от фашистской нечисти. Наши бомбы и снаряды призваны по хоронить немца в трясинах и сопках, наши торпеды и бомбы призваны отправить его на дно Баренцева моря. Выше боевую дисциплину, товарищи, больше дерзости и новаторства в бою, упорней и настойчивей учебу,— и немец от нас не уйдет. Смерть немецким захватчи кам! Герой Советского Союза гвардии напитан В. ПИРОГОВ. Ге<|іой Советского Союза гвардии старший лейтенант Н. ЗАЙЦЕВ, Герой Советского Союза гвардии лейтэнант М. ВОРОНИН. Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Н. ЬОНИИ. Гедой Советского Союза гвардии старшина М, 6АДЮН, в бой. Но к услышал по газрдц f Воинсн ШНОЛА БОЯ —- Гвар 0ни пап шпак ( . Логинов День 1 июня 1942 года я помню до сих пор. В составу группы капитана Сгибнеза я выле тал на барраж над нашими об’ектами. При на боре высоты мы заметили девятку «Ю-87» под прикрытием большого количеста истре бителей. Положение наше было невыгодным: мы не имели преимущества в высоте и шли на солнце. «Юнкерсы» заходили на бомбоме тание Я думал, что Сгибнев поведет нас в сторону, займет выгодное положение для атаки и уже потом вступит аикомут моему удивлению я іпо его слова: , - Атакуем в лоб. С первой же атаки мы сбили двух «Ю-87», -I остальных заставили сбросить бомбы, не юходя до цели. Весь последующий бой был также в нашу пользу. На земле Сгибнев об’яс.нил: — Главное для нас было— не допустить врага до цели Этого мы достигли. Идя в лоб Юнкерсам», я рассчитал, что за время пер вой атаки «Мессершмнтты» не успеют притти им на помощь, а мы, уйдя под пикировщиков, вполне сможем принять бой со «стодевятыми». Очень любил Сгибнев облачность. : — Облачность в бою,—гово рил он ,—союзница для летчи ка, Облако всегда должно вы ручать истребителя из любого положения. Однажды я вылетел ведущим четверки истребителей. Всю группу вел Сгибнев. Подлетая к месту боя, он передал мне по радио: — Видишь облако? Прячься за него. А сам во ілаве шестерки с хода ввязался в бой. Замысел командира быстро оправдал се бя. Как и всегда, «стодевятые» сразу же перешли на верти кальный бой. Атакнув наши са молеты, они горкой уходили за облака. Тут-то я и ловил нем ца. Последовательно, один за другим, мы сбили тогда на т а ких положениях двух «Ме-110» и одного «Ме-109». Сгибнев никогда не бросал врага, не добив его. В одном из боев я шел у него ведомым. Мы атаковали «Юнкерсов». Подой ди к одному на близкое рас стояние, Сгибнев открыл огонь. Из правого мотора немецкого самолета сразу же показался дым, а за ним я пламя. В не- терпеньи я передаю своему командиру: — Хватит. Он уже сбит. — Смотри лучше сзади. Надо добить,—ответил Сгибнев. Я продолжал дефилировать, а Сгибнев — вести огонь. Только тогда, когда немец камнем по летел вниз, капитан Сгибнев с>торвался от него. Быстрота оценки обстановки, внезапность удара, правильное нсполь зовани е мет еорол огиче- ской обстановки, настойчивость в достижении цели вот что воспринял я от капитана Сгиб нева. В сентябре пшшшго вылетел на свободную * в составе экипажа гвард питана Пирогова, ныно Советского Союза. Эи моя первая торпедная аі первая победа. Мы отпр на дно моря крупный ни танкер. Только благодаі исключительной настойчг мы смогли одержать nofe Когда уже кончалось полета к цели и ни од® жеское судно, достойвд шей торпеды, мы но жили, Пирогов, чтобыпрс реть больший район высоту, и мы ув'идели и,> зонте караван, гірижавш; скалистому берегу. И проявилось еще одно зі тельное качество этогоіі го летчика. Он не зналн Их советы Мы горды тем, что шей части воевал Героіі( скоте Союза тов. Мазуі Он привил нам любовь а ному советскому штуря «Ильюшин-2». Не изгла из памяти его беседы cs ■боевом опыте. — На войне сообража до,—любил говорить Mas ко,— Как-то раз я вьШИ бомбежку немецкой та? колонны р а ссказывал Прилетел .в указанное а там вместо танков - \ сена стоят. Стал прнгльл ся—никаких признаков что тут танки проходю Герой Советского Союза гвардии лѳйтеналт М, Ьоро^ 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz