Североморский лётчик. 1944, апрель.

i», H it •к (! Молодой летчик-истребитель Ф. 3. Лепеленко на под­ т у п а х к родным местам сбил 5 немецких самолетов. і,"Командование части разрешило отважному летчику еле- |,тать в ого родное село Башмачка, Солонянского района. <:Днепропетровской области, освобожденное Красной Ар- ‘МИей от немецких оккупантов. і| НА СНИМКЕ: летчик Ле пеленко беседует с отцом я матерью. | Фото В. Малышева. Фотохроника ТАСС. і![ (rTefvo^fir^— КРЫЛАТЫЕ ПОТОМКИ АЛЕКСАНДРА НЕвСКоГО 1 Стремительное наступление привело войска Ленинградско­ го фронта на берега Чудского озера, где семьсот лет назад каши предки под водитель­ ством великого полководца Александра Невского разгро­ мили немецких псов-рыцарей. Величественный образ Алек­ сандра Невского зовет наших офицеров и бойцов на новые подвиги, ведет их все дальше на запад. «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет» — эти слова огнем горят в серд­ цах пехотинцев и моряков, К а п ит а н В . Ал ександров Р а с с к а з ы р а з в е д ч и к а Капитану т. Александрову 5 лет. Он еще молод, как мо­ оды и его подчиненные, но “>пыт, накопленный за не­ колько лет службы в авиа- ри, «оздал ему заслужен­ ый авторитет. На различных типах само­ летов совершил т. Алексан- ' ров около 150 боевых выле- ов, вел разведку коммуни­ каций, аэродромов и военно­ юрских баз противника, а Ѵакже ледовой обстановки еворных морей. Большин- тво полетов требовало от не- ' 0 огромного напряжения и мысокого мастерства. Тов. -Александров всегда достав­ лял командованию ценные сведения, позволявшие пра­ вильно намечать операции по нанесению ударов противни­ ку. Капитан тов. Александров награжден орденами Красно­ го Знамени и Красной Звез­ ды. Боевая работа разведчика сложна и опасна. Летчику в большинстве случаев прихо­ дится действовать одному, полагаться лишь на себя. Во многих жарких «переплетах» пришлось побывать и т. Алек­ сандрову. Рассказы его о нескольких таких эпизодах мы публикуем ниже. fl- 1. Вынужденное купание ...Вместе с ведомым я^нахо- іилен в разведке. Самолеты .или над морем. Логода не лредвещала никаких неожи­ данностей, столь обычных 1а крайнем Севере. Водная оавнина, несмотря на безвет­ рие, была покрыта крупной зыбью. Позади -нас остава­ лись отвесные скалы знако­ мых берегов. Впереди видне­ лись очертания полуострова, которым оканчивается пра­ ый фланг огромного фронта. Как раз на середине зали- ва, когда расстояние до обо- іх берегов было примерно /одинаковым, мне на лицо брызнула капля горячего ма- '?ла. Это удивило меня. При­ вычный к работе мотора слух уловил что-то неладное. Иэ- менилпсь и обороты винта. ; Убавил газ — обороты оста­ лись прежними. Вновь при­ бавил газ—то же самое. На­ конец, убавил газ до преде­ ла, но обороты и теперь не изменились. Самолет шел на бреющем и мог каждую ми­ нуту врезаться в воду. : Я выглянул из кабины. Го­ рячее масло обожгло лицо, ■ больно обдало руки, Сомне­ ний нѳ было: мотор, много повидавший на своем веку, • но раз (поврежденный в боях, сдавал. И, как на, зло, посе­ редине залива! Я попробовал набрать вы­ соту, но в это время клубы пара и дыма вырвались из мотора. Винт остановился. —Кончено! — мелькнула . мысль. Дотянуть бы только до бе­ рега. Но как, если до него оставалось немало миль, а самолет терял скорость, и хо­ дившая по морю зыбь все надвигалась? Готовясь к необычной по­ садке, я выпустил закрылки, стараясь коснуться воды хво­ стом самолета. Надеялся, что так будет больше шансов по­ дольше удержать машину на поверхности. Но вот одна волна обдала хвост самолета, ьторую приняли на себя пло­ скости, третья накрыла ма­ шину, и она пошла ко дну... Надо было вырываться из кабины.. Я оттолкнул колпак. Хлынула вода. Самолет про­ должал уносить меня на грунт. Что было сил я уперся ногами в сиденье и рванул кверху. Меня выбро­ сило из кабины. Бортом боль­ но ударило по ноге— пятна так и остались на всю жизнь. Затем крепко, ловидимому. хвостом резануло по шлемо­ фону. Но теперь я уже был свободен и выгребал к по­ верхности. Дело оказалось непростым. Самолет увлек меня глубоко в воду, а спасательный по­ яс... Только этого недоста­ вало! -В спешке я допустил ошибку, неправильно привел его в действие и выпустил воздух. Полагаться теперь можно было только на собственные силы, а плавать в наших во­ лах—сами знаето каково... И все же—я, наконец, на поверхности, надо мною—не­ бо! Отдышавшись, я почувство­ вал, будто мне что-то мешает. Оказалось — парашют. Я хо­ тел было раетегнуть лямки и чуть не совершил второй ошибки, едва не стоившей мне жизни: парашют поддер­ живал меня на воде. Крутые валы то накрывали меня с головой, то поднима­ ли на свои хребты, но как бы трудно это ни было—про­ держаться некоторое время я теперь мог, Ведомый кружился надо мною. Изредка он уходил и снова возвращался. Как я узнал позже, он наводил ка­ тера. Еще несколько раз при­ шлось мне глотнуть воды. Холод сводил ноги. Парашют намок <и уже почти не под­ держивал меня. Я выбивался из сил, стал замедлять дви­ жения и временами впадал в забытье... Открыв с трудом глаза, я вдруг увидел идущего по во­ де человека. Он что-то кри­ чал в мою сторону. — Вот и конец, уже галлю­ цинирую!—мелькнуло в го­ лове, и я снова впал в за­ бытье. В себя привели меня на- стойчивые оклики. Напрягая последние силы, я еще раз открыл глаза и тут понял: ко мне шло спасение—шлюпка. Волны закрывали ее борта, и Летчик-разведчик капитан В. Александрой. Фото- И. Михеева. над водой виднелся лишь че­ ловек, что-то мне кричавший. Как подошла шлюпка — не помню... Так или иначе с п а ­ сли меня краснофлотцы. Они, оказывается, ловили непода­ леку рьгбу и, наведенные моим напарником, поспеши­ ли на выручку к тонувшему летчику. Через сутки я был снова среди друзей на родном аэро­ дроме. 2. Над вражеской территорией Предстояла дальняя и очень ответственная развед­ ка. Первый полет к .этой це­ ли совершили старшие офи­ церы, имевшие за своими плечами многие годы служ­ бы в авиации. От успеха мое­ го полета зависело многое, и поэтому я особенно тщатель­ но подготовился. Сделав разбег, я отрываю самолет от взлетной полосы, набираю высоту. Указатель показывает большие цифры. Надо выше, чтобы суметь скрытно пересечь линию фронта. Мотор работает чет­ ко. Внизу, словно вершины снежных хребтов, стелются облака, (Продолжение спедуѳт). артиллеристов и летчиков, Мы расскажем сегодня о ратных делах одиннадцати летчиков Краснознаменного Балтнйского флота—кавалеров ордена Алек­ сандра Невского, прославив­ шихся в битвах с врагом над берегами Невы, водами Балти­ ки и Чудского озера. Полковник Суханов. О его заслугах перед годиной лучше всего повествуют цифры. Под водительством Суханова лет­ чики его соединения потопили за время войны 250 кораблей противника, из них 33 боевых и 154 транспорта. Под бомбами крылатых богатырей сгорело около 1.UU0 немецких танков и 3.000 автомашин. Бомбардиров­ щики и истребители сбили в воздухе 195 и уничтожили на земле 227 самолетов противни­ ка. Ударами с воздуха взорва­ но в тылу врага 80 складов, столько же железнодорожных станций, 10 мостов, 180 эше­ лонов, 63 портовых сооруже­ ния. Берлин, Кенигсберг и многие другие осиные гнезда ! испытали эти удары. Под ни- \ми только на линии фронта ‘ сложило головы 15.000 враже- . ских солдат и офицеров—не- ! задачливых потомком псов-ры- I царей. Подполковник Левин и его I эскадрилья прославились ис- ! кусньіми разведывательными і полетами и неожиданными I бомбардировочными налетами на врага. Хитрость и умение, засада и натиск — все было использовано Левиным для то­ го, чтобы подобно великому предку бить немцев меньшими силами. Обогащенный боевым опытом, кавалер ордена Алек­ сандра Невского Левин успеш­ но готовит теперь молодые летные кадры. Шесть немецких кораблей пустил на дно прославленный балтийский торпедоносец гвар­ дии капитан Победкин, Ни огонь, ни маневр не спасали вражеские корабли от атак По бедкина. Это и есть победы над численно превосходящим про­ тивником. ІІобедкин умело действовал и на море и на су­ ше. Однажды ему дали зада­ ние разбомбить крупный не- I мецкий штаб днем, в момент ; совещания там офицеров. Над I штабом барражировали истре­ бители, зенитчики открыли ожесточенный огонь. Преодоле. вая все препятствия, Победкин спикировал и сбросил бомбы точно на цель. После бомбоуда- ра советского летчика по не­ мецкому штабу из зала засе­ даний было вынесено более 150 трупов немецких офицеров. Кто не слышал на наших флотах и в стране о штурмовых ударах Героя Советского Сою­ за гвардии майора Карасева. С первых дней войны он к его орлы топят врага в водах Бал­ тики, громят его на суше. Они во многом помогли пехотинцам взломать вражескую оборону южнее Ораниенбаума, выбить немцев из Ропши, Кингисеппа и многих других опорных пунк­ тов. При налете на один из та­ ких пунктов штурмовики, ве­ домые лично Карасевым, унич­ тожили несколько танкоЕ, де­ сятки автомашин, истребили сотни гитлеровцев. Вслед за штурмовым ударом пехотинцы повели наступление и стреми­ тельно заняли важный рубеж Так помогали балтийские штурмовики воинам Ленин­ градского фронта на всем по­ бедоносном пути от стен Ле­ нинграда до Нарвы. Они про должают усиливать удары противнику. У Карасева учился бить нем­ цев гвардии старший лейте­ нант Фоменков, ныне Герой каней немцам огромный и продолжает успешно урон сра­ жаться на берегах Нарвы и Чудского озера. Подобно Карасеву и Фолен- кс-ву громит врага штурмовик другой части капитан Агеенко. Недавно в боях за Кингисепп ведомая им группа самолетов, успешно осуществив поиск, атаковала железнодорожный эшелон противника. Зенитный огонь немцев не смог помешать балтийцам сделать по несколь­ ку заходов на цель. Б резуль­ тат© были разбиты паровоз, 4 вагона, 2 платформы с крупно­ калиберной артиллерией, по­ дожжено несколько цистерн с горючим. Агеенко н его боевых това­ рищей нередко прикрывает и полете эскадрилья кавалера ордена Александра Невского знатного истребителя капитана Голосова. Голосов лично 50 раз водил группы истребителей на прикрытие и ни разу не позво­ лил врагу нанести хоть малей­ ший ущерб штурмовикам. Де­ сятки- раз он и сам штурмовал врага на истребителе, сделал много ответственных разведы­ вательных рейсов, а всего за ьремя войны совершил свыше 700 боевых вылетов. Семьсот боевых вылетов, восемь сби­ тых самолетов — вот путь воздушного бойца Голосова. Совсем недавно за блестящие псюеды в воздушных Ооях над Чудским озером орденами Александра Невского были на­ граждены четыре истребителя- гьардеица капитан Карпунин, старшин лейтенант іорюпов и младшие лейтенанты іііорин и Потемкин. U двух нефавных воздушных боях они сбили 4 самолета противника и многим нанесли повреждения. Вот как проходили эти бои. Ведомая Карпуниным чет­ верка истребителей прикрыва- j лf; в районе озера наши вой­ ска. В это время показались ' три группы немецких бомбар­ дировщиков «юнкерс-87». Они шли под кромкой облаков с явным намерением бомбить на­ ши части на циреиравах. Гвар­ дейцы насчитали свыше 30 вражеских машин и, увлекае­ мые единой мыслью—не допу­ стить врага,—ринулись в ата­ ку. Ьемпы пытались встать в оборонительный круг, создать огневой щит, но советские лет­ чики не знают преград. Бал­ тийцы разбили вражеский строй. Карпунин, Горюнов и Потемкин сбили 3 «Юнкерса» и остальных вынудили сброситп оомоьі в озеро и повернуть об­ ратно. В другой схватке с еще большим количеством враже­ ских бомбардировщиков гвар­ дейцы также сорвали планы врага и уничтожили несколько его самолетов. При этом осо­ бенно отличился младший лей­ тенант Шорпн. Он дважды вы­ ручал своих товарищей. Когда лейтенант Бычков, идя в атаку на «Юнкерсы», подвергся на­ падению «Мессершмитта», Шо- рин ринулся на помощь и сбил немца. Затем в тяжелое поло­ жение попал младший лейте­ нант Вологжанин, и Шорин, снова придя на выручку, по­ мог ему отбить атаку врага. В ожесточенном бою гвардейцы сбили несколько бомбардиров­ щиков и истребителей. Так бьются над местами исто­ рической русской победы кры­ латые балтийские богатыри. Их одиннадцать — кавалеров по Iордена Александра Невского, в большинстве награждены в последнее время за помощь Красной Армии, освобождаю­ щей искони русские земли Советского Союза. За 150 . Псковщины и Новгородщины, штурмовых вылетов Фомэнков ! Капитан И. ВЛА1*ии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz