Североморский лётчик. 1944, апрель.
i», H it •к (! Молодой летчик-истребитель Ф. 3. Лепеленко на под т у п а х к родным местам сбил 5 немецких самолетов. і,"Командование части разрешило отважному летчику еле- |,тать в ого родное село Башмачка, Солонянского района. <:Днепропетровской области, освобожденное Красной Ар- ‘МИей от немецких оккупантов. і| НА СНИМКЕ: летчик Ле пеленко беседует с отцом я матерью. | Фото В. Малышева. Фотохроника ТАСС. і![ (rTefvo^fir^— КРЫЛАТЫЕ ПОТОМКИ АЛЕКСАНДРА НЕвСКоГО 1 Стремительное наступление привело войска Ленинградско го фронта на берега Чудского озера, где семьсот лет назад каши предки под водитель ством великого полководца Александра Невского разгро мили немецких псов-рыцарей. Величественный образ Алек сандра Невского зовет наших офицеров и бойцов на новые подвиги, ведет их все дальше на запад. «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет» — эти слова огнем горят в серд цах пехотинцев и моряков, К а п ит а н В . Ал ександров Р а с с к а з ы р а з в е д ч и к а Капитану т. Александрову 5 лет. Он еще молод, как мо оды и его подчиненные, но “>пыт, накопленный за не колько лет службы в авиа- ри, «оздал ему заслужен ый авторитет. На различных типах само летов совершил т. Алексан- ' ров около 150 боевых выле- ов, вел разведку коммуни каций, аэродромов и военно юрских баз противника, а Ѵакже ледовой обстановки еворных морей. Большин- тво полетов требовало от не- ' 0 огромного напряжения и мысокого мастерства. Тов. -Александров всегда достав лял командованию ценные сведения, позволявшие пра вильно намечать операции по нанесению ударов противни ку. Капитан тов. Александров награжден орденами Красно го Знамени и Красной Звез ды. Боевая работа разведчика сложна и опасна. Летчику в большинстве случаев прихо дится действовать одному, полагаться лишь на себя. Во многих жарких «переплетах» пришлось побывать и т. Алек сандрову. Рассказы его о нескольких таких эпизодах мы публикуем ниже. fl- 1. Вынужденное купание ...Вместе с ведомым я^нахо- іилен в разведке. Самолеты .или над морем. Логода не лредвещала никаких неожи данностей, столь обычных 1а крайнем Севере. Водная оавнина, несмотря на безвет рие, была покрыта крупной зыбью. Позади -нас остава лись отвесные скалы знако мых берегов. Впереди видне лись очертания полуострова, которым оканчивается пра ый фланг огромного фронта. Как раз на середине зали- ва, когда расстояние до обо- іх берегов было примерно /одинаковым, мне на лицо брызнула капля горячего ма- '?ла. Это удивило меня. При вычный к работе мотора слух уловил что-то неладное. Иэ- менилпсь и обороты винта. ; Убавил газ — обороты оста лись прежними. Вновь при бавил газ—то же самое. На конец, убавил газ до преде ла, но обороты и теперь не изменились. Самолет шел на бреющем и мог каждую ми нуту врезаться в воду. : Я выглянул из кабины. Го рячее масло обожгло лицо, ■ больно обдало руки, Сомне ний нѳ было: мотор, много повидавший на своем веку, • но раз (поврежденный в боях, сдавал. И, как на, зло, посе редине залива! Я попробовал набрать вы соту, но в это время клубы пара и дыма вырвались из мотора. Винт остановился. —Кончено! — мелькнула . мысль. Дотянуть бы только до бе рега. Но как, если до него оставалось немало миль, а самолет терял скорость, и хо дившая по морю зыбь все надвигалась? Готовясь к необычной по садке, я выпустил закрылки, стараясь коснуться воды хво стом самолета. Надеялся, что так будет больше шансов по дольше удержать машину на поверхности. Но вот одна волна обдала хвост самолета, ьторую приняли на себя пло скости, третья накрыла ма шину, и она пошла ко дну... Надо было вырываться из кабины.. Я оттолкнул колпак. Хлынула вода. Самолет про должал уносить меня на грунт. Что было сил я уперся ногами в сиденье и рванул кверху. Меня выбро сило из кабины. Бортом боль но ударило по ноге— пятна так и остались на всю жизнь. Затем крепко, ловидимому. хвостом резануло по шлемо фону. Но теперь я уже был свободен и выгребал к по верхности. Дело оказалось непростым. Самолет увлек меня глубоко в воду, а спасательный по яс... Только этого недоста вало! -В спешке я допустил ошибку, неправильно привел его в действие и выпустил воздух. Полагаться теперь можно было только на собственные силы, а плавать в наших во лах—сами знаето каково... И все же—я, наконец, на поверхности, надо мною—не бо! Отдышавшись, я почувство вал, будто мне что-то мешает. Оказалось — парашют. Я хо тел было раетегнуть лямки и чуть не совершил второй ошибки, едва не стоившей мне жизни: парашют поддер живал меня на воде. Крутые валы то накрывали меня с головой, то поднима ли на свои хребты, но как бы трудно это ни было—про держаться некоторое время я теперь мог, Ведомый кружился надо мною. Изредка он уходил и снова возвращался. Как я узнал позже, он наводил ка тера. Еще несколько раз при шлось мне глотнуть воды. Холод сводил ноги. Парашют намок <и уже почти не под держивал меня. Я выбивался из сил, стал замедлять дви жения и временами впадал в забытье... Открыв с трудом глаза, я вдруг увидел идущего по во де человека. Он что-то кри чал в мою сторону. — Вот и конец, уже галлю цинирую!—мелькнуло в го лове, и я снова впал в за бытье. В себя привели меня на- стойчивые оклики. Напрягая последние силы, я еще раз открыл глаза и тут понял: ко мне шло спасение—шлюпка. Волны закрывали ее борта, и Летчик-разведчик капитан В. Александрой. Фото- И. Михеева. над водой виднелся лишь че ловек, что-то мне кричавший. Как подошла шлюпка — не помню... Так или иначе с п а сли меня краснофлотцы. Они, оказывается, ловили непода леку рьгбу и, наведенные моим напарником, поспеши ли на выручку к тонувшему летчику. Через сутки я был снова среди друзей на родном аэро дроме. 2. Над вражеской территорией Предстояла дальняя и очень ответственная развед ка. Первый полет к .этой це ли совершили старшие офи церы, имевшие за своими плечами многие годы служ бы в авиации. От успеха мое го полета зависело многое, и поэтому я особенно тщатель но подготовился. Сделав разбег, я отрываю самолет от взлетной полосы, набираю высоту. Указатель показывает большие цифры. Надо выше, чтобы суметь скрытно пересечь линию фронта. Мотор работает чет ко. Внизу, словно вершины снежных хребтов, стелются облака, (Продолжение спедуѳт). артиллеристов и летчиков, Мы расскажем сегодня о ратных делах одиннадцати летчиков Краснознаменного Балтнйского флота—кавалеров ордена Алек сандра Невского, прославив шихся в битвах с врагом над берегами Невы, водами Балти ки и Чудского озера. Полковник Суханов. О его заслугах перед годиной лучше всего повествуют цифры. Под водительством Суханова лет чики его соединения потопили за время войны 250 кораблей противника, из них 33 боевых и 154 транспорта. Под бомбами крылатых богатырей сгорело около 1.UU0 немецких танков и 3.000 автомашин. Бомбардиров щики и истребители сбили в воздухе 195 и уничтожили на земле 227 самолетов противни ка. Ударами с воздуха взорва но в тылу врага 80 складов, столько же железнодорожных станций, 10 мостов, 180 эше лонов, 63 портовых сооруже ния. Берлин, Кенигсберг и многие другие осиные гнезда ! испытали эти удары. Под ни- \ми только на линии фронта ‘ сложило головы 15.000 враже- . ских солдат и офицеров—не- ! задачливых потомком псов-ры- I царей. Подполковник Левин и его I эскадрилья прославились ис- ! кусньіми разведывательными і полетами и неожиданными I бомбардировочными налетами на врага. Хитрость и умение, засада и натиск — все было использовано Левиным для то го, чтобы подобно великому предку бить немцев меньшими силами. Обогащенный боевым опытом, кавалер ордена Алек сандра Невского Левин успеш но готовит теперь молодые летные кадры. Шесть немецких кораблей пустил на дно прославленный балтийский торпедоносец гвар дии капитан Победкин, Ни огонь, ни маневр не спасали вражеские корабли от атак По бедкина. Это и есть победы над численно превосходящим про тивником. ІІобедкин умело действовал и на море и на су ше. Однажды ему дали зада ние разбомбить крупный не- I мецкий штаб днем, в момент ; совещания там офицеров. Над I штабом барражировали истре бители, зенитчики открыли ожесточенный огонь. Преодоле. вая все препятствия, Победкин спикировал и сбросил бомбы точно на цель. После бомбоуда- ра советского летчика по не мецкому штабу из зала засе даний было вынесено более 150 трупов немецких офицеров. Кто не слышал на наших флотах и в стране о штурмовых ударах Героя Советского Сою за гвардии майора Карасева. С первых дней войны он к его орлы топят врага в водах Бал тики, громят его на суше. Они во многом помогли пехотинцам взломать вражескую оборону южнее Ораниенбаума, выбить немцев из Ропши, Кингисеппа и многих других опорных пунк тов. При налете на один из та ких пунктов штурмовики, ве домые лично Карасевым, унич тожили несколько танкоЕ, де сятки автомашин, истребили сотни гитлеровцев. Вслед за штурмовым ударом пехотинцы повели наступление и стреми тельно заняли важный рубеж Так помогали балтийские штурмовики воинам Ленин градского фронта на всем по бедоносном пути от стен Ле нинграда до Нарвы. Они про должают усиливать удары противнику. У Карасева учился бить нем цев гвардии старший лейте нант Фоменков, ныне Герой каней немцам огромный и продолжает успешно урон сра жаться на берегах Нарвы и Чудского озера. Подобно Карасеву и Фолен- кс-ву громит врага штурмовик другой части капитан Агеенко. Недавно в боях за Кингисепп ведомая им группа самолетов, успешно осуществив поиск, атаковала железнодорожный эшелон противника. Зенитный огонь немцев не смог помешать балтийцам сделать по несколь ку заходов на цель. Б резуль тат© были разбиты паровоз, 4 вагона, 2 платформы с крупно калиберной артиллерией, по дожжено несколько цистерн с горючим. Агеенко н его боевых това рищей нередко прикрывает и полете эскадрилья кавалера ордена Александра Невского знатного истребителя капитана Голосова. Голосов лично 50 раз водил группы истребителей на прикрытие и ни разу не позво лил врагу нанести хоть малей ший ущерб штурмовикам. Де сятки- раз он и сам штурмовал врага на истребителе, сделал много ответственных разведы вательных рейсов, а всего за ьремя войны совершил свыше 700 боевых вылетов. Семьсот боевых вылетов, восемь сби тых самолетов — вот путь воздушного бойца Голосова. Совсем недавно за блестящие псюеды в воздушных Ооях над Чудским озером орденами Александра Невского были на граждены четыре истребителя- гьардеица капитан Карпунин, старшин лейтенант іорюпов и младшие лейтенанты іііорин и Потемкин. U двух нефавных воздушных боях они сбили 4 самолета противника и многим нанесли повреждения. Вот как проходили эти бои. Ведомая Карпуниным чет верка истребителей прикрыва- j лf; в районе озера наши вой ска. В это время показались ' три группы немецких бомбар дировщиков «юнкерс-87». Они шли под кромкой облаков с явным намерением бомбить на ши части на циреиравах. Гвар дейцы насчитали свыше 30 вражеских машин и, увлекае мые единой мыслью—не допу стить врага,—ринулись в ата ку. Ьемпы пытались встать в оборонительный круг, создать огневой щит, но советские лет чики не знают преград. Бал тийцы разбили вражеский строй. Карпунин, Горюнов и Потемкин сбили 3 «Юнкерса» и остальных вынудили сброситп оомоьі в озеро и повернуть об ратно. В другой схватке с еще большим количеством враже ских бомбардировщиков гвар дейцы также сорвали планы врага и уничтожили несколько его самолетов. При этом осо бенно отличился младший лей тенант Шорпн. Он дважды вы ручал своих товарищей. Когда лейтенант Бычков, идя в атаку на «Юнкерсы», подвергся на падению «Мессершмитта», Шо- рин ринулся на помощь и сбил немца. Затем в тяжелое поло жение попал младший лейте нант Вологжанин, и Шорин, снова придя на выручку, по мог ему отбить атаку врага. В ожесточенном бою гвардейцы сбили несколько бомбардиров щиков и истребителей. Так бьются над местами исто рической русской победы кры латые балтийские богатыри. Их одиннадцать — кавалеров по Iордена Александра Невского, в большинстве награждены в последнее время за помощь Красной Армии, освобождаю щей искони русские земли Советского Союза. За 150 . Псковщины и Новгородщины, штурмовых вылетов Фомэнков ! Капитан И. ВЛА1*ии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz