Североморский лётчик. 1944, апрель.
с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 8 а п р е л я 1944 V.' 8 і ) МЛАДШИЕ АВИАСПЕЦИАЛИСТЫ ОБМЕНИВАЮТСЯ ОПЫТОМ Стрелой штурмовика в отражении а та к истребителей противника Старший сержант А. Маркин Немцы в борьбе с нашими штурмовиками применяют раз личные методы атак, идут на всякие хитрости и уловки, ста раясь обмануть, ввести в за блуждение стрелка. Поэтому каждый стрелок должен по вседневно изучать приемы противника, чтобы в любую минуту быть готовым ко всем его уловкам. Приведу пример, показы вающий, каким методом про тивник обманывает иногда не опытных стрелков. При отходе от цели на шестерку «Ильюши ных» набросились вражески? истребителя. Все . их атаки успешно отбивались стрелка ми и нашими истребителями прикрытия. Только один «Ил» получил серьезное поврежде ние и чуть не был сбит. Это произошло лишь потому, что стрелок на этой машине был неопытный, незнавший такти ку врага.. Один «Mejl09» захо дил ему в хвост. Несмотря на большую дистанцию, стрелок открыл огонь длинными очере дями, не причиняя ему ника кого вреда. Он продолжал деро жаться все время на большой дистанции. Немец, как видно, был опытный и, видя, что стре лок выпустил по нему почти весь боекомплект, смело по шел в атаку. В результата стрелок растерялся, получил тяжелое ранение, и только бла годаря мастерству летчика машина не была сбита. Как же правильнее всего ві>- і‘ти огонь по самолетам про тивника? Обычно неприятельские истребители стараются зайти ‘штурмовику точно в хвост, в большинство случаев под ра курсами 1/4 и 2/4 и обстрел начинают с дистанции поряд ка 300—200 метров и меньше. Вот тут-то ц задача стрелка в том, чтобы не допустить истре бителя противника до дистан ции, с которой он может от крыть прицельный огонь, и за ставлять его отворачивать, да вая при этом короткие очереди. Немец отвернет. Если он все же прорвется л пойтот на сбли. жение с «Илом», то надо сразу же еообшить об этом летчику, который начнет маневр, и враг не сможет зайти точно в хвост, Атака североморским торпедоносцем немецкого транспорта в Варенцовом море. Рисунок В. Бибикова. •а стрелок получит возмож ность вести по фашисту при цельный огонь. Имея почти не израсходованный боезапас, стрелок открывает огонь длин ными очередями пол тем ра курсом. под каким заходит вражеский истребитель. Прак тика показывает, что в этом случае противник будет сбит или же поврежден и выйдет ил бля. Особое внимание следует об ратить на то, чтобы в -полете отлично действовала связь внутри экипажа. Расскажу об одном случае, происшедшем со мною. Однажды, возвращаясь с за дания, мы подверглись напа дению фашистских истреби телей. Я был в экипаже веду щего. Противник пытался зай ти в хвост, но «то ему не уда валось. Тогда, обозленный неудачей, немец полез, как говорится, на «рожон» и при близился к хвосту нашего са молета. Я хотел сразу доло жить об этомлетчику, но не тут- то было—связь отказала, к тому же не горели и лампочки све товой сигнализации. Против ник зашел в хвост и открыл огонь. На самолете появились первые пробоины. Положение создалось серьезное, а я не мо. гѵ открывать по немцу огонь и сообщить летчику, чтобы он сделал доворот. Видя, что про тивник находится всего в 70—80 метрах от самолета, мы повели огонь через киль машины. В результате истребитель врага был подбит и стал уходить. Но наши ястребки настигли и сби. ли его. Этот случай еще раз напоминает о необходимости иметь в полете надежную связь с летчиком, а также еще на земле договориться об услов ных знаках на случай от каза еамолето-переговорного устройства и световой сигна лизации. В боевой практике бывает и так, что истребители против ника заходят в атаку с брею щего полета, в «брюхо». В этом случае нападение будет не ожиданным и может привести к печальным последствиям. Чтобы это не получилось нуж на отличная осмотрительность стрелка. Стрелки штурмовиков приз ваны всегда все видеть, от их взгляда ничто не должно ускользать. Будь то над морем или. над сушей, стрелок обязан своевременно докладывать лет. чику о противнике, идущем на бреющем полете и старающем ся зайти «Илу» снизу в «брю хо». Летчик сделает маневр и Корректировка Лейтенант С. Бондаренко огня с воздуха Северный театр военных дей. ствий характерен особенностя ми рельефа местности, за трудняющими боевые операции артиллерии по уничтожению ненаблюдаемых с наземных пунктов целей. Наличие неподвижного фрон та, позволяет противнику строить опорные пункты и устанавливать свою артилле рию в мостах, закрытых от наблюдения, с выгоднейшими командными высотами. Рельеф и покров местности дает воз можность немцам тщательно маскировать такие цели от на блюдения с воздуха. Артиллерийская авиация я в ляется могучим средством по мощи артиллерии при выпол нении боевых операций по з а крытым наблюдаемым целям. Современные условия боя. близость аэродромов противни ка, действие его зенитных ба тарей и истребительной авиа ции ограничивают время пре бывания корректировочного са молета над точечным целям противника в короткие сроки 12—15 минут. Вылетая на боевое задание, экипаж самолета должен без укоризненно знать точку на хождения цели и уметь нахо дить ее по ориентирам. Для этого необходимо заранее изу чить район цели по имеющим- , сн аэрофотоснимкам и картам крупного масштаба, иметь пол ную договоренность с артил лерийскими командирами, вы полняющими данную операцию, и ведущим группы истребите лей прикрытия на случай по явления вражеских самолетов. Самой выголной высотой для вк полнения корректировки артогня с воздуха являэтся вы. сота 1.500—2.000 метров. При расчете высоты экипажу само лета следует учитывать на.и- высшую точку траектории по л<та своих снарядов к цели, производить маневр для пода чи команды «залп» и наблю дать за местом падения снаря дов с тем. чтобы не подвести расположением I себя и истребителей пол огонь I сѵоей артиллерии. • Артиллерийские - цели про тивника, расположенные на фронта, отли- постоянством. врага. Поэтому действия эки пажа корректировщика должны быть четкими и слаженными. Надежная радиосвязь самолета I нашем участке с огневой позицией и ьзяимуо* : Чаются своим понимание команд o tf O c f c c T B y ! поэтому ^ і о ж н о произвести за- ют наведению артиллерийского I ранее артиллерийскую разве-д- огня по закрытым об'ектам і з і к у с установлением точного моста цели. Экипаж, ведущий корректировку огня по цели с известными координатами, дол. жен определять себя прежде всего по ориентирам, располо женным вблизи цели, а в слу чаях, когда немецкие зенитки препятствуют подходу к ней на расстояние видимости, огонь артиллерии можно впол не наводить по ориентирам, не видя самой цели. Примером такого наведения огня может служить операция пс- уничтожению батареи про тивника на закрытом рубеже. На одном из участков оборо ны немец установил батарею в закрытом месте, невидимую с. суши нашими наблюдательны ми постами. А командный пункт батареи располагался па высоте, с которой хорошо про сматривался сектор обстрела нашего рубежа. Эта батарея имела задачу блокировать Вы годные коммуникации наших войск. Артподготовка по этой цели на протяжении значи тельного времени не давала эффэктивных результатов. Тщательно подготовившись к выполнению боевого задания, я вылетел на корректировку арто-тня одновременно двух наших батарей по фашистской батарее . с расчетом полного уничтожения ее. лишит противника возможно сти атаки. Бывает также, когда немцы, пользуясь облачностью, и в момент отхода «Ильюшиных»^ от цели, атакуют их .внезапно. Гі этих случаях стрелок может обнаруживать врага только тстда, когда он окажется у са мого самолета. Главное здесь— не теряться, а дать сразу за градительный огонь длитель ной беспрерывной очередью. Противник, надеясь на свою внезапность и имея большую скорость, не успеет отвернуть и попадем под самый огонь стрелка. Основной задачей стрелка штурмовика является отраже ние атаки истребителя против ника и лишение его возможно сти вести точный огонь. Бы вают случаи, когда противник, ведя воздушный бой с истре бителем прикрытия, зависает в хвост у штурмовика на. рас стоянии нескольких десятков метров. Тут только не зевай, а прямой наводкой да. длинной очередью бей его. В основном же стрелок призван нѳ допу скать истребителя противника к «Ильюшину». Постоянно со вершенствуясь, перенимая опыт лучших воинов, выраба тывай свои методы борьбы с истребителями противника. Зенитный огонь противника и плохая видимость в районе цели не давали возможности видеть самую цель, но озера размером 50—100 метров, у ко торых располагалась цель, были заметны с расстояния 2—3 километров. Тогда мне пришлось огонь североморских батарей наводить по ориенти рам. Через 8 минут после нача ла боя в воздухе появились вражеские самолеты.. Их встре тили истребители прикрытия и успешно отражали атаки нем цев до конца выполнения зада ния корректировщиком. Через два часа я вновь под нялся в воздух проконтроли ровать, насколько эффективен был огонь наших батарей. По дойдя на близкое расстояние к цели, я видел там сплошные разрывы. Наши артиллеристы били точно. Истребители про тивника опоздали к месту боя к пришли в район цели* уже после выполнения корректи ровщиком своей задачи. Про изведенные аэрофотоснимки свидетельствуют о том-, что вражеская батарея четырех- оруднйного состава вместе со складом боеприпасов была пол ностью уничтожена. Практика показывает, что противник всеми средствами старается «снять» корректи ровщика. Самолет вынужден находиться в районе цели мини мум 15—20 минут, а за это вре мя противник успевает подни мать своих истребителей и ввязываться в. бой. Поэтому прикрытие корректировщика должно осуществляться двумя [ Бьют II ночнини На днях летчики Н-окогопа. разделения совершили 2 налет на крупные аэродрому укрепленные районы возѴ # . и рнант бомбовой нагрузки Su, в зя т е расчетом наиболее фективного поражения оаипл. тов з ангарах и на стоянГ» ' складов, казарм Это принесло свои плоды я результате успешного 6 jm J i метания экипажи отметили » і тыре крупны х пожара, сопао вожд а вш и хся взрывами Хорошо проявили себя в a w полете молодой летчик Сергеев и его штурман Сермятный' D умело подошли к центру аэзо. дрома н сфотографировали era ‘ запечатлели на пленку сам боевую работу. Отлично две ствовали экипажи летчиков у», ж ум це ва , Колягина, Плюш Бел лоусовз Первое боевое крвщв ние получил пилот Афанасьев Г Тщательно подготовили ма-і териальную часть техники и ме ханики Селезнев, Попов Сели.! ванов, Бондарев и др. Лейтенант С. ВАЙСШТЕЙН, Готовят летное поле Н -С К И Й АЭРОДРОМ Г(Наш с п е ц . к орр . По телефону.) Очистка взлетной площад ки от снега продолжается с неослабевающими .темпами, работа подходит к концу. Сегодня впереди—красно флотцы капитана- Плоденко. Особенно хороших результа тов добились группы' сер жанта Тищенко и красно флотца Лукашева, С рассвета и до поздней ночи находятся на поле трактористы Петров, Калаш ников и Нурмухаметов. Они отвозят снег, грейдеруют и укатывают взлетную полосу. Краснофлотец Петров, на пример. обслуживает 10 больших саней и за день вместе с напарником выво зит более 1200 кубометров снега. Командование об'лви- ло ему благодарность. ■ ѵѵѵлл/ группами истребителей. П«р вая — в составе пары непо сродственного прикрытия идя сзади на. одной высоте с кор ректировщиком на расстоянии позволяющем отражать любук атаку. Вторая группа-удар, нал (четыре самолета) еле. дует сзади на удалении 800- і.000 метров с. превышений- ва 200—300 метров и в случаі появления .противника связы вает его беем. Корректировка огня можеі производиться без прикрытия! расчетом на внезапность толь ко при наличии в районе об№ та облачности с «окнами» на высоте 1.500—2.000 метров. в этом случае заходы нужно лать змейкой «уколами» с У®' дс-м в «окна» и в облачность. Противник всячески и * ; рается маскировать и огра*' дать ложными макетами важ ные военные об’екты и баг,- реи, устр>аивая на ложных и лях подрывы фугасок М появлении нашего коррекі ровщика. Вот почему тща1'' кая визуальная и аэрофоі разведка играет огромн»* роль. При визуальной Разв „ экипаж самолета корректив щика должен обращать внимание на установление - вучести цели. Выполнение невого налета по нем«-п»‘ батареям,' как правило, дол*- осуществляться лишь при >1 ловии, ©ели данные- места р положения батареи сходяті данными, получаемыми визуальной разведки и засе эвукобатарей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz