Североморский лётчик. 1944, апрель.

с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 8 а п р е л я 1944 V.' 8 і ) МЛАДШИЕ АВИАСПЕЦИАЛИСТЫ ОБМЕНИВАЮТСЯ ОПЫТОМ Стрелой штурмовика в отражении а та к истребителей противника Старший сержант А. Маркин Немцы в борьбе с нашими штурмовиками применяют раз­ личные методы атак, идут на всякие хитрости и уловки, ста­ раясь обмануть, ввести в за­ блуждение стрелка. Поэтому каждый стрелок должен по­ вседневно изучать приемы противника, чтобы в любую минуту быть готовым ко всем его уловкам. Приведу пример, показы­ вающий, каким методом про­ тивник обманывает иногда не­ опытных стрелков. При отходе от цели на шестерку «Ильюши­ ных» набросились вражески? истребителя. Все . их атаки успешно отбивались стрелка­ ми и нашими истребителями прикрытия. Только один «Ил» получил серьезное поврежде­ ние и чуть не был сбит. Это произошло лишь потому, что стрелок на этой машине был неопытный, незнавший такти­ ку врага.. Один «Mejl09» захо­ дил ему в хвост. Несмотря на большую дистанцию, стрелок открыл огонь длинными очере­ дями, не причиняя ему ника­ кого вреда. Он продолжал деро­ жаться все время на большой дистанции. Немец, как видно, был опытный и, видя, что стре­ лок выпустил по нему почти весь боекомплект, смело по­ шел в атаку. В результата стрелок растерялся, получил тяжелое ранение, и только бла годаря мастерству летчика машина не была сбита. Как же правильнее всего ві>- і‘ти огонь по самолетам про­ тивника? Обычно неприятельские истребители стараются зайти ‘штурмовику точно в хвост, в большинство случаев под ра­ курсами 1/4 и 2/4 и обстрел начинают с дистанции поряд­ ка 300—200 метров и меньше. Вот тут-то ц задача стрелка в том, чтобы не допустить истре­ бителя противника до дистан­ ции, с которой он может от­ крыть прицельный огонь, и за­ ставлять его отворачивать, да­ вая при этом короткие очереди. Немец отвернет. Если он все же прорвется л пойтот на сбли. жение с «Илом», то надо сразу же еообшить об этом летчику, который начнет маневр, и враг не сможет зайти точно в хвост, Атака североморским торпедоносцем немецкого транспорта в Варенцовом море. Рисунок В. Бибикова. •а стрелок получит возмож­ ность вести по фашисту при­ цельный огонь. Имея почти не­ израсходованный боезапас, стрелок открывает огонь длин­ ными очередями пол тем ра­ курсом. под каким заходит вражеский истребитель. Прак­ тика показывает, что в этом случае противник будет сбит или же поврежден и выйдет ил бля. Особое внимание следует об­ ратить на то, чтобы в -полете отлично действовала связь внутри экипажа. Расскажу об одном случае, происшедшем со мною. Однажды, возвращаясь с за­ дания, мы подверглись напа­ дению фашистских истреби­ телей. Я был в экипаже веду­ щего. Противник пытался зай­ ти в хвост, но «то ему не уда­ валось. Тогда, обозленный неудачей, немец полез, как говорится, на «рожон» и при­ близился к хвосту нашего са­ молета. Я хотел сразу доло­ жить об этомлетчику, но не тут- то было—связь отказала, к тому же не горели и лампочки све­ товой сигнализации. Против­ ник зашел в хвост и открыл огонь. На самолете появились первые пробоины. Положение создалось серьезное, а я не мо. гѵ открывать по немцу огонь и сообщить летчику, чтобы он сделал доворот. Видя, что про­ тивник находится всего в 70—80 метрах от самолета, мы повели огонь через киль машины. В результате истребитель врага был подбит и стал уходить. Но наши ястребки настигли и сби. ли его. Этот случай еще раз напоминает о необходимости иметь в полете надежную связь с летчиком, а также еще на земле договориться об услов­ ных знаках на случай от­ каза еамолето-переговорного устройства и световой сигна­ лизации. В боевой практике бывает и так, что истребители против­ ника заходят в атаку с брею­ щего полета, в «брюхо». В этом случае нападение будет не­ ожиданным и может привести к печальным последствиям. Чтобы это не получилось нуж­ на отличная осмотрительность стрелка. Стрелки штурмовиков приз­ ваны всегда все видеть, от их взгляда ничто не должно ускользать. Будь то над морем или. над сушей, стрелок обязан своевременно докладывать лет. чику о противнике, идущем на бреющем полете и старающем­ ся зайти «Илу» снизу в «брю­ хо». Летчик сделает маневр и Корректировка Лейтенант С. Бондаренко огня с воздуха Северный театр военных дей. ствий характерен особенностя­ ми рельефа местности, за­ трудняющими боевые операции артиллерии по уничтожению ненаблюдаемых с наземных пунктов целей. Наличие неподвижного фрон­ та, позволяет противнику строить опорные пункты и устанавливать свою артилле­ рию в мостах, закрытых от наблюдения, с выгоднейшими командными высотами. Рельеф и покров местности дает воз­ можность немцам тщательно маскировать такие цели от на­ блюдения с воздуха. Артиллерийская авиация я в ­ ляется могучим средством по­ мощи артиллерии при выпол­ нении боевых операций по з а ­ крытым наблюдаемым целям. Современные условия боя. близость аэродромов противни­ ка, действие его зенитных ба­ тарей и истребительной авиа­ ции ограничивают время пре­ бывания корректировочного са­ молета над точечным целям противника в короткие сроки 12—15 минут. Вылетая на боевое задание, экипаж самолета должен без­ укоризненно знать точку на­ хождения цели и уметь нахо­ дить ее по ориентирам. Для этого необходимо заранее изу­ чить район цели по имеющим- , сн аэрофотоснимкам и картам крупного масштаба, иметь пол­ ную договоренность с артил­ лерийскими командирами, вы­ полняющими данную операцию, и ведущим группы истребите­ лей прикрытия на случай по­ явления вражеских самолетов. Самой выголной высотой для вк полнения корректировки артогня с воздуха являэтся вы. сота 1.500—2.000 метров. При расчете высоты экипажу само­ лета следует учитывать на.и- высшую точку траектории по л<та своих снарядов к цели, производить маневр для пода­ чи команды «залп» и наблю­ дать за местом падения снаря­ дов с тем. чтобы не подвести расположением I себя и истребителей пол огонь I сѵоей артиллерии. • Артиллерийские - цели про­ тивника, расположенные на фронта, отли- постоянством. врага. Поэтому действия эки­ пажа корректировщика должны быть четкими и слаженными. Надежная радиосвязь самолета I нашем участке с огневой позицией и ьзяимуо* : Чаются своим понимание команд o tf O c f c c T B y ! поэтому ^ і о ж н о произвести за- ют наведению артиллерийского I ранее артиллерийскую разве-д- огня по закрытым об'ектам і з і к у с установлением точного моста цели. Экипаж, ведущий корректировку огня по цели с известными координатами, дол. жен определять себя прежде всего по ориентирам, располо­ женным вблизи цели, а в слу­ чаях, когда немецкие зенитки препятствуют подходу к ней на расстояние видимости, огонь артиллерии можно впол­ не наводить по ориентирам, не видя самой цели. Примером такого наведения огня может служить операция пс- уничтожению батареи про­ тивника на закрытом рубеже. На одном из участков оборо­ ны немец установил батарею в закрытом месте, невидимую с. суши нашими наблюдательны­ ми постами. А командный пункт батареи располагался па высоте, с которой хорошо про­ сматривался сектор обстрела нашего рубежа. Эта батарея имела задачу блокировать Вы­ годные коммуникации наших войск. Артподготовка по этой цели на протяжении значи­ тельного времени не давала эффэктивных результатов. Тщательно подготовившись к выполнению боевого задания, я вылетел на корректировку арто-тня одновременно двух наших батарей по фашистской батарее . с расчетом полного уничтожения ее. лишит противника возможно­ сти атаки. Бывает также, когда немцы, пользуясь облачностью, и в момент отхода «Ильюшиных»^ от цели, атакуют их .внезапно. Гі этих случаях стрелок может обнаруживать врага только тстда, когда он окажется у са­ мого самолета. Главное здесь— не теряться, а дать сразу за­ градительный огонь длитель­ ной беспрерывной очередью. Противник, надеясь на свою внезапность и имея большую скорость, не успеет отвернуть и попадем под самый огонь стрелка. Основной задачей стрелка штурмовика является отраже­ ние атаки истребителя против­ ника и лишение его возможно­ сти вести точный огонь. Бы­ вают случаи, когда противник, ведя воздушный бой с истре­ бителем прикрытия, зависает в хвост у штурмовика на. рас­ стоянии нескольких десятков метров. Тут только не зевай, а прямой наводкой да. длинной очередью бей его. В основном же стрелок призван нѳ допу­ скать истребителя противника к «Ильюшину». Постоянно со­ вершенствуясь, перенимая опыт лучших воинов, выраба­ тывай свои методы борьбы с истребителями противника. Зенитный огонь противника и плохая видимость в районе цели не давали возможности видеть самую цель, но озера размером 50—100 метров, у ко­ торых располагалась цель, были заметны с расстояния 2—3 километров. Тогда мне пришлось огонь североморских батарей наводить по ориенти­ рам. Через 8 минут после нача­ ла боя в воздухе появились вражеские самолеты.. Их встре­ тили истребители прикрытия и успешно отражали атаки нем­ цев до конца выполнения зада­ ния корректировщиком. Через два часа я вновь под­ нялся в воздух проконтроли­ ровать, насколько эффективен был огонь наших батарей. По­ дойдя на близкое расстояние к цели, я видел там сплошные разрывы. Наши артиллеристы били точно. Истребители про­ тивника опоздали к месту боя к пришли в район цели* уже после выполнения корректи­ ровщиком своей задачи. Про­ изведенные аэрофотоснимки свидетельствуют о том-, что вражеская батарея четырех- оруднйного состава вместе со складом боеприпасов была пол­ ностью уничтожена. Практика показывает, что противник всеми средствами старается «снять» корректи­ ровщика. Самолет вынужден находиться в районе цели мини­ мум 15—20 минут, а за это вре­ мя противник успевает подни­ мать своих истребителей и ввязываться в. бой. Поэтому прикрытие корректировщика должно осуществляться двумя [ Бьют II ночнини На днях летчики Н-окогопа. разделения совершили 2 налет на крупные аэродрому укрепленные районы возѴ # . и рнант бомбовой нагрузки Su, в зя т е расчетом наиболее фективного поражения оаипл. тов з ангарах и на стоянГ» ' складов, казарм Это принесло свои плоды я результате успешного 6 jm J i метания экипажи отметили » і тыре крупны х пожара, сопао вожд а вш и хся взрывами Хорошо проявили себя в a w полете молодой летчик Сергеев и его штурман Сермятный' D умело подошли к центру аэзо. дрома н сфотографировали era ‘ запечатлели на пленку сам боевую работу. Отлично две ствовали экипажи летчиков у», ж ум це ва , Колягина, Плюш Бел лоусовз Первое боевое крвщв ние получил пилот Афанасьев Г Тщательно подготовили ма-і териальную часть техники и ме­ ханики Селезнев, Попов Сели.! ванов, Бондарев и др. Лейтенант С. ВАЙСШТЕЙН, Готовят летное поле Н -С К И Й АЭРОДРОМ Г(Наш с п е ц . к орр . По телефону.) Очистка взлетной площад­ ки от снега продолжается с неослабевающими .темпами, работа подходит к концу. Сегодня впереди—красно­ флотцы капитана- Плоденко. Особенно хороших результа­ тов добились группы' сер­ жанта Тищенко и красно­ флотца Лукашева, С рассвета и до поздней ночи находятся на поле трактористы Петров, Калаш­ ников и Нурмухаметов. Они отвозят снег, грейдеруют и укатывают взлетную полосу. Краснофлотец Петров, на­ пример. обслуживает 10 больших саней и за день вместе с напарником выво­ зит более 1200 кубометров снега. Командование об'лви- ло ему благодарность. ■ ѵѵѵлл/ группами истребителей. П«р вая — в составе пары непо сродственного прикрытия идя сзади на. одной высоте с кор ректировщиком на расстоянии позволяющем отражать любук атаку. Вторая группа-удар, нал (четыре самолета) еле. дует сзади на удалении 800- і.000 метров с. превышений- ва 200—300 метров и в случаі появления .противника связы вает его беем. Корректировка огня можеі производиться без прикрытия! расчетом на внезапность толь­ ко при наличии в районе об№ та облачности с «окнами» на высоте 1.500—2.000 метров. в этом случае заходы нужно лать змейкой «уколами» с У®' дс-м в «окна» и в облачность. Противник всячески и * ; рается маскировать и огра*' дать ложными макетами важ­ ные военные об’екты и баг,- реи, устр>аивая на ложных и лях подрывы фугасок М появлении нашего коррекі ровщика. Вот почему тща1'' кая визуальная и аэрофоі разведка играет огромн»* роль. При визуальной Разв „ экипаж самолета корректив щика должен обращать внимание на установление - вучести цели. Выполнение невого налета по нем«-п»‘ батареям,' как правило, дол*- осуществляться лишь при >1 ловии, ©ели данные- места р положения батареи сходяті данными, получаемыми визуальной разведки и засе эвукобатарей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz