Североморский лётчик. 1944, апрель.

■СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Бомбо - штурмовой удар Капитан Л, Синицын по аэродрому противника L Подготовка удара Комбо-штурмовой удар по аэродрому противника по сравнению с атаками враже­ ских .караванов имеет свои особенности. Если караван — цель не постоянная и о ней точные данные не всегда имеются, то аэродром—хорошо наученная, постоянная цель. Отсюда вся подготовка удара должна строиться на точном проигрывании его на земле. Летчик, вылетая на штурмов­ ку, обязан отлично знать рас ­ положение -аэродрома относи­ тельно основных ориентиров почечных, линейных), ПВО цели, расположение самолет иых стоянок по последним д ан ­ ным аэрофотос’емки. Каждый зкипаж заранее должен знать порядок применения огня, ухо­ да от дели и место сбора, вы­ соту выхода на цель, порядок прикрытия истребителями и .место встречи с ними. Опыт учит, что когда подго­ товку удара придается должное значение, успех его бывает болео полным. Примером может служить удар но вражескому народрому наших штурмовиков под командованием майора Киличева и капитана Осыка Сам полет был тщательно под­ готовлен, весь ход его проте­ кал организованно, как было предусмотрено на земле. В ре­ зультату потерь мьг не имели, 1 а вражеских самолетов унич- 1 тожили и повредили около 20. Совсем обратиоэ получается, когда вопросам подготовки не уделяется должного внимания. Долько этим можно об’яснить положение, при котором во «рлмя одного вылета, ведущие истребителей перепутали груп­ пы штурмовиков и все при­ строились к одной группа, оставив другую без прикры­ тия. Плохая подготовка на земле■ объясняет и случай, когда истребители сопровож­ дения, не зная номера само­ лета ведущего «Ила», при­ строились к отбившимся от строя летчикам-штурмовикам тт. Якубовичу и Гарбузову. В результате была потэряна ориентировка, а истребителям грозила нехватка горюч?г*->. 2. Маршрут и высота полета Задание командования выполнено. Летчики возвращаются на отдых. Фото И. Михеева. R незапный и точный по месту и времени вы,ход на цель является важнейшим условием успеха штурмового налога. Отклонение в выходе на Ц9ЛЬ м е ч е т утрату внезап­ ности и 'снижа ет эффектив­ ность удара. Маршрут должен нролэгать по хорошо опознаваемым ориентирам (озера, изгибы ре­ чек, высоты). Выход ка аэро­ дром производится от хар,<:-: тарного ориентира, находяще­ гося вблизи от цели, или по створу ориентиров. Участок маршрута «т послед-, него контрольного ориентира до маета штурмовки является самым ответственным. Время и курс его npwtwa следует рассчитать особенно тщатель­ но. Однако достижение вне­ запности не должно иттн в ѵщорб точности выхода на цель. У меня был случай, ко­ гда. неточно рассчитав уча­ сток маршрута от посл еднего контрольного ориентира, я івыскочил не на восточную окраину аэродрома. & н« за- Етдную. Самолет пришлось зо- вижчнв&ть уже над самой целью - внезапность была поте­ ряна Для достижения скрытности подходить к дели нужно на бреющем полет о высс>той до 50 метров, от контрольного ориэ-н- тгра высоту набирать до 500 — 600 метров. В бреющем полото всего труднее определить точ­ ку выхода штурмовиков на цель, при том фон местности прекрасно скрадывает самоле­ ты. Однажды, рассчитывая на рассредоточиваниэ .зенитного огня, мы пошли на цель с ра з­ ных высот. Обнаружив наши самолеты, немцы подняли в воздух своих истребителей п привели в готовность зенит­ ную артиллерию. В тот раз эффекта должного не получи­ лось, а мы понесли потери. Боевой порядок группы Л |у чш и м боевым порядком группы является нерав­ ный клин, который при С—8 с а ­ молетах на короткой стороне .••т 2 машины. Если после атаки цели предполагается ра з­ роют в левую сторону, то во из- б^жаниэ зависания длинной стороной клина должна быть правая и наоборот. Никаких по- ростраиваний из пеленга в пе­ ленг над целью или в зоне з е ­ нитного огня не допускается. Это приводит к излишним по­ терям и разрыву строя. В момент выхода на цель ппурмовнки предохраняют се­ бя o t 'зенитного огня против­ ника следующими способами: О противозенитным маневром (изменениями в скорости, ма­ невром по вертикали и по го­ ризонтали, заключающемся в незначительном скольжении), 2) сокращением глубины бое­ вого порядка, 3) подавлением зеннтного огня специально-вы- леннымн для этого са ­ молетами. которые откло­ няются незначительно с бо е -. вото курса. Если отклоно-j ни© их будет свыше 10 — 15 . градусов, то летчикам, чтобы догнать общую группу, при­ дется делать развороты. Это в зоне огня крайне нажолатель- і*о В этом случае лучше до­ лить довороты, но не координн- рг'ззнныл а с небольшим сколь- кснием. По аэродрому противника следует делать одни заход с максимальным использованием нгего огня штурмовика. Для второго захода боэкомплект остается только на пулеметах, да н тот ввиду небольшой вы­ соты и малых углов на повтор­ ном заходе используется с небольшим эффектом. Зенит­ ный Же огонь на п'ервом заходе очень мал, а на втором — у р а ­ ганный. 4^Атака цели П осле подскока на высоту 500—600 метров ведущие командиры или отдельные эки­ пажи, согласнополученным за. даниям, выискивают об’екты, уточняют .заходы. По коман­ де ведущего, данной по радио илй эволюцией самолета, лет­ чики увеличивают скорость и вводят самолеты в планирова­ ние с углом 10—20 градусов. С дистанции 1.200 —2.000 метров они открывают огонь из пушек, пулеметов и выпускают снаря­ ды. С высоты 50 метров, пере- водя'самолет в горизонтальное положение, производят бомбо­ метание по длине цели. Ведение огня по цели с боль­ шим' или мэньшим углом, не­ жели 10—20 градусов, не дает нужного эффекта. При малом угле, например, огонь ведэтся с больших дистанций и непри­ цельный. Недостаточно в этом случае и скорости полета над | целью, что увеличивает время нахождения самолета под ог­ нем неприятеля. Слишком ^большой угол приводит к бы­ строй потере высоты и нэпол- ному использованию боеком плекта. 5 . Уход от цели а |о с 'л о выхода из зоны зе­ нитного огня ведущпй производит змейку на скорости, позволяющей ведомым при­ строиться к нему. Место сбора группы должно быть нѳ над н а ­ селенным пунктом п не в зоне Огня. Первой к месту сбора приходит группа боя (если оаа но связана воздушным боэм) и обеспечивает безопасность сбора. Если группа еще не ус- пола построиться — командіф делает круг или короткую пет­ лю, чтобы проверить состав с а ­ молетов и дать возможность занять своо место отставшим штурмовикам и истребителям. Однажды летчику Хомуте ко­ му пришлось вести бой с 2 ' «Ме-109» только потому. - что ведущий не проверил при­ строился ли летчик и оставил эго одного. К месту сбора ве ­ дущий подходит на высоте но менее 200 метров, так как фон местности скрывает коман­ дира от идущих сзади ведо­ мых. Уход на свою территорию лучше строить по кратчайшей прямой н а бреющей высоте. 6. Сопрово­ ждение истребителей R о время следования к цели группа истребителей непо­ средственного прикрытия идет сзади штурмовиков на 800—1000 метров с превышением на 50 метров. Дистанция увеличена для удобства отражения атак вражеских истребителей и для наращивания скорости на ма­ невре. Во время атаки цели группа непосредственного при­ крытия следует з а штурмови­ ками и над целью, по возмож­ ности подавляя зенитные сред ­ ства противника. Начать бой она может только тогда, когда все истребитэли боя связаны схваткой, а неприятель имеет численный перевес. О вступл е ­ нии в бой истребители непо­ средственного прикрытия с т а ­ вят в известность по радио ве ­ дущего .штурмовиков. Группа боя следует со сторо­ ны вероятного появления истребителей противника на дистанции 2.000 метров п с превышением до 200—300 м е т­ ров. З а 1—2 минуты до цели выходит вперед, связывает боем барражирующие истреби­ тели противника и блокирует его аэродром. Если же боем она не св я зан а , то обходит аэродром по границе (не в зоне зенитного огня) и выхо­ дит первой к месту . сбора группы. На обратном кур с е истребители боя следуют т а ­ ким же порядком как и к ц е ­ ли. Вся группа самолетов р а ­ ботает на одной радиоволне, оповещая друг друга о появле­ нии противника по радио и рйікетами. даваемыми с т р е л к а ­ ми со штурмовиков. Практика- показала, что даже тогда, котла в с е истребители прикрытая С Б я з а н ы боем, хо­ рошо слетанная группа ш тур ­ мовиков, используя о т л и ч н ы е качества своих самолетов, м о - ж-эяг успешно вести д ли т е л ь ­ ный воздушный бой с т іс т р е би - 1ходями противника. В железном кольце БОИ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ГРУППИРОВКИ ПРОТИВНИК -\ ОКРУЖЕНІ-ЮИ •В РАЙОНЕ СКАЛА. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ 5 апреля. Наши войска продол- {жают. вести бои по уннчтохе. І нию группировки противника ! окруженной в районе города ] Скала. Гитлеровцы, зажатые^ плотное кольцо советская 1зойск, мечутся в поисках выи і да. Они бросаются то в одном то в другом месте в контратака в надежде нащупать слабое звено в кольце окруживших их наших войск, пробить себе хоть ' какой-нибудь коридор для выхода из окружения. Но тщетно! Все контратаки про тивника оказываются бесплод­ ными. .Наши воины, обогащен кыѳ неоднократными битвам;: на уничтожение больших и ма­ лых вражеских группировок, действуют испытанными мето­ дами: они вбивают клинья в неприятельскую оборону, рас­ членяют ее, уничтожают врага по частям. В течение 3 апреля немць: одновременно предприняли на нескольких участках контрата­ ки группами пехоты от ротыдо батальона, поддерживаемых танками. Все контратаки были отбиты. Наше командование установило, что все эти контр­ атаки носили отвлекающий ха­ рактер, а основной решающий контрудар готовился в другом место. Вскоре главное направ­ ление вражеского удара было разгадано. На узком участке фронта аз района Борщева, с целью про­ рыва на запад, двинулись на наши позиции крупные силы пехоты и до 100 танков. Этот мощный кулак пехоты и тан­ ков должен был, как казалось немцам,' протаранить одним ударом кольцо окружения. На контратакующих гитлеровцев обрушилась лавина огня. Нем­ цы несли колоссальные поте­ рн. Вражеская попытка закон­ чилась полным крахом. На по­ ле боя, по далеко неполным данным, немцы оставили более 3 000 убитых солдат и офице­ ров н не менее 30 подбитых я сожженных танков. Не смотря на отсутствие лет­ ной погоды , целый день 3 ап­ р ел я в район окружения рва­ лись немецкие транспортные самолеты о боеприпасами, го­ рючим, продовольствием. Од­ нако немногим транспортным самолетам противника удалось достигнуть цели. Им преграж­ дали путь еще на дальних под­ ступах наши зенитчики и истребители. Г. ОШАРОВСНИЙ. 7 апреля 1944 г., № 83 (158). И овости зарубежной технит А h Новый авиамотор Мерлин 61 |« - На истребителях Спитфайр (Ая-^ глия) установлены новые мо т о р у Берлин 61 с двухступенчаты! ^ нагнетателем, обеспечивавши*.;,-i значительное повышение мошно*-: сти мотора, особенно при вьісоАД ных полетах (на высоте 12.000 и.|& Новый мотор Мерлин 61 вес* 740 кг, диаметр цилиндров ШИ -.* тод поршней 152,4 мм. Мощность нового мотора выше , Мерлин ■ равной 1'260 л. с. на высоте 3 метров. к „Авизйшен". НОЧНОЙ Ш; истребитель Р*70ж В США фирмой Дуглас БЫЯ іцен новый ночной " истребите® Р-70 (новая модель истребит**' „Хавок*). Вооружение последив состоит из четырех 20 мм. п уш в вмонтированных в носовой чгей фюзеляжа. Мотор Райта .Цикле! 14“, мощностью 1.700 л. с. Максимальная скорость негр* бнтеля 560 кыічас. „Интѳраэи»'.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz