Североморский лётчик. 1944, апрель.
■СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Бомбо - штурмовой удар Капитан Л, Синицын по аэродрому противника L Подготовка удара Комбо-штурмовой удар по аэродрому противника по сравнению с атаками враже ских .караванов имеет свои особенности. Если караван — цель не постоянная и о ней точные данные не всегда имеются, то аэродром—хорошо наученная, постоянная цель. Отсюда вся подготовка удара должна строиться на точном проигрывании его на земле. Летчик, вылетая на штурмов ку, обязан отлично знать рас положение -аэродрома относи тельно основных ориентиров почечных, линейных), ПВО цели, расположение самолет иых стоянок по последним д ан ным аэрофотос’емки. Каждый зкипаж заранее должен знать порядок применения огня, ухо да от дели и место сбора, вы соту выхода на цель, порядок прикрытия истребителями и .место встречи с ними. Опыт учит, что когда подго товку удара придается должное значение, успех его бывает болео полным. Примером может служить удар но вражескому народрому наших штурмовиков под командованием майора Киличева и капитана Осыка Сам полет был тщательно под готовлен, весь ход его проте кал организованно, как было предусмотрено на земле. В ре зультату потерь мьг не имели, 1 а вражеских самолетов унич- 1 тожили и повредили около 20. Совсем обратиоэ получается, когда вопросам подготовки не уделяется должного внимания. Долько этим можно об’яснить положение, при котором во «рлмя одного вылета, ведущие истребителей перепутали груп пы штурмовиков и все при строились к одной группа, оставив другую без прикры тия. Плохая подготовка на земле■ объясняет и случай, когда истребители сопровож дения, не зная номера само лета ведущего «Ила», при строились к отбившимся от строя летчикам-штурмовикам тт. Якубовичу и Гарбузову. В результате была потэряна ориентировка, а истребителям грозила нехватка горюч?г*->. 2. Маршрут и высота полета Задание командования выполнено. Летчики возвращаются на отдых. Фото И. Михеева. R незапный и точный по месту и времени вы,ход на цель является важнейшим условием успеха штурмового налога. Отклонение в выходе на Ц9ЛЬ м е ч е т утрату внезап ности и 'снижа ет эффектив ность удара. Маршрут должен нролэгать по хорошо опознаваемым ориентирам (озера, изгибы ре чек, высоты). Выход ка аэро дром производится от хар,<:-: тарного ориентира, находяще гося вблизи от цели, или по створу ориентиров. Участок маршрута «т послед-, него контрольного ориентира до маета штурмовки является самым ответственным. Время и курс его npwtwa следует рассчитать особенно тщатель но. Однако достижение вне запности не должно иттн в ѵщорб точности выхода на цель. У меня был случай, ко гда. неточно рассчитав уча сток маршрута от посл еднего контрольного ориентира, я івыскочил не на восточную окраину аэродрома. & н« за- Етдную. Самолет пришлось зо- вижчнв&ть уже над самой целью - внезапность была поте ряна Для достижения скрытности подходить к дели нужно на бреющем полет о высс>той до 50 метров, от контрольного ориэ-н- тгра высоту набирать до 500 — 600 метров. В бреющем полото всего труднее определить точ ку выхода штурмовиков на цель, при том фон местности прекрасно скрадывает самоле ты. Однажды, рассчитывая на рассредоточиваниэ .зенитного огня, мы пошли на цель с ра з ных высот. Обнаружив наши самолеты, немцы подняли в воздух своих истребителей п привели в готовность зенит ную артиллерию. В тот раз эффекта должного не получи лось, а мы понесли потери. Боевой порядок группы Л |у чш и м боевым порядком группы является нерав ный клин, который при С—8 с а молетах на короткой стороне .••т 2 машины. Если после атаки цели предполагается ра з роют в левую сторону, то во из- б^жаниэ зависания длинной стороной клина должна быть правая и наоборот. Никаких по- ростраиваний из пеленга в пе ленг над целью или в зоне з е нитного огня не допускается. Это приводит к излишним по терям и разрыву строя. В момент выхода на цель ппурмовнки предохраняют се бя o t 'зенитного огня против ника следующими способами: О противозенитным маневром (изменениями в скорости, ма невром по вертикали и по го ризонтали, заключающемся в незначительном скольжении), 2) сокращением глубины бое вого порядка, 3) подавлением зеннтного огня специально-вы- леннымн для этого са молетами. которые откло няются незначительно с бо е -. вото курса. Если отклоно-j ни© их будет свыше 10 — 15 . градусов, то летчикам, чтобы догнать общую группу, при дется делать развороты. Это в зоне огня крайне нажолатель- і*о В этом случае лучше до лить довороты, но не координн- рг'ззнныл а с небольшим сколь- кснием. По аэродрому противника следует делать одни заход с максимальным использованием нгего огня штурмовика. Для второго захода боэкомплект остается только на пулеметах, да н тот ввиду небольшой вы соты и малых углов на повтор ном заходе используется с небольшим эффектом. Зенит ный Же огонь на п'ервом заходе очень мал, а на втором — у р а ганный. 4^Атака цели П осле подскока на высоту 500—600 метров ведущие командиры или отдельные эки пажи, согласнополученным за. даниям, выискивают об’екты, уточняют .заходы. По коман де ведущего, данной по радио илй эволюцией самолета, лет чики увеличивают скорость и вводят самолеты в планирова ние с углом 10—20 градусов. С дистанции 1.200 —2.000 метров они открывают огонь из пушек, пулеметов и выпускают снаря ды. С высоты 50 метров, пере- водя'самолет в горизонтальное положение, производят бомбо метание по длине цели. Ведение огня по цели с боль шим' или мэньшим углом, не жели 10—20 градусов, не дает нужного эффекта. При малом угле, например, огонь ведэтся с больших дистанций и непри цельный. Недостаточно в этом случае и скорости полета над | целью, что увеличивает время нахождения самолета под ог нем неприятеля. Слишком ^большой угол приводит к бы строй потере высоты и нэпол- ному использованию боеком плекта. 5 . Уход от цели а |о с 'л о выхода из зоны зе нитного огня ведущпй производит змейку на скорости, позволяющей ведомым при строиться к нему. Место сбора группы должно быть нѳ над н а селенным пунктом п не в зоне Огня. Первой к месту сбора приходит группа боя (если оаа но связана воздушным боэм) и обеспечивает безопасность сбора. Если группа еще не ус- пола построиться — командіф делает круг или короткую пет лю, чтобы проверить состав с а молетов и дать возможность занять своо место отставшим штурмовикам и истребителям. Однажды летчику Хомуте ко му пришлось вести бой с 2 ' «Ме-109» только потому. - что ведущий не проверил при строился ли летчик и оставил эго одного. К месту сбора ве дущий подходит на высоте но менее 200 метров, так как фон местности скрывает коман дира от идущих сзади ведо мых. Уход на свою территорию лучше строить по кратчайшей прямой н а бреющей высоте. 6. Сопрово ждение истребителей R о время следования к цели группа истребителей непо средственного прикрытия идет сзади штурмовиков на 800—1000 метров с превышением на 50 метров. Дистанция увеличена для удобства отражения атак вражеских истребителей и для наращивания скорости на ма невре. Во время атаки цели группа непосредственного при крытия следует з а штурмови ками и над целью, по возмож ности подавляя зенитные сред ства противника. Начать бой она может только тогда, когда все истребитэли боя связаны схваткой, а неприятель имеет численный перевес. О вступл е нии в бой истребители непо средственного прикрытия с т а вят в известность по радио ве дущего .штурмовиков. Группа боя следует со сторо ны вероятного появления истребителей противника на дистанции 2.000 метров п с превышением до 200—300 м е т ров. З а 1—2 минуты до цели выходит вперед, связывает боем барражирующие истреби тели противника и блокирует его аэродром. Если же боем она не св я зан а , то обходит аэродром по границе (не в зоне зенитного огня) и выхо дит первой к месту . сбора группы. На обратном кур с е истребители боя следуют т а ким же порядком как и к ц е ли. Вся группа самолетов р а ботает на одной радиоволне, оповещая друг друга о появле нии противника по радио и рйікетами. даваемыми с т р е л к а ми со штурмовиков. Практика- показала, что даже тогда, котла в с е истребители прикрытая С Б я з а н ы боем, хо рошо слетанная группа ш тур мовиков, используя о т л и ч н ы е качества своих самолетов, м о - ж-эяг успешно вести д ли т е л ь ный воздушный бой с т іс т р е би - 1ходями противника. В железном кольце БОИ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ГРУППИРОВКИ ПРОТИВНИК -\ ОКРУЖЕНІ-ЮИ •В РАЙОНЕ СКАЛА. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ 5 апреля. Наши войска продол- {жают. вести бои по уннчтохе. І нию группировки противника ! окруженной в районе города ] Скала. Гитлеровцы, зажатые^ плотное кольцо советская 1зойск, мечутся в поисках выи і да. Они бросаются то в одном то в другом месте в контратака в надежде нащупать слабое звено в кольце окруживших их наших войск, пробить себе хоть ' какой-нибудь коридор для выхода из окружения. Но тщетно! Все контратаки про тивника оказываются бесплод ными. .Наши воины, обогащен кыѳ неоднократными битвам;: на уничтожение больших и ма лых вражеских группировок, действуют испытанными мето дами: они вбивают клинья в неприятельскую оборону, рас членяют ее, уничтожают врага по частям. В течение 3 апреля немць: одновременно предприняли на нескольких участках контрата ки группами пехоты от ротыдо батальона, поддерживаемых танками. Все контратаки были отбиты. Наше командование установило, что все эти контр атаки носили отвлекающий ха рактер, а основной решающий контрудар готовился в другом место. Вскоре главное направ ление вражеского удара было разгадано. На узком участке фронта аз района Борщева, с целью про рыва на запад, двинулись на наши позиции крупные силы пехоты и до 100 танков. Этот мощный кулак пехоты и тан ков должен был, как казалось немцам,' протаранить одним ударом кольцо окружения. На контратакующих гитлеровцев обрушилась лавина огня. Нем цы несли колоссальные поте рн. Вражеская попытка закон чилась полным крахом. На по ле боя, по далеко неполным данным, немцы оставили более 3 000 убитых солдат и офице ров н не менее 30 подбитых я сожженных танков. Не смотря на отсутствие лет ной погоды , целый день 3 ап р ел я в район окружения рва лись немецкие транспортные самолеты о боеприпасами, го рючим, продовольствием. Од нако немногим транспортным самолетам противника удалось достигнуть цели. Им преграж дали путь еще на дальних под ступах наши зенитчики и истребители. Г. ОШАРОВСНИЙ. 7 апреля 1944 г., № 83 (158). И овости зарубежной технит А h Новый авиамотор Мерлин 61 |« - На истребителях Спитфайр (Ая-^ глия) установлены новые мо т о р у Берлин 61 с двухступенчаты! ^ нагнетателем, обеспечивавши*.;,-i значительное повышение мошно*-: сти мотора, особенно при вьісоАД ных полетах (на высоте 12.000 и.|& Новый мотор Мерлин 61 вес* 740 кг, диаметр цилиндров ШИ -.* тод поршней 152,4 мм. Мощность нового мотора выше , Мерлин ■ равной 1'260 л. с. на высоте 3 метров. к „Авизйшен". НОЧНОЙ Ш; истребитель Р*70ж В США фирмой Дуглас БЫЯ іцен новый ночной " истребите® Р-70 (новая модель истребит**' „Хавок*). Вооружение последив состоит из четырех 20 мм. п уш в вмонтированных в носовой чгей фюзеляжа. Мотор Райта .Цикле! 14“, мощностью 1.700 л. с. Максимальная скорость негр* бнтеля 560 кыічас. „Интѳраэи»'.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz