Североморский лётчик. 1944, апрель.

ОФИЦЕРЫ МОРСКОЙ АВИАЦИИ Североморский Илья Катунин штурмовик Есть люди, с которыми мож­ но сдружиться при первой встрече. Своей простотой, искренностью л правдивостью они быстро располагают к се­ бе. К числу таких людей и при. надлежит старший лейтенант Илья Катунин. Невысокий, немного суту ­ лый, он шол через летное по­ ле, размахивал шлемом. Кру­ пинки снега резали глаза. Л ет ­ чик только вернулся из учеб­ ного полета и направлялся те­ перь в свою землянку. Совсем недавно Катунина считали в части молодым, не­ обстрелянным пилотом, с з а ­ таенным волнением он просил­ ся в первый боевой вылет. Те­ перь уже о нем говорили, как об опытном летчике-штурмови- кѳ. Техники, летчики радостно встречают своего товарища. Старший лейтенант Катунин принадлежит к числу летчиков, которые прошли большой срок службы в авиации. Его жизнь многогранна и содержательна. Семилетним ребенком Катунин лишился отца и, прожив два года у матери, в 1918 году со­ ветской властью был взят на воспитаний в детский дом. Во­ семнадцати лет он поступил на металлургический завод в Го­ меле. Ударная работа днем, учеба в партийной школе ве­ чером пр-инесли Катунину не­ малую славу. Бригада, в кото­ рую он входил, получила ор ­ ден Трудового Красного З н а ­ мени. . В 1931 роду коммунист Кату­ нин ед е т на учебу в высшую школу профдвижения, а еще /через год райком партии по­ сылает Катунина в летную школу. Курсант, пилот, инг структор звена, отряда, эска­ дрильи гражданского воздуш­ ного флота и снова командир отряда военных летчиков—-та­ ков путь Катунина в авиации. Несколько сот бывших уч е ­ ников Катунина сражаются сей. час с врагом на- различных участках фронта. Трое из его курсантов — Ковалев, Мени- кин и Чулков—стали Героями Советского Союза. Не сиделось больше в тылу и Катунину. Обидно было от­ ставать от учеников. После не­ однократных и настойчивых просьб, в 1942 году его напра­ вили в запасной авиаполк. — Хорош без провозных. — заключил командир полка, проверив летное искусство вновь прибывшего. Через ме­ сяц Катунин попал в часть штурмовиков, а весной 1943 го­ да прибыл на Север. Первый вылет прошел удач ­ но. Катунин отлично держался в строю, сбросил по цели бом­ бы и снаряды. Мастерство летчика росло быстро: он не жалел для этого ни труда, ни сил и после не­ скольких вылетов самостоя­ тельно повел шестерку «Илью; шиных» на караван врага. К цели вышли точно, ударили прицельно. Транспорт против­ ника водоизмещением 5—6 ты­ сяч тонн пошел на дно. Нал родным аэродромом раздался тогда первый победный салют Катунина. Насколько раз подбивали само­ лет Катунина над целью, и все­ гда он приводил его на аэродром. Выручали не только хорошие качества маши­ ны. Незауряд­ ные . способно­ сти летчика со­ путствовали каждому его но­ вому успеху. Исключитель-' ное мастерство проявил стар ­ ший лейтенант Катунин в од- л о м из послед­ них вылетов. Командиром большой группы самолетов он вылетел в мо- “ " ре для нанесения удара по крупному вражескому карава­ ну. В пути машины встретили сплошную дымку. Серая и низ­ кая, она висела почти до самой воды. Катунин не сворачивал с курса. Он уверенно вел штур­ мовик на цель и точно вышел на нее. — Цель впереди, захожу в атаку,—передал он по радио. И выбрав транспорт, стал пики­ ровать на него. Вначале Ка­ тунин выпустил снаряды, з а ­ тем сбросил бомбы. В этот мо­ мент самолет сильно подброси­ ло и дернуло влево. Катунин оглянулся. Лента со снарядами вылетела из гнезда и лежала на поверхности плоскости, я с ­ но выделялась огромная сквоз­ ная дыра. Удерживая равнове­ сие самолета элеронами и ру ­ лем поворота., Катунин продол, жал пикировать и. дойдя до расчетной высоты, точно сбро­ сил остальные бомбы. IIг, получалась теперь на от­ ходе и должная змейка. Если вправо Катунин мог вести са­ молет нормально, то влево м а­ шина теряла высоту и быстро проваливалась вниз. Вначале летчик не хотел подавать вида, что он подбит, но все уси­ лия но терять скорость бы­ ли тщетны. Катунину приш­ лось передать руководство группой своему заместителю. Теперь оставалось одно—дотя­ нуть машину до ближайшего аэродрома. Внизу и далеко впереди простиралось море. Око было близко и с каждым метром полета приближалось При малейшем неаккуратном движении ручки левая пло­ скость быстро ныряла вниз, и вновь вода приближалась. Пе­ риодами казалось, что вот-вот самолет врежется в воду... Ка­ тунин продолжал искусно ве­ сти машину вперед и довел ее до аэродрома... Три корабля противника по­ топил лично и один поджег ;Илья Борисович Катунин з^а !полгода пребывания.на фронте. Кроме того, он—участник пото­ пления еще трех крупных не­ мецких транспортов, многих штурмовых ударов по аэродро­ мам, портам и батареям про­ тивника. За мужество и отва­ гу. проявленные в боях с вра­ гом, старший лейтенант Кату- нин награжден ооденом Крас­ ного Знамени. Скромный офи­ цер, он не успокаивается на достигнутом. В новый полет, в новый бой—стремление Ка­ тунина. За скромность, бесстрашие, умение воевать, простоту—вот за что любят летчики и техни­ ки своего боевого друга. Н, НРЕТ0В, о в о С т И 3 а р езрен ой те-зен и к и Обнаружение самолетов на расстоянии - тиной д е н ь ПѴ • V Ш ' T / ’E / iИТЕЛЕЙ Подавлена зенитная батарея. Убито и ранено нескол ько десятков немцев, на орудийная прислуга. За- Н-СКИЙ АЭРОДРОМ. (Наш. корр. Па телефону). Пара истребителей—веду­ щий гвардии старший лей­ тенант Максимович и его ведомый гвардии младший лейтенант Бойченко по бое­ вой тревоге вылетели на перехват вражеского раз­ ведчика. Вскоре им сооб­ щили, что немецкий раз­ ведчик сбит иашими зенит­ чиками. Истребители, имея пред­ варительное разрешение, продолжали полет и взяли курс на вражескую терри­ торию, имея целью развед­ ку дорог, штурмовку объек­ тов по своему выбору. Вскоре летчики достигли одного важного объекта противника. Вражеские зе ­ нитки открыли огонь. Мак­ симович засек расположе­ ние зенитной батареи и до­ вернул на нее. Пушечными очередями была уничтоже- чем с пикирования летчики подвергли обстрелу второе орудие и заставили его за- молчать. Развернувшиіь в сторону строений, они дали несколько очередей по вы­ сыпавшим на улицу гитле­ ровцам. Продолжая итти на той же высоіе, летчики обна­ ружили в одном овраге группу немецких егерей, об- стреляли и рассеяли их. По пути к линии фронта истре- бители рассеяли еще не­ сколько мелких групп фа­ шистов. В результате успешного вылета Максимович и Бой­ ченко подавили зенитную ба­ тарею и уничюжили орудий­ ную прислугу, убили и ра­ нили несколько десятков не­ мецких солдат и офицеров. Кроме того, они доставили ценные данные разведки. ГОТОВЯТ ЛЕТНОЕ ПОЛЕ Н-ский АЭРОДРОМ. (Наш корр. По телефону), Работа по очистке летной площадки подходит к концу. Поле больше, чем на три четверти, осво­ бождено от снега. Впереди попрежнему крас­ нофлотцы тт. Яковлева, Плоденко. Группа коммуниста краснофлотца Демидова вы­ полняет норму в среднем на 130—140 процентов, Группа сержанта Тищенко очищает ежедневно 300 квадратных метров при норме 222, вывозит 84 кубических метра снега вместо 60 по норме, Следует отметить работу молодых краснофлот­ цев подразделения т. Балоболкина. Они хорошо переносят трудности военной жизни, проявляют старательность, держат крепкую дисциплину. За хорошую работу по очистке взлетной площадки от снега краснофлотцы групп сержантов Цветко- ва, Лобанова и краснофлотцев Чугунова, Смирнова и Мамонова получили благодарность от командо­ вания. Мои бои с „Фокке - Вульфами Лейтенант Л. Лапин $3 США изобретен прибор для обнаружения вражеского самоле­ та на расстоянии до 240 км. Прин­ цип действия прибора основан на собирании инфракрасных лучей от далеко находящегося источни­ ка, например, от выхлопных газов самолета, в фокусе светящегося экрана вогнутым зеркалом, рабо­ тающим на принципе астрономи­ ческого телескопа. Внутри телес­ копа помещен источник невиди­ мых ультрафиолетовых лучей, об­ лучающих экран и вызывающих слабое свечение такового. В мес­ те, на которое падают инфракрас­ ные лучи, экран, светится ярче и дает возможность видеть изобра­ жение самолета, хотя последний it остается практически невиди­ мым для наблюдателя. Именно благодаря устройству, основанному на этом принципе, были обнаружены на расстоянии около 210 км, японские бомбар­ дировщики 71X11-1941 г. при ата­ ке последними Пирл Харбор. „Сайенс Дайджест". С «Фокке-Вульфами-190» мне пришлось драться дважды. Первый раз я встретился е ни­ ми, при сопровождении «Илью­ шиных». Ведомый мой тогда вернулся с задания из-за не­ исправности мотора. Находясь намного выше меня, пара не­ мецких истребителей пыталась зайти в хвост моей машины. Я знал, что «ФВ» тяжелый само­ лет, и немецкие летчики пред­ почитают драться на виражах. Самым выгодным положением для меня было уйти вверх. Но сделать горку не было возмож­ ности, ті я принял бой на ле­ вом вираже. Набирая высоту, я стал ухо­ дить в приподнятый туман. Если на правом вираже «ФВ» уступает советскому истреби­ телю, то левый у него равен наіпѳму. Несколько виражей мы произвели безрезультатно: не­ мец ко мне не приближался, а я не мог зайти к нему в хвост. Второй «ФВ» отстал от нас и в «муть» но полез. Драться пришлось один на один. В сплошном тумане ни горизонта, ни воды не было видно. Понимая бесперспективность боя на вираже и зная, что обзор вперед вниз у фашистского летчика слабый, я резко дал левую ногу и полупереворотом ушел под «Фоккера». Немец имел теперь преимущество в высоте. Этого надо было его лишить. Производя иолупереворот, я сошелся почти в лоб с врагом. Набрав скорость пошел вверх. «ФВ» не отставал, все время вел неприцельный огонь, рас­ считывая деморализовать ме­ ня. Вообще, имея достаточный запас боекомплекта, немецкие летчики на этих типах машин открывают огонь с дистан­ ций 800 — 700 метров и ведут его непрерывно. Видя, что враг нѳ отстает, я снова сделал управляемый переворот с газом и, набрав скорость, резким боевым р а з ­ воротом увеличил высоту. Ко­ гда выходил из разворота, то слева под собой заметил «ФВ». Воспользовавшись преиму­ ществом в высоте, я быстро нагнал врага- и под ракурсом 1 /1 с дистанции 100 метров о т ­ крыл по нему точный огонь. После двух очередей «ФВ» з а ­ горелся. Продолжая сближе­ ние, я еще раз .обстрелял его— неприятельский истребитель перевернулся и упал в воду. Какой вывод следует из этого боя? Лучше всего драться с «ФВ» на вертикальных фигу ­ рах. Здесь наш летчик может без особых трудов обеспечить себе высоту, а общеизвестно: у кого высота—у того победа. Вскоре мне пришлось второй раз выдержать поединок с «ФВ-190» (ведомый во время боя оторвался от меня). Мне удалось первому^заметить вра­ га, и, имея ряд преимуществ, я н ь. левом вираже стал.заходить ему в хвост. У немца оказался запас скорости, т. к. он очень быстро набирал высоту и на 2 000 метров сравнялся со- мной. Зайти в хвост «ФВ» я не смог и поэтому решил втянуть его в бой на вертикалях. Сде­ лав переворот, я обеспечил себя скоростью и опять пошел на боевой. В это время фашист видя, что его тянут на верти­ кальный бой, попытался зайти в хвост другому нашему само­ лету, который от меня нах<> дился слева. Я воспользовался выгодной позицией и на левом вираже снова стал заходить в хвост «ФВ». Заметив это, про­ тивник бросил свое намерение и пикированием пытался уйти от меня. Я огляделся: мне зн- кто не угрожал. Продолжая преследование неприятеля быстро с ним сближался. W' шист ушел в горку, но тут » стал сближаться с ним еще <>»■ стрее. Тогда немец вновь с скольжением пошел вниз. ходясь выше его, я быстр*1 сблизился и открыл огонь. эазкескй пр* шиетский истребитель № сильно подбит, и летчик ре®» произвести посадку на вод.; Пользуясь тем, что вр самолет шел теперь по мой, я сблизился с ним расстояние 30—20 метров и о крыл огонь из пушки, las сбит второй «Фоккэ-ВульФ» а также <5® Два моих боя, показывают, ЧТ0 маши®' успех®1 товарищей, хваленую немецкую «ФВ-190» можно с .’- - .п бить. Если на виражах « еще может неплохо ДРа^й| (да и то более опытные на летчики заходят ому в х» не только на правом, но я л-с'вом вираже), то на вертиі лях он совершенно неподс* нашим истребителям. Наиболее уязвимы на с& лоте «ФВчІЭО»: летчик, не 1 пціщенный от атак ■боку под ракурсами, Н£" ШІІ,; от 1 /1, бензобаки, занимай^ большую площадь снизу п<м доньем летчика, крьтльч защищенная броней в 3 мы, j выходе которой из строя от $ достаточного о хл аж д е н и я тор сгорает.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz