Североморский лётчик. 1944, апрель.
ОФИЦЕРЫ МОРСКОЙ АВИАЦИИ Североморский Илья Катунин штурмовик Есть люди, с которыми мож но сдружиться при первой встрече. Своей простотой, искренностью л правдивостью они быстро располагают к се бе. К числу таких людей и при. надлежит старший лейтенант Илья Катунин. Невысокий, немного суту лый, он шол через летное по ле, размахивал шлемом. Кру пинки снега резали глаза. Л ет чик только вернулся из учеб ного полета и направлялся те перь в свою землянку. Совсем недавно Катунина считали в части молодым, не обстрелянным пилотом, с з а таенным волнением он просил ся в первый боевой вылет. Те перь уже о нем говорили, как об опытном летчике-штурмови- кѳ. Техники, летчики радостно встречают своего товарища. Старший лейтенант Катунин принадлежит к числу летчиков, которые прошли большой срок службы в авиации. Его жизнь многогранна и содержательна. Семилетним ребенком Катунин лишился отца и, прожив два года у матери, в 1918 году со ветской властью был взят на воспитаний в детский дом. Во семнадцати лет он поступил на металлургический завод в Го меле. Ударная работа днем, учеба в партийной школе ве чером пр-инесли Катунину не малую славу. Бригада, в кото рую он входил, получила ор ден Трудового Красного З н а мени. . В 1931 роду коммунист Кату нин ед е т на учебу в высшую школу профдвижения, а еще /через год райком партии по сылает Катунина в летную школу. Курсант, пилот, инг структор звена, отряда, эска дрильи гражданского воздуш ного флота и снова командир отряда военных летчиков—-та ков путь Катунина в авиации. Несколько сот бывших уч е ников Катунина сражаются сей. час с врагом на- различных участках фронта. Трое из его курсантов — Ковалев, Мени- кин и Чулков—стали Героями Советского Союза. Не сиделось больше в тылу и Катунину. Обидно было от ставать от учеников. После не однократных и настойчивых просьб, в 1942 году его напра вили в запасной авиаполк. — Хорош без провозных. — заключил командир полка, проверив летное искусство вновь прибывшего. Через ме сяц Катунин попал в часть штурмовиков, а весной 1943 го да прибыл на Север. Первый вылет прошел удач но. Катунин отлично держался в строю, сбросил по цели бом бы и снаряды. Мастерство летчика росло быстро: он не жалел для этого ни труда, ни сил и после не скольких вылетов самостоя тельно повел шестерку «Илью; шиных» на караван врага. К цели вышли точно, ударили прицельно. Транспорт против ника водоизмещением 5—6 ты сяч тонн пошел на дно. Нал родным аэродромом раздался тогда первый победный салют Катунина. Насколько раз подбивали само лет Катунина над целью, и все гда он приводил его на аэродром. Выручали не только хорошие качества маши ны. Незауряд ные . способно сти летчика со путствовали каждому его но вому успеху. Исключитель-' ное мастерство проявил стар ший лейтенант Катунин в од- л о м из послед них вылетов. Командиром большой группы самолетов он вылетел в мо- “ " ре для нанесения удара по крупному вражескому карава ну. В пути машины встретили сплошную дымку. Серая и низ кая, она висела почти до самой воды. Катунин не сворачивал с курса. Он уверенно вел штур мовик на цель и точно вышел на нее. — Цель впереди, захожу в атаку,—передал он по радио. И выбрав транспорт, стал пики ровать на него. Вначале Ка тунин выпустил снаряды, з а тем сбросил бомбы. В этот мо мент самолет сильно подброси ло и дернуло влево. Катунин оглянулся. Лента со снарядами вылетела из гнезда и лежала на поверхности плоскости, я с но выделялась огромная сквоз ная дыра. Удерживая равнове сие самолета элеронами и ру лем поворота., Катунин продол, жал пикировать и. дойдя до расчетной высоты, точно сбро сил остальные бомбы. IIг, получалась теперь на от ходе и должная змейка. Если вправо Катунин мог вести са молет нормально, то влево м а шина теряла высоту и быстро проваливалась вниз. Вначале летчик не хотел подавать вида, что он подбит, но все уси лия но терять скорость бы ли тщетны. Катунину приш лось передать руководство группой своему заместителю. Теперь оставалось одно—дотя нуть машину до ближайшего аэродрома. Внизу и далеко впереди простиралось море. Око было близко и с каждым метром полета приближалось При малейшем неаккуратном движении ручки левая пло скость быстро ныряла вниз, и вновь вода приближалась. Пе риодами казалось, что вот-вот самолет врежется в воду... Ка тунин продолжал искусно ве сти машину вперед и довел ее до аэродрома... Три корабля противника по топил лично и один поджег ;Илья Борисович Катунин з^а !полгода пребывания.на фронте. Кроме того, он—участник пото пления еще трех крупных не мецких транспортов, многих штурмовых ударов по аэродро мам, портам и батареям про тивника. За мужество и отва гу. проявленные в боях с вра гом, старший лейтенант Кату- нин награжден ооденом Крас ного Знамени. Скромный офи цер, он не успокаивается на достигнутом. В новый полет, в новый бой—стремление Ка тунина. За скромность, бесстрашие, умение воевать, простоту—вот за что любят летчики и техни ки своего боевого друга. Н, НРЕТ0В, о в о С т И 3 а р езрен ой те-зен и к и Обнаружение самолетов на расстоянии - тиной д е н ь ПѴ • V Ш ' T / ’E / iИТЕЛЕЙ Подавлена зенитная батарея. Убито и ранено нескол ько десятков немцев, на орудийная прислуга. За- Н-СКИЙ АЭРОДРОМ. (Наш. корр. Па телефону). Пара истребителей—веду щий гвардии старший лей тенант Максимович и его ведомый гвардии младший лейтенант Бойченко по бое вой тревоге вылетели на перехват вражеского раз ведчика. Вскоре им сооб щили, что немецкий раз ведчик сбит иашими зенит чиками. Истребители, имея пред варительное разрешение, продолжали полет и взяли курс на вражескую терри торию, имея целью развед ку дорог, штурмовку объек тов по своему выбору. Вскоре летчики достигли одного важного объекта противника. Вражеские зе нитки открыли огонь. Мак симович засек расположе ние зенитной батареи и до вернул на нее. Пушечными очередями была уничтоже- чем с пикирования летчики подвергли обстрелу второе орудие и заставили его за- молчать. Развернувшиіь в сторону строений, они дали несколько очередей по вы сыпавшим на улицу гитле ровцам. Продолжая итти на той же высоіе, летчики обна ружили в одном овраге группу немецких егерей, об- стреляли и рассеяли их. По пути к линии фронта истре- бители рассеяли еще не сколько мелких групп фа шистов. В результате успешного вылета Максимович и Бой ченко подавили зенитную ба тарею и уничюжили орудий ную прислугу, убили и ра нили несколько десятков не мецких солдат и офицеров. Кроме того, они доставили ценные данные разведки. ГОТОВЯТ ЛЕТНОЕ ПОЛЕ Н-ский АЭРОДРОМ. (Наш корр. По телефону), Работа по очистке летной площадки подходит к концу. Поле больше, чем на три четверти, осво бождено от снега. Впереди попрежнему крас нофлотцы тт. Яковлева, Плоденко. Группа коммуниста краснофлотца Демидова вы полняет норму в среднем на 130—140 процентов, Группа сержанта Тищенко очищает ежедневно 300 квадратных метров при норме 222, вывозит 84 кубических метра снега вместо 60 по норме, Следует отметить работу молодых краснофлот цев подразделения т. Балоболкина. Они хорошо переносят трудности военной жизни, проявляют старательность, держат крепкую дисциплину. За хорошую работу по очистке взлетной площадки от снега краснофлотцы групп сержантов Цветко- ва, Лобанова и краснофлотцев Чугунова, Смирнова и Мамонова получили благодарность от командо вания. Мои бои с „Фокке - Вульфами Лейтенант Л. Лапин $3 США изобретен прибор для обнаружения вражеского самоле та на расстоянии до 240 км. Прин цип действия прибора основан на собирании инфракрасных лучей от далеко находящегося источни ка, например, от выхлопных газов самолета, в фокусе светящегося экрана вогнутым зеркалом, рабо тающим на принципе астрономи ческого телескопа. Внутри телес копа помещен источник невиди мых ультрафиолетовых лучей, об лучающих экран и вызывающих слабое свечение такового. В мес те, на которое падают инфракрас ные лучи, экран, светится ярче и дает возможность видеть изобра жение самолета, хотя последний it остается практически невиди мым для наблюдателя. Именно благодаря устройству, основанному на этом принципе, были обнаружены на расстоянии около 210 км, японские бомбар дировщики 71X11-1941 г. при ата ке последними Пирл Харбор. „Сайенс Дайджест". С «Фокке-Вульфами-190» мне пришлось драться дважды. Первый раз я встретился е ни ми, при сопровождении «Илью шиных». Ведомый мой тогда вернулся с задания из-за не исправности мотора. Находясь намного выше меня, пара не мецких истребителей пыталась зайти в хвост моей машины. Я знал, что «ФВ» тяжелый само лет, и немецкие летчики пред почитают драться на виражах. Самым выгодным положением для меня было уйти вверх. Но сделать горку не было возмож ности, ті я принял бой на ле вом вираже. Набирая высоту, я стал ухо дить в приподнятый туман. Если на правом вираже «ФВ» уступает советскому истреби телю, то левый у него равен наіпѳму. Несколько виражей мы произвели безрезультатно: не мец ко мне не приближался, а я не мог зайти к нему в хвост. Второй «ФВ» отстал от нас и в «муть» но полез. Драться пришлось один на один. В сплошном тумане ни горизонта, ни воды не было видно. Понимая бесперспективность боя на вираже и зная, что обзор вперед вниз у фашистского летчика слабый, я резко дал левую ногу и полупереворотом ушел под «Фоккера». Немец имел теперь преимущество в высоте. Этого надо было его лишить. Производя иолупереворот, я сошелся почти в лоб с врагом. Набрав скорость пошел вверх. «ФВ» не отставал, все время вел неприцельный огонь, рас считывая деморализовать ме ня. Вообще, имея достаточный запас боекомплекта, немецкие летчики на этих типах машин открывают огонь с дистан ций 800 — 700 метров и ведут его непрерывно. Видя, что враг нѳ отстает, я снова сделал управляемый переворот с газом и, набрав скорость, резким боевым р а з воротом увеличил высоту. Ко гда выходил из разворота, то слева под собой заметил «ФВ». Воспользовавшись преиму ществом в высоте, я быстро нагнал врага- и под ракурсом 1 /1 с дистанции 100 метров о т крыл по нему точный огонь. После двух очередей «ФВ» з а горелся. Продолжая сближе ние, я еще раз .обстрелял его— неприятельский истребитель перевернулся и упал в воду. Какой вывод следует из этого боя? Лучше всего драться с «ФВ» на вертикальных фигу рах. Здесь наш летчик может без особых трудов обеспечить себе высоту, а общеизвестно: у кого высота—у того победа. Вскоре мне пришлось второй раз выдержать поединок с «ФВ-190» (ведомый во время боя оторвался от меня). Мне удалось первому^заметить вра га, и, имея ряд преимуществ, я н ь. левом вираже стал.заходить ему в хвост. У немца оказался запас скорости, т. к. он очень быстро набирал высоту и на 2 000 метров сравнялся со- мной. Зайти в хвост «ФВ» я не смог и поэтому решил втянуть его в бой на вертикалях. Сде лав переворот, я обеспечил себя скоростью и опять пошел на боевой. В это время фашист видя, что его тянут на верти кальный бой, попытался зайти в хвост другому нашему само лету, который от меня нах<> дился слева. Я воспользовался выгодной позицией и на левом вираже снова стал заходить в хвост «ФВ». Заметив это, про тивник бросил свое намерение и пикированием пытался уйти от меня. Я огляделся: мне зн- кто не угрожал. Продолжая преследование неприятеля быстро с ним сближался. W' шист ушел в горку, но тут » стал сближаться с ним еще <>»■ стрее. Тогда немец вновь с скольжением пошел вниз. ходясь выше его, я быстр*1 сблизился и открыл огонь. эазкескй пр* шиетский истребитель № сильно подбит, и летчик ре®» произвести посадку на вод.; Пользуясь тем, что вр самолет шел теперь по мой, я сблизился с ним расстояние 30—20 метров и о крыл огонь из пушки, las сбит второй «Фоккэ-ВульФ» а также <5® Два моих боя, показывают, ЧТ0 маши®' успех®1 товарищей, хваленую немецкую «ФВ-190» можно с .’- - .п бить. Если на виражах « еще может неплохо ДРа^й| (да и то более опытные на летчики заходят ому в х» не только на правом, но я л-с'вом вираже), то на вертиі лях он совершенно неподс* нашим истребителям. Наиболее уязвимы на с& лоте «ФВчІЭО»: летчик, не 1 пціщенный от атак ■боку под ракурсами, Н£" ШІІ,; от 1 /1, бензобаки, занимай^ большую площадь снизу п<м доньем летчика, крьтльч защищенная броней в 3 мы, j выходе которой из строя от $ достаточного о хл аж д е н и я тор сгорает.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz