Североморский лётчик. 1943, сентябрь.
Л е т ч и к и -ш т у р м о в и к и майора М. Михайлова за последнее время добились значительных боевых успехов на фронте борьбы с немецкими захватчи ками. За короткое время штурмовики потопили 16 судов и уничтожили на земле 13 фашистских самолетов, С каж дым днем возрастает их бое вой счет. НА СНИМКЕ; майор Михайлов дает за д а ние летчикам перед боевым вылетом на штурмовку. Фото Р. Диамент. Штурмовик в роли пикировщика Славное творение советской пвиацнн штурмовик „Илыошин-2" с начала Велнкоіі Отечественной войны наводит ужас на немцев. Обладая хорошей броиезшцитой могучим артиллерийским воору жением и солидной бомбовой на грузкой, „Илыошпп-2" понстіше универсальный самолет. Летчики- североморцы добились значитель ных боевых успехов, используя штурмовик „Илыошнн-2" и качест ве пикирующего бомбардиров щика. Фашистские транспорты и кораб ли эскорта не выдерживают разруши тельного действии наших фугасных бомб. Однако при бом бометании с горизонтального по лета процент прямых попаданий в такие цели, как корабли в от крытом море или у причалов— бывает незначительным; бомбоме тание с пикирования, напротив, дасг здесь высокий боевой эффект. Север омо р ски е штурмовики, вы ступив над Баренцовым морем и в роли пики р о вщи к о в, за короткое время потопили на коммуникациях противника 16 фашистских кораб лей. Недавно группа наших шт ур мовиков получила задание н а нести бомбардирогіЬчныіі удар по т р ан спо р там противника в о т к ры том море. Подойдя к цели на о п р е деленной высоте, пары п ер естрои лись в правый пеленг с незначи тельной дистанцией м ежду маши нами. В ед уще е звено в ошл о в пике. Л е т ч и к и точно п риц елили сь и сбросили бомбы. Вслед за первым звеном пикировали второе и третье. П р я мы е попадания бомб решили судьбу двух т р а л ьщи к о в : вскоре они затону ли. С п у с т я н еко тор о е время удачную ат а к у на суда п р о т и в н и к а произ вела д р у г а я гр упп а наших само лет о в, к о т о р ую вел капитан Кол тунов. Тщател ьно и зучи в задание, в е д ущ и й удачным тактическим м а н е в р ом в незапно вышел на цель. П е р вы й б ом б о вый у да р четверка „И лы ошп ны х " нанесла с п и к и р о вания, потопнв при этом один к р у п н ы й тран спорт. На выходе из п ик е н аши самолеты нанесли ш т у рм о в о й удар по кораблям о х р а н ени я, потопив при этом два сто р о ж е в ы х катера. П р и в е д е н ны х п р и м е р о в доста точно, чтобы пр ед ст а в и т ь себе Майор М. МИХАЙЛОВ боевую деятельность северомор ских штурмовиков, как летчиков открытого моря. Столь же эфф ек тивными явились и бомбо-штур- мовые удары „Илыошипых-2" но вражеским аэродромам. Заметим,что рассредоточенные и укрытые самолеты на аэродромах противника также являются тр у д ной целью бомбометания. Но паши штурмовики насчитывают уж е 16 фашистских самолетов, уничтожен ных па земле. Яркой и х ар ак терной иллюстрацией боевой р а б о ты штурмовоіі авиации ^ож е т сл у жить операция 22 августа. К этой операции мы готовились особенно серьезно, в частности, она была предварительно п р о р е петирована над своей территорией. Каждому летчику была заранее установлена цель, на которую ему предстояло обр уши т ь своп удар. Маршрут следования к цели был установлен таким образом, что штурмовики, разделившись на две группы, заходили на цель с не большим интервалом времени, с разных направлении и на разных высотах. Необходимо также отметить, что для обеспечения скрытности под хода к аэродрому противника экипажам на всем маршруте было запрещено пользоваться радио. Штурмовики боевыми парами следовали к цели на высотах: п е р вая группа—300—400 метров, вто рая группа — 900 — 1000 метров. Появление над в р ажеским а э р о дромом второй (ударной) группы, заходившей с севера, как н сл е довало ожидать, оказалось для немцев внезапным. Л иш ь у самого аэродрома фашисты открыли по нашим самолетам зенитный огонь. Вслед за ведущим все экипажи вошли в пикирование и сбросили бомбы по заранее намеченным ц е лям. В результате точного бомбо- удара сразу же было уничтожено несколько самолетов противника. На втором заходе штурмовики с бреющего полета обстреляли сто янки самолетов и подожгли еще несколько фашистских машин. Все го в этой операции мы уничто жили 10 немецких самолетов. Лю бопытно. что внезапность нашего удара помешала фашистским и ст ребителям подняться с а т а к ующ е го нами аэродрома и они стали жертвами бомб и огня ш т у рмо в и ков. О самом методе пикирования. Большой запас прочности, к о т о рым обладает „Илыошип-2", п о зволяет ему выдержи вать н а г р у з ку при углах пикирования до 50 градусов. Наиболее приемлемым является угол в 45 градусов. С а молет устойчив и р азр ешае т п р о изводить пикирование без р а змы кания, в плотных боевых порядках. Подход к цели лучше всего п р о изводить на самой выгодной высоте и с р е д н е й скорости. Это п р е д о т в р а т и т р астяги вание строя и даст возможность лучше маневрировать. Входить в нике следует энергично, у стано вив режим мотора 1800— 1900 оборотов в минуту при наддуве 8 0 0 -8 5 0 . Наводка самолета на цель н е сложна. Летчик подводит самолет с незначительным креном, чтобы лучше просматривать цель. Когда же она закрывается верхней к р ом кой моторного капота, летчик д о л жен вводить самолет в п и к и р о вание, держа цель все время п р и крытой. При пикировании с угла 30 гра дусов имеется простейший визир, при помощи которого летчик о п р е деляет момент ввода в пике. Больший угол пикирования дает и большую вероятность п о р аж е ния цели—в силу меньшей вели чины выноса точки п р иц е л и в а ния. Летчик - штурмовик, имеющий хорошую практику, б е з оши б о ч но дает машине нужный угол пи кирования и без промаха пора жает цель Так, например, штур- мовики-лейтенанты Гуляев и Доро хов, отлично овладев методом бомбометания с пикирования, п о ч ти в каждом боевом вылете топят корабли противника. Использование „Ильюшина - 2 в качестве пикировщика на нашем театре полностью себя оправдало. Североморские штурмовики п р е дадут огню и воде ещ е не один десяток фашистских кораблей и с амолетов. В ЛУННУЮ ночь Из боевого опыта летчика-истребителя Заполярный день становится все более и более коротким. Для североморских летчиков наступает пора ночных воз душных боев. Обнаружить вра жеский самолет ночыо гораздо сложнее, чем днем, но непра вильно было бы утверждать ка к это делают некоторые това рищи, что встреча с врагом в ночном небе—дело случая или удачи. Если истреби тел ь-но.ч ник будет в полете достаточно внимателен и использует все, что может помочь ему в вы полнении боевой задачи, тем нота заполярной ночи не скроет от него врага. Поиски противника следует начинать еще до подхода к зо не патрулирования. На большой высоте, в холод ном небе, конденсационная по лоса зачастую демаскирует вражеский самолет. Загради тельный огонь нашей зенитной артиллерии дает истребителю общее направление поиска и указывает приблизительную вы соту. Прожектор даже в тех случаях, когда фашистский са молет не пойман в его л уч ,— может служить истребителю направляющим ориентиром. Бы вает, что обнаружению про тивника помогают разрывы его же бомб: по серии сброшен ных бомб нетрудно предста вить себе направление полета бомбардировщика. Наконец, на своем опыте я убедился, на сколько помогает боевой работе истребителя-ночника свет лу ны. Прошлой зимой, в одну из лунных ночей, я получил за дание патрулировать в районе озера К. с целыо перехвата вра- жеск их бомбардировщиков. Придя в район патрулирова ния, я принял решение ходить перпендикулярно вероятному курсу противника. Сперва мои поиски были безрезультатными. Луна находилась строго по моему курсу и поэтому давала мне лишь одностороннее освещение: идя от луны, я закрывал ее своим самолетом. Поняв это,я решил изменить свой курс на 90 градусов, то-есть начал хо дить параллельно вероятному курсу противника. Вскоре я заметил невдале ке от линии фронта огни зе нитных разрывов и стал на блюдать еще внимательнее за воздухом. Через некоторое время на встречном курсе, ни же себя и в стороне луны, я увидел силуэт самолета. Это был «Юнкерс-88». Сразу же приняв решение атаковать вражеский бомбарди ровщик, я пошел на сближе ние с ним до минимальной дистанции (противник меня не замечал). Пройдя сзади снизу, я выскочил выше «Юнкерса» и в упор дал очередь по каби не. «Юнкере» резко развернул ся влево, и я, успев «угостить» его еще одной очередью, про скочил вперед и потерял фа шистский самолет из виду. Все мои попытки вторично обнаружить врага не увенча лись успехом. Но вдруг я заметил на земле большой взрыв — немецкий бомбарди ровщик взорвался на своих бомбах. Две моих очереди с дистанции 25—40 метров ока зались для него гибельными. Какой вывод я сделал из этого полета? В лунную ночь, патрулируя в зоне, необходимо держаться не в центре района патрули рования, а ходить по его гра ницам,— противоположным ис точнику света. Разумеется, на протяжении всего полета надо внимательно следить решитель но за всем, что облегчает ночыо поиск вражеских само летов. Капитан В. ПРОНЧЕНКО. МОЙ бо ево й счет Самолет, который я обслу живаю, за один год сделал 333 безукоризненных боевых выле та. В этой статье я хочу по делиться своим опытом и рас сказать, ка к я добился этих результатов. Любя свою машину, ка к род ную мать, я все время держал ее в абсолютной чистоте. Тот, кто считает, что наведение чи стоты на самолете в военное время дело лишнее, неправ, ибо там,где грязь, там полом ки и аварии, низкое состоя ние техники. Главное в эксплоатации са молета и мотора — вниматель ное и своевременное выполне ние регламентных работ. Вы полняя их в назначенный срок, я вел в формуляре точный учет проделанного. Особенное внимание необхо димо обращать тщательной подготовке самолета к зиме и к лету, т. к. от этого зависит работа механизмов на протя жении всего сезона. Некоторые товарищи относятся к этому с прохладцей, не выполняя всех требований. Такие потом, обыч но, хнычут, что, дескать, «...мне попал такой мотор». Сейчас я готовлю свой са молет к зиме. Мною тщательно отеплена масленая система, отключен подог-рев дросселя, проверена и очищена воздуш ная система, заменена смазка, сделано все для перехода на зимнюю эксплоатацию. Я, на пример, в этом году решил от ключить воздушный компрес сор и заряжать систему от аэродромного баллона. Как по казал опыт прошлой зимы, это дает большой эффект. За 333 боевых вылета мои славные друзья — сталинские соколы—сбили в воздушных бо ях 10 фашистских самолетов. Бесстрашный истребитель ка питан В. Дороінин на моей ма шине сбил 7 самолетов про тивника. Готовя самолет к зиме, к новым воздушным боям, я уве рен, что мой боевой счет все время будет возрастать. / Старший тѳхник-лейтенант А. БОУС. СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К 3 с е н т я б р я , 1 9 4 3 г, Ш 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz