Североморский лётчик. 1943, сентябрь.

Л е т ч и к и -ш т у р м о в и к и майора М. Михайлова за последнее время добились значительных боевых успехов на фронте борьбы с немецкими захватчи­ ками. За короткое время штурмовики потопили 16 судов и уничтожили на земле 13 фашистских самолетов, С каж дым днем возрастает их бое­ вой счет. НА СНИМКЕ; майор Михайлов дает за д а ние летчикам перед боевым вылетом на штурмовку. Фото Р. Диамент. Штурмовик в роли пикировщика Славное творение советской пвиацнн штурмовик „Илыошин-2" с начала Велнкоіі Отечественной войны наводит ужас на немцев. Обладая хорошей броиезшцитой могучим артиллерийским воору­ жением и солидной бомбовой на­ грузкой, „Илыошпп-2" понстіше универсальный самолет. Летчики- североморцы добились значитель­ ных боевых успехов, используя штурмовик „Илыошнн-2" и качест­ ве пикирующего бомбардиров­ щика. Фашистские транспорты и кораб­ ли эскорта не выдерживают разруши тельного действии наших фугасных бомб. Однако при бом­ бометании с горизонтального по­ лета процент прямых попаданий в такие цели, как корабли в от­ крытом море или у причалов— бывает незначительным; бомбоме­ тание с пикирования, напротив, дасг здесь высокий боевой эффект. Север омо р ски е штурмовики, вы ­ ступив над Баренцовым морем и в роли пики р о вщи к о в, за короткое время потопили на коммуникациях противника 16 фашистских кораб­ лей. Недавно группа наших шт ур ­ мовиков получила задание н а­ нести бомбардирогіЬчныіі удар по т р ан спо р там противника в о т к ры ­ том море. Подойдя к цели на о п р е ­ деленной высоте, пары п ер естрои ­ лись в правый пеленг с незначи­ тельной дистанцией м ежду маши­ нами. В ед уще е звено в ошл о в пике. Л е т ч и к и точно п риц елили сь и сбросили бомбы. Вслед за первым звеном пикировали второе и третье. П р я мы е попадания бомб решили судьбу двух т р а л ьщи к о в : вскоре они затону ли. С п у с т я н еко тор о е время удачную ат а к у на суда п р о т и в н и к а произ­ вела д р у г а я гр упп а наших само­ лет о в, к о т о р ую вел капитан Кол­ тунов. Тщател ьно и зучи в задание, в е д ущ и й удачным тактическим м а н е в р ом в незапно вышел на цель. П е р вы й б ом б о вый у да р четверка „И лы ошп ны х " нанесла с п и к и р о ­ вания, потопнв при этом один к р у п н ы й тран спорт. На выходе из п ик е н аши самолеты нанесли ш т у рм о в о й удар по кораблям о х р а ­ н ени я, потопив при этом два сто­ р о ж е в ы х катера. П р и в е д е н ны х п р и м е р о в доста­ точно, чтобы пр ед ст а в и т ь себе Майор М. МИХАЙЛОВ боевую деятельность северомор­ ских штурмовиков, как летчиков открытого моря. Столь же эфф ек ­ тивными явились и бомбо-штур- мовые удары „Илыошипых-2" но вражеским аэродромам. Заметим,что рассредоточенные и укрытые самолеты на аэродромах противника также являются тр у д ­ ной целью бомбометания. Но паши штурмовики насчитывают уж е 16 фашистских самолетов, уничтожен­ ных па земле. Яркой и х ар ак ­ терной иллюстрацией боевой р а б о ­ ты штурмовоіі авиации ^ож е т сл у ­ жить операция 22 августа. К этой операции мы готовились особенно серьезно, в частности, она была предварительно п р о р е ­ петирована над своей территорией. Каждому летчику была заранее установлена цель, на которую ему предстояло обр уши т ь своп удар. Маршрут следования к цели был установлен таким образом, что штурмовики, разделившись на две группы, заходили на цель с не­ большим интервалом времени, с разных направлении и на разных высотах. Необходимо также отметить, что для обеспечения скрытности под­ хода к аэродрому противника экипажам на всем маршруте было запрещено пользоваться радио. Штурмовики боевыми парами следовали к цели на высотах: п е р­ вая группа—300—400 метров, вто ­ рая группа — 900 — 1000 метров. Появление над в р ажеским а э р о ­ дромом второй (ударной) группы, заходившей с севера, как н сл е ­ довало ожидать, оказалось для немцев внезапным. Л иш ь у самого аэродрома фашисты открыли по нашим самолетам зенитный огонь. Вслед за ведущим все экипажи вошли в пикирование и сбросили бомбы по заранее намеченным ц е­ лям. В результате точного бомбо- удара сразу же было уничтожено несколько самолетов противника. На втором заходе штурмовики с бреющего полета обстреляли сто­ янки самолетов и подожгли еще несколько фашистских машин. Все­ го в этой операции мы уничто­ жили 10 немецких самолетов. Лю­ бопытно. что внезапность нашего удара помешала фашистским и ст­ ребителям подняться с а т а к ующ е ­ го нами аэродрома и они стали жертвами бомб и огня ш т у рмо в и ­ ков. О самом методе пикирования. Большой запас прочности, к о т о ­ рым обладает „Илыошип-2", п о ­ зволяет ему выдержи вать н а г р у з ­ ку при углах пикирования до 50 градусов. Наиболее приемлемым является угол в 45 градусов. С а ­ молет устойчив и р азр ешае т п р о ­ изводить пикирование без р а змы ­ кания, в плотных боевых порядках. Подход к цели лучше всего п р о ­ изводить на самой выгодной высоте и с р е д н е й скорости. Это п р е д о т в р а т и т р астяги ­ вание строя и даст возможность лучше маневрировать. Входить в нике следует энергично, у стано­ вив режим мотора 1800— 1900 оборотов в минуту при наддуве 8 0 0 -8 5 0 . Наводка самолета на цель н е­ сложна. Летчик подводит самолет с незначительным креном, чтобы лучше просматривать цель. Когда же она закрывается верхней к р ом ­ кой моторного капота, летчик д о л ­ жен вводить самолет в п и к и р о ­ вание, держа цель все время п р и ­ крытой. При пикировании с угла 30 гра­ дусов имеется простейший визир, при помощи которого летчик о п р е ­ деляет момент ввода в пике. Больший угол пикирования дает и большую вероятность п о р аж е ­ ния цели—в силу меньшей вели ­ чины выноса точки п р иц е л и в а­ ния. Летчик - штурмовик, имеющий хорошую практику, б е з оши б о ч ­ но дает машине нужный угол пи­ кирования и без промаха пора­ жает цель Так, например, штур- мовики-лейтенанты Гуляев и Доро хов, отлично овладев методом бомбометания с пикирования, п о ч ­ ти в каждом боевом вылете топят корабли противника. Использование „Ильюшина - 2 в качестве пикировщика на нашем театре полностью себя оправдало. Североморские штурмовики п р е ­ дадут огню и воде ещ е не один десяток фашистских кораблей и с амолетов. В ЛУННУЮ ночь Из боевого опыта летчика-истребителя Заполярный день становится все более и более коротким. Для североморских летчиков наступает пора ночных воз­ душных боев. Обнаружить вра­ жеский самолет ночыо гораздо сложнее, чем днем, но непра­ вильно было бы утверждать ка к это делают некоторые това­ рищи, что встреча с врагом в ночном небе—дело случая или удачи. Если истреби тел ь-но.ч ник будет в полете достаточно внимателен и использует все, что может помочь ему в вы­ полнении боевой задачи, тем­ нота заполярной ночи не скроет от него врага. Поиски противника следует начинать еще до подхода к зо­ не патрулирования. На большой высоте, в холод­ ном небе, конденсационная по­ лоса зачастую демаскирует вражеский самолет. Загради­ тельный огонь нашей зенитной артиллерии дает истребителю общее направление поиска и указывает приблизительную вы­ соту. Прожектор даже в тех случаях, когда фашистский са­ молет не пойман в его л уч ,— может служить истребителю направляющим ориентиром. Бы­ вает, что обнаружению про­ тивника помогают разрывы его же бомб: по серии сброшен­ ных бомб нетрудно предста­ вить себе направление полета бомбардировщика. Наконец, на своем опыте я убедился, на­ сколько помогает боевой работе истребителя-ночника свет лу­ ны. Прошлой зимой, в одну из лунных ночей, я получил за­ дание патрулировать в районе озера К. с целыо перехвата вра- жеск их бомбардировщиков. Придя в район патрулирова­ ния, я принял решение ходить перпендикулярно вероятному курсу противника. Сперва мои поиски были безрезультатными. Луна находилась строго по моему курсу и поэтому давала мне лишь одностороннее освещение: идя от луны, я закрывал ее своим самолетом. Поняв это,я решил изменить свой курс на 90 градусов, то-есть начал хо­ дить параллельно вероятному курсу противника. Вскоре я заметил невдале­ ке от линии фронта огни зе­ нитных разрывов и стал на­ блюдать еще внимательнее за воздухом. Через некоторое время на встречном курсе, ни­ же себя и в стороне луны, я увидел силуэт самолета. Это был «Юнкерс-88». Сразу же приняв решение атаковать вражеский бомбарди­ ровщик, я пошел на сближе­ ние с ним до минимальной дистанции (противник меня не замечал). Пройдя сзади снизу, я выскочил выше «Юнкерса» и в упор дал очередь по каби­ не. «Юнкере» резко развернул­ ся влево, и я, успев «угостить» его еще одной очередью, про­ скочил вперед и потерял фа­ шистский самолет из виду. Все мои попытки вторично обнаружить врага не увенча­ лись успехом. Но вдруг я заметил на земле большой взрыв — немецкий бомбарди­ ровщик взорвался на своих бомбах. Две моих очереди с дистанции 25—40 метров ока­ зались для него гибельными. Какой вывод я сделал из этого полета? В лунную ночь, патрулируя в зоне, необходимо держаться не в центре района патрули­ рования, а ходить по его гра­ ницам,— противоположным ис­ точнику света. Разумеется, на протяжении всего полета надо внимательно следить решитель­ но за всем, что облегчает ночыо поиск вражеских само­ летов. Капитан В. ПРОНЧЕНКО. МОЙ бо ево й счет Самолет, который я обслу­ живаю, за один год сделал 333 безукоризненных боевых выле­ та. В этой статье я хочу по­ делиться своим опытом и рас­ сказать, ка к я добился этих результатов. Любя свою машину, ка к род­ ную мать, я все время держал ее в абсолютной чистоте. Тот, кто считает, что наведение чи­ стоты на самолете в военное время дело лишнее, неправ, ибо там,где грязь, там полом­ ки и аварии, низкое состоя­ ние техники. Главное в эксплоатации са­ молета и мотора — вниматель­ ное и своевременное выполне­ ние регламентных работ. Вы­ полняя их в назначенный срок, я вел в формуляре точный учет проделанного. Особенное внимание необхо­ димо обращать тщательной подготовке самолета к зиме и к лету, т. к. от этого зависит работа механизмов на протя­ жении всего сезона. Некоторые товарищи относятся к этому с прохладцей, не выполняя всех требований. Такие потом, обыч­ но, хнычут, что, дескать, «...мне попал такой мотор». Сейчас я готовлю свой са­ молет к зиме. Мною тщательно отеплена масленая система, отключен подог-рев дросселя, проверена и очищена воздуш­ ная система, заменена смазка, сделано все для перехода на зимнюю эксплоатацию. Я, на­ пример, в этом году решил от­ ключить воздушный компрес­ сор и заряжать систему от аэродромного баллона. Как по­ казал опыт прошлой зимы, это дает большой эффект. За 333 боевых вылета мои славные друзья — сталинские соколы—сбили в воздушных бо­ ях 10 фашистских самолетов. Бесстрашный истребитель ка­ питан В. Дороінин на моей ма­ шине сбил 7 самолетов про­ тивника. Готовя самолет к зиме, к новым воздушным боям, я уве­ рен, что мой боевой счет все время будет возрастать. / Старший тѳхник-лейтенант А. БОУС. СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К 3 с е н т я б р я , 1 9 4 3 г, Ш 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz