Североморский лётчик. 1943, сентябрь.
СЛАВНЫЕ ДЕЛА ПАРМ‘а 2 СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К 2 4 с е н т я б р я 1 9 4 3 г . ? № 10 ииимі— — я — — и— — — — н и м — — винта "і иинаиаи— ..~ "т — шш -----іт----------1— яшяшвюяш^яяяяяшяс^^ювшшивлшшйвшняв^&яш^ Прием воздуха в приготовленную торпеду. На снимке: гвардейцы П. Москвин и К. Липушкин (справа). Фото Р. Диамент. У репродуктора— ] обеих плоскостей и хвостового оперения. Несколько нервюр фюзеляжа были перебиты. Ко миссия определила, что для ремонта необходимо затратить 105 человекочасов. Дружно взялись за работу иармовцы. Бригада в составе старшего сержанта Федорова, младшего сержанта Беляева, красно флотцев Чаднова, Ершова и Ревенко справилась с работой за одну ночь, затратив всего лишь около 50 человекочасов. Не т а к давно один самолет потерпел аварию. Для восста новления его требовалось затратить 1 0 0 0 человекочасов. Полевые мастерские т е х н и к - лейтенапта Медведева затра тили на этот ремонт 8 97 че ловекочасов, восстановив ма ш и н у за 4 дня. В работе осо бо отличились м е х а ни к Федо ров и специалисты Молчанов, Чаднов и Беляев. Силами ПАРМ 'а за короткое время были поставлены специ альные противопесочные филь тры на все самолеты части. Большое мастерство и изобре тательность проявили в и з го товлении первых образцов сле сарь Чаднов и сварщик Мол чанов. Тов. Медведев много еще мог бы перечислить примеров замечательной работы пармов- цев... Время перерыва истек ло, начинался второй час за ня тий. Мы послушали содер жательную лекцию о сварке, которую прочел орденоносец Молчанов. Около землянки в овраге ле ж а т аккур а тн о сложенные ос та т к и подбитых машин, давно списанных, не подлежащих ре монту. Молчанов посмотрел т у да и сказал: — Из этого мы думаем сде лать самолет своей к о н с т р у к ции. У х и машин а будет... — Обязательно будет, сказали его товарищи. В тот самый момент, когда мы в летной палатке, восторгаясь, г о ворили о замечательных победах нашей Красной Армии, нас п р е рвал звонкий голос диктора: — Внимание, товарищи, г о в о рит местный радиоузел. С л уш а й те, молодые воины! Сегодня мы п о свящаем вам передачу о бессмерт ных п о д в и г а х комсомольцев- подпольщиков „Молодойгвардии". В палатке стало вдруг тихо. Все устремились к р е п р о д у к тору. Летчики с огромным внима нием слушали каждое слово ди к тора: — В дни тяжелых условий н е мецкой оккупации в украинском шахтерском городе Краснодоне возникла подпольная комсомо л ь ская организация. Сыны и дочери донецких шахтеров, в зр ащ е н ны е великой родиной, воспитанные партией большевиков, поднялись на смертельную борьбу против врага. Организаторами н р у к о в о дителями подпольной организации были комсомольцы Олег Кошевой, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Ульяна Громова, Люба Шевцова, Иван Туркенич. Самому с т а рш е му из них едва минуло 19 лет... Когда радио рассказывало о славных делах молодых п ат р ио тов, летчики-североморцы, затаив дыхание, слушали д и к т о р а . Они узнали про „домик Ка- ш у к а “ — квартиру Олега К ош е вого, где молодогвардейцы со б и рались на конспиративные со в е щания, о том, как в условиях к р о вавой расправы они р асклеивали листовки на стенах и заб ор ах Краснодона, о том, как они в зо р вали „гнездо рабства'1 — биржу груда, насильно угонявшую со в ет ских людей в Германию. Набатом звучали здесь, в п а латке, слова клятвы молодых мсти телей: „...Я клянусь мстить б есп о щадно за сожженные, разоренные города и села, за к р о в ь наших людей, за мученическую смерть тридцати шахтеров-героев. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам ее без минуты колебания...". Каждое слово входи ло в сердца летчиков. Слушая клятву „Молодой гвардии", истре бители принимали ее, чтобы еще сильнее громить врага на Севере, беспощадно мстить проклятым немцам. После доклада, рассказавшего о славных делах „Молодой г в а р дии*, перед микрофоном на радио узле выступили л етчик-истреби тель младший лейтенант Быстров, техник Волков, орденоносец в оз душный стрелок Гецман, младший сержант Н и к и т и н а . Выступаю щие давали клятву еще сильнее бить фашистов, бить так, как их били молодые партизаны Олега Кошевого. Р адиопередачу слушали с о гром ным вниманием у каждого р е п р о дуктора и наушника. Летчики и техники уходили к своим боевым машинам со словами бесстрашно го героя Олега Кошевого: Я так решил, и это я исполню,— Всю жизнь отдам зародину свою, За наш народ, за нашу дорогую, Прекрасную советскую страну. Д. НИКОЛАЕВ. ПОСМОТРЮ ... ПРОВЕРЮ ... Ш т урмови ки вернулись с боевого задания. Далеко в мо ре они нас ти гли корабли про ти в н и к а и нанесли по ним удар. Теперь, собравшись на командном п у н к т е , летчики до кладывали о своих действиях, В этот раз на штурмовку ходил в большинстве молодой летный состав, п поэтому, ко гда зашел Вопрос о том, какого ж е водоизмещения был потоп лен транспорт, к а к и е тины военных кораблей прикрывали его, некоторые летчи ки и стрелки затруднялись ответить. Где ж е был командир но разведке? Почему он не помог тогда разобраться в этом лет чикам? К а п и т а н Лебедев при сутствовал т у т ж е , но, к сожа лению , к а к . . . посторонний на блюдатель. Т а ки е случаи у ко мандира разведки не единич ны. Однажды был получен при каз нанести штурмовой удар по вр а гу . Н ач ал ьни к штаба вызвал к а п и т а н а Лебедева. — Н а к а к и х самолетах есть фотоаппараты? — спросил он его. — Не знаю , надо провери ть ,— ответил т. Лебедев. — К а к и е ж е самолеты все-та к и идут на задание с аппар а т ам и ?— не унимался начальник штаба. — Посмотрю... «Проверю, посмотрю» ,— т а к о вы ответы, которыми к а п и т а н Лебедев пытался отделаться и на все другие вопросы. Всем известно, что враг х и тер. И дня нельзя жи ть старыми сведениями о против нике. Кто, к а к не командир но разведке обязан стремиться к тому,, чтобы летный состав постоянно знал об изменениях в дислокации противника на Се вере. Однако вот уже в течение трех месяцев к а п и т а н Лебедев не провел в своей части почти ни одной беседы. А л е тч и ки на свои запросы получают, обычно, один стереотипный о т в е т: «Ничего особого не произошло». К. ВОЛОГЖАНИН. Н. БЛЕСК. Учиться управлять группой в воздухе Мы идем по дороге на аэ родром. Справа и слева-^ си неют в тум ане вершины со пок, красочно позолоченные ранней осенью. Черные т яж е лые облака быстро уплывают над головой. Погода явно не летная, на аэродроме стоит ти ш ин а . Н ачальни ка І1АІ’М ‘ а те х н и к - л ей тен ан та Медведева мы застали в землянке, где он только что закончил занятие но п а й к е металлов. Иармов цы вышли в курил ку затя нуться дымом. Александр Медведев расска зал нам о своей работе. Не большой сплоченный коллек тив специалистов под его ру ководством работает уже око ло двух лет. За это время ими много восстановлено и отремон тировано самолетов. — Целое соединение ма ш и н отремонтировали наши ма стерские, — говорит т. Мед ведев,— Н ачальни к привел нам несколько примеров, характе р и з ующ и х замечательные де ла его коллектива. В один из ж а р к и х дней ию ля после воздушного боя на свой аэродром не вернулся старший лейтенант Коломиец. Сообщили в ПАРМ , что на подбитой машине летчик про извел вынужденную посадку вдали от аэродрома. Захватив необходимые инструменты, Мед ведев и краснофлотцы Чаднов и Ершов немедленно отпра вились к месту вынужденной посадки. Оказалось, что само лет требует восстановительно го ремонта и чтобы произ нести ремонт,необходимо было 5 — 6 дней упорной работы. Двое суто к без перерыва тру дились нармовцы, пока на следующее утро Коломиец не поднялся в воздух. 1.9 ав густа из подразделе ния к а п и т а н а Дорошнна поз вонили, что одна машина воз вратилась с задания изранен ной. После тщательного осмот ра выявилось: пробоины в дву х бензобаках, повреждение Недавно группа наших самоле тов вылетела для нанесения уда ра по одному из вражеских о бъ ектов. Группу вел капитан Адин- сков. Казалось, личный боевой опыт и неоднократно испытанная во многих операциях отвага капи тана А іин с к о в а и ведомых им летчиков должны были содейст вовать наиболее успешному вы полнению задания. Однако при подходе к цели капитан Адинсков не сумел скомандовать ведомым и сопровождавшим ударную груп пу истребителям прикрытия о по рядке бо ев о го развертывания. Ве домы е не поняли маневра коман дира, вы х о д из атаки был крайне н еорганизованным, и в результате само л ет Адинскова, атакованный и стреби телями противника, полу чил с ер ь е зны е повреждения. С л у ч а й этот, к сожалению, не единичен. Можно привести и др у гие примеры, когда ведущий груп пы торп едоносцев или бомбарди р о вщи к о в , не имея должной под го т о вки в управлении группой в в о зд у х е или из-за отсутствия за р а н ее отработанной схемы связи, не мог уп р авл я ть самолетами в групп е. Ведомые не получали в о в ремя нужной команды, удар на носился по шаблону, неоргани зо в а нн о . Все это говорит о том, что не все штабы и штабные офицеры наших частей и подразделений овладели и ск у с ством боевого управления, не д о бились такого положения, при котором боевое управление было бы непрерывным, скрытным и связывало бы воедино всю г р у п пу, участвующую в операции. Управление группой в воздухе т ребует и от ведущего группы и от всех участников операции бол ь шой подготовки при одновремен ном или последовательном ударе по одной цели разнородных групп самолетов, подготовки, от которой зависи т эффективность взаимодей ствия этих групп при выполнении боевого задания. Именно на от работку действий каждого экип а жа, звена и подразделения (груп пы) в целом должна быть целе- устремлена организация боевой подготовки в подразделении. Н е обходимо, чтобы любой вылет бул предварительно проигран на зем ле, а в части применения о р у жия и тактических приемов, от работан на полигоне, в условиях, приближенных к действительным. О сно ва боевой подготовки под разделения иа земле—групповые упражнения, а в воздухе—летно тактические учения, на которых проверяется подготовленность подразделения к выполнению бо е вой задачи. Групповыми упражнениями р у ководит лично командир п о д р а з деления. Он о буч ает своих п о д чиненных боевым действиям по це ли, заданной в предстоящем б о е вом вылете, тренируя отдельные экипажи и членов экипажей, п р о водя параллельно и летную б о е вую подготовку, способствующую отработке техники групповой сле танности, меткости торпедного или бомбового удара. После того, как командир подразделения у б е дился, что все члены экипажа, экипажи в целом и, наконец, все звенья подготовлены, он пр и ст у пает к „генеральной репетиции" предстоящей боевой операции. Безусловно, летно-тактическое учение должно быть руководимо и материально обеспечено в ыш е стоящим штабом. Хорошо о р г а низованный посреднический а п п а рат, исправляя ошибки о б у ч а е мых, сделает более полноценным и разбор учений. Боевому у п р а в лению группой следует уделять на учении главное внимание. Заран ее отработанный план взаимодействия — важнейшее у с ловие скрытного, гибкого и н е прерывного боевого управления в воздухе. Р а д и о с в я зь—основное средство, обеспечивающее боевое управление в воздухе и с земли иа всех этапах операции. В част ности, по радио земля пр едупр еж дает командира группы о воздуш ных заслонах противника на под ходе к цели, об усложнении ме теоусловий на маршруте или в районе своих аэродромов, н а к о нец, по радио земля осуществляет перенацеливание вылетевшей группы для \удара по другому о бъ ек ту — в связи с появлением на театр е более важной цели или в связи с изменившейся обста новкой в районе цели. В одном из вылетов командиру группы бомбардировщиков было передано в воздух приказание с земли бомбить другую цель. О д нако этому командиру группы для того, чтобы отдать ведомым команду об изменении курса, по требовалось 5—7 минут! Подоб ная, совершенно недопустимая м е длительность свидетельствует о том, что командир оказался н е натренированным в умении слу шать „землю“ и быстро переда вать приказания „земли" своим ведомым. Отработка техники радиосвязи также должна происходить непре рывно/ для чего подразделению еще до летно-тактического уче ния следует использовать к аж дый вылет на боевую подготовку, особенно—на групповую слетан ность. . Не будут излишними и специально проводимые на.земле и в воздухе учения по связи. Особо е внимание нужно обратить на отработку управления внутри экипажа, которое, как известно, заключается не только в исполь зовании средств внутрисамолет- ной связи, но и в личной ср а б о танности всех членов экипажа, в понимании ими друг друга с по луслова, в понимании каждого жеста, каждого кивка головой. Боевая подготовка во всем к о м плексе и последовательности, у к а занной выше, проводится, н а пр и мер, перед каждым вылетом в под разделениях части, где команди ром т. Михайлов. Удары этой части,- особенно в последних бое- вых вылетах, отличались высокой эффективностью, а действия в е дущих и ведомых — тактической грамотностью. Наоборот, в части, где начальником штаба т. Лачков, этому виду боевой подготовки не придается должного значения. Н е случайно, что в боевой о п е рации, которую проводила эта часть, имел место упомянутый мною поучительный случай с ка питаном Адинсковым. Однако здесь должных выводов для себя не сделали. Тут еще забывают, что только планомерно готовя в е дущих и всю группу п целом, можно достичь слаженных д е й ствий и обеспечить боевое управ* ление в воздухе и с земли. Подполковник М. ЗАЙЦЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz