Североморский лётчик. 1943, сентябрь.

СЛАВНЫЕ ДЕЛА ПАРМ‘а 2 СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К 2 4 с е н т я б р я 1 9 4 3 г . ? № 10 ииимі— — я — — и— — — — н и м — — винта "і иинаиаи— ..~ "т — шш -----іт----------1— яшяшвюяш^яяяяяшяс^^ювшшивлшшйвшняв^&яш^ Прием воздуха в приготовленную торпеду. На снимке: гвардейцы П. Москвин и К. Липушкин (справа). Фото Р. Диамент. У репродуктора— ] обеих плоскостей и хвостового оперения. Несколько нервюр фюзеляжа были перебиты. Ко ­ миссия определила, что для ремонта необходимо затратить 105 человекочасов. Дружно взялись за работу иармовцы. Бригада в составе старшего сержанта Федорова, младшего сержанта Беляева, красно­ флотцев Чаднова, Ершова и Ревенко справилась с работой за одну ночь, затратив всего лишь около 50 человекочасов. Не т а к давно один самолет потерпел аварию. Для восста­ новления его требовалось затратить 1 0 0 0 человекочасов. Полевые мастерские т е х н и к - лейтенапта Медведева затра­ тили на этот ремонт 8 97 че­ ловекочасов, восстановив ма­ ш и н у за 4 дня. В работе осо­ бо отличились м е х а ни к Федо­ ров и специалисты Молчанов, Чаднов и Беляев. Силами ПАРМ 'а за короткое время были поставлены специ­ альные противопесочные филь­ тры на все самолеты части. Большое мастерство и изобре­ тательность проявили в и з го ­ товлении первых образцов сле­ сарь Чаднов и сварщик Мол­ чанов. Тов. Медведев много еще мог бы перечислить примеров замечательной работы пармов- цев... Время перерыва истек­ ло, начинался второй час за­ ня тий. Мы послушали содер­ жательную лекцию о сварке, которую прочел орденоносец Молчанов. Около землянки в овраге ле­ ж а т аккур а тн о сложенные ос­ та т к и подбитых машин, давно списанных, не подлежащих ре­ монту. Молчанов посмотрел т у ­ да и сказал: — Из этого мы думаем сде­ лать самолет своей к о н с т р у к ­ ции. У х и машин а будет... — Обязательно будет, сказали его товарищи. В тот самый момент, когда мы в летной палатке, восторгаясь, г о ­ ворили о замечательных победах нашей Красной Армии, нас п р е ­ рвал звонкий голос диктора: — Внимание, товарищи, г о в о ­ рит местный радиоузел. С л уш а й ­ те, молодые воины! Сегодня мы п о ­ свящаем вам передачу о бессмерт­ ных п о д в и г а х комсомольцев- подпольщиков „Молодойгвардии". В палатке стало вдруг тихо. Все устремились к р е п р о д у к ­ тору. Летчики с огромным внима­ нием слушали каждое слово ди к ­ тора: — В дни тяжелых условий н е­ мецкой оккупации в украинском шахтерском городе Краснодоне возникла подпольная комсомо л ь­ ская организация. Сыны и дочери донецких шахтеров, в зр ащ е н ны е великой родиной, воспитанные партией большевиков, поднялись на смертельную борьбу против врага. Организаторами н р у к о в о ­ дителями подпольной организации были комсомольцы Олег Кошевой, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Ульяна Громова, Люба Шевцова, Иван Туркенич. Самому с т а рш е ­ му из них едва минуло 19 лет... Когда радио рассказывало о славных делах молодых п ат р ио ­ тов, летчики-североморцы, затаив дыхание, слушали д и к т о р а . Они узнали про „домик Ка- ш у к а “ — квартиру Олега К ош е ­ вого, где молодогвардейцы со б и ­ рались на конспиративные со в е ­ щания, о том, как в условиях к р о ­ вавой расправы они р асклеивали листовки на стенах и заб ор ах Краснодона, о том, как они в зо р ­ вали „гнездо рабства'1 — биржу груда, насильно угонявшую со в ет­ ских людей в Германию. Набатом звучали здесь, в п а ­ латке, слова клятвы молодых мсти­ телей: „...Я клянусь мстить б есп о ­ щадно за сожженные, разоренные города и села, за к р о в ь наших людей, за мученическую смерть тридцати шахтеров-героев. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам ее без минуты колебания...". Каждое слово входи­ ло в сердца летчиков. Слушая клятву „Молодой гвардии", истре­ бители принимали ее, чтобы еще сильнее громить врага на Севере, беспощадно мстить проклятым немцам. После доклада, рассказавшего о славных делах „Молодой г в а р ­ дии*, перед микрофоном на радио­ узле выступили л етчик-истреби­ тель младший лейтенант Быстров, техник Волков, орденоносец в оз­ душный стрелок Гецман, младший сержант Н и к и т и н а . Выступаю­ щие давали клятву еще сильнее бить фашистов, бить так, как их били молодые партизаны Олега Кошевого. Р адиопередачу слушали с о гром ­ ным вниманием у каждого р е п р о ­ дуктора и наушника. Летчики и техники уходили к своим боевым машинам со словами бесстрашно­ го героя Олега Кошевого: Я так решил, и это я исполню,— Всю жизнь отдам зародину свою, За наш народ, за нашу дорогую, Прекрасную советскую страну. Д. НИКОЛАЕВ. ПОСМОТРЮ ... ПРОВЕРЮ ... Ш т урмови ки вернулись с боевого задания. Далеко в мо­ ре они нас ти гли корабли про­ ти в н и к а и нанесли по ним удар. Теперь, собравшись на командном п у н к т е , летчики до­ кладывали о своих действиях, В этот раз на штурмовку ходил в большинстве молодой летный состав, п поэтому, ко ­ гда зашел Вопрос о том, какого ж е водоизмещения был потоп­ лен транспорт, к а к и е тины военных кораблей прикрывали его, некоторые летчи ки и стрелки затруднялись ответить. Где ж е был командир но разведке? Почему он не помог тогда разобраться в этом лет­ чикам? К а п и т а н Лебедев при­ сутствовал т у т ж е , но, к сожа­ лению , к а к . . . посторонний на­ блюдатель. Т а ки е случаи у ко­ мандира разведки не единич­ ны. Однажды был получен при­ каз нанести штурмовой удар по вр а гу . Н ач ал ьни к штаба вызвал к а п и т а н а Лебедева. — Н а к а к и х самолетах есть фотоаппараты? — спросил он его. — Не знаю , надо провери ть ,— ответил т. Лебедев. — К а к и е ж е самолеты все-та­ к и идут на задание с аппар а­ т ам и ?— не унимался начальник штаба. — Посмотрю... «Проверю, посмотрю» ,— т а к о ­ вы ответы, которыми к а п и т а н Лебедев пытался отделаться и на все другие вопросы. Всем известно, что враг х и ­ тер. И дня нельзя жи ть старыми сведениями о против­ нике. Кто, к а к не командир но разведке обязан стремиться к тому,, чтобы летный состав постоянно знал об изменениях в дислокации противника на Се­ вере. Однако вот уже в течение трех месяцев к а п и т а н Лебедев не провел в своей части почти ни одной беседы. А л е тч и ки на свои запросы получают, обычно, один стереотипный о т в е т: «Ничего особого не произошло». К. ВОЛОГЖАНИН. Н. БЛЕСК. Учиться управлять группой в воздухе Мы идем по дороге на аэ­ родром. Справа и слева-^ си­ неют в тум ане вершины со­ пок, красочно позолоченные ранней осенью. Черные т яж е ­ лые облака быстро уплывают над головой. Погода явно не­ летная, на аэродроме стоит ти­ ш ин а . Н ачальни ка І1АІ’М ‘ а те х н и к - л ей тен ан та Медведева мы застали в землянке, где он только что закончил занятие но п а й к е металлов. Иармов­ цы вышли в курил ку затя­ нуться дымом. Александр Медведев расска­ зал нам о своей работе. Не­ большой сплоченный коллек­ тив специалистов под его ру­ ководством работает уже око­ ло двух лет. За это время ими много восстановлено и отремон­ тировано самолетов. — Целое соединение ма­ ш и н отремонтировали наши ма­ стерские, — говорит т. Мед­ ведев,— Н ачальни к привел нам несколько примеров, характе­ р и з ующ и х замечательные де­ ла его коллектива. В один из ж а р к и х дней ию­ ля после воздушного боя на свой аэродром не вернулся старший лейтенант Коломиец. Сообщили в ПАРМ , что на подбитой машине летчик про­ извел вынужденную посадку вдали от аэродрома. Захватив необходимые инструменты, Мед­ ведев и краснофлотцы Чаднов и Ершов немедленно отпра­ вились к месту вынужденной посадки. Оказалось, что само­ лет требует восстановительно­ го ремонта и чтобы произ­ нести ремонт,необходимо было 5 — 6 дней упорной работы. Двое суто к без перерыва тру­ дились нармовцы, пока на следующее утро Коломиец не поднялся в воздух. 1.9 ав густа из подразделе­ ния к а п и т а н а Дорошнна поз­ вонили, что одна машина воз­ вратилась с задания изранен­ ной. После тщательного осмот­ ра выявилось: пробоины в дву х бензобаках, повреждение Недавно группа наших самоле­ тов вылетела для нанесения уда­ ра по одному из вражеских о бъ ­ ектов. Группу вел капитан Адин- сков. Казалось, личный боевой опыт и неоднократно испытанная во многих операциях отвага капи­ тана А іин с к о в а и ведомых им летчиков должны были содейст­ вовать наиболее успешному вы ­ полнению задания. Однако при подходе к цели капитан Адинсков не сумел скомандовать ведомым и сопровождавшим ударную груп­ пу истребителям прикрытия о по­ рядке бо ев о го развертывания. Ве­ домы е не поняли маневра коман­ дира, вы х о д из атаки был крайне н еорганизованным, и в результате само л ет Адинскова, атакованный и стреби телями противника, полу­ чил с ер ь е зны е повреждения. С л у ч а й этот, к сожалению, не единичен. Можно привести и др у ­ гие примеры, когда ведущий груп­ пы торп едоносцев или бомбарди­ р о вщи к о в , не имея должной под­ го т о вки в управлении группой в в о зд у х е или из-за отсутствия за р а­ н ее отработанной схемы связи, не мог уп р авл я ть самолетами в групп е. Ведомые не получали в о ­ в ремя нужной команды, удар на­ носился по шаблону, неоргани­ зо в а нн о . Все это говорит о том, что не все штабы и штабные офицеры наших частей и подразделений овладели и ск у с­ ством боевого управления, не д о ­ бились такого положения, при котором боевое управление было бы непрерывным, скрытным и связывало бы воедино всю г р у п ­ пу, участвующую в операции. Управление группой в воздухе т ребует и от ведущего группы и от всех участников операции бол ь­ шой подготовки при одновремен­ ном или последовательном ударе по одной цели разнородных групп самолетов, подготовки, от которой зависи т эффективность взаимодей­ ствия этих групп при выполнении боевого задания. Именно на от­ работку действий каждого экип а­ жа, звена и подразделения (груп­ пы) в целом должна быть целе- устремлена организация боевой подготовки в подразделении. Н е ­ обходимо, чтобы любой вылет бул предварительно проигран на зем ­ ле, а в части применения о р у ­ жия и тактических приемов, от­ работан на полигоне, в условиях, приближенных к действительным. О сно ва боевой подготовки под­ разделения иа земле—групповые упражнения, а в воздухе—летно­ тактические учения, на которых проверяется подготовленность подразделения к выполнению бо е ­ вой задачи. Групповыми упражнениями р у ­ ководит лично командир п о д р а з ­ деления. Он о буч ает своих п о д ­ чиненных боевым действиям по це­ ли, заданной в предстоящем б о е ­ вом вылете, тренируя отдельные экипажи и членов экипажей, п р о ­ водя параллельно и летную б о е ­ вую подготовку, способствующую отработке техники групповой сле­ танности, меткости торпедного или бомбового удара. После того, как командир подразделения у б е ­ дился, что все члены экипажа, экипажи в целом и, наконец, все звенья подготовлены, он пр и ст у ­ пает к „генеральной репетиции" предстоящей боевой операции. Безусловно, летно-тактическое учение должно быть руководимо и материально обеспечено в ыш е ­ стоящим штабом. Хорошо о р г а ­ низованный посреднический а п п а ­ рат, исправляя ошибки о б у ч а е ­ мых, сделает более полноценным и разбор учений. Боевому у п р а в ­ лению группой следует уделять на учении главное внимание. Заран ее отработанный план взаимодействия — важнейшее у с ­ ловие скрытного, гибкого и н е­ прерывного боевого управления в воздухе. Р а д и о с в я зь—основное средство, обеспечивающее боевое управление в воздухе и с земли иа всех этапах операции. В част­ ности, по радио земля пр едупр еж ­ дает командира группы о воздуш­ ных заслонах противника на под­ ходе к цели, об усложнении ме­ теоусловий на маршруте или в районе своих аэродромов, н а к о ­ нец, по радио земля осуществляет перенацеливание вылетевшей группы для \удара по другому о бъ ек ту — в связи с появлением на театр е более важной цели или в связи с изменившейся обста­ новкой в районе цели. В одном из вылетов командиру группы бомбардировщиков было передано в воздух приказание с земли бомбить другую цель. О д ­ нако этому командиру группы для того, чтобы отдать ведомым команду об изменении курса, по­ требовалось 5—7 минут! Подоб­ ная, совершенно недопустимая м е ­ длительность свидетельствует о том, что командир оказался н е ­ натренированным в умении слу­ шать „землю“ и быстро переда­ вать приказания „земли" своим ведомым. Отработка техники радиосвязи также должна происходить непре­ рывно/ для чего подразделению еще до летно-тактического уче­ ния следует использовать к аж ­ дый вылет на боевую подготовку, особенно—на групповую слетан­ ность. . Не будут излишними и специально проводимые на.земле и в воздухе учения по связи. Особо е внимание нужно обратить на отработку управления внутри экипажа, которое, как известно, заключается не только в исполь­ зовании средств внутрисамолет- ной связи, но и в личной ср а б о ­ танности всех членов экипажа, в понимании ими друг друга с по­ луслова, в понимании каждого жеста, каждого кивка головой. Боевая подготовка во всем к о м ­ плексе и последовательности, у к а ­ занной выше, проводится, н а пр и ­ мер, перед каждым вылетом в под­ разделениях части, где команди­ ром т. Михайлов. Удары этой части,- особенно в последних бое- вых вылетах, отличались высокой эффективностью, а действия в е ­ дущих и ведомых — тактической грамотностью. Наоборот, в части, где начальником штаба т. Лачков, этому виду боевой подготовки не придается должного значения. Н е случайно, что в боевой о п е ­ рации, которую проводила эта часть, имел место упомянутый мною поучительный случай с ка­ питаном Адинсковым. Однако здесь должных выводов для себя не сделали. Тут еще забывают, что только планомерно готовя в е ­ дущих и всю группу п целом, можно достичь слаженных д е й ­ ствий и обеспечить боевое управ* ление в воздухе и с земли. Подполковник М. ЗАЙЦЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz