Североморский лётчик. 1943, сентябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К 22 с е н т я б р я 1 9 4 3 г . , Ms 9 ТРИБУНА БОЕВОГО ОПЫТА О боях на вертикалях В основе действий немецких летчиков, летающих на «Ме- 1.09», лежит вертикальный ма- neiij). С завязкой боя «Мс-109» сразу же стремится занять пре имущество в высоте, что поз воляет ему при атаке с пики рования иметь запас скорости. Если «Мессершмитт» по каким- либо причинам теряет скорость к концу атаки, то летчик ухо дит из нее также пикирова нием с последующим набором высоты в стороне. Эта такти ка противника создавала у наших молодых летчи ков ложное представление о «чрезвычайно высокой» верти кальной маневренности и ско рости «Мессершмитта». «Бой на вертикалях—основной при ем немцев. Они в этом силь ны,— рассуждали отдельные летчики, — поэтому надо их бить, используя слабую их сто рону, на виражах», и при встрече с «мессерами» вступа ли в «карусель». Это была наивная ошибка. Во-первых, самолеты, на которых прихо дится нам летать, ничуть не уступают, а последние марки явно превышают вертикальную маневренность «Ме-109», а, во- вторых, как ни крутись в ви раже, если ты находишься ни же врага, то все-таки предста вляешь собой хорошую мишень. Разберу несколько боев, кото рые нам пришлось провести. Находясь в районе патрули рования, наши истребители хо дили на скоростях, близких к эволютивным. При приближе нии противника мы обычно старались нагонять скорость за счет снижения. Вот в этом м была наша ошибка. Не имея еще в то время большой тре нировки при нагоне скоростей, группы и нары наших истре бителей разрывались, и в це лом строіі расстраивался-. Кро ме того, этим уступался и Четыре гвардейца В один из ноябрьских дней старшего лейтенанта Алексея Велнчкина вызнал к себе коман дир и сообщил, что по реше нию командования ему пред стоит сменить свою профессию. — Скоро мы получаем но вую материальную часть, — говорил он,—и вам придется из бомбардировщика переучить ся на торпедоносца. Л ет чик вы опытный, летаете уже порядком и поэтому освоить новое дело сможете быстро. Величкин принял сообще ние с радостью и, возвратив шись к себе в землянку, сразу же обо всем сообщил своему штурману младшему лейтенан ту Гаврилову и стрелку-ра- дисту старшине Лазареву: — Ну, ребята, отныне мы торпедоносцы, — сказал он. В облачные непогодливые дни декабря экипаж проходил свою школу. Командир за ко роткое время овладел пилота жем новой машины, прочувст вовал ее, как говорят, ,до косточки*. До этого он имел большой налет на различных марках самолетов, и учеба ему давалась легко. С 1935 года ле тает старший лейтенант. За семь лет ему доводилось пи лотировать все машины, начи ная от „У-2“ и кончая скорост ным бомбардировщиком. Пол года он уже воевал, имея на верх противнику. Немцы же за счет разгона с высоты уже на подходе к нам создавали себе большую скорость. Заме тив наших истребителей, они, используя повышенную ско рость, уходили вверх, откуда свободно маневрировали. В боевой практике были та кие примеры, когда наш лет чик, проиграв бой или окон чив его безрезультатно, пы тался свалить вину на несо вершенную конструкцию само лета, заявляя, что скорость у противника была больше, чем у его самолета, вертикаль и маневренность выше и т. п. В чем же на самом деле за ключалась обычно причина? Главным образом в том, что такой летчик не иснользовывал всех боевых свойств самолета. Не имея запаса скорости, он вяло вступал в бой, а затем не сумел взять от машины все, что она может дать. Делая вывод, можно сказать, что потеря преимущества в высоте, а значит и в скорости, с первого момента встречи с врагом была основным недо статком наших боев на верти кали в прошлом. Какими же основными пра вилами следует руководство ваться при боях на вертикали. Прежде всего начинать и вести бой в стремительном тем пе, на большой скорости. Ско рость набирать нужно*либо за счет запаса высоты, ранее на бранной (до подхода к истре бителям противника), либо за счет мотора в горизонтальном полете, ставя для получения максимальной скорости наибо лее выгодный шаг винта. Вы ходить из атаки следует резким вертикальи ым маневром. Для того, чтобы во время всего боя надежно держать преимущество в высоте, сле дует оставлять сверху пару (группу) прикрытия, которая может также чередоваться и в атаках. Для сохранения пар и для лучшей безопасности ата ковывать должен только веду щий. Ведомый же, оттягиваясь, прикрывает ведущего. Вывод из атаки обоим самолетам нуж но делать одновременно, при чем ведомый должен несколь ко оттягиваться в сторону для того, чтобы лучше просматри вать хвост ведущего. В дальнейшем вертикальный бой протекает в беспрерывной борьбе за высоту и зависит от умения ведущих и общего ру ководства боем. Вертикальный маневр и ма невр на отрыв, т. е. уход после атаки в сторону для на гона скорости и занятия выгод ного положения для новой атаки — сейчас основные эле менты боя одноместных одно типных истребителей. • Старший лейтенант Евг. ПЕТРЕНКО. На малой высоте В этот день особенно много го ворили на аэ родроме о молодом летчик е Илье Гончаренко. —Это наш сп аситель,—отзі.і ва лись о нем штурмовики. —Гончаренко молодчина,—в т о рили им истребители. Как же происходил этот бой, принесший немалую славу мо л о дому летчику? Далеко в море паши шт у рмо вики атаковали и потопили ф а шистский корабль. Гончаренко летел в группе непосредственного п рикрытия. Возле цели советские самолеты подверглись сильному обстрелу зенитным огнем. Вскоре появились н емецки е истребители. Их было так много, что наша ударная г р упп а да и часть само летов непосредственного пр ик ры тия ср азу же были связаны боем. Выполнив задание, штурмовики с противозенитным маневром ста ли уходить от цели. Несколько „мессеров", не связанных боем, набросились на них. З ам ет и в это, Гончаренко вышел из боя и у с т ремился на защи ту „Илыошиных“. Гончаренко был один. Своего в е домого из-за неисправности само лета он возвратил на аэродром еще по пути к цели. Повернув голову назад, Гончаренко увидел „Мес сершмитта", сближающегося со штурмовиком. Секунды промедле ния были смерти п о д о бны .Го н ч а ренко мгновенно перевалил свою машину и стал пикировать на врага, ведя ожесточенный о тсе кающий огонь. Фашистский лет чик не выдержал атаки и отвалил вправо. С трудом, почти у самой воды, Гончаренко вывел машину из пи ке. Она с ревом взмыла вверх. Гончаренко увидел второго „Мессершмитта", атакующего уже ведомого шту рмо вика. Быстро переложив самолет в правую сторону и, поймав в прицел „Ме - 109“, он выпустил по нему длинную очередь. „Мессер шмитт" задымил и ушел вверх. В то же самое время на мгнове ние Гончаренко ослепило глаза и он почу вствовал ожо г левой руки. Сзади его атак овывал „мессер". Уходить и з-под а т ак и на верти кали—зн ачит подставить себя под еще больший огонь, вниз пики р ов ать—высота над водой всего 50—70 метров. Оставалось одно— уйти виражом. Но делать виражи на малой высоте очень опасно. Гончаренко ровно потянул р у ч ку и, войдя в облачность, про верил машину. Управление и Mofop работали нормально. Сна ряд „стодевятого" разбил с е к тор газа и немного ранил руку. Драться м о ж н о ,—решил Гон чаренко и выскочил из облач ности. Внизу горел и тонул ф а шистский транспорт, штурмовики уходили целыми, их прикрывали истребители—значит все в поряд- Кб. I ончаренко с трудом, задней ча стью ладони, п еревел разбитый сектор газа влево и со снижением стал нагонять гру пп у своих само летов. Пара „Ме-109 ф “ шла ему наперерез. При сближении само леты разделились: один „сгоде- вятый" стал набирать высоту, вто рой начал снижаться. Немцы д у мали поймать н ашего летчика, на деясь, что советский истребитель погонится за нижним самолетом, а верхний беспрепятственно смо жет с хвоста расстрелять его. На хитрость немца Гончаренко ответил своей хитростью: он не погнался з а врагом, а вскочил в облачность, под которой п рихо дилось все время драться. Но нем цы и тут надеялись поймать н а шего летчика. Плотно прижимаясь к облачности, они пошли за ним строго в хвост, думая, что наш истребитель в облаках пойдет по прямой и при выскакивании из них окажется у них впереди. Но 1 ончаренко и здесь перехитрил немцев. Помня совет старших то варищей: никогда не ходить в облачности по прямой, он сделал в облаках правый вираж и, вы скочив из них, очутился в хвосте у „мессеров". Один из них креп ко сидел в сетке прицела. Гонча ренко нажал на гашетку. „Стоде- вятый" задымил и, делая штопор, упал в воду. Второй „Ме-109 ф \ ошеломленный таким неожидан ным ударом, рванул вверх и ушел на солнце. Летчик Илья Гончаренко благо получно вернулся на свой аэро дром. К. ВОЛОГЖАНИН. Гвардии капитан Величкин с экипажем своего торпедоносца. Слева направо: гвардии капитан Величкин, гвардии младший лейтенант Гаврилов, гвардии старшина Лазарев, гвардии младший сержант Волков. Фото Р. Диамент. своем боевом счету более 40 боевых вылетов. Штурман Гаврилов, собствен но, только начинал вступать в строй. За несколько месяцев до этого он закончил летное училище и прибыл в часть. В экипаже Величкина он был всего лишь полмесяца, два боевых вылета имел Гаврилов. Но штурман не отставал от летчика, он также скоро осво ил новое вооружение, район и овладел методом торпедомета- ния. Бывалый уже в боях стар шина Л азар ев на третий день тренировки доложил команди р у экипажа о полной его го товности к боевому вылету, а прибывший в распоряжение экипажа воздушный стрелок Волков ни в чем не отстал от своего учителя, старшины Лазарева. Незадолго до того как в с т р е тить новый год, экипаж Велич кина сдавал экзамены на „ т о р педирование" корабля - цели учебной торпедой. Кропотли вая подготовка дала с в о е—с первого за х о д а цель была „по ражена". Экип аж в ошел в строй и стал выполнять б о е вые задания. 31 января Величкин в с о с т а ве группы торпедоносцев в ы летел торпедировать в р а ж е ский конвой в открытом море. Неприветливо встретило оно североморцев. Тяжелые обла ка нависли над бушующими волнами. Самолеты шли над самой водой. Величкин плотно держался в строю, вниматель но следя за целью. Четыре громадных тр ан спо р та в охранении множества к о раблей вскоре заметил летчик среди бушующих волн. Н и з кая высота подхода не п озво лила с р азу атаковать корабли. Ведущий пары Величкин р аз вернулся и, выбрав выгодный курсовой угол, пошел в атаку. Г аврил о в точно навел прицел, и на положенной дистанции т о р педа отделилась от самолета. Застигнутые врасплох ф аши сты метнулись к своим о руди ям, но было поздно. Торпедо носцы уходили, оставив поза ди погружающий ся в воду транспорт водоизмещением в 8000 тонн. Ч ер ез н екоторое время воздушный стрелок Вол ков доложил командиру: — Захлебнулся гад! В солнечный июльский день Алексей Величкин уже г в ар дии капитаном повел свою ма шину к вражеским берегам. Ещ е на подходе торпедонос цев встретили „Мессершмит- ты “. Они наседали со всех сторон, пытались во что бы ни стало расстроить боевые по рядки группы. Мужественно в бою отстаивали жизнь экипа- : жа Лазарев и Волков, каждый , раз отбивая бешеные атаки I стервятников. Гаврилов прице- I лился и точно послал торпеду в борт транспорта, который ВЗОрВДЛСН НЭ ГЛЗЗсІХ у Л6ТЧИ- ков. Обломки взметнулись к небу... Экипаж, одержав свою вторую победу, возвратился на родной аэродром. Свободное время между в ы летами, свой досуг и отдых весело^ и д ружн о проводят гвардейцы. 1 вардии капитан Величкин по вечерам расс к а зывает о проведенных нм боях на бомбардировщике, делится своим боевым опытом. Часто все четверо ходят в кино, читают книги. Крепко дружат члены гвардейского экипажа. Все они любят своего команди ра, каждый готов п ож е р т в о вать собой за его жизнь. В е личкин высоко ценит своих подчиненных. Суровый в по лете, он на земле п р ев р аща ет ся в лучшего товарища. В августе экипаж записал на свой боевой счет еще один потопленный немецкий к о рабль. Этот счет продолжает расти. Гвардейцы никогда не о с т а навливаются на достигнутом. Н. ДУБИНИН. т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz