Североморский лётчик. 1943, сентябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К 22 с е н т я б р я 1 9 4 3 г . , Ms 9 ТРИБУНА БОЕВОГО ОПЫТА О боях на вертикалях В основе действий немецких летчиков, летающих на «Ме- 1.09», лежит вертикальный ма- neiij). С завязкой боя «Мс-109» сразу же стремится занять пре­ имущество в высоте, что поз­ воляет ему при атаке с пики­ рования иметь запас скорости. Если «Мессершмитт» по каким- либо причинам теряет скорость к концу атаки, то летчик ухо­ дит из нее также пикирова­ нием с последующим набором высоты в стороне. Эта такти­ ка противника создавала у наших молодых летчи­ ков ложное представление о «чрезвычайно высокой» верти­ кальной маневренности и ско­ рости «Мессершмитта». «Бой на вертикалях—основной при­ ем немцев. Они в этом силь­ ны,— рассуждали отдельные летчики, — поэтому надо их бить, используя слабую их сто­ рону, на виражах», и при встрече с «мессерами» вступа­ ли в «карусель». Это была наивная ошибка. Во-первых, самолеты, на которых прихо­ дится нам летать, ничуть не уступают, а последние марки явно превышают вертикальную маневренность «Ме-109», а, во- вторых, как ни крутись в ви­ раже, если ты находишься ни­ же врага, то все-таки предста­ вляешь собой хорошую мишень. Разберу несколько боев, кото­ рые нам пришлось провести. Находясь в районе патрули­ рования, наши истребители хо­ дили на скоростях, близких к эволютивным. При приближе­ нии противника мы обычно старались нагонять скорость за счет снижения. Вот в этом м была наша ошибка. Не имея еще в то время большой тре­ нировки при нагоне скоростей, группы и нары наших истре­ бителей разрывались, и в це­ лом строіі расстраивался-. Кро­ ме того, этим уступался и Четыре гвардейца В один из ноябрьских дней старшего лейтенанта Алексея Велнчкина вызнал к себе коман­ дир и сообщил, что по реше­ нию командования ему пред­ стоит сменить свою профессию. — Скоро мы получаем но­ вую материальную часть, — говорил он,—и вам придется из бомбардировщика переучить­ ся на торпедоносца. Л ет ­ чик вы опытный, летаете уже порядком и поэтому освоить новое дело сможете быстро. Величкин принял сообще­ ние с радостью и, возвратив­ шись к себе в землянку, сразу же обо всем сообщил своему штурману младшему лейтенан­ ту Гаврилову и стрелку-ра- дисту старшине Лазареву: — Ну, ребята, отныне мы торпедоносцы, — сказал он. В облачные непогодливые дни декабря экипаж проходил свою школу. Командир за ко­ роткое время овладел пилота­ жем новой машины, прочувст­ вовал ее, как говорят, ,до косточки*. До этого он имел большой налет на различных марках самолетов, и учеба ему давалась легко. С 1935 года ле­ тает старший лейтенант. За семь лет ему доводилось пи­ лотировать все машины, начи­ ная от „У-2“ и кончая скорост­ ным бомбардировщиком. Пол­ года он уже воевал, имея на верх противнику. Немцы же за счет разгона с высоты уже на подходе к нам создавали себе большую скорость. Заме­ тив наших истребителей, они, используя повышенную ско­ рость, уходили вверх, откуда свободно маневрировали. В боевой практике были та­ кие примеры, когда наш лет­ чик, проиграв бой или окон­ чив его безрезультатно, пы­ тался свалить вину на несо­ вершенную конструкцию само­ лета, заявляя, что скорость у противника была больше, чем у его самолета, вертикаль и маневренность выше и т. п. В чем же на самом деле за­ ключалась обычно причина? Главным образом в том, что такой летчик не иснользовывал всех боевых свойств самолета. Не имея запаса скорости, он вяло вступал в бой, а затем не сумел взять от машины все, что она может дать. Делая вывод, можно сказать, что потеря преимущества в высоте, а значит и в скорости, с первого момента встречи с врагом была основным недо­ статком наших боев на верти­ кали в прошлом. Какими же основными пра­ вилами следует руководство­ ваться при боях на вертикали. Прежде всего начинать и вести бой в стремительном тем­ пе, на большой скорости. Ско­ рость набирать нужно*либо за счет запаса высоты, ранее на­ бранной (до подхода к истре­ бителям противника), либо за счет мотора в горизонтальном полете, ставя для получения максимальной скорости наибо­ лее выгодный шаг винта. Вы­ ходить из атаки следует резким вертикальи ым маневром. Для того, чтобы во время всего боя надежно держать преимущество в высоте, сле­ дует оставлять сверху пару (группу) прикрытия, которая может также чередоваться и в атаках. Для сохранения пар и для лучшей безопасности ата­ ковывать должен только веду­ щий. Ведомый же, оттягиваясь, прикрывает ведущего. Вывод из атаки обоим самолетам нуж­ но делать одновременно, при­ чем ведомый должен несколь­ ко оттягиваться в сторону для того, чтобы лучше просматри­ вать хвост ведущего. В дальнейшем вертикальный бой протекает в беспрерывной борьбе за высоту и зависит от умения ведущих и общего ру­ ководства боем. Вертикальный маневр и ма­ невр на отрыв, т. е. уход после атаки в сторону для на­ гона скорости и занятия выгод­ ного положения для новой атаки — сейчас основные эле­ менты боя одноместных одно­ типных истребителей. • Старший лейтенант Евг. ПЕТРЕНКО. На малой высоте В этот день особенно много го­ ворили на аэ родроме о молодом летчик е Илье Гончаренко. —Это наш сп аситель,—отзі.і ва­ лись о нем штурмовики. —Гончаренко молодчина,—в т о ­ рили им истребители. Как же происходил этот бой, принесший немалую славу мо л о ­ дому летчику? Далеко в море паши шт у рмо ­ вики атаковали и потопили ф а ­ шистский корабль. Гончаренко летел в группе непосредственного п рикрытия. Возле цели советские самолеты подверглись сильному обстрелу зенитным огнем. Вскоре появились н емецки е истребители. Их было так много, что наша ударная г р упп а да и часть само ­ летов непосредственного пр ик ры ­ тия ср азу же были связаны боем. Выполнив задание, штурмовики с противозенитным маневром ста­ ли уходить от цели. Несколько „мессеров", не связанных боем, набросились на них. З ам ет и в это, Гончаренко вышел из боя и у с т ­ ремился на защи ту „Илыошиных“. Гончаренко был один. Своего в е ­ домого из-за неисправности само­ лета он возвратил на аэродром еще по пути к цели. Повернув голову назад, Гончаренко увидел „Мес­ сершмитта", сближающегося со штурмовиком. Секунды промедле­ ния были смерти п о д о бны .Го н ч а­ ренко мгновенно перевалил свою машину и стал пикировать на врага, ведя ожесточенный о тсе­ кающий огонь. Фашистский лет­ чик не выдержал атаки и отвалил вправо. С трудом, почти у самой воды, Гончаренко вывел машину из пи­ ке. Она с ревом взмыла вверх. Гончаренко увидел второго „Мессершмитта", атакующего уже ведомого шту рмо вика. Быстро переложив самолет в правую сторону и, поймав в прицел „Ме - 109“, он выпустил по нему длинную очередь. „Мессер­ шмитт" задымил и ушел вверх. В то же самое время на мгнове­ ние Гончаренко ослепило глаза и он почу вствовал ожо г левой руки. Сзади его атак овывал „мессер". Уходить и з-под а т ак и на верти­ кали—зн ачит подставить себя под еще больший огонь, вниз пики­ р ов ать—высота над водой всего 50—70 метров. Оставалось одно— уйти виражом. Но делать виражи на малой высоте очень опасно. Гончаренко ровно потянул р у ч ­ ку и, войдя в облачность, про­ верил машину. Управление и Mofop работали нормально. Сна­ ряд „стодевятого" разбил с е к ­ тор газа и немного ранил руку. Драться м о ж н о ,—решил Гон­ чаренко и выскочил из облач­ ности. Внизу горел и тонул ф а­ шистский транспорт, штурмовики уходили целыми, их прикрывали истребители—значит все в поряд- Кб. I ончаренко с трудом, задней ча­ стью ладони, п еревел разбитый сектор газа влево и со снижением стал нагонять гру пп у своих само­ летов. Пара „Ме-109 ф “ шла ему наперерез. При сближении само­ леты разделились: один „сгоде- вятый" стал набирать высоту, вто­ рой начал снижаться. Немцы д у­ мали поймать н ашего летчика, на­ деясь, что советский истребитель погонится за нижним самолетом, а верхний беспрепятственно смо­ жет с хвоста расстрелять его. На хитрость немца Гончаренко ответил своей хитростью: он не погнался з а врагом, а вскочил в облачность, под которой п рихо ­ дилось все время драться. Но нем­ цы и тут надеялись поймать н а ­ шего летчика. Плотно прижимаясь к облачности, они пошли за ним строго в хвост, думая, что наш истребитель в облаках пойдет по прямой и при выскакивании из них окажется у них впереди. Но 1 ончаренко и здесь перехитрил немцев. Помня совет старших то­ варищей: никогда не ходить в облачности по прямой, он сделал в облаках правый вираж и, вы ­ скочив из них, очутился в хвосте у „мессеров". Один из них креп­ ко сидел в сетке прицела. Гонча­ ренко нажал на гашетку. „Стоде- вятый" задымил и, делая штопор, упал в воду. Второй „Ме-109 ф \ ошеломленный таким неожидан­ ным ударом, рванул вверх и ушел на солнце. Летчик Илья Гончаренко благо­ получно вернулся на свой аэро­ дром. К. ВОЛОГЖАНИН. Гвардии капитан Величкин с экипажем своего торпедоносца. Слева направо: гвардии капитан Величкин, гвардии младший лейтенант Гаврилов, гвардии старшина Лазарев, гвардии младший сержант Волков. Фото Р. Диамент. своем боевом счету более 40 боевых вылетов. Штурман Гаврилов, собствен­ но, только начинал вступать в строй. За несколько месяцев до этого он закончил летное училище и прибыл в часть. В экипаже Величкина он был всего лишь полмесяца, два боевых вылета имел Гаврилов. Но штурман не отставал от летчика, он также скоро осво­ ил новое вооружение, район и овладел методом торпедомета- ния. Бывалый уже в боях стар­ шина Л азар ев на третий день тренировки доложил команди­ р у экипажа о полной его го­ товности к боевому вылету, а прибывший в распоряжение экипажа воздушный стрелок Волков ни в чем не отстал от своего учителя, старшины Лазарева. Незадолго до того как в с т р е ­ тить новый год, экипаж Велич­ кина сдавал экзамены на „ т о р ­ педирование" корабля - цели учебной торпедой. Кропотли ­ вая подготовка дала с в о е—с первого за х о д а цель была „по­ ражена". Экип аж в ошел в строй и стал выполнять б о е ­ вые задания. 31 января Величкин в с о с т а ­ ве группы торпедоносцев в ы ­ летел торпедировать в р а ж е ­ ский конвой в открытом море. Неприветливо встретило оно североморцев. Тяжелые обла­ ка нависли над бушующими волнами. Самолеты шли над самой водой. Величкин плотно держался в строю, вниматель­ но следя за целью. Четыре громадных тр ан спо р ­ та в охранении множества к о ­ раблей вскоре заметил летчик среди бушующих волн. Н и з ­ кая высота подхода не п озво­ лила с р азу атаковать корабли. Ведущий пары Величкин р аз­ вернулся и, выбрав выгодный курсовой угол, пошел в атаку. Г аврил о в точно навел прицел, и на положенной дистанции т о р ­ педа отделилась от самолета. Застигнутые врасплох ф аши ­ сты метнулись к своим о руди ­ ям, но было поздно. Торпедо­ носцы уходили, оставив поза­ ди погружающий ся в воду транспорт водоизмещением в 8000 тонн. Ч ер ез н екоторое время воздушный стрелок Вол­ ков доложил командиру: — Захлебнулся гад! В солнечный июльский день Алексей Величкин уже г в ар ­ дии капитаном повел свою ма­ шину к вражеским берегам. Ещ е на подходе торпедонос­ цев встретили „Мессершмит- ты “. Они наседали со всех сторон, пытались во что бы ни стало расстроить боевые по­ рядки группы. Мужественно в бою отстаивали жизнь экипа- : жа Лазарев и Волков, каждый , раз отбивая бешеные атаки I стервятников. Гаврилов прице- I лился и точно послал торпеду в борт транспорта, который ВЗОрВДЛСН НЭ ГЛЗЗсІХ у Л6ТЧИ- ков. Обломки взметнулись к небу... Экипаж, одержав свою вторую победу, возвратился на родной аэродром. Свободное время между в ы ­ летами, свой досуг и отдых весело^ и д ружн о проводят гвардейцы. 1 вардии капитан Величкин по вечерам расс к а­ зывает о проведенных нм боях на бомбардировщике, делится своим боевым опытом. Часто все четверо ходят в кино, читают книги. Крепко дружат члены гвардейского экипажа. Все они любят своего команди­ ра, каждый готов п ож е р т в о ­ вать собой за его жизнь. В е ­ личкин высоко ценит своих подчиненных. Суровый в по­ лете, он на земле п р ев р аща ет ­ ся в лучшего товарища. В августе экипаж записал на свой боевой счет еще один потопленный немецкий к о ­ рабль. Этот счет продолжает расти. Гвардейцы никогда не о с т а ­ навливаются на достигнутом. Н. ДУБИНИН. т

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz