Североморский лётчик. 1943, сентябрь.
19 сентября 1943 г., N» 8 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 За целеустремленную большевистскую агитацию За время Отечественной войны политработники, пропагандисты и агитаторы части накопили н ема лый опыт. Повседневная устная агитация и пропаганда—основная форма их работы. Политработни ки тт. Кузьмин, Олейник, Скула- чев, Каменский выступают перед офицерами и рядовым составом с лекциями и докладами, организуют и направляют работу агитаторов. Неплохо включились в агитационно-пропагандистскую работу командиры тт. Томашев- ский, Зайков, Древаль, Неверов ский, Орлов, Амосов. И нее же недостатков у нас много и они особенно проявляются в свете возросших задлч. Большевистская агитация и про паганда не терпят формализма, оторванного от насущных задач части, подразделения. А у нас агита ция и пропаганда подчас бывают не злободневными, лишенными кон кретности и целеустремленности. Эго связано с тем, что мы порой очень плохо пропагандируем опыт боевой деятельности своих же частей и подрязделений, не показывае!^ массам героизм и самоотверженную работу лучших летчиков и техников. В части, где командиром тов. Умлнекий, летчик тов. Ши пов зя три месяца войны ня Севере сбил 6 елмолетов противникя, летчик тов. Гон чаренко сбил 5 самолетов. Об их боевых делах уже неодно кратно писали газеты. Казалось бы, в подразделениях через агитаторов, на политинформаци ях передадут молодым летчикдм боевой опыт Шиновя и Гончярен- ко, расскажут, в чем секрет их боевых успехов. Однако этого здесь пока что не делают. Боевая деятельность части, где командиром тов. Марке вич, неразрывно связана со слав ными именами тт. Сяфонова, Сгиб- невл, Курзенкова. Написана исто рия части, рассказывающая о геро изме и мужестве личного состава в борьбе с врагом, но она пока мало используется для воспи тания молодого летного и техни ческого состава на боевых тра дициях. Вот характерный пример. Меха ник самолета тов. Л ашко в об е спечил 560 боевых вылетов на своем сямолете, мехяник само лета тов. Складлнный 475, механик сямолета тов. Ситников 360, но опыт ни одного из них не стял общим достоянием. Между тем, доведение до личного составя боевого опыта летчиков и техни- тов, боковая наводка, и штурман нажимает кнопку сбрасывателя Много раз доводилось Лапшен- кову бывять над этой бязой днем в летние месяцы, и всегда ожесто ченный огонь зениток встречал и провожал его. А сейчас молчат батареи, и толыю тогда, когда внизу взметается столб пламени, такой высокий, что его видят наши самолеты, находящиеся над другой базой, немецкие зенитчики пытяются найти в высоте маши ну Лапшенкова, сделавшую свое боевое дело. Но поздно! Лапшен- ков уже далеко, Лапшенков уже идет над морем к родным берегам. —Да вы посмотрите на пожар, товарищ майор!—ликует Скнарев, —пожярище-то кякой! —Отличный пожяр, стярикан! Лапшенкова радует не только пожар. Пожалуй, всего больше его радует сознание, что он про верил себя в ночном полете на »Петлякове-2“, что перед его машиной и машинями его товя- рищей открываются заманчивые перспективы непрерывной работы полярной ночью, что еще много таких ночных пожаров и р а зр у шительных взрывов произведут „Петляковы - 2 “ на окутанной мраком вражеской земле. А на своей земле, на родном аэродроме, комадир части сказал Лапшенкову: —Поздравляю, товарищ майор, ■с хорошим починомі Через пол- -часа полетите вторично. После полуночи облака придви- ков способно сыграть круп ную мобилизующую роль. Это поняли гвардейцы. 350 бое вых вылетов гвардии капитана Орлова правильно стояли у них одно время в центре агитационно пропагандистской работы. В под разделениях проходили беседы агитаторов, б ы л и проведены политинформации, вышли боевые листки. Сам тов. Орлов сделал па открытом партийном собрании доклад: „Мон ,і50 боевых вылетов". Но агитационно - пропагандист ская работа пе может ограничить ся одним только обобщением и передачей опыта. Очень важно систематически воспитывать у всего личного состава чувство ожесточенной, беспощадной нена висти к врагу. Наши агитаторы и пропагандисты проводят большую работу по раз'яснению прави тельственных а к т о в , фикси рующих злодеяние немцев в окку пированных ими районах, точно так же, как и вокруг писем, при ходящих из местностей, освобож денных от захватчиков. Хорошо поставлена эта работа в подраз делениях, где командирами тт. Ми хайлов, Круговой, Азаров. Но мало и зачастую неглубоко раз‘ясняем мы социальную при роду германского фашизма, су щество его звериной программы покорения и порабощения мира, его „расовой" теории, причины того, что делает германский фа шизм заклятым врагом советского народа. А раз'яснение этих во просов — самая суть воспитания жгучей ненависти к врагу. Важным средством воспитания чувства мести и ненависти к вра гу является политическая работа, связанная с героической гибелью летчика: митинг у гробя погиб шего, клятва мести за боевого друга, отдавшего жизнь за наше общее дело. Пропаганда героических тради ций русского народа, ознакомле ние с борьбой наших предков против иноземных захватчиков является неот'емлемой частью агитационно-пропагандистской ра боты. В подразделениях, где ко мандиром тов. Михайлов, офицеры и бойцы прослушали квалифици рованные лекции о Суворове, Кутузове, чего нельзя сказать о других частях и подразделениях. Капитан В. ЗАТЕЛЕПИН. нулись к континенту, закрыли луну, на летном поле стало еще темнее. Но, поднявшись в воздух и нябряв высоту, „Петляков-2“ вошел в „окно“, и Лапшенков снова увидел звездное небо и спокойную луну. И опять под плоскостями „Пет- лякова-2“ вражеская база. Здесь после Ляпшенкова уже побывали наши бомбардировщики. Среди других пожаров Лапшенков ра зыскивает „свой п ож ар "—он еще не погас, он еще пылает на баг ровой земле. „Петляков-2“ вновь один над вражеской базой. По меньшей мере, шесть батарей одновремен но быот сейчас по нему одному из крупнокалиберных орудий, они бьют по „Петлякову" и на его подходе к цели, и тогда, когда бомбы прорезают воздух, и тогда, когдя, отбомбившись, Лапшенков кладет машину на обратный курс. Сотни снарядов рвутся в ночном небе, многие тысячи осколков низвергаются на землю и в море, но ни один кусок раскаленного металла не задевает освоившего полярную ночь „Петлякова-2“. — На сегодня — все! — пожал командир части руку Лапшенкова. Прежде, чем спуститься в зем лянку, майор Лапшенков взглянул на ночное,закрытое облякамн небо. —Вот мы и бомберы-ночники,— сказал он капитану Скнареву,—Хо рошая будет у нас зима, старикан!.. С. ВАРШАВСКИЙ, Б. РЕСТ. Звено бомбардировщиков гвардейского полка Черноморского флота готовится в боевой полет. Фото Н. Хряпкина. Летчики-черноморцы громят врага Два с лишним года офицеры, сержанты и рядовой состав военно-воздушных сил Черно морского флота ведут напря женную борьбу с фашистскими захватчиками на левом флан ге фронта Великой Отечествен ной войны. Морская авиация—длинная рука флота. Летчики-черномор цы достали и до нефтехрани лищ Плоешти, и до доков Кон станцы, Галаца и Сулина. Они обрушили свой знаменитый сокрушительный удар и на столицу румынского вассала Гитлера—на Бухарест. Блестя щей операцией, которая войдет в историю нашей авиации, явился удар по Черноведскому мосту через Дунай. Эту опе рацию подготовили и блестяще выполнили летчики Литвинчук, Филимонов, Самарцев, Данилин и Скрытник во главе с капита ном Шубиковым. Неувядаемой славой покры ли себя черноморские соколы в боях за Одессу и Севасто поль. Соотношение сил и так тическая обстановка были тог да не в нашу пользу. Немцы буквально висели над нашими аэродромами. Но наши летчики смело рвали воздушные обручи, которые пытались надеть на наши аэродромы матерые фа шистские бандиты. Славную смерть черноморцы - летчики предпочитали позорному пле ну, трусости. Когда у летчика- севастопольца Якова Иванова вышли все патроны, но враг все еще оставался в воздухе, сталинский сокол, не задумы ваясь, пошел на таран и побе дил. Таран—боевой прием, требующий большой силы воли. Это не остановило Якова Ива нова и во второй раз, когда он также, израсходовав все патроны, не позволил врагу уйти безнаказанным. Герой- севастополец снова пошел на таран. Он погиб, но уничто жил вражеский самолет. Не по желал воспользоваться парашю том и летчик Евграфов. Он направил свою горящую маши ну на батарею врага. Горящим факелом врезался во вражеский транспорт Виктор Беликов. Ге роически погиб Герой Совет ского Союза сержант Севрю- ков. Герой Советского Союза Ев граф Рыжов никогда не счи тает врагов. Тактически гра- В историческом приказе Вер ховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза то варища Сталина от 16 сентяб ря 1943 года отмечается, что в боях за Новороссийск отличи лись летчики генерал-лейтенан та авиации Ермаченкова. 0 том, как сражаются с немецкими захватчиками летчики - черно морцы, о том, как они громят фашистов на левом фланге фронта Великой Отечественной войны рассказывается в публи куемой нами сегодня статье генерал-лейтенанта авиации В. Ермаченкова, командующего Военно-Воздушными Силами Черноморского флота. Статья эта написана накануне освобож дения Новороссийска. Победы черноморских летчи ков под Новороссийском, в ча стности и в первую очередь боевые дела 11 Новороссий ской штурмовой авиационной дивизии, которой командует подполковник Губрий,— красно речиво дополняют рассказ тов. Ермаченкова о подвигах и ге ройстве сталинских соколов Черноморья. мотный летчик, смелый, реши тельный и упорный, он однаж-і ды, барражируя в паре с дру гим летчиком, заметил 58 вра жеских бомбардировщиков. Два сокола, долго не раздумывая, врезались в строй вражеских самолетов, решительными ата ками разбили их боевой поря док и, сбив по одному самоле ту, благополучно вернулись на свой аэродром. Одесса и Севастополь были замечательной школой для чер номорских летчиков, настоящей академией войны. Здесь в труд ных боях родилась черномор ская гвардия, здесь закалились и выросли в крупных коман диров такие летчики, как пол ковник Николай Наумов, гвар дии подполковник Герой Совет ского Союза Михаил Авдеев, гвардии подполковник Иван Любимов, Герой Советского Союза гвардии подполковник Алексей Гурпн, гвардии пол ковник Герой Советского Союза Николай Токарев, гвардии под полковник Виктор Конарев, гвардии майор Герой Советско го Союза Константин Алексеев, блестящие штурмовики—Герой Советского Союза гвардии май ор Федор Тургенев и гвардии майор Мпрон Ефимов, полков ник Алексей Дуиіин. Их водил в бой выдающийся командир, великолепный воспитатель и организатор Герой Советского Союза генерал-майор авиации Николай Остряков. Кавказ и Кубань, —везде враг испробовал ощутительные удары черноморских летчиков. Черноморцы содействовали фло ту и в его десантных опера циях у Судака и Керчи, у Фео досии и Новороссийска и про вел :і сами несколько воздуш ных десантных операций в тылы врага. Два года войны дали нам богатый опыт. Теперь соотно шение сил резко изменилось в нашу пользу. Летчики гвар дии капитана Бориса Юдина, охраняя коммуникации, в те чение месяца сбили 52 вра жеских самолета, сами не по теряв ни одного летчика. Лет чики гвардии подполковника Героя Советского Союза Михаи ла Авдеева за дм месяца боев уничтожили 8(> самолетов, по теряв сами 23. Сам гвардии подполковник Авдеев ни разу не был сбит, ни разу не имел аварий. Им сбито 13 враже ских самолетов и совершено свыше 400 боевых вылетов. С])еди черноморских летчиков- 26 Героев Советского Союза. Сотни воинов воздушного фло та Черного моря награждены орденами и медалями, из них дважды 248 человек, трижды 33 и четырежды 4 человека. Летчиков черноморья окры ляет родина, она дает им си лы даже тогда, когда положе ние кажется безвыходным. Гвардии подполковник Люби мов, командир 11 гвардейско го авиационного полка, прошел большой боевой путь. Он драл ся под Перекопом, отстаивал Крым и Севастополь. Был ра нен. Врачебная комиссия при знала его негодным к летному делу. Но, как настоящий со ветский воин, патриот родины гвардеец Любимов настойчиво просил у меня разрешения на полеты. Я разрешил. Любимов летает и громит врага. В предстоящих решительных боях за полный разгром не мецко-фашистских захватчиков славные летчики Черноморско го флота, выполняя приказы Верховного Главнокомандующе го товарища Сталина, приум ножат свои победы. Командующий ВВС Черноморского флота генерал лейтенант авиации В. ЕРМАЧЕНК0В.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz