Североморский лётчик. 1943, сентябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 19 сентября 1943 г,, № 8 ЗОЛОТЫЕ РУКИ Т Р И Б У Н А БОЕВО ГО ОПЫТА К А К ЛУЧШ Е БИТЬ „ФОННЕ-ВУЛЬФ-190“ И этом году на нашем участке фр о н т а немцы в большом коли­ честве стали применять в воз­ д ушны х б о я х истребитель „Фокке- Ву л ьф -1 9 0 '. Когда впервые был выпущен „Фо к к е -В у л ьф - 190“, фашистская пр опаганда широко рекламировала в се по б ежд ающую с и л у этого истреби теля. Снабдив его четырь­ мя авиапушками , двумя пулеме­ тами и, защитив спину летчика и мотор броней, немцы считали, что такой самолет будет неуязвимым. Но н аши летчики в первых же боях с „ФВ-190" сумели найти и с л а бы е стороны этого истреби­ тели. То л ь ко летчиками нашего подразд ел ени я за последнее в р е ­ мя, н а р яд у с другими типами не­ мец ких машин, сбито 4 „Фокке- Ву л ьфа-1 90 ", два из которых приходятся на мои личный счет. Как же л учше бить „ФВ-190"? Имея мощное вооружение, „ФВ“ может идти в лобовую атаку, тем более, что летчик на нем хорошо защищ е н звездообразным мото­ ром, а находящееся впереди бро­ нированное кольцо прикрывает маслорадиатор и маслобаки. Но бояться идти в лоб с „ФВ“, раз сложится т а к а я обстановка, не нужно. Вероятность попадания в мотор нашего истребителя, тем более, если еще, идя на встреч­ ных кур сах , скользить вправо или влево, весьма незначительна. В то же время наши крупнокали­ берные пулеметы пробивают бро­ нир о ванны е кольца на моторе врага, а тупой нос „ФВ“ создает для н аш его летчика большую пло­ щадь попадания. „Ф В - 190“ — тяжелая машина (вес ее около 4 тонн), поэтому драться с , Ф В “ лучше на верти­ калях. Вместе с тем практика по­ казала, что у большинства наших истребителей время виража, при всех качествах в этом деле „ФВ“, ничуть не больше, чем у „ФВ-190". Здесь исход боя р е­ шает техника пилотирования. Бензобаки у „ФВ “ расположе­ ны один под сидением, другой — за спинкой летчика. Броня на них отсутствует. Летчик „ФВ“ снизу ничем не защищен, а сзади его предохраняет обычная броне­ спинка Толщиной до 14 мм, кото­ рая легко пробивается пулями наших крупнокалиберных пуле­ метов, не говоря уже о снарядах. „ФВ-190" — самолет тяжелый на горке, поэтому неплохо бить его в тот период, когда он зависает в конце горки (а зави­ сание у него значительно больше, чем у *Ме-109ф“). Обычно пос­ ле зависания „ФВ", чтобы не по­ терять высоту, старается не сва­ ливаться на ранверсман, а заходит на этой же высоте в вираж или идет по горизонтали с набором скорости. Поэтому для большего поражения „ФВ “ следует давать длинную заградительную очередь. К слабым сторонам „ФВ “ от­ носится также обзор вперед и вниз. Впереди, например, немец­ кий летчик, сидящий на „Фокке- Ву л ьф е“, видит только на уровне глаз. Этот недостаток помогает н ашему летчику уйти из-под удара, если немец зайдет ему в хвост. Для этого достаточно п е ­ рейти только в управляемый пе­ реворот. Для того, чтобы еще раз под­ черкнуть уязвимость „ФВ-190", кратко расскажу о том, как я сбил два самолета этого типа. При атаке первого я имел преи­ мущество в высоте. Зайдя „ФВ" строго в хвост, сверху, сзади с короткой дистанции я ударил из всего вооружения, пройдя оче­ редью от мотора до хвоста. Ви­ димо, был ранен летчик и пора­ же н бензобак, т. к. немецкий ис­ требитель вначале свалился на крыло, затем задымил, загорелся и стал беспорядочно падать. Вто­ рого „ФВ" сбил следующим об­ разом: проскочив его после лобо­ вой атаки, я сделал глубокий раз­ ворот, а затем под ракурсом 2/4 открыл огонь. „ФВ" со сниже­ нием стал уходить, оставляя за собой след дыма. Через несколь­ ко секунд „ФВ" загорелся и упал в сопки. В заключение скажу, что лет­ чик ни в коем случае не должен выпускать „ФВ “ наверх. П р еи ­ мущество в высоте над ним не так уж трудно завоевать, а оно всегда принесет победу. Старший лейтенант Н. КУРЕНОК. Летчик-истребитель трижды орде­ ноносец капитан А. Дижевский. Самолет готов к вылету Успех ночного боевого вы­ лета во многом зависит от подготовки самолета на земле. Техники, мотористы и оружей­ ники нашего подразделения вкладывают в это дело все свое мастерство и умение. Один из самолетов только что вернулся с задания. Лет­ чик сообщил, что надо быстро проверить динамо, предстоит полет. С помощью приборов электрик тов. Тямухин устано­ вил, что вышел из строя шунт. Срок для замены исчислялся минутами. Тем не менее, когда самолет понадобился, Тимухин доложил о готовности. Без спешки и суеты обеспе­ чивали боевые вылеты механик Данынпн и моторист Смирнов. Все необходимое для заправки у них заранее находилось под руками. Также организованно работали оружейники тт. Коз­ лов и Науменко. Наземные специалисты нашего подразде­ ления работают, не покладая рук, обеспечивая своим трудом успех ночных ударов по про­ тивнику. Старший техник-лейтенант А. СИЛОВ. Техник звена Николай Поклон- цев воюет с первого дня войны. На многих фронтах пришлось по­ бы ват ь ему за это время. Различ­ ные марки самолетов готовил он к бою. Но одно постоянно в его работе, -— машина, приготовлен пая им, безотказно выполняет лю­ бое задание. Скромный, дисцип­ линированный, трудолюбивый, он всегда у своего „ястребка". - Золотые р у к и , - так говорят о нем в части. И эго удивительно верно! Не так давно Поклонцев возвратился с передового аэродрома, где вместе с товарищами был в груп­ пе но восстановлению п о в р еж ­ денных самолетов. Техники р ас­ сказывают, какие „чудеса" там творил этот труженик. По нескольку суток подряд техник-лейтенант Поклонцев не отходил от израненной машины. Без необходимого инструмента и оборудования под его руководст­ вом выполнялись такие работы, которые, казалось, можно было сделать лишь в мастерских. Однажды вблизи аэродрома завязался крупный воздушный бой, длившийся больше часа. С евероморские истребители вели ожесточенное сражение, в ходе которого несколько самолетов были серьезно повреждены и сде­ лали вынужденные посадки. Г руп ­ па Николая Поклонцева би с т р о вводила их в строй. Истребители вновь поднимались в воздух. ...Машина вышла из боя. П о к ­ лонцев командует механикам при­ готовить все необходимое. Мог ментально самолет поднимается на козелки, ремонтируются шасси, выправляется гондола водорадпа- тора. Иногда за отсутствием ин­ струмента Николай быстро нахо­ дит его заменители. Чтобы вы­ править гондолу радиатора, нужен специальный станок. Но его здесь нет. И Поклонцев находит выход. Станок заменяет обыкновенный камень. Ремонт произведен, и с т р е ­ битель входит в строй. Был случай, когда на одном самолете при посадке погнулся винт. Запасные части отсутство­ вали, и Поклонцев решил сам вос­ становить его. Отдав р а с п о р я ­ жение снимать поврежденный пропеллер, он быстро сбегал за кувалдой и, примостившись на ровной каменной плнте, присту­ пил к работе. Не прошло и часа, как заработал мотор. Удивленный летчик подошел к самолету: — Что, разве были винты б ск л аде?—спросил ои. Можете лететь, товарищ лейтенант,—задорно отвечает По к ­ лонцев. Мы выправили винг ку ­ валдой. Удивленный пилот сначала пе верил в это, но когда выключили мотор, оп убедился, заметив на винте прежние складки. — Трясти будет,—подумал он. Поклонцев подготовил машину к отлету, и „ястребок", с выгну ­ тым кувалдой винтом, вспорхнул с аэродрома. Поклонцев стоял на земле и любовался уверенным рокотом мотора. — Как зверь ревет,—п р и г о в а ­ ривал он. Летчик совершил посадку и, подойдя к технику, долго пожимал ему руки. Самолет № 12 вернулся из боя с иятидесятыо пробоинами. На нем было повреждено управление, маслоснстема, водорадиатор, кон­ соли, хвостовое оперение. Никго не верил, что его можно восста­ новить своими силами. Поклон­ цев взялся за ремонт. Р ас п р ед е­ лив обязанности между механи­ ками, каждому рассказав, как н еоб­ ходимо производить работы, По к ­ лонцев долго обдумывал, как бы ввести в строй самолет за два дия, в то время, когда командир дал на это три. За упорным трудом он потерял счет времени. И когда, о трываясь от дела, Поклонцев смотрел в о с п а ­ ленными от бессонницы глазами на солнце, он пытался определить— утро сейчас, или вечер... — Сколько в р ем е ни ?—спросил он у товарищей, когда машина была готова. Оказалось, что само­ лет был восстановлен менее, чем за два дня. Постоянная учеба, богатая рус­ ская смекалка, которой одарен техник, чувство ответственности за порученное д ел о—вот что вы­ вело этого молодого офицера в почетный список части. Н. БЛЕСК. ной полной луной. На севере з е ­ лено-розовые отблески полярного сияния белили плотные массы облаков, двигавшихся со сторо­ ны моря к континенту, и Лапшен- ков опять вспомнил прошлогод­ нюю зиму, когда он только с земли мог любоваться чудесной световой игрой, завидуя тем, кто уходит в воздух. А теперь он сам—в полете... Задание, которое шел выпол­ нять Лагішенков, должно было помочь другим ночным бомбарди­ ровщикам, вылетевшим вскоре после него, обнаружить цель, что­ бы точно сбросить на нее свои бомбы. Л апшенкову следовало поджечь в ражескую базу, создать большой очаг пожара — огневой ориентир, заметный остальным бомбардировщикам на далеких подступах к цели. От успеха Лап- шенкова в значительной мере з а ­ висел успех всей операции, про- воцпвшейся в эту ночь. По всем расчетам и по внут­ реннему убеждению летчика и штурмана „Петляков-2* находит­ ся уже на травер зе цели. Лап- шенков ведет машину еще д а л ь ­ ше, чтобы, развернувшись, зайти на цель с темной стороны гори­ зонта — тогда самолет не будет видим во мраке, а луна щедро осветит нужный об'ект, который зажигательные бомбы сейчас п р е ­ вратят в пылающий маяк. — Цель вижу хорошо! — д о к л а­ дывает Скнарев. Он определяет угол прицеливания. Ряд доворо- „Петляков-2“ выходит в ночь Дней десять тому назад Семен I Васил ьевич Лапшенков дежурил ' ночью по полетам, когда на ясном небе неожиданно проступила и стала развертываться зеленоватая лента северного сияния. Вот, о к а­ зы в ае т ся , как быстро промелькну­ ло лето! На смену круглосуточно­ му дню пришла пора чередующих­ ся, примерно равных друг другу дней и ночей, а там, глядишь, ск о ­ ро наступит и долгая заполярная темень. Северное сияние—в нача­ ле сентября! Почему-то казалось, что ещ е не пришло ему время... С к о л ь к о раз наблюдал майор Л а пш е н к о в эту призрачную игру св ета в морозном небе прошлой зимой, первой зимой, проведенной им на Севере. Наблюдал с восхи­ щением и, признаться, с досадой. Он летал на „Петлякове-2“, кото­ рый в северных условиях считал­ ся „дневной" машиной. Сложность пилотирования на нем, требовав­ шая от летчика большого исскус- ства и в дневном полете, вынуж­ дала командование воздерживаться от использования „Петлякова-2“ ночью. То ли дело летом: солнце не заходит, летай хоть круглые сутки! А зимой —едва забрезжит рассвет, как мрак снова поглотит р обкую позднюю зарю, и толкись т о г д а по аэродрому долгими с у т ­ ками, как неприкаянный. Даже ко­ р о т к и е часы рассвета не всегда используешь: что ни д е н ь—заря-1 ды закрывают аэродром, снежная ' метель крутит на маршруте, „ре­ жет* летчика заполярная метео р о­ логия... А ночью вдруг стихнет пурга и раздвинутся строи обла­ ков, открывая небо в ярких зв ез­ дах и высокую чистую луну. Ноч­ ные бомбардировщики вылетают на задание громить вражеские ба­ зы, самое время для настоящей работы, а майор Лапшенков, командир „дневной" машины, остается на заснеженном аэродро­ ме и с завистью следит за тем, как зеленые и красные бортовые огни, сделав круг над летным но­ лем, уходят на запад и постепен­ но гаснут в ночи. И вот опять укорачиваются дни, приближаются сроки зимних но­ чей. Ранние сполохи северного сияния— предвестник близкой зи­ мы. Скоро первый снежок за п о ­ рошит осеннее золото милых серд­ цу березок. Недолго ждать— выпадет снег погуще и поплотнее, окутает сопки и аэродром, и над белым безмолвием прострется чер­ ная заполярная ночь. Неужели снова придется майору Л апшен ­ кову пребывать „в нетях", когда другие бомбардировщики будут ходить в ночные походы? Минув­ шим летом он не отставал ни от кого. Неужели „Петляков-2“ не даст ему возможности громить врага зимнеи ночью не хуже, чем он это делал в июне, в июле, в августе? Обо всем этом думал майор Лапшенков, когда, д ежур я по по­ летам, неожиданно увидел в н о ч ­ ном сентябрьском небе первые сполохи северного сияния. В е р ­ нувшись со старта в землянку, оп сказал своему штурману капитану Скн ареву: — Будем летать ночью, а, ста­ рикан? „Старикану" уже минуло 31 год. Майор был то л ько на год моложе его. Но с выше десяти лет летал Скнарев штурманом, а в нашей мо­ лодой авиации это срок немалый, во всяком случае достаточный, чтобы прослыть „стариканом". В этом дружеском обращении ска­ зывалось и у в аже н и е Лапшенко- ва к своему штурману, и братская близость двух воинов, у ч а с т в о ­ вавших на одной боевой машине во многих десятках операций, совместно п рорывавших зенитный огонь и отбивавшихся от „Мессе­ ров и „Фокке-Вульфов", совмест­ но бомбивших вражеские базы и порты, совместно топивших ко­ рабли противника. С; кем же, как не со Скнаревым, пойдет Л а пш е н ­ ков в ночь на „ГІетлякове-2“ ? — Что же, можно летать, — от­ ветил Скнарев. — Вот пустили бы только... Летчик и штурман были у в е р е­ ны в машине. Командование было уверено в летчике и штурмане. Немного времени понадобилось, чтобы оборудовать кабину для ночных полетов. Под вечер 14 сентября командир части сказал майору Лапшенкову: — Готовтесь, сегодня ночью пойдете на задание! В 21. 30 было уже совсем тем­ но. Огромная луна, словно вы­ литая из светлой меди, выгля­ нула из-за горбатых сопок и уди­ вленно взглянула на руливший по аэродрому самолет. „Петля- к о в ^ оторвался от земли, крас­ ный и зеленый огоньки сделали круг над летным полем и погасли вдали. Майор Л апшен к о в вел само­ лет над морем. Настроение осо­ бой приподнятости и торжествен­ ности не покидало ни его, ни Скнарева, ни стрелка - радиста младшего лейтенанта Откидач. Как ни как, эго был не только их первый ночной полет на „Пет- л як о в е -2 “, но этим полетом они открывали „ночной сезон" севе­ роморских бомбардировщиков, грозные ночи предстоящей зимы возвещали они немцам. Хороша была ночь на 15 сен­ тября! Отрегулировав самолет, чтобы легче было пилотировать, и сосредоточив все внимание на ориентировке, Лапшенков нет-нет, а урывал секунду, даже меньше —долю секунды, чтобы полюбо­ ваться прекрасной ночью,озарен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz