Североморский лётчик. 1943, сентябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 19 сентября 1943 г,, № 8 ЗОЛОТЫЕ РУКИ Т Р И Б У Н А БОЕВО ГО ОПЫТА К А К ЛУЧШ Е БИТЬ „ФОННЕ-ВУЛЬФ-190“ И этом году на нашем участке фр о н т а немцы в большом коли честве стали применять в воз д ушны х б о я х истребитель „Фокке- Ву л ьф -1 9 0 '. Когда впервые был выпущен „Фо к к е -В у л ьф - 190“, фашистская пр опаганда широко рекламировала в се по б ежд ающую с и л у этого истреби теля. Снабдив его четырь мя авиапушками , двумя пулеме тами и, защитив спину летчика и мотор броней, немцы считали, что такой самолет будет неуязвимым. Но н аши летчики в первых же боях с „ФВ-190" сумели найти и с л а бы е стороны этого истреби тели. То л ь ко летчиками нашего подразд ел ени я за последнее в р е мя, н а р яд у с другими типами не мец ких машин, сбито 4 „Фокке- Ву л ьфа-1 90 ", два из которых приходятся на мои личный счет. Как же л учше бить „ФВ-190"? Имея мощное вооружение, „ФВ“ может идти в лобовую атаку, тем более, что летчик на нем хорошо защищ е н звездообразным мото ром, а находящееся впереди бро нированное кольцо прикрывает маслорадиатор и маслобаки. Но бояться идти в лоб с „ФВ“, раз сложится т а к а я обстановка, не нужно. Вероятность попадания в мотор нашего истребителя, тем более, если еще, идя на встреч ных кур сах , скользить вправо или влево, весьма незначительна. В то же время наши крупнокали берные пулеметы пробивают бро нир о ванны е кольца на моторе врага, а тупой нос „ФВ“ создает для н аш его летчика большую пло щадь попадания. „Ф В - 190“ — тяжелая машина (вес ее около 4 тонн), поэтому драться с , Ф В “ лучше на верти калях. Вместе с тем практика по казала, что у большинства наших истребителей время виража, при всех качествах в этом деле „ФВ“, ничуть не больше, чем у „ФВ-190". Здесь исход боя р е шает техника пилотирования. Бензобаки у „ФВ “ расположе ны один под сидением, другой — за спинкой летчика. Броня на них отсутствует. Летчик „ФВ“ снизу ничем не защищен, а сзади его предохраняет обычная броне спинка Толщиной до 14 мм, кото рая легко пробивается пулями наших крупнокалиберных пуле метов, не говоря уже о снарядах. „ФВ-190" — самолет тяжелый на горке, поэтому неплохо бить его в тот период, когда он зависает в конце горки (а зави сание у него значительно больше, чем у *Ме-109ф“). Обычно пос ле зависания „ФВ", чтобы не по терять высоту, старается не сва ливаться на ранверсман, а заходит на этой же высоте в вираж или идет по горизонтали с набором скорости. Поэтому для большего поражения „ФВ “ следует давать длинную заградительную очередь. К слабым сторонам „ФВ “ от носится также обзор вперед и вниз. Впереди, например, немец кий летчик, сидящий на „Фокке- Ву л ьф е“, видит только на уровне глаз. Этот недостаток помогает н ашему летчику уйти из-под удара, если немец зайдет ему в хвост. Для этого достаточно п е рейти только в управляемый пе реворот. Для того, чтобы еще раз под черкнуть уязвимость „ФВ-190", кратко расскажу о том, как я сбил два самолета этого типа. При атаке первого я имел преи мущество в высоте. Зайдя „ФВ" строго в хвост, сверху, сзади с короткой дистанции я ударил из всего вооружения, пройдя оче редью от мотора до хвоста. Ви димо, был ранен летчик и пора же н бензобак, т. к. немецкий ис требитель вначале свалился на крыло, затем задымил, загорелся и стал беспорядочно падать. Вто рого „ФВ" сбил следующим об разом: проскочив его после лобо вой атаки, я сделал глубокий раз ворот, а затем под ракурсом 2/4 открыл огонь. „ФВ" со сниже нием стал уходить, оставляя за собой след дыма. Через несколь ко секунд „ФВ" загорелся и упал в сопки. В заключение скажу, что лет чик ни в коем случае не должен выпускать „ФВ “ наверх. П р еи мущество в высоте над ним не так уж трудно завоевать, а оно всегда принесет победу. Старший лейтенант Н. КУРЕНОК. Летчик-истребитель трижды орде ноносец капитан А. Дижевский. Самолет готов к вылету Успех ночного боевого вы лета во многом зависит от подготовки самолета на земле. Техники, мотористы и оружей ники нашего подразделения вкладывают в это дело все свое мастерство и умение. Один из самолетов только что вернулся с задания. Лет чик сообщил, что надо быстро проверить динамо, предстоит полет. С помощью приборов электрик тов. Тямухин устано вил, что вышел из строя шунт. Срок для замены исчислялся минутами. Тем не менее, когда самолет понадобился, Тимухин доложил о готовности. Без спешки и суеты обеспе чивали боевые вылеты механик Данынпн и моторист Смирнов. Все необходимое для заправки у них заранее находилось под руками. Также организованно работали оружейники тт. Коз лов и Науменко. Наземные специалисты нашего подразде ления работают, не покладая рук, обеспечивая своим трудом успех ночных ударов по про тивнику. Старший техник-лейтенант А. СИЛОВ. Техник звена Николай Поклон- цев воюет с первого дня войны. На многих фронтах пришлось по бы ват ь ему за это время. Различ ные марки самолетов готовил он к бою. Но одно постоянно в его работе, -— машина, приготовлен пая им, безотказно выполняет лю бое задание. Скромный, дисцип линированный, трудолюбивый, он всегда у своего „ястребка". - Золотые р у к и , - так говорят о нем в части. И эго удивительно верно! Не так давно Поклонцев возвратился с передового аэродрома, где вместе с товарищами был в груп пе но восстановлению п о в р еж денных самолетов. Техники р ас сказывают, какие „чудеса" там творил этот труженик. По нескольку суток подряд техник-лейтенант Поклонцев не отходил от израненной машины. Без необходимого инструмента и оборудования под его руководст вом выполнялись такие работы, которые, казалось, можно было сделать лишь в мастерских. Однажды вблизи аэродрома завязался крупный воздушный бой, длившийся больше часа. С евероморские истребители вели ожесточенное сражение, в ходе которого несколько самолетов были серьезно повреждены и сде лали вынужденные посадки. Г руп па Николая Поклонцева би с т р о вводила их в строй. Истребители вновь поднимались в воздух. ...Машина вышла из боя. П о к лонцев командует механикам при готовить все необходимое. Мог ментально самолет поднимается на козелки, ремонтируются шасси, выправляется гондола водорадпа- тора. Иногда за отсутствием ин струмента Николай быстро нахо дит его заменители. Чтобы вы править гондолу радиатора, нужен специальный станок. Но его здесь нет. И Поклонцев находит выход. Станок заменяет обыкновенный камень. Ремонт произведен, и с т р е битель входит в строй. Был случай, когда на одном самолете при посадке погнулся винт. Запасные части отсутство вали, и Поклонцев решил сам вос становить его. Отдав р а с п о р я жение снимать поврежденный пропеллер, он быстро сбегал за кувалдой и, примостившись на ровной каменной плнте, присту пил к работе. Не прошло и часа, как заработал мотор. Удивленный летчик подошел к самолету: — Что, разве были винты б ск л аде?—спросил ои. Можете лететь, товарищ лейтенант,—задорно отвечает По к лонцев. Мы выправили винг ку валдой. Удивленный пилот сначала пе верил в это, но когда выключили мотор, оп убедился, заметив на винте прежние складки. — Трясти будет,—подумал он. Поклонцев подготовил машину к отлету, и „ястребок", с выгну тым кувалдой винтом, вспорхнул с аэродрома. Поклонцев стоял на земле и любовался уверенным рокотом мотора. — Как зверь ревет,—п р и г о в а ривал он. Летчик совершил посадку и, подойдя к технику, долго пожимал ему руки. Самолет № 12 вернулся из боя с иятидесятыо пробоинами. На нем было повреждено управление, маслоснстема, водорадиатор, кон соли, хвостовое оперение. Никго не верил, что его можно восста новить своими силами. Поклон цев взялся за ремонт. Р ас п р ед е лив обязанности между механи ками, каждому рассказав, как н еоб ходимо производить работы, По к лонцев долго обдумывал, как бы ввести в строй самолет за два дия, в то время, когда командир дал на это три. За упорным трудом он потерял счет времени. И когда, о трываясь от дела, Поклонцев смотрел в о с п а ленными от бессонницы глазами на солнце, он пытался определить— утро сейчас, или вечер... — Сколько в р ем е ни ?—спросил он у товарищей, когда машина была готова. Оказалось, что само лет был восстановлен менее, чем за два дня. Постоянная учеба, богатая рус ская смекалка, которой одарен техник, чувство ответственности за порученное д ел о—вот что вы вело этого молодого офицера в почетный список части. Н. БЛЕСК. ной полной луной. На севере з е лено-розовые отблески полярного сияния белили плотные массы облаков, двигавшихся со сторо ны моря к континенту, и Лапшен- ков опять вспомнил прошлогод нюю зиму, когда он только с земли мог любоваться чудесной световой игрой, завидуя тем, кто уходит в воздух. А теперь он сам—в полете... Задание, которое шел выпол нять Лагішенков, должно было помочь другим ночным бомбарди ровщикам, вылетевшим вскоре после него, обнаружить цель, что бы точно сбросить на нее свои бомбы. Л апшенкову следовало поджечь в ражескую базу, создать большой очаг пожара — огневой ориентир, заметный остальным бомбардировщикам на далеких подступах к цели. От успеха Лап- шенкова в значительной мере з а висел успех всей операции, про- воцпвшейся в эту ночь. По всем расчетам и по внут реннему убеждению летчика и штурмана „Петляков-2* находит ся уже на травер зе цели. Лап- шенков ведет машину еще д а л ь ше, чтобы, развернувшись, зайти на цель с темной стороны гори зонта — тогда самолет не будет видим во мраке, а луна щедро осветит нужный об'ект, который зажигательные бомбы сейчас п р е вратят в пылающий маяк. — Цель вижу хорошо! — д о к л а дывает Скнарев. Он определяет угол прицеливания. Ряд доворо- „Петляков-2“ выходит в ночь Дней десять тому назад Семен I Васил ьевич Лапшенков дежурил ' ночью по полетам, когда на ясном небе неожиданно проступила и стала развертываться зеленоватая лента северного сияния. Вот, о к а зы в ае т ся , как быстро промелькну ло лето! На смену круглосуточно му дню пришла пора чередующих ся, примерно равных друг другу дней и ночей, а там, глядишь, ск о ро наступит и долгая заполярная темень. Северное сияние—в нача ле сентября! Почему-то казалось, что ещ е не пришло ему время... С к о л ь к о раз наблюдал майор Л а пш е н к о в эту призрачную игру св ета в морозном небе прошлой зимой, первой зимой, проведенной им на Севере. Наблюдал с восхи щением и, признаться, с досадой. Он летал на „Петлякове-2“, кото рый в северных условиях считал ся „дневной" машиной. Сложность пилотирования на нем, требовав шая от летчика большого исскус- ства и в дневном полете, вынуж дала командование воздерживаться от использования „Петлякова-2“ ночью. То ли дело летом: солнце не заходит, летай хоть круглые сутки! А зимой —едва забрезжит рассвет, как мрак снова поглотит р обкую позднюю зарю, и толкись т о г д а по аэродрому долгими с у т ками, как неприкаянный. Даже ко р о т к и е часы рассвета не всегда используешь: что ни д е н ь—заря-1 ды закрывают аэродром, снежная ' метель крутит на маршруте, „ре жет* летчика заполярная метео р о логия... А ночью вдруг стихнет пурга и раздвинутся строи обла ков, открывая небо в ярких зв ез дах и высокую чистую луну. Ноч ные бомбардировщики вылетают на задание громить вражеские ба зы, самое время для настоящей работы, а майор Лапшенков, командир „дневной" машины, остается на заснеженном аэродро ме и с завистью следит за тем, как зеленые и красные бортовые огни, сделав круг над летным но лем, уходят на запад и постепен но гаснут в ночи. И вот опять укорачиваются дни, приближаются сроки зимних но чей. Ранние сполохи северного сияния— предвестник близкой зи мы. Скоро первый снежок за п о рошит осеннее золото милых серд цу березок. Недолго ждать— выпадет снег погуще и поплотнее, окутает сопки и аэродром, и над белым безмолвием прострется чер ная заполярная ночь. Неужели снова придется майору Л апшен кову пребывать „в нетях", когда другие бомбардировщики будут ходить в ночные походы? Минув шим летом он не отставал ни от кого. Неужели „Петляков-2“ не даст ему возможности громить врага зимнеи ночью не хуже, чем он это делал в июне, в июле, в августе? Обо всем этом думал майор Лапшенков, когда, д ежур я по по летам, неожиданно увидел в н о ч ном сентябрьском небе первые сполохи северного сияния. В е р нувшись со старта в землянку, оп сказал своему штурману капитану Скн ареву: — Будем летать ночью, а, ста рикан? „Старикану" уже минуло 31 год. Майор был то л ько на год моложе его. Но с выше десяти лет летал Скнарев штурманом, а в нашей мо лодой авиации это срок немалый, во всяком случае достаточный, чтобы прослыть „стариканом". В этом дружеском обращении ска зывалось и у в аже н и е Лапшенко- ва к своему штурману, и братская близость двух воинов, у ч а с т в о вавших на одной боевой машине во многих десятках операций, совместно п рорывавших зенитный огонь и отбивавшихся от „Мессе ров и „Фокке-Вульфов", совмест но бомбивших вражеские базы и порты, совместно топивших ко рабли противника. С; кем же, как не со Скнаревым, пойдет Л а пш е н ков в ночь на „ГІетлякове-2“ ? — Что же, можно летать, — от ветил Скнарев. — Вот пустили бы только... Летчик и штурман были у в е р е ны в машине. Командование было уверено в летчике и штурмане. Немного времени понадобилось, чтобы оборудовать кабину для ночных полетов. Под вечер 14 сентября командир части сказал майору Лапшенкову: — Готовтесь, сегодня ночью пойдете на задание! В 21. 30 было уже совсем тем но. Огромная луна, словно вы литая из светлой меди, выгля нула из-за горбатых сопок и уди вленно взглянула на руливший по аэродрому самолет. „Петля- к о в ^ оторвался от земли, крас ный и зеленый огоньки сделали круг над летным полем и погасли вдали. Майор Л апшен к о в вел само лет над морем. Настроение осо бой приподнятости и торжествен ности не покидало ни его, ни Скнарева, ни стрелка - радиста младшего лейтенанта Откидач. Как ни как, эго был не только их первый ночной полет на „Пет- л як о в е -2 “, но этим полетом они открывали „ночной сезон" севе роморских бомбардировщиков, грозные ночи предстоящей зимы возвещали они немцам. Хороша была ночь на 15 сен тября! Отрегулировав самолет, чтобы легче было пилотировать, и сосредоточив все внимание на ориентировке, Лапшенков нет-нет, а урывал секунду, даже меньше —долю секунды, чтобы полюбо ваться прекрасной ночью,озарен-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz