Североморский лётчик. 1943, сентябрь.

СЕВЕРОМОРСКИМ Л Е Т Ч ИК и ночью громить врага! 15-го сентября мы отмечали двухлетие знаменитых боев Бориса Сафонова: в двух неравных схватках сафоновцы истребили 11 в ражеских машин. Боевыми делами ознаменова­ ли наши летчики памятную дату североморской авиации: 14 сентября штурмовики потопили два крупных танкера общим водоизмещением свыше 20 тысяч тонн и подожгли два сто­ рожевых катера; в воздушных боях истребители уничтожили 13 самолетов противника. В ночь на 15 сентября наши бом­ бардировщики нанесли первые после наступления темноты мощные ночные бомбовые удары по вражеским базам. В то время, как наши войска освобождали военно-морскую базу Черноморского флота — Новороссийск, летчики - североморцы громили военно-морские базы фашистов в Заполярья, Сегодня мы печатаем рассказы участников боевых опе­ раций 14 и 15 сентября. АТАКУЕТ „ИЛЬЮШИН-2“ Рассказ старшего лейтенанта П. ЕВДОКИМОВА Задача была сложная и ответст венная. Об этом нас предупреди­ ли еще перед вылетом. Предва­ рительно было уже известно, что в один из вражеских портов идет большой караван, который при­ крывает около 20 единиц различ­ ных военных кораблей, начиная от эсминца и кончая торпедным катером. Наши штурмовики были р азд е­ лены на три группы. Две группы должны были нанести бомбовый удар по транспортам, а третья имела задачу подавлять ПВО о х ­ раны каравана. Всю группу наших штурмови­ ков повел капитан тов. Павлов. Я был ведущим одной из четве­ рок. Погода была ясная, видимость отличная, и поэтому минуты за две до подхода к расчетной це­ ли я увидел караван. В середине его выделялись 3 громадных тран­ спорта, шедшие кильватерным строем. Это были танкеры. Их замыкало плотное кольцо охраны. Почти в это же время я у слы ­ шал голос капитана Павлова: — Внимание, самолеты против­ ника,—и одновременно ракета с ведущего предупредила о при­ ближении врага. На нас в атаку шла четверка „Ме-109“. Но вести огонь по ним нам почти не пришлось, г, к. немцы были отсе­ чены нашими истребителями не­ посредственного прикрытия. С этого времени и до самой цели атаки истребителей противника не прекращались. „Мессера” шли от каравана группами с превы­ шением. Подходя к нам, они сва­ ливались сверху и после атаки уходили в сторону. Большинство этих атак срывали наши истреби­ тели. При подходе к каравану перед нами выросла стена зенитного огня: его было так много, он был так густ, что, казалось, нет места, чтобы птине пролететь, не толь­ ко самолету. Ниже, немного впере­ ди, рыскали „Фокке-Вульфы" и „Ме-110“, поджидаянас при отходе. — Не теряться, заходим на цель,—услышали мы в это время спокойный голос своего команди­ ра. Первая четверка, ведомая ка­ питаном Павловым, вошла в пике. Следом за ней, подав команду .идем в атаку", перевел свой са­ молет в пике и я. Четверка капи­ тана Павлова бомбила танкер, идущий первым. Мы сбросили бом­ бы и обстреляли танкер, идущий вторым. В то время, как мы бомбили танкер, „Ильюшины 2 “, ведомые старшим лейтенантом Шишовым, штурмовали корабли охранения, подавляя их огонь. Выведя спои машины из пике, мы „змейками" стали уходить от каравана. Немецкие истребители, не прекращавшие своих атак и во время ведения зенитного огня с кораблей охранения, что они раньше не делали, на отходе от цели усилили их. Парами, под ракурсом 2|4 справа и слева они атаковывали нас, но умелые ма­ невры ш т у р м о в и к о в , взаи­ модействие их с истребителями не давали нм возможности д о­ стичь желаемых результатов. На отходе от цели я наблюдал в районе танкеров сильные взры­ вы и большие клубы дыма. 25 МИНУТ В БОЮ Рассказ летчика-истребителя старшего лейтенанта П. РАССАДКИИА ★ ★ ★ ★ С ВЕЧЕРА И ДО РАССВЕТА РАССКАЗ КАПИТАНА А. ДИЖЕВСКОГО Самолет, готовясь в боевой полет, принимает бомбовую нагрузку. 17 сентября 1943 г., Ns 7 Днем i t it it Я и мои ведомые младшие л ей ­ тенанты' Бурматов и Власов шли сзади штурмовиков с некоторым превышением, имея задачу их прикрытия и взаимодействия с ударной группой истребителей, ведомых майором Томашевским. За 25—30 километров до цели, справа наперерез нашей группе, показалось около 15 вражеских истребителей. „Стодевятые" и „Фокке-Вульфы “, сблизившись, стали атаковывать штурмовиков. — Грудью защитить „Илью­ ши ны х ",— такова задача стояла перед каждым нашим летчиком. И мы немедленно кинулись на врага. Имея преимущество в вы ­ соте, я зашел „мессеру" в хвост и с пикирования первой очередью зажег его. „Мессершмитт1 отвес­ но упал в море. Бурматов и Вла­ сов, не отрываясь от штурмовиков, также отражали атаки неприятеля. Фашисты, поняв, что всей груп­ пой им не достичь результата, рас­ сыпались и мелкими частями пы­ тались прорвать кольцо обороны штурмовиков. Наседая со всех сторон, они рассчитывали сковать истребителей непосредственного прикрытия и таким образом на­ нести удар нашим штурмовикам. Однако это им не удалось. И по­ одиночке их находил меткий глаз североморцев. На подходе к цели младший лейтенант Бурматов с короткой дистанции на вираже зажег одного „ФВ-190“, который, дымя, пытался уйти к своей б ере­ говой черте. Бурматов еще раз настиг врага и почти в упор рас­ стрелял его. Бой.становился все напряжен­ нее. Немцы пытались любой це­ ной расстроить боевые порядки нашей группы, чтобы не дать ей возможности нанести бомбовый удар по конвою. Но каждый за­ мысел и ухищрения врага своевре­ менно разгадывались советскими истребителями. Когда штурмовики легли на боевой курс и стали входить в пике, немцы особо рассвирепели. На помощь измотанной первой партии пришла другая. Против­ ник имел почти двойной перевес. Умело маневрируя по вертикали, наши истребители отражали каж­ дую атаку немцев. Группа непос- редственого прикрытия ни на метр не отступила от штурмови­ ков, дав им возможность точно в цель сбросить свои бомбы. Умело и хитро действовал в бою младший лейтенант тов. Вла­ сов. Он мгновенно перестраивал­ ся ведомым то ко мне, то к Бур- матову, составляя как бы посто­ янство двух пар. Это дало возмож­ ность всем троим действовать раздельно, взаимодействуя со своим боевым напарником. Штурмовики успешно выпол­ нили свою задачу, отправив на дно два крупных танкера против­ ника. Разоренные фашисты- стали преследовать нас на отходе. Сбив еще одного „стодевятого", без потерь и повреждений мы при­ шли на свой аэродром, успешно закончив этот ожесточенный 25- минутный бой над морем. Еще с вечера мож­ но было заключить, что ночь будет хоро­ шей. Ярко светила луна. Ветра почти со­ всем не было. Летчиков - ночников во главе со мной выз­ вали на командный пункт. — Непрерывно, всю ночь наносить бомбо­ вые удары по враже­ скому порту, — таков был приказ. Первым, как только стемнело, вылетел я. О р и е н т и р ы полета в ночное время мне были знакомы. К неприятельскому порту подошел я точно. Что­ бы не быть замечен­ ным, заход на цель произвел на луну. Зе­ нитный огонь как по мне, так и но всем другим самолетам ю время первого нашего вылета немцы не вели. Следом за мной ле­ тел младший лейте­ нант т. Забабурин. Несмотря на то, что это был первый его ночной боевой вы­ лет, он точно вывел машину на цель, сбросил бомбы и бла­ гополучно вернулся на свой аэродром. Последним вылетел старший лейтенант т. Амосов. Еще не долетая до немецкого порта, он отчетливо видел 4 очага пожара. Значит, сброшенные нами бомбы попали в цель. Ко времени второго вылета погода ухуд­ шилась. Темная облач­ ность порядка 1000— 1200 метіов затяну­ ла небо, отдельными зарядами п р о х о д и л дождь. II несмотря на это, все наши летчики, в том числе и молодые тт. Забабурин и Лап­ тев, точно нашли цель. Здесь помогла тщатель­ ная предполетная под­ готовка. Во втором и третьем вылетах немцы вели по нам сильный зе­ нитный огонь. Систе­ ма огня противником ничем не отличается от прошлого года. Уже на рассвете за­ кончили мы свое дело. Первая боевая ночь п о к а з а л а, ч т о наш летный состав неплохо подготовлен в аэронавигационном о т н о ш е н и и. На ближайшее время перед нами стоит задача отработать в ноч­ ных условиях бомбометание с пикирования. Этим повысится эффективность наших ударов по врагу. НА МОРСКИХ БОМБАРДИРОВЩИКАХ Тяжело груженые машины отрываются от воды и наби­ рают высоту. За бортом каби­ ны тихая лунная ночь, раз­ рывы высокой облачности, еле заметные переливы сентябрь- •ского северного сияния... Командир подразделения май­ ор Андреев первый ложится на боевой курс. Самолеты по- ;одиночно, с интервалом, идут за командиром. Где-то там, в фиорде, укрылся вражеский порт—туда в эту ночь устре­ мили свой полет морские бом­ бардировщики. Чем ближе они подходили к цели, тем ниже и гуще их встречала облачность. Летчики решили использовать это в своих интересах и, маскируясь обла­ ками, незамеченными подходи­ ли со стороны моря к порту. Штурман точно вывел маши­ ну на цель. Капитан Хрынов первый обрушил серию бомб на головы фашистов. Через несколько минут за­ шел на цель старший лейте­ нант Петров, а за ним отбом­ бился экипаж старшего лейте­ нанта Марьенкова. Северомор­ цы видели разрывы своих бомб. Во вражьем логове вспых­ нули два крупных пожара, озаряя портовые сооружения и фиорд. Это облегчило после­ дующим экипажам прицель­ но сбросить свои бомбы. Всю ночь летали бомбарди­ ровщики. Они наносили удары по причалам врага, держа в напряжении их оборону. Н. БЛЕСК. Д В Е П О Б Е Д Ы Рассказ участника воздушного боя майора И. ТОМАШЕВСКОГО Это был жаркий воздушный бой, с большим количеством истребителей противника. Первую пару «Мессершмит- тов» мы встретили километ­ ров за 15 до каравана. «Сто- девятые» шли нам в лоб, ви­ димо, имея цель отвлечь нас от прикрытия штурмовиков. На встречных курсах мне уда­ лось поймать одного из «Мес- сершмиттов» в прицел и дать по нему длинную очередь. «Ме-109» свалился на крыло и с дымом отвесно стал падать в воду. Второй «мессер» повер­ нул влево и со снижением стал уходить в сторону. Через несколько секунд в атаку на нас пошла еще пара немецких истребителей. Это бы­ ли уже «ФВ-190». Их атаку отбил младший лейтенант Ку- ЖЗіНОВ. Чем ближе мы подходили к каравану, тем яростнее стано- шись нам в хвост, не отста­ вали. Я о т д а л приказа­ ние паре младшего лейтенанта Кужанова атаковать немецких истребителей, а сам, прикры­ ваемый летчиком Гончаренко, спокойно продолжал полет. — Вас атакуют 8 «Фокке- Вульфов»,—тут же услышал я но радио чей-то голос и сразу заметил пару «ФВ», идущую мне в лоб. Остальные шесть «ФВ» обходили нас со всех сторон. Справа, слева, сверху, спереди и сзади летели трассы. Куда ни повернешь голову — отовсюду шли на нас в атаку ту­ поносые «Фокке-Вульфы». Стро­ го держась в паре, мы с Гон­ чаренко стали маневрировать, отбивать атаки и нападать са­ ми, выпуская то по одному, то но другому «ФВ» короткие очереди. Немцы пытались все время заставить нас драться на виражах, используя не- шиш с ь а х а л и в р ага, д е т ц ы , пикируя сверху, все время пы­ тались прорваться к штурмо­ викам. На самом подходе к це­ ли мы перехватили четверку «Ме-109». Завязался воздуш­ ный бой. На помощь немцам подошло еще два «ФВ-190». Наша четверка держалась ком­ пактной группой. Не теряя из виду штурмовиков, которые в это время уже наносили удар по каравану, мы связывали боем «Ме-109» и 2 «ФВ-190». Когда штурмовики после атаки стали уходить домой, мы вы­ шли из боя и пошли им вдогон­ ку. Два «ФВ-190», пристроив- ИЛиЛу И) i U p i l d U u l d i J b K j W Мdri“ о” ренноегь «ФВ». Но и на этом они не могли нас взять. Вой­ дя с одним из «ФВ-190» в вираж, я сорвал свою машину в штопор на 90° и очутился чуть ниже немецкого истреби­ теля. Очередь по его «брюху », выпущенная под ракурсом оказалась смертельной для вра­ га. Другой атакой я тут же отогнал еще одного «Фокке- і Вульфа». Враг, ошеломленный таким неожиданным натиском, отстал. П а т р о н ы у меня все вышли, горючее тоже бы­ ло на исходе. Мы со снижени­ ем стали уходить домой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz