Североморский лётчик. 1943, сентябрь.
СЕВЕРОМОРСКИМ Л Е Т Ч ИК и ночью громить врага! 15-го сентября мы отмечали двухлетие знаменитых боев Бориса Сафонова: в двух неравных схватках сафоновцы истребили 11 в ражеских машин. Боевыми делами ознаменова ли наши летчики памятную дату североморской авиации: 14 сентября штурмовики потопили два крупных танкера общим водоизмещением свыше 20 тысяч тонн и подожгли два сто рожевых катера; в воздушных боях истребители уничтожили 13 самолетов противника. В ночь на 15 сентября наши бом бардировщики нанесли первые после наступления темноты мощные ночные бомбовые удары по вражеским базам. В то время, как наши войска освобождали военно-морскую базу Черноморского флота — Новороссийск, летчики - североморцы громили военно-морские базы фашистов в Заполярья, Сегодня мы печатаем рассказы участников боевых опе раций 14 и 15 сентября. АТАКУЕТ „ИЛЬЮШИН-2“ Рассказ старшего лейтенанта П. ЕВДОКИМОВА Задача была сложная и ответст венная. Об этом нас предупреди ли еще перед вылетом. Предва рительно было уже известно, что в один из вражеских портов идет большой караван, который при крывает около 20 единиц различ ных военных кораблей, начиная от эсминца и кончая торпедным катером. Наши штурмовики были р азд е лены на три группы. Две группы должны были нанести бомбовый удар по транспортам, а третья имела задачу подавлять ПВО о х раны каравана. Всю группу наших штурмови ков повел капитан тов. Павлов. Я был ведущим одной из четве рок. Погода была ясная, видимость отличная, и поэтому минуты за две до подхода к расчетной це ли я увидел караван. В середине его выделялись 3 громадных тран спорта, шедшие кильватерным строем. Это были танкеры. Их замыкало плотное кольцо охраны. Почти в это же время я у слы шал голос капитана Павлова: — Внимание, самолеты против ника,—и одновременно ракета с ведущего предупредила о при ближении врага. На нас в атаку шла четверка „Ме-109“. Но вести огонь по ним нам почти не пришлось, г, к. немцы были отсе чены нашими истребителями не посредственного прикрытия. С этого времени и до самой цели атаки истребителей противника не прекращались. „Мессера” шли от каравана группами с превы шением. Подходя к нам, они сва ливались сверху и после атаки уходили в сторону. Большинство этих атак срывали наши истреби тели. При подходе к каравану перед нами выросла стена зенитного огня: его было так много, он был так густ, что, казалось, нет места, чтобы птине пролететь, не толь ко самолету. Ниже, немного впере ди, рыскали „Фокке-Вульфы" и „Ме-110“, поджидаянас при отходе. — Не теряться, заходим на цель,—услышали мы в это время спокойный голос своего команди ра. Первая четверка, ведомая ка питаном Павловым, вошла в пике. Следом за ней, подав команду .идем в атаку", перевел свой са молет в пике и я. Четверка капи тана Павлова бомбила танкер, идущий первым. Мы сбросили бом бы и обстреляли танкер, идущий вторым. В то время, как мы бомбили танкер, „Ильюшины 2 “, ведомые старшим лейтенантом Шишовым, штурмовали корабли охранения, подавляя их огонь. Выведя спои машины из пике, мы „змейками" стали уходить от каравана. Немецкие истребители, не прекращавшие своих атак и во время ведения зенитного огня с кораблей охранения, что они раньше не делали, на отходе от цели усилили их. Парами, под ракурсом 2|4 справа и слева они атаковывали нас, но умелые ма невры ш т у р м о в и к о в , взаи модействие их с истребителями не давали нм возможности д о стичь желаемых результатов. На отходе от цели я наблюдал в районе танкеров сильные взры вы и большие клубы дыма. 25 МИНУТ В БОЮ Рассказ летчика-истребителя старшего лейтенанта П. РАССАДКИИА ★ ★ ★ ★ С ВЕЧЕРА И ДО РАССВЕТА РАССКАЗ КАПИТАНА А. ДИЖЕВСКОГО Самолет, готовясь в боевой полет, принимает бомбовую нагрузку. 17 сентября 1943 г., Ns 7 Днем i t it it Я и мои ведомые младшие л ей тенанты' Бурматов и Власов шли сзади штурмовиков с некоторым превышением, имея задачу их прикрытия и взаимодействия с ударной группой истребителей, ведомых майором Томашевским. За 25—30 километров до цели, справа наперерез нашей группе, показалось около 15 вражеских истребителей. „Стодевятые" и „Фокке-Вульфы “, сблизившись, стали атаковывать штурмовиков. — Грудью защитить „Илью ши ны х ",— такова задача стояла перед каждым нашим летчиком. И мы немедленно кинулись на врага. Имея преимущество в вы соте, я зашел „мессеру" в хвост и с пикирования первой очередью зажег его. „Мессершмитт1 отвес но упал в море. Бурматов и Вла сов, не отрываясь от штурмовиков, также отражали атаки неприятеля. Фашисты, поняв, что всей груп пой им не достичь результата, рас сыпались и мелкими частями пы тались прорвать кольцо обороны штурмовиков. Наседая со всех сторон, они рассчитывали сковать истребителей непосредственного прикрытия и таким образом на нести удар нашим штурмовикам. Однако это им не удалось. И по одиночке их находил меткий глаз североморцев. На подходе к цели младший лейтенант Бурматов с короткой дистанции на вираже зажег одного „ФВ-190“, который, дымя, пытался уйти к своей б ере говой черте. Бурматов еще раз настиг врага и почти в упор рас стрелял его. Бой.становился все напряжен нее. Немцы пытались любой це ной расстроить боевые порядки нашей группы, чтобы не дать ей возможности нанести бомбовый удар по конвою. Но каждый за мысел и ухищрения врага своевре менно разгадывались советскими истребителями. Когда штурмовики легли на боевой курс и стали входить в пике, немцы особо рассвирепели. На помощь измотанной первой партии пришла другая. Против ник имел почти двойной перевес. Умело маневрируя по вертикали, наши истребители отражали каж дую атаку немцев. Группа непос- редственого прикрытия ни на метр не отступила от штурмови ков, дав им возможность точно в цель сбросить свои бомбы. Умело и хитро действовал в бою младший лейтенант тов. Вла сов. Он мгновенно перестраивал ся ведомым то ко мне, то к Бур- матову, составляя как бы посто янство двух пар. Это дало возмож ность всем троим действовать раздельно, взаимодействуя со своим боевым напарником. Штурмовики успешно выпол нили свою задачу, отправив на дно два крупных танкера против ника. Разоренные фашисты- стали преследовать нас на отходе. Сбив еще одного „стодевятого", без потерь и повреждений мы при шли на свой аэродром, успешно закончив этот ожесточенный 25- минутный бой над морем. Еще с вечера мож но было заключить, что ночь будет хоро шей. Ярко светила луна. Ветра почти со всем не было. Летчиков - ночников во главе со мной выз вали на командный пункт. — Непрерывно, всю ночь наносить бомбо вые удары по враже скому порту, — таков был приказ. Первым, как только стемнело, вылетел я. О р и е н т и р ы полета в ночное время мне были знакомы. К неприятельскому порту подошел я точно. Что бы не быть замечен ным, заход на цель произвел на луну. Зе нитный огонь как по мне, так и но всем другим самолетам ю время первого нашего вылета немцы не вели. Следом за мной ле тел младший лейте нант т. Забабурин. Несмотря на то, что это был первый его ночной боевой вы лет, он точно вывел машину на цель, сбросил бомбы и бла гополучно вернулся на свой аэродром. Последним вылетел старший лейтенант т. Амосов. Еще не долетая до немецкого порта, он отчетливо видел 4 очага пожара. Значит, сброшенные нами бомбы попали в цель. Ко времени второго вылета погода ухуд шилась. Темная облач ность порядка 1000— 1200 метіов затяну ла небо, отдельными зарядами п р о х о д и л дождь. II несмотря на это, все наши летчики, в том числе и молодые тт. Забабурин и Лап тев, точно нашли цель. Здесь помогла тщатель ная предполетная под готовка. Во втором и третьем вылетах немцы вели по нам сильный зе нитный огонь. Систе ма огня противником ничем не отличается от прошлого года. Уже на рассвете за кончили мы свое дело. Первая боевая ночь п о к а з а л а, ч т о наш летный состав неплохо подготовлен в аэронавигационном о т н о ш е н и и. На ближайшее время перед нами стоит задача отработать в ноч ных условиях бомбометание с пикирования. Этим повысится эффективность наших ударов по врагу. НА МОРСКИХ БОМБАРДИРОВЩИКАХ Тяжело груженые машины отрываются от воды и наби рают высоту. За бортом каби ны тихая лунная ночь, раз рывы высокой облачности, еле заметные переливы сентябрь- •ского северного сияния... Командир подразделения май ор Андреев первый ложится на боевой курс. Самолеты по- ;одиночно, с интервалом, идут за командиром. Где-то там, в фиорде, укрылся вражеский порт—туда в эту ночь устре мили свой полет морские бом бардировщики. Чем ближе они подходили к цели, тем ниже и гуще их встречала облачность. Летчики решили использовать это в своих интересах и, маскируясь обла ками, незамеченными подходи ли со стороны моря к порту. Штурман точно вывел маши ну на цель. Капитан Хрынов первый обрушил серию бомб на головы фашистов. Через несколько минут за шел на цель старший лейте нант Петров, а за ним отбом бился экипаж старшего лейте нанта Марьенкова. Северомор цы видели разрывы своих бомб. Во вражьем логове вспых нули два крупных пожара, озаряя портовые сооружения и фиорд. Это облегчило после дующим экипажам прицель но сбросить свои бомбы. Всю ночь летали бомбарди ровщики. Они наносили удары по причалам врага, держа в напряжении их оборону. Н. БЛЕСК. Д В Е П О Б Е Д Ы Рассказ участника воздушного боя майора И. ТОМАШЕВСКОГО Это был жаркий воздушный бой, с большим количеством истребителей противника. Первую пару «Мессершмит- тов» мы встретили километ ров за 15 до каравана. «Сто- девятые» шли нам в лоб, ви димо, имея цель отвлечь нас от прикрытия штурмовиков. На встречных курсах мне уда лось поймать одного из «Мес- сершмиттов» в прицел и дать по нему длинную очередь. «Ме-109» свалился на крыло и с дымом отвесно стал падать в воду. Второй «мессер» повер нул влево и со снижением стал уходить в сторону. Через несколько секунд в атаку на нас пошла еще пара немецких истребителей. Это бы ли уже «ФВ-190». Их атаку отбил младший лейтенант Ку- ЖЗіНОВ. Чем ближе мы подходили к каравану, тем яростнее стано- шись нам в хвост, не отста вали. Я о т д а л приказа ние паре младшего лейтенанта Кужанова атаковать немецких истребителей, а сам, прикры ваемый летчиком Гончаренко, спокойно продолжал полет. — Вас атакуют 8 «Фокке- Вульфов»,—тут же услышал я но радио чей-то голос и сразу заметил пару «ФВ», идущую мне в лоб. Остальные шесть «ФВ» обходили нас со всех сторон. Справа, слева, сверху, спереди и сзади летели трассы. Куда ни повернешь голову — отовсюду шли на нас в атаку ту поносые «Фокке-Вульфы». Стро го держась в паре, мы с Гон чаренко стали маневрировать, отбивать атаки и нападать са ми, выпуская то по одному, то но другому «ФВ» короткие очереди. Немцы пытались все время заставить нас драться на виражах, используя не- шиш с ь а х а л и в р ага, д е т ц ы , пикируя сверху, все время пы тались прорваться к штурмо викам. На самом подходе к це ли мы перехватили четверку «Ме-109». Завязался воздуш ный бой. На помощь немцам подошло еще два «ФВ-190». Наша четверка держалась ком пактной группой. Не теряя из виду штурмовиков, которые в это время уже наносили удар по каравану, мы связывали боем «Ме-109» и 2 «ФВ-190». Когда штурмовики после атаки стали уходить домой, мы вы шли из боя и пошли им вдогон ку. Два «ФВ-190», пристроив- ИЛиЛу И) i U p i l d U u l d i J b K j W Мdri“ о” ренноегь «ФВ». Но и на этом они не могли нас взять. Вой дя с одним из «ФВ-190» в вираж, я сорвал свою машину в штопор на 90° и очутился чуть ниже немецкого истреби теля. Очередь по его «брюху », выпущенная под ракурсом оказалась смертельной для вра га. Другой атакой я тут же отогнал еще одного «Фокке- і Вульфа». Враг, ошеломленный таким неожиданным натиском, отстал. П а т р о н ы у меня все вышли, горючее тоже бы ло на исходе. Мы со снижени ем стали уходить домой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz