Североморский лётчик. 1943, сентябрь.
15 сентября 1043 г ., № 8 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕ Т ЧИ К ииим иш м ияииииииш ииивмаезяшнмиаииииииавмиии ПЕРВЫЕ ДНИ РАБОТЫ ПАРТБЮРО Вновь избранное партийное бюро нашей части развернуло свою деятельность с изуче ния состава своей организации Это позволило глубже позна комиться с коммунистами, вы явить их способности, подо брать актив. На очередном заседании партбюро были утверждены опытные пропагандисты. Пос ле проведения инструктажа агитаторы сразу же приступи ли к работе и сейчас тт. Ми- ляев, Кузнецов, Никитюк и другие добились неплохих ре зультатов. Ознакомление с составом ор ганизаций дало возможность выявить, что коммунист т. Пет ренко с 1940 года носит партий ное взыскание. Ва время войны он показал себя бесстрашным воином, лично сбил 9 немец ких самолетов, активно участ вует во внутрипартийной рабо те. Партийное бюро поставило вопрос о снятии взыскания с т. Петренко. В одном подразделении по явились задержки с вылетами на боевое задание. Посовето вавшись с командиром, пар торг т. Березкин немедленно собрал партийное собрание. Коммунисты указали отдель ным товарищам на медлитель ность, граничащую с беспеч ностью. После собрания агитатор т. Никитюк провел несколько бе сед с летным составом. Он рассказал, как лучше и быст рее организовать боевой вы лет. Это помогло командиру подразделения быстрее устра нить имеющиеся недостатки. В другом подразделении вскрылись неполадки в подго товке материальной части. Партийное бюро сразу же за слушало доклад коммуниста Куприянова. Одновременно пар торг т. Швецов начал готовить открытое партийное собрание с докладом коммуниста Кузне цова: «Моя работа по обслужи ванию боевой машины». Существенную помощь оказы вает партийное бюро офицерам, изучающим книгу товарища Сталина «О Великой Отечест венной войне Советского Сою за». Парторг Андронов обору довал комнату для самостоятель ных занятий, обеспечивает офицеров дополнительной лите ратурой, проводит коллектив ные разборы книги. Члены партбюро помогают парторгам подразделений гото вить собрания, сами принима ют на них активное участие. Мы проводим итоговые сове щания, на которых парторги рассказывают о проделанной работе, встречающихся затруд нениях. Обсуждаем, как лучше выполнить намеченные меро приятия. Перед парторгами подразде ления стоит задача—на деле стать настоящими помощника ми своих командиров в органи зации боевой и воспитательной работы. В этом направлении и строится вся партийная ра бота. Парторг А. ЧАПАЕВ. Пуля помогает торпеде Мастерству воздушного бойца я учился под руководством свое го командира Ивана Яковлеви ча Гарбуза. В составе экипажа этого прославленного летчика я начал свою боевую работу на Балтике и продолжил ее затем на Севере. За время Великой Оте чественной войны я совершил до 65 боевых вылетов. Хорошо запомнился мне наш бомбовой удар по военно-морской базе фашистов в один из первых месяцев войны. Перед вылетом И. Я. Гарбуз, тогда еще старший лейтенант, предупредил: — Зорко следи за воздухом!.. Весь полет я, как волчок, вер телся в кабине, напрягая зрение в поисках вражеских истребите лей. Рука не отрывалась от руч ки пулемета. Но, кроме зенитных разрывов в голубом небе над целью, я ничег» не заметил. Ист ребители не появлялись, а мой командир так искусно зашел на цель, что весь полет в целом п о казался мне необыкновенно про стым и легким. Но скоро я убедился, что вое вать воздушному стрелку гораздо сложнее, чем мне это представи лось в мой первый боевой полет. Вылетев на бомбежку фашист ской танковой колонны, мы под верглись атаке истребителей про тивника. Они сходу атаковали нас в лоб. О том, что нас атакуют, я понял лишь тогда, когда почув ствовал запах пороху: штурман увидел немецкие самолеты и на чал отстреливаться. В это время истребители очутились уже поза ди нашего самолета, слева нес колькими очередями я отбил их атаку, и противник отвернул к нашему правопеленговому, так как с этого бомбардировщика стрелки не вели огня. Длинной очередью, посланной вслед одной из фашистских машин, я простро чил ее, она задымила, скользнула на крыло и вышла из боя. Стрелки других наших самолетов, шедших в правом пеленге, заме тили мою стрельбу и тоже откры ли огонь. Дружным обстрелом мы отогнали немцев. На моем самолете в результате боя имелась одна пулевая про боина; два правопеленговых име- Заметк и стрелка - ра ди ст а & ли более значительные поврежде ния, потому что стрелки упустили момент атаки противника. Я от четливо понял, насколько был прав И. Я. Гарбуз, требуя, чтобы стрел ки безотрывно и зорко следили за воздухом, — Враг,—говорил мой коман дир,—может появиться внезапно и неожиданно, и если стрелки хо тя бы на мгновение ослабят вни мание, они подвергнут опасности машину и экипаж. Наоборот, не престанное наблюдение не позво лит врагу застать экипаж врас плох. В верности этих утверждений я убедился и в другой наш полет, опять-таки на бомбежку фашист ских танков. К цели мы подошли скрытно. Но после бомбометания нас настигли истребители противника. Мы их обнаружили своевременно и, не теряя ни е д и н о г о»мгновения, открыли компактный о г о н ь . Передний „Ме-109“, наседавший на нас особенно нагло, попав под свинцовые струи всех пулеметов, камнем упал на землю. О ста л ь ные же „стодевятые" связали бо ем наши истребители прикрытия. Без к аких-либо потерь мы в ер нулись на аэродром. Так от полета к полету мы, стрелки экипажа,обогащались опы том, повышали боевую выучку, приобретали сноровку. Точно так же как весь экипаж верил в лет ное мастерство отважного коман дира, так и командир знал, что его стрелки будут стойко охра нять экипаж и машину. С гвардии капитаном Гарбузом я совершил первые боевые выле ты на самолете-торпедоносце, в том числе и полет на торпедиро вание вражеских транспортов 23 июля 1942 года, когда Иван Яковлевич Гарбуз открыл боевой счет североморской торпедонос ной авиации. Обнаруживая фашистский кон вой, гвардии капитан Гарбуз смело атаковывал облюбованный имтран- спорг. Торпедный удар он произ- I водил с минимально бли зк ой дис танции, а для этого требовалось прорвать огневое кольцо к о р а б лей охранения. Дей ству я своим пулеметом, я помогал любимому командиру в его лихих и дерзких атаках. Каждый раз, пролетая над кораблями или проходя вблизи, я безжалостно поливал их свин цом и это давало ощу ти тел ь ны е р езультаты: прислуга зенитных орудий гибла или разбегалась. После первой атаки гвардии капитан Г арбуз мне сказал: — Правильно действовал! К аж дая пуля помогает торпеде... Обстреливать корабли при т о р педной атаке стало для меня п р а вилом. Продолжая полеты на разведку моря, на торпедирование к о р а б лей, на бомбежку аэродромов и баз, я всегда главное внимание уделял охране своего экипажа и машины. Прежде всего я стараюсь усилить броню самолета. Перед любым вылетом я тщательно осматриваю радиоаппарату ру и п р о в ер яю п у лемет. В воздухе — в ним ат е л ь но и н епрерывно веду н аблюде ние. Но этими элементарными, вместе с теми основными тр еб о ваниями предосторожности и о с мотрительности не и счерпыв ают ся задачи воздушного стрелка на самолете-торпедоносце. При выходе из атаки летчику, пилотирующему на малой высоте, трудно уследить, например, за настигающим самолет сзади или со стороны огнем автоматов. П о этому полезно подсказывать лет чику: „Огонь справа", „огонь слева", „огонь гзади “—тем самым помогаешь ему уклониться от огня. Разумеется, гут огромное зн а чение имеет надежная работа с а молетного п ереговорного у ст р о й ства. Неоднократно мы попадали под ожесточенный ар тиллерийский о б стрел, не раз встречались с и стр е бителями противника. Слетан ность и осмотрительность экип а жа помогали нам выполнять бо е вые задания и возвращаться с победой на родной аэродром. Гвардии старшина А. ВЫШИНСКИЙ ИЗ ОПЫТА ОФИЦЕРСКИХ СОБРАНИЙ ДИСЦИПЛИНА БОЕВЫХ ПОРЯДКОВ Боевые порядки и строй истре бителей зависят от целей и задач, поставленных группе, и от кон кретной обстановки. Но неизмен ным остается одно—успех дейст вий группы определяется жесткой дисциплиной и крепчайшей спай кой ее летчиков. Сработанность группы—вот что имеет первосте пенное значение для победы. Совсем недавно группа наших истребителей прикрывала штур мовиков, ведомых майором т. Ми хайловым. Соблюдая строжайшую дисциплину боевых порядков, ни один самолет из группы непосред ственного прикрытия не оторвал ся от штурмовиков, и „Мессер- шмиттьГ не смогли атаковать на ших штурмовиков. Этим самым истребители обеспечили отличное выполнение поставленной перед „ИЛ ‘ами“ задачи. В ударной груп пе летчики дрались также гра мотно, строго соблюдая установ ленные боевые порядки. Опыт показывает, что отлично слетанная группа, четверка, пара при соблюдении строжайшей дис циплины в воздухе и установлен ного боевого порядка даже при количественном превосходстве противника, как правило, выхо дит победителем из воздушного боя. В середине августа четыре на ших истребителя под командова нием старшего лейтенанта Ники тюк имели задачу прикрыть наши катера. На подходе к месту при крытия старший лейтенант Ники тюк заметил группу „Ме-109“ и „ФВ-190“ в количестве 8 самоле тов. Немцы пытались нанести удар по катерам. Нужно было немед ленно сорвать замысел врага. Тов. Никитюк сходу пошел в лоб не приятельским истребителям, а з а тем, разбив их строрт, разделил свою четверку на пары и, забрав с первой атаки инициативу, не выпускал ее до конца боя. В результате . „Мессершмитты» и „Фокке-ВульфьГ вынуждены были сбросить бомбы из-за о б лачности далеко от катеров. В з а вязавшемся воздушном бою было сбито три самолета противника. Этот бой закончился победой наших летчиков прежде всего п о тому, что в группе старшего лей тенанта Никитюк летчики строго соблюдали дисциплину строя. Опыт такл^е наглядно по казы вает, к чему приводит не соблю дение отдельными летчиками п ре дусмотренных боевых порядков. Как-то раз наши самолеты со провождали пикировщиков. При получении задачи было ясно и четко определено место ударной группы и группы непосредствен ного прикрытия. Однако это у к а зание в воздухе было нарушено. При подходе к цели пикировщи ков пытались атаковать 8 „Ме- 109 ф". Самолеты противника были встречены нашей ударной груп пой и к пикирующим бомбарди ровщикам не были допущены. Но тут же, вместе с ударной груп пой, в бой с истребителями врага вступила и часть истребителей непосредственного прикрытия. Что от этого выиграли наши истребители? Ничего. Они только заняли фланг бомбардировщиков. Над самой целью пикировщиков вновьатаковала подоспевшая груп па „Me-109“ и „Ме-110*. А отор вавшиеся от бомбардировщиков истребители непосредственного прикрытия не смогли полностью отбить атаки врага от бомбарди ровщиков. Истребителями задача была не выполнена. Нарушение боевого порядка привело к п л о хим последствиям. Группа истребителей сильна и сможет до конца выполнить з а д а чу только тогда, когда она являет собой организованную единицу. Дисциплина строя во многом зависит от того, как летчик в л а деет своей машиной, ибо о т личная техника пилотирования позволяет истребителю, во-первых, при выполнении эволюций и м а невров не н арушать боев о го п о рядка группы и во-время п о д д ер жать, прикрыть, выручить т о в а р и ща; во-вторых, взаимодействовать во время быстрых, п о сле дова тельных и одновременных атак самолетов. Всякое стремление и стреби теля в групповом бою действовать и н д и в и д у а л ь н о - н е д о п у с т и м о . Это должно рассматриваться, как г р у бое нарушение дисциплины. Нельзя также допускать о т ры ва от строя одиночных самолетов с целью преследования врага. М а ло того, что летчик сам п о д в е р гает себя опасности, св оим о т р ы вом ои нарушает общий план д е й ствий и ухудшает п оложение с в о их товарищей, которые р а с с ч и ты вают на его по вдержку. Ни в коем случае недопустим самовольный выход из боя, даже если к этому вынуждают о б с т о я тельства, т. к. такой вых о д оди ночных самолетов обычно п р и в о дит к большим потерям. Отработка высокой ор г а ни зо в а н ности, сработанности между л ет чиками, воспитание железной воинской дисциплины, взаимного довери я и уважения т о в а р ищ е й — неотложная задача каждого командира. Капитан П. ГОНТАРЬ. Офицерские собрания, ка к наиболее жизненная форма воспитания командиров:-, нашли широкое распространение в нашей части. К сожалению, передача опыта этих собраний не практиковалась. Не случай но поэтому, что у многих офи церов нет ясного представле ния о роли, организации и порядке проведения подобных мероприятий. Іоделюсь некоторым опытом. На нашем первом офицерском собрании стоял доклад одного командира подразделения о его работе но воспитанию личного состава. После доклада высту пило три товарища. Офицеры тт. Анциферов и Серов гово рили о воспитании своих под чиненных, их выступления носили отчетный характер. Живого, дружеского обсужде ния затронутого вопроса не получилось—чувствовалась из лишняя напряженность. Со брание, по существу, преврати лось в служебное совещание. Нам стало ясно, что офицеры не поняли формы собрания. Учитывая недостаток, мы решили изменить организацию дрла и стали вести более тща тельную подготовку. Последу ющие собрания проходили в непринужденной обстановке и дали лучшие результаты. На одном из собраний пос ле доклада «Военное мастер ство командира—основа победы над врагом» выступил один из заслуженных офицеров нашей части тов. Пашенных. Он ска зал, что: «Теперь, когда у нас есть такая форма воспита ния командиров, как офицер ское собрание, мы имеем воз можность в товарищеской об становке обмениваться опытом работы, помогать друг другу исправлять имеющиеся недо статки». Тов. Пашенных предложил обсудить вопрос — «Забота о подчиненных — святой долг командира». Этой теме и было посвящено третье собрание. Активно и деловито прошло собрание, на котором- обсуждал ся вопрос «0 культуре совет ского офицера». Острая товари щеская критика звучала в сло вах выступавших. Капитан Яковлев подверг обсуждению поведение офицера т. Бочкарева. Последний лю бил, особенно в столовой, рас сказать сальный анекдот, а иногда ввернуть непечатное словечко. Дружеская критика помогла. Пристыдили на этом же со брании и лейтенанта медицин ской службы т. Сидорову, как это ни странно, отличавшуюся неряшливостью. В дружеской атмосфере командиры откровенно говори ли о своих недостатках. Это собрание, как и многие другие, сыграло боль шую роль в наведении поряд ка и организованности, в по вышении офицерского достоин ства н личной требовательно сти к себе. Капитан А. ВОРОШКЕВИЧ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz