Североморский лётчик. 1943, сентябрь.

15 сентября 1043 г ., № 8 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕ Т ЧИ К ииим иш м ияииииииш ииивмаезяшнмиаииииииавмиии ПЕРВЫЕ ДНИ РАБОТЫ ПАРТБЮРО Вновь избранное партийное бюро нашей части развернуло свою деятельность с изуче­ ния состава своей организации Это позволило глубже позна­ комиться с коммунистами, вы­ явить их способности, подо­ брать актив. На очередном заседании партбюро были утверждены опытные пропагандисты. Пос­ ле проведения инструктажа агитаторы сразу же приступи­ ли к работе и сейчас тт. Ми- ляев, Кузнецов, Никитюк и другие добились неплохих ре­ зультатов. Ознакомление с составом ор­ ганизаций дало возможность выявить, что коммунист т. Пет­ ренко с 1940 года носит партий­ ное взыскание. Ва время войны он показал себя бесстрашным воином, лично сбил 9 немец­ ких самолетов, активно участ­ вует во внутрипартийной рабо­ те. Партийное бюро поставило вопрос о снятии взыскания с т. Петренко. В одном подразделении по­ явились задержки с вылетами на боевое задание. Посовето­ вавшись с командиром, пар­ торг т. Березкин немедленно собрал партийное собрание. Коммунисты указали отдель­ ным товарищам на медлитель­ ность, граничащую с беспеч­ ностью. После собрания агитатор т. Никитюк провел несколько бе­ сед с летным составом. Он рассказал, как лучше и быст­ рее организовать боевой вы­ лет. Это помогло командиру подразделения быстрее устра­ нить имеющиеся недостатки. В другом подразделении вскрылись неполадки в подго­ товке материальной части. Партийное бюро сразу же за­ слушало доклад коммуниста Куприянова. Одновременно пар­ торг т. Швецов начал готовить открытое партийное собрание с докладом коммуниста Кузне­ цова: «Моя работа по обслужи­ ванию боевой машины». Существенную помощь оказы­ вает партийное бюро офицерам, изучающим книгу товарища Сталина «О Великой Отечест­ венной войне Советского Сою­ за». Парторг Андронов обору­ довал комнату для самостоятель­ ных занятий, обеспечивает офицеров дополнительной лите­ ратурой, проводит коллектив­ ные разборы книги. Члены партбюро помогают парторгам подразделений гото­ вить собрания, сами принима­ ют на них активное участие. Мы проводим итоговые сове­ щания, на которых парторги рассказывают о проделанной работе, встречающихся затруд­ нениях. Обсуждаем, как лучше выполнить намеченные меро­ приятия. Перед парторгами подразде­ ления стоит задача—на деле стать настоящими помощника­ ми своих командиров в органи­ зации боевой и воспитательной работы. В этом направлении и строится вся партийная ра­ бота. Парторг А. ЧАПАЕВ. Пуля помогает торпеде Мастерству воздушного бойца я учился под руководством свое­ го командира Ивана Яковлеви­ ча Гарбуза. В составе экипажа этого прославленного летчика я начал свою боевую работу на Балтике и продолжил ее затем на Севере. За время Великой Оте­ чественной войны я совершил до 65 боевых вылетов. Хорошо запомнился мне наш бомбовой удар по военно-морской базе фашистов в один из первых месяцев войны. Перед вылетом И. Я. Гарбуз, тогда еще старший лейтенант, предупредил: — Зорко следи за воздухом!.. Весь полет я, как волчок, вер­ телся в кабине, напрягая зрение в поисках вражеских истребите­ лей. Рука не отрывалась от руч­ ки пулемета. Но, кроме зенитных разрывов в голубом небе над целью, я ничег» не заметил. Ист­ ребители не появлялись, а мой командир так искусно зашел на цель, что весь полет в целом п о ­ казался мне необыкновенно про­ стым и легким. Но скоро я убедился, что вое­ вать воздушному стрелку гораздо сложнее, чем мне это представи­ лось в мой первый боевой полет. Вылетев на бомбежку фашист­ ской танковой колонны, мы под­ верглись атаке истребителей про­ тивника. Они сходу атаковали нас в лоб. О том, что нас атакуют, я понял лишь тогда, когда почув­ ствовал запах пороху: штурман увидел немецкие самолеты и на­ чал отстреливаться. В это время истребители очутились уже поза­ ди нашего самолета, слева нес­ колькими очередями я отбил их атаку, и противник отвернул к нашему правопеленговому, так как с этого бомбардировщика стрелки не вели огня. Длинной очередью, посланной вслед одной из фашистских машин, я простро­ чил ее, она задымила, скользнула на крыло и вышла из боя. Стрелки других наших самолетов, шедших в правом пеленге, заме­ тили мою стрельбу и тоже откры­ ли огонь. Дружным обстрелом мы отогнали немцев. На моем самолете в результате боя имелась одна пулевая про­ боина; два правопеленговых име- Заметк и стрелка - ра ди ст а & ли более значительные поврежде­ ния, потому что стрелки упустили момент атаки противника. Я от­ четливо понял, насколько был прав И. Я. Гарбуз, требуя, чтобы стрел­ ки безотрывно и зорко следили за воздухом, — Враг,—говорил мой коман­ дир,—может появиться внезапно и неожиданно, и если стрелки хо­ тя бы на мгновение ослабят вни­ мание, они подвергнут опасности машину и экипаж. Наоборот, не­ престанное наблюдение не позво­ лит врагу застать экипаж врас­ плох. В верности этих утверждений я убедился и в другой наш полет, опять-таки на бомбежку фашист­ ских танков. К цели мы подошли скрытно. Но после бомбометания нас настигли истребители противника. Мы их обнаружили своевременно и, не теряя ни е д и н о г о»мгновения, открыли компактный о г о н ь . Передний „Ме-109“, наседавший на нас особенно нагло, попав под свинцовые струи всех пулеметов, камнем упал на землю. О ста л ь­ ные же „стодевятые" связали бо­ ем наши истребители прикрытия. Без к аких-либо потерь мы в ер ­ нулись на аэродром. Так от полета к полету мы, стрелки экипажа,обогащались опы­ том, повышали боевую выучку, приобретали сноровку. Точно так же как весь экипаж верил в лет­ ное мастерство отважного коман­ дира, так и командир знал, что его стрелки будут стойко охра­ нять экипаж и машину. С гвардии капитаном Гарбузом я совершил первые боевые выле­ ты на самолете-торпедоносце, в том числе и полет на торпедиро­ вание вражеских транспортов 23 июля 1942 года, когда Иван Яковлевич Гарбуз открыл боевой счет североморской торпедонос­ ной авиации. Обнаруживая фашистский кон ­ вой, гвардии капитан Гарбуз смело атаковывал облюбованный имтран- спорг. Торпедный удар он произ- I водил с минимально бли зк ой дис­ танции, а для этого требовалось прорвать огневое кольцо к о р а б ­ лей охранения. Дей ству я своим пулеметом, я помогал любимому командиру в его лихих и дерзких атаках. Каждый раз, пролетая над кораблями или проходя вблизи, я безжалостно поливал их свин­ цом и это давало ощу ти тел ь ны е р езультаты: прислуга зенитных орудий гибла или разбегалась. После первой атаки гвардии капитан Г арбуз мне сказал: — Правильно действовал! К аж ­ дая пуля помогает торпеде... Обстреливать корабли при т о р ­ педной атаке стало для меня п р а ­ вилом. Продолжая полеты на разведку моря, на торпедирование к о р а б ­ лей, на бомбежку аэродромов и баз, я всегда главное внимание уделял охране своего экипажа и машины. Прежде всего я стараюсь усилить броню самолета. Перед любым вылетом я тщательно осматриваю радиоаппарату ру и п р о в ер яю п у ­ лемет. В воздухе — в ним ат е л ь ­ но и н епрерывно веду н аблюде­ ние. Но этими элементарными, вместе с теми основными тр еб о ­ ваниями предосторожности и о с ­ мотрительности не и счерпыв ают ­ ся задачи воздушного стрелка на самолете-торпедоносце. При выходе из атаки летчику, пилотирующему на малой высоте, трудно уследить, например, за настигающим самолет сзади или со стороны огнем автоматов. П о ­ этому полезно подсказывать лет­ чику: „Огонь справа", „огонь слева", „огонь гзади “—тем самым помогаешь ему уклониться от огня. Разумеется, гут огромное зн а­ чение имеет надежная работа с а ­ молетного п ереговорного у ст р о й ­ ства. Неоднократно мы попадали под ожесточенный ар тиллерийский о б ­ стрел, не раз встречались с и стр е­ бителями противника. Слетан­ ность и осмотрительность экип а­ жа помогали нам выполнять бо е­ вые задания и возвращаться с победой на родной аэродром. Гвардии старшина А. ВЫШИНСКИЙ ИЗ ОПЫТА ОФИЦЕРСКИХ СОБРАНИЙ ДИСЦИПЛИНА БОЕВЫХ ПОРЯДКОВ Боевые порядки и строй истре­ бителей зависят от целей и задач, поставленных группе, и от кон­ кретной обстановки. Но неизмен­ ным остается одно—успех дейст­ вий группы определяется жесткой дисциплиной и крепчайшей спай­ кой ее летчиков. Сработанность группы—вот что имеет первосте­ пенное значение для победы. Совсем недавно группа наших истребителей прикрывала штур­ мовиков, ведомых майором т. Ми­ хайловым. Соблюдая строжайшую дисциплину боевых порядков, ни один самолет из группы непосред­ ственного прикрытия не оторвал­ ся от штурмовиков, и „Мессер- шмиттьГ не смогли атаковать на­ ших штурмовиков. Этим самым истребители обеспечили отличное выполнение поставленной перед „ИЛ ‘ами“ задачи. В ударной груп­ пе летчики дрались также гра­ мотно, строго соблюдая установ­ ленные боевые порядки. Опыт показывает, что отлично слетанная группа, четверка, пара при соблюдении строжайшей дис­ циплины в воздухе и установлен­ ного боевого порядка даже при количественном превосходстве противника, как правило, выхо­ дит победителем из воздушного боя. В середине августа четыре на­ ших истребителя под командова­ нием старшего лейтенанта Ники­ тюк имели задачу прикрыть наши катера. На подходе к месту при­ крытия старший лейтенант Ники­ тюк заметил группу „Ме-109“ и „ФВ-190“ в количестве 8 самоле­ тов. Немцы пытались нанести удар по катерам. Нужно было немед­ ленно сорвать замысел врага. Тов. Никитюк сходу пошел в лоб не­ приятельским истребителям, а з а ­ тем, разбив их строрт, разделил свою четверку на пары и, забрав с первой атаки инициативу, не выпускал ее до конца боя. В результате . „Мессершмитты» и „Фокке-ВульфьГ вынуждены были сбросить бомбы из-за о б ­ лачности далеко от катеров. В з а ­ вязавшемся воздушном бою было сбито три самолета противника. Этот бой закончился победой наших летчиков прежде всего п о ­ тому, что в группе старшего лей­ тенанта Никитюк летчики строго соблюдали дисциплину строя. Опыт такл^е наглядно по казы ­ вает, к чему приводит не соблю­ дение отдельными летчиками п ре­ дусмотренных боевых порядков. Как-то раз наши самолеты со­ провождали пикировщиков. При получении задачи было ясно и четко определено место ударной группы и группы непосредствен­ ного прикрытия. Однако это у к а ­ зание в воздухе было нарушено. При подходе к цели пикировщи­ ков пытались атаковать 8 „Ме- 109 ф". Самолеты противника были встречены нашей ударной груп ­ пой и к пикирующим бомбарди­ ровщикам не были допущены. Но тут же, вместе с ударной груп­ пой, в бой с истребителями врага вступила и часть истребителей непосредственного прикрытия. Что от этого выиграли наши истребители? Ничего. Они только заняли фланг бомбардировщиков. Над самой целью пикировщиков вновьатаковала подоспевшая груп­ па „Me-109“ и „Ме-110*. А отор­ вавшиеся от бомбардировщиков истребители непосредственного прикрытия не смогли полностью отбить атаки врага от бомбарди­ ровщиков. Истребителями задача была не выполнена. Нарушение боевого порядка привело к п л о ­ хим последствиям. Группа истребителей сильна и сможет до конца выполнить з а д а ­ чу только тогда, когда она являет собой организованную единицу. Дисциплина строя во многом зависит от того, как летчик в л а ­ деет своей машиной, ибо о т ­ личная техника пилотирования позволяет истребителю, во-первых, при выполнении эволюций и м а ­ невров не н арушать боев о го п о ­ рядка группы и во-время п о д д ер ­ жать, прикрыть, выручить т о в а р и ­ ща; во-вторых, взаимодействовать во время быстрых, п о сле дова­ тельных и одновременных атак самолетов. Всякое стремление и стреби теля в групповом бою действовать и н ­ д и в и д у а л ь н о - н е д о п у с т и м о . Это должно рассматриваться, как г р у ­ бое нарушение дисциплины. Нельзя также допускать о т ры ­ ва от строя одиночных самолетов с целью преследования врага. М а ­ ло того, что летчик сам п о д в е р ­ гает себя опасности, св оим о т р ы ­ вом ои нарушает общий план д е й ­ ствий и ухудшает п оложение с в о ­ их товарищей, которые р а с с ч и ты ­ вают на его по вдержку. Ни в коем случае недопустим самовольный выход из боя, даже если к этому вынуждают о б с т о я ­ тельства, т. к. такой вых о д оди­ ночных самолетов обычно п р и в о ­ дит к большим потерям. Отработка высокой ор г а ни зо в а н ­ ности, сработанности между л ет­ чиками, воспитание железной воинской дисциплины, взаимного довери я и уважения т о в а р ищ е й — неотложная задача каждого командира. Капитан П. ГОНТАРЬ. Офицерские собрания, ка к наиболее жизненная форма воспитания командиров:-, нашли широкое распространение в нашей части. К сожалению, передача опыта этих собраний не практиковалась. Не случай­ но поэтому, что у многих офи­ церов нет ясного представле­ ния о роли, организации и порядке проведения подобных мероприятий. Іоделюсь некоторым опытом. На нашем первом офицерском собрании стоял доклад одного командира подразделения о его работе но воспитанию личного состава. После доклада высту­ пило три товарища. Офицеры тт. Анциферов и Серов гово­ рили о воспитании своих под­ чиненных, их выступления носили отчетный характер. Живого, дружеского обсужде­ ния затронутого вопроса не получилось—чувствовалась из­ лишняя напряженность. Со­ брание, по существу, преврати­ лось в служебное совещание. Нам стало ясно, что офицеры не поняли формы собрания. Учитывая недостаток, мы решили изменить организацию дрла и стали вести более тща­ тельную подготовку. Последу­ ющие собрания проходили в непринужденной обстановке и дали лучшие результаты. На одном из собраний пос­ ле доклада «Военное мастер­ ство командира—основа победы над врагом» выступил один из заслуженных офицеров нашей части тов. Пашенных. Он ска­ зал, что: «Теперь, когда у нас есть такая форма воспита­ ния командиров, как офицер­ ское собрание, мы имеем воз­ можность в товарищеской об­ становке обмениваться опытом работы, помогать друг другу исправлять имеющиеся недо­ статки». Тов. Пашенных предложил обсудить вопрос — «Забота о подчиненных — святой долг командира». Этой теме и было посвящено третье собрание. Активно и деловито прошло собрание, на котором- обсуждал­ ся вопрос «0 культуре совет­ ского офицера». Острая товари­ щеская критика звучала в сло­ вах выступавших. Капитан Яковлев подверг обсуждению поведение офицера т. Бочкарева. Последний лю­ бил, особенно в столовой, рас­ сказать сальный анекдот, а иногда ввернуть непечатное словечко. Дружеская критика помогла. Пристыдили на этом же со­ брании и лейтенанта медицин­ ской службы т. Сидорову, как это ни странно, отличавшуюся неряшливостью. В дружеской атмосфере командиры откровенно говори­ ли о своих недостатках. Это собрание, как и многие другие, сыграло боль­ шую роль в наведении поряд­ ка и организованности, в по­ вышении офицерского достоин­ ства н личной требовательно­ сти к себе. Капитан А. ВОРОШКЕВИЧ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz