Североморский лётчик. 1943, сентябрь.
2_______________ СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 15 се н тя бр я 1943 г ., № О - 1 1 ІМ I II, Ш Н М В И М І > vw m w я я т г*т **«*е*. у * : чѵ*?=.«:ѵ ’ .ѵг> „г--- -л+че • — *<r- w - «ж- - ■w . - «чда. « r - ^ t w w M w s » Д Д Л /.О Д /1 Г О Ж У ПАЗАД—15-го СЕНТЯБРЯ В БОЙ ВЕЛ БОРИС СИФОНОВ Рассказ участника воздушных боев 15 сентября 1941 года Героя Советского Союза гвардии капитана В. Покровского Было уже сбито четыре немецких машины, когда Ко валенко, следив ший за ходом боя, просигнализировал С а ф о н о в у о п р и б л и ж е и и и „Мессершмиттов". Жа л к о было рас ставаться с фаши стскими бомбера- ми, которые, ош е ломленные внезап ностью и яростыо наших атак, на столько перепуга лись, что, спасаясь бегством, начали бросать бомбы на собственные пози ции, на собствен ные войска. Но „Мессершмитты" находились уже в 800 метрах. Нам были ясно видны их желтые носы и желтые консоли. Сафонов, собрав свою группу и в о з главив ее, у стр е мил нас навстречу фашистским истре бителям. Они шли на нас парами, строем пеленга, лобовой атакой. Мы, конечно, п р и няли атаку. С обеих сторон по неслись трассы. Дважды, Герой Советского Союза гвардии подполковник ^Б. Ф. САФОНОВ . Фото Е. Халдея. зиться к нам, мы, подняв носы н а ших самолетов, парой очередей отражали атаку и опять входили в круг. Так мы „прока- руселилп "н еск ол ь ко минут, как вдруг заметили, что у „Мессеров" что-то случилось: н еожи данно они стали уходить, предоста вив нам в озмож ность в целости и невредимости в е р нуться на аэро дром. Причину непонятного нам поведения „Мес сершмиттов “ мы узнали дома: о к а зывается, что одна из наших очередей сбила „стодевято- г о “. Эго увидели на земле, мы же, увлеченные боем, скажу о т к р о в ен но, гибели врага не заметили. Д в а ж д ы в этот день водил С а фонов св оих истребителей на ли нию фронта, дважды завязывал б он с противником, который пре восходил нас но числу самолетов в 7—8 раз, и дважды выходили мы победителями из этих неравных бо ев. Много времени прошло с тех пор, во многих схватках довелось у частв о в ать и мне в минувшие два года, кое-что сгладилось в памя ти, позабылось, Однако попробую восстановить наиболее яркое, что запомнилось мне о двух воздуш ных боях, происшедших 15 сен тября 1941 года. НЕМЦЫ БОМБЯТ... НЕМЦЕВ Утром Борис Сафонов во главе пятерки истребителей вылетел на правый фланг линии фронта, что бы сорвать атаку немецких само летов по нашим позициям. Мы шли с севера на юг и с высоты 2000 м е т ро в отчетливо различали зем лянки, окопы, разрывы снарядов и мин. Дым горящего леса и тор фа стлался над сопками. Самолеты противника мы заме тили по разрывам первых сбро шенных ими бомб. Впереди нас, п рим ерно в пяти километрах, мы увидели более двадцати бомбар д и ровщиков: они были на мень шей высоте, чем мы, но в сторо не выше нас кружило еще два де сятка истребителей „Ме-109“. В общей сложности — сорок враже ских самолетов. Нас—пятеро. Фа шистские бомбардировщики шли с юга на север, и Сафонов дал нам знак развернуться и отойти в стор ону солнца. Каждый из ведомых Сафонова понимал, что командир своим ма невром не уклоняется отбоя. Вне запность нападения — вот к чему стремился Сафонов. Маскируясь солнцем, сомкнутым строем клина, мы пошли на сближение с про тивником. Действительно, редкое заполярной осенью ослепительное солнце скрывало нас от врага, нем цы не видели нас, хотя мы нахо дились уже в километре от бом бардировщиков... в пятистах мет рах... в трехстах... Ведомые Сафо нова должны были открыть огонь, как только увидят трассы коман дира. Приблизившись на дистан цию в несколько сот метров, я с трудом подавлял инстинктивное желание нажать гашетку, но н е т - командир не открывает огня. Мгновения кажутся бесконечно долгими. Мы уже настолько близко к бомбардировщикам, что видим не только их черные кресты, но и заклепки. У всех на прицеле по в р ажеск ому самолету. Когда же Сафонов разрешит ударить по фа шистам? Дистанция укорачивается до ста метров, и эти сто метров прочер чивает, наконец, огненная трасса от машины Сафонова к бомбар ди р о вщик у , замыкающему враже скую колонну. Открываем огонь и мы—каждый по своей жертве. Ата к уем бомбардировщиков мы в т р о ем—Сафонов, Максимович и я. Коваленко с ведомым прикрывает нас от неминуемого нападения „Мессершмі ттов“. Сафонов бьет по облюбованному им бомбарди р о вщи к у сверху, под углом 15 градусов, я бью по избранному мной фаши сту под тем же углом, но снизу. Вражеский самолет, сбитый Сафоновым, уже валится на землю, когда я второй о ч ер е дью приканчиваю еще одного бом бардировщика. „ П о м н и , ч т о в р а г б е ж и т , е с л и т ы с м е л о и д е ш ь в п е р е д , е с л и т ы п о л о й п р е з р е н и я к с м е р т и , е с л и т ы н е з н а е ш ь н и к а к о й д р у г о й ц е л и , к р о м е о д н о й — п о б е д и т ь !“ Б. САФОНОВ. Мы не дрогнули. Дрогнули нем цы. Строй их рассыпался... Теперь наша задача заключа лась в том, чтобы прикрыть друг друга, не дать численно превосхо дящему противнику перебить пас поодиночке. Сафонов приказал нам войти в вираж по горизопта- В жизни каждой армии, каждой воинской части, каждого подраз деления есть даты, которые на всегда остаются символами их славы. 15 сентября 1941 г о д а - день славы североморских истре бителей, памятная дата всей севе роморской авиации. Враг рвался к Мурманску, и ощетинилось советское Заполярье. Залегли в сопках Приморская армия и морская пехота. Загреме ли орудия кораблей Северного флота. Поднялись в воздух летчи ки-североморцы. Мало было лет чиков, мало было машин. Но к аж дый наш летчик дрался за эскад рилью, эскадрилья дралась за полк, полк дрался за весь ВВС. Один Сафонов был равен полку. По 7 и по 10 раз на день взле тали в сентябре „И-16“, „чайки", „би сы“. Североморские истребите ли подымали свои машины под бомбами, дрались над аэродромом, над Мурманском, над линией близ кого фронта, садились изрешечен ные, наскоро латались и опять уходили искать бой. Они штурмо вали боевые порядки наступав ших немцев, они оберегали наш передний край от массированных эшелонов „Юнкерсов" и „Мессер шмиттов". Имя Сафонова знал каждый красноармеец. Середина сентября—кульмина ция, высшая точка немецкого на п о ра на Мурманск. В к р о в о п р о литных боях решался вопрос— быть или не быть Мурманску со ветским. —Быть!—ответили при- морцы и североморцы. Два воз душных побоища над линией фрон та 16 сентября совпали с послед ней битвой за Мурманск, исход которой обрек горных егерей на голодное и холодное двухгодич ное сидение в норвежских скалах. Два боя, проведенные в этот день Сафоновым и сафоновцами, могли провести только советские ли („карусель"). Фашисты находи лись над нами. Они били по на шим самолетам, но держ а л и с ь на почтительном расстоянии и урона нам пока не причиняли. Когда же отдельные фашистские истребите ли пытались, снижаясь, прибли- летчики. Пятеро дрались против сорока, семеро—против пятидеся ти двух. Победили не с о р о к и не пятьдесят два, а пять и семь. Не числом победили, а умением. Что из того, что за плечами к аж дого нашего летчика был опыт всего лишь трех, да и то н епол ных месяцев войны, а у н емц ев— два года непрерывных боев над десятком покоренных Гитлером европейских стран? Но было у наших летчиков русское б есстрашие, уверенность в правоте своего дела, удеся тер я в шая силы, был наступательный порыв, когда не спрашив аешь сколько врагов, а только — где враг. И еще был у них славный вожак, образец воздушного бойца и командира, большевик, никогда не довольствовавшийся до ст и г ну тым, учи вший ся от боя к бою и учивший воевать других. Первое же военное лето выковало из н е го и его соратников зр елых н могучих воздушных бойцов. А т тестат воинской зрелости они вы писали себе с ами—в двух п р о гр е мевших битвах 15 сентября. На следующий день, 16 сентября, Сафонов стал Героем Советского Союза, а полк, в котором он в о е вал, стал Краснознаменным. Многое в наших в оздушных боях изменилось с тех пор. В о з росли силы, улучшилась техника. Сложное и четкое взаимодействие в воздухе, боевое управление в воздухе и с земли, все то, чему мы учились и чему научились в последующие этапы воины, тогда только нащупывалось, о т т а чи в а лось, отрабатывалось, сводилось в систему, складывалось в науку. В боях 15 сентября Сафонов с о вершил один из тех подвигов, из которых выработалась н аша со ветская авиационная „наука по б е ж д а т ь '. От подвигов шли мы В е р ну вши сь на аэродром, мы смеялись: в одном бою мы по р а ботали и как истребители и как бомбардировщики — советскими пулями сбивали фашистские само леты, а немецкими бомбами от бомбили немецкие войска. к науке, с наукой мы идем к по двигам. 15 сентября — незабываемый день. Он блистательно завершил первую главу боевой истории с е вероморской авиации. Но это бы ло только начало. Проходят меся цы, бои сменяются боями, подви ги следуют за подвигами. Л е т ч и ки Северного флота вписывают новые страницы в героическую летопись воздушноіі войны в Заполярьи . 15 сентября 1941 года, когда для всей североморской авиации имя Сафонова стало синонимом неустрашимого наступательного порыва, непреклонной воли к побе де, умного и расчетливого риска, преданности Родине и ненависти к врагу, получал боевое крещение на Севере прибывший с Балтики торпедоносец Гарбуз. И сафонов- ский стиль—бой на короткой ди станции, сочетание огня и м а н е в ра, грозный удар наверняка—стал стилем Гарбуза. Минуют сроки, и в ореоле славы встают дни 14 и 15 января 1943 года, когда от восьми торпедных выстрелов у ч е ников и соратников Г арбуза идут на дно в о семь транспортов и к о раблей врага. Январь 1943 года перекликается славой с далеким сентябрьским днем 1941 года. Не меркнет слава сражений! Слава прошлых битв зовет нас к новым боям! „Большим днем североморской авиации" называют у нас день 15 сентября. Таких дней у нас немало, их должно быть еще больше. Сделаем большими днями наших побед все дни с е в е р ом о р ск ого авиационного календаря, а рваный гитлеровский календарь испещрим черными днями. С. ВАРШАВСКИЙ. Б. РЕСТ. СЕМЕРО ПРОТИВ ПЯТИДЕСЯТИ ДВУХ Несколько часов спустя С а ф о нов вновь поднял нас в воздух. На этот раз нас было семеро и шли мы опять к линии фронта, где застали тридц ать „Ю-87". Сафонов с тремя летчиками, с р е ди которых был и я, развернулся и, не давая немцам опомниться, стал атаковывать их правый фланг. З в ено же Коваленко, воспользо вавшись паникой, вызванноіі стре мительной атакой Сафонова, или увлекшись преследованием своих жертв, прорвалось в середину колонны вражеских самолетов и оказалось в кольце фашистских машин. Мы ожесточенно били по зам е тавшимся. „Юнк е рсам “ и думали: как ж е три наших товарища вы берутся из клещей, в которые они попали? Действительно, им пришлось круто, но сафоновская выуч ка не только выручила их, но и ознаменовала невиданный бой очередной победой. Нелегко было маневрировать истребителям — троим среди трид цати врагов. Но и фашисты ока зались в весьма невыгодном по ложении: они шли плотной массой и, открыв огонь, рисковали бы сбить кого-нибудь из своих. З в е но сафои.оВцев, догадавши сь об этом, начало бить по о кружавшим его „Юнкерсам“: стрелять можно было не прицеливаясь, куда ни повернешься- всюду машины со свастикой. Туг, вероятно, фашисты и п е редали в эфир известную паничес кую радиограмму: „Окружены русскими и с т р е бителями, нас истребляют!". О лестной для сафоновцев р а диограмме врага мы узнали в по следствии. Но тогда, когда ее выстукивал своим ключом радист на флагманском „Юн к е р с е “, С а фонов заметил то, что, очевидно, не видели фашистские бомбарди ровщики: на вы р у ч к у тридцати „Юнкерсам", „окруженным" с е меркой сев еромор ских и стр еби телей, шли двадцать два „Мессер- шмитта". Число в р ажеских само летов возрастало до пятидеся ти двух. Оставив бомбардиров щик, Сафонов развернулся и вместе с нами, четверкой, пошел на „стодевятых". Коваленко, к о торый фашистских истребителей сперва не приметил, понял, что Сафонов без серьезной причины не стал бы бросать верной ж е р т вы. Он искусным маневром вы скочил со своим звеном из гущи вражеских маши н—также вне зап но, как и вскочил в нее— и при строился к нам. Обрадовавшись, что мы п р е кратили свои атаки, „Юнкерсы" на полных газах удрали. Мы же демонстративно пошли н а „Мес сер - шмитгов", хотя горючее у нас было на исходе. В этом втором бою мы тоже сбили пять самолетов, из них один был уничтожен Сафоновым, истребить др у г о г о довелось мне. У нас же, как и в утреннем бою, потерь не было. На обратном пути нам п о д в ер нулся немецкий разведчик — „Хепншель - 126“. Сделав горку, Сафонов догнал его и сбил маге- матически-точной очередью. Этой одиннадцатой победой з а в ершился .б о л ьшо й день с е в е р о морской авиации" — 15 сен тября 1941 года. „ Н а ш и л ю д и н е ■ о т с т у п а ю т н и п е р е д к а к и м и т р у д н о с т я м и . С т а л и н с к и е с о к о л ы в е л и к о л е п н о п о н и м а ю т , ч т о в б о ю I д о л ж н о б ы т ь о д н о ! с т р е м л е н и е —у н и - Г ч т о ж и т ь в р а г а 1“ 11. САФОНОВ. СЛАВА СРАЖЕНИЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz