Североморский лётчик. 1943, сентябрь.

2_______________ СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 15 се н тя бр я 1943 г ., № О - 1 1 ІМ I II, Ш Н М В И М І > vw m w я я т г*т **«*е*. у * : чѵ*?=.«:ѵ ’ .ѵг> „г--- -л+че • — *<r- w - «ж- - ■w . - «чда. « r - ^ t w w M w s » Д Д Л /.О Д /1 Г О Ж У ПАЗАД—15-го СЕНТЯБРЯ В БОЙ ВЕЛ БОРИС СИФОНОВ Рассказ участника воздушных боев 15 сентября 1941 года Героя Советского Союза гвардии капитана В. Покровского Было уже сбито четыре немецких машины, когда Ко­ валенко, следив­ ший за ходом боя, просигнализировал С а ф о н о в у о п р и б л и ж е и и и „Мессершмиттов". Жа л к о было рас­ ставаться с фаши ­ стскими бомбера- ми, которые, ош е ­ ломленные внезап­ ностью и яростыо наших атак, на­ столько перепуга­ лись, что, спасаясь бегством, начали бросать бомбы на собственные пози­ ции, на собствен­ ные войска. Но „Мессершмитты" находились уже в 800 метрах. Нам были ясно видны их желтые носы и желтые консоли. Сафонов, собрав свою группу и в о з­ главив ее, у стр е­ мил нас навстречу фашистским истре­ бителям. Они шли на нас парами, строем пеленга, лобовой атакой. Мы, конечно, п р и ­ няли атаку. С обеих сторон по ­ неслись трассы. Дважды, Герой Советского Союза гвардии подполковник ^Б. Ф. САФОНОВ . Фото Е. Халдея. зиться к нам, мы, подняв носы н а­ ших самолетов, парой очередей отражали атаку и опять входили в круг. Так мы „прока- руселилп "н еск ол ь­ ко минут, как вдруг заметили, что у „Мессеров" что-то случилось: н еожи ­ данно они стали уходить, предоста­ вив нам в озмож ­ ность в целости и невредимости в е р ­ нуться на аэро ­ дром. Причину непонятного нам поведения „Мес­ сершмиттов “ мы узнали дома: о к а ­ зывается, что одна из наших очередей сбила „стодевято- г о “. Эго увидели на земле, мы же, увлеченные боем, скажу о т к р о в ен ­ но, гибели врага не заметили. Д в а ж д ы в этот день водил С а­ фонов св оих истребителей на ли­ нию фронта, дважды завязывал б он с противником, который пре­ восходил нас но числу самолетов в 7—8 раз, и дважды выходили мы победителями из этих неравных бо­ ев. Много времени прошло с тех пор, во многих схватках довелось у частв о в ать и мне в минувшие два года, кое-что сгладилось в памя­ ти, позабылось, Однако попробую восстановить наиболее яркое, что запомнилось мне о двух воздуш­ ных боях, происшедших 15 сен­ тября 1941 года. НЕМЦЫ БОМБЯТ... НЕМЦЕВ Утром Борис Сафонов во главе пятерки истребителей вылетел на правый фланг линии фронта, что­ бы сорвать атаку немецких само­ летов по нашим позициям. Мы шли с севера на юг и с высоты 2000 м е т ро в отчетливо различали зем­ лянки, окопы, разрывы снарядов и мин. Дым горящего леса и тор­ фа стлался над сопками. Самолеты противника мы заме­ тили по разрывам первых сбро­ шенных ими бомб. Впереди нас, п рим ерно в пяти километрах, мы увидели более двадцати бомбар­ д и ровщиков: они были на мень­ шей высоте, чем мы, но в сторо­ не выше нас кружило еще два де­ сятка истребителей „Ме-109“. В общей сложности — сорок враже­ ских самолетов. Нас—пятеро. Фа­ шистские бомбардировщики шли с юга на север, и Сафонов дал нам знак развернуться и отойти в стор ону солнца. Каждый из ведомых Сафонова понимал, что командир своим ма­ невром не уклоняется отбоя. Вне­ запность нападения — вот к чему стремился Сафонов. Маскируясь солнцем, сомкнутым строем клина, мы пошли на сближение с про­ тивником. Действительно, редкое заполярной осенью ослепительное солнце скрывало нас от врага, нем­ цы не видели нас, хотя мы нахо­ дились уже в километре от бом­ бардировщиков... в пятистах мет­ рах... в трехстах... Ведомые Сафо­ нова должны были открыть огонь, как только увидят трассы коман­ дира. Приблизившись на дистан­ цию в несколько сот метров, я с трудом подавлял инстинктивное желание нажать гашетку, но н е т - командир не открывает огня. Мгновения кажутся бесконечно долгими. Мы уже настолько близко к бомбардировщикам, что видим не только их черные кресты, но и заклепки. У всех на прицеле по в р ажеск ому самолету. Когда же Сафонов разрешит ударить по фа­ шистам? Дистанция укорачивается до ста метров, и эти сто метров прочер­ чивает, наконец, огненная трасса от машины Сафонова к бомбар­ ди р о вщик у , замыкающему враже­ скую колонну. Открываем огонь и мы—каждый по своей жертве. Ата к уем бомбардировщиков мы в т р о ем—Сафонов, Максимович и я. Коваленко с ведомым прикрывает нас от неминуемого нападения „Мессершмі ттов“. Сафонов бьет по облюбованному им бомбарди­ р о вщи к у сверху, под углом 15 градусов, я бью по избранному мной фаши сту под тем же углом, но снизу. Вражеский самолет, сбитый Сафоновым, уже валится на землю, когда я второй о ч ер е­ дью приканчиваю еще одного бом­ бардировщика. „ П о м н и , ч т о в р а г б е ж и т , е с л и т ы с м е ­ л о и д е ш ь в п е р е д , е с л и т ы п о л о й п р е з р е н и я к с м е р т и , е с л и т ы н е з н а е ш ь н и к а к о й д р у ­ г о й ц е л и , к р о м е о д н о й — п о б е д и т ь !“ Б. САФОНОВ. Мы не дрогнули. Дрогнули нем­ цы. Строй их рассыпался... Теперь наша задача заключа­ лась в том, чтобы прикрыть друг друга, не дать численно превосхо­ дящему противнику перебить пас поодиночке. Сафонов приказал нам войти в вираж по горизопта- В жизни каждой армии, каждой воинской части, каждого подраз­ деления есть даты, которые на­ всегда остаются символами их славы. 15 сентября 1941 г о д а - день славы североморских истре­ бителей, памятная дата всей севе­ роморской авиации. Враг рвался к Мурманску, и ощетинилось советское Заполярье. Залегли в сопках Приморская армия и морская пехота. Загреме­ ли орудия кораблей Северного флота. Поднялись в воздух летчи­ ки-североморцы. Мало было лет­ чиков, мало было машин. Но к аж ­ дый наш летчик дрался за эскад­ рилью, эскадрилья дралась за полк, полк дрался за весь ВВС. Один Сафонов был равен полку. По 7 и по 10 раз на день взле­ тали в сентябре „И-16“, „чайки", „би сы“. Североморские истребите­ ли подымали свои машины под бомбами, дрались над аэродромом, над Мурманском, над линией близ­ кого фронта, садились изрешечен­ ные, наскоро латались и опять уходили искать бой. Они штурмо­ вали боевые порядки наступав­ ших немцев, они оберегали наш передний край от массированных эшелонов „Юнкерсов" и „Мессер­ шмиттов". Имя Сафонова знал каждый красноармеец. Середина сентября—кульмина­ ция, высшая точка немецкого на­ п о ра на Мурманск. В к р о в о п р о ­ литных боях решался вопрос— быть или не быть Мурманску со­ ветским. —Быть!—ответили при- морцы и североморцы. Два воз­ душных побоища над линией фрон­ та 16 сентября совпали с послед­ ней битвой за Мурманск, исход которой обрек горных егерей на голодное и холодное двухгодич­ ное сидение в норвежских скалах. Два боя, проведенные в этот день Сафоновым и сафоновцами, могли провести только советские ли („карусель"). Фашисты находи­ лись над нами. Они били по на­ шим самолетам, но держ а л и с ь на почтительном расстоянии и урона нам пока не причиняли. Когда же отдельные фашистские истребите­ ли пытались, снижаясь, прибли- летчики. Пятеро дрались против сорока, семеро—против пятидеся­ ти двух. Победили не с о р о к и не пятьдесят два, а пять и семь. Не числом победили, а умением. Что из того, что за плечами к аж ­ дого нашего летчика был опыт всего лишь трех, да и то н епол ­ ных месяцев войны, а у н емц ев— два года непрерывных боев над десятком покоренных Гитлером европейских стран? Но было у наших летчиков русское б есстрашие, уверенность в правоте своего дела, удеся тер я в ­ шая силы, был наступательный порыв, когда не спрашив аешь сколько врагов, а только — где враг. И еще был у них славный вожак, образец воздушного бойца и командира, большевик, никогда не довольствовавшийся до ст и г ну ­ тым, учи вший ся от боя к бою и учивший воевать других. Первое же военное лето выковало из н е­ го и его соратников зр елых н могучих воздушных бойцов. А т ­ тестат воинской зрелости они вы ­ писали себе с ами—в двух п р о гр е­ мевших битвах 15 сентября. На следующий день, 16 сентября, Сафонов стал Героем Советского Союза, а полк, в котором он в о е ­ вал, стал Краснознаменным. Многое в наших в оздушных боях изменилось с тех пор. В о з ­ росли силы, улучшилась техника. Сложное и четкое взаимодействие в воздухе, боевое управление в воздухе и с земли, все то, чему мы учились и чему научились в последующие этапы воины, тогда только нащупывалось, о т т а чи в а ­ лось, отрабатывалось, сводилось в систему, складывалось в науку. В боях 15 сентября Сафонов с о ­ вершил один из тех подвигов, из которых выработалась н аша со ­ ветская авиационная „наука по­ б е ж д а т ь '. От подвигов шли мы В е р ну вши сь на аэродром, мы смеялись: в одном бою мы по р а­ ботали и как истребители и как бомбардировщики — советскими пулями сбивали фашистские само ­ леты, а немецкими бомбами от­ бомбили немецкие войска. к науке, с наукой мы идем к по­ двигам. 15 сентября — незабываемый день. Он блистательно завершил первую главу боевой истории с е ­ вероморской авиации. Но это бы ­ ло только начало. Проходят меся­ цы, бои сменяются боями, подви­ ги следуют за подвигами. Л е т ч и ­ ки Северного флота вписывают новые страницы в героическую летопись воздушноіі войны в Заполярьи . 15 сентября 1941 года, когда для всей североморской авиации имя Сафонова стало синонимом неустрашимого наступательного порыва, непреклонной воли к побе­ де, умного и расчетливого риска, преданности Родине и ненависти к врагу, получал боевое крещение на Севере прибывший с Балтики торпедоносец Гарбуз. И сафонов- ский стиль—бой на короткой ди­ станции, сочетание огня и м а н е в ­ ра, грозный удар наверняка—стал стилем Гарбуза. Минуют сроки, и в ореоле славы встают дни 14 и 15 января 1943 года, когда от восьми торпедных выстрелов у ч е ­ ников и соратников Г арбуза идут на дно в о семь транспортов и к о ­ раблей врага. Январь 1943 года перекликается славой с далеким сентябрьским днем 1941 года. Не меркнет слава сражений! Слава прошлых битв зовет нас к новым боям! „Большим днем североморской авиации" называют у нас день 15 сентября. Таких дней у нас немало, их должно быть еще больше. Сделаем большими днями наших побед все дни с е в е р ом о р ­ ск ого авиационного календаря, а рваный гитлеровский календарь испещрим черными днями. С. ВАРШАВСКИЙ. Б. РЕСТ. СЕМЕРО ПРОТИВ ПЯТИДЕСЯТИ ДВУХ Несколько часов спустя С а ф о ­ нов вновь поднял нас в воздух. На этот раз нас было семеро и шли мы опять к линии фронта, где застали тридц ать „Ю-87". Сафонов с тремя летчиками, с р е ­ ди которых был и я, развернулся и, не давая немцам опомниться, стал атаковывать их правый фланг. З в ено же Коваленко, воспользо­ вавшись паникой, вызванноіі стре­ мительной атакой Сафонова, или увлекшись преследованием своих жертв, прорвалось в середину колонны вражеских самолетов и оказалось в кольце фашистских машин. Мы ожесточенно били по зам е­ тавшимся. „Юнк е рсам “ и думали: как ж е три наших товарища вы ­ берутся из клещей, в которые они попали? Действительно, им пришлось круто, но сафоновская выуч ка не только выручила их, но и ознаменовала невиданный бой очередной победой. Нелегко было маневрировать истребителям — троим среди трид­ цати врагов. Но и фашисты ока­ зались в весьма невыгодном по­ ложении: они шли плотной массой и, открыв огонь, рисковали бы сбить кого-нибудь из своих. З в е ­ но сафои.оВцев, догадавши сь об этом, начало бить по о кружавшим его „Юнкерсам“: стрелять можно было не прицеливаясь, куда ни повернешься- всюду машины со свастикой. Туг, вероятно, фашисты и п е­ редали в эфир известную паничес­ кую радиограмму: „Окружены русскими и с т р е ­ бителями, нас истребляют!". О лестной для сафоновцев р а диограмме врага мы узнали в по ­ следствии. Но тогда, когда ее выстукивал своим ключом радист на флагманском „Юн к е р с е “, С а ­ фонов заметил то, что, очевидно, не видели фашистские бомбарди­ ровщики: на вы р у ч к у тридцати „Юнкерсам", „окруженным" с е ­ меркой сев еромор ских и стр еби ­ телей, шли двадцать два „Мессер- шмитта". Число в р ажеских само­ летов возрастало до пятидеся­ ти двух. Оставив бомбардиров­ щик, Сафонов развернулся и вместе с нами, четверкой, пошел на „стодевятых". Коваленко, к о ­ торый фашистских истребителей сперва не приметил, понял, что Сафонов без серьезной причины не стал бы бросать верной ж е р т ­ вы. Он искусным маневром вы ­ скочил со своим звеном из гущи вражеских маши н—также вне зап ­ но, как и вскочил в нее— и при­ строился к нам. Обрадовавшись, что мы п р е ­ кратили свои атаки, „Юнкерсы" на полных газах удрали. Мы же демонстративно пошли н а „Мес сер - шмитгов", хотя горючее у нас было на исходе. В этом втором бою мы тоже сбили пять самолетов, из них один был уничтожен Сафоновым, истребить др у г о г о довелось мне. У нас же, как и в утреннем бою, потерь не было. На обратном пути нам п о д в ер ­ нулся немецкий разведчик — „Хепншель - 126“. Сделав горку, Сафонов догнал его и сбил маге- матически-точной очередью. Этой одиннадцатой победой з а ­ в ершился .б о л ьшо й день с е в е р о ­ морской авиации" — 15 сен­ тября 1941 года. „ Н а ш и л ю д и н е ■ о т с т у п а ю т н и п е р е д к а к и м и т р у д н о с т я ­ м и . С т а л и н с к и е с о к о ­ л ы в е л и к о л е п н о п о н и ­ м а ю т , ч т о в б о ю I д о л ж н о б ы т ь о д н о ! с т р е м л е н и е —у н и - Г ч т о ж и т ь в р а г а 1“ 11. САФОНОВ. СЛАВА СРАЖЕНИЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz