Североморский лётчик. 1943, сентябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 12 сентября 1943 г., № 5 Действия истребителей большими группами Из всех видов воздушных боев самым сложным является бой, когда с обеих сторон дей­ ствуют большие группы истре­ бителей. Мне приходилось во­ дить группы но 12—16 само­ летов, сталкиваться и держать бой с еще большим числом вражеских истребителей. На примере одного боя по­ кажу, как мы действуем в со­ ставе большой группы. 14 истребителей сопровож­ дали примерно такую же груп­ пу бомбардировщиков. Восьмер­ ка истребителей составляла группу непосредственного при­ крытия и следовала сзади бом­ бардировщиков. Ос т а л ь н ы е шевть самолетов — ударная группа—шли несколько в сто­ роне и выше на 500—600 метров. Я вел всю группу ист­ ребителей, но находился во- главе шестерки. При подходе к цели шестер­ ка встретила 12 немецких ист­ ребителей. Приказываю по ра­ дио ведущему восьмерки про­ должать сопровождение бом­ бардировщиков, а сам со своей шестеркой сковываю атакую­ щего врага. Пары Шульженко — Вишня­ ков, Парам — Летень и мы с Ковалевым взяли стервятников в тесное кольцо и, атакуя, стали оттягивать их на свою территорию. Тем временем на­ ши бомбардировщики в сопро­ вождении восьми истребителей подошли к цели, отбомбились и легли на обратный курс. Отдаю приказание но радио: —первой четверке сопровож­ дать бомбардировщиков, второй четверке итти к нам на но мощь. Через две - три минуты четверка «ястребков» подкоман­ дой гвардии старшего лейте­ нанта Прокопенко присоедини­ лась к нашей группе. Теперь нас 10 —немцев 12. По коли­ честву самолетов силы почти уравновесились, но враг уже был достаточно измотан, строй его был разбит, и мы реши­ тельной атакой повели бой на истребление. Прокопенко набрал высоту и с хода срубил одного «Мес­ сера». Задымил и отвесно по­ шел к земле другой «Мессер- шмитт», сбитый ведущим пары Анискиным. Почти одновремен­ но гвардии старший лейтенант, ныне Герой Советского Союза Парам сбил «Фокке-Вульф-190». Ошеломленные стремитель­ ным ударом и четким дейст­ вием наших групп, немцы ста­ ли выходить из боя. Наши летчики, действуя парами, на­ стигали разрозненных одиноч­ ных фашистов и в упор расст­ реливали их. Противник настолько был деморализован, что смело мож­ но сказать, ни один бы не ушел живым, если бы мы про­ должали их преследование. Но горючее было на исходе, и я подал команду выходить из боя. Быстро, одна за другой, собра­ лись пары. Группа в полном составе пришла на свой аэро­ дром. Это была большая победа. 7 стервятников сбили мы, не потеряв ни одного своего са­ молета. Слетанность пар, четкое взаи­ модействие между мелкими группами - четверками, летное мастерство каждого летчика в отдельности и быстрое выиол нение команд и сигналов ве­ дущего делают всю группу неуязвимой и страшной для врага силой. Герой Советского Союза гвардии капитан И. ХОЛОДОВ. (Принято по телеграфу). Бомбардировщик готов к вылету. Ч е р е з несколько минут он понесет смертоносный г руз на врага. ЗАП И СН А Я КНИЖ КА ЛЕТЧИКА ТИХОМИРОВА ШКОЛЯ молодого ТОРПЕДОНОСЦА Обучение молодого летчика- торпедоносца, как правило, проходит непосредственно в действующей части. Для каж­ дого молодого пилота состав­ ляется определенный конкрет­ ный план. Сначала он должен отлично освоить материальную часть самолета и мотора, уст­ ройство торпеды, теорию тор- недометания. Само собой разу­ меется, что летчик должен обладать хорошей техникой пилотирования и безукоризнен­ но знать район. Молодому воздушному бойцу следует прежде всего показать все элементы ториедометания. На практике мы это делаем так: отправляем новичка на корабль - цель, откуда он на­ блюдает все действия обучаю­ щего опытного торпедоносца, производящего атаку на ко­ рабль. Наблюдение лучше все­ го вести непосредственно с цели, на которую производится учебная атака. Командир по­ казывает летчику подход к це­ ли, необходимый маневр, вы­ бор должной высоты и захода на цель, определение дистан­ ции торпедирования. Следует обращать внимание обучаемого на наиболее характерные и чаще всего допускаемые моло­ дыми торпедоносцами ошибки с тем, чтобы, наблюдая их со стороны, молодой летчик избе­ гал аналогичных ошибок в са­ мостоятельном полете. Все то, что пилот впервые наблюдал с корабля-цели, ему затем непременно следует «про­ чувствовать» на борту торпе­ доносца. Летя в качестве пас­ сажира, он присматривается к действиям инструктирующего и уже легко воспринимает все элементы полета и торпедиро­ вания. Усвоив, таким образом, все необходимое для того, чтобы перейти к самостоятельным по­ летам, молодой летчик начи­ нает тренироваться в пораже­ нии цели учебной торпедой. Командир наблюдает с земли за действиями своего воспи­ танника, следит за тем, чтобы им были выдержаны положен­ ная высота, дистанция торпе- дометания и главное—курс. Многие из наших торпедо­ носцев, пройдя предваритель­ ную школу, уже стали масте­ рами своего дела. Гвардии старший лейтенант тов. Пере­ гудов имеет на своем боевом счету два потопленных тран­ спорта противника. Недавно прибывшие в часть младшие лейтенанты Евдокимов, Коза­ ков успешно заканчивают свою школу. Гвардии капитан К. ЯКОВЛЕВ. Из маленькой записной Книжки старшего лейтенанта Николая Ти ­ хомирова я многое узнал об этом скромном и, на первый взгляд, незаметном человеке, нелюбящем говорить о себе. Под темными изношенными корками блокнота мелким почерком записана вся многолетняя боев ая деятельность летчика-бомбардировщика. I Когда мы начинаем читать эти записи, в памяти встают события: Финская война... Первые н е за ­ бываемые полеты над Б отнич е­ ским заливом, неоднократная бом­ бежк а порта Або, пятнадцатими­ нутный бой с шестью фин ски ­ ми самолетами, „жуткая" посадка израненной „катюши", к р ем л е в ­ ские стены, первый боевой орден. Вспоминается Балтика—суровая и морозная, заснеженный аэро ­ дром, боевые друзья... коротенькое слово, написанное здесь против каждого числа, восстанавливает в памяти целые события. И лицо летчика от этого становится вдруг устремленным, сосредоточенным... Тихомиров начал воевать па третий день войны. 24 июня в составе группы скоростных б ом ­ бардировщиков он вылетел на бомбежку вражеского десанта, пытавшегося высадиться на нашем побережьи. Удар был нанесен т о ч ­ но и неожиданно. Неско л ьк о со­ тен фрицев затонули в море, не- дойдя до советских берегов. Коротки, но многозначительны записи Тихомирова о его боевых вылетах на Эзеле. В трудных у с л о ­ виях осажденного острова он почти ежедневно водил свое з в е ­ но в море, бомбил корабли п р о ­ тивника, наносил удары по н епри я­ тельским причалам и портам. 12 августа 1941 года на одной о с т а в ­ шейся в звене машине Тихоми­ ров поднялся в воздух. Р а зв е д ­ ка донесла, что в море обн ар у­ жен крупный караван противника, насчитывающий более 50 судов. Один краснозвездный бомбарди­ ровщик в сопровождении несколь­ ких „чаек" пошел на такую а р м а ­ ду! И один одержал победу. Немецким судам были нанесены прямые попадания фугасных бомб. Тихомиров без повреждения в ер ­ нулся на свою базу. 27 августа 1941 года старший лейтенант отправился на поезде в тыл страны за новой материаль­ ной частью. Черные стаи „Юн- к е р с о в “ не раз налетали на поезд. Тихомиров пометил тогда в своей книжке: „Подождите, гады, скоро я снова д об ер усь до вас..." И он добрался. С июля 1942 го­ да Тихомиров на Севере. Нема­ ло о т р аже но ярких событий в его записной книжке за это время. Дружный экипаж бомбардировщи ­ ка наносит удар за ударом по врагу. Командира любят подчи­ ненные. Молодой, но бывалый и закаленный в боях штурман младший лейтенант Александр Ку­ дрявцев и стрелок-радист с е р ­ жант Степан Заханенко вместе со своим командиром всегда готовы к бою, к любым испытаниям. ...Группа пикирующих бомбар­ ди р овщик ов майора Цецорина, в составе которой вел свое звено Николай Тихомиров, шла далеко в море бомбить вражеский к а р а ­ ван. На подходе к цели пикиро в ­ щиков встретили более двадцати немецких истребителей. Отбивая яростные атаки „Мессершмиттов", североморцы выполнили задание. От их точного удара опустился на дно вражеский транспорт в 12.000 тонн. Сержант Заханенко в неравном бою сбил одного „Мессершмнтта“. 14 августа 1943 года в книжке Николая Семеновича записано: „Порт К. Транспорт." Когда я попросил летчика расшифровать, что это значит, Тихомиров о б р и ­ совал мне картину, как был по­ топлен его экипажем транспорт противника водоизмещением в 10.000 тонн. Недавно Николай Тихомиров получил третью правительствен­ ную награду — Орден Отечествен ­ ной войны второй степени. С т ар ­ ший лейтенант не любит говорить о себе, но он всегда после по­ летов достает из кармана кителя записную книжку, чтобы ск р ом ­ но отметить в ней свою новую победу. Н. БЛЕСК. ЭКИПАЖ Г г и Так в подразделении майора тов. Каличева называют эки­ паж младших лейтенантов Гар­ бузова и Герасимова. И летчик Гарбузов и воздушный стрелок Герасимов прибыли в часть совсем недавно, но об их эки­ паже идет в подразделении хорошая молва. Выло время, когда молодые летчики «обижались», что их не посылают в бой, что им почему-то «не доверяют»,.. И, затаив эту «обиду» в себе, Гарбузов и Герасимов с нетер­ пением ждали того счастливого дня, когда майор скажет: «Ну, товарищи, сегодня вы поле­ тите». И желанный день пришел. Майор Каличев, подойдя к друзьям, сказал то, о чем они мечтали. С радостью принялся экипаж готовиться в полет. Гарбузов не отходил от маши­ ны: п р о в е р я л мотор, несколько раз перекладывал карту в планшете, убеждаясь, хорошо ли он зиает район. Кропотливо готовился к перво­ му боевому заданию и стрелок Герасимов. Он внимательно про­ верял свое оружие и боезапас. Самолет уходит со старта. Задание было важное и труд­ ное. Штурмовики должны были нанести удар по аэродрому про­ тивника. На цель вышли в назначен­ ное время. Вслед за Каличевым пикировал Гарбузов. Бомбы точно накрыли цель. Фашист­ ские самолеты обломками взметнулись к небу. ІІа втором заходе Гарбузов и Герасимов, прижав свою ма­ шину к земле, обстреляли из пушек немецкие самолеты. Задание выполнено. Молодой экипаж выдержал боевое кре­ щение. С тех пор экипаж вместе с другими летчиками постоянно ходят на задания. Недавно Гарбузов вместе с группой штурмовиков вылетал далеко в море топить вражеские суда. Бомбы точно легли в цель. Вместе с боевыми товарищами Гарбузов потопил крупный транспорт противника. Гераси­ мов мужественно оборонял свою машину от атак неприятельских истребителей. Летчики и техники нашей части по праву гордятся своим молодым экипажем, ставшим грозой для ненавистного врага. А. СНЕЖКОВ. К чему привела халатность техника С тяжелым ревом штурмовики поднимались с аэродрома и захо­ дили на круг, чтобы затем со­ браться вместе и лечь на боевой курс. Техники и механики внима­ тельно следили за своими м аши ­ нами и напряженно вслушивались в рокот знакомых моторов. Было все в порядке. Но вот, пролетев полкруга, мотор одного из само ­ летов стал „чихать". В конце к р у ­ га самолет с .чихающим* мото­ ром отделился от группы и, выпу­ стив шасси, пошел на посадку. Это была машина из звена тех­ ника-лейтенанта Островенко. В чем причина? Почему само­ лет возвр ащается с боевого задания? Ведь только вчер а п р о ­ водился осмотр мотора этого само ­ лета, после которого были з ам е ­ нены прокладки под главным ж и к ­ лером. Вчера, да и сегодня перед вылетом, мотор работал нормально. А при взлете мотор два раза об­ резал и, несмотря на это, летчик взлет не прекратил. С этого и началось... —Обрезает мотор, хлопки н епре­ рывные,—досадно сказал летчик, вылезая из кабины. Техник Островенко и механик Сова стали внимательно о сматри­ вать мотор. Температура воды и масла нормальная. Запустили мотор: работает также нормаль­ но. В чем же причина? Тов. О с т ­ ровенко стал проверять каждую деталь мотора. Больше всего п о ­ дозрений падало на карбюратор, и поэтому он свой осмотр начал именно с н е г о й в п ервую очередь с-жиклеров. Отвернув один, Ост­ ровенко увидел, что жиклер был забит кусочком фибровой пр о ­ кладки. Вследствие этого питание мотора было недостаточным, и он обрезал. Как же это могло случиться? При замене прокладок техник Островенко вместо того, чтобы, смазав шейку жиклера вазелином, надеть на нее фибровую проклад­ ку, а затем аккуратно зав орачи ­ вать все это в гнездо жиклера, как это положено по инструкции, опустил вначале в это гнездо прокладку, а затем сверху сгал заворачивать сам жиклер. Гнездо жиклера несколько больше в диа­ метре, чем прокладка и поэтому она при опускании легла немнож­ ко эксцентрично. Вследствие этого шейка жиклера не попала в кольцо прокладки, а придавила ее и при завинчивании срезала. С р е за н ­ ный кусочек прокладки попал в жиклер и закрыл нормальный д о ­ ступ бензина. Халатность техника Островенко привела к тому, что самолет возвратился на аэродром* не выполнив боевого задания. Этот случай еще раз убедитель­ но учит весь технический состав, что при любой обстановке все работы необходимо производить в строжайшем соответствии с и н ­ струкцией и наставлением по экс- плоатации. Пр енеб р ежение ими неминуемо приведет к отказам ма­ териальной части. Старший техник-лейтенант М. Никифоров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz