Североморский лётчик. 1943, сентябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 12 сентября 1943 г., № 5 Действия истребителей большими группами Из всех видов воздушных боев самым сложным является бой, когда с обеих сторон дей ствуют большие группы истре бителей. Мне приходилось во дить группы но 12—16 само летов, сталкиваться и держать бой с еще большим числом вражеских истребителей. На примере одного боя по кажу, как мы действуем в со ставе большой группы. 14 истребителей сопровож дали примерно такую же груп пу бомбардировщиков. Восьмер ка истребителей составляла группу непосредственного при крытия и следовала сзади бом бардировщиков. Ос т а л ь н ы е шевть самолетов — ударная группа—шли несколько в сто роне и выше на 500—600 метров. Я вел всю группу ист ребителей, но находился во- главе шестерки. При подходе к цели шестер ка встретила 12 немецких ист ребителей. Приказываю по ра дио ведущему восьмерки про должать сопровождение бом бардировщиков, а сам со своей шестеркой сковываю атакую щего врага. Пары Шульженко — Вишня ков, Парам — Летень и мы с Ковалевым взяли стервятников в тесное кольцо и, атакуя, стали оттягивать их на свою территорию. Тем временем на ши бомбардировщики в сопро вождении восьми истребителей подошли к цели, отбомбились и легли на обратный курс. Отдаю приказание но радио: —первой четверке сопровож дать бомбардировщиков, второй четверке итти к нам на но мощь. Через две - три минуты четверка «ястребков» подкоман дой гвардии старшего лейте нанта Прокопенко присоедини лась к нашей группе. Теперь нас 10 —немцев 12. По коли честву самолетов силы почти уравновесились, но враг уже был достаточно измотан, строй его был разбит, и мы реши тельной атакой повели бой на истребление. Прокопенко набрал высоту и с хода срубил одного «Мес сера». Задымил и отвесно по шел к земле другой «Мессер- шмитт», сбитый ведущим пары Анискиным. Почти одновремен но гвардии старший лейтенант, ныне Герой Советского Союза Парам сбил «Фокке-Вульф-190». Ошеломленные стремитель ным ударом и четким дейст вием наших групп, немцы ста ли выходить из боя. Наши летчики, действуя парами, на стигали разрозненных одиноч ных фашистов и в упор расст реливали их. Противник настолько был деморализован, что смело мож но сказать, ни один бы не ушел живым, если бы мы про должали их преследование. Но горючее было на исходе, и я подал команду выходить из боя. Быстро, одна за другой, собра лись пары. Группа в полном составе пришла на свой аэро дром. Это была большая победа. 7 стервятников сбили мы, не потеряв ни одного своего са молета. Слетанность пар, четкое взаи модействие между мелкими группами - четверками, летное мастерство каждого летчика в отдельности и быстрое выиол нение команд и сигналов ве дущего делают всю группу неуязвимой и страшной для врага силой. Герой Советского Союза гвардии капитан И. ХОЛОДОВ. (Принято по телеграфу). Бомбардировщик готов к вылету. Ч е р е з несколько минут он понесет смертоносный г руз на врага. ЗАП И СН А Я КНИЖ КА ЛЕТЧИКА ТИХОМИРОВА ШКОЛЯ молодого ТОРПЕДОНОСЦА Обучение молодого летчика- торпедоносца, как правило, проходит непосредственно в действующей части. Для каж дого молодого пилота состав ляется определенный конкрет ный план. Сначала он должен отлично освоить материальную часть самолета и мотора, уст ройство торпеды, теорию тор- недометания. Само собой разу меется, что летчик должен обладать хорошей техникой пилотирования и безукоризнен но знать район. Молодому воздушному бойцу следует прежде всего показать все элементы ториедометания. На практике мы это делаем так: отправляем новичка на корабль - цель, откуда он на блюдает все действия обучаю щего опытного торпедоносца, производящего атаку на ко рабль. Наблюдение лучше все го вести непосредственно с цели, на которую производится учебная атака. Командир по казывает летчику подход к це ли, необходимый маневр, вы бор должной высоты и захода на цель, определение дистан ции торпедирования. Следует обращать внимание обучаемого на наиболее характерные и чаще всего допускаемые моло дыми торпедоносцами ошибки с тем, чтобы, наблюдая их со стороны, молодой летчик избе гал аналогичных ошибок в са мостоятельном полете. Все то, что пилот впервые наблюдал с корабля-цели, ему затем непременно следует «про чувствовать» на борту торпе доносца. Летя в качестве пас сажира, он присматривается к действиям инструктирующего и уже легко воспринимает все элементы полета и торпедиро вания. Усвоив, таким образом, все необходимое для того, чтобы перейти к самостоятельным по летам, молодой летчик начи нает тренироваться в пораже нии цели учебной торпедой. Командир наблюдает с земли за действиями своего воспи танника, следит за тем, чтобы им были выдержаны положен ная высота, дистанция торпе- дометания и главное—курс. Многие из наших торпедо носцев, пройдя предваритель ную школу, уже стали масте рами своего дела. Гвардии старший лейтенант тов. Пере гудов имеет на своем боевом счету два потопленных тран спорта противника. Недавно прибывшие в часть младшие лейтенанты Евдокимов, Коза ков успешно заканчивают свою школу. Гвардии капитан К. ЯКОВЛЕВ. Из маленькой записной Книжки старшего лейтенанта Николая Ти хомирова я многое узнал об этом скромном и, на первый взгляд, незаметном человеке, нелюбящем говорить о себе. Под темными изношенными корками блокнота мелким почерком записана вся многолетняя боев ая деятельность летчика-бомбардировщика. I Когда мы начинаем читать эти записи, в памяти встают события: Финская война... Первые н е за бываемые полеты над Б отнич е ским заливом, неоднократная бом бежк а порта Або, пятнадцатими нутный бой с шестью фин ски ми самолетами, „жуткая" посадка израненной „катюши", к р ем л е в ские стены, первый боевой орден. Вспоминается Балтика—суровая и морозная, заснеженный аэро дром, боевые друзья... коротенькое слово, написанное здесь против каждого числа, восстанавливает в памяти целые события. И лицо летчика от этого становится вдруг устремленным, сосредоточенным... Тихомиров начал воевать па третий день войны. 24 июня в составе группы скоростных б ом бардировщиков он вылетел на бомбежку вражеского десанта, пытавшегося высадиться на нашем побережьи. Удар был нанесен т о ч но и неожиданно. Неско л ьк о со тен фрицев затонули в море, не- дойдя до советских берегов. Коротки, но многозначительны записи Тихомирова о его боевых вылетах на Эзеле. В трудных у с л о виях осажденного острова он почти ежедневно водил свое з в е но в море, бомбил корабли п р о тивника, наносил удары по н епри я тельским причалам и портам. 12 августа 1941 года на одной о с т а в шейся в звене машине Тихоми ров поднялся в воздух. Р а зв е д ка донесла, что в море обн ар у жен крупный караван противника, насчитывающий более 50 судов. Один краснозвездный бомбарди ровщик в сопровождении несколь ких „чаек" пошел на такую а р м а ду! И один одержал победу. Немецким судам были нанесены прямые попадания фугасных бомб. Тихомиров без повреждения в ер нулся на свою базу. 27 августа 1941 года старший лейтенант отправился на поезде в тыл страны за новой материаль ной частью. Черные стаи „Юн- к е р с о в “ не раз налетали на поезд. Тихомиров пометил тогда в своей книжке: „Подождите, гады, скоро я снова д об ер усь до вас..." И он добрался. С июля 1942 го да Тихомиров на Севере. Нема ло о т р аже но ярких событий в его записной книжке за это время. Дружный экипаж бомбардировщи ка наносит удар за ударом по врагу. Командира любят подчи ненные. Молодой, но бывалый и закаленный в боях штурман младший лейтенант Александр Ку дрявцев и стрелок-радист с е р жант Степан Заханенко вместе со своим командиром всегда готовы к бою, к любым испытаниям. ...Группа пикирующих бомбар ди р овщик ов майора Цецорина, в составе которой вел свое звено Николай Тихомиров, шла далеко в море бомбить вражеский к а р а ван. На подходе к цели пикиро в щиков встретили более двадцати немецких истребителей. Отбивая яростные атаки „Мессершмиттов", североморцы выполнили задание. От их точного удара опустился на дно вражеский транспорт в 12.000 тонн. Сержант Заханенко в неравном бою сбил одного „Мессершмнтта“. 14 августа 1943 года в книжке Николая Семеновича записано: „Порт К. Транспорт." Когда я попросил летчика расшифровать, что это значит, Тихомиров о б р и совал мне картину, как был по топлен его экипажем транспорт противника водоизмещением в 10.000 тонн. Недавно Николай Тихомиров получил третью правительствен ную награду — Орден Отечествен ной войны второй степени. С т ар ший лейтенант не любит говорить о себе, но он всегда после по летов достает из кармана кителя записную книжку, чтобы ск р ом но отметить в ней свою новую победу. Н. БЛЕСК. ЭКИПАЖ Г г и Так в подразделении майора тов. Каличева называют эки паж младших лейтенантов Гар бузова и Герасимова. И летчик Гарбузов и воздушный стрелок Герасимов прибыли в часть совсем недавно, но об их эки паже идет в подразделении хорошая молва. Выло время, когда молодые летчики «обижались», что их не посылают в бой, что им почему-то «не доверяют»,.. И, затаив эту «обиду» в себе, Гарбузов и Герасимов с нетер пением ждали того счастливого дня, когда майор скажет: «Ну, товарищи, сегодня вы поле тите». И желанный день пришел. Майор Каличев, подойдя к друзьям, сказал то, о чем они мечтали. С радостью принялся экипаж готовиться в полет. Гарбузов не отходил от маши ны: п р о в е р я л мотор, несколько раз перекладывал карту в планшете, убеждаясь, хорошо ли он зиает район. Кропотливо готовился к перво му боевому заданию и стрелок Герасимов. Он внимательно про верял свое оружие и боезапас. Самолет уходит со старта. Задание было важное и труд ное. Штурмовики должны были нанести удар по аэродрому про тивника. На цель вышли в назначен ное время. Вслед за Каличевым пикировал Гарбузов. Бомбы точно накрыли цель. Фашист ские самолеты обломками взметнулись к небу. ІІа втором заходе Гарбузов и Герасимов, прижав свою ма шину к земле, обстреляли из пушек немецкие самолеты. Задание выполнено. Молодой экипаж выдержал боевое кре щение. С тех пор экипаж вместе с другими летчиками постоянно ходят на задания. Недавно Гарбузов вместе с группой штурмовиков вылетал далеко в море топить вражеские суда. Бомбы точно легли в цель. Вместе с боевыми товарищами Гарбузов потопил крупный транспорт противника. Гераси мов мужественно оборонял свою машину от атак неприятельских истребителей. Летчики и техники нашей части по праву гордятся своим молодым экипажем, ставшим грозой для ненавистного врага. А. СНЕЖКОВ. К чему привела халатность техника С тяжелым ревом штурмовики поднимались с аэродрома и захо дили на круг, чтобы затем со браться вместе и лечь на боевой курс. Техники и механики внима тельно следили за своими м аши нами и напряженно вслушивались в рокот знакомых моторов. Было все в порядке. Но вот, пролетев полкруга, мотор одного из само летов стал „чихать". В конце к р у га самолет с .чихающим* мото ром отделился от группы и, выпу стив шасси, пошел на посадку. Это была машина из звена тех ника-лейтенанта Островенко. В чем причина? Почему само лет возвр ащается с боевого задания? Ведь только вчер а п р о водился осмотр мотора этого само лета, после которого были з ам е нены прокладки под главным ж и к лером. Вчера, да и сегодня перед вылетом, мотор работал нормально. А при взлете мотор два раза об резал и, несмотря на это, летчик взлет не прекратил. С этого и началось... —Обрезает мотор, хлопки н епре рывные,—досадно сказал летчик, вылезая из кабины. Техник Островенко и механик Сова стали внимательно о сматри вать мотор. Температура воды и масла нормальная. Запустили мотор: работает также нормаль но. В чем же причина? Тов. О с т ровенко стал проверять каждую деталь мотора. Больше всего п о дозрений падало на карбюратор, и поэтому он свой осмотр начал именно с н е г о й в п ервую очередь с-жиклеров. Отвернув один, Ост ровенко увидел, что жиклер был забит кусочком фибровой пр о кладки. Вследствие этого питание мотора было недостаточным, и он обрезал. Как же это могло случиться? При замене прокладок техник Островенко вместо того, чтобы, смазав шейку жиклера вазелином, надеть на нее фибровую проклад ку, а затем аккуратно зав орачи вать все это в гнездо жиклера, как это положено по инструкции, опустил вначале в это гнездо прокладку, а затем сверху сгал заворачивать сам жиклер. Гнездо жиклера несколько больше в диа метре, чем прокладка и поэтому она при опускании легла немнож ко эксцентрично. Вследствие этого шейка жиклера не попала в кольцо прокладки, а придавила ее и при завинчивании срезала. С р е за н ный кусочек прокладки попал в жиклер и закрыл нормальный д о ступ бензина. Халатность техника Островенко привела к тому, что самолет возвратился на аэродром* не выполнив боевого задания. Этот случай еще раз убедитель но учит весь технический состав, что при любой обстановке все работы необходимо производить в строжайшем соответствии с и н струкцией и наставлением по экс- плоатации. Пр енеб р ежение ими неминуемо приведет к отказам ма териальной части. Старший техник-лейтенант М. Никифоров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz