Североморский лётчик. 1943, октябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т ч и к 3 октября 194 3 г ., № 14 Авиация и подводники Подводники и ф одну, а порой и летчики Север- э две линии про­ ного флота нане- Н о н т р - П О м и р а л тиволодочного ели и продолжа- „ „ в т / п л т і р ^ « охранения. Но не ют наносить вра- J. Д Д Требует доказа­ тельств та простая истина, что когда воздушная раз­ ведка заранее сообщает подвод­ ной лодке состав конвоя, сколько транспортов и какими группами они идут, ей значительно проще осуществить по расчету выход в атаку я произвести прицельный залп. Воздушная разведка не толь­ ко помогает действиям отдель ных подводных лодок. Она дает возможность командованию производить нацеливание нахо­ дящихся на позициях подводных лодок на обнаруженный в тОм или ином районе конвой или пе­ ренацеливание лодок на более важные и значительные об'екты. Больше того, данные воздушной разведки, своевременно получен­ ные штабом, позволяют высылать из базы дополнительные силы. Для североморских подводни­ ков воздушная разведка имеет исключительно важное значение и потому, что они воюют на театре, чрезвычайно сложном для подвод­ ной войны. Разведывательная авиа­ ция должна просматривать каждый фиорд, каждый пролив, неотрывно следя за движением конвоев. В открытом море у подводной лод­ ки есть оперативный простор, у командира есть время для поиска конвоя, в условиях же нашего театра, изобилующего фиордами, воздушный разведчик — первый помощник подводникам. Улучшение воздушной разведки является одним нз непременных условий дальнейшего развертыва­ ния подводной войны на комму­ никациях противника в Баренце­ вом море. Вот почему перед каж­ дым летчиком - разведчиком, дей­ ствующим в интересах всего фло­ та, стоит задача повышать куль­ туру наблюдения. В самом деле, какой толк в разведчике, кото­ рый не может определить курс кораблей и их классы, в развед­ чике, который, к примеру, спосо­ бен принять дымящий буксир за транспорт, или мотобот за боевой корабль? Таких случаев у нас немного, но они должны быть со ­ вершенно исключены. Другой вопрос, который еле дует поставить во всю ширь и перед подводниками и перед лет чиками, касается тактического взаимодействия подводных лодок и авиации для нанесения совме­ стных ударов по конвоям против­ ника. Четко отработав подобное взаимодействие, мы сумеем еще более повысить эффективность наших ударов на вражеских ком­ муникациях и уничтожать не толь ко отдельные транспорты в соста ве конвоя, но и весь конвой в целом. Авиация штурмовыми и бомбо выми действиями связывает ко­ рабли охранения, отвлекает их внимание и оружие от воды, не дает возможности использовать глубинные бомбы, направленные против подводных лодок. И наоборот, сосредоточенный на противодействии подводным лод­ кам противник неминуемо ослаб­ ляет свое противодействие авиа­ ции. В том и в другом случае одновременный удар полностью себя оправдывает. Надо учесть, что и в тех слу­ чаях, когда удары осуществляют­ ся не одновременно, а последо­ вательно, с каким-то временным промежутком, конвой, атако­ ванный подводными лодками и понесший от них ущерб, неизбеж­ но оказывает авиации меньшее противодействие. В свою очередь после удара с воздуха значитель­ но облегчаются и действия под­ водных лодок. Разумеется, сказанное мною не исчерпывает всего круга вопро­ сов, связанных с общей боевой работой летчиков и подводников. Эти вопросы должны быть не только в центре внимания наших штабов, они должны глубоко инте­ ресовать каждого офицера в не зависимости от того, воюет ли он в небе илн в морских глубинах. В четком взаимодействии наших подводных и воздушных сил— залог новых успехов в борьбе с фашистами на Баренцовом море, з гу значительный ущерб. Тоннаж потопленных фа­ шистских транспортов и кораблей непрерывно растет. Однако, чем сильнее мы бьем врага, тем яростнее он сопротивляется, пы­ таясь увеличением противолодоч­ ной и противовоздушной охраны и перестройкой ее системы по- возможности обезопасить комму­ никации и сократить потери своих конвоев. Наши отважные летчики и подводники, умением и геройст­ вом преодолевая трудности, про­ должают добиваться все новых и новых побед. Но мы знаем также, что победы эти окажутся еще значительнее и эффективнее, ког­ да каждый командир воздушного или подводного корабля будет отдавать себе полный отчет в поль­ зе той взаимопомощи, которую они могут и должны повседневно оказывать друг другу. Опыт подводной войны на Се­ вере свидетельствует о том, что летчики-североморцы не раз бле­ стяще выполняли задачи по раз­ ведке, имевшей огромное значе­ ние для подводников. Нельзя не вспомнить, например, гвардии капитана Гарбуза, который, не­ смотря на исключительно неблаго­ приятные метеорологические усло­ вия, сумел своевременно обнару­ жить немецкую эскадру во главе с линкором .Адмирал фон-Тир- пиц“, вышедшую наперехват кон­ воя наших союзников. Правда, обстоятельства сложились так, что Герой Советского Союза т. Лу­ нин, занимая позицию на генераль­ ном курсе эскадры, обнаружил корабли почти одновременно с Гарбузом, но не будь этого счастливого совпадения, находил­ ся бы Лунин в стороне от курса эскадры, донесение Гарбуза не­ сомненно сыграло бы решающую роль в торпедной атаке Лунина, которая сорвала крупную морскую операцию противника. Воздушная разведка неоднократ­ но помогала нашим подводникам Видяеву, Старикову и другим безошибочно наносить врагу ра­ зящие удары. Но нельзя сказать, что все летчики, вылетающие на разведку, умело выполняют по­ ставленные перед ними задачи. Недавно воздушный разведчик, обнаружив конвой противника, счел возможным ограничиться с о ­ общением о местонахождении конвоя. Разведчик умудрился не указать даже курс кораблей—идут ли они на запад или на восток. Я уже не говорю о том, что в донесении разведчика отсутство­ вали данные о составе конвоя количестве транспортов и кораб­ лей охранения, их походном орде­ ре и т. д. Переданные им сведе­ ния не представляли какой-либо ценности ни для авиации, ни для подводных лодок, ибо командова­ ние не могло поставить боевой задачи, пока другой разведчик не определил состав и элементы дви­ жения того же конвоя. Противник, подвергаясь непре­ рывным ударам наших военно- морских и воздушных сил, по­ стоянно меняет систему прохож­ дения своих конвоев. Если в на­ чале войны транспорты против­ ника проходили в сопровождении двух - трех сторожевиков, то в настоящее время любая, даже самая незначительная группа тран­ спортов охраняется десятками бое­ вых кораблей и прикрывается с воздуха десятками самолетов, при­ чем походный ордер конвоя про­ тивник стремится варинровать изменением курсовых углов и расстояний до охраняемых об‘ек- тов, чтобы затруднить действия подводных лодок: если корабли охранения обнаружат подводную лодку, они могут оказаться в со­ стоянии сорвать ей атаку. Про­ тивник рассчитывает и на то, что само наличие далеко выдвинутых во фланг конвою кораблей охра­ нения скует действия подводной лодки даже в тех случаях, когда она окажется незамеченной этими кораблями. Командиры наших подводных кораблей настолько опытны, что от случая к случаю преодолевают подобные трудности, форсируя Балтийцы делятся боевым опытом Некоторые советы летнику-истребителю Летчик - истребитель имеет в своих руках машину, которая в отно­ шении скорости, манев­ ренности, потолка, мощ­ ности оружия и пило­ тажных свойств прево­ сходит все другие типы самолетов. Эти преиму­ щества летчик-истреби­ тель может полностью использовать только при условии, если он в с о ­ вершенстве владеет сво­ им самолетом и оружи­ ем. Девять десятых всех неудач молодых истре­ бителей об'ясняются тем, что они не свыклись со своей машиной, чувст­ вуют себя связанными в движениях. Вот почему еще на земле, в учеб­ ных воздушных боях, летчик должен отрабо­ тать все движения и эволюции, которые мо­ гут применяться в бою с настоящим противни­ ком. Летчик должен напа- мять знать расположе­ ние всех приборов и рычагов в кабине, до­ биваясь автоматизма в своих движениях. Самолет и летчик должны из себя пред­ ставлять единое целое. Кроме того, высокое мастерство пилотажа, стрельбы, осмотритель­ ности летчика-истребителя долж­ ны сочетаться с личной железной дисциплиной, трезвым расчетом, решительностью, способностью к быстрым решениям моральной и физической стойкостью и непре­ клонной волей к победе. В подтверждение этого я опишу только один воздушный бой. Это было в 1942 году. В паре с Пет­ ром Чепелкиным на самолете „Яковлев-1“ мы вылетели по тре­ воге на отражение самолетов про­ тивника, пытавшихся штурмовать ледяную автотрассу через Ладож­ ское озеро, — единственную в то время магистраль, которая питала всем необходимым город Ленина. При подходе к озеру мы еще издали заметили серию зенитных разрывов, что говорило о наличии в данном районе самолетов про­ тивника. Пролетая на высоте 1.500 метров над трассой, по которой шли сотни автомашин, мы заме­ тили внизу звено „И-16“, идущих нам навстречу и примерно на нашей же высоте преследующих их двух ,Ме-109“. Видя угрожаемое положение для „И-Іб*, мы немедленно пошли им на выручку. Выбрав момент, когда один из „Ме-109* пытался атаковать и находился уже ниже нас, мы ринулись на него. Заме­ тив свое невыгодное положение, „Ме-109“ хотел горкой уйти от нас, но, имея запас высоты, а сле­ довательно и скорости, мы его легко догнали и, сблизившись на дистанцию 25—75 метров, одно­ временной атакой с двух сторон сбили его с первой очереди. Вто­ рой, не желая разделить участь первого, поспешно удалился на свой аэродром за помощью. Пробарражировав 15 минут, мы Герой Советского Союза гвардии капитан С. ЛЬВОВ. обнаружили, ч т о со стороны противника из облачности выныр­ нули четыре „Ме-109“ и игриво направились в нашу сторону. Нам стало ясно, что это летят четыре опытных немецких летчика, выз­ ванных по радио и желающих отомстить за своего сбитого друга. Придерживаясь основного пра­ вила в истребительной авиации, что сколько бы самолетов про­ тивника ни было, иди в наступ­ ление, и, имея над собой крышу облаков, мы охотно вступили с ними в бой на виражах. Предпо­ ложения наши подтвердились. Это действительно были опытные и нахальные летчики, и бой сразу принял активный характер. При­ летевшая четверка „Ме-109" раз­ делилась на две пары, которые стали в виражи—одна в правый, другая в левый так, что нам нуж­ но было принимать и лобовую ата­ ку и не допускать противника к себе в хвост. Первые десять ми­ нут воздушного боя не принесли никому успеха, несмотря на то, что боекомплект расходовался как с нашей, так и с их стороны. На 1о-й минуте боя одному из , Me-109“ удалось зайти в хвост моему ведомому, но тот, оценив положение, энергично свалил са­ молет в штопор и вышел из-под атаки, причем по выводе у него вывалилась одна из „ног" шасси самолета. Но Чепелкин горкой снова пристроился ко мне. Немцы, видя самолет с выпущенной „но­ гой0, стали больше гоняться за ним, как за менее маневренным. Отражая атаки, мне удалось под­ бить одного из „Ме-109“, который вынужден был выйти из боя. Не­ много стало легче, но тут сказа­ лось нерациональное расходова­ ние боекомплекта. Кон­ чался боезапас, а бой шел с той же силой. Уходить нельзя, и мы продолжали бой без бое­ комплекта, имитируя ата­ ки, беря противника на измор; если можно так вы­ разиться, поражая врага физической и моральной стойкостью. И действи­ тельно, видя безуспеш­ ность своих атак и, по всей вероятности, также израсходовав боезапас, противник, имея количе­ ственное превосходство в силах, на 36-й минуте, не причинив нам никакого вреда, вышел из боя, имея подбитым один са­ молет. Проанализировав толь­ ко эти два эпизода, уже можно сделать следую­ щие выводы: 1) Внезапная атака яв­ ляется наиболее эффек­ тивным средством дости­ жения успеха в бою, т. к. застигает противника неподготовленным к обо­ роне и тем самым демо­ рализует его, при этом надо всегда помнить, что внезапность должна быть использована для сбли­ жения с противником н а п р е д е л ь н о близкие дистанции, обеспечивающие уничтожение противника наверняка. 2) Превосходство в высоте оз­ начает выигрыш в скорости и дает истребителю ряд выгод, преж­ де всего инициативу в выборе направления и момента начала атаки. Высота — вот первое условие победы над врагом. Хозяин вы­ соты — хозяин боя. Превышение над противником позволяет победить его даже в тех случаях, когда численное пре­ восходство и преимущества в ка­ честве материальной части на стороне противника. 3) Строжайшая дисциплина в полете, почти автоматическое вос­ приятие замыслов своего коман­ дира всегда обеспечивают успех паре в воздушном бою. 4) Лучшей защитой от атак противника является нападение на противника, успех же в бою в наибольшей мере обеспечивает отличное взаимодействие отдель­ ных самолетов, пар и групп. Сущность взаимодействия в бою заключается во взаимной поддерж­ ке, прикрытии и выручке товари­ щей: один атакует, другие обяза­ тельно прикрывают. 5) Каждая атака должна прово­ диться с предельно близких дис­ танций; огонь нужно вести только прицельный. Стрельба с длинных дистанций большими очередями без точного прицеливания, а также стрельба на-глазок и по трассе только преждевременно обезоруживает летчика и упускает против­ ника. Герой Советского Союза гвардии капитан С. ЛЬВОВ. На техническом разборе В светлой землянке собра­ лись все техники, механики, вооружении, прибористы и электрики. Здесь заведено, что в начале разбора докладывают техники звеньев о работе за прошедший день. Из звена техник-лейтенанта т. Соловьева одна машина ле­ тала на боевое задание. В своем выступлении т. Соловьев под­ робно остановился на ана­ лизе предполетного осмотра, конкретно характеризуя работу механиков своего звена. — Умело и быстро подгото-І вил машину механик т. Щер-| бина, —говорит т. Соловьев.— Он правильно организовал пред­ полетную подготовку и осмотр материальной части. Щербина расставил свои силы так, что в звене его самолет был пер­ вый готов к вылету. 0 работе технического соста­ ва другого звена доложил тов. Кочкин. Его машина тоже ле­ тала на боевое задание. Коч- кин поделился опытом со свои­ ми товарищами. На техническом разборе при­ сутствовал инженер - капитан т. Работяга. Он указал на не­ достатки отдельных товарищей в подготовке матчасти. Инже- нер-капнтан заострил внима­ ние технического состава на особенностях работы в зимних условиях. Технический разбор прошел хорошо и организованно. Он обобщил работу прошедшего дня, помог техникам еще луч­ ше готовить машины к бою. Старший тѳхник -лейтѳнант Ю. УСАЧЕВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz