Североморский лётчик. 1943, октябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т ч и к 3 октября 194 3 г ., № 14 Авиация и подводники Подводники и ф одну, а порой и летчики Север- э две линии про ного флота нане- Н о н т р - П О м и р а л тиволодочного ели и продолжа- „ „ в т / п л т і р ^ « охранения. Но не ют наносить вра- J. Д Д Требует доказа тельств та простая истина, что когда воздушная раз ведка заранее сообщает подвод ной лодке состав конвоя, сколько транспортов и какими группами они идут, ей значительно проще осуществить по расчету выход в атаку я произвести прицельный залп. Воздушная разведка не толь ко помогает действиям отдель ных подводных лодок. Она дает возможность командованию производить нацеливание нахо дящихся на позициях подводных лодок на обнаруженный в тОм или ином районе конвой или пе ренацеливание лодок на более важные и значительные об'екты. Больше того, данные воздушной разведки, своевременно получен ные штабом, позволяют высылать из базы дополнительные силы. Для североморских подводни ков воздушная разведка имеет исключительно важное значение и потому, что они воюют на театре, чрезвычайно сложном для подвод ной войны. Разведывательная авиа ция должна просматривать каждый фиорд, каждый пролив, неотрывно следя за движением конвоев. В открытом море у подводной лод ки есть оперативный простор, у командира есть время для поиска конвоя, в условиях же нашего театра, изобилующего фиордами, воздушный разведчик — первый помощник подводникам. Улучшение воздушной разведки является одним нз непременных условий дальнейшего развертыва ния подводной войны на комму никациях противника в Баренце вом море. Вот почему перед каж дым летчиком - разведчиком, дей ствующим в интересах всего фло та, стоит задача повышать куль туру наблюдения. В самом деле, какой толк в разведчике, кото рый не может определить курс кораблей и их классы, в развед чике, который, к примеру, спосо бен принять дымящий буксир за транспорт, или мотобот за боевой корабль? Таких случаев у нас немного, но они должны быть со вершенно исключены. Другой вопрос, который еле дует поставить во всю ширь и перед подводниками и перед лет чиками, касается тактического взаимодействия подводных лодок и авиации для нанесения совме стных ударов по конвоям против ника. Четко отработав подобное взаимодействие, мы сумеем еще более повысить эффективность наших ударов на вражеских ком муникациях и уничтожать не толь ко отдельные транспорты в соста ве конвоя, но и весь конвой в целом. Авиация штурмовыми и бомбо выми действиями связывает ко рабли охранения, отвлекает их внимание и оружие от воды, не дает возможности использовать глубинные бомбы, направленные против подводных лодок. И наоборот, сосредоточенный на противодействии подводным лод кам противник неминуемо ослаб ляет свое противодействие авиа ции. В том и в другом случае одновременный удар полностью себя оправдывает. Надо учесть, что и в тех слу чаях, когда удары осуществляют ся не одновременно, а последо вательно, с каким-то временным промежутком, конвой, атако ванный подводными лодками и понесший от них ущерб, неизбеж но оказывает авиации меньшее противодействие. В свою очередь после удара с воздуха значитель но облегчаются и действия под водных лодок. Разумеется, сказанное мною не исчерпывает всего круга вопро сов, связанных с общей боевой работой летчиков и подводников. Эти вопросы должны быть не только в центре внимания наших штабов, они должны глубоко инте ресовать каждого офицера в не зависимости от того, воюет ли он в небе илн в морских глубинах. В четком взаимодействии наших подводных и воздушных сил— залог новых успехов в борьбе с фашистами на Баренцовом море, з гу значительный ущерб. Тоннаж потопленных фа шистских транспортов и кораблей непрерывно растет. Однако, чем сильнее мы бьем врага, тем яростнее он сопротивляется, пы таясь увеличением противолодоч ной и противовоздушной охраны и перестройкой ее системы по- возможности обезопасить комму никации и сократить потери своих конвоев. Наши отважные летчики и подводники, умением и геройст вом преодолевая трудности, про должают добиваться все новых и новых побед. Но мы знаем также, что победы эти окажутся еще значительнее и эффективнее, ког да каждый командир воздушного или подводного корабля будет отдавать себе полный отчет в поль зе той взаимопомощи, которую они могут и должны повседневно оказывать друг другу. Опыт подводной войны на Се вере свидетельствует о том, что летчики-североморцы не раз бле стяще выполняли задачи по раз ведке, имевшей огромное значе ние для подводников. Нельзя не вспомнить, например, гвардии капитана Гарбуза, который, не смотря на исключительно неблаго приятные метеорологические усло вия, сумел своевременно обнару жить немецкую эскадру во главе с линкором .Адмирал фон-Тир- пиц“, вышедшую наперехват кон воя наших союзников. Правда, обстоятельства сложились так, что Герой Советского Союза т. Лу нин, занимая позицию на генераль ном курсе эскадры, обнаружил корабли почти одновременно с Гарбузом, но не будь этого счастливого совпадения, находил ся бы Лунин в стороне от курса эскадры, донесение Гарбуза не сомненно сыграло бы решающую роль в торпедной атаке Лунина, которая сорвала крупную морскую операцию противника. Воздушная разведка неоднократ но помогала нашим подводникам Видяеву, Старикову и другим безошибочно наносить врагу ра зящие удары. Но нельзя сказать, что все летчики, вылетающие на разведку, умело выполняют по ставленные перед ними задачи. Недавно воздушный разведчик, обнаружив конвой противника, счел возможным ограничиться с о общением о местонахождении конвоя. Разведчик умудрился не указать даже курс кораблей—идут ли они на запад или на восток. Я уже не говорю о том, что в донесении разведчика отсутство вали данные о составе конвоя количестве транспортов и кораб лей охранения, их походном орде ре и т. д. Переданные им сведе ния не представляли какой-либо ценности ни для авиации, ни для подводных лодок, ибо командова ние не могло поставить боевой задачи, пока другой разведчик не определил состав и элементы дви жения того же конвоя. Противник, подвергаясь непре рывным ударам наших военно- морских и воздушных сил, по стоянно меняет систему прохож дения своих конвоев. Если в на чале войны транспорты против ника проходили в сопровождении двух - трех сторожевиков, то в настоящее время любая, даже самая незначительная группа тран спортов охраняется десятками бое вых кораблей и прикрывается с воздуха десятками самолетов, при чем походный ордер конвоя про тивник стремится варинровать изменением курсовых углов и расстояний до охраняемых об‘ек- тов, чтобы затруднить действия подводных лодок: если корабли охранения обнаружат подводную лодку, они могут оказаться в со стоянии сорвать ей атаку. Про тивник рассчитывает и на то, что само наличие далеко выдвинутых во фланг конвою кораблей охра нения скует действия подводной лодки даже в тех случаях, когда она окажется незамеченной этими кораблями. Командиры наших подводных кораблей настолько опытны, что от случая к случаю преодолевают подобные трудности, форсируя Балтийцы делятся боевым опытом Некоторые советы летнику-истребителю Летчик - истребитель имеет в своих руках машину, которая в отно шении скорости, манев ренности, потолка, мощ ности оружия и пило тажных свойств прево сходит все другие типы самолетов. Эти преиму щества летчик-истреби тель может полностью использовать только при условии, если он в с о вершенстве владеет сво им самолетом и оружи ем. Девять десятых всех неудач молодых истре бителей об'ясняются тем, что они не свыклись со своей машиной, чувст вуют себя связанными в движениях. Вот почему еще на земле, в учеб ных воздушных боях, летчик должен отрабо тать все движения и эволюции, которые мо гут применяться в бою с настоящим противни ком. Летчик должен напа- мять знать расположе ние всех приборов и рычагов в кабине, до биваясь автоматизма в своих движениях. Самолет и летчик должны из себя пред ставлять единое целое. Кроме того, высокое мастерство пилотажа, стрельбы, осмотритель ности летчика-истребителя долж ны сочетаться с личной железной дисциплиной, трезвым расчетом, решительностью, способностью к быстрым решениям моральной и физической стойкостью и непре клонной волей к победе. В подтверждение этого я опишу только один воздушный бой. Это было в 1942 году. В паре с Пет ром Чепелкиным на самолете „Яковлев-1“ мы вылетели по тре воге на отражение самолетов про тивника, пытавшихся штурмовать ледяную автотрассу через Ладож ское озеро, — единственную в то время магистраль, которая питала всем необходимым город Ленина. При подходе к озеру мы еще издали заметили серию зенитных разрывов, что говорило о наличии в данном районе самолетов про тивника. Пролетая на высоте 1.500 метров над трассой, по которой шли сотни автомашин, мы заме тили внизу звено „И-16“, идущих нам навстречу и примерно на нашей же высоте преследующих их двух ,Ме-109“. Видя угрожаемое положение для „И-Іб*, мы немедленно пошли им на выручку. Выбрав момент, когда один из „Ме-109* пытался атаковать и находился уже ниже нас, мы ринулись на него. Заме тив свое невыгодное положение, „Ме-109“ хотел горкой уйти от нас, но, имея запас высоты, а сле довательно и скорости, мы его легко догнали и, сблизившись на дистанцию 25—75 метров, одно временной атакой с двух сторон сбили его с первой очереди. Вто рой, не желая разделить участь первого, поспешно удалился на свой аэродром за помощью. Пробарражировав 15 минут, мы Герой Советского Союза гвардии капитан С. ЛЬВОВ. обнаружили, ч т о со стороны противника из облачности выныр нули четыре „Ме-109“ и игриво направились в нашу сторону. Нам стало ясно, что это летят четыре опытных немецких летчика, выз ванных по радио и желающих отомстить за своего сбитого друга. Придерживаясь основного пра вила в истребительной авиации, что сколько бы самолетов про тивника ни было, иди в наступ ление, и, имея над собой крышу облаков, мы охотно вступили с ними в бой на виражах. Предпо ложения наши подтвердились. Это действительно были опытные и нахальные летчики, и бой сразу принял активный характер. При летевшая четверка „Ме-109" раз делилась на две пары, которые стали в виражи—одна в правый, другая в левый так, что нам нуж но было принимать и лобовую ата ку и не допускать противника к себе в хвост. Первые десять ми нут воздушного боя не принесли никому успеха, несмотря на то, что боекомплект расходовался как с нашей, так и с их стороны. На 1о-й минуте боя одному из , Me-109“ удалось зайти в хвост моему ведомому, но тот, оценив положение, энергично свалил са молет в штопор и вышел из-под атаки, причем по выводе у него вывалилась одна из „ног" шасси самолета. Но Чепелкин горкой снова пристроился ко мне. Немцы, видя самолет с выпущенной „но гой0, стали больше гоняться за ним, как за менее маневренным. Отражая атаки, мне удалось под бить одного из „Ме-109“, который вынужден был выйти из боя. Не много стало легче, но тут сказа лось нерациональное расходова ние боекомплекта. Кон чался боезапас, а бой шел с той же силой. Уходить нельзя, и мы продолжали бой без бое комплекта, имитируя ата ки, беря противника на измор; если можно так вы разиться, поражая врага физической и моральной стойкостью. И действи тельно, видя безуспеш ность своих атак и, по всей вероятности, также израсходовав боезапас, противник, имея количе ственное превосходство в силах, на 36-й минуте, не причинив нам никакого вреда, вышел из боя, имея подбитым один са молет. Проанализировав толь ко эти два эпизода, уже можно сделать следую щие выводы: 1) Внезапная атака яв ляется наиболее эффек тивным средством дости жения успеха в бою, т. к. застигает противника неподготовленным к обо роне и тем самым демо рализует его, при этом надо всегда помнить, что внезапность должна быть использована для сбли жения с противником н а п р е д е л ь н о близкие дистанции, обеспечивающие уничтожение противника наверняка. 2) Превосходство в высоте оз начает выигрыш в скорости и дает истребителю ряд выгод, преж де всего инициативу в выборе направления и момента начала атаки. Высота — вот первое условие победы над врагом. Хозяин вы соты — хозяин боя. Превышение над противником позволяет победить его даже в тех случаях, когда численное пре восходство и преимущества в ка честве материальной части на стороне противника. 3) Строжайшая дисциплина в полете, почти автоматическое вос приятие замыслов своего коман дира всегда обеспечивают успех паре в воздушном бою. 4) Лучшей защитой от атак противника является нападение на противника, успех же в бою в наибольшей мере обеспечивает отличное взаимодействие отдель ных самолетов, пар и групп. Сущность взаимодействия в бою заключается во взаимной поддерж ке, прикрытии и выручке товари щей: один атакует, другие обяза тельно прикрывают. 5) Каждая атака должна прово диться с предельно близких дис танций; огонь нужно вести только прицельный. Стрельба с длинных дистанций большими очередями без точного прицеливания, а также стрельба на-глазок и по трассе только преждевременно обезоруживает летчика и упускает против ника. Герой Советского Союза гвардии капитан С. ЛЬВОВ. На техническом разборе В светлой землянке собра лись все техники, механики, вооружении, прибористы и электрики. Здесь заведено, что в начале разбора докладывают техники звеньев о работе за прошедший день. Из звена техник-лейтенанта т. Соловьева одна машина ле тала на боевое задание. В своем выступлении т. Соловьев под робно остановился на ана лизе предполетного осмотра, конкретно характеризуя работу механиков своего звена. — Умело и быстро подгото-І вил машину механик т. Щер-| бина, —говорит т. Соловьев.— Он правильно организовал пред полетную подготовку и осмотр материальной части. Щербина расставил свои силы так, что в звене его самолет был пер вый готов к вылету. 0 работе технического соста ва другого звена доложил тов. Кочкин. Его машина тоже ле тала на боевое задание. Коч- кин поделился опытом со свои ми товарищами. На техническом разборе при сутствовал инженер - капитан т. Работяга. Он указал на не достатки отдельных товарищей в подготовке матчасти. Инже- нер-капнтан заострил внима ние технического состава на особенностях работы в зимних условиях. Технический разбор прошел хорошо и организованно. Он обобщил работу прошедшего дня, помог техникам еще луч ше готовить машины к бою. Старший тѳхник -лейтѳнант Ю. УСАЧЕВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz