Североморский лётчик. 1943, октябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К 27 октября 1043 г,, На 23 т^яввшявштшкятшяк^шктикшшкѵжігхшвшяшшшяші^^^тяшяяшшяшявшші^швяшшшяшяыштштштшшшшшшшшвшшяшаяшяявштшвшяяшяшвяяяяшщшшяшшшшяяяшатяяшщатшшяшяяшяшшшяшшшяшшятяпшшшш пвяшшштяяншяшзяжарагтжгімш&і. .««■'чввикйго ДВА БОЯ ПАРЫ Недовольны этим боем были и ведущий лі іггеиант Тарасов и ого ведомый младший лей тенант Богданов. Но досадовал каждый по-своему. Тарасовна то, что живым «стодевятого» пришлось упустить, Богданов обижался на свои «широкие» глаза. «Не доварил»,—нисколь ко раз повторял он себе, и, как обычно в таких случаях бывает, крепко ругал и свой ум аа то, что но смог быстро оценить обстановку, и свою руку, по инстинкту перевед шую ручку вниз. Тарасов на земле вспылил вначале немного, а потом ти хо и внушительно проговорил: «Ничего, привыкнешь. Глав ное — не отчаивайся. Всякое бывает, тем более, в первых боях не успел нос «мессе ра» увидеть, как кажется, что готов сбить уже. Так ведь?». — Так, конечно, товарищ лейтенант. Что ж поделаешь, глаіза «широкими» делаются,— отвечал Богданов. — «Сузятся», — усмехаясь, сказал Тарасов. — Проведешь несколько боев, и по-другому все представлять будешь. В первые бои у меня тоже та кое состояние было*. Теперь не то. Вот веду огонь по немцу, сам оглядываюсь, как бы в хвост другой не зашел. Если вижу заходит, то не сразу рву машину. Чувствую так-то — можно еще этого сбить или нет. Со временем у летчика расчет па все вырабатывает ся. Он в бою ѵ каждую секунду не только считает, но и чувствует. Для те бя, для- ведомого, пока основ ное — смотреть за мной. Это всегда и силы тебе придаст и направление в действиях ука жет. Л в бою последнем уви дел ты «мессеров», а на меня ■и глаз нехватпло. Да, именно так и случилось в том бою. Когда младший лейтенант Богданов увидел у в хвостѳ острый вое «Ме-109», когща на мгновение в глазах мелькнули желтые консоли его, и несколько пуч ков огня пролетело мимо, ому показалось, что он уже сбит, и поэтому, втянув голову в плечи, рванулся вниз. Тарасов — бывалый летчик. Он знает, что главное в бою— высота. Будешь иметь преиму щество в ней, значит и в ско рости преимущество будет за тобой, и победа обеспечена. Ііак только Тарасов заметил врага, он сразу жо полео вверх и с высоты вступил с ним в воздушный поединок. Он сра жался один против четырех «мессеров». Богданов жо в это время беспомощно «бол тался» внизу Отбиваясь от атак, Тарасов резкими горками восстанавли вал высоту и сам нападал. Так продолжалось несколько минут. Одному Тарасову куда труднее было сражаться. Надо и огонь вести точный, и за ок ружающим воздухом следить, и поэтому, каждый раз, когда прицелившись но «мессеру», ему вновь ігриходилось рвать машину в сторону, не израсхо довав ни одного патрона, по тому, что в хвосте сидел уже другой «Мессершмитт», он, со злостью, кусая губы, говорил: «Вот, черт, Богданов оторвал ся». В одной из атак немец зазевался и сидел в прицеле у Тарасова. Нажимая на га шетку, он мысленно представ лял уже падающего врага. Но тут произошло то, что всего обиднее действует на летчика. Пулеметы и пушки, «гаркнув», замолчали. Тарасов подумал, что это задержка. Раз, два... нажимал он на гашетку, но оружие молчало — кончились патроны. «Эх, бы, сейчас Бог данова», — проговорил Тара сов. Но ведомого не было. Безрезультатно прошел тот бой. Через несколько дней Тара сов и Богданов вновь вылете ли на боевое задание. Теперь, с самого взлета, младший лей тенант Богданов шел со своим ведущим, плотно прижавшись к нему. Ни на метр не отста вал он, когда подходили к це ли, и вдали уже были видны вражеские истребители. Но от стал о« и когда с кораблей охранения забили зеиитки. Но самое большое испытание для Богданова было впереди. Бар ражировавшие над немецким караваном «Мессершмитты» при отходе наших самолетов су мели набрать высоту, равную нашим и теперь, лезли по од ному на «Петля:ков- 2 ». Богданов заторопился. — Держись покрепче, не вол нуйся, — передал по радио Тарасов. За пикировщиками Тарасов шел строго в хвост, чуть с превышением. Немцы лезли снизу. Один «стодевятый». уже «подбирался» к бомбардиров щику. — Идем в атаку, — скоман довал Тарасов и сблизившись с врагом до 50 метров, нажал на гашетку. «Мессершмитт» свалился на крыло и, перевер нувшись два раза, полетел книзу. — Держись, Богданов, один есть, — передал опять Тара сов. В это время в эфире сквозь общий шум Тарасов услышал несколько раз повто рившиеся слова: «Прошу при крыть». Это передавал наш торпедоносец. Он шел один ниже и немного в стороне. — Идем к торпедоносцу, — осмотревшись, передал Тара сов, и сразу жѳ стал сни жаться. — «Стодевятый», —вдруг по слышался взволнованный го лос Богданова, и тут же з а говорили его пулеметы и пуш ки. Тарасов с радостью наблю дал за действиями своего ве домого. Когда «Ме-109», дымя, с резким снижением, стал ухо дить вниз, он передал Богда нову: «Хорошо, отлично, при страивайся теперь ко мне». Пикировщики шли на боль шой высоте. Их надежно при крывали наши истребители. И вдруг Тарасов заметил, как снизу, форсируя моторы, к на шему торпедоносцу, отставше му от строя, спешили два «Мессѳршмитта ». «Отс ечь!» мелькнуло в • его сознании и он 7 бросился на вражеские ист ребители. Ведущий немецкой пары сходу пытался ударить по торпедоносцу. Но Тарасов во время предупредил неприя теля. «Мессер» был вынужден принять лобовую атаку наню- го истребителя. С первой же атаки Тарасов пробил, ви димо, «Мессершмитту» водома^- слорадиатор, так как немецкий истребитель, оставляя след бело го дыма, стал уходить в сторо ну. Оставшийся «Мессершмитт» юркой пытался удрать, но, заметив четырех «Ме-109», под ходивших к месту боя, продол; жал извиваться возле нашей пары. Тарасов понял — немец хо чет отвлечь их от четверки. «Связать боем, не дать воз можности немцам пройти к торпедоносцу», — решил Та расов. А раз принято решение драться — нужна высота, и Тарасов свечой пошел вверх. Богданов не отставал от свое го ведущего. На высоте наша пара связа ла боем всех пятерых немец- кнх истребителей. И когда по дошло время, ведущий пере дал: «Выходим из боя». Тарасов и Богданов верну лись на свой аэродром парой. На этот раз ведущий не корил ведомого. Скупой на слова Та расов только сказал с доволь ной усмешкой Богданову: «Вот видишь и «сузились» глаза, все увидел как есть, и дело вышло». На личный счет пары за этот бой было записано три сбитых вражеских истребите ля. Два из них на ведущего лейтенанта Алексея Тарасова и один на его ведомого младше го лейтенанта Юрия Богданова. К . З А Р О Д О В МОЛОДЫЕ ЛЕТЧИКИ ГОТОВЯТСЯ^ И БОЯМ ОСОБЕННОСТИ ПОСАДКИ НА АЭРОДРОМЕ СО СНЕЖНЫМ ПОКРОВОМ При переходе к полетам на аародроме со снежным покро вом каждому летчику необхо дима отработка взлета и по садки, т. к. последние имеют некоторые особенности в отли чие от (посадок и взлетов на летнем аэродроме. Большую необходимость в этом испыты вают молодые, малонатрениро ванные летчики. В нашем подразделении уже имеется некоторый опыт поле тов молодых летчиков на аэ родроме со снежным покровом. Первые полеты показали, что вылетающие допускают ошиб ку на посадке <за счет высо кого выравнивания самолета. Молодой летчик, не летавший в 'зимних условиях или имею щий в этом небольшой опыт, теряет «чувство земли» и как следствие этого высоко вырав нивает машину. Белизна толь ко что выпавшего снега, как бы обманывает зрение летчи ка, ослепляет его глаза. Обучая молодой летный со став, мы постепенно прививаем ему навыки ориентировки по разбросанным на посадочной полосе веткам, посадочным знакам, следам ранее севших самолетов. Лучше всего ориен тироваться, конечно, по раз бросанным веткам, однако на до учесть, что набрасывать их следует на 100 — 200 метров впереди от «Т», а не у самого стар га, так как при посадке с промазом «Т» летчик может высоко начать выравнивание Труднее всего производить посадку в солнечную погоду При обучении необходимо при вить навыки пользования оч ками со светофильтром. На разбеге, особенно при свежевыпавшем снеге или недостаточно укатанном, Нѳ следует допускать, чтобы’ мо лодой летчик ставил самолет в горизонтальное положенно. По неопытности это может привести к капоту. Лучше производить отрыв самолета с значительно опущенным хво стом. Рулежка на двухмотор ных самолетах остается преж ней. Необходимо лишь зара нее обозначить дорожки и ру лить строго по ним. Большая ответственность при полетах па аэродроме со снеж ным покровом лежит на аэро дромной команде. Условия на шего театра характерны оби лием зарядов. Поэтому может быть такое положение, что са молеты взлетят с хорошо ука танной площадки, а садиться придется на рыхлый снег. Своевременное и быстрое при готовление посадочных полос, их укатка, разбрасывание ве ток и прочее — содействуют нормальной боевой работе. Капитан А. ТУГАНОВ. Правая рука не знает, что делает левая С КП передали приказание— подготовить в полет две ма шины. Об этом сразу же было сообщено механикам самолетов Мариѳву и Шляхину. Со свои ми мотористами механики при были к машинам и почти од новременно оба приступили к запуску моторов. Через несколько минут Шля- хин запустил оба мотора, З а пуск ему дался очень легко, без подогрева, хотя уже было 2 градуса мороза. Мариев спе шил, ему не хотелось отстать от своего товарища, но правый мотор никак не запускался. — Что за беда, — про себя думал Мариев. — Ведь вчера еще запускал с полуоборота... А мотор попрѳжнему не под чинялся воле хозяина, как бы зная, что техник волнуется. После многих попыток Мариев вскрыл капоты. Подозрение п а дало, прежде всего, на зажи гание, Ибо за все время з а пуска мотор не давал ни од ной вспышки. Вместе с инже нером, техник стал проверять проводники зажигания. Здесь- то и вскрылась причина: про водник, идущий от вибратора к магнето, пробивал на массу. Инженер спросил Мариева: «По чему не заменен проводник? Ведь указание о замене 'дано еще при осмотре самолета по плану зимней подготовки». Ма риев ничего реального на это не мог ответить. Время шло, техник-лейте нант Шляхин уже давно до ложил о готовности своей ма шины. Заменив проводник, Ма риев быстро закрыл капоты и вновь приступил к 'запуску. Появилась вспышка, но мотор только чихает, работать по-на стоящему, как прежде, не хо чет... Так прошло еще несколь ко времени. Через полчаса Ма риев снова открыл капоты. Оказалось, что заливная ма гистраль к нескольким ци линдрам была закупорена, го рючее не Іпоступало в мотор, а поскольку температура была минусовая, он не запускался от вспышек в 2—3 цилиндрах. Когда проверили план под готовки самолета к зиме, то там рукой самого же механика было намечено: «Проверить за ливную магистраль». Мариев не выполнил намеченные ра боты, ему казалось, что зима еще далеко, что до ее прихода бн успеет «кое-что» сделать. Этот случай — яркое сви детельство того, как дорого об ходятся халатность и безот ветственность механика. Старший техник-лейтенант А . Ф ЕТИ СОВ . Перед боевым вылетойі на разведку. НА СНИМКЕ: младшие лейтенанты тт. В. Самарин и П. Шейн (еправа). Фото Р. Диамент. Балтийские летчики потопили немецкий тральщик КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛ ТИЙСКИЙ ФЛОТ. (П о те л е гр аф у ). Экипаж самолета — летчик гвардии старший лей тенант Пресняков и штурман гвардии младший лейтенант Иванов, обнаружив в заливе немецкий тральщик водоизме щением в 700 тонн, преодоле ли. сильный заградительный огонь и метким ударом пото пили вражеский тральщик.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz