Североморский лётчик. 1943, октябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К 27 октября 1043 г,, На 23 т^яввшявштшкятшяк^шктикшшкѵжігхшвшяшшшяші^^^тяшяяшшяшявшші^швяшшшяшяыштштштшшшшшшшшвшшяшаяшяявштшвшяяшяшвяяяяшщшшяшшшшяяяшатяяшщатшшяшяяшяшшшяшшшяшшятяпшшшш пвяшшштяяншяшзяжарагтжгімш&і. .««■'чввикйго ДВА БОЯ ПАРЫ Недовольны этим боем были и ведущий лі іггеиант Тарасов и ого ведомый младший лей­ тенант Богданов. Но досадовал каждый по-своему. Тарасовна то, что живым «стодевятого» пришлось упустить, Богданов обижался на свои «широкие» глаза. «Не доварил»,—нисколь­ ко раз повторял он себе, и, как обычно в таких случаях бывает, крепко ругал и свой ум аа то, что но смог быстро оценить обстановку, и свою руку, по инстинкту перевед­ шую ручку вниз. Тарасов на земле вспылил вначале немного, а потом ти­ хо и внушительно проговорил: «Ничего, привыкнешь. Глав­ ное — не отчаивайся. Всякое бывает, тем более, в первых боях не успел нос «мессе­ ра» увидеть, как кажется, что готов сбить уже. Так ведь?». — Так, конечно, товарищ лейтенант. Что ж поделаешь, глаіза «широкими» делаются,— отвечал Богданов. — «Сузятся», — усмехаясь, сказал Тарасов. — Проведешь несколько боев, и по-другому все представлять будешь. В первые бои у меня тоже та­ кое состояние было*. Теперь не то. Вот веду огонь по немцу, сам оглядываюсь, как бы в хвост другой не зашел. Если вижу заходит, то не сразу рву машину. Чувствую так-то — можно еще этого сбить или нет. Со временем у летчика расчет па все вырабатывает­ ся. Он в бою ѵ каждую секунду не только считает, но и чувствует. Для те­ бя, для- ведомого, пока основ­ ное — смотреть за мной. Это всегда и силы тебе придаст и направление в действиях ука­ жет. Л в бою последнем уви­ дел ты «мессеров», а на меня ■и глаз нехватпло. Да, именно так и случилось в том бою. Когда младший лейтенант Богданов увидел у в хвостѳ острый вое «Ме-109», когща на мгновение в глазах мелькнули желтые консоли его, и несколько пуч­ ков огня пролетело мимо, ому показалось, что он уже сбит, и поэтому, втянув голову в плечи, рванулся вниз. Тарасов — бывалый летчик. Он знает, что главное в бою— высота. Будешь иметь преиму­ щество в ней, значит и в ско­ рости преимущество будет за тобой, и победа обеспечена. Ііак только Тарасов заметил врага, он сразу жо полео вверх и с высоты вступил с ним в воздушный поединок. Он сра­ жался один против четырех «мессеров». Богданов жо в это время беспомощно «бол­ тался» внизу Отбиваясь от атак, Тарасов резкими горками восстанавли­ вал высоту и сам нападал. Так продолжалось несколько минут. Одному Тарасову куда труднее было сражаться. Надо и огонь вести точный, и за ок­ ружающим воздухом следить, и поэтому, каждый раз, когда прицелившись но «мессеру», ему вновь ігриходилось рвать машину в сторону, не израсхо­ довав ни одного патрона, по­ тому, что в хвосте сидел уже другой «Мессершмитт», он, со злостью, кусая губы, говорил: «Вот, черт, Богданов оторвал­ ся». В одной из атак немец зазевался и сидел в прицеле у Тарасова. Нажимая на га­ шетку, он мысленно представ­ лял уже падающего врага. Но тут произошло то, что всего обиднее действует на летчика. Пулеметы и пушки, «гаркнув», замолчали. Тарасов подумал, что это задержка. Раз, два... нажимал он на гашетку, но оружие молчало — кончились патроны. «Эх, бы, сейчас Бог­ данова», — проговорил Тара­ сов. Но ведомого не было. Безрезультатно прошел тот бой. Через несколько дней Тара­ сов и Богданов вновь вылете­ ли на боевое задание. Теперь, с самого взлета, младший лей­ тенант Богданов шел со своим ведущим, плотно прижавшись к нему. Ни на метр не отста­ вал он, когда подходили к це­ ли, и вдали уже были видны вражеские истребители. Но от­ стал о« и когда с кораблей охранения забили зеиитки. Но самое большое испытание для Богданова было впереди. Бар­ ражировавшие над немецким караваном «Мессершмитты» при отходе наших самолетов су­ мели набрать высоту, равную нашим и теперь, лезли по од­ ному на «Петля:ков- 2 ». Богданов заторопился. — Держись покрепче, не вол­ нуйся, — передал по радио Тарасов. За пикировщиками Тарасов шел строго в хвост, чуть с превышением. Немцы лезли снизу. Один «стодевятый». уже «подбирался» к бомбардиров­ щику. — Идем в атаку, — скоман­ довал Тарасов и сблизившись с врагом до 50 метров, нажал на гашетку. «Мессершмитт» свалился на крыло и, перевер­ нувшись два раза, полетел книзу. — Держись, Богданов, один есть, — передал опять Тара­ сов. В это время в эфире сквозь общий шум Тарасов услышал несколько раз повто­ рившиеся слова: «Прошу при­ крыть». Это передавал наш торпедоносец. Он шел один ниже и немного в стороне. — Идем к торпедоносцу, — осмотревшись, передал Тара­ сов, и сразу жѳ стал сни­ жаться. — «Стодевятый», —вдруг по­ слышался взволнованный го­ лос Богданова, и тут же з а ­ говорили его пулеметы и пуш­ ки. Тарасов с радостью наблю­ дал за действиями своего ве­ домого. Когда «Ме-109», дымя, с резким снижением, стал ухо­ дить вниз, он передал Богда­ нову: «Хорошо, отлично, при­ страивайся теперь ко мне». Пикировщики шли на боль­ шой высоте. Их надежно при­ крывали наши истребители. И вдруг Тарасов заметил, как снизу, форсируя моторы, к на­ шему торпедоносцу, отставше­ му от строя, спешили два «Мессѳршмитта ». «Отс ечь!» мелькнуло в • его сознании и он 7 бросился на вражеские ист­ ребители. Ведущий немецкой пары сходу пытался ударить по торпедоносцу. Но Тарасов во время предупредил неприя­ теля. «Мессер» был вынужден принять лобовую атаку наню- го истребителя. С первой же атаки Тарасов пробил, ви­ димо, «Мессершмитту» водома^- слорадиатор, так как немецкий истребитель, оставляя след бело­ го дыма, стал уходить в сторо­ ну. Оставшийся «Мессершмитт» юркой пытался удрать, но, заметив четырех «Ме-109», под­ ходивших к месту боя, продол; жал извиваться возле нашей пары. Тарасов понял — немец хо­ чет отвлечь их от четверки. «Связать боем, не дать воз­ можности немцам пройти к торпедоносцу», — решил Та ­ расов. А раз принято решение драться — нужна высота, и Тарасов свечой пошел вверх. Богданов не отставал от свое­ го ведущего. На высоте наша пара связа­ ла боем всех пятерых немец- кнх истребителей. И когда по­ дошло время, ведущий пере­ дал: «Выходим из боя». Тарасов и Богданов верну­ лись на свой аэродром парой. На этот раз ведущий не корил ведомого. Скупой на слова Та­ расов только сказал с доволь­ ной усмешкой Богданову: «Вот видишь и «сузились» глаза, все увидел как есть, и дело вышло». На личный счет пары за этот бой было записано три сбитых вражеских истребите­ ля. Два из них на ведущего лейтенанта Алексея Тарасова и один на его ведомого младше­ го лейтенанта Юрия Богданова. К . З А Р О Д О В МОЛОДЫЕ ЛЕТЧИКИ ГОТОВЯТСЯ^ И БОЯМ ОСОБЕННОСТИ ПОСАДКИ НА АЭРОДРОМЕ СО СНЕЖНЫМ ПОКРОВОМ При переходе к полетам на аародроме со снежным покро­ вом каждому летчику необхо­ дима отработка взлета и по­ садки, т. к. последние имеют некоторые особенности в отли­ чие от (посадок и взлетов на летнем аэродроме. Большую необходимость в этом испыты­ вают молодые, малонатрениро­ ванные летчики. В нашем подразделении уже имеется некоторый опыт поле­ тов молодых летчиков на аэ­ родроме со снежным покровом. Первые полеты показали, что вылетающие допускают ошиб­ ку на посадке <за счет высо­ кого выравнивания самолета. Молодой летчик, не летавший в 'зимних условиях или имею­ щий в этом небольшой опыт, теряет «чувство земли» и как следствие этого высоко вырав­ нивает машину. Белизна толь­ ко что выпавшего снега, как бы обманывает зрение летчи­ ка, ослепляет его глаза. Обучая молодой летный со­ став, мы постепенно прививаем ему навыки ориентировки по разбросанным на посадочной полосе веткам, посадочным знакам, следам ранее севших самолетов. Лучше всего ориен­ тироваться, конечно, по раз­ бросанным веткам, однако на­ до учесть, что набрасывать их следует на 100 — 200 метров впереди от «Т», а не у самого стар га, так как при посадке с промазом «Т» летчик может высоко начать выравнивание Труднее всего производить посадку в солнечную погоду При обучении необходимо при­ вить навыки пользования оч­ ками со светофильтром. На разбеге, особенно при свежевыпавшем снеге или недостаточно укатанном, Нѳ следует допускать, чтобы’ мо­ лодой летчик ставил самолет в горизонтальное положенно. По неопытности это может привести к капоту. Лучше производить отрыв самолета с значительно опущенным хво­ стом. Рулежка на двухмотор­ ных самолетах остается преж­ ней. Необходимо лишь зара­ нее обозначить дорожки и ру­ лить строго по ним. Большая ответственность при полетах па аэродроме со снеж­ ным покровом лежит на аэро­ дромной команде. Условия на­ шего театра характерны оби­ лием зарядов. Поэтому может быть такое положение, что са­ молеты взлетят с хорошо ука­ танной площадки, а садиться придется на рыхлый снег. Своевременное и быстрое при­ готовление посадочных полос, их укатка, разбрасывание ве­ ток и прочее — содействуют нормальной боевой работе. Капитан А. ТУГАНОВ. Правая рука не знает, что делает левая С КП передали приказание— подготовить в полет две ма­ шины. Об этом сразу же было сообщено механикам самолетов Мариѳву и Шляхину. Со свои­ ми мотористами механики при­ были к машинам и почти од­ новременно оба приступили к запуску моторов. Через несколько минут Шля- хин запустил оба мотора, З а ­ пуск ему дался очень легко, без подогрева, хотя уже было 2 градуса мороза. Мариев спе­ шил, ему не хотелось отстать от своего товарища, но правый мотор никак не запускался. — Что за беда, — про себя думал Мариев. — Ведь вчера еще запускал с полуоборота... А мотор попрѳжнему не под­ чинялся воле хозяина, как бы зная, что техник волнуется. После многих попыток Мариев вскрыл капоты. Подозрение п а ­ дало, прежде всего, на зажи­ гание, Ибо за все время з а ­ пуска мотор не давал ни од ­ ной вспышки. Вместе с инже­ нером, техник стал проверять проводники зажигания. Здесь- то и вскрылась причина: про­ водник, идущий от вибратора к магнето, пробивал на массу. Инженер спросил Мариева: «По­ чему не заменен проводник? Ведь указание о замене 'дано еще при осмотре самолета по плану зимней подготовки». Ма­ риев ничего реального на это не мог ответить. Время шло, техник-лейте­ нант Шляхин уже давно до­ ложил о готовности своей ма­ шины. Заменив проводник, Ма­ риев быстро закрыл капоты и вновь приступил к 'запуску. Появилась вспышка, но мотор только чихает, работать по-на­ стоящему, как прежде, не хо­ чет... Так прошло еще несколь­ ко времени. Через полчаса Ма­ риев снова открыл капоты. Оказалось, что заливная ма­ гистраль к нескольким ци­ линдрам была закупорена, го­ рючее не Іпоступало в мотор, а поскольку температура была минусовая, он не запускался от вспышек в 2—3 цилиндрах. Когда проверили план под­ готовки самолета к зиме, то там рукой самого же механика было намечено: «Проверить за­ ливную магистраль». Мариев не выполнил намеченные ра­ боты, ему казалось, что зима еще далеко, что до ее прихода бн успеет «кое-что» сделать. Этот случай — яркое сви­ детельство того, как дорого об­ ходятся халатность и безот­ ветственность механика. Старший техник-лейтенант А . Ф ЕТИ СОВ . Перед боевым вылетойі на разведку. НА СНИМКЕ: младшие лейтенанты тт. В. Самарин и П. Шейн (еправа). Фото Р. Диамент. Балтийские летчики потопили немецкий тральщик КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛ­ ТИЙСКИЙ ФЛОТ. (П о те л е ­ гр аф у ). Экипаж самолета — летчик гвардии старший лей­ тенант Пресняков и штурман гвардии младший лейтенант Иванов, обнаружив в заливе немецкий тральщик водоизме­ щением в 700 тонн, преодоле­ ли. сильный заградительный огонь и метким ударом пото­ пили вражеский тральщик.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz