Североморский лётчик. 1943, октябрь.
СЕВЕРОМОРСКИМ ЛЁТЧИК 24 октября 1943 г., Na 22 БОЕВОЙ ОПЫТ— ФУНДАМЕНТ ПОБЕДЫ С к о н ф е ч а с т и На днях б Н-ской час-j ти состоялась конферен- |і ция летного состава. На: ней был подробно разоб-, ран вопрос о тактике ист- : ребителей противника и!; о методах боев с ними. В конце конференции выступил майор т. Семе-;1 нихин. Он поставил пе ред летчиками задачу — бить врага еще более; эффективно, улучшать боевое управление, быст- і рее реагировать на в с е | тактические приемы нем цев, настойчивее учиться науке побеждать. Ниже мы помещаем выступления некоторых участников конференции. ОНЕКОТОРЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМАХПРОТИВНИКА В ВОЗДУХЕ Майор* А . Карпухин За последнее время немцы всю тяжесть боевой работы на северном участке фронта пе реложили на своих истребите лей. Истребителей гитлеровцы ис пользуют для охраны аэродро мов, баз, караванов, для раз ведки ближних и даже даль них наших об’ектов, a is 1943 году стали применять и для бомбометания по кораблям, ба зам и аэродромам. Бомбометание истребители ведут, как правило, неточ ное. Бомбят в ' этом случае «Фокке-Вульфы 190», а груп пой боя являются «Ме-109». При использовании «Ме-110», как бомбардировщиков, немцы для прикрытия их высылают две группы одномоторных ист ребителей. Одна—прямого соп ровождения, другая — группа блокирования. Группа прямо го сопровождения следует со «стодесятыми» на одной высо те или с небольшим превыше- вием. Пикирует эта группа немного в стороне, а затем вместе с «Ме-110» уходит до мой. Группа блокирования по является над нашими об’екта- мн раньше. В ее задачу вхо дит связать боем наш воз душный патруль. В заданной зоне группа блокирования ста раемся оставаться до тех пор, пока не убедится, что удар-, ная группа ушла. Разведку противник произ водит парами на самолетах «Ме-109» и «ФВ-190». Высота полета разведчиков над ближ ними об’ектамн обычно 1.500 метров, над линией фронта и на подходах к главной базе 3.000 метров, над главной ба зой — выше. Нередко истре- • битѳли-развѳдчики берут с со бой для попутного бомбомета ния по одной—две бомбы и при удобном случае сбрасыва ют их на наши об’екты. Исходя из всего этого мож но сделать следующий вы вод: враг на нашем участке фронта от наступления в воз духе перешел в основном к обороне. Основными силами, которыми располагает герман ское авиационное командова ние на Севере являются ист ребители «Ме-109», «ФВ-190» и «Ме-110». р е нции л е т ч и к о в - и с т р е б и т е л е й Н - с к о й ------ ПРАКТИКА БОЕВ С „МЕ-109“ ~------ —- — -- . Ruua. Паши * На нашем участке фронта в воздушных боях немцами при меняются «Ме-109 г» и «Ме- 109 ф». «Ме-109 ф» имеют вооруже ние в пяти различных вариан тах, которые зависят от рас положения пушек и пулеме тов. Скорость «Ме-109 ф» у земли 510 км в час, на высоте 2.000—3.000 метров доходит до 560 км. Скоропод’змность — 5.000 метров за 5,4 мин. Пра вый вираж «Ме-109 ф» делает за 19,6 се«., левый — за 20,5 сек. За боевой разворот он на бирает высоту 700 —800 мет ров, от переворота — теряет 600 метров. «Ме-109 г» — истребитель с высотным мотором. На 7.000 месгров он имеет скорость 650 км в час, у земли 505 км в час. «Ме-109 г» на больших высотах значительно манев ренное «Ме-109 ф». Уязвимым местом одномо торных «Мессершмиттов» яв ляется вся их передняя часть. Бензобаки на «Мо-109» распо ложены сзади летчика и под сиденьем у него. Хотя они протестированы и могут за крывать до 20 .пульных про боин, но один снаряд нашей пушки разрушает протектор и поджигает бензин. Протектор зимой становится хрупким и от попадания даже пуль рас сыпается. Немецкие летчики на этих типах самолетов ведут воз душные бои из расчета эконо- номии сил и внезапности уда ра. Что это значит? Всем из вестно о больших потерях, ко торые несет -враг в своих воз душных силах на нашем фрон те. Поэтому он ■старается вся чески экономить силы, посы лая в бой не особенно боль шие группы самолетов (но 6—.10 машин) и в места, где можно обеспечить себе прево сходство. Из-за экономии сил, из-за создания превосходства в меньшем количестве, немцы каждый свой удар строят на внезапности. Каким оке образом они это делают? В первую очередь ис пользуя солнце, облачность. Причем,для создания постоян ного превосходства в высоте эшелонируют свои самолеты. «Ме-109 ф» находятся, обычно, Старший лейтенант А. Шипов на высоте до 3.000 метров, «Ме- 109 г» выше их. Как-то раз на ша четверка истребителей при сопровождении была атакована «Ме-109». Шестерка «Мессер шмиттов» подошла к нашим исключения внезапного удара. ! В воздушных боях мы долж- ; ны действовать сплоченно, па рами. На хитрость, -внезап ность немецких летчиков от вечать, тоже самое, хитростью самолетам со стороны солнца.; и в н е з а п н о с т ь ю . Добиваясь гос- Пара пошла на нас в атаку, а. 4 і «Ме-109» остались наверху. Как | видно из этого примера воп-I росам господства на высоте ! немцы придают большое зна- I чение. Иногда мы встречаемся с та ким фактом. Пара или даже один «Ме-109» нахально лезет на целую группу наших ист ребителей. Это, конечно, не из- за смелости делается, а, опять таки, для того, чтобы обеспе чить внезапность удара дру гой, не далеко находящейся, своей группе истребителей. В этом случае следует выделять из состава группы пару само летов для уничтожения атаку ющего неприятеля, остальные же должны насторожиться для подства в воздухе, нужно эше лонировать группу по высоте, всегда оставляя одну пару с превышением. Можно прямо сказать, что в бою пара, име ющая высоту, .вполне может иметь победу даже над ше стеркой. В строю мы всегда должны соблюдать строгий боевой порядок. В руководстве боем большое значение при надлежит "командиру. В этоу деле у нас еще много недо статков. Мне, кажется, что ве дущий во время бон должен быть наверху и, своевременно оценивая обстановку, командо вать всем ходом боя. В практике немцы атакуют I парами, а затем расходятся ■ веером один вверх, другой Младший лейте- ~ нант Илья Гонча ренко- м о л о д о и пилот, но первые же бои выдвинули его в число пере довых летчиков части. За четыре месяца боев т.Гон чаренко с б и л шесть вражеских самолетов. За му жество и отвагу к боях с врагами младший лейтенант Ілья Гончаренко награжден орденом красного Знамени. На летноіі кон ференции ч а с т и >і о л о д о й летчик выступил с докла дом. Подробно, на фактах из своего боевого опыта, он рассказал о боях с истреби гелям и противника на вст речных курсах, в!і- ажах и вертика лах Зарисовка Б. Крылова. вниз, па летчики должны обязательно итти за самоле том ушедшим вверх. Во время боя на виражах немецкие летчики, к щ права’ ло, стараются делать левые виражи. К ним немцев учат еще в училище, о них запи сано и в немецких уставах. Поэтому лучше противнику на вязывать правый вираж. Не сколько месяцев назад во вре мя воздушного боя мой веду- щпіі был подбит. Пулями был пробит и радиатор мотора мое го самолета. В это время в атаку на меня пошел один «Ме-109». Я стал его «зата скивать» в правый вираж. Не смотря на то, что немец ясно видел, что мой самолет под бит, т. к. от мотора шел бе лый дым, он не принял боя и ушел в сторону. На вертикали со «стодевя- тым» драться молено емзло. Наш самолет набирает высоту значительно быстрее, чем «Мессершмитт». В одном из боев, видимо думая, что мы деремся на машинах с малым вертикальным маневром, нем цы стали уходить от наших ударов горками. Но на одной из первых же горок старший лейтенант Мельдизин догнал «Ме-109» и сбил его. Потери в нашей части от истребителей противника очень незначительные. Они могли бы и совсем не быть, если бы лет чики не допускали ошибок в простых вещах. Вот, скажем, атакует противник слева, надо и отворачивать в левую сто рону. А некоторые идут впра во и подставляют себя под огонь врага. Или взять момент выхода из атаки. Почему при пикировании нб применять змейку? Ведь у «Ме-109» с этим делом туже и мы можем I многое выиграть. В силе оста- j ются и такие правила, как от тягивание врага во время воз душного боя на свою терри торию, как возвращение с бое вого задания через свои зе нитные точки. Наши самолеты ни в чем да уступают «Ме-109», больше то го, они превосходят немецкие машины. Нужно только летчи ку беречь свой самолет, уметь взять от него все, что ѳв мо жет дать. Методы прицеливания в воздушном бою Старший лейтенант А. Малиновский Стрельба летчиком должна вестись только по прицелу. Разберу методы прицелива ния при стрельбе на попут ных и на встречных курсах,а также на виражах, «навскид ку» и по трассе. На попутных курсах вести огонь лучш.ч под ракурсами одна четвертая и две четвер тых. При этом цель обязатель но пропускать черев центр прицела. Если нее этого не де лать, то траектория полета пуль и снарядов пойдет с пре вышением (до 45 см.), а это значит — попаданий не бу дет. Огонь нужно открывать с дистанции 150 метров, но ни в коем случае не раньше-, ибо противник, заметив т т с с у , мо жет свободно уйти из-под уда ра. На встречных курсах време ни для ведения прицельного огня явно недостаточно. Из вестно, что скорость сближе- ния двух истребителей очень большая и расстояние, на ко тором можно вести прицель ный огонь, покрывается, бук вально, за доли секунд. В та ком случае вести по врагу огонь удобнее всего загради тельными очередями, начиная с 600—70Q метров. При боях на виражах надо добиваться, чтобы противник «попал» в сетку прицела. Боль шую помощь в этом может оказать ведомый. У меня был такой случай. Будучи ведо мым у капитана Крылова, я, во время виража, прикрывая хвост ведущего, выпустил по «Ме-109» заградительную оче редь и этим заставил его под вернуться под огонь капитана Крылова. «Стодевятьій» сразу же был сбит. Огонь «навскидку» ведется тогда, когда истребитель про тивника быстро проскакивает мимо и времени на прицели ваний- нет. Стрельбу по трас се вести не рекомендуется. Во-первых, она обманывает, а. во-вторых, при такой стрельбе очень много тратится боеком плекта впустую. Но трасса до некоторой степени дополняет прицел. Узнать по ней есть ли попадание можно так: если после цели трасса продол жается — значит попадания нет, если не продолжается — значит пули идут в цель. Для того, чтобы метко стре лять, нужно систематически тренироваться, в хорошем со стоянии содержать прицельное приспособление. Перед выле том, каждый раз необходимо проверять не сбит ли прицел. Тактика истребителей врага при прикрытии своих караванов Основными типами самоле тов, которыми немцы прикры вают свои караваны являются «Ме-109» и «'ФВ-190». На д ал ь них коммуникациях применяет ся для прикрытия «Мессер- шмитт-110». Обычный патруль над караваном состоит из 4—6 истребителей. При засечке н а ших самолетов, идущих на к а раван, воздушное прикрытие противником усиливается и до водится до 25—30 истребите лей. Силы свои враг распреде ляет следующим образом: на высота 1.000—1.500 метров хо дят «Ме-110», выше их «Ме- 109 г», ниже «ФВ-190»,- Тактические приемы истре бителей противника при при крытии караванов не являют ся постоянными и меняются в зависимости от типа наших самолетов, идущих для нане сения удара. «Петляков-2» немцы стара ются атаковывать одиночными самолетами или парами с ра з ных направлений. Атаку про изводят нахально, стараясь прорваться сквозь огонь на ших истребителей. Атакуя с разных направлений, против ник пытается распылить нащи силы. При нападении на торпедо носцев враг свою тактику поч ти не меняет. Аналогичную тактику пыта лись применить немцы и в Старший лейтенант Е. Петренко ___ боях с нашими штурмовиками, ао не добились успеха. С одной атаки «Ильюшин-2» сбить невозможно. Разность скоростей не позволяет «Мес- сершмитту» долго сидеть в хвосте «ИЛ’а» и он быстро проскакивает мимо. Теперь противник применяет тактику оковывания наших истребите лей, прикрывающих «Ильюши ных», еще до подхода к цели, а затем' уже, перед целью, или над ней, атаковывает и самих штурмовиков. Чтобы безукоризненно при крывать сопровождаемые са молеты, нулшо исключительно точно соблюдать строй. Ни в косм случае нельзя отры ваться от тех самолетов, удар которых приказано прикрыть. Ведомый должен быть настоя щим «щитом» ведущего, давая ему постоянную ' возможность беспрепятственно атаковывать врага. Ведущему же нужно до биваться поражения немецких самолетов с первого удара. Для этого надо систематиче ски тренироваться в точной стрельбе и следить за пра вильной работой прицельных приспособлений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz