Североморский лётчик. 1943, октябрь.

СЕВЕРОМОРСКИМ ЛЁТЧИК 24 октября 1943 г., Na 22 БОЕВОЙ ОПЫТ— ФУНДАМЕНТ ПОБЕДЫ С к о н ф е ч а с т и На днях б Н-ской час-j ти состоялась конферен- |і ция летного состава. На: ней был подробно разоб-, ран вопрос о тактике ист- : ребителей противника и!; о методах боев с ними. В конце конференции выступил майор т. Семе-;1 нихин. Он поставил пе­ ред летчиками задачу — бить врага еще более; эффективно, улучшать боевое управление, быст- і рее реагировать на в с е | тактические приемы нем­ цев, настойчивее учиться науке побеждать. Ниже мы помещаем выступления некоторых участников конференции. ОНЕКОТОРЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМАХПРОТИВНИКА В ВОЗДУХЕ Майор* А . Карпухин За последнее время немцы всю тяжесть боевой работы на северном участке фронта пе­ реложили на своих истребите­ лей. Истребителей гитлеровцы ис­ пользуют для охраны аэродро­ мов, баз, караванов, для раз­ ведки ближних и даже даль­ них наших об’ектов, a is 1943 году стали применять и для бомбометания по кораблям, ба­ зам и аэродромам. Бомбометание истребители ведут, как правило, неточ­ ное. Бомбят в ' этом случае «Фокке-Вульфы 190», а груп­ пой боя являются «Ме-109». При использовании «Ме-110», как бомбардировщиков, немцы для прикрытия их высылают две группы одномоторных ист­ ребителей. Одна—прямого соп­ ровождения, другая — группа блокирования. Группа прямо­ го сопровождения следует со «стодесятыми» на одной высо­ те или с небольшим превыше- вием. Пикирует эта группа немного в стороне, а затем вместе с «Ме-110» уходит до­ мой. Группа блокирования по­ является над нашими об’екта- мн раньше. В ее задачу вхо­ дит связать боем наш воз­ душный патруль. В заданной зоне группа блокирования ста­ раемся оставаться до тех пор, пока не убедится, что удар-, ная группа ушла. Разведку противник произ­ водит парами на самолетах «Ме-109» и «ФВ-190». Высота полета разведчиков над ближ­ ними об’ектамн обычно 1.500 метров, над линией фронта и на подходах к главной базе 3.000 метров, над главной ба­ зой — выше. Нередко истре- • битѳли-развѳдчики берут с со­ бой для попутного бомбомета­ ния по одной—две бомбы и при удобном случае сбрасыва­ ют их на наши об’екты. Исходя из всего этого мож­ но сделать следующий вы­ вод: враг на нашем участке фронта от наступления в воз­ духе перешел в основном к обороне. Основными силами, которыми располагает герман­ ское авиационное командова­ ние на Севере являются ист­ ребители «Ме-109», «ФВ-190» и «Ме-110». р е нции л е т ч и к о в - и с т р е б и т е л е й Н - с к о й ------ ПРАКТИКА БОЕВ С „МЕ-109“ ~------ —- — -- . Ruua. Паши * На нашем участке фронта в воздушных боях немцами при­ меняются «Ме-109 г» и «Ме- 109 ф». «Ме-109 ф» имеют вооруже­ ние в пяти различных вариан­ тах, которые зависят от рас­ положения пушек и пулеме­ тов. Скорость «Ме-109 ф» у земли 510 км в час, на высоте 2.000—3.000 метров доходит до 560 км. Скоропод’змность — 5.000 метров за 5,4 мин. Пра­ вый вираж «Ме-109 ф» делает за 19,6 се«., левый — за 20,5 сек. За боевой разворот он на­ бирает высоту 700 —800 мет­ ров, от переворота — теряет 600 метров. «Ме-109 г» — истребитель с высотным мотором. На 7.000 месгров он имеет скорость 650 км в час, у земли 505 км в час. «Ме-109 г» на больших высотах значительно манев­ ренное «Ме-109 ф». Уязвимым местом одномо­ торных «Мессершмиттов» яв ­ ляется вся их передняя часть. Бензобаки на «Мо-109» распо­ ложены сзади летчика и под сиденьем у него. Хотя они протестированы и могут за­ крывать до 20 .пульных про­ боин, но один снаряд нашей пушки разрушает протектор и поджигает бензин. Протектор зимой становится хрупким и от попадания даже пуль рас­ сыпается. Немецкие летчики на этих типах самолетов ведут воз­ душные бои из расчета эконо- номии сил и внезапности уда­ ра. Что это значит? Всем из­ вестно о больших потерях, ко­ торые несет -враг в своих воз­ душных силах на нашем фрон­ те. Поэтому он ■старается вся­ чески экономить силы, посы­ лая в бой не особенно боль­ шие группы самолетов (но 6—.10 машин) и в места, где можно обеспечить себе прево­ сходство. Из-за экономии сил, из-за создания превосходства в меньшем количестве, немцы каждый свой удар строят на внезапности. Каким оке образом они это делают? В первую очередь ис­ пользуя солнце, облачность. Причем,для создания постоян­ ного превосходства в высоте эшелонируют свои самолеты. «Ме-109 ф» находятся, обычно, Старший лейтенант А. Шипов на высоте до 3.000 метров, «Ме- 109 г» выше их. Как-то раз на­ ша четверка истребителей при сопровождении была атакована «Ме-109». Шестерка «Мессер­ шмиттов» подошла к нашим исключения внезапного удара. ! В воздушных боях мы долж- ; ны действовать сплоченно, па ­ рами. На хитрость, -внезап­ ность немецких летчиков от­ вечать, тоже самое, хитростью самолетам со стороны солнца.; и в н е з а п н о с т ь ю . Добиваясь гос- Пара пошла на нас в атаку, а. 4 і «Ме-109» остались наверху. Как | видно из этого примера воп-I росам господства на высоте ! немцы придают большое зна- I чение. Иногда мы встречаемся с та­ ким фактом. Пара или даже один «Ме-109» нахально лезет на целую группу наших ист­ ребителей. Это, конечно, не из- за смелости делается, а, опять таки, для того, чтобы обеспе­ чить внезапность удара дру­ гой, не далеко находящейся, своей группе истребителей. В этом случае следует выделять из состава группы пару само­ летов для уничтожения атаку­ ющего неприятеля, остальные же должны насторожиться для подства в воздухе, нужно эше лонировать группу по высоте, всегда оставляя одну пару с превышением. Можно прямо сказать, что в бою пара, име­ ющая высоту, .вполне может иметь победу даже над ше­ стеркой. В строю мы всегда должны соблюдать строгий боевой порядок. В руководстве боем большое значение при­ надлежит "командиру. В этоу деле у нас еще много недо­ статков. Мне, кажется, что ве­ дущий во время бон должен быть наверху и, своевременно оценивая обстановку, командо­ вать всем ходом боя. В практике немцы атакуют I парами, а затем расходятся ■ веером один вверх, другой Младший лейте- ~ нант Илья Гонча­ ренко- м о л о д о и пилот, но первые же бои выдвинули его в число пере­ довых летчиков части. За четыре месяца боев т.Гон ­ чаренко с б и л шесть вражеских самолетов. За му­ жество и отвагу к боях с врагами младший лейтенант Ілья Гончаренко награжден орденом красного Знамени. На летноіі кон­ ференции ч а с т и >і о л о д о й летчик выступил с докла­ дом. Подробно, на фактах из своего боевого опыта, он рассказал о боях с истреби гелям и противника на вст­ речных курсах, в!і- ажах и вертика­ лах Зарисовка Б. Крылова. вниз, па летчики должны обязательно итти за самоле­ том ушедшим вверх. Во время боя на виражах немецкие летчики, к щ права’ ло, стараются делать левые виражи. К ним немцев учат еще в училище, о них запи­ сано и в немецких уставах. Поэтому лучше противнику на­ вязывать правый вираж. Не­ сколько месяцев назад во вре­ мя воздушного боя мой веду- щпіі был подбит. Пулями был пробит и радиатор мотора мое­ го самолета. В это время в атаку на меня пошел один «Ме-109». Я стал его «зата­ скивать» в правый вираж. Не­ смотря на то, что немец ясно видел, что мой самолет под­ бит, т. к. от мотора шел бе­ лый дым, он не принял боя и ушел в сторону. На вертикали со «стодевя- тым» драться молено емзло. Наш самолет набирает высоту значительно быстрее, чем «Мессершмитт». В одном из боев, видимо думая, что мы деремся на машинах с малым вертикальным маневром, нем­ цы стали уходить от наших ударов горками. Но на одной из первых же горок старший лейтенант Мельдизин догнал «Ме-109» и сбил его. Потери в нашей части от истребителей противника очень незначительные. Они могли бы и совсем не быть, если бы лет­ чики не допускали ошибок в простых вещах. Вот, скажем, атакует противник слева, надо и отворачивать в левую сто­ рону. А некоторые идут впра­ во и подставляют себя под огонь врага. Или взять момент выхода из атаки. Почему при пикировании нб применять змейку? Ведь у «Ме-109» с этим делом туже и мы можем I многое выиграть. В силе оста- j ются и такие правила, как от­ тягивание врага во время воз­ душного боя на свою терри­ торию, как возвращение с бое­ вого задания через свои зе­ нитные точки. Наши самолеты ни в чем да уступают «Ме-109», больше то­ го, они превосходят немецкие машины. Нужно только летчи­ ку беречь свой самолет, уметь взять от него все, что ѳв мо­ жет дать. Методы прицеливания в воздушном бою Старший лейтенант А. Малиновский Стрельба летчиком должна вестись только по прицелу. Разберу методы прицелива­ ния при стрельбе на попут­ ных и на встречных курсах,а также на виражах, «навскид­ ку» и по трассе. На попутных курсах вести огонь лучш.ч под ракурсами одна четвертая и две четвер­ тых. При этом цель обязатель­ но пропускать черев центр прицела. Если нее этого не де­ лать, то траектория полета пуль и снарядов пойдет с пре­ вышением (до 45 см.), а это значит — попаданий не бу­ дет. Огонь нужно открывать с дистанции 150 метров, но ни в коем случае не раньше-, ибо противник, заметив т т с с у , мо­ жет свободно уйти из-под уда­ ра. На встречных курсах време­ ни для ведения прицельного огня явно недостаточно. Из­ вестно, что скорость сближе- ния двух истребителей очень большая и расстояние, на ко­ тором можно вести прицель­ ный огонь, покрывается, бук­ вально, за доли секунд. В та­ ком случае вести по врагу огонь удобнее всего загради­ тельными очередями, начиная с 600—70Q метров. При боях на виражах надо добиваться, чтобы противник «попал» в сетку прицела. Боль­ шую помощь в этом может оказать ведомый. У меня был такой случай. Будучи ведо­ мым у капитана Крылова, я, во время виража, прикрывая хвост ведущего, выпустил по «Ме-109» заградительную оче­ редь и этим заставил его под­ вернуться под огонь капитана Крылова. «Стодевятьій» сразу же был сбит. Огонь «навскидку» ведется тогда, когда истребитель про­ тивника быстро проскакивает мимо и времени на прицели­ ваний- нет. Стрельбу по трас­ се вести не рекомендуется. Во-первых, она обманывает, а. во-вторых, при такой стрельбе очень много тратится боеком­ плекта впустую. Но трасса до некоторой степени дополняет прицел. Узнать по ней есть ли попадание можно так: если после цели трасса продол­ жается — значит попадания нет, если не продолжается — значит пули идут в цель. Для того, чтобы метко стре­ лять, нужно систематически тренироваться, в хорошем со­ стоянии содержать прицельное приспособление. Перед выле­ том, каждый раз необходимо проверять не сбит ли прицел. Тактика истребителей врага при прикрытии своих караванов Основными типами самоле­ тов, которыми немцы прикры­ вают свои караваны являются «Ме-109» и «'ФВ-190». На д ал ь ­ них коммуникациях применяет­ ся для прикрытия «Мессер- шмитт-110». Обычный патруль над караваном состоит из 4—6 истребителей. При засечке н а ­ ших самолетов, идущих на к а ­ раван, воздушное прикрытие противником усиливается и до­ водится до 25—30 истребите­ лей. Силы свои враг распреде­ ляет следующим образом: на высота 1.000—1.500 метров хо­ дят «Ме-110», выше их «Ме- 109 г», ниже «ФВ-190»,- Тактические приемы истре­ бителей противника при при­ крытии караванов не являют­ ся постоянными и меняются в зависимости от типа наших самолетов, идущих для нане­ сения удара. «Петляков-2» немцы стара­ ются атаковывать одиночными самолетами или парами с ра з­ ных направлений. Атаку про­ изводят нахально, стараясь прорваться сквозь огонь на­ ших истребителей. Атакуя с разных направлений, против­ ник пытается распылить нащи силы. При нападении на торпедо­ носцев враг свою тактику поч­ ти не меняет. Аналогичную тактику пыта­ лись применить немцы и в Старший лейтенант Е. Петренко ___ боях с нашими штурмовиками, ао не добились успеха. С одной атаки «Ильюшин-2» сбить невозможно. Разность скоростей не позволяет «Мес- сершмитту» долго сидеть в хвосте «ИЛ’а» и он быстро проскакивает мимо. Теперь противник применяет тактику оковывания наших истребите­ лей, прикрывающих «Ильюши­ ных», еще до подхода к цели, а затем' уже, перед целью, или над ней, атаковывает и самих штурмовиков. Чтобы безукоризненно при­ крывать сопровождаемые са­ молеты, нулшо исключительно точно соблюдать строй. Ни в косм случае нельзя отры­ ваться от тех самолетов, удар которых приказано прикрыть. Ведомый должен быть настоя­ щим «щитом» ведущего, давая ему постоянную ' возможность беспрепятственно атаковывать врага. Ведущему же нужно до­ биваться поражения немецких самолетов с первого удара. Для этого надо систематиче­ ски тренироваться в точной стрельбе и следить за пра­ вильной работой прицельных приспособлений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz