Североморский лётчик. 1943, октябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т ч и к 22 октября 1943 г., Nit 21 Молодые летчики готовятся к боям ДЕНЬ У ПИКИРОВЩИКОВ Вечером командир эскад­ рильи майор Зайченков зашел в землянку летчиков. В свет­ лом купе собрались все члены экипажей звена лейтенанта Амосова. Майор знакомил их с плановой таблицей полетов на завтрашний день, уточнял задание каждому летчику, штурману, стрелку-радисту. Особое внимание он уделял экипажам ведомых младших лейтенантов Миронова и Зай­ цева. — Завтра для вас большой день, — сказал майор. Если вы хорошо выполните весь комплекс задачи.то войдете в строй. Больше внимания, вы­ держки, а главное—всо делайте продуманно, — предупредил командир. Миронов и Зайцев совсем и едавно прибыли в эскад­ рилью. Несколько дней тому назад оба они были назначе­ ны в звено Амосова. Каждый из них уже самостоятельно вылетал в зону, бомбил но полигону, выполнял воздуш­ ные стрельбы. Но ии Миронов, ни Зайцев еще но имели опы­ та полета в строю, в составе звена. Эту итоговую задачу им и предстояло выполнить. Утром, как только рассвело, летчики принимали у техни­ ков машины. Ііо сигналу ин­ женера в одну минуту зара­ ботали все шесть моторов. Звено пикировщиков лейте­ нанта Амосова выруливало на старт. Майор с вышки наблю­ дал за действием экипажей и управлял машинами но радио. Равняться по Зайцеву По одному «Петляков-2» отрывались от земли. Вслед за Амосовым набирал высоту Уайцев. Он быстро пристроил­ ся к ведущему и ужо на третьем развороте шел на по­ ложенной дистанции в правом пеленге. Миронов взлетел последний. На втором кругу он настиг свою пару и стал пристраи­ ваться. Вначале Миронов на повышенной скорости подошел близко к ведущему, потом стал отставать. Было видно, что летчик действует не ре­ шительно. Командир передал пб радио: «Равняться по Зайцеву». Ми­ ронов, приняв команду с зем- ши, подошел ближе. Сейчас звено шло правильным кли­ ном. Ведомые выдерживали' дистанцию и интервал. Но на развороте самолет Миронова оказался опять несколько отор­ ванным. Видя это, ведущий уменьшил скорость и по ра­ дио указал на причину отры­ ва. Миронов пристроился и уже больше но отставал. Над полигоном После полета по маршруту Амосов повел звено на поли­ гон. За 2—3 километра от це­ ли помахиванием крыльев он дал ведомым сигнал. Это озна­ чили, что звено должно при­ нять боевой порядок для пи­ кирования группой. Миронов и Зайцев взяли приниженно в to — S5 метров и несколько увеличили дистанцию и ин­ тервал. Принижение ^то было необходимо для того, чтобы ведомым легче уловить мо­ мент выпуска решеток веду­ щим. Кроме этого, ведомые в таком случае видят отрыв бомб от ведущей машины. Когда цель находилась в 8—10 градусах от перекрестья прицела, ведущий -штурман лейтенант Лесик подал коман­ ду: «Приготовиться». В это ьремя Амосов выпустил тор- мозныо решетки. Вслед за ве­ дущим это же проделали во­ димые. За 1—2 градуса до цели СТАРШИН ЛЕЙТЕНАНТ Н. Д У Б И Н И Н штурман подал команду к пи­ кированию. Звено плавно во­ шло в пике. Строго следя за целью, держа ее в перекрестьи прицела, ведущий в ■нужный момент сбросил бомбы. За ним сбросили и ведомые. На высоте 900—1.000 метров Амосов перевел свою машину в горизонтальный полет. По­ зади показались клубы взры­ вов бомб. Почти все они были у самой цели. Лишь две легли где-то далеко справа, Машина Зайцева вскоре настигла ве­ дущего. Пара шла плотным строем. А Миронов оказался почти на полкилометра в пра­ вой стороне. ‘Что с Мироновым? Почему ои оторвался? Причина отрыва найдена «Петляков-2» шли на по­ садку. Последним приземлил­ ся самолет Миронова, Летчик необычно открыл люк и вылез из кабины. Налившиеся кра­ ской щеки лица, говорили о его напряженном состоянии. — Почему его машина на пикировании невольно раз­ вернулась вправо, — -подумал майор.— Ведь только поэтому его бомбы легли далеко от круга, только поэтому он отор­ вался от своей группы. Миронов докладывал взвол­ нованно. Он просил майора дать ему возможность сегод­ ня же еще раз слетать, что­ бы войти в строй вместо с Зайцевым. — Машина развернулась ,не по моей причине, товарищ манор, — доказывал летчик. Командир подошел к само­ лету, посмотрел на шторки во- дорадиатора. Они были нерав­ номерно прикрыты. Это и вы­ звало разворот. — Вот она причина, — опе­ редил командира Миронов. Больше этого но будет! Через несколько минут здесь же, на старте, провели разбор полетов. Командир эскадрильи и командир звена указали лет­ чикам, штурманам и стрел- кам-радистам на их недостат­ ки. После разбора машины поднялись в воздух. Бомбы ложатся в цель Амосов опять заходил на полигон. Та лее высота, та же скорость. Пикировщики идут плотным строем. Только что получившие первый опыт пи­ кирования звеном, ведомые уверенно следуют за своим командиром. Сейчас им пред­ стоит сдать последний экза­ мен, после чего они всем зве­ ном пойдут бомбить вражеские корабли и базы. Лесик произ­ водит расчеты, дает команду «приготовиться». Ее быстро исполняют ведомые. Машина Миронова вслед за команди­ ром плавно входит в пике. Отрываются бомбы, они ло­ жатся точно в цель. С возду­ ха видно, как вздымаются к небу огромные взрывы. Бом­ бовый удар звена подобен зал­ повому огню батареи. Бомбометание с пикирования сложнее обычного. Оно тре­ бует от летного состава ма­ стерства в технике пило­ тирования, самообладания и выносливости. Летчик - пики­ ровщик должен уметь быстро принять решение в трудных условиях полета. Это хорошо сознают командир звена Амо­ сов и его ведомые. Отрабо­ тать этот удар на полигоне, проверить лишний раз себя па учебе —незаменимое сред­ ство для лучшего достижения успеха в бою. Праздник ведомых Вечером опять в землянку ігришел командир эскадрильи. Он поздравил экипажи Миро­ нова и Зайцева со сдачей экзамена. — Сегодня у вас праздник, товарищи. Отныне вы в чи.сле боевых экипажей, — говорил он. В девять вечера раздался по радио знакомый голос дикто­ ра: «Войска Юго-Западного фронта, продолжая успешные наступательные действия, сло­ мили оліесточеиное сопротив­ ление противника и штурмом овладели крупным областным и промышленным центром Ук­ раины—городом Запорожье...». С огромным вниманием слу­ шали летчики каждое слово сталинского приказа. Потом, когда по радио передавали украинские песни, лейтенант Лесик рассказывал о своем родном Житомире, о простор­ ных украинских степях. — Скоро, — говорит он, — скоро услышим и « тебе, Жи­ томир... Миронов и Зайцев испыты­ вали особое чувство радости прошедшего дня. Много нм дал этот день. Он открыл им дорогу к портам и конвоям немцев, к подвигам и славе. Несколько раз п од­ ним ался в возд ух гвардии м л адши й л е й ­ тенант С. Н. Святков. При его участии эки­ паж торпедоносца д в а ж д ы торпедировал вр аж еские тран сп ор­ ты На снимке: ш турм ан С. Н. Св ятко в перед бо е вым вы л е том . Фото Р. Диамент. НАВИГАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЕВЫХ ПОЛЕТОВ Полковник М. МОРОСАНОВ Лучшие техники сам олетов гвардии техник - лейтенант П. Серегин (слева) и гвардии старший техник-лейтенант Михалев. Фото И. Михеева. Все случаи потери ориентиров­ ки, имевшие место у нас, как правило, являлись результатом грубого нарушения требований ,Н.ШС-42‘. Нет слов, восстановление де­ тальной ориентировки над сушен и -за отсутствия характерных о іентнров в северных условиях затруднено, а поэтому нужно всег- ,і стремиться выходить к таким выдающимся" линейным опорным ориентирам, какими является у нас береговая черта и Кольский за­ лив. Эти ориентиры на большом расстоянии видны днем и хорошо различимы ночью, особенно в* зимнее время. Уверенный выход на береговую черту предусматривает сохране­ ние и общей ориентировки. По­ теря же ее может быть только при исключительно безефразных отношениях экипажа к штурман­ ским обязанностям. Если летчик и штурман выпол­ няют полет не на „авось", а с уче­ том элементов своего движения, —ожидают через определенное время положенный ориентир, опе­ режают свой полет мысленной или инструментальной проклад­ кой, то они всегда проведут са­ молет но заданному пути и точно выйдут к аэродрому посадки. Потеря детальной ориентиров­ ки не является большой бедой для экипажа--это может случиться в сложной навигационной обста­ новке. А вот невосстановление ее влечет за собой тяжелые по­ следствия. Б ы в а ю т случаи, что экипаж, потерявший ориен­ тировку, становится неспособ­ ным трезво оценить обстанов­ ку и начинает беспорядочно „хо­ дить" без учета времени и направ­ ления, до момента вынужденной посадки из-за выработки всего горючего. Это результат халатно­ го отношения к подготовке поле­ та, растерянности самого экипажа. Можно ли в наших условиях вос­ станови! ь потерянную ориенти­ ровку V‘ Вполне можно. Ведь изве- <тно, что в помощь к основному методу самолетовождения — по­ лету по магнитному компасу,— лет­ ный состав имеет таТ;ое мощное средство, как радионавигация. В этом году созданы все усло­ вия для полетов экипажей в светлое и темное время без штур­ манских происшествий. Большинство штурманов и лет­ чиков поняло значимость этого вида обеспечения полетов и на­ чинает его с успехом применять, но в целом еще имеется робость, а подчас, непонятное игнориро­ вание методов радионавигации. Ло сих пор еще существует боязнь в лишнем запросе курса от наземного радиопеленгатора из-за того лишь только, чтобы не подучить обвинение в потере ориентировки. Это очень вредное понятие, которое, безусловно, необходимо отбросить и руково­ дителям и с а м и м исполнителям. Практика использования назем­ ных радиопеленгаторов подтверж­ дает, что этот вид обеспечения очень прост, надежен и гаранти­ рует приход на свой аэродром. Радиомаяк, работающий пелен­ гом, при полетах в. море сечет маршрут на участки и позволяет ориентироваться в отношении проходимых меридианов. Этот вид работы радиомаяка может быть также вполне и надежно использован для прихода в район аэродрома. Хорошо отлаженный радиоком­ пас при грамотном его примене­ нии настолько дополняет сред­ ства навигационного обеспечения, что экипаж, имеющий его на бор­ ту, может смело выполнять полет и при ограниченной види­ мости земли. Северный театр, как никакой другой, по своим метеорологиче­ ским условиям предъявляет к нам жесткие требования в отра­ ботке практических навыков при­ менении методов радионавигации. Поэтому в каждом полете, и при хорошей погоде необходимо использовать всякую возможность получить тренировку в примене­ нии радиосредств. Применение радиосредств возможно также и в ночном полете, но оно требует большего времени. Дело в том, что ночью, особенно в начале и конце ее, появляется, так назы­ ваемый, ночной эффект из-за опу­ скания слоя хевисайда,-3а прямой радиоволной, с некоторым запоз­ данием, следует отраженная вол­ на от этого слоя и вносит иска­ жения, давая непостоянство ра­ диопеленга. Борьба с этим явле­ нием заключается во взятии серии о т с ч е т о в с по­ следующим определением средне­ го значения. Получаемая при этом точность несколько ниже днев­ ной, но вполне достаточная для целей самолетовождения. Таким образом радиосредства в совокупности с компасной на­ вигацией дают экипажам все для того, чтобы не иметь случаев по­ терь ориентировки. Большое значение в точном выполнении маршрутного полета, особенно ночного, имеет тщатель­ ная предполетная подготовка. Экипаж, уходя в полет, должен иметь навигационный план полета и схему использования средств „ТОС" по этапам маршрута. В полете экипаж обязан точно вы­ полнять намеченный план нави­ гационного обеспечения, изменяя его только при особо создавшейся обстановке, не позволяющей ис­ пользовать намеченные средства. Практика самолетовождения в боевой обстановке полностью подтверждает необходимость при­ менения выработанных способов в навигации и крепко бьет по упрощенчеству, допущенному в начале войны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz