Североморский лётчик. 1943, октябрь.

с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 20 о к т я б р я 1943 г ., № 20 Поиски и атака цели ночью на истребителе Капитан А. ТУЛЬСКИЙ Полеты ночью имеют свои особенности. Ввиду отсутст­ вия в наших условиях харак­ терных ориентиров маршрут ночного полета к целы сле­ дует прокладывать в районе видимости береговой черты. Если же цель расположена вдали от нее, то последний этап маршрута нужно прокла­ дывать вдоль линейных ориен­ тиров. Заход на цель выгоднее де­ лать с темной части горизон­ та. Это дает возможность луч­ ше наблюдать цель, маскиро­ вать себя и облегчает восста­ новление пространственной ориентировки в момент выхо­ да из атаки (особенно, когда летчик ведет по цели пуле­ метно-пушечный огонь). Для '.внезапности атаки на цель нужно заходить с ' при­ глушенным мотором, не забы­ вая при этом о температурном режиме его. Чтобы летчик мог правильно воспользоваться приглушением мотора, он дол­ жен знать расположение ПВО противника. Зенитные батареи находятся у немцев обычно .в 2—3 км от цели, а прожекто­ ристы и слухачи — в 7—8 км. Слухачи могут обнаружить са­ молет на удалении 20—25 км., что позволяет противнику свое­ временно привести в готов­ ность средства ПВО. Отсюда приглушать мотор нужно на расстоянии 25—30 км от цели. На самолете истребителе спе­ циальный прицел для бомбо­ метания с горизонтального по­ лета отсутствует, поэтому бом­ бардировку по заданной цели нужно производить только с пикирования. Прицел при этом должен быть под минималь­ ным нажалом, угол пикирова кия не должен превышать 45 градусов. При больших углах пикирования слишком быстро теряется высота, что умень­ шает время для прицелива­ ния. Если летчик не обнаружит цель «схода», он должен «по­ ходить» над ней и вызвать на себя огонь зенитной артилле­ рии. Зная расположение ее по отношению цели, нетрудно найти и саму цель. Бояться зенитного огня не следует, но и пренебрегать противозенит­ ным маневром также нельзя. Как правило, ночыо зенитчики противника ведут загради­ тельный огонь, поэтому манев­ рировать надо по курсу, де­ лая отвороты от 0 до 60 граі- дусов. Обратный маршрут полета должен строиться тоже самое ів видимости береговой черты. Если резкое ухудшение -пого­ ды (появление облачности, за­ рядов) застанет летчика в по­ лете, а это в наших северных условиях вполне возмолшо, то обходить облака, заряды .сле­ дует также в сторону бере­ говой черты. В заключение хочу остано­ виться на одном из моментов статьи капитана Вдовкина, помещенной в газете «Северо­ морский летчик» от 10 октяб­ ря 43 г. под заголовком: «Не­ которые советы молодым лет- чикам-ночникам». В ней ав­ тор доказывает, что если лет­ чик на малой высоте попал в лучи прожектора, то выходить из них должен на большой скорости с набором высоты. Это утверждение я считаю ошибочным. Мощность мотора в этом случае будет затрачи­ ваться на набор высоты и по­ этому иметь повышенную ско­ рость уже никак нельзя. При этом противник имеет возмож­ ность болеѳ продолжительное время держать самолет в лу ­ чах прожектора, а значит ослеплять летчика и вести по нему зенитный огонь. В худ­ шем >случав это может при­ вести к потери скорости и к •срыву в штопор. В одном из полетов на вы- ; соте 300 —400 метров я был пойман прожекторами против­ ника, и зенитная артиллерия открыла по мне огонь. Из лу­ чей прожекторов я .стал ухо­ дить с набором высоты, что привело к уменьшению .ско­ рости. Противник дольше дер­ жал меня в л.учах. Только по­ тому, что в том районе у вра­ га не было зенитных автома­ тов, а\ огонь но мне вела круп­ нокалиберная зенитная артил­ лерия, которая, как известно, имеет меньшую скорострель­ ность, я благополучно вернул­ ся н а аэродром. Совершенно иное получилось в другой раз. Вражеские про­ жектористы поймали мой са­ молет еще на меньшей высо­ те — 200—300 метров, но ухо­ дить на этот раз из лучей я стал с малым снижением. Ис­ пользовав всю мощность мото­ ра на увеличение скорости, я быстро оторвался от сопро­ вождаемых меня лучей. В ре­ зультате этого можно «делать вывод: уходить из лучей про­ жекторов на малой высоте нужно на повышенной ско­ рости со снижением, тщатель­ но наблюдая при этом за по­ казаниями высотомера. Подготовка самолета к боевому вылету. Фото И. Михеева. БОИ ГРУППЫ „ПЕ-2“ С ИСТРЕБИТЕЛЯМИ ПРОТИВИИНИ Л е й т е н а н т Н . . Л Е С П К Порочная система в организаци пер Пара — основа боевого по­ рядка, Насколько она слетана, крепка, настолько у нее боль­ ше шансов на победу. От ве­ домого требуется, чтобы он понимал ведущего с полусло­ ва, чтобы .чувствовал его и быстро воспринимал все его движения. В Н-ской части проводится большая работа, чтобы сде­ лать пары настоящими боевы­ ми единицами. Но здесь дают себя знать и недостатки, тор­ мозящие отшлифовку летного мастерства пар. Самый существенный недо­ статок состоит в том, что ча­ сто не выдерживаются соста­ вы пар, 'закрепленные прика­ зом. Сплошь и рядом ведущий идет ;на задание не со своим ведомым. Причем бывает даже так, что ведущий лично не знает ведомого, с которым приходится итти на задание, не говоря уже о их слетан­ ности. Может ли такая, на­ спех «склеенная», пара быть полноценной (в бою. Конечно, нет. Только из-за этого в ча­ сти почти в каждой воздуш­ ной схватке имеют место от­ рывы ведомых от ведущих. За последний месяц лейтенант Тарасов сменил четырех ведо­ мых, а некоторые ведущие да­ же не знают своих постоян­ ных ведомых. Меняются они часто потому, что вся систе­ ма боевого управления до кон­ ца не продумывает этот воп­ рос. Больше того, она часто не отвечает требованию опера­ тивного маневрирования пара­ ми. Получено боевое задание. Командование быстро состав­ ляет пары. Время бывает так ограничено, что ведущий не имеет возможности перед вы­ летом даже поговоонть с вновь назначенным ведомым. Отсюда в воздухе возникает непо­ нимание друг друга. В один из таких полетов млад­ ший лейтенант Гончаренко возглавлял четверку. Ему ве­ домым был придан летчик т. Шевченко из другого подраз­ деления, вместе с которым он никогда не летал. Как и сле­ довало ожидать, в этой паре в воздухе получилась полная несогласованность. Ведомый, первым увидев группу «Фоіс- ке-Вульфов». немедленно . об этом передал ведущему. Гончаренко отдал приказа­ ние: «Атакуйте, я прикрою». Шевченко подумал, что эта команда относится .не к нему, а к рядом идущей ’ паре, вхо­ дившей в подчинение Гонча­ ренко, и .спокойно продолжал полет. «Фокке-Вульфы», заме­ тив наши самолеты, ушли в сторону и больше не показы­ вались. Внезапность атаки, а в данном случае и выигрыш боя, были потеряны. Как недопустима чехарда в подборе пар, так лее нетер­ пима посылка в боевой вылет ведущего и ведомого на само­ летах с различной производ­ ственной мощностью моторов. Но как не странно, такая прак­ тика здесь допускается. Од­ нажды летчик т. Овсянкин, вылетев на самолете с мощ­ ным мотором, взял себе ведо­ мым младшего лейтенанта Ла­ пина., который был на машине с мотором меньшей силы. Не успела пара набрать высоту, как т. Овсянкин уже далеко ушел вперед, оставив ведомо­ го, который, как ни старался, догнать ведущего не мог. Уделяя большое внимание• воспитанию и вводу в строй . молодых летчиков, здесь допу -1 ■скают большие ошибки. Обыч­ но молодого летчика вводит і в строи ведущий, к которому он прикрепляется, а когда де­ ло касается практической бое­ вой работы, обученного воз­ душного бойца прикрепляют к совершенно другому пилоту. Так, младшего лейтенанта Де­ нисова вводил в строй стар­ ший лейтенант Мельдизин. Как только учеба была закон­ чена, т. Денисов полетел на боевое задание, но с ведущим из другой эскадрильи.' Над об’ектом врага разгорелся воз­ душный бой, в процессе кото­ рого т. Денисов оторвался от ведущего и был сбит. Почему имел место такой факт? Пото­ му, что у Мельдизина Дени­ сов научился одним приемам боя (ведь известно, что каж­ дый летчик имеет' свою «по­ ходку» в . бою), а у нового ве­ дущего он встретился с со­ вершенно другими приемами, и, естественно, не смог с пер­ вого раза их воспринять. Все эти примеры говорят о том, что в Н-ской части име­ ются существенные недостат­ ки в организации пар, которые дальше нетерпимы. К. ВОЛОГЖАНИН. - Пикирующие бомбардировщики уходят в боевой полет. Фото С. Беленького. Недавно звено наших пики­ ровщиков, ведомое капитаном Якшиным, провело характер­ ный оборонительный бой со смешанной группой вражеских истребителей, в которую вхо­ дили «Ме-109» и «ФВ-190». «Цетляков-2» имели задачу бомбардировать конвой против­ ника на пути к одному из его портов. За несколько километров до цели истребители сопровожде­ ния были связаны сильной группой «Мессершмит'тов» и - Фокке-Вульфов» и не смогли уделить достаточного внима­ ния защите бомбардировщи­ ков. На отходе от цели на бомбардировщиков наброси­ лось до восьми вражеских истребителей. Первыми увиде­ ли противника стрелки-ради- сты лейтенант Заленский и старший сержант Кравцов. Че­ рез СПУ они немедленно пе­ редали об этом остальным чле­ нам своих экипажей. Звено за несколько секунд изготови­ лось к бою. Фашисты обычно стараются атаковать «Пе-2» сзади сверху нод углом 45 градусов, рас­ считывая, что штурману при этом будет трудно использо­ вать свое оружие. В момент атаки самолеты противника находились ниже нас. Веду­ щий группы «Мессершмиттов» стал набирать высоту. В этот момент стрелки-радисты на­ ших экипажей открыли огонь. Противник вынужден был бла­ годаря этому отказаться от первой атаки. Разделившись попарно, немцы пытались про скочить ниже нас, чтобы на втором заходе заівоевать прея мущѳство в высоте. Я вни мательно наблюдал за дѳйст вием противника. И когда нем цы впереди мае стали наби рать горку, я выпустил не .сколько очередей по одному «мессеру». Он сразу загорелся к упал вводу. Дружный огонь штурманов сорвал замысел врага. Немцы были разрозне­ ны, а наша группа попрескнѳ- му шла плотным строем. Потерпев неудачу в первой атаке, .«Мѳссершмитты» реши­ ли атаковать вторично захо­ дом в хвост бомбардировщи­ кам. Об этом мы своевремен­ но предупредили своих стрел­ ков. Последние, отражая ата­ ки немцев, не подпустили их на близкую дистанцию к «Пе-2». Флагманский стрелок лейтенант Залевский сбил еще одного фашиста. Таким обра­ зом и вторично немцы вышли из аяаки безуспешно. Штур­ ман младший лейтенант Куд­ рявцев сбил третий истреби­ тель противника. Видя горь­ кую участь своих партнеров, немцы стали выходить из боя, Тщательная подготовка эки­ пажей на земле и правильная взаимная поддержка в полете обеспечили нам в этом бою победу. Из этого следует сде­ лать вывод: сплоченному и слетаінному звену «Пе-2» ист­ ребители противника не страшны. МОЛОДЫЕ ЛЕТЧИКИ ГОТОВЯТСЯ К БОЯМ Мои приемы боевой учебы С т а р ш и й л е й т е н а н т Д . Л М К М 1 4 0 К Дальнейший боевой успех молодого летного состава во многом зависит от того, н а ­ сколько хорошо он прошел последнюю стадию своего обу­ чения и как он провел 2 —3 первых воздушных боя. Мне за последнее время при­ шлось много поработать с мо­ лодыми летчиками. Главное внимание я уделял тактике воздушного боя с «Ме-109» и <ФВ-190». Во время занятий в форме вводных и свободных дискуссий я разбирал равлич- ные варианты воздушных сра­ жений со всеми их малейшими подробностями. Теоретические занятия молодые пилоты под­ крепляли в учебных воздуш­ ных боях. Замеченные недоче­ ты и ошибки устранялись в последующих, таких же боях, ігогда летчик начинал безуко­ ризненно «драться», я брал его на выполнение боевых за­ даний. время первых боев лет­ чику нужна, пожалуй, мораль­ ная поддержка ничуть не меньше, чем поддержка огнем. вспоминается один воздуш­ ный^ бой. Четверка истреби- те.іеи под моим командованием прикрывала «Ильюшиных». Ве­ домым у меня был молодой летчик т. Васильце®, у моего напарника т. Михайлов. Мы составили ударную группу в поэтому могли более свободно маневрировать. При подходе к цели cneptea я заметил 1 «Ме-109», шедших в атаку на штурмовиков. Увидели немец­ ких истребителей и мои ведо­ мые. Сразу же я почувство­ вал, что вся группа начала «нервничать» и между само­ летами нарушилась дистан­ ция и интервалы. Надо было чем-то успокоить моих соко­ лят. Я тут же передал по ра­ дио: «Спокойно1, атакуем нем­ ца справа. Идем, друзья». Группа сразу лее приняла бое­ вой порядок. Значит помогли мои слова. В дальнейшем во Еремя боя я внимательно на­ блюдал за летчиками, перед8' вая отдельные команды по ра­ дио. После каждого боя я прово­ дил тщаяельный разбор ег0- Теперь мои ученики тт. В3‘ сильцев, Михайлов и Ли пкій успешно провели уже по 2—■> воздушных боя и считаются в подразделении настоящий боевыми летчиками.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz