Североморский лётчик. 1943, октябрь.
с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 20 о к т я б р я 1943 г ., № 20 Поиски и атака цели ночью на истребителе Капитан А. ТУЛЬСКИЙ Полеты ночью имеют свои особенности. Ввиду отсутст вия в наших условиях харак терных ориентиров маршрут ночного полета к целы сле дует прокладывать в районе видимости береговой черты. Если же цель расположена вдали от нее, то последний этап маршрута нужно прокла дывать вдоль линейных ориен тиров. Заход на цель выгоднее де лать с темной части горизон та. Это дает возможность луч ше наблюдать цель, маскиро вать себя и облегчает восста новление пространственной ориентировки в момент выхо да из атаки (особенно, когда летчик ведет по цели пуле метно-пушечный огонь). Для '.внезапности атаки на цель нужно заходить с ' при глушенным мотором, не забы вая при этом о температурном режиме его. Чтобы летчик мог правильно воспользоваться приглушением мотора, он дол жен знать расположение ПВО противника. Зенитные батареи находятся у немцев обычно .в 2—3 км от цели, а прожекто ристы и слухачи — в 7—8 км. Слухачи могут обнаружить са молет на удалении 20—25 км., что позволяет противнику свое временно привести в готов ность средства ПВО. Отсюда приглушать мотор нужно на расстоянии 25—30 км от цели. На самолете истребителе спе циальный прицел для бомбо метания с горизонтального по лета отсутствует, поэтому бом бардировку по заданной цели нужно производить только с пикирования. Прицел при этом должен быть под минималь ным нажалом, угол пикирова кия не должен превышать 45 градусов. При больших углах пикирования слишком быстро теряется высота, что умень шает время для прицелива ния. Если летчик не обнаружит цель «схода», он должен «по ходить» над ней и вызвать на себя огонь зенитной артилле рии. Зная расположение ее по отношению цели, нетрудно найти и саму цель. Бояться зенитного огня не следует, но и пренебрегать противозенит ным маневром также нельзя. Как правило, ночыо зенитчики противника ведут загради тельный огонь, поэтому манев рировать надо по курсу, де лая отвороты от 0 до 60 граі- дусов. Обратный маршрут полета должен строиться тоже самое ів видимости береговой черты. Если резкое ухудшение -пого ды (появление облачности, за рядов) застанет летчика в по лете, а это в наших северных условиях вполне возмолшо, то обходить облака, заряды .сле дует также в сторону бере говой черты. В заключение хочу остано виться на одном из моментов статьи капитана Вдовкина, помещенной в газете «Северо морский летчик» от 10 октяб ря 43 г. под заголовком: «Не которые советы молодым лет- чикам-ночникам». В ней ав тор доказывает, что если лет чик на малой высоте попал в лучи прожектора, то выходить из них должен на большой скорости с набором высоты. Это утверждение я считаю ошибочным. Мощность мотора в этом случае будет затрачи ваться на набор высоты и по этому иметь повышенную ско рость уже никак нельзя. При этом противник имеет возмож ность болеѳ продолжительное время держать самолет в лу чах прожектора, а значит ослеплять летчика и вести по нему зенитный огонь. В худ шем >случав это может при вести к потери скорости и к •срыву в штопор. В одном из полетов на вы- ; соте 300 —400 метров я был пойман прожекторами против ника, и зенитная артиллерия открыла по мне огонь. Из лу чей прожекторов я .стал ухо дить с набором высоты, что привело к уменьшению .ско рости. Противник дольше дер жал меня в л.учах. Только по тому, что в том районе у вра га не было зенитных автома тов, а\ огонь но мне вела круп нокалиберная зенитная артил лерия, которая, как известно, имеет меньшую скорострель ность, я благополучно вернул ся н а аэродром. Совершенно иное получилось в другой раз. Вражеские про жектористы поймали мой са молет еще на меньшей высо те — 200—300 метров, но ухо дить на этот раз из лучей я стал с малым снижением. Ис пользовав всю мощность мото ра на увеличение скорости, я быстро оторвался от сопро вождаемых меня лучей. В ре зультате этого можно «делать вывод: уходить из лучей про жекторов на малой высоте нужно на повышенной ско рости со снижением, тщатель но наблюдая при этом за по казаниями высотомера. Подготовка самолета к боевому вылету. Фото И. Михеева. БОИ ГРУППЫ „ПЕ-2“ С ИСТРЕБИТЕЛЯМИ ПРОТИВИИНИ Л е й т е н а н т Н . . Л Е С П К Порочная система в организаци пер Пара — основа боевого по рядка, Насколько она слетана, крепка, настолько у нее боль ше шансов на победу. От ве домого требуется, чтобы он понимал ведущего с полусло ва, чтобы .чувствовал его и быстро воспринимал все его движения. В Н-ской части проводится большая работа, чтобы сде лать пары настоящими боевы ми единицами. Но здесь дают себя знать и недостатки, тор мозящие отшлифовку летного мастерства пар. Самый существенный недо статок состоит в том, что ча сто не выдерживаются соста вы пар, 'закрепленные прика зом. Сплошь и рядом ведущий идет ;на задание не со своим ведомым. Причем бывает даже так, что ведущий лично не знает ведомого, с которым приходится итти на задание, не говоря уже о их слетан ности. Может ли такая, на спех «склеенная», пара быть полноценной (в бою. Конечно, нет. Только из-за этого в ча сти почти в каждой воздуш ной схватке имеют место от рывы ведомых от ведущих. За последний месяц лейтенант Тарасов сменил четырех ведо мых, а некоторые ведущие да же не знают своих постоян ных ведомых. Меняются они часто потому, что вся систе ма боевого управления до кон ца не продумывает этот воп рос. Больше того, она часто не отвечает требованию опера тивного маневрирования пара ми. Получено боевое задание. Командование быстро состав ляет пары. Время бывает так ограничено, что ведущий не имеет возможности перед вы летом даже поговоонть с вновь назначенным ведомым. Отсюда в воздухе возникает непо нимание друг друга. В один из таких полетов млад ший лейтенант Гончаренко возглавлял четверку. Ему ве домым был придан летчик т. Шевченко из другого подраз деления, вместе с которым он никогда не летал. Как и сле довало ожидать, в этой паре в воздухе получилась полная несогласованность. Ведомый, первым увидев группу «Фоіс- ке-Вульфов». немедленно . об этом передал ведущему. Гончаренко отдал приказа ние: «Атакуйте, я прикрою». Шевченко подумал, что эта команда относится .не к нему, а к рядом идущей ’ паре, вхо дившей в подчинение Гонча ренко, и .спокойно продолжал полет. «Фокке-Вульфы», заме тив наши самолеты, ушли в сторону и больше не показы вались. Внезапность атаки, а в данном случае и выигрыш боя, были потеряны. Как недопустима чехарда в подборе пар, так лее нетер пима посылка в боевой вылет ведущего и ведомого на само летах с различной производ ственной мощностью моторов. Но как не странно, такая прак тика здесь допускается. Од нажды летчик т. Овсянкин, вылетев на самолете с мощ ным мотором, взял себе ведо мым младшего лейтенанта Ла пина., который был на машине с мотором меньшей силы. Не успела пара набрать высоту, как т. Овсянкин уже далеко ушел вперед, оставив ведомо го, который, как ни старался, догнать ведущего не мог. Уделяя большое внимание• воспитанию и вводу в строй . молодых летчиков, здесь допу -1 ■скают большие ошибки. Обыч но молодого летчика вводит і в строи ведущий, к которому он прикрепляется, а когда де ло касается практической бое вой работы, обученного воз душного бойца прикрепляют к совершенно другому пилоту. Так, младшего лейтенанта Де нисова вводил в строй стар ший лейтенант Мельдизин. Как только учеба была закон чена, т. Денисов полетел на боевое задание, но с ведущим из другой эскадрильи.' Над об’ектом врага разгорелся воз душный бой, в процессе кото рого т. Денисов оторвался от ведущего и был сбит. Почему имел место такой факт? Пото му, что у Мельдизина Дени сов научился одним приемам боя (ведь известно, что каж дый летчик имеет' свою «по ходку» в . бою), а у нового ве дущего он встретился с со вершенно другими приемами, и, естественно, не смог с пер вого раза их воспринять. Все эти примеры говорят о том, что в Н-ской части име ются существенные недостат ки в организации пар, которые дальше нетерпимы. К. ВОЛОГЖАНИН. - Пикирующие бомбардировщики уходят в боевой полет. Фото С. Беленького. Недавно звено наших пики ровщиков, ведомое капитаном Якшиным, провело характер ный оборонительный бой со смешанной группой вражеских истребителей, в которую вхо дили «Ме-109» и «ФВ-190». «Цетляков-2» имели задачу бомбардировать конвой против ника на пути к одному из его портов. За несколько километров до цели истребители сопровожде ния были связаны сильной группой «Мессершмит'тов» и - Фокке-Вульфов» и не смогли уделить достаточного внима ния защите бомбардировщи ков. На отходе от цели на бомбардировщиков наброси лось до восьми вражеских истребителей. Первыми увиде ли противника стрелки-ради- сты лейтенант Заленский и старший сержант Кравцов. Че рез СПУ они немедленно пе редали об этом остальным чле нам своих экипажей. Звено за несколько секунд изготови лось к бою. Фашисты обычно стараются атаковать «Пе-2» сзади сверху нод углом 45 градусов, рас считывая, что штурману при этом будет трудно использо вать свое оружие. В момент атаки самолеты противника находились ниже нас. Веду щий группы «Мессершмиттов» стал набирать высоту. В этот момент стрелки-радисты на ших экипажей открыли огонь. Противник вынужден был бла годаря этому отказаться от первой атаки. Разделившись попарно, немцы пытались про скочить ниже нас, чтобы на втором заходе заівоевать прея мущѳство в высоте. Я вни мательно наблюдал за дѳйст вием противника. И когда нем цы впереди мае стали наби рать горку, я выпустил не .сколько очередей по одному «мессеру». Он сразу загорелся к упал вводу. Дружный огонь штурманов сорвал замысел врага. Немцы были разрозне ны, а наша группа попрескнѳ- му шла плотным строем. Потерпев неудачу в первой атаке, .«Мѳссершмитты» реши ли атаковать вторично захо дом в хвост бомбардировщи кам. Об этом мы своевремен но предупредили своих стрел ков. Последние, отражая ата ки немцев, не подпустили их на близкую дистанцию к «Пе-2». Флагманский стрелок лейтенант Залевский сбил еще одного фашиста. Таким обра зом и вторично немцы вышли из аяаки безуспешно. Штур ман младший лейтенант Куд рявцев сбил третий истреби тель противника. Видя горь кую участь своих партнеров, немцы стали выходить из боя, Тщательная подготовка эки пажей на земле и правильная взаимная поддержка в полете обеспечили нам в этом бою победу. Из этого следует сде лать вывод: сплоченному и слетаінному звену «Пе-2» ист ребители противника не страшны. МОЛОДЫЕ ЛЕТЧИКИ ГОТОВЯТСЯ К БОЯМ Мои приемы боевой учебы С т а р ш и й л е й т е н а н т Д . Л М К М 1 4 0 К Дальнейший боевой успех молодого летного состава во многом зависит от того, н а сколько хорошо он прошел последнюю стадию своего обу чения и как он провел 2 —3 первых воздушных боя. Мне за последнее время при шлось много поработать с мо лодыми летчиками. Главное внимание я уделял тактике воздушного боя с «Ме-109» и <ФВ-190». Во время занятий в форме вводных и свободных дискуссий я разбирал равлич- ные варианты воздушных сра жений со всеми их малейшими подробностями. Теоретические занятия молодые пилоты под крепляли в учебных воздуш ных боях. Замеченные недоче ты и ошибки устранялись в последующих, таких же боях, ігогда летчик начинал безуко ризненно «драться», я брал его на выполнение боевых за даний. время первых боев лет чику нужна, пожалуй, мораль ная поддержка ничуть не меньше, чем поддержка огнем. вспоминается один воздуш ный^ бой. Четверка истреби- те.іеи под моим командованием прикрывала «Ильюшиных». Ве домым у меня был молодой летчик т. Васильце®, у моего напарника т. Михайлов. Мы составили ударную группу в поэтому могли более свободно маневрировать. При подходе к цели cneptea я заметил 1 «Ме-109», шедших в атаку на штурмовиков. Увидели немец ких истребителей и мои ведо мые. Сразу же я почувство вал, что вся группа начала «нервничать» и между само летами нарушилась дистан ция и интервалы. Надо было чем-то успокоить моих соко лят. Я тут же передал по ра дио: «Спокойно1, атакуем нем ца справа. Идем, друзья». Группа сразу лее приняла бое вой порядок. Значит помогли мои слова. В дальнейшем во Еремя боя я внимательно на блюдал за летчиками, перед8' вая отдельные команды по ра дио. После каждого боя я прово дил тщаяельный разбор ег0- Теперь мои ученики тт. В3‘ сильцев, Михайлов и Ли пкій успешно провели уже по 2—■> воздушных боя и считаются в подразделении настоящий боевыми летчиками.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz