Североморский лётчик. 1943, октябрь.
17 октября 1943 г., № 19 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Комбинированный удар по вражескому каравану Проведанная нашими летчи ками операция характерна комбинированными действия ми всех видов авиации. Удар по вражескому каравану осу ществили штурмовики, бомбар дировщики и торпедоносцы, прикрываемые' истребителями. Необходимо отметить быст рую и умелую подготовку к вылету летного состава. Идея операции была понята каждой группой. Точно в назначенный срок над цалью появились штурмо вики, ведомые старшим лей тенантом Синицыным. Еще на подходе к цели их встретила группа «Месс'эршмиттов». Но противнику не удалось сбить с курса штурмовиков. Караван шел вблизи берега. Свыше двух десятков кораб лей охранения и береговые батареи открыли по самолетам ожесточенный огонь. Несмотря на это, штурмовики пошли в атаку и, преодолев огневую преграду, сбросили бомбы на цель. Один сторожевой ко рабль противника был потоп лен, транспорт водоизмеще нием в 5 тысяч тонн значи тельно поврежден. Штурмови ки, выполнив свою задачу, быстро собрались в группу и легли на обратный курс. По пути к аэродрому они выдер жали несколько схваток с ист ребителями врага. В это время к цели подхо дили пикировщики. С неболь шим интервалом за ними шли торпедоносцы. Комбинирован ный удар распылил силы про тивника. Основные силы фа шистских истребителей были увлечены боем со штурмови ками и прикрывавшими их нашими истребителями. Тем временем наши бомбардиров щики и торпедоносцы, приме няя противозенитный маневр, нанесли очередной удар по конвою. Немцы обнаружили свою ошибку слишком поздно и не могли помешать атаке наших самолетов. Но зато на обратном курса противник по пытался взять реванш и раз розненными группами сделал несколько безуспешных напа дений на наши самолеты. Действия североморских лет- полет. Подвеска торпеды к торпедоносцу, готовящемуся в боевой Фото Н. Хряпкина. чиков не обошлись и без не достатков. Пикировщики, ведо мые капитаном Яншиным, бомбардировку кораблей про извели с горизонтального по лета. Это была их ошибка. Они имели все возможности ударить с пикирования. Ведущий штурман группы пикировщиков старший лейте нант Великанов допустил дру гую ошибку. Он после атаки цели вывел свою группу на вражеские берэговыѳ батареи, чем и воспользовались неприя тельские зенитчики, открыв шие ураганный огонь по на шим самолетам. Умело действовали в этой операции торпедоносцы, ведо мые гвардии майором Литви новым. Штурман группы гвар дии майор Облогин, правильно оценив воздушную обстановку, не пошел за пикировщиками, а проявил разумную инициа тиву, «свернул с их курса. За ход на цель он произвел в голову каравана, по ходу ко раблей, с нулевым углом. Это было правильное тактическое решение, диктуемое обстоя тельствами применения имев шего у них вооружения. Исключительную стойкость в бою проявили летчики торпе доносцы, ведомые гвардии ка- КОМСОМОЛЬЦЫ ЭСКАДРИЛЬИ За короткое время летчики Н-ского подразделения иотопи- на бюро ВЛКСМ тт. Туз, Не красов, Войцеховский, Кпмлык ли 5 фашистских транспортов и другие. Настойчивость в питаном Макаревич. Они ата ковали караван с бреющего полета со стороны солнца. Му жественно преодолевая сплош ную огневую завесу против ника, гвардии капитан Мака ревич неустрашимо вел моло дых летчиков на цель. «Смелее, смелее», — то и дело подбадривал он ведомых. А когда торпедоносцы пере скочили преградившие им путь эсминец и сторожевик, Макаревич вновь скомандовал: «Еще ближе»! И когда до крупного фашистского транс порта. осталось несколько сот метров, по команде ведущего летчики сбросили торпеды. Равдался сильный взрыв, и транспорт противника начал погружаться в воду. Отважно действовали истре бители. ’Они грудью защища ли охраняемые самолеты. В отдельных случаях шли на самопожертвование, но не под пускали противника к самоле там. Еще на подходе к цели истребители связали боем «Мессершмиттов» и «Фокке- Вульфов». На обратном пути они отбивали атаки отдельных самолетов противника и, пре дупреждая нападение, неодно кратно вступали в воздушный бой. Североморскими истреби телями сбито 9 немецких са молетов. Штурмовики и торпе доносцы отзываются с похва лой о действиях наших ист ребителей. Старший лейтенант Н. ЗАХАРОВ. АТАКА МОРСКОЙ ЦЕЛИ НА ШТУРМОВИКЕ По мѳрским целям, как пики рующий бомбардировщик, .Иль юшин-2" стал применяться совсем недавно, но наши летчики приоб рели в этом уже немалый бое вой опыт. Атака морской цели представ ляет большую трудность и имеет свои особенности. Известно, что на бомбометание сухопутной це ли все расчеты производятся еще на земле. Здесь же это сделать невозможно. Корабль —это под вижная, точечная цель, а отсюда ряд расчетов для ночного удара по цели приходится производить при подходе к ней. Кроме того, противовоздушный маневр кораб лей противника, который обычно применяется,—создает дополни тельную трудность расчетов б о кового и линейного уиреждений. Неизвестно нам бывает при вы летах и расположение кораблей охранения, поэтому выбор захода в атаку также приходится ре шать на месте. Как же лучше заходить и ата ковывать морскую цель? Наибо лее выгодными углами захода на цель являются носовые и кормо вые. Причем сектор доворота для ввода в пикирование не должен превышать 45 градусов. При та ком секторе доворота цель все время находится в поле зрения летчика, а это облегчает точное определение начала и угла пики рования. Во время разворота са молет теряет высоту и немного скользит, что сбивает прицельный зенитный огонь врага. Заход на цель выгоднее всего производить с заданным разворо том, с перестраиванием группы в пеленг. Здесь важно, что бы дистанция между самоле тами не превышала 150 метров. Такое построение самолетов пе ред атакой цели обеспечивает каждому летчику свободное при целивание, пикирование, приме нение противозенитного маневра до ввода в пике, быстрыіі выход из атаки и организованный сбор всей группы. Большинство оши бок, которые допускает молодой летный состав, состоит в том, что не сохраняются места в строю до атаки цели и особенно после ее. Это ослабляет силу всей группы и подвергает опасности оторвав шегося летчика. Однажды, прп подходе к кораблям противника, летчик Афанасенко не выдержал положенную дистанцию и отстал. После атаки, на выходе, долго подстраивался, а затем во время второго этапа воздушного боя вновь отстал. При расчетах бомбометания по морской цели летчик должен знать размер корабля, примерную ско рость его хода (мы обычно берем среднюю--8 узлов). Направление ветра лучше определять по ды му, идущему из труб кораблей, или по морской „зыби". Точка выноса прицеливания для бомбо метания зависит от величины це ли и скорости ее движения. Практически она берется вперед по ходу корабля на 0,5 —1 длины его. Враг охраняет свои транспорты большим эскортом боевых ко раблей и прикрывает значитель ным количеством истребителей. Они всячески стараются сбить нас с боевого курса, заставить ввести самолеты в пике до под хода к расчетной точке пикиро вания, что ведет не к точному бомбометанию. В одной из атак младший лейтенант Лузапов ввел свой самолет в пике, не дойдя до расчетной точки. В результате бомбы упали далеко в стороне от цели. и нанесли ряд бомбовых уда ров по важным объектам про тивника. В решении этих за дач большую роль сыграла и комсомольская организация во- главе с комсоргом т. Радви- ловским. Еще в процессе освоения машин комсомольцы проявили сметку и старательность. Так, по заданию комсорга, комсо молец ПІихалев вычертил ряд схем оборудования самолета, которые помогли лучше разо браться в сложной машине. Комсомольцы-механики были прикреплены к молодым специ алистам. Комсомолец т. Егоров про водил учебу с электриками, тт. Шихалев и Бенделиков ор ганизовали консультации для мотористов. Практиковались то варищеские собеседования по обмену опытом. Проводить их помог инженер эскадрильи Крахмильцев. 0 ходе изучения новой ма териальной части отчитывались учебе принесла определенные результаты. Все комсомольцы сдали зачеты на «хорошо» и «отлично». Высокое чувство дисципли нированности и организован ности повседневно воспитывает у молодежи комсорг т. Радви- ловский. Он провел беседы: «Каким должен быть комсомо лец в днн Отечественной вой ны», «Комсомолец — образец воинской дисциплины и муже ства». Примером в работе является сам комсорг. Были периоды, когда авиамеханик т. Радви- л о в с к і і й - сутками не отходил от самолета. В зимних усло виях обслуживаемая им ма шина совершила десятки бое вых вылетов, ни разу не зна ла отказов в работе. Гвардии л е й т е н а н т Л. ГРЕЧИШКИН . Схема удара по кораблю противника на самолете „Ильюшин-2“. Большую роль в успехе опера ции по морским целям играет ведущий—командир группы. В его руках сосредотачивается вся пол нота власти. Насколько умело он выберет заход на цель, произве дет расчетные данные, четко и правильно отдаст команды истре бителям прикрытия — будет за висеть результат удара по ко раблям противника. Старший лейтенант Д. ОСЫКА. О роли штурмана в ночном полете Задолго до наступления по лярной темноты в нашем под разделении .началась подго товка к ночным боевым дей ствиям. Заранее были проиг раны вероятные ' маршруты, оттрѳнирована техника пило- Капитан а . ж увы кж н . лов и быстрое обнаружение цели. Для того, чтобы решить эту задачу, ему прежде все- .— ----- ,— го надо тщательно разрабо- тирования, подготовлена к зим -1 тать маршрут. Штурман-ноч- эксплуатации материаль- 'ник обязан знать все харак- неи _________ . ная часть. Большое внима ние при этом уделялось под готовке штурманов. Первые ночные бомбарди ровки по военно-морской базе противника уже совершены. О роли штурманов в ночных по летах мне и хочется расска зать на страницах газеты. Штурман ночного бомбарди ровщика обязан хороша вла деть искусством самолетовож дения по расчетам, верить своим расчетам и руководство ваться ими на протяжении всего полета. Это требует от него хорошей подготовки, серьезного отношения к делу и постоянного совершенство вания. Главной задачей штурмана в ночном полет» является ум»- терныѳ ориентиры маршрута— это во многом помогает ому правильно вести свой самолет. Штурманы нашего подраз деления в последних ночных полетах уже показали образ цы умелого вождения машин в условиях полярной ночи. Вот несколько примеров: Машина майора Андреева взлетела первой для бомбар дировки вражеского порта. Штурман экипажа младший лейтенант Смокалов в эту ночь впервые шел на такое задание. Он точно вывел са молет на цель и сбросил свои бомбы на стоянку кораблей противника. Когда экипаж летчика тов. Хрипова подошел к цели, то она была закрыта низкой об лачностью. Штурман Тимошен ко не растерялся. Он быстро перенацелил самолет на дру гой важный военный об’ект противника и сбросил туда свои бомбы. В условиях плохой види мости пришлось отыскивать цель экипажу старшего лей тенанта т. Марьенкова. База противника была закрыта сплошной облачностью. Толь ко в одном месте виднелось окно. Пройдя над ним, штур ман т. Белый засек ориентир, значившийся на карте, и вы вел самолет прямо на цель. Роль штурмана в ночном по лете исключительно велика. От того, как сумеет он повести свой самолет, перенацелить его, в случае необходимости, ка другую цель, зависит вы полнение боевой задачи. На ши штурманы ежедневно го товятся к ночным действиям. Обобщая имеющийся у них опыт, они стремятся к новым налетам на базы противника.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz