Североморский лётчик. 1943, октябрь.

17 октября 1943 г., № 19 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Комбинированный удар по вражескому каравану Проведанная нашими летчи­ ками операция характерна комбинированными действия­ ми всех видов авиации. Удар по вражескому каравану осу­ ществили штурмовики, бомбар­ дировщики и торпедоносцы, прикрываемые' истребителями. Необходимо отметить быст­ рую и умелую подготовку к вылету летного состава. Идея операции была понята каждой группой. Точно в назначенный срок над цалью появились штурмо­ вики, ведомые старшим лей­ тенантом Синицыным. Еще на подходе к цели их встретила группа «Месс'эршмиттов». Но противнику не удалось сбить с курса штурмовиков. Караван шел вблизи берега. Свыше двух десятков кораб­ лей охранения и береговые батареи открыли по самолетам ожесточенный огонь. Несмотря на это, штурмовики пошли в атаку и, преодолев огневую преграду, сбросили бомбы на цель. Один сторожевой ко­ рабль противника был потоп­ лен, транспорт водоизмеще­ нием в 5 тысяч тонн значи­ тельно поврежден. Штурмови­ ки, выполнив свою задачу, быстро собрались в группу и легли на обратный курс. По пути к аэродрому они выдер­ жали несколько схваток с ист­ ребителями врага. В это время к цели подхо­ дили пикировщики. С неболь­ шим интервалом за ними шли торпедоносцы. Комбинирован­ ный удар распылил силы про­ тивника. Основные силы фа­ шистских истребителей были увлечены боем со штурмови­ ками и прикрывавшими их нашими истребителями. Тем временем наши бомбардиров­ щики и торпедоносцы, приме­ няя противозенитный маневр, нанесли очередной удар по конвою. Немцы обнаружили свою ошибку слишком поздно и не могли помешать атаке наших самолетов. Но зато на обратном курса противник по­ пытался взять реванш и раз­ розненными группами сделал несколько безуспешных напа­ дений на наши самолеты. Действия североморских лет- полет. Подвеска торпеды к торпедоносцу, готовящемуся в боевой Фото Н. Хряпкина. чиков не обошлись и без не­ достатков. Пикировщики, ведо­ мые капитаном Яншиным, бомбардировку кораблей про­ извели с горизонтального по­ лета. Это была их ошибка. Они имели все возможности ударить с пикирования. Ведущий штурман группы пикировщиков старший лейте­ нант Великанов допустил дру­ гую ошибку. Он после атаки цели вывел свою группу на вражеские берэговыѳ батареи, чем и воспользовались неприя­ тельские зенитчики, открыв­ шие ураганный огонь по на­ шим самолетам. Умело действовали в этой операции торпедоносцы, ведо­ мые гвардии майором Литви­ новым. Штурман группы гвар­ дии майор Облогин, правильно оценив воздушную обстановку, не пошел за пикировщиками, а проявил разумную инициа­ тиву, «свернул с их курса. За­ ход на цель он произвел в голову каравана, по ходу ко­ раблей, с нулевым углом. Это было правильное тактическое решение, диктуемое обстоя­ тельствами применения имев­ шего у них вооружения. Исключительную стойкость в бою проявили летчики торпе­ доносцы, ведомые гвардии ка- КОМСОМОЛЬЦЫ ЭСКАДРИЛЬИ За короткое время летчики Н-ского подразделения иотопи- на бюро ВЛКСМ тт. Туз, Не­ красов, Войцеховский, Кпмлык ли 5 фашистских транспортов и другие. Настойчивость в питаном Макаревич. Они ата­ ковали караван с бреющего полета со стороны солнца. Му­ жественно преодолевая сплош­ ную огневую завесу против­ ника, гвардии капитан Мака­ ревич неустрашимо вел моло­ дых летчиков на цель. «Смелее, смелее», — то и дело подбадривал он ведомых. А когда торпедоносцы пере­ скочили преградившие им путь эсминец и сторожевик, Макаревич вновь скомандовал: «Еще ближе»! И когда до крупного фашистского транс­ порта. осталось несколько сот метров, по команде ведущего летчики сбросили торпеды. Равдался сильный взрыв, и транспорт противника начал погружаться в воду. Отважно действовали истре­ бители. ’Они грудью защища­ ли охраняемые самолеты. В отдельных случаях шли на самопожертвование, но не под­ пускали противника к самоле­ там. Еще на подходе к цели истребители связали боем «Мессершмиттов» и «Фокке- Вульфов». На обратном пути они отбивали атаки отдельных самолетов противника и, пре­ дупреждая нападение, неодно­ кратно вступали в воздушный бой. Североморскими истреби­ телями сбито 9 немецких са­ молетов. Штурмовики и торпе­ доносцы отзываются с похва­ лой о действиях наших ист­ ребителей. Старший лейтенант Н. ЗАХАРОВ. АТАКА МОРСКОЙ ЦЕЛИ НА ШТУРМОВИКЕ По мѳрским целям, как пики­ рующий бомбардировщик, .Иль­ юшин-2" стал применяться совсем недавно, но наши летчики приоб­ рели в этом уже немалый бое­ вой опыт. Атака морской цели представ­ ляет большую трудность и имеет свои особенности. Известно, что на бомбометание сухопутной це­ ли все расчеты производятся еще на земле. Здесь же это сделать невозможно. Корабль —это под­ вижная, точечная цель, а отсюда ряд расчетов для ночного удара по цели приходится производить при подходе к ней. Кроме того, противовоздушный маневр кораб­ лей противника, который обычно применяется,—создает дополни­ тельную трудность расчетов б о ­ кового и линейного уиреждений. Неизвестно нам бывает при вы­ летах и расположение кораблей охранения, поэтому выбор захода в атаку также приходится ре­ шать на месте. Как же лучше заходить и ата­ ковывать морскую цель? Наибо­ лее выгодными углами захода на цель являются носовые и кормо­ вые. Причем сектор доворота для ввода в пикирование не должен превышать 45 градусов. При та­ ком секторе доворота цель все время находится в поле зрения летчика, а это облегчает точное определение начала и угла пики­ рования. Во время разворота са­ молет теряет высоту и немного скользит, что сбивает прицельный зенитный огонь врага. Заход на цель выгоднее всего производить с заданным разворо­ том, с перестраиванием группы в пеленг. Здесь важно, что­ бы дистанция между самоле­ тами не превышала 150 метров. Такое построение самолетов пе­ ред атакой цели обеспечивает каждому летчику свободное при­ целивание, пикирование, приме­ нение противозенитного маневра до ввода в пике, быстрыіі выход из атаки и организованный сбор всей группы. Большинство оши­ бок, которые допускает молодой летный состав, состоит в том, что не сохраняются места в строю до атаки цели и особенно после ее. Это ослабляет силу всей группы и подвергает опасности оторвав­ шегося летчика. Однажды, прп подходе к кораблям противника, летчик Афанасенко не выдержал положенную дистанцию и отстал. После атаки, на выходе, долго подстраивался, а затем во время второго этапа воздушного боя вновь отстал. При расчетах бомбометания по морской цели летчик должен знать размер корабля, примерную ско­ рость его хода (мы обычно берем среднюю--8 узлов). Направление ветра лучше определять по ды­ му, идущему из труб кораблей, или по морской „зыби". Точка выноса прицеливания для бомбо­ метания зависит от величины це­ ли и скорости ее движения. Практически она берется вперед по ходу корабля на 0,5 —1 длины его. Враг охраняет свои транспорты большим эскортом боевых ко­ раблей и прикрывает значитель­ ным количеством истребителей. Они всячески стараются сбить нас с боевого курса, заставить ввести самолеты в пике до под­ хода к расчетной точке пикиро­ вания, что ведет не к точному бомбометанию. В одной из атак младший лейтенант Лузапов ввел свой самолет в пике, не дойдя до расчетной точки. В результате бомбы упали далеко в стороне от цели. и нанесли ряд бомбовых уда­ ров по важным объектам про­ тивника. В решении этих за­ дач большую роль сыграла и комсомольская организация во- главе с комсоргом т. Радви- ловским. Еще в процессе освоения машин комсомольцы проявили сметку и старательность. Так, по заданию комсорга, комсо­ молец ПІихалев вычертил ряд схем оборудования самолета, которые помогли лучше разо­ браться в сложной машине. Комсомольцы-механики были прикреплены к молодым специ­ алистам. Комсомолец т. Егоров про­ водил учебу с электриками, тт. Шихалев и Бенделиков ор­ ганизовали консультации для мотористов. Практиковались то­ варищеские собеседования по обмену опытом. Проводить их помог инженер эскадрильи Крахмильцев. 0 ходе изучения новой ма­ териальной части отчитывались учебе принесла определенные результаты. Все комсомольцы сдали зачеты на «хорошо» и «отлично». Высокое чувство дисципли­ нированности и организован­ ности повседневно воспитывает у молодежи комсорг т. Радви- ловский. Он провел беседы: «Каким должен быть комсомо­ лец в днн Отечественной вой­ ны», «Комсомолец — образец воинской дисциплины и муже­ ства». Примером в работе является сам комсорг. Были периоды, когда авиамеханик т. Радви- л о в с к і і й - сутками не отходил от самолета. В зимних усло­ виях обслуживаемая им ма­ шина совершила десятки бое­ вых вылетов, ни разу не зна­ ла отказов в работе. Гвардии л е й т е н а н т Л. ГРЕЧИШКИН . Схема удара по кораблю противника на самолете „Ильюшин-2“. Большую роль в успехе опера ции по морским целям играет ведущий—командир группы. В его руках сосредотачивается вся пол­ нота власти. Насколько умело он выберет заход на цель, произве­ дет расчетные данные, четко и правильно отдаст команды истре­ бителям прикрытия — будет за­ висеть результат удара по ко­ раблям противника. Старший лейтенант Д. ОСЫКА. О роли штурмана в ночном полете Задолго до наступления по лярной темноты в нашем под­ разделении .началась подго­ товка к ночным боевым дей­ ствиям. Заранее были проиг­ раны вероятные ' маршруты, оттрѳнирована техника пило- Капитан а . ж увы кж н . лов и быстрое обнаружение цели. Для того, чтобы решить эту задачу, ему прежде все- .— ----- ,— го надо тщательно разрабо- тирования, подготовлена к зим -1 тать маршрут. Штурман-ноч- эксплуатации материаль- 'ник обязан знать все харак- неи _________ . ная часть. Большое внима­ ние при этом уделялось под­ готовке штурманов. Первые ночные бомбарди­ ровки по военно-морской базе противника уже совершены. О роли штурманов в ночных по­ летах мне и хочется расска­ зать на страницах газеты. Штурман ночного бомбарди­ ровщика обязан хороша вла­ деть искусством самолетовож­ дения по расчетам, верить своим расчетам и руководство­ ваться ими на протяжении всего полета. Это требует от него хорошей подготовки, серьезного отношения к делу и постоянного совершенство­ вания. Главной задачей штурмана в ночном полет» является ум»- терныѳ ориентиры маршрута— это во многом помогает ому правильно вести свой самолет. Штурманы нашего подраз­ деления в последних ночных полетах уже показали образ­ цы умелого вождения машин в условиях полярной ночи. Вот несколько примеров: Машина майора Андреева взлетела первой для бомбар­ дировки вражеского порта. Штурман экипажа младший лейтенант Смокалов в эту ночь впервые шел на такое задание. Он точно вывел са­ молет на цель и сбросил свои бомбы на стоянку кораблей противника. Когда экипаж летчика тов. Хрипова подошел к цели, то она была закрыта низкой об­ лачностью. Штурман Тимошен­ ко не растерялся. Он быстро перенацелил самолет на дру­ гой важный военный об’ект противника и сбросил туда свои бомбы. В условиях плохой види­ мости пришлось отыскивать цель экипажу старшего лей­ тенанта т. Марьенкова. База противника была закрыта сплошной облачностью. Толь­ ко в одном месте виднелось окно. Пройдя над ним, штур­ ман т. Белый засек ориентир, значившийся на карте, и вы­ вел самолет прямо на цель. Роль штурмана в ночном по­ лете исключительно велика. От того, как сумеет он повести свой самолет, перенацелить его, в случае необходимости, ка другую цель, зависит вы­ полнение боевой задачи. На­ ши штурманы ежедневно го­ товятся к ночным действиям. Обобщая имеющийся у них опыт, они стремятся к новым налетам на базы противника.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz