Североморский лётчик. 1943, октябрь.

с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 13 октября 1943 г . , Ms 18 О путях моторесурса Казалось бы, что всем пена не­ обходимость самого бережливого и экономного расходования мо­ торесурсов и горюче-смазочных материалов. Однако об э к о ­ номии у нас больше говорят, не­ жели на самом деле экономят. Об этих непорядках и о путях экономии моторесурсов и горю­ че-смазочных материалов я хочу рассказать. 1. ПОЛЕТЫ НА НАИВЫГСДНЕЙШИХ РЕЖИМАХ Несмотря на наличие сп еци ал ь ­ ных инструкции и указаний, оп ­ ределяющих наивыгоднеишие р е ­ жимы полетов и требующих в целях экономии ГСМ и моторе­ сурсов жесткого соблюдения этих режимов, большинство лет­ ного состава этих указаний не выполняет. Хуже того, в некото­ рых летних частях почему-то у с­ тановилось явно неправильное мнение о том, что полеты на нан- выгоднейших режимах на у чебно­ боевую подготовку, на барраже или при выполнении боеиых вы ­ летов невозможны. Жизн ь пока­ зывает обратное,—чем больше в баках горючего, тем больше спо­ койствия у летчика; чем меньше летчик форсирует мотор, без осо­ бой нужды в этом, тем мотор дольше живет, а летчик больше уверен в его работе. Полеты над морем на большое удаление от своей базы, горис­ тый рельеф местности и к о вар­ ная изменчивость погоды с час­ тыми зарядами и туманами, о со ­ бенно зимой,—делают каждый лиш- ций грамм горючего исключи­ тельно дорогим. Умелая эксплоа- гацня мотора в воздухе, полеты на нанвыгоднейшем режиме во всех случаях, когда нет необхо­ димости форсировать мотор, дают большую экономию горючего и значительно увеличивают радиус и продолжительность полета. Командирам и старшим инже­ нерам частей следует строго ру­ ководствоваться соответствующи­ ми указаниями, установив ж ест­ кий и повседневный контроль за выполнением руковод ящих при­ казов и инструкций по эксплоа- тации отдельных типов с амо л е­ тов. Для этого нужно ввести в систему проверк у и запись- р е ­ жимов полета и расхода ГСМ по каждому самолету, строго взыс­ кивая с тех, кто не борется за экономию. 2. О «ПУСТЫХ» ПОЛЕТАХ Возьмем, к примеру, полеты на учебно-боевую подготовку. Н е ­ редко бывает, что одни и те же экипажи вылетают по н ескольку раз в день для выполнения о т ­ дельных заданий вместо того, чтобы задания выполнять комп­ лексно, с максимальной н асыщен ­ ностью всего времени полета. Экономия ГСМ и моторесурсов в таком случае был а бы несомнена. В части тов. Михайлова пло­ хо обстоит дело с организацией вылетов к посадок. В резул ь тат е немало д о р о г о с т о яще го г орюч е­ го напрасно сжигается за счет бол ьши х интервалов между с а м о ­ летами при взлете групп, б е с ­ цельных полетов по кругу для иодстраивания. Б о л ьши е интер­ валы между самолетами при взле­ т е приводят к долгим с о б и р а ­ ниям группы в воздухе. Ино г ­ да из-за нераспорядительности рук оводител я полетами она делает над аэ р о д р омом (п еред тем как л е ч ь на боевой к ур с) три и даже ч етыр е .п у стых * круга. Если пред­ положи ть, что на таком .пустом" к р у г у ходят 30 самолетов,' то в средн ем этот к р у г обходится в 500 кг. бензина. В целях р ез к о г о сокращения р а с х о д а м о т о р есу р со в и ГСМ на .п у с ты е * п олеты н ужн о устано­ ви гь п о в с е д н е в ны й к онтр ол ь за тем, чтобы все полеты на УБП п р о в о д ил и сь т о л ь к о комплексно, а б е с ц е л ь ны е бы л и полностью л и к в и д и р о в а ны . 3. РАБОТА МОТОРА НА ЗЕМЛЕ У нас есть полная в о зможно сть р а б о т у м о т о р о в на з ем л е с о к р а ­ тить до минимума. На с ам о * же ЭКОНОМИИ и горючего деле всеми возможностями эк о н о ­ мии моторесурсов и ГСМ мы не пользуемся и моторесурс на з е м ­ ле в целях прогрева моторов расходуем самым варварским о б ­ разом. Работа моторов на земле, как бы этого ни хотелось, очень продолжительна. В прошлую з и ­ му в некоторых частях на земле .летали* столько же, сколько и в воздухе. Вместо того, чтобы о б е с ­ печить легкий и надежный запуск моторов путем поддержания их в теплом состоянии, вместо того, чтобы удержать тепло тщательно подогнанными чехлами, у нас мо­ торы периодически прогревают на газу. Отсюда совершенно ясно, что работу моторов на земле нужно сократить до минимума, допуская ее только как исключение. Для обеспечения легкого и надежного запуска при низких температурах моторы надо поддержньать в теп ­ лом состоянии всеми имеющими­ ся средствами подогрева, р азжи ­ жением масла, использованием холодного запуска, переходом на антифриз и весьма тщательной подгонкой теплых чехлов. Н а р я ­ ду с этим надо решить вопрос о подогреве моторов не бензином, а другими, более дешевыми вида­ ми топлива. 4. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ПОТЕРИ ГСМ Зап равк а горючего ведрами и из бочек, переливание бен зобаков при невнимательной заправке из бензозаправщиков пистолетом у нас имеет место и на сегодн яш­ ний день. Часты еще случаи, когда высо ­ кооктановое дорогостоющее топ­ ливо расходуется на промывку деталей, заливку ламп подогрева и пр. Слив горючего из отстоя лишь изредка фильтруется и идет по назначению, а обычно используется совсем не туда, куда следует. Отработанное масло пос ле слива мы тоже зачастую вы ­ брасываем вместо того, чтобы сдавать для регенерирования В отдельных частях и п о д р а з ­ делениях учет расхода г орюч е­ смазочных материалов, п ер ер асх о ­ да и экономии поставлены плохо Надо помнить, что без строго п о ­ ставленного повседневного учета расхода горюче-смазочных мате­ риалов ни о какой экономии и говори ть не приходится. 5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИИ ГСМ Если серьезно призадуматься, то дополнительных источников экомнн ГСМ и моторесурсов на берется очень много. Остановим­ ся на некоторых из них: а). Большинство деталей мото­ ров при их разборке промывается авиационным бензином, в то в р е ­ мя, как многие из них могут быть п ереведены на горяч ую п р о ­ мывку водой со щелочами. Это одно мероприятие сэкономит по 3 кг горюч его на каждом моторе. б). П е р е в о д различных движкоп и агрегатов, которыми пользуются наши ПАРМ 'ы , компрессорные станции и другие органи зации на электроэнергию дасг экономию в горючем до 10 тонн в месяц. в). Моторы на самолетах мы подогреваем лампами АГІЛ — 1, ко торые заправляем авиационным бензином. Почему бы нам не о б о р у д о в ат ь подогрев моторов в ук рыти ях при помощи подзем­ ных дровяных печей. г). Все водомаслозаправщики работают на жидком топливе, хотя ничто ни м ешает их перевести на д р о з а. .Многое можно сделать в целях экономии ГСМ. Каждый летчик, техник, моторнсѵ должен е ж е м и ­ нутно помнить о необходимости жесткой экономии г о рюч е -см а зо ч ­ ных материалов и моторесурсов. Этого требу ет от нас Родина во имя окончательной победы над немецкими оккупантами. Инженер-подполковник Р. СОБЧЕНКО. В ОСВОБОЖДГН НОЛ ТАГАНРОГЕ Краснофлотец бронекатера А. И. Огородников расеказывает жителям о том, как советские бронекатера вошли с моря в порт и преградили путь отступающим немцам. Фого э. Евзерихина. Фотохроника ТАСС. НАВСТРЕЧУ 25-ЛЕТИЮ ВЛКСМ ВЫСТАВКА „КОМСОМОЛ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ“ На вершине сопки — Иван Сивков, герой-комсомолец со всех сторон окружен врагами. По он борется, он сражается. — Русские в плен не сдают­ ся, — кричит Сивков. Послед­ ней гранатой он взорвался вместе с большой группой немцев. До последнего дыха­ ния он остался верен тради­ циям русских моряков, верен своей Године. Под картиной «Геройская омерть Ивана Сивкова» —• подробное описание его подви­ га, биографические данные прославленного комеомольца- североморца. 'Гаков один из стендов дей­ ствующей в Москве выставки «Комсомол в Отечественной воине®. На серебряном щите стро­ гая, лаконическая фраза: «іШО Героев Советского Союза дал комсомол Родине в дни отечественной войны». С боль­ ших фотографий на нас гл я ­ дят: богатырь Севера дважды 1 ерой Советского Союза Борис Сафонов, южанин Ной Адамия, Василий Кисляков, Николай Гастелло, знатный подводник Израиль Фисанович и многие, многие другие — замечатель­ ные сыны, которых вырастил для Родины комсомол. і На стене одного из залов барельефы комсомольцев-пар- тизан Героев Отечественной войны. Знакомые дорогие ли­ ца — Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, Шура Чекалин, Илья Кузин, Владимир Рябок и другие. С волнением смот­ рит посетитель выставки на их дневники, записи, письма, грамоты героев. Вот потре­ панный портфель, с которым Лиза Чайкина ходила на ра­ боту в райком, вот ее видав­ ший виды наган. Рядом — похвальные грамоты школьни­ цы Зои Космодемьянской, удо­ стоверение бывшего продавца Талды-Курганского райпотреб­ союза Дмитрия Каленикова о сдаче им техминимума (ду­ мали ли его товарищи по при ­ лавку, что этот скромный юноша станет одним из тех 28 героев, которые остановили немцев под Москвой?). Посетитель выставки неволь­ но задерлшвается у витрин, где на алом бархате лежат изрешеченные пулями комсо­ мольские билеты. На .многих трудно -разо<5рать фамилию. Они залиты кровью комсо­ мольцев, оэдавших свою жизнь за советскую отчизну. На смену погибшим воинам в комсомол идут многие ты ­ сячи юношей и девушек. На щите надпись: «Три миллиона человек принял комсомол в свои ряды за два года Оте­ чественной войны». Комсомольцы—в первых ря­ дах бойцов, истребляющих врага, освобождающих наши города и села от немецко-фа­ шистских захватчиков, в пер ­ вых рядах славных наших воинов, которые гонят врага на Запад. Об этом рассказы ­ вают многочисленные стенды и витрины. На большой фото­ графии скрещиваются нити оптического прицела снайпер­ ской ' винтовки. Пуля поражает ненавистного немца. «Убей его!» — зовет лозунг. Со снимка смотрит балтийский снайпер Герой Советского Сою­ за Иван Антонов, истребив­ ший 356 немецких солдат и офицеров. А вот участник обо­ роны Одессы и Севастополя Людмила Павличенко, убив­ шая 309 гитлеровцев. Рядом— мужественное лицо Героя Со­ ветского Союза летчика бом­ бардировочной авиации гвар ­ дии лейтенанта Евдокии Но- саль. Она совершила 354 ноч­ ных вылета, сбросила на рас ­ положение врага 49 957 кг. бомб. Один из залов посвящен комсомольцам и молодежи ты ­ ла — Москвы, Урала, Баку, Сибири, Дальнего Востока, Ташкента. Со стен смотрят юноши и девушки, которые плавят сталь, рубят уголь, вытачивают снаряды, сеют хлеб, ткут сукно для шине­ лей. Молодые рабочие и кол­ хозники самоотверженно тру ­ дятся на заводах, фабриках и полях. В дни войны по ини­ циативе комсомола возникло движение двухсотников. На одном лишь автозаводе им. Молотова работает 4 200 мо­ лодых рабочих, выполняющих план не менее, чем н а 200 проц., из них 2 027 — комсо­ мольцы. Сверхплановые комсомоль­ ские пушки, самолеты, сн аря­ ды. Они собраны на выставкэ в фотодокументах. Их много. Они красуются целыми артил­ лерийскими дивизионами, тан ­ ковыми бригадами, авиацион­ ными эскадрильями. С каждым . днем выставка пополняется новыми экспона­ тами. Стенды то и дело от­ стают от жизни. Например, в прошлом году, когда выстав­ ка открылась, на щите второ­ го зала сообщалось, что ком­ сомол дал Родине 207 Гѳроэв Советского Союза, теперь уже эта цифра возросла до 366 — легендарных героев, гордости и славы страны. Ко дню 25-летия ленинско- сталинского комсомола на вы­ ставке открываются два но­ вых зала. Специальные стен ­ ды посвящены комсомолу Ура­ ла, молодым партизанам. Вы­ ставка пополнится новыми скульптурами, плакатами, мо­ делями. Выставка «Комсомол в Оте­ чественной войне» пользуется большой популярностью. Со дня открытия здесь побывало более 200 тыс. человек. ЗА РУБЕКОМ В О Е Н Н Ы Е - Д Е Й С Т В И Я В И Т А Л И И ЛОНДОН , 12 октября. (ТАСС), Штаб войск союзников в Север­ ной Африке сообщает, что в пос­ ледние 24 часа на фронтах аме- риканской 5-й и английской 8-й армии прои сходила лишь артил­ лерийская перестрелка и велись патрульные оп ерации . 11 октября бомбардировщик союзников атаковали аэродром на о ст р о в е К орф у (близ Албании). В Италии совершены налеты на ар тиллерий ские позиции, автомо­ бильный транспорт и поезда про­ тивника. В ночь на 11 октября были ата­ кованы моторизованные колон­ ны к с е в е р у от Рима и вблизи Фрозиноне. Бомбардировка германских аэродромов в районе Эгейского моря ЛОНДОН , 12 октября. (ТАСС). Официально сообщается, что в ночь на 11 октября тяжелые ан­ глийские бомбардировщики атако­ вали аэродром в Калато (остров Родос). Бомбы разорвались в ме­ сте н ах ожд ения самолетов и на взлетно-посадочной дорожке. Воз­ никли п о ж а р ы . 10 октября само­ леты союзников атаковали аэро­ д р омы в Тераклионе (остров Крит), Калато ( о с т р о в Ро д о с) и Антима- кия (о с т р о в Кос). РАЗВАЛ В БАНДЕ НОРВЕЖСКИХ КВИСЛИНГОВЦЕВ С Т О К Г О Л ЬМ , 12 о к т я б р я . ( ТАСС ). Ш в е д с к а я п ечать сооб­ щ а е т о п р о г р е с с и р ующ е м развале в п а р т и и К в и с л и н г а . Происходят м а с с о вы е вы х о ды квислинговцев и з их .п а р т и и " . Н е д а в н о г р у п п а мол одых квис­ л и н г о в ц е в— юн ош е й и девушек— была о т п р а в л е н а в у ч е б ный лагерь в Г ерманию . Н а о б р а т н о м пути в Н о р в е г ию при п р о е з д е через Ш в е ц ию эти м о л о ды е квислин- г овцы с ош л и с поезда, чтобы не в о з в р а т и т ь с я на родину. Причи­ ной их бегств а, по всем призна­ кам, я ви л а с ь у т р а т а в е ры в побе­ д у г и т л е р о в с к о й Г е рм а ни и . Н а х о д ящ е е с я в С т о к г о л ь м е н о р в е ж с к о е и нф о рм бюр о сооб­ щает, что на о бщ и е собрання к ви с л и н г о в с к и х ор гани зац ий втрех гор о д ах я в и л с я в с е г о 21 человек. Л О Н Д О Н , 12 о к т я б р я . (ТАСС). Л о н д о н с к о е р а ди о сообщает, что г л а в а р ь к в и с л и н г о в с к о й организа­ ции в Г и р о н х е йм е Вогстад вы­ ступил на дн я х с речью , в кото­ рой у г р ож а л „ н е п о к о р ным ”. Угро­ зы Во гст ад а вы з в а ны ростом не­ нависти н а с е л е н и я к квислингов- цам. Во г с т а д заявил , что „надо п о к о н ч и т ь с т а к им положением, когда п р е бы в а н и е в рядах квис­ л и н г о в с к о й о р г а н и з а ц и и стало оп асным". Новости зарубежной т е хн и ки МАСКИРОВОЧНЫЙ АНГАР Разработана новая конструк­ ция маскировочного ангара для одиночного самолета. Конструкция ан гар а — P&' шетчатая, крытая сверху ма­ скировочной . материей, отдер­ гивающейся с обеих сторон. Ангар имеет форму панцыря черепахи, благодаря чему не дает тени. («Попюляр Сайнс»). ГЕЛИКОПТЕР ДЛЯ СВЯЗИ В армии США для связи применяется геликоптер Си- корского. Паря почти над самой зем­ лей, пилот геликоптера может принимать и передавать паке­ ты по назначению, не тратя времени на посадку и взлет. __ («Американ Авизйшен»). _ Ответственный редактор Г. ГРАБЧЕНК0 . МГ 14614 Адрес редакции: Полевая почта 2024а —А. Зак. 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz