Североморский лётчик. 1943, октябрь.
с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 13 октября 1943 г . , Ms 18 О путях моторесурса Казалось бы, что всем пена не обходимость самого бережливого и экономного расходования мо торесурсов и горюче-смазочных материалов. Однако об э к о номии у нас больше говорят, не жели на самом деле экономят. Об этих непорядках и о путях экономии моторесурсов и горю че-смазочных материалов я хочу рассказать. 1. ПОЛЕТЫ НА НАИВЫГСДНЕЙШИХ РЕЖИМАХ Несмотря на наличие сп еци ал ь ных инструкции и указаний, оп ределяющих наивыгоднеишие р е жимы полетов и требующих в целях экономии ГСМ и моторе сурсов жесткого соблюдения этих режимов, большинство лет ного состава этих указаний не выполняет. Хуже того, в некото рых летних частях почему-то у с тановилось явно неправильное мнение о том, что полеты на нан- выгоднейших режимах на у чебно боевую подготовку, на барраже или при выполнении боеиых вы летов невозможны. Жизн ь пока зывает обратное,—чем больше в баках горючего, тем больше спо койствия у летчика; чем меньше летчик форсирует мотор, без осо бой нужды в этом, тем мотор дольше живет, а летчик больше уверен в его работе. Полеты над морем на большое удаление от своей базы, горис тый рельеф местности и к о вар ная изменчивость погоды с час тыми зарядами и туманами, о со бенно зимой,—делают каждый лиш- ций грамм горючего исключи тельно дорогим. Умелая эксплоа- гацня мотора в воздухе, полеты на нанвыгоднейшем режиме во всех случаях, когда нет необхо димости форсировать мотор, дают большую экономию горючего и значительно увеличивают радиус и продолжительность полета. Командирам и старшим инже нерам частей следует строго ру ководствоваться соответствующи ми указаниями, установив ж ест кий и повседневный контроль за выполнением руковод ящих при казов и инструкций по эксплоа- тации отдельных типов с амо л е тов. Для этого нужно ввести в систему проверк у и запись- р е жимов полета и расхода ГСМ по каждому самолету, строго взыс кивая с тех, кто не борется за экономию. 2. О «ПУСТЫХ» ПОЛЕТАХ Возьмем, к примеру, полеты на учебно-боевую подготовку. Н е редко бывает, что одни и те же экипажи вылетают по н ескольку раз в день для выполнения о т дельных заданий вместо того, чтобы задания выполнять комп лексно, с максимальной н асыщен ностью всего времени полета. Экономия ГСМ и моторесурсов в таком случае был а бы несомнена. В части тов. Михайлова пло хо обстоит дело с организацией вылетов к посадок. В резул ь тат е немало д о р о г о с т о яще го г орюч е го напрасно сжигается за счет бол ьши х интервалов между с а м о летами при взлете групп, б е с цельных полетов по кругу для иодстраивания. Б о л ьши е интер валы между самолетами при взле т е приводят к долгим с о б и р а ниям группы в воздухе. Ино г да из-за нераспорядительности рук оводител я полетами она делает над аэ р о д р омом (п еред тем как л е ч ь на боевой к ур с) три и даже ч етыр е .п у стых * круга. Если пред положи ть, что на таком .пустом" к р у г у ходят 30 самолетов,' то в средн ем этот к р у г обходится в 500 кг. бензина. В целях р ез к о г о сокращения р а с х о д а м о т о р есу р со в и ГСМ на .п у с ты е * п олеты н ужн о устано ви гь п о в с е д н е в ны й к онтр ол ь за тем, чтобы все полеты на УБП п р о в о д ил и сь т о л ь к о комплексно, а б е с ц е л ь ны е бы л и полностью л и к в и д и р о в а ны . 3. РАБОТА МОТОРА НА ЗЕМЛЕ У нас есть полная в о зможно сть р а б о т у м о т о р о в на з ем л е с о к р а тить до минимума. На с ам о * же ЭКОНОМИИ и горючего деле всеми возможностями эк о н о мии моторесурсов и ГСМ мы не пользуемся и моторесурс на з е м ле в целях прогрева моторов расходуем самым варварским о б разом. Работа моторов на земле, как бы этого ни хотелось, очень продолжительна. В прошлую з и му в некоторых частях на земле .летали* столько же, сколько и в воздухе. Вместо того, чтобы о б е с печить легкий и надежный запуск моторов путем поддержания их в теплом состоянии, вместо того, чтобы удержать тепло тщательно подогнанными чехлами, у нас мо торы периодически прогревают на газу. Отсюда совершенно ясно, что работу моторов на земле нужно сократить до минимума, допуская ее только как исключение. Для обеспечения легкого и надежного запуска при низких температурах моторы надо поддержньать в теп лом состоянии всеми имеющими ся средствами подогрева, р азжи жением масла, использованием холодного запуска, переходом на антифриз и весьма тщательной подгонкой теплых чехлов. Н а р я ду с этим надо решить вопрос о подогреве моторов не бензином, а другими, более дешевыми вида ми топлива. 4. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ПОТЕРИ ГСМ Зап равк а горючего ведрами и из бочек, переливание бен зобаков при невнимательной заправке из бензозаправщиков пистолетом у нас имеет место и на сегодн яш ний день. Часты еще случаи, когда высо кооктановое дорогостоющее топ ливо расходуется на промывку деталей, заливку ламп подогрева и пр. Слив горючего из отстоя лишь изредка фильтруется и идет по назначению, а обычно используется совсем не туда, куда следует. Отработанное масло пос ле слива мы тоже зачастую вы брасываем вместо того, чтобы сдавать для регенерирования В отдельных частях и п о д р а з делениях учет расхода г орюч е смазочных материалов, п ер ер асх о да и экономии поставлены плохо Надо помнить, что без строго п о ставленного повседневного учета расхода горюче-смазочных мате риалов ни о какой экономии и говори ть не приходится. 5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭКОНОМИИ ГСМ Если серьезно призадуматься, то дополнительных источников экомнн ГСМ и моторесурсов на берется очень много. Остановим ся на некоторых из них: а). Большинство деталей мото ров при их разборке промывается авиационным бензином, в то в р е мя, как многие из них могут быть п ереведены на горяч ую п р о мывку водой со щелочами. Это одно мероприятие сэкономит по 3 кг горюч его на каждом моторе. б). П е р е в о д различных движкоп и агрегатов, которыми пользуются наши ПАРМ 'ы , компрессорные станции и другие органи зации на электроэнергию дасг экономию в горючем до 10 тонн в месяц. в). Моторы на самолетах мы подогреваем лампами АГІЛ — 1, ко торые заправляем авиационным бензином. Почему бы нам не о б о р у д о в ат ь подогрев моторов в ук рыти ях при помощи подзем ных дровяных печей. г). Все водомаслозаправщики работают на жидком топливе, хотя ничто ни м ешает их перевести на д р о з а. .Многое можно сделать в целях экономии ГСМ. Каждый летчик, техник, моторнсѵ должен е ж е м и нутно помнить о необходимости жесткой экономии г о рюч е -см а зо ч ных материалов и моторесурсов. Этого требу ет от нас Родина во имя окончательной победы над немецкими оккупантами. Инженер-подполковник Р. СОБЧЕНКО. В ОСВОБОЖДГН НОЛ ТАГАНРОГЕ Краснофлотец бронекатера А. И. Огородников расеказывает жителям о том, как советские бронекатера вошли с моря в порт и преградили путь отступающим немцам. Фого э. Евзерихина. Фотохроника ТАСС. НАВСТРЕЧУ 25-ЛЕТИЮ ВЛКСМ ВЫСТАВКА „КОМСОМОЛ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ“ На вершине сопки — Иван Сивков, герой-комсомолец со всех сторон окружен врагами. По он борется, он сражается. — Русские в плен не сдают ся, — кричит Сивков. Послед ней гранатой он взорвался вместе с большой группой немцев. До последнего дыха ния он остался верен тради циям русских моряков, верен своей Године. Под картиной «Геройская омерть Ивана Сивкова» —• подробное описание его подви га, биографические данные прославленного комеомольца- североморца. 'Гаков один из стендов дей ствующей в Москве выставки «Комсомол в Отечественной воине®. На серебряном щите стро гая, лаконическая фраза: «іШО Героев Советского Союза дал комсомол Родине в дни отечественной войны». С боль ших фотографий на нас гл я дят: богатырь Севера дважды 1 ерой Советского Союза Борис Сафонов, южанин Ной Адамия, Василий Кисляков, Николай Гастелло, знатный подводник Израиль Фисанович и многие, многие другие — замечатель ные сыны, которых вырастил для Родины комсомол. і На стене одного из залов барельефы комсомольцев-пар- тизан Героев Отечественной войны. Знакомые дорогие ли ца — Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, Шура Чекалин, Илья Кузин, Владимир Рябок и другие. С волнением смот рит посетитель выставки на их дневники, записи, письма, грамоты героев. Вот потре панный портфель, с которым Лиза Чайкина ходила на ра боту в райком, вот ее видав ший виды наган. Рядом — похвальные грамоты школьни цы Зои Космодемьянской, удо стоверение бывшего продавца Талды-Курганского райпотреб союза Дмитрия Каленикова о сдаче им техминимума (ду мали ли его товарищи по при лавку, что этот скромный юноша станет одним из тех 28 героев, которые остановили немцев под Москвой?). Посетитель выставки неволь но задерлшвается у витрин, где на алом бархате лежат изрешеченные пулями комсо мольские билеты. На .многих трудно -разо<5рать фамилию. Они залиты кровью комсо мольцев, оэдавших свою жизнь за советскую отчизну. На смену погибшим воинам в комсомол идут многие ты сячи юношей и девушек. На щите надпись: «Три миллиона человек принял комсомол в свои ряды за два года Оте чественной войны». Комсомольцы—в первых ря дах бойцов, истребляющих врага, освобождающих наши города и села от немецко-фа шистских захватчиков, в пер вых рядах славных наших воинов, которые гонят врага на Запад. Об этом рассказы вают многочисленные стенды и витрины. На большой фото графии скрещиваются нити оптического прицела снайпер ской ' винтовки. Пуля поражает ненавистного немца. «Убей его!» — зовет лозунг. Со снимка смотрит балтийский снайпер Герой Советского Сою за Иван Антонов, истребив ший 356 немецких солдат и офицеров. А вот участник обо роны Одессы и Севастополя Людмила Павличенко, убив шая 309 гитлеровцев. Рядом— мужественное лицо Героя Со ветского Союза летчика бом бардировочной авиации гвар дии лейтенанта Евдокии Но- саль. Она совершила 354 ноч ных вылета, сбросила на рас положение врага 49 957 кг. бомб. Один из залов посвящен комсомольцам и молодежи ты ла — Москвы, Урала, Баку, Сибири, Дальнего Востока, Ташкента. Со стен смотрят юноши и девушки, которые плавят сталь, рубят уголь, вытачивают снаряды, сеют хлеб, ткут сукно для шине лей. Молодые рабочие и кол хозники самоотверженно тру дятся на заводах, фабриках и полях. В дни войны по ини циативе комсомола возникло движение двухсотников. На одном лишь автозаводе им. Молотова работает 4 200 мо лодых рабочих, выполняющих план не менее, чем н а 200 проц., из них 2 027 — комсо мольцы. Сверхплановые комсомоль ские пушки, самолеты, сн аря ды. Они собраны на выставкэ в фотодокументах. Их много. Они красуются целыми артил лерийскими дивизионами, тан ковыми бригадами, авиацион ными эскадрильями. С каждым . днем выставка пополняется новыми экспона тами. Стенды то и дело от стают от жизни. Например, в прошлом году, когда выстав ка открылась, на щите второ го зала сообщалось, что ком сомол дал Родине 207 Гѳроэв Советского Союза, теперь уже эта цифра возросла до 366 — легендарных героев, гордости и славы страны. Ко дню 25-летия ленинско- сталинского комсомола на вы ставке открываются два но вых зала. Специальные стен ды посвящены комсомолу Ура ла, молодым партизанам. Вы ставка пополнится новыми скульптурами, плакатами, мо делями. Выставка «Комсомол в Оте чественной войне» пользуется большой популярностью. Со дня открытия здесь побывало более 200 тыс. человек. ЗА РУБЕКОМ В О Е Н Н Ы Е - Д Е Й С Т В И Я В И Т А Л И И ЛОНДОН , 12 октября. (ТАСС), Штаб войск союзников в Север ной Африке сообщает, что в пос ледние 24 часа на фронтах аме- риканской 5-й и английской 8-й армии прои сходила лишь артил лерийская перестрелка и велись патрульные оп ерации . 11 октября бомбардировщик союзников атаковали аэродром на о ст р о в е К орф у (близ Албании). В Италии совершены налеты на ар тиллерий ские позиции, автомо бильный транспорт и поезда про тивника. В ночь на 11 октября были ата кованы моторизованные колон ны к с е в е р у от Рима и вблизи Фрозиноне. Бомбардировка германских аэродромов в районе Эгейского моря ЛОНДОН , 12 октября. (ТАСС). Официально сообщается, что в ночь на 11 октября тяжелые ан глийские бомбардировщики атако вали аэродром в Калато (остров Родос). Бомбы разорвались в ме сте н ах ожд ения самолетов и на взлетно-посадочной дорожке. Воз никли п о ж а р ы . 10 октября само леты союзников атаковали аэро д р омы в Тераклионе (остров Крит), Калато ( о с т р о в Ро д о с) и Антима- кия (о с т р о в Кос). РАЗВАЛ В БАНДЕ НОРВЕЖСКИХ КВИСЛИНГОВЦЕВ С Т О К Г О Л ЬМ , 12 о к т я б р я . ( ТАСС ). Ш в е д с к а я п ечать сооб щ а е т о п р о г р е с с и р ующ е м развале в п а р т и и К в и с л и н г а . Происходят м а с с о вы е вы х о ды квислинговцев и з их .п а р т и и " . Н е д а в н о г р у п п а мол одых квис л и н г о в ц е в— юн ош е й и девушек— была о т п р а в л е н а в у ч е б ный лагерь в Г ерманию . Н а о б р а т н о м пути в Н о р в е г ию при п р о е з д е через Ш в е ц ию эти м о л о ды е квислин- г овцы с ош л и с поезда, чтобы не в о з в р а т и т ь с я на родину. Причи ной их бегств а, по всем призна кам, я ви л а с ь у т р а т а в е ры в побе д у г и т л е р о в с к о й Г е рм а ни и . Н а х о д ящ е е с я в С т о к г о л ь м е н о р в е ж с к о е и нф о рм бюр о сооб щает, что на о бщ и е собрання к ви с л и н г о в с к и х ор гани зац ий втрех гор о д ах я в и л с я в с е г о 21 человек. Л О Н Д О Н , 12 о к т я б р я . (ТАСС). Л о н д о н с к о е р а ди о сообщает, что г л а в а р ь к в и с л и н г о в с к о й организа ции в Г и р о н х е йм е Вогстад вы ступил на дн я х с речью , в кото рой у г р ож а л „ н е п о к о р ным ”. Угро зы Во гст ад а вы з в а ны ростом не нависти н а с е л е н и я к квислингов- цам. Во г с т а д заявил , что „надо п о к о н ч и т ь с т а к им положением, когда п р е бы в а н и е в рядах квис л и н г о в с к о й о р г а н и з а ц и и стало оп асным". Новости зарубежной т е хн и ки МАСКИРОВОЧНЫЙ АНГАР Разработана новая конструк ция маскировочного ангара для одиночного самолета. Конструкция ан гар а — P&' шетчатая, крытая сверху ма скировочной . материей, отдер гивающейся с обеих сторон. Ангар имеет форму панцыря черепахи, благодаря чему не дает тени. («Попюляр Сайнс»). ГЕЛИКОПТЕР ДЛЯ СВЯЗИ В армии США для связи применяется геликоптер Си- корского. Паря почти над самой зем лей, пилот геликоптера может принимать и передавать паке ты по назначению, не тратя времени на посадку и взлет. __ («Американ Авизйшен»). _ Ответственный редактор Г. ГРАБЧЕНК0 . МГ 14614 Адрес редакции: Полевая почта 2024а —А. Зак. 222
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz