Североморский лётчик. 1943, октябрь.
а «Летчики -торпедоносцы — это люди, к которым больше, чем к кому бы то ни было относится мудрое изречение Суворова: „По беждает тот, кто меньше себя жалеетСмелые атаки торпедо- носцев-североморцев войдут в историю авиационной войны на море, как лучшие страницы герои ческой борьбы с немецким фа шизмом". (Из выступления оице-адмнрала А. I , Г оловко на краснофлотском радиомитинге 22 июля 1943 г.) Слав а = героям - торпедоносцам Герой Советского Союза капитан В. Киселев К НОВЫМ ПОБЕДАМ! Герой Советского Союза капитан А. Баштырков Полк североморских торпе доносцев, отмечающий завтра первую годовщину своего су ществования, стал грозой фа шистских конщоев в водах Ба ренцева моря. Наши летчики потопили уже 54 транспорта и корабля противника общим водоизмещением в 347 тысяч тонн. Это — итоги года. Но как бы ни были эффективны удары наших летчиков по ком муникациям врага, они не мо гут быть признаны достаточ ными до то'х пор, пока не бу дет реализована задача пол ного разгрома конвоев, пока мы 'сохраняем за врагом воз можность —пусть ценой боль ших потерь—продолжать свои перевозки. Наш долг перед Родиной, наша помощь насту пающим частям Красной Ар мии будут выполнены .до кон ца только тогда, когда мы су меем добиться уничтожения нь отдельных судов в составе конвоев, а полностью и цели ком всех конвоев. Задача Се верного флота и нашего полка состоит в том, чтобы перере зать морские коммуникации немцев на нашем театре й ли- шить противника возможности I питать ..и поддерживать с мо ря свой крайний северный фланг. Осуществление этой задачи вполне ів наших Силах.. Лич ный состав располагает цен нейшим опытом, добытым за год существования полка'. Тра диции героев Баштыркова и Киселева, Покало и Гаврилова, Островского и Балашова, Ма- карѳвича и Величкина стали достоянием десятков их бое вых соратников. Материаль ная часть, находящаяся на вооружении нашего полка, несравненно лучше той, на ко торой в свое время -были одер жаны первые победы северо морских торпедоносцев, при несшие полку его гвардей скую славу. Технический со став отлично освоил матери альную часть и обеспечивает ее боеготовность. Таким образом, выполнение во «сем юб’еме ответственней шего предназначения нашего полка зависит только от нас самих, от степени нашей Гвардии подполковник= Б. СЫРОМЯТНИКОВ гавизоваиности и дисципли нированности во всем — в крупном и в так называемых «мелочах». Малейшая расхля банность командира разбалты вает подчиненного, недисцип линированность на земле при водит к недисциплинирован ности в воздухе. Наступаю щая полярная зима и все бо лее укорачивающийся день требуют от нас максимального использования для боевой ра боты коротких часов светлого времени суток и, следова тельно, готовность акипажейи материальной части у нас всегда должна быть повышен ной, а выполнение приказа ний —немедленным и четким. Величайшим позором должно считаться опоздание с боевым вылетом, ибо подобное опоз дание может привести не только к срыву всей опера ции, но и к ненужным, неоп равданным потерям. Дисцип лина, (выкованная на земле, обеспечивает победу в возду хе. Она цементирует людей, крепит боевую дружбу, гаран тирует успех в бою. Известно, что сведение мор ских перевозок противника в крупные конвои с сильным ко рабельным охранением и авиационным прикрытием не дало немцам ожидаемых ре зультатов: их потери непре рывно растут. Северный 'флот и его авиация приняли свои контрмеры и продолжают то пить вражеские корабли, об рушивая на них комбиниро ванные удары своих сил в грозном взаимодействии мно гих родов авиации и кораб лей. Надо помнить, что взаи модействие, как бы хорошо оно ни было продумано и вэвешаи-о в штабах, опирается на предельно точное выполне ние каждым исполнителем его задали. Если обстановка тре бует смелого риска, то необ ходимо итти на него. Тот, кто думает, в такие мгновения о себе, может погубить взаимо- Традиции нашего полка Не отступать ни перед ка кими трудностями стало тра дицией летчиков-торпедонос- цоів. Значительные трудности полку пришлось преодолеть еще до того, как 15 декабря был открыт -боевой счет от топленных транспортов. Ещ е до начала боевой деятельно сти полка торпедоносцев большинству летчиков пред стояло освоить самолет, впер вые поступивший на вооруже ние нашей авиации. ‘Сложность овладения техни кой "пилотирования на новой машине усугублялась тем,что У нас отсутствовали необхо димые материалы о летно-так- тических данных незнакомого самолета. Но выход из этого был найден. Гвардии капитан Гарбуз и гвардии капитан Стоянов первыми вылетели на новых самолетах и, учитывая опыт каледого учебно-трениро вочного полета, составляли инструкции и наставления для своих летчиков. Впоследствии на гвардии капитана Стояно ва командование полка возло- леило даже функции «летчика- испытатѳля»: ему было .пору чено всесторонне испытать са молет на, всех режимах и с различной координацией дви жений с тем, чтобы в итоге испытаний получить полную картину летно-тактичёских данных машины. На машинах того лее типа, что испытывал Стоянов, со вершали свои героические по- Гвардии майор Ф. ШИ Л И Л О В двиги Баштырков и Гаврилов, Киселев и Покало, на. этих машинах наш полк потопил десятки фашистских транс портов и кораблей. 2 . Боевыё действия полка. ши роко развернулись с 14 янва ря 1943 года. Первыми в этот день ^ атаковали вражеский конвой экипажи Киселева и Баштыркова. После декабрьских атак По повича и Трунова противник усилил охрану транспортов кораблями эскорта и, кроме того, конвой прикрывался бе реговыми батареями. Киселев и Баштырков были встречены ожесточенным артиллерий ским огнем с кораблей и с берега. -Киселев, как ведущий, избрал для своей торпеды большой транспорт. Баштыркову было легче атаковать меньший из остававшихся транспортов, шедший в отдалении. Он по нимал, что, атакуя этот транс порт, он подвергается незна чительному противодействию и следовательно, рискует в мень шей степени. Но Баштырков атаковал другой транспорт, наиболее крупный, находив шийся вблизи военных ко раблей и у самого берега. Баштырков. знал, "что ■он неми нуемо попадет под жестокий огонь корабельной й берего вой артиллерии, а когда Ки селев выйдет из атаки , весь огонь будет сосредоточен на одном только его самолете. Но Героев Советского Союза лет чика Баштыркова и штурмана Гаврилова не ' остановила опасность. Они презрели смерть и, чтобы нанести вра гу несравнимо больший урон,, пошли на самопожертвование. «Врагов больше, нас мень ше, — значит, ты можешь вы брать, какую хочешь цель». Так говорил Киселев'. От од ной победы к другой он про должал совершенствовать свое боевое мастерство и учил это му мастерству?, своих подчи ненных. Выступая однажды на партийном собрании, Киселев заявил: «Нужно добиться, что бы противник трепетал перед нами, бежал от нас». Слова 'большевика подтверждались ■его боевыми делами. Василий Киселев не свер нул с боевого курса, когда по его самолету забили орудия одиннадцати военных кораб лей, охранявших два транс порта, когда на. его машину устремился рой фашистских истребителей. Василий Кисе лев не свернул с боевого кур са и тогда, когда вражеский снаряд поджег мотор на его самолете. Воля большевика, стремление уничтожить врага были сильнее смерти. На го рящем самолете Герои Совет ского. Союза Киселев и. штур ман Покало атаковали фаши стский транспорт водоизмеще нием в 10000 тонн и утопили его. " Подвиги Баштыркова и Ки селева выковывали традиции нашего полка. действующих с ним боевых друзей и одновременно ли шить себя их поддержки, уже не говоря о том, что- успех операции будет неизбежно сорван. Герой Советского Сою за Киселев был мастером дерзкого- и умного риска, его победы поучительны сочета нием расчета с предельным бесстрашием. К летчикам того же склада относятся гвардии капитаны Макаревич и Бе- личкин, по стопам которых следует итти всем молодым торпедоносцам. Взаимодействие пред’являет высокие требования к истре бителям прикрытия. Только спайка и единая воля всех участников операции способны дать нуленый аффект в _бою. К числу тех истребителей, о которых с теплым чувством отзываются торпедоносцы, можно отнести таких мастеров прикрытия, как капитан Хар ламов и лейтенант Попов. Зима не даст немцам пере дышки. ' В лунные ночи в.раг снова почувствует ра зящую силу наших торпед ных атак. В плохие по годы противник встретит у дальних фиордов наших «охот ников». Но и «охотникам» н а до подготовиться к крейсер ской войне на коммуникациях. Им обязаны систематически и непрерывно помогать грамот ные разведчики, обстановка на театре постоянно должна, быть им известна, каждое измене ние обстановки нуждается в фиксации и доведении до све дения экипажей. Правильная постановка экс- плоатации материальной ча сти в зимних условиях во многом решает успех пред стоящих операций. Еще боль шее сокращение сроков готов ности — дело чести всего ин женерно-технического состава. Исполненные уверенности в своих силах, гордые славным путем, пройденным полком за, истекший год, верные традй- . циям лучших людей родного полка, североморские торпе доносцы наносят и будут на носить ненавистному врагу все возрастающие удары, че стно выполняя свой воин ский и гвардейский долг. 8. К торпедоносцам. вице-адми- рал А. Головко отнес, слова великого русского полководца Суворова: — Побеждает тот, кто мень ше себя жалеет. Слова национального героя русского народа могут слу жить боевым девизом нашему полку. Мне довелось участвовать в операции, когда пять торпе доносцев, шедших без сопро вождения истребителей, еще на подходе к цели были ата кованы пятнадцатью самолета ми' противника. Храня тради ции полка, мы не отступили перед опасностью. Мы потопи ли корабли и дружным ком пактным огнем сбили пол-де сятка фашистских истребите лей. Все наши экипажи в не- лости и невредимости верну лись домой. Любовь и уважение заслу жили у нас такие летчики, как гвардии капитан Шкару- ба и гвардии старший лейте нант Дубинѳц. Они всегда .рвутся в бой и стараются бить врага наверняка. Бесстрашие, порожденное личной храб ростью и ненавистью к врагу, высокая тактическая грамот ность гвардии капитана Ма каревича выдвинули его в чи сло лучших офицеров г-вардей ского полка. Недавно, атакуя конвой, он смело пошел в гу щу огня, чтобы уничтожить крупный .'транспорт с рудой, и отправил на дно необычай но ценный для. фашистов груз. Годичная история нашего полка богата такими примера-' ми. Подвиги ролсдают подви ги. В этом и есть сила -гвар- дейсюих традиций. Инженер эскайрщ ший тахник-лейтенант техниками и •кого полка гвардии стар- рлвва первый) беседует с ільи. Фото И. .Мгіхеева. Г О сть Самолет - ториедаущр^ )В которых рядом с первая боевая машину Униями о продвижении торой я начал воэвк іапад наших полков и ди- совероморских^ торg сообщается и о транс- цсв„ ~ первый йолк, и кораблях, потоплен- ший меня, молодого і в Баренцевом море, авиа летчика, в свою йоевр- Северного- флота? Гвардии майор Попо^тулление Красной Армии Остается. Еще сильнее врага обязаны и мы. К у зовут нас сложившиеся Од традиции гвардейского меня в строй, науш ству торподометанйя,' возенитному маневру, тому, чт-о должея я чик-торпедон'осец, ,;Й£ Подвиги героев п-олка атаку на в-ралеесвю е фиордах Баренцова и Фашистские которые попали и пады, фигурируют в дами. я -горжусь .каэд дой, одержанной -шр; честь нашего г-вар, знамени—это моя * гвардии офицера. і Я і эхо . взрывов наши слышали и гитлерові женныѳ нашими еоіі Уги-м-ся г к новым победам и нас, іѳдших с полком весь его рй путь, и молодых вои- вступающих в наш бое- ........... . _ __ строй. Мне приятно- на- итогах моего полка. I і сегодня имя моего од- жу-сь не только зга пчанина гвардии -старшего енанта/ Казакова, уже- в рм сралеении, необычай- т-орпедоносцами, .пиіжесто-ченном и яростном, іавшего храбрость и уме- знчится война. Враг бу- разбит и уничтожен. Пос- конча-тельной победы мы товарищами, Евшими на других фрон Сталинградом,, что наш удар по фан конів-ою ощущали наин -скажет: немцы -в Орле и .йіЯ воевал в Киевской ди- в Харькове и Таганри! уничтожая фашистеиУгой окалсет: ли на Севере, мы »Я воеівал в Минской ди- al вгий скажет: Я воевал в Севаотополь- д’лвизии! f доллшы -воевать так, -победный путь наши освобождающим от правобережье Днепра ну и Белоруссию-.-,» со всей Красной Аі Флотом изгоняем к л иметь право с той жѳ д-остью для сѳвер| летчика, чем .своди! го врага с -советской ^тью ответить': что может быть іболь Н ( 'североморский тор- достыо для каждого Что моясет быть боі вдеец! рдии старший лейтенант И. ДУБИНЕЦ. ГВАРДЕЕЦ- КОММУНИСТ В день нашего Чобилея я хочу коротко- рассказать об од ном из лучших гвардейцев — гвардии капитане Островском, отважном ('истребителе- фаши стских транспортов, на счету которого записано пять по топленных .кораблей против ника. Эт-о буде-т в то лее вре мя рассказ и о том, как -бы валый летчик пестует моло дых товарищей,как он приви вает им навыки новой для них и трудной воинской профес сии, как он воспитывает их на героических традициях св-оего полка. Гвардии капитан Островский совершил :ов-ой первый вылет в торпедную атаку и -одержал свою первую победу улее пос ле того, -как пионеры торпе доносной авиации . на -Севере Гарбуз и Попович, а вслед за ними -Баштырков, , Киселе®, Трунов, Агафонов, Балашов и другие, открыли счет своих побед. Иными словами, он имел возможность ознакомить ся еще до Івылета с теми трудностями, которые ему предстоит преодолеть, Он рас полагал коллективным опытом товарищей, который, таким -об разом, поступал 'ему на воору- леениа и многократно увели чивал ого силу. Первая же торпедная атака принесла Островскому победу. Возвра тись на аэродром,-он об’я-снял свой успех тем, что внима тельно прислушивался к рас сказам других летчиков, уже бывавших в торпедных ата ках, анализировал вместе с иими вопро-сы, связанные с выбором цели, с маневром при гюдходеі к цели, с выходом из атаки и т. д. Спокойный, вдумчивый и хладнокровный человек, он считал -своей пря мой обязанностью впитать в себя и освоить все то, что на копили и вынесли из своей боевой практики летавшие до него товарищи. В нашем деле не молее-т быть допущено -ни малейшего легкомыслия, по спешности, «нахрапа». Остров ский отлично это понимал, сам руководствовался ’ этим золо тым правилом и тог-о же тре бовал от своих подчиненных и учеников. Но как бы; (много ни знал Островский -об особенностях т-орпед-ной атаки со сло-вдру- = Гвардии капитан С. МАКАРЕВИЧ гих, первая лее собственная атака поставила перед ним ряд новых проблем, нуждав шихся в кропотливом обдумы вании и всестороннем -обсуж дении. Островский проводил долгие зимние вечера 1943 го да вместе *с Величкиным, Ма лыгиным-, Голубевым и мной за разбором каледого нашего •вылета, -определяя причины успехов и неудач. В этих увлекательных беседах отта чивалась и 'совершенствова лась наша боевая -выучка, опыт 'кристаллизировался в тактику. Летчик огромных во левых качеств, Островский в-сѳгдаі подчинял порыв рас судку, горячность сердца со четал с холодом расчетливого ума, готовность -к дерзкому риску с трезвым учетом об становки. Эти качества обес печили ему последующие победы. А-вторитет Островского непре рывно растет. Когда полк получает гвардейское знамя, гвардеец Остров-ский улсе в-о- дит -в операции м-но-гих .ста рых и молодых летчиков, и все осуществленные под его- ру ководством боевые дела отме чены тактической грамот ностью и зрелым мастерст вом. Я, как секретарь партий ной организации подразделе ния, в ‘работе іс молодыми летчиками всегда опирался на Островского. Коммунист, прин ципиальный до щепетиль ности, он постоянно боролся с-о -всеми проявлениями высо комерия и зазнайства, посто янно учился сам и того- лее требовал от других. Вряд ли кто из -нас забудет прочитан ный им для летного -состава доклад: «Традиции Киселева». Островский видел -свой долг коммуниста в пропаганде гвар-. дейских традиций полка. Член партийного бюро подразделе ния, а -затем и полка, он был неутомимым агитатором и про пагандистом, который всем своим авторитетом бесстраш ного летчика прививал личг -ному составу -безмерное ува жение к -боевому ' пути родно го полка и к его героям. Когда к наім прибыли моло дые летчики, не нюхавшие пороха, мы, обладавшие к то му времени уже значительным опытом, готовили их к -вы полнению ответственных бое- вы-х задач. Островский охотно и -самйм деятельным -образом принимал участие в неодно кратно проводимых «проигры шах».. Ему приятно было со знавать, что не пропадают Івтуне его знания, что они приносят пользу кадрам новых североморских торпедоносцев, которым предстоит вместо со «стариками» множить общую гвардейскую славу. Остров ский помногу занимался со старшими лейтенантами Пиро говым, Зайцевым, Наконечным, хотя они и были -включены в состав другого подразделения. Отличный воспитатель, он за- жеіі и раздул в их храбрых сердцах огонь настойчивого стремления как молено скорее вылететь на врага, чтобы как можно больше* потопить фа шистских кораблей. В первой же атаке, в кото рую их водил Островский, Пи рогов -и. Зайцев одержали каледый* по победе. Давно ни кто не видел Островокого та ким радостным. Его радовал, не столько потопленный им самим очередной транспорт, сколько успех старших лейте нантов, его выучеников. Он высоко -оценил их умение, сме лость, решительность, ту внутреннюю энергию, которая должна быть у каледого тор педоносца). Пирогов и Зайцев вслед :за тем -ходили со -мной и -вновь одержали победы. Их поведение в бою произвело на меня отличное впечатление: мне казалось, что со мной идут не новички, а много опытные воины. Я считаю, что школа Островского нало жила на способных учеников этот отпечаток серьезности и глубокой -боевой деловитости. Сейчас Пирогов и Зайцев улеѳ на-граледены орденами Красно го Знамени. Лучшие традиции северомор ской торпедоносной авиации, носителем которых был Ост ровский, становятся достоя нием молодежи и гарантируют непрерывность наших ударов по врагу вплоть до -полного его разгрома, вплоть до пол кой нашей победы. (Адмирал Н. Кузнецов) „Сокрушительные удары по вражеским коммуникациям на носит 9-й Гвардейский глинно торпедный авиационный полк. Полк молодой, но молодость не мешает ему занимать первое ме сто среди торпедоносной авиации Военно-Морского Флота". Мы готоііеды героям Офицеры специаль!?’ кале гвардии старшина гордятся своими гваЖйи краснофлотцы летчиками и •штурМІ' > Панкисов и другие, торые, презирая старшин-a,. Раков го на подготовленных S t ИЗОДы для героев машинах п о д -готовле# & и Гаврилова, Ки педиста-ми оружие {|онп„ п™ало>Для Трунова, вралееским фиордам Ik . оаиченко и многих жаіот один за друг®I л, „ 'не было случая, скиѳ конвои. Нам в g • 0 т°Рпеда ошазы- зна-вать, что в ИІІтѵпятЛто , ^ к ; упаюЩая зима тгіебует ниях заключена - гі л ^ го труда, что беізойѣ0в^™ из нас полного ис- -И 'ТОРЧтт,®' накопленного в омимЙІ, „ ’Г0ДУ опыта и вместе .«aF ДсІтУГ tIQH/Г ~ --- зультат неутс бота мото-ров и ДМ г даК] . jiivLcurD технического -состав>-|0 Уверенность, Особые трудности | им и ’Задачами мы виях Севера и, в і Ж и т к ^ ? УЮ °ЧѲРадЬ заполярной зимы осмотп ’ „ 0 ’Периодиче- прѳодолева-ть торпо%РОВ9 тщатель- первых шорах Агатов топпап ^ т Р0В И ная служба еще влияния обеспечат ТГЯ W АТ.Та ТЭі ТТП ТГ ЫХ О т-,. „ лажена в должных ‘Тератуп w -нехватало у нас Чисиванйя пр ™Л°*УСТ ѵ Т ских знаний. S гл-а'з oxramf^ охранит торпеду от ” &лгі ил і температур, сйе®ць%ых заносов. Удары по заносы затрудняли | ккм траиспор ^ ци-ю торпеды - « б Удут Проиав ить зимой настойчиво в е |Щ е -с к Иѳ летчики, окажут- природой, добп-вЛспе-чоны самой добро- ежеминутной г о д н о й работой .всѳіхт шего о-рулеия, оад»*®. шона под руіеовоД^Іар ных офицеров, 'гР^ІТенаит технмн- циативой лучших Ч і ■ЛИПУШКИН. Наука побеждать Годовщина нашего- полка, является для многих моих од нополчан и -первой годовщи ной .их работы в торпедонос ной авиации. Год тому назад, когда мы — офицеры, воевав шие в других авиационных частях, — перешли во -вновь созданный минно-торпедный полк, у большинства летчиков и штурманов отсутствовал не только боевой, но и учебно- практический -опыт примене ния нового для на-с -авиацион ного -орулеия — торпеды. Мы имели лишь самое общее пред ставление .о торпедных -атаках с воздуха и были только на слышаны о великолепных побе дах основоположника -северо морской торпедоносной ави-а,- ции лв-ардии капитана Гарбу- за и его соратников. Значение первых торпедных ударов -Гарбуза трудно пере оценить. Как бы ни был ве лик тоннаж кораблей, потоп ленных его торпедами, значе ние г-арбузовских атак летом 1942 года нельзя определять одними их- конкретными ре зультатами — причиненным противнику ущербом. Не ме нее, если не более важным результатом знаменательного почина Гарбуза оказалось под- тверледение высокой эффектив ности торпедного удара. Для торпедоносной авиаций на Се вере открывались благодарный перспективы. Ив$ін Яковлевич Гарбуз всегда продолжал счи тать, что его, работа лишь на-' чало, первый шаг, что на пу ти к новым победам торпедо носцам необходимо пройти еще большую боевую школу. Гвардии капитан А. ВЕЛИЧКИН Своя «наука побеждать» су ществует и для армии, в це лом, и для каждого рода ору жия в отдельности. Торпедо носная авиация — самый мо лодой вид авиации, и еѳ «наука побеледать», в сущности, стала -складываться всего год с лишним тому назад. Гарбуз был одним, из ее основопололс- ников. На его опыте учились те, кто начинал с азов осваи вать трудное искусство тор- педометания. В боях отрабатывалось на ше умение, дополнялся, рас ширялся и умножался опыт первых торпедоносцев Севера. От атаки к атаке мы обога щались знаниями, которые в сочетании со смелостью и от вагой наших летчиков и их готовностью итти на риск приносили полку все новые и новые победы, В -сражениях роледал-ась и крепла наша «наука побеждать». Боевой счет полка открыла- ночная торпедная атака гвар дии майора Поповича. Этим самым было доказано, что в ночное время, несмотря іна усложненность условий, ус пешные торпедные удары вполне возможны. Опыт По-, иовича помог -мне-—тогда еще Торпедоносцу- новичку — до-; бить-ся успеха в моей первой атаке 31 января 1943 года. , Вражеский конвой был об наружен на исходе короткого зимнего дня. Метеорологиче ская обстановка эаітрудняла (Из передовой статьи газеты „Правда*1 от 2-го июня 1943 г.) - Слава = героям - торпедоносцам Ѵі» ЦІГ*1- 1 Ш Герой Советского Союза гвардии капитан В. Балашов Герой Советского Союза старший лейтенант М. Покало полет, быстро надвигались ве черние сумерки, и, найдя цель, я убедился, что разли чаю ее уже недостаточно яс но-. Но из боевой практики п-олка я уже ізнал, что ус пешный торпедный удар в темноте принципиально возм-о- Лѵзн и что трудность выхода в атаку компенсируется тем, что ночью -противник -в свою очередь -плохо различает твой самолет. Прежде, чем выйти в атаку, я сделал три -захода. В пер вом заходе мне удалось' опре делить только курс избранно го для атаки корабля, во -вто ром заходе — его- скорость, и лишь затем, уже определив все элементы движения и вы бран наивы-годнейший курсо вой угол для торпедной ата ки, я торпедировал транспорт. В итоге над целью мне пришлось пробыть... 20 минут! Но зенитный огонь, крайне слабый и неприцельный, про тивник открывал лишь при моем приближении к кораблям и никакого вреда -мне не при чинил. Находясь над целью, я за метил на более... светлой сторо не горизонта, на юго-западе, два самолета противника. Мы сленно представив себя на их месте, я решил, что враже ские истребители не могут заметить меня, заходяіщего с северо-востока, то-есть с тем ной стороны горизонта, тем боле»;-, что низкая облачность в этой стороне неба сгущала темноту. Мой предположения оправдались: я потопил тр ан с порт, так и незамеченный истребителями. Моя первая атака -принесла мне удовлетворение не только потому, что она' увенчалась победой, но и п-о-тому, -чтоно- вая крупица опыта в какой-то мере обогатила всех наших летчиков. Когда говорят, что мы учи лись в боях, это значит, что мы, изучая собственный опыт и опыт других летчиков, со вершенствовали свое умение й свою тактику. Вспомним, что на первых порах существова ния нашего полка «свободная охота» была основным такти ческим приемом наших торпе доносцев. Сейчас, по мере то го, как враг усиливает свои конвои, мы вводим новые- так тические приемы, варьируем их, наносим по конвоям -про тивника комбинированные уда ры в сложном -взаимодейст вии многих родов авиации. Наша торпедоносная «наука побеждать» стала многосто роннее и сложнее. Изучать ее необходимо каждому из нас— и не только тем, кто лишь сейчас расправляет свои крылья над просторами Ва-' ренцова моря, но и тем, кого в молодом полку называют «стариками» и «ветеранами». «В военном деле, а тем более в такой войне, как современ на'я -война, нельзя стоять на месте, — говорит товарищ Сталин. — Остановиться в военном деле — значит от стать. А отсталых, как и з вестно, бьют». ’ Год боевой работы 9-го Гвардейского, полка стоил нем цам 54 транспортов й кораблей. Второй год нашей боевой ра боты должен обойтись немцам еще дороже.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz