Североморский лётчик. 1943, октябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 1 октября 1943 г., № 13 ОСОБЕННОСТИ БОЕВ СО СМЕШАННОЙ ГРУППОЙ „МЕ-109“ И „ФВ-190 і ( За последнее время истре­ бительная авиация противни­ ка выступает в большинстве случаев смешанными группами истребителей, в составе кото­ рых действуют сМЕ-109» и «ФВ-190». истребитель «МЕ-109? обла­ дает лучшим вертикальным маневром, нежели ФВ-190 >. тогда как последний имеет преимущество на виражах. Об‘единяя оба типа этих само­ летов в одну группу, против­ ник как бы устраняет недо­ статки каждого типа в отдель­ ности. Летчики нашей части про­ вели немало боев с такими смешанными группами и вы­ ходили победителями. В чем особенности боя со смешанной группой? Как пра­ вило, немцы применяют пар­ ный удар, в котором действу­ ют «МЕ-109» и ФВ-190 >. В таких случаях «ФВ-190а пы­ тается зайти в хвост нашему самолету. Обладая меньшим радиусом виража, наши истре­ бители уклоняются от огня противника. Тогда на помощь «ФВ-190» приходит і МЕ-109», который дает демонстративную заградительную очередь. Лет­ чик, встречая трассу «стодевя- того», невольно стремится переложить самолет в оорат ный вираж. Подобное решение будет неправильным. Он лишь способствует тактике против ника, так как сзади идущий «ФВ-190» ждет этого маневра для своей атаки. Этот момент в бою является наиболее опас­ ным и подчас губительным для малоопытного летчика. От заградительной очереди і МЕ-109» можно уклониться путем проскакивания огня, внутренним или внешним скольжением, тем более, что атака «стодевятого» в этот мо­ мент малоэффективна. Она рассчитана скорее на мораль­ ное воздействие п, как ска­ зано выше, для того, чтобы заставить обороняющегося пе­ рейти в другой вираж. Когда парный удар против­ нику не дает положительных результатов, «ФВ-190» отвали­ вает в сторону, а «МЕ-109» набирает высоту. Этот момент является наиболее благопри­ ятным для атаки врага. Зная прием парного удара, наши летчики не поддаются на уловки немцев, а, проти­ вопоставляя им свою тактику, наносят смертельные удары самолетам противника, действу­ ющих в смешанных группах. Капитан В. ПР0НЧЁНКО. ВОЕВАТЬ И УЧИТЬСЯ Летчики - штурмовики нашего подразделения потопили 13 немец­ ких кораблей и транспортов, в воздушных боях сбили 8 и на земле уничтожили 6 вражеских самолетов. Кроме того, на боевом счету подразделения имеется не­ сколько подожженных и повреж ­ денных кораблей противника, уничтоженных батарей и построек врага. В достижении этих боевых успехов немалую роль сыграла повседневная учеба летного соста­ ва. Команднр подразделения л ей те­ нант Гуляев много работает над повышением своих знаний. Он регулярно читает литературу, и зу­ чает боевой опыт других частей, внимательно относится к бомбо­ метанию на полигоне, глубоко анализирует каждый свой вылет. Такая учеба дает свои плоды— на его личном счету больше все­ го потопленных кораблей врага. В экипаж т. Гуляева входит итурман младший лейтенант т. Казаков. Это—неутомимый воин, он ни минуты не теряет зря. Кро­ потливо и настойчиво работает т. Казаков над собой и учит мо­ лодых пилотов штурманскому д е ­ лу. В сентябре перед нашими л е т ­ чиками была поставлена задача ударить по транспортам врага, шедшим в море. Несмотря на то, что почти по всему пути полета был сплошной туман и частые заряды, на цель летчики вышли точно, хорошо ударили по ней и глубокими су­ мерками возвратились на свой аэродром. Этот полет—результат отличного знания района дейст­ вий, наставления по штурманской службе и хорошей групповой слетанности. Младший лейтенант Белашов во время бомбометания с пикиро­ вания по полигону все свои бом­ бы вложил точно в круг. Через два дня он полетел на боевое з а ­ дание и, атакуя немецкий танкер, бомбы пустил точно по нему. Не менее упорно т. Белашов занимал­ ся и вопросами воздушной стр ел ь­ бы, что помогло ему сбить .Ме-109“. При стрельбе по конусам млад­ ший лейтенант Лузанов с первой очереди перебил фалу в 2—5 метрах от конуса. Через несколько в р е­ мени т. Лузанову пришлось вести воздушный бой. В нем он метко вел огонь по вражеским истреби­ телям и не дал возможности им атак о ват ь наши самолеты. Все эти факты еще раз уб еж ­ дают в том, что упорная боевая учеба наших летчиков не пропа­ дает даром. Она помогает бить врага более эффективно, с малы­ ми потерями. Капитан А. ВЕТЮТНЕВ. Мастер сопровождения Бои, которые приходится вести истребителям, сопровож­ дающим торпедоносцев или штурмовиков,рассчитаны глав­ ным образом на отражение на­ падающего врага. Как организовать и провес­ ти это сложное сражение, ког­ да внимание летчика сосре­ доточено в основном на при­ крываемых самолетах? Как победить врага, будучи связан­ ным в маневре? Эти вопросы стали перед капитаном Харла­ мовым — командиром группы истребителей сопровождения. Необходимо было найти спосо­ бы отражения атак истребите­ лей врага, найти наивыгодней- ший метод борьбы с ними, который позволил бы, сохра­ няя ударную группу торпедо­ носцев и л и штурмовиков, на­ носить удары нападающим фа­ шистским истребителям. В июне этого года Харламов впервые вылетел на сопро­ вождение. Группу истребите­ лей вел опытный, бывалый воздушный боец майор Панин. Харламов со своим ведомым младшим лейтенантом Бѵрма- товым шел в левом пеленге. Недалеко от цели четверка Панина встретила 18 неприя­ тельских истребителей. Арма­ да немцев набросилась на тор­ педоносцев. ІІанинцы вступи­ ли в тяжелый, неравный бой. Отбивая атаки немцев, они спасли торпедоносцев. Когда группа «стодевятых» и «Фок- ке-Вульфов» была уже ^измота- на стойкостью советской че­ тверки, Панин приказал Хар­ ламову выйти вверх и оттуда ! наносить удары немцам. Вско­ ре от очередей Харламова по­ валились в море две немецких машины. Четверка панинцев одержала победу над превос­ ходящим врагом. Через несколько дней Хар­ ламов получил задание сопро­ вождать ударную группу, ко­ торая выходила в море торпе­ дировать вражеские корабли. Низкая облачность не позво­ ляла выделить из состава группу непосредственного прикрытия. Построение истребителей бы­ ло фронтальное с целью при­ крытия флангов и хвостов торпедоносцев. На подходе к цели «МЕ-109» и «ФВ-190» пытались атаковать торпедо­ носцев ц оторвать от них ис­ требителей прикрытия. Хар­ ламов со своим ведомым завя­ зал бой и стал оттягивать противника в сторону, дав возможность торпедоносцам выйти на цель. Лейтенант По­ пов и его ведомый держались возле торпедоносцев. Своевременное разделение истребителей на две группы, их решительные действия сковали истребителей против­ ника и сорвали их намерение. Харламов и его товарищи сби­ ли два самолета противника, дали возможность торпедонос­ цам выполнить свою задачу. ДЕНЬ БОЕВОЙ УЧЕБЫ Штурману младшему лей­ тенанту Сарымеакову командир поручил провести занятие с молодыми, только что прибыв­ шими в часть летчиками и штурманами. Темой занятий было изучение района боевых действий. В светлом летном кубрике на стенке развешены карты. Сарымсаков подробно расска­ зывает о каждом фиорде, озе­ ре, высоте. ІІз собственного опыта он поучает молодых, как лучше познать характер­ ные орнентнры местности в полете. После подробного рас­ сказа он переспрашивает слу­ шателей. проверяя, как они усвоила пройденный материал. Уверенно подходит к карте младший лейтенант Алехин- цев. На все заданные вопросы он дает полные и ясные от­ веты, без запинки называет реки, озера, высоты и фиорды. После двух часов теорети­ ческих занятий летчики по­ лучали провозные полеты. Вместе с командиром садит­ ся в кабину молодой пилот т. Гайдуков. Внимательно про­ следив за двумя посадками ин­ структирующего, он уже само­ стоятельно ведет машину. —Точный расчет,—говорят лет­ чики,наблюдающие за полетами. Поздним вечером в подраз­ делении закончился день боевой учебы. Команднр подводит и т о г и учебных полетов. — Скоро ученики пойдут в бой, —говорит он. К. ИВАНОВ. Капитан М. И. Харламов ,сбивший 10 н е м е ц к и х самолетов. Фото Р. Диамент. Вскоре Харламов опять по­ вел свою шестерку в море. Идя несколько выше торпедоносцев он заметил приближающиеся точки. Это были «мессера». Оставив пару непосредствен­ ного прикрытия, Харламов вырвался наперед и еще на подходе к цели своей четвер­ кой разгромил вдвое превы­ шающего по количеству про­ тивника, сбив четыре немец­ ких самолета. Каждая конкретная обста­ новка требует правильного и грамотного решения ведущего группы прикрытия. Низкая высота полета ограничивает видимость. Враг маскируется морем. Он может незаметно подойти и атаковать. Осмотри­ тельность для истребителей со­ провождения превыше всего. Как правило, бои на сопро­ вождении, это бои на малых высотах. 23 июня, сопровождая тор­ педоносцев, группа капитана Харламова встретила восемь «Фокке-Вульфов» и ч е т ыр е «МЕ-110». Бой завязался на низкой высоте. Умело манев­ рируя, отбивая атаки врага от своих торпедоносцев, северо­ морская шестерка, сбив четы­ ре стервятника, без потерь привела торпедоносцев домой. Иногда фашистские истре­ бители пытаются нанести удар торпедоносцам на отходе, рас­ считывая на ослабленное вни­ мание наших истребителей. Однажды на отходе от цели Харламов заметил группу ,,Мессеров“ , идущих наперерез торпедоносцам. Дав знак об этом паре непосредственного прикрытия, командир со своей четверкой набрали высоту. В то время, когда ,,мессера“ ста­ ли заходить в атаку на нашу группу, Харламов нанес им внезапный удар с пикирова­ ния. Противник был ошелом­ лен этим и, потеряв три свои машины, бросился наутек. Из десяти сбитых Михаилом Харламовым самолетов, семь он сбил в боях на сопровож­ дении. Он воспитал десятки летчиков-мастеров сопровожде­ ния. Среди них особѳ надо отметить тт. Попова, Рассад- кина, Бурматова и Власова. А. СНЕЖКОВ Почему летчик Во время штурмовки враже­ ского объекта один из наших самолетов был подбит. До кон­ ца выполнив задание, летчик перетянул подбитую машину через линию фронта и сделал вынужденную посадку на на­ шей территории. Ведомый т. Васильев видел место его приземления, даже наблюдал, как летчик выскочил из кабины. Командование поставило пе­ ред Васильевым задачу разы­ скать самолет, сделавший вы­ нужденную посадку. Задание ответственное. Ва­ сильев проложил маршрут, произвел расчеты, договорился с истребителями прикрытия о совместном поиске. Но уже в процессе подготовки к вылету проявил излишнюю самонаде­ янность. — Я видел его посадку— быстро разыщу, — заявил он штурману. Васильев потерял ориентировку? Штурман же, капитан Оганов, также подошел к этому делу несерьезно. Начало полета про­ ходило нормально. Однако, до­ стигнув намеченного района, Васильев допустил ошибку. Вместо того, чтобы сделать три галса над местом посадки, он начал кружиться у каждого озера. При этом Васильев не пользовался картой, не следил ни за временем, ни за курсом. Безрезультатно наблюдая лишь за озерами, он кружился до тех пор, пока истребители не подали сигнал возвращаться, т. к. горючее у них кончалось. К этому времени Васильев отклонился в сторону. Спохва­ тившись, он растерялся и опять, понадеявшись на себя, допустил ошибку. Летчик, поте­ рявший ориентировку, обязан, как требует наставление, на­ брать высоту,осмотреться, про­ верить расчеты и опросить своих ведомых (в данном слу­ чае сопровождающих его истре­ бителей). Ничего этого Василь­ ев не сделал. Решцв, что нику­ да не отклонился, он взял избранное им направление, в то время, как следовало' бы уходить на свой аэродром иным курсом. Окончательно потеряв ориен­ тировку, Васильев посадил ма­ шину на болото. Проявив из­ лишнюю самонадеянность, лет­ чик пренебрег наставлением по штурманской службе, в ре­ зультате чего не выполнил за­ дания. Случай с летчиком Василье­ вым показывает, насколько важ­ но, особенно в наших север­ ных условиях с однообразием рельефа местности, хорошо знать район действий и со всей серьезностью относиться к штурманской подготовке. К . ВОЛОГЖАНИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz