Североморский лётчик. 1943, октябрь.

2 С Е В Е Р ОМ О Р С К И Й л е т ч и к 10 октября 1943 г., № 1 7 ' АЗ В Е Д К А НА ИСТРЕБИТЕЛЕ Практика боевых действий по­ казала, что истребитель является эффективным, а иногда и единст­ венно возможным средством раз­ ведки. Важнейшим преимуществом этого типа самолета, как развед­ чика, является его скорость, а следовательно и внезапность поя­ вления над об'ектом. Летчики нашей части накопили уже солидный опыт разведки на скоростных истребителях и теперь успешно решают сложные и раз­ нообразные задачи — фотографи­ рование аэродромов оазведку погоды, дорог и пр. Значительно помогает гірп этом правильное понимание особенностей выполне­ ния разведки на истребителе. Ставя перед летчиком разведы­ вательную задачу, нужно прежде всего помнить, что он никаких записей производить не может. Поэтому задание должно быть особенно конкретным. Перед вы­ летом летчику сообщаются пос­ ледние сведения о наземной воз­ душной обстановке в районе це­ ли, даются также указания на случай встречи с истребителями противника. Твердо уяснив себе задачу, лет­ чики перед полетом составляют план действий, прокладывают на карте маршрут, делают необходи­ мые аэронавигационные расчеты, проверяют работу фотоаппарата. На разведку летают у нас обычно вдвоем или втроем. Ведущий вы­ полняет задание, а ведомые наб­ людают за воздухом и прикры­ вают ведущего. Наиболее выгод­ ным строем в разведывательном полете у нас считается: при поле­ те пары—строй „фронт" с дистан­ цией между самолетами в 50—75 метров и интервалом в 100—200 метров, для трех самолетов—строй типа „клин" с теми же дистан­ циями и интервалами. Внезапности подхода к об'ек- ту наши летчики добивались по­ стоянно, меняя часы вылета, мар­ шрут, профиль полета и заходы на цель. Применение новых прие­ мов особенно оправдало себя при разведке аэродромов. Разведка дорог в безоблачную погоду так­ же выполнялась не шаблонно: иной раз с большой высоты, а иногда и с бреющего полета, с использованием солнца и т. д. При наличии облачности разведчики шли под нижним краем облаков, а при появлении истребителей противника уходили в облака. Наиболее благоприятной погодой для разведки дорог у нас счи­ тается слоистокучевая облачность в 10 баллов на 1500—2000 метров с неровным и нижним краем при видимости не менее 8—10 кило- метро$*Для разведки с фотогра­ фированием—слоистокучевая об­ лачность на 4000—3000 метров, также с неровным низким краем при видимости не менее 10—15 километров. Если одновременно с фотогра­ фированием аэродрома ставилась задача визуального наблюдения, то оно производится в момент подхода к аэродрому, при наце­ ливании во время пикирования и при отходе от цели. Визуальное наблюд£Ж?іе за аэродромами про­ тивника хотя и дает весьма цен­ ные сведения, но страдает отсут­ ствием документальности и не даег точного представления о рас­ положении самолетов на аэро­ дроме. От летчиков ускользает также ряд деталей, характеризую­ щих деятельность противника на данной площадке. Но в дополне­ ние к фотографированию визу­ альное наблюдение полезно и ча­ сто является единственно возмож­ ным способом разведывания. Однажды летчики Семеньков и Комианейченко вылетели на раз­ ведку и фотографирование вра­ жеского аэродрома. Облачность достигала 6—7 баллов. На высоте 5000 метров, подойдя к аэродрому за облаками, разведчики пикиро­ ванием потеряли высоту и произ­ вели одновременно с фотографи­ рованием визуальное наблюдение. Из-за бокового уклонения само­ летов в момент с'емки, на фото пленке вышла лишь юго-западная часть аэродрома, где находилось только пять самолетов против­ ника. Между тем, летчики видели на восточной границе аэродрома ПАРА ПОР -ОСНОВА БОЕВОГО Я ДН А Ш а г іо р У м и н с к и й Мастер воздушной разведки капитан М. Вербицкий. Фото Р. Диамент еще 20 самолетов и на юго-запад ной—десять. Наблюдение произво­ дилось с большой высоты и по этому тип самолетов установить не удалось, но совокупность этих данных подтверждала, что мате риальная часть противника про­ должает оставаться на месте. Разведка погоды также являет ся одним из важнейших видов нашей работы. Особо большое значение она получает непосред­ ственно перед штурмовым ударом. Необходимо лишь выполнить ее тактически грамотно, чтобы про­ тивник не мог догадаться, что именно и с какой целью разве­ дывается. Пренебрежение к пред­ варительной разведке погоды зна­ чительно снижает эффективность штурмового удара. Наш боевой опыт показывает, что основой успеха в выполне­ нии разведывательных заданий являются кадры опытных развед­ чиков. Поэтому нужно постоянно готовить такие кадры из среды наиболее, тактически грамотных летчиков. Г вардии капитан В. АГРАНОВСКИЙ В кинокартине „Георгий Саа- кадзе“ герой ее, доказывая необ­ ходимость крепкого, спаянного государства, сложил вместе не­ сколько прутьев и дал их сломать своим воинам - силачам. Но все их усилия не привели ни к каким результатам. Прутья гнулись и не ломались. Тогда Георгий Саа- кадзе вызвал своего маленького сына и стал ему подавать по одному пруту. Тот свободно пере­ ламывал каждый. Этот пример возникает у меня в памяти всякий раз, когда речь идет о дружбе, организованности и спайке в бою. Он наглядно по­ казывает, что там, где действуют дружно, вместе—и большая сила нипочем и, на оборот, где раз­ брод по одному, где нет спайки— там и малая сила может переко­ лотить всех. Такой дружный кол­ лектив нужен в каждом деле, а тем более в авиации. Опыт воз­ душных боев показал, что самой лучшей такой организацией у лет- чиков-истребителей является пара. В чем же преимущество пары, почему мы отказались от приме­ няемой в начале войны тройки в бою? Пара—маневренная тактическая единица. Она дает возможность быстро перестраиваться в строю, иметь ведущему всегда хорошую осмотрительность и надежду на прикрытие. Намного легче парой маневрировать и в составе груп* пы. Действия Же тремя самоле­ тами стесняют маневры, рассеи­ вают внимание ведущего, затруд­ няют перестраивание. Не случайно поэтому летчики назвали третий самолет: „нечетный—лишний". Особенно в силе пары нам приш­ лось убедиться на вылетах при сопровождении. У истребителей основная задача здесь—прикры­ тие сопровождаемых самолетов. Поэтому ведущий все свое внима­ ние уделяет тому, чтобы при­ крываемые самолеты не были ата­ кованы истребителями врага. У него совершенно не остается вре­ мени на то, чтобы управлять сво­ ими ведомыми. Если бы мы ле­ тали сейчас звеном, третий само­ лет был бы только лишней обу зой и запутывал весь ход боя. В каких случаях пару следует считать слетанной? Когда ведо­ мый совершенно свободно, при всех эволюциях ведущего как горизонтальных, так и вертикаль­ ных, держится в его хвосте; ког­ да он не выпускает ведущего из вида и чувствует, понимает его, как говорят, без слов. Не успел ведущий сделать какую - нибудь фигуру, как ведомый без какого бы там ни было сигнала производит вслед за ним ту же самую фигуру. Опыт боев нашей части пока­ зывает, что та пара, которая х о ­ рошо слеталась, которая в бою крепка и спаянна — непобедима. Старший лейтенант т. Шипов сбил в воздушных боях 6 вражеских самолетов. Его ведомый младший лейтенант т. Кужанов имеет на своем счету один сбитый самолет противника. Эта пара отлично сле­ талась. Не было случая, чтобы Кужанов отрывался от Шипова. Он—настоящий „щит“ своего ве­ дущего. Хорошой парой являются лет­ чики тт. Сахаров и Шевченко. Им пришлось провести несколько воздушных боев с превосходящи­ ми силами врага и всегда ведомый младший лейтенант т. Шевченко надежно прикрывал своего веду­ щего лейтенанта т. Сахарова. Са­ харов и Шевченко — х о р о ш и е друзья не только в воздухе, но и на земле. Можно назвать и еще ряд таких же крепких, слетанных пар, в которых ведущий и ведомый ни при каких обстоятельствах в бою не отрываются друг от друга. Имеются у нас и отрицатель­ ные примеры, когда ведомые, как только вступают в бой, теряют своих ведущих. Такой случай был с летчиками тт. Швечковым и Бы­ стровым RO время воздушного боя при прикрытии наших штур­ мовиков. Есть еще нехорошие стремления у некоторых наших ведомых действовать индивиду­ ально. Это недопустимо и долж­ но рассматриваться, как грубое нарушение дисциплины. Однажды, при первых своих вылетах млад­ ший лейтенант т. Гончаренко, увидев в стороне самолеты про­ тивника, ринулся на них, не пре­ дупредив об этом ведущего. Ведя огонь по „Ме-Ю9“, он не заме­ тил, как в хвост к нему прист­ роился второй „Мессершмитт". Это своевременно увидел лейте­ нант т. Сахаров и пришел на вы­ ручку товарища. Если бы Сахаров не отсек от него „Ме-109“, Гон­ чаренко мог бы оказаться сбитым. Однако, следует ли из этого', что ведомый должен только лишь отбивать атаки врага от ведуще­ го? Нет, не следует. Он должен то же время и атаковывать дер­ зко, смело, но осторожно, чтобы не увлечься и не оставить веду­ щего без прикрытия. В боевой практике случается что ведомому приходится стано­ виться на место ведущего и это ничуть не противоречит вопросам дисциплины в действиях п ар. Летчики тт. Малиновский иМель- дизин выполняли однаждыбоевое задание. Два „Ме-109“ сбоку шли на них в атаку. Первым само­ леты противника заметил ведомый Мельдизин. Медлить было нель- ’ зя. Мельдизин, предупредив об этом ведущего, пошел в атаку. Малиновский прикрыл его. Ведомый на место ведущего вполне может также встать и в тех случаях, когда у ведущего откажет в работе вооружение или израсходуется весь боекомплект. Примеров такой замены местами ведущего и ведомого у нас в час­ ти было несколько. Во время боя у старшего лейтенанта т. Петрен­ ко отказало оружие. Передав об этом своему ведомому лейтенанту Тарасову, он встал на его место. Бой тогда был выигран. Сейчас нам много приходится работать по воспитанию молодых летчиков, по сколачиванию настоя­ щих, крепких пар. Всех молодых летчиков мы прикрепили к более опытным, а приказом провели ве­ домыми у них. Причем каждый ведущий сам подбирал себе ве­ домого. Дружбу пары мы стараемся всячески укреплять. Билеты в офицерский клуб, на концерт даем сразу паре—ведущему и ве­ домому, на увольнение отпускаем также вместе. К недостаткам в воспитании пар следует отнести нарушение еще в отдельных вылетах состава пар, закрепленных приказом. Не всегда сурово и принципиально мы подходим и разбираем случаи отрыва ведомого от ведущего Сами ведущие также должны про' водить больше работы по воспи танию своих ведомых. Так отрабатывается мастерство Группа летчиков наблюдала за действием экипажа лейтенанта Амосова, который с пикирования бомбил по мишени на полигоне. Они видели, как машина Амосова набирала высоту, ложилась на курс, потом входила в боевой пике. Амосов выполнял одно из упраж­ нений боевой подготовки, перед тем, как в составе группы „Пет- ляков-2* пойти на выполнение боевого задания. Он несколько раз заходил на полигон, пикиро­ вал и на выходе сбрасывал бомбу по небольшому кругу, отмечен­ ному на земле. И каждый раз его стрелок-радист сержант Крав­ цов докладывал: — Хорошо, товарищ^ командир, легла почти что в центре. Тем временем Амосов делал еще один заход, нацеливался и, пики­ руя ниже, сбрасывал следующую бомбу. — Надо попасть в „яблочко",— говорил он штурману Николаю Лесик. Третья бомба легла точно в центр круга. Вечером Амосов говорил своему экипажу, что нет беспричинного неточного бомбо­ метания, каждая неудача обуслав­ ливается какой-то причиной. Най­ ти эти причины, избежать их в следующем полете, вот путь к совершенству. Через несколько дней экипаж лейтенанта Амосова пошел на боевое зааание. Перед вылетом командир долго беседовал со штурманом и стрелком-радистом. Смотрите в оба,—говорил он- Если нас встретят истребители, действуйте так, как я вам говорил. Амосов мог многому научить тт. Лесика и Кравцова. Он—ста­ рый стрелок. В финскую войну он совершил 46 боевых вылетов. Летая тогда с-капитаном т. Лап- шенковым, не один раз ему при­ ходилось встречаться с „Фоккера- ми“, не один раз он отбивался от них. Тов. Амосов считался тогда одним из лучших стрелков. И сейчас он поучал свой экипаж, как надо отражать атаки враже­ ских истребителей. Для экипажа это задание было новым. До э т о г о лейтенанту Амосову несколько раз приходи­ лось ходить на разведку, сопро­ вождать торпедоносцев в море. А сейчас он сам в группе пикиров­ щиков шел топить корабли про­ тивника. Ведь недаром он па полигоне так настойчиво добивал­ ся попадания в „яблочко". Море неприветливо встретило летчиков. Густые облака бродили низко над ним, видимость не пре­ вышала пяти километров. Коман­ дир группы передал, что бомбить придется с горизонтального поле­ та. Лейтенант Амосов тот час же приказал штурману, произвести расчеты У самой цели появились „Мес- сершмптты" и „Фокке-Вульфы". Они набросились на незащищен­ ную группу пикировщиков. Но ничто не могло остановить севе­ роморцев. Штурманы и стрелки умело отбивали атаки фашистов. „Петляковцы" шли на цель. Штур­ ман Лесик сбросил.бомбы точ­ но на один из кораблей. Вспотев­ ший от жаркого боя, Кравцов кричал по телефону: — Тонет гадюка... Морской бомбардировщик возвратился с задания. Фото Д. Николаева. Самолет Амосова получил большие повреждения, но летчик добрался до св оего аэродрома. Поздним вечером экипаж делил­ ся мнениями о проведенном воз­ душном бое. Командир был дово­ лен работой Кравцова, но он был обижен на погоду, на то, что не удалось „пикнуть"... Другой раз Амо со в полетел в группе м а й о р а Лапшенкова бомбить по вражеским транспор­ там. Наслаждаясь врывавшейся в кабину струей холодного воздуха, он пикировал на самый большой транспорт. В тысяче метров от воды он вывел свою машину. Позади раз­ дался сильный взрыв. Вся серия бомб была послана в корабль, и он мгновенно взлетел в воздух. А на земле после полета майор крепко жал руку св о е г о ученика, поздравляя с блестящей победой. Экипаж Георгия Амосова—об­ разец умения и отваги. Недавно группа пикировщиков поднялась в воздух, чтобы нанести удар по аэродрому противника. Плохие метеоусловия не позволили ей дойти до цели, Амосов один пошел на вражеский аэродром я выполнил задание. Благодаря систематической тре­ нировке на полигоне, постоянной работы над собой, лейтенан* Амосов добился хороших резуль­ татов в бомбометании с пикирс вания. Его экипаж любит свою замечательную машину „Петля- ков-2% любит пикировать. останавливаясь на достигнуто»! экипаж в каждом полете совер' шенствует свое мастерство. н. у с о в .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz