Североморский лётчик. 1943, октябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИМ ЛЕТЧИК 8 октября 1943 г., Ne ц З а м е т к и л е т ч и к а - бомбардировщика Огромным напряжением воли и ума, иногда ценою собственной крови завоевывается опыт веде ния современной войны. Поэтому, передача его другим должна стать обязанностью каждого советского офицера. Мне хочется рассказать о не которых эпизодах из боевой прак­ тики. Но надо помнить, о собен ­ но молодым летчикам, что к каж дому совету необходимо подхо дить творчески. Шаблон, опас­ ный во всяком деле, втройне опа­ сен в авиации. БОМБЕЖКА ДАЛЬНИХ ТЫЛОВ ВРАГА Летая на бомбежку дальних тылов противника, я пришел к выводу, что успех выполнения задания решает прежде всего тщательная подготовка. Нужно хорошо изучить маршрут, харак­ терные ориентиры, подходы к цели, иметь достаточную трени­ ровку в продолжительных ночных и высотных полетах. Большой тренировки требует также взлет на перегруженном самолете. Сра­ зу же после набора 50— 100 мет­ ров высоты, чтобы не перегреть моторы, ‘ рекомендуется устано­ вить наивыгоднейший режим мотора и угол набора высоты. В воздухе нередко приходится попадать в облачность. Главное в этих случаях не волноваться. Вый­ дешь из облачности, постарайся следующее облако обойти. Кон­ тролируй себя приборами, в част­ ности, авиагоризонтом, не забы­ вай ориентироваться и по звез­ дам. Большая выдержка нужна на подходе к цели, особенно, ког­ да по небу шарят лучи прожек­ торов, сверкает огонь зенитных батарей. Здесь, как и всегда, по­ беждает спокойствие. Мы в таких случаях не сходили с. курса. Дрессировали моторы, снижались, убирали газ, чтобы немцы нас плохо слышали, и бомбили. 'Сбросив на цель бомбы, не ду­ май, что задание уже выполнено, ни в коем случае не усыпляй свою бдительность. Задание счи­ тается выполненным в том случае, если ты уничтожишь порученный объект врага, посадишь самолет на свои аэродром и доложишь об этом своему командиру. Мало ли непредвиденного и неожидан­ ного может случиться в воздуш- ном^океане. Иногда приходится пробивать облачность почти до 100 метров над уровнем моря. Опасности в этом нет, надо толь­ ко всем членам экипажа быть внимательными. Прежде, чем итти на посадку, убедись, твой ли это аэродром, такая осмотрительность тем б о ­ лее нужна в прифронтовой поло­ се. Летчик Т., возвращаясь как- то домой, отклонился от маршру­ та, но вышел к аэродрому, кото­ рый принял за свой. Не рассмот­ рев внимательно землю, Т. сде­ лал круг и зашел на посадку. С земли услужливо дали свет, лет­ чик выпустил шасси и перешел в планирование, Только на вы­ равнивании он заметил ангар и понял, что попал на вражеский аэродром. К счастью Т. успел дать газ и уйти в море. ОБ ИСТРЕБИТЕЛЯХ Нельзя преуменьшать опасность встречи с истребителями против­ ника, также нельзя и преувели­ чивать ее. В темное время суток найти вас истребителю не гак легко. Иногда стрелок-радист сигнали­ зирует, что сзади или сбоку ист­ ребитель. В этих случаях не сле­ дует спешить с открытием огня, придерживаясь правила, чго ночью с огнем шутки плохи. Стрельбой поможешь врагу по трассе пуль обнаружить себя. Целесообразнее уйти в сторону со снижением. Однажды в полете стрелок-ра­ дист передал, что за нами увя­ зался истребитель. Как я ни сни­ жался, ни уходил то вправо, то влево, истребитель настойчиво преследовал нас, и стрелок по- прежнему сигнализировал об этом. На самом же деле „истребителем” оказалась обыкновенная звезда. Бывает, что и прожектор прини­ мают за истребителя и доклады­ вают: „Вижу истребитель с фа­ рой". Не всегда от истребителей мож­ но уйти на скорости, хотя это мнение имеет много сторонников. Конечно, если истребитель еще вдали, дожидаться его не нужно. Если вы видите группу истреби­ телей или пару, как они обычно ходят, и есть возможность уйти в море—воспользуйтесь этим. Ис­ требители не любят уходить да­ леко в море. Однако уход в мо­ ре или в облака не всегда выго­ ден, особенно, если находишься далеко в тылу у противника. В каждом отдельном случае нужно уметь принять правильное решение. Как-то в составе трех групп мы бомбили железнодорожную стан­ цию, имеющую для противника важное оперативное значение. После удара, на высоте 3.000 мет­ ров, при отходе от цели мы за­ метили истребителей. Я своей группе приказал занять оборону. Ведущий второй группы решил уйти на скорости, но ведомые отстали от него и группа верну­ лась с потерями, тогда как о б о ­ ронявшиеся потерь не имели. Ни­ когда не пытайся уйти один, о с ­ тавив товарищей. Держись в же­ лезном, нерушимом строю. Если ты ведущий—уменьши скорость, собери ведомых в плотный строй и отходи группой, активно о б о ­ роняясь, стремясь сбить врага. ВОЕВАТЬ НАДО УМЕЮЧИ В нашей практике было нема­ ло случаев, когда звено или да­ же один самолет бомбардировщик успешно отражал атаки превос­ ходящих сил противника. Самолет, пилотируемый лет­ чиком Н., находился в разведке, и экипаж, увлеченный наблюде­ нием за землей, не заметил при­ близившегося к ним истребите­ ля. Только в последнюю минуту, когда враг готовился перейти в атаку, летчик Н. заметил его и, сделав резкий разворот, смело пошел на врага. Истребитель, не ожидавший такого маневра от грузной машины, отскочил, чтобы зайти с другой стороны. Бомбар­ дировщик проделал еще ряд эво­ люций, увлекая за собой врага и, наконец, торжествовал свою побе­ ду: выработав горючее, слишком увлекшийся истребитель упал в лес. Этот своеобразный бой длил­ ся больше часа. В другой раз этот же летчик встретился с тремя фашистскими истребителями. Летчик решил уйти в облачность, но, убедив­ шись, что не успеет, он резко сбавил скорость. Один из истре­ бителей, нагнавший его (кстати скорость истребителей и бомбар­ дировщика была почти равной) у входа в облачность был сбит стрелком. Бомбардировщик сде- Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Ефремов. Истребитель Тарасов лал горку, ушел в облака и вы­ шел из облачности контркурсом, а истребители ждали его у выхода, полагая, что он не изменит курса. Опыт показывает, что даже хо­ рошо разработанный план не мо­ жет быть успешно осуществлен, если непосредственный исполни­ тель не продумает операцию до мельчайших деталей. Принято считать, что чем боль­ ше высота бомбометания, тем, якобы, меньше потерь,безопаснее для экипажей. Понятие это весь­ ма относительное, .ибо потери мо­ гут быть на любой, даже на мак­ симальной высоте, в то время, как качество бомбометания в этом случае безусловно снижает­ ся. На порт М. мы шли тремя груп­ пами на высоте 4.500 метров. Над городом было ясное небо, а даль­ ше в тылу—облачность в 5—6 баллов с просветами. Ведущие двух групп, оценив обстановку, решили бомбить сходу, сделав отворот в тылу противника, как раз над аэродромом истребите­ лей. Наша же группа ушла r мо­ ре, развернулась на ■высоте 650 метров и, маскируясь облаками, строем с этой же высоты удари­ ла по военно-морской базе и уш­ ла в облачность, потом в море и вернулась без потерь. Группы, бомбившие с 4.500 метров, имели потери. В другое время бомбили мы- пункт Д.—место скопления тан­ ков и пехоты противника. По маршруту лежала сплошная о б ­ лачность, а над самой целью не­ бо прояснилось. Ведущий первой группы, заметив, что пункт: сво­ боден от облаков, на глазах .у противника поднялся на высоту 3.500 метров. Противник не за­ медлил выслать истребителей, и группа понесла потери. Моя группа шла плотным строем под облаками, а когда обнару­ жили, что над целью ясно, пе­ решли на бреющий, зашли в тыл врага и, развернувшись на высо­ те 100—150 метров в наименее заселенной части, взяли курс на цель, сохраняя прежнюю высоту. При подходе к цели довели вы­ соту до 650 метров и, воспользо­ вавшись тем, что истребители барражируют на высоте 3.000 — 4.500 метров, уверенно и спокой­ но положили бомбы в цель. Стало быть, от потерь спасает не высота, а правильная оценка обстановки в районе цели, так­ тически грамотный маневр веду­ щего, сохранение строя на всех этапах операции и проявление летной творческой инициативы. Победа, малая или большая, в ко­ нечном счете выигрывается- мас­ терством. — Не сумели выручить товапи щей, разобраться толком—смеща. „карусель",—думал Тара. в лись сов. Свалившись на койку и гляд» широко открытыми глазами в по­ толок землянки, он стал нать, Л етч ик-ис тр е б ите л ь ле й те н а н т А. Тарасов Зарисовка Б. Крылова. Э т о было совсем недавно. Ист­ ребитель Тарасов один, без ведо­ мого, посадил с в о й самолет на аэродром и, провожаемый вопросительными взглядами техни­ ков, прошел на командный пункт. П о т н ы й и раскрасневшийся, держа в руке шлем, с т о я л он теперь перед командиром. Голос его был чуть глуховат и в нем чувствовалась какая-то нервоз­ ность. — За все время войны—первый раз такой бой пришлось вести,— раздраженно говорил Тарасов.— Куда ни взглянешь,—всюду кре­ сты мелькают. Наши просто зате­ рялись среди „Мессеров" и „Фок- ке-Вульфов“. Главное—организа­ ции в бою не было. Да как на зло и мой ведомый еще оторвал­ ся... — А вы сами сбили что-ни- будь ,—спросил Тарасова коман­ дир. — Не знаю: Стрелял, а падали ли немцы—наблюдать не наблю­ дал, да, собственно, и некогда бы­ ло,'— уклончиво ответил Тарасов. Получив разрешение курить, Тарасов вытащил из кармана порт­ сигар и глубоко затянулся папи­ росой. Он не мог сейчас представить всего хода боя. В его воображе­ нии мелькали бесчисленные трас­ сы, желтые консоли „Мессершмит- тов\ камуфлированные фюзеляжи „Фокке-Вульфов". В душе его си­ дела тревога за своего ведомого, тяжелым набатом звучали слова, услышанные по радио во время боя: „Прощайте, товарищи...". Он не знал, кто из летчиков говорил эти слова. Они стояли сейчас пе­ ред ним и глубоко волновали. Как-то обидно было. Месть жгла его душу, жгла тело. Молодые летники готовятся к боям О методе проведения занятий Совершенно обстоятельны обиды молодых летчиков на то, что по прибытии в боевую часть им приходится еще про­ должительное время оставать­ ся в роли курсантов. Метод проведения занятий по прин­ ципу школьных уроков не дает желательных успехов в их подготовке. Хорошо и поучительно орга­ низованы занятия в Н-ской эскадрильи. Здесь учеба про­ водится методом группового проигрыша с демонстрацией чертежей и схем. Воздушному бою молодые летчики обуча­ ются не вообще, а путем ре­ шения отдельных коротких за­ дач. Руководитель занятий в таком случае ставит слушате­ лям условия задачи, после чего открываются оживленные пре­ ния. Таким образом в реше- Капитзн А. ТУГАН0В. нип задания преподавателя принимает участие вся аудито­ рия. Занятие становится инте­ ресным, увлекательным, оно прививает навыки молодому летному составу к самостоя­ тельной творческой работе. Уместно привести пример одного из таких занятий, на котором молодые пилоты изу­ чалигрупповое упражнение— бомбовый ѵдар по аэродрому противника. Руководитель по­ ставил конкретную задачу: как действовал бы летчик т. Чаба­ нов при нанесении бомбоуда- ра по вражескому аэродрому X. Молодому летчику были представлены все данные, тре- оовалось принять правильное решение. Младший лейтенант т. Чаба­ нов вышел к карте и стал из­ лагать присутствующим свои соображения. Правильно ре­ шив вопросы подготовки вы­ лета, выбора маршрута, высо­ ты и скорости следования к цели, он допустил ошибку в выборе направления захода на объект. Тов. Чабанов не учел расположения точек зенитной артиллерии противника и «по­ пал» под сильный удар ЗА. Товарищи сразу же заметили ошибку выступающего и в прениях указали на эти не­ достатки. Та к о й метод проведения занятий с е б я оправдывает. Он содействует быстрейшему вводу в строй молодого летно­ го состава. всгіо.чи. i d , англизировать весь ход боа И раньше Тарасов любил помеч тать в одиночестве, а в такие ми. нуты оно необходимо ему бьпо тем более. Весь этот день лейтенант Тара­ сов ходил, как угорелый. Ни на минуту из его головы не вылетаі проведенный бой. Выносил, по „косточкам" разобрал он его, стро­ го суммируя все положительное и отрицательное. А через несколь­ ко дней Тарасов подробно расска­ зывал об этом бое товарищам. И каждый, кто слушал его, чувство­ вал, как глубоко разбирается этот молодой на вид, летчик, насколь­ ко критически подходит он к каж­ дому своему „шагу" в воздухе и действию товарище^. Тарасов не любит ухарства в воздухе. Бесстрашный и смелый он рассчетлив и опытен. .Поход­ ка" в воздухе у него непостоян­ на. Она каждый раз меняется. — Два поколения летчиков вос­ питал уже Тарасов,—говорит про него командир,— Это— безупреч­ ный летчик. Честным тружени­ ком называю я его. Но стар Тарасов не годами. „Стариком" Алексей Тарасов счи­ тается по его боевому опыту. В 21 год—он командир звена, один из лучших летчиков части. Двумя орденами—Красного Знамени и орденом Отечественной Войны 1-й степени наградила Тарасова Родина. Как передовой коммунист- воин, он избран в члены партий­ ного бюро части. Вот он стоит на аэродроме у своего истребителя. Стоит в ожи­ дании сигнала с шлемом под мыш­ кой. Ветер играет его коротко подстриженными волосами. На лице задорная, совсем молодая улыбка. Он стоит в капке, видом своим похожий на старого русско­ го рыцаря из дружины Александ­ ра Невского. Час назад пришло подтвержде­ ние на два сбитых им самолета в том тяжелом воздушном сраже­ нии. Ч е р е з несколько минут он снова полетит в бой. Алексей Та­ расов—летчик, жаждущий поле­ тов, неба. Ни один почти вылет в части не обходится без его уча­ стия. —Надо верить в еебя, верить в свое оружие, и тогда враг не стра­ шен,—всегда говорит Тарасов. ...Прошла еще минута, две и, шипя, разбрызгиваясь, взлетает к небу ракета. „Ястребки" уходят на задание. Четверку ведет Алек­ сей Тарасов. Где-то далеко он вступает в воздушный бой. Слыш­ ны отдаленные пулеметные оче­ реди, одинокие выстрелы зениток. Несколько секунд, и один „Мес- сершмитт", оставляя погребаль­ ный дымный след, резко снижаясь, уходит на Запад. Алексей Тарасов со своей че­ тверкой производит посадку на аэродром. Очереди, выпущенные им по „Ме-109“, были смертельны­ ми. Немец не смог дотянуть до своей территории. Друзья поздрав­ ляли лейтенанта Тарасова с оче­ редной победой. — Сбит немец—хорошо. Глав­ ное—бой этот характерный, учит многому,—спокойно сказал Тара­ сов,—и тут же стал подробно раз­ бирать его. —Помните всегда: война—ариф­ метика,—говорил Тарасов моло­ дым летчикам.—Прежде чем что- нибудь сделать—подумать, прики­ нуть надо. Как охотник хитрит на охоте, хитри и ты в бою. Никогда не думай, чго враг дурак. Всегда считай, что он видит тебя и будь готовым отразить его любые ата­ ки. В общем воевать с умом надо... И лейтенант Алексей Тарасов воюет крепко, дерзко, воюет с умом. К. ЗАРОДОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz