Североморский лётчик. 1943, октябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИМ ЛЕТЧИК 8 октября 1943 г., Ne ц З а м е т к и л е т ч и к а - бомбардировщика Огромным напряжением воли и ума, иногда ценою собственной крови завоевывается опыт веде ния современной войны. Поэтому, передача его другим должна стать обязанностью каждого советского офицера. Мне хочется рассказать о не которых эпизодах из боевой прак тики. Но надо помнить, о собен но молодым летчикам, что к каж дому совету необходимо подхо дить творчески. Шаблон, опас ный во всяком деле, втройне опа сен в авиации. БОМБЕЖКА ДАЛЬНИХ ТЫЛОВ ВРАГА Летая на бомбежку дальних тылов противника, я пришел к выводу, что успех выполнения задания решает прежде всего тщательная подготовка. Нужно хорошо изучить маршрут, харак терные ориентиры, подходы к цели, иметь достаточную трени ровку в продолжительных ночных и высотных полетах. Большой тренировки требует также взлет на перегруженном самолете. Сра зу же после набора 50— 100 мет ров высоты, чтобы не перегреть моторы, ‘ рекомендуется устано вить наивыгоднейший режим мотора и угол набора высоты. В воздухе нередко приходится попадать в облачность. Главное в этих случаях не волноваться. Вый дешь из облачности, постарайся следующее облако обойти. Кон тролируй себя приборами, в част ности, авиагоризонтом, не забы вай ориентироваться и по звез дам. Большая выдержка нужна на подходе к цели, особенно, ког да по небу шарят лучи прожек торов, сверкает огонь зенитных батарей. Здесь, как и всегда, по беждает спокойствие. Мы в таких случаях не сходили с. курса. Дрессировали моторы, снижались, убирали газ, чтобы немцы нас плохо слышали, и бомбили. 'Сбросив на цель бомбы, не ду май, что задание уже выполнено, ни в коем случае не усыпляй свою бдительность. Задание счи тается выполненным в том случае, если ты уничтожишь порученный объект врага, посадишь самолет на свои аэродром и доложишь об этом своему командиру. Мало ли непредвиденного и неожидан ного может случиться в воздуш- ном^океане. Иногда приходится пробивать облачность почти до 100 метров над уровнем моря. Опасности в этом нет, надо толь ко всем членам экипажа быть внимательными. Прежде, чем итти на посадку, убедись, твой ли это аэродром, такая осмотрительность тем б о лее нужна в прифронтовой поло се. Летчик Т., возвращаясь как- то домой, отклонился от маршру та, но вышел к аэродрому, кото рый принял за свой. Не рассмот рев внимательно землю, Т. сде лал круг и зашел на посадку. С земли услужливо дали свет, лет чик выпустил шасси и перешел в планирование, Только на вы равнивании он заметил ангар и понял, что попал на вражеский аэродром. К счастью Т. успел дать газ и уйти в море. ОБ ИСТРЕБИТЕЛЯХ Нельзя преуменьшать опасность встречи с истребителями против ника, также нельзя и преувели чивать ее. В темное время суток найти вас истребителю не гак легко. Иногда стрелок-радист сигнали зирует, что сзади или сбоку ист ребитель. В этих случаях не сле дует спешить с открытием огня, придерживаясь правила, чго ночью с огнем шутки плохи. Стрельбой поможешь врагу по трассе пуль обнаружить себя. Целесообразнее уйти в сторону со снижением. Однажды в полете стрелок-ра дист передал, что за нами увя зался истребитель. Как я ни сни жался, ни уходил то вправо, то влево, истребитель настойчиво преследовал нас, и стрелок по- прежнему сигнализировал об этом. На самом же деле „истребителем” оказалась обыкновенная звезда. Бывает, что и прожектор прини мают за истребителя и доклады вают: „Вижу истребитель с фа рой". Не всегда от истребителей мож но уйти на скорости, хотя это мнение имеет много сторонников. Конечно, если истребитель еще вдали, дожидаться его не нужно. Если вы видите группу истреби телей или пару, как они обычно ходят, и есть возможность уйти в море—воспользуйтесь этим. Ис требители не любят уходить да леко в море. Однако уход в мо ре или в облака не всегда выго ден, особенно, если находишься далеко в тылу у противника. В каждом отдельном случае нужно уметь принять правильное решение. Как-то в составе трех групп мы бомбили железнодорожную стан цию, имеющую для противника важное оперативное значение. После удара, на высоте 3.000 мет ров, при отходе от цели мы за метили истребителей. Я своей группе приказал занять оборону. Ведущий второй группы решил уйти на скорости, но ведомые отстали от него и группа верну лась с потерями, тогда как о б о ронявшиеся потерь не имели. Ни когда не пытайся уйти один, о с тавив товарищей. Держись в же лезном, нерушимом строю. Если ты ведущий—уменьши скорость, собери ведомых в плотный строй и отходи группой, активно о б о роняясь, стремясь сбить врага. ВОЕВАТЬ НАДО УМЕЮЧИ В нашей практике было нема ло случаев, когда звено или да же один самолет бомбардировщик успешно отражал атаки превос ходящих сил противника. Самолет, пилотируемый лет чиком Н., находился в разведке, и экипаж, увлеченный наблюде нием за землей, не заметил при близившегося к ним истребите ля. Только в последнюю минуту, когда враг готовился перейти в атаку, летчик Н. заметил его и, сделав резкий разворот, смело пошел на врага. Истребитель, не ожидавший такого маневра от грузной машины, отскочил, чтобы зайти с другой стороны. Бомбар дировщик проделал еще ряд эво люций, увлекая за собой врага и, наконец, торжествовал свою побе ду: выработав горючее, слишком увлекшийся истребитель упал в лес. Этот своеобразный бой длил ся больше часа. В другой раз этот же летчик встретился с тремя фашистскими истребителями. Летчик решил уйти в облачность, но, убедив шись, что не успеет, он резко сбавил скорость. Один из истре бителей, нагнавший его (кстати скорость истребителей и бомбар дировщика была почти равной) у входа в облачность был сбит стрелком. Бомбардировщик сде- Герой Советского Союза гвардии подполковник А. Ефремов. Истребитель Тарасов лал горку, ушел в облака и вы шел из облачности контркурсом, а истребители ждали его у выхода, полагая, что он не изменит курса. Опыт показывает, что даже хо рошо разработанный план не мо жет быть успешно осуществлен, если непосредственный исполни тель не продумает операцию до мельчайших деталей. Принято считать, что чем боль ше высота бомбометания, тем, якобы, меньше потерь,безопаснее для экипажей. Понятие это весь ма относительное, .ибо потери мо гут быть на любой, даже на мак симальной высоте, в то время, как качество бомбометания в этом случае безусловно снижает ся. На порт М. мы шли тремя груп пами на высоте 4.500 метров. Над городом было ясное небо, а даль ше в тылу—облачность в 5—6 баллов с просветами. Ведущие двух групп, оценив обстановку, решили бомбить сходу, сделав отворот в тылу противника, как раз над аэродромом истребите лей. Наша же группа ушла r мо ре, развернулась на ■высоте 650 метров и, маскируясь облаками, строем с этой же высоты удари ла по военно-морской базе и уш ла в облачность, потом в море и вернулась без потерь. Группы, бомбившие с 4.500 метров, имели потери. В другое время бомбили мы- пункт Д.—место скопления тан ков и пехоты противника. По маршруту лежала сплошная о б лачность, а над самой целью не бо прояснилось. Ведущий первой группы, заметив, что пункт: сво боден от облаков, на глазах .у противника поднялся на высоту 3.500 метров. Противник не за медлил выслать истребителей, и группа понесла потери. Моя группа шла плотным строем под облаками, а когда обнару жили, что над целью ясно, пе решли на бреющий, зашли в тыл врага и, развернувшись на высо те 100—150 метров в наименее заселенной части, взяли курс на цель, сохраняя прежнюю высоту. При подходе к цели довели вы соту до 650 метров и, воспользо вавшись тем, что истребители барражируют на высоте 3.000 — 4.500 метров, уверенно и спокой но положили бомбы в цель. Стало быть, от потерь спасает не высота, а правильная оценка обстановки в районе цели, так тически грамотный маневр веду щего, сохранение строя на всех этапах операции и проявление летной творческой инициативы. Победа, малая или большая, в ко нечном счете выигрывается- мас терством. — Не сумели выручить товапи щей, разобраться толком—смеща. „карусель",—думал Тара. в лись сов. Свалившись на койку и гляд» широко открытыми глазами в по толок землянки, он стал нать, Л етч ик-ис тр е б ите л ь ле й те н а н т А. Тарасов Зарисовка Б. Крылова. Э т о было совсем недавно. Ист ребитель Тарасов один, без ведо мого, посадил с в о й самолет на аэродром и, провожаемый вопросительными взглядами техни ков, прошел на командный пункт. П о т н ы й и раскрасневшийся, держа в руке шлем, с т о я л он теперь перед командиром. Голос его был чуть глуховат и в нем чувствовалась какая-то нервоз ность. — За все время войны—первый раз такой бой пришлось вести,— раздраженно говорил Тарасов.— Куда ни взглянешь,—всюду кре сты мелькают. Наши просто зате рялись среди „Мессеров" и „Фок- ке-Вульфов“. Главное—организа ции в бою не было. Да как на зло и мой ведомый еще оторвал ся... — А вы сами сбили что-ни- будь ,—спросил Тарасова коман дир. — Не знаю: Стрелял, а падали ли немцы—наблюдать не наблю дал, да, собственно, и некогда бы ло,'— уклончиво ответил Тарасов. Получив разрешение курить, Тарасов вытащил из кармана порт сигар и глубоко затянулся папи росой. Он не мог сейчас представить всего хода боя. В его воображе нии мелькали бесчисленные трас сы, желтые консоли „Мессершмит- тов\ камуфлированные фюзеляжи „Фокке-Вульфов". В душе его си дела тревога за своего ведомого, тяжелым набатом звучали слова, услышанные по радио во время боя: „Прощайте, товарищи...". Он не знал, кто из летчиков говорил эти слова. Они стояли сейчас пе ред ним и глубоко волновали. Как-то обидно было. Месть жгла его душу, жгла тело. Молодые летники готовятся к боям О методе проведения занятий Совершенно обстоятельны обиды молодых летчиков на то, что по прибытии в боевую часть им приходится еще про должительное время оставать ся в роли курсантов. Метод проведения занятий по прин ципу школьных уроков не дает желательных успехов в их подготовке. Хорошо и поучительно орга низованы занятия в Н-ской эскадрильи. Здесь учеба про водится методом группового проигрыша с демонстрацией чертежей и схем. Воздушному бою молодые летчики обуча ются не вообще, а путем ре шения отдельных коротких за дач. Руководитель занятий в таком случае ставит слушате лям условия задачи, после чего открываются оживленные пре ния. Таким образом в реше- Капитзн А. ТУГАН0В. нип задания преподавателя принимает участие вся аудито рия. Занятие становится инте ресным, увлекательным, оно прививает навыки молодому летному составу к самостоя тельной творческой работе. Уместно привести пример одного из таких занятий, на котором молодые пилоты изу чалигрупповое упражнение— бомбовый ѵдар по аэродрому противника. Руководитель по ставил конкретную задачу: как действовал бы летчик т. Чаба нов при нанесении бомбоуда- ра по вражескому аэродрому X. Молодому летчику были представлены все данные, тре- оовалось принять правильное решение. Младший лейтенант т. Чаба нов вышел к карте и стал из лагать присутствующим свои соображения. Правильно ре шив вопросы подготовки вы лета, выбора маршрута, высо ты и скорости следования к цели, он допустил ошибку в выборе направления захода на объект. Тов. Чабанов не учел расположения точек зенитной артиллерии противника и «по пал» под сильный удар ЗА. Товарищи сразу же заметили ошибку выступающего и в прениях указали на эти не достатки. Та к о й метод проведения занятий с е б я оправдывает. Он содействует быстрейшему вводу в строй молодого летно го состава. всгіо.чи. i d , англизировать весь ход боа И раньше Тарасов любил помеч тать в одиночестве, а в такие ми. нуты оно необходимо ему бьпо тем более. Весь этот день лейтенант Тара сов ходил, как угорелый. Ни на минуту из его головы не вылетаі проведенный бой. Выносил, по „косточкам" разобрал он его, стро го суммируя все положительное и отрицательное. А через несколь ко дней Тарасов подробно расска зывал об этом бое товарищам. И каждый, кто слушал его, чувство вал, как глубоко разбирается этот молодой на вид, летчик, насколь ко критически подходит он к каж дому своему „шагу" в воздухе и действию товарище^. Тарасов не любит ухарства в воздухе. Бесстрашный и смелый он рассчетлив и опытен. .Поход ка" в воздухе у него непостоян на. Она каждый раз меняется. — Два поколения летчиков вос питал уже Тарасов,—говорит про него командир,— Это— безупреч ный летчик. Честным тружени ком называю я его. Но стар Тарасов не годами. „Стариком" Алексей Тарасов счи тается по его боевому опыту. В 21 год—он командир звена, один из лучших летчиков части. Двумя орденами—Красного Знамени и орденом Отечественной Войны 1-й степени наградила Тарасова Родина. Как передовой коммунист- воин, он избран в члены партий ного бюро части. Вот он стоит на аэродроме у своего истребителя. Стоит в ожи дании сигнала с шлемом под мыш кой. Ветер играет его коротко подстриженными волосами. На лице задорная, совсем молодая улыбка. Он стоит в капке, видом своим похожий на старого русско го рыцаря из дружины Александ ра Невского. Час назад пришло подтвержде ние на два сбитых им самолета в том тяжелом воздушном сраже нии. Ч е р е з несколько минут он снова полетит в бой. Алексей Та расов—летчик, жаждущий поле тов, неба. Ни один почти вылет в части не обходится без его уча стия. —Надо верить в еебя, верить в свое оружие, и тогда враг не стра шен,—всегда говорит Тарасов. ...Прошла еще минута, две и, шипя, разбрызгиваясь, взлетает к небу ракета. „Ястребки" уходят на задание. Четверку ведет Алек сей Тарасов. Где-то далеко он вступает в воздушный бой. Слыш ны отдаленные пулеметные оче реди, одинокие выстрелы зениток. Несколько секунд, и один „Мес- сершмитт", оставляя погребаль ный дымный след, резко снижаясь, уходит на Запад. Алексей Тарасов со своей че тверкой производит посадку на аэродром. Очереди, выпущенные им по „Ме-109“, были смертельны ми. Немец не смог дотянуть до своей территории. Друзья поздрав ляли лейтенанта Тарасова с оче редной победой. — Сбит немец—хорошо. Глав ное—бой этот характерный, учит многому,—спокойно сказал Тара сов,—и тут же стал подробно раз бирать его. —Помните всегда: война—ариф метика,—говорил Тарасов моло дым летчикам.—Прежде чем что- нибудь сделать—подумать, прики нуть надо. Как охотник хитрит на охоте, хитри и ты в бою. Никогда не думай, чго враг дурак. Всегда считай, что он видит тебя и будь готовым отразить его любые ата ки. В общем воевать с умом надо... И лейтенант Алексей Тарасов воюет крепко, дерзко, воюет с умом. К. ЗАРОДОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz