Североморский лётчик. 1943, октябрь.
6 октября 1943 г., № 15 ОЕВЕРОМОРСКИИ Л Е ТЧИК Вечер вопросов и ответов Недавно в нашей части был проведен вечер вопросов и от ветов. Проведению его пред шествовала большая подготов ка, еще до начала вечера бы ло задано 25 вопросов. Характер вопросов был весь ма разнообразен, поэтому для ответов подготовилось 6 офи церов разных специальностей. На политические и междуна родные темы отвечали капи тан т. Кузьмин и старший лей тенант т. Кутепов. На вопро сы, связанные с боевой рабо той, отвечал капитан т. Ди- жевский, он же руководил ве чером. На вечере выявилась по требность в проведении беседы на юридические темы. Вскоре такая беседа была проведена капитаном юридической службы т. Пахомовым. Сейчас мы готовим второй вечер вопросов и ответов. Старший лейтенант П. КУРАЛЕСОВ. Торпедоносец готовится к боевому вылету. Фото Р. Диамент. Молодые летчики готовятся к боям Учить на боевой истории Энтузиасты- ремонтники Подбитый самолет не смог дотянуть до своего аэродрома. Летчик произвел посадку на острове,среди скал. Как толь ко стало известно об этом в Н-ских мастерских, туда была направлена ремонтная группа инженера т. Зубарева. В сопках закипела дружная работа. Круглые сутки не отхо дили от машин ремонтники. Благодаря упорству и наход чивости задание было выпол нено на 9 дней раньше срока. Инженер т. Зубарев поль зуется большим авторитетом и уважением в части. Грамотный и инициативный офицер, горя чо любящий свою профессию, он сумел в группе поставить дело так, что она держит первенство по мастерским. Эн- тузиасты-ремонтники Зубарева за три месяца восстановили несколько десятков боевых единиц. г Младший техник- лейтенант П. СЕДНЕВ. Некоторые товарищи счита ют, что подготовку молодого летного состава можно рассмат ривать, как доработку элемен тов техники пилотирования. „Достаточно летчику отлично владеть машиной,—рассуждают они,—и онможет войти в число боевых экипажей, а боевую выучку приобретет непосредст венно в бою“. Однако, как по казал опыт войны, подготовка летного состава, ввод его в строй—вопрос первостепенной важности, вопрос, от которого во многом зависит успех наших боевых операций. В нашем подразделении бое вой подготовке -молодого лет ного состава придают нужное значение. С прибытием моло дых летчиков их прежде все го знакомят с боевым опытом подразделения. При составлении плана под готовки по каждому элементу здесь учитывается разбор про веденных подразделением бое вых операций.Молодые летчики, штурманы и стрелки-радисты воспитываются, таким образом, на боевой истории своей части. На занятиях они подробно узнают об образцах мужества и геройства, проявленных их старшими товарищами, и это. прививает им любовь к своему подразделению, уверенность в свое оружие. Зная о героических делах своего командира, молодые летчики Шимин и Лебедев вместе со своими старшими товарищами не так давно по шли на боевое задание. Груп па нанесла сокрушительный удар по фашистскому конвою, потопив два транспорта про тивника. Когда ее на пути встретили фашистские истреби тели, смельчаки приняли не равный бой. — Будем драться по-лапшен- ковски,—раздалось по радио. Летчики смело отбивали ярост ные атаки- вражеских истреби телей. Шимин и Лебедев дра лись храбро и умело, как драл ся в бою майор т. Лапшенков. И они победили. Боевая история части, тра диции и примеры бывалых летчиков многому учат моло дых, только что вступающих в строй. Использование этого в подготовке молодого летного состава-первоочередная задача всех командиров, вводящих их в строй. Майор С. МУРЫЧЕВ. НОВАТОРЫ БОЕВОЙ ТЕХНИКИ Приезжающие к нам товарищи часто говорят о том, что наши эксплуатационные и ремонтные органы напоминают научно-иссле довательский институт. И дейст вительно это так. У нас есть свое образный НИИ, в котором рож дается смелый технический экс перимент, находящий свое боевое применение. За время войны наши специа листы научились многому, и те перь для них нет непреодолимо го, чего бы они нё смогли сде лать сами. Это не просто. Свое образие театра военных действий, особенность боевой работы, про текающей' зачастую над морем, суровость климата и разнообразие техники—все вместе взятое и за ставило инженерно - технический состав вплотную заняться твор ческой деятельностью. Изобретательская и рационали заторская работа приобрела в частях ВВС широкий размах. Она сыграла огромную роль в обес печении боевых заданий. Труд специалистов настолько многогра нен, что невозможно найти от расль техники, которой бы не коснулась их творческая рука. Пыль, проникающая в авиаци онный мотор, наносит последнему большой вред. Она не только во много раз сокращает срок служ бы, но зачастую выводит его из строя. По этой причине летом прошлого года мы имели прежде временные потери дорогостоящих моторов. Специалисты решили прекратить доступ пыли в мо торы. Родилась идея создания фильтра. Начало его конструи рованию положил инженер- капитан т. Круглов. Дальней шую разработку возглавил ин женер-майор т. Мишук, а непос редственное конструирование и постройку фильтра обеспечили тт. Шошмин, Савельев, Козлов, Маслов и другие товарищи. Изготовленные своими силами воздушные фильтры-пылеулавли ватели были установлены на са молетах всех типов. Результаты сказались сразу. Если раньше мо торы выходили из строя после 20—30 часов работы, то нынеш ним летом, при той же пыльности аэродромов, они вырабатывают ресурс полностью. В итоге, вне дрение изобретения позволило сохранить сотни часов моторе сурса и не один десяток моторов. Разработанный у нас фильтр на чинает применяться авиацией Красной Армии и других флотов. Другой разновидностью техни ческого творчества явилась про блема усиления вооружения всех имеющихся у нас самолетов. За дача была разрешена успешно, и противник успел уже испытать ее плоды на своей шкуре. В этом большая заслуга наших офицеров тт. Левина, Ломанова, Давыдова, Меринова и сержанта Курочкина! Серьезным фактором, особенно на нашем морском театре, являет ся радиус и тесно с ним связан ная продолжительность полета самолета. От того, насколько дол го сможет самолет продержаться в воздухе, зависит не только бое вой эффект, но и жизнь летчика. Товарищи Гетьман, Безукладни ков, Женжеруха, Филиппов и Семенов применили оригинальный способ заправки самолетов до полнительным горючим, при ко тором их тактико- технические свойства не снижаются. Это зна чительно увеличило радиус дей ствия самолетов. Эксплуатация импортной мате риальной части вызвала потреб ность в запасных агрегатах и де талях. Наши специалисты разрабо тали заменители, причем по свое му качеству они лучше и надеж нее импортных. Огромную роль в этом сыграл труд тт. Леймана, Щербакова, Иванова и Маноч- кина. Так работают новаторы боевой техники. Секрет достигнутых ус пехов заключается в том, что на ши авиаспециалисты перестали считать изобретательство и рацио нализаторство посторонним делом и, по-настоящему взяв его в свои руки, подчинили столь важную работу обеспечению боевых задач. Было бы ошибочным думать, что в рационализаторском и изобре тательском деле нами исчерпаны все возможности. З т о далеко не так. В столь %ажное движение еще не вовлечены широкие мас сы летчиков и авиаспециалистов, а ряд ценных, начатых меропри ятий до конца не доводится. Не случайно поэтому, что мно гие актуальные вопросы не при влекли внимания наших специа листов. Они недостаточно занима ются вопросами экономии горю че-смазочных материалов и мото ресурсов, заменой дефицитных полуфабрикатов, имеющихся под рукой. Вопрос спасения экипажа при вынужденной его посадке на воду должен также занять вид ную роль среди рационализаторов. Инженер-подполковник Р. С0БЧЕНК0. Свободная охота торпедоносца Торпедоносец-охотник, вылетая на боевое задание, обычно не имеет данных о противнике, с ко торым ему придется встретиться в море. Он, как правило, дейст вует в одиночку, без прикрытия и обеспечения. Все это услож няет его работу. Охотнику само стоятельно приходится принимать решение и намечать план атаки сразу же после обнаружения цели. Опыт войны показывает, что основным условием успешности торпедной атаки является внезап ность и это особенно характерно при действии одиночного самоле та. Достигнуть полной внезапно сти атаки можно только тогда, когда корабль обнаружен на рас стоянии, с которого противник не может видеть самолет. Для этого требуется лететь на больших вы сотах, а чтобы сократить даль ность слышимости шума моторов, наоборот, требуется снижение до бреющего полета. Эти два поло жения противоречат одно дру го му. Однако нужно умело соче тать их в зависимости от конкрет ной обстановки. Высота полета при поиске к о раблей в море до их обнаружег ния должна быть максимально возможная. Но как только само лёт заметит на горизонте корабли, он должен приглушить моторы и, снижаясь на планировании, приближаться к кораблям с той стороны, с которой, по условиям видимости, он будет скрыт от на блюдения с кораблей. По возмож- ностй выход в атаку рекомендует ся производить против ветра. Од нако это положение не является законом при всех случаях атаки. При плохой видимости и низкой облачности высота поиска, естест венно, должна быть под облака ми. И если высота облаков не превышает 100 метров, то и сбли жение лучше всего производить полетом в облаках, используя для маскировки их нижнюю кромку. Внезапность имеет значение не только для увеличения вероятно сти попадания торпеды в цель, но также и в достижении боль шей безопасности самолета. Ар тиллерия противника зачастую не успевает открыть огня по внезап но появившемуся самолету. Если группа самолетов-торпедо носцев, будучи даже преждевре менно обнаружена кораблями, мо жет иногда добиться успеха, ата куя противника с разных направ лений, то одиночным самолета^ на это рассчитывать не прихо дится. Вылетая на свободную охоту, экипаж торпедоносца должен в течение всего полета вести кру говое наблюдение. Организацию наблюдения, распределение сек торов между членами экипажа необходимо производить с таким расчетом, чтобы не переутомлять зрение отдельных членов экипажа. В качестве примера, показываю щего всю значимость внезапно сти для действий охотника-торпе- доносца, могут служить следую щие атаки наших торпедоносцев, проведенные за последнее время. В одну из ночей гвардии стар ший лейтенант т. Розгонин выле тел на свободную охоту для поис ка и торпедирования вражеских кораблей на их коммуникациях. Идя по маршруту на высоте 4.200 метров, в заданном районе экипаж обнаружил 2 транспорта противника, шедших вблизи бере га со скоростью 6—8 узлов. Оце нив обстановку, Розгонин решил атаковать ведомый транспорт водоизмещением в 5.000 тонн, ис пользуя в качестве исходной по зиции для выхода в атаку берего вую черту, которая обеспечивала ему скрытный подход к кораблям. В условиях ночи и пониженной горизонтальной видимости (дымка) тов. Розгонин провел атаку на столько внезапно, что противник не произвел по нему ни одного выстрела не только в процессе сближения, но и на отходе. На транспортах даже не выключили топовые огни во время атаки. Все это позволило тов. Розго- нину сблизиться с противником на короткую дистанцию (600 м) и потопить транспорт. Полет по маршруту самолета на высоте 4.200 метров, при дан ных условиях видимости, способ ствовал своевременному обнару жению цели и дал возможность произвести сближение и занятие исходной позиции на планирова нии с приглушенными моторами. Несколько раньше этого заме чательного полета Герой Совет ского Союза гвардии капитан Ба- лебин—один из пионеров свобод ной охоты, после двух с полови ной часов поиска обнаружил транс порт противника водоизмещени ем в 5.000 тонн и атаковал его. В результате попадания торпеды транспорт затонул. Эта атака, несмотря на ее успешность, не была для противника неожидан ной. Противник оказывал проти водействие огнем зенитной ар тиллерии и маневром. Но вслед ствие отсутствия охранения у транспорта и пониженной видимо сти его огонь был малоэффек тивным и не причинил никакого вреда торпедоносцу. Однако необходимо заметить, что атака тов. Балебина увенча лась успехом благодаря богатому опыту, накопленному им в много численных, вылетах на свободную охоту. Тов. Балебин, ранее уже проводивший атаки в условиях противодействия противника, и на этот раз не остановился перед создавшимися трудностями. Пренебрежение элементами скрытности, как правило, приво дит к неудачам. Об этом говорит хотя бы следующий факт, проис шедший с гвардии лейтенантом тов. Эрастовым. Девятибалльная облачность высотой 100—200 мет ров явно благоприятствовала его атаке, однако низкая облачность не была использована экипажем охотника для скрытного подхода к цели; торпедоносец подходил к району цели, не маскируясь, не ведя тщательного наблюдения и, естественно, он был преждевре менно обнаружен кораблем. Про тивник в течение всего периода атаки вел интенсивный огонь по торпедоносцу, не допустив его на близкое расстояние. В результа те торпеда была сброшена с боль шой дистанции, и корабль укло нился от ее попадания. Опыт войны показывает, что целесообразно все же обеспечи вать самолеты, вылетающие на свободную охоту, данными хотя бы предварительной разведки. Это поможет охотнику своевре менно обнаружить цель, позволит заранее составить примерный план действия при боевом соприкосно вении, обеспечит наибольшую внезапность атаки. пдгдйпѵ1/. Майор Г. САГАИДУК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz