Североморский лётчик. 1943, октябрь.

6 октября 1943 г., № 15 ОЕВЕРОМОРСКИИ Л Е ТЧИК Вечер вопросов и ответов Недавно в нашей части был проведен вечер вопросов и от­ ветов. Проведению его пред­ шествовала большая подготов­ ка, еще до начала вечера бы­ ло задано 25 вопросов. Характер вопросов был весь­ ма разнообразен, поэтому для ответов подготовилось 6 офи­ церов разных специальностей. На политические и междуна­ родные темы отвечали капи­ тан т. Кузьмин и старший лей­ тенант т. Кутепов. На вопро­ сы, связанные с боевой рабо­ той, отвечал капитан т. Ди- жевский, он же руководил ве­ чером. На вечере выявилась по­ требность в проведении беседы на юридические темы. Вскоре такая беседа была проведена капитаном юридической службы т. Пахомовым. Сейчас мы готовим второй вечер вопросов и ответов. Старший лейтенант П. КУРАЛЕСОВ. Торпедоносец готовится к боевому вылету. Фото Р. Диамент. Молодые летчики готовятся к боям Учить на боевой истории Энтузиасты- ремонтники Подбитый самолет не смог дотянуть до своего аэродрома. Летчик произвел посадку на острове,среди скал. Как толь­ ко стало известно об этом в Н-ских мастерских, туда была направлена ремонтная группа инженера т. Зубарева. В сопках закипела дружная работа. Круглые сутки не отхо­ дили от машин ремонтники. Благодаря упорству и наход­ чивости задание было выпол­ нено на 9 дней раньше срока. Инженер т. Зубарев поль­ зуется большим авторитетом и уважением в части. Грамотный и инициативный офицер, горя­ чо любящий свою профессию, он сумел в группе поставить дело так, что она держит первенство по мастерским. Эн- тузиасты-ремонтники Зубарева за три месяца восстановили несколько десятков боевых единиц. г Младший техник- лейтенант П. СЕДНЕВ. Некоторые товарищи счита ют, что подготовку молодого летного состава можно рассмат­ ривать, как доработку элемен­ тов техники пилотирования. „Достаточно летчику отлично владеть машиной,—рассуждают они,—и онможет войти в число боевых экипажей, а боевую выучку приобретет непосредст­ венно в бою“. Однако, как по­ казал опыт войны, подготовка летного состава, ввод его в строй—вопрос первостепенной важности, вопрос, от которого во многом зависит успех наших боевых операций. В нашем подразделении бое­ вой подготовке -молодого лет­ ного состава придают нужное значение. С прибытием моло­ дых летчиков их прежде все­ го знакомят с боевым опытом подразделения. При составлении плана под­ готовки по каждому элементу здесь учитывается разбор про­ веденных подразделением бое­ вых операций.Молодые летчики, штурманы и стрелки-радисты воспитываются, таким образом, на боевой истории своей части. На занятиях они подробно узнают об образцах мужества и геройства, проявленных их старшими товарищами, и это. прививает им любовь к своему подразделению, уверенность в свое оружие. Зная о героических делах своего командира, молодые летчики Шимин и Лебедев вместе со своими старшими товарищами не так давно по­ шли на боевое задание. Груп­ па нанесла сокрушительный удар по фашистскому конвою, потопив два транспорта про­ тивника. Когда ее на пути встретили фашистские истреби­ тели, смельчаки приняли не­ равный бой. — Будем драться по-лапшен- ковски,—раздалось по радио. Летчики смело отбивали ярост­ ные атаки- вражеских истреби­ телей. Шимин и Лебедев дра­ лись храбро и умело, как драл­ ся в бою майор т. Лапшенков. И они победили. Боевая история части, тра­ диции и примеры бывалых летчиков многому учат моло­ дых, только что вступающих в строй. Использование этого в подготовке молодого летного состава-первоочередная задача всех командиров, вводящих их в строй. Майор С. МУРЫЧЕВ. НОВАТОРЫ БОЕВОЙ ТЕХНИКИ Приезжающие к нам товарищи часто говорят о том, что наши эксплуатационные и ремонтные органы напоминают научно-иссле­ довательский институт. И дейст­ вительно это так. У нас есть свое­ образный НИИ, в котором рож­ дается смелый технический экс­ перимент, находящий свое боевое применение. За время войны наши специа­ листы научились многому, и те­ перь для них нет непреодолимо­ го, чего бы они нё смогли сде­ лать сами. Это не просто. Свое­ образие театра военных действий, особенность боевой работы, про­ текающей' зачастую над морем, суровость климата и разнообразие техники—все вместе взятое и за­ ставило инженерно - технический состав вплотную заняться твор­ ческой деятельностью. Изобретательская и рационали­ заторская работа приобрела в частях ВВС широкий размах. Она сыграла огромную роль в обес­ печении боевых заданий. Труд специалистов настолько многогра­ нен, что невозможно найти от­ расль техники, которой бы не коснулась их творческая рука. Пыль, проникающая в авиаци­ онный мотор, наносит последнему большой вред. Она не только во много раз сокращает срок служ­ бы, но зачастую выводит его из строя. По этой причине летом прошлого года мы имели прежде­ временные потери дорогостоящих моторов. Специалисты решили прекратить доступ пыли в мо­ торы. Родилась идея создания фильтра. Начало его конструи­ рованию положил инженер- капитан т. Круглов. Дальней­ шую разработку возглавил ин­ женер-майор т. Мишук, а непос­ редственное конструирование и постройку фильтра обеспечили тт. Шошмин, Савельев, Козлов, Маслов и другие товарищи. Изготовленные своими силами воздушные фильтры-пылеулавли­ ватели были установлены на са­ молетах всех типов. Результаты сказались сразу. Если раньше мо­ торы выходили из строя после 20—30 часов работы, то нынеш­ ним летом, при той же пыльности аэродромов, они вырабатывают ресурс полностью. В итоге, вне­ дрение изобретения позволило сохранить сотни часов моторе­ сурса и не один десяток моторов. Разработанный у нас фильтр на­ чинает применяться авиацией Красной Армии и других флотов. Другой разновидностью техни­ ческого творчества явилась про­ блема усиления вооружения всех имеющихся у нас самолетов. За­ дача была разрешена успешно, и противник успел уже испытать ее плоды на своей шкуре. В этом большая заслуга наших офицеров тт. Левина, Ломанова, Давыдова, Меринова и сержанта Курочкина! Серьезным фактором, особенно на нашем морском театре, являет­ ся радиус и тесно с ним связан­ ная продолжительность полета самолета. От того, насколько дол­ го сможет самолет продержаться в воздухе, зависит не только бое­ вой эффект, но и жизнь летчика. Товарищи Гетьман, Безукладни­ ков, Женжеруха, Филиппов и Семенов применили оригинальный способ заправки самолетов до­ полнительным горючим, при ко­ тором их тактико- технические свойства не снижаются. Это зна­ чительно увеличило радиус дей­ ствия самолетов. Эксплуатация импортной мате­ риальной части вызвала потреб­ ность в запасных агрегатах и де­ талях. Наши специалисты разрабо­ тали заменители, причем по свое­ му качеству они лучше и надеж­ нее импортных. Огромную роль в этом сыграл труд тт. Леймана, Щербакова, Иванова и Маноч- кина. Так работают новаторы боевой техники. Секрет достигнутых ус­ пехов заключается в том, что на­ ши авиаспециалисты перестали считать изобретательство и рацио­ нализаторство посторонним делом и, по-настоящему взяв его в свои руки, подчинили столь важную работу обеспечению боевых задач. Было бы ошибочным думать, что в рационализаторском и изобре­ тательском деле нами исчерпаны все возможности. З т о далеко не так. В столь %ажное движение еще не вовлечены широкие мас­ сы летчиков и авиаспециалистов, а ряд ценных, начатых меропри­ ятий до конца не доводится. Не случайно поэтому, что мно­ гие актуальные вопросы не при­ влекли внимания наших специа­ листов. Они недостаточно занима­ ются вопросами экономии горю­ че-смазочных материалов и мото­ ресурсов, заменой дефицитных полуфабрикатов, имеющихся под рукой. Вопрос спасения экипажа при вынужденной его посадке на воду должен также занять вид­ ную роль среди рационализаторов. Инженер-подполковник Р. С0БЧЕНК0. Свободная охота торпедоносца Торпедоносец-охотник, вылетая на боевое задание, обычно не имеет данных о противнике, с ко­ торым ему придется встретиться в море. Он, как правило, дейст­ вует в одиночку, без прикрытия и обеспечения. Все это услож­ няет его работу. Охотнику само­ стоятельно приходится принимать решение и намечать план атаки сразу же после обнаружения цели. Опыт войны показывает, что основным условием успешности торпедной атаки является внезап­ ность и это особенно характерно при действии одиночного самоле­ та. Достигнуть полной внезапно­ сти атаки можно только тогда, когда корабль обнаружен на рас­ стоянии, с которого противник не может видеть самолет. Для этого требуется лететь на больших вы­ сотах, а чтобы сократить даль­ ность слышимости шума моторов, наоборот, требуется снижение до бреющего полета. Эти два поло­ жения противоречат одно дру го­ му. Однако нужно умело соче­ тать их в зависимости от конкрет­ ной обстановки. Высота полета при поиске к о ­ раблей в море до их обнаружег ния должна быть максимально возможная. Но как только само­ лёт заметит на горизонте корабли, он должен приглушить моторы и, снижаясь на планировании, приближаться к кораблям с той стороны, с которой, по условиям видимости, он будет скрыт от на­ блюдения с кораблей. По возмож- ностй выход в атаку рекомендует­ ся производить против ветра. Од­ нако это положение не является законом при всех случаях атаки. При плохой видимости и низкой облачности высота поиска, естест­ венно, должна быть под облака­ ми. И если высота облаков не превышает 100 метров, то и сбли­ жение лучше всего производить полетом в облаках, используя для маскировки их нижнюю кромку. Внезапность имеет значение не только для увеличения вероятно­ сти попадания торпеды в цель, но также и в достижении боль­ шей безопасности самолета. Ар­ тиллерия противника зачастую не успевает открыть огня по внезап­ но появившемуся самолету. Если группа самолетов-торпедо­ носцев, будучи даже преждевре­ менно обнаружена кораблями, мо­ жет иногда добиться успеха, ата­ куя противника с разных направ­ лений, то одиночным самолета^ на это рассчитывать не прихо­ дится. Вылетая на свободную охоту, экипаж торпедоносца должен в течение всего полета вести кру­ говое наблюдение. Организацию наблюдения, распределение сек­ торов между членами экипажа необходимо производить с таким расчетом, чтобы не переутомлять зрение отдельных членов экипажа. В качестве примера, показываю­ щего всю значимость внезапно­ сти для действий охотника-торпе- доносца, могут служить следую­ щие атаки наших торпедоносцев, проведенные за последнее время. В одну из ночей гвардии стар­ ший лейтенант т. Розгонин выле­ тел на свободную охоту для поис­ ка и торпедирования вражеских кораблей на их коммуникациях. Идя по маршруту на высоте 4.200 метров, в заданном районе экипаж обнаружил 2 транспорта противника, шедших вблизи бере­ га со скоростью 6—8 узлов. Оце­ нив обстановку, Розгонин решил атаковать ведомый транспорт водоизмещением в 5.000 тонн, ис­ пользуя в качестве исходной по­ зиции для выхода в атаку берего­ вую черту, которая обеспечивала ему скрытный подход к кораблям. В условиях ночи и пониженной горизонтальной видимости (дымка) тов. Розгонин провел атаку на­ столько внезапно, что противник не произвел по нему ни одного выстрела не только в процессе сближения, но и на отходе. На транспортах даже не выключили топовые огни во время атаки. Все это позволило тов. Розго- нину сблизиться с противником на короткую дистанцию (600 м) и потопить транспорт. Полет по маршруту самолета на высоте 4.200 метров, при дан­ ных условиях видимости, способ­ ствовал своевременному обнару­ жению цели и дал возможность произвести сближение и занятие исходной позиции на планирова­ нии с приглушенными моторами. Несколько раньше этого заме­ чательного полета Герой Совет­ ского Союза гвардии капитан Ба- лебин—один из пионеров свобод­ ной охоты, после двух с полови­ ной часов поиска обнаружил транс­ порт противника водоизмещени­ ем в 5.000 тонн и атаковал его. В результате попадания торпеды транспорт затонул. Эта атака, несмотря на ее успешность, не была для противника неожидан­ ной. Противник оказывал проти­ водействие огнем зенитной ар­ тиллерии и маневром. Но вслед­ ствие отсутствия охранения у транспорта и пониженной видимо­ сти его огонь был малоэффек­ тивным и не причинил никакого вреда торпедоносцу. Однако необходимо заметить, что атака тов. Балебина увенча­ лась успехом благодаря богатому опыту, накопленному им в много­ численных, вылетах на свободную охоту. Тов. Балебин, ранее уже проводивший атаки в условиях противодействия противника, и на этот раз не остановился перед создавшимися трудностями. Пренебрежение элементами скрытности, как правило, приво­ дит к неудачам. Об этом говорит хотя бы следующий факт, проис­ шедший с гвардии лейтенантом тов. Эрастовым. Девятибалльная облачность высотой 100—200 мет­ ров явно благоприятствовала его атаке, однако низкая облачность не была использована экипажем охотника для скрытного подхода к цели; торпедоносец подходил к району цели, не маскируясь, не ведя тщательного наблюдения и, естественно, он был преждевре­ менно обнаружен кораблем. Про­ тивник в течение всего периода атаки вел интенсивный огонь по торпедоносцу, не допустив его на близкое расстояние. В результа­ те торпеда была сброшена с боль­ шой дистанции, и корабль укло­ нился от ее попадания. Опыт войны показывает, что целесообразно все же обеспечи­ вать самолеты, вылетающие на свободную охоту, данными хотя бы предварительной разведки. Это поможет охотнику своевре­ менно обнаружить цель, позволит заранее составить примерный план действия при боевом соприкосно­ вении, обеспечит наибольшую внезапность атаки. пдгдйпѵ1/. Майор Г. САГАИДУК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz