Североморский лётчик. 1943, октябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 6 октября 1943 г., № 15 Штурмовики с боевого курса не сворачивают С каждым днем усиливайте свою боевую деятельность, летчики-штурмовики! Два боя ...Идем над морем.Высота 2 тысячи мет ров.Иод нами белое с голубыми просветами поле облаков. Я лечу в качестве стрелка в экипаже лейтенанта Гуляева. Скоро цель. —Ну, как там обстановочка,—слышу голос летчика. «Илыошины» идут плотным строем. Выше нас, маневрируя, следуютистребители непосредственного прикрытия. — Все в порядке,—отвечаю летчику. Немцы, видимо, не ожидают нашего «ви зита» и дают нам возможность спокойно по дойти к цели. Еще несколько секунд полета, и лейтенант Гуляев, вслед за другими пило тами, вводит свой самолет в крутое пике. Тут я почувствовал, что мой командир точно выполнил указание майора т. Михайлова на счет крутого уголка пикирования—меня так подбросило кверху, что пришлось ухватиться обеими руками за пулемет. Бомбы сброшены. Наблюдаю точные раз рывы ох. К этому времени немцы уже су мели поднять в воздух несколько истреби телей. Сзадив атаку на нас идет «стодеся- тый». Я успел дать по нему одну пулемет ную очередь. На помощь пришли истребите ли капитана т. Адонкина. «Ме-110» был отсечен. * * £ —Ну, Алеша, собирайся в полет—работка есть, пойдем «поразвлекаемся»,—сказал мне лейтенант т. Гуляев в один из сентябрьских дней. Нужно было нанести удар по кораб лям противника, стоящим в порту. Группу штурмовиков повел командир мо его экипажа. На этот раз неприятельские истребите ли встречают нас еще на подходе к цели. Вот уже слева снизу в хвост к «Ильюши ным» заходят два «Мессершмитта». Откры ваю огонь. Сопровождающие нас истребители перехватывают врага.Мы идемвперед, на порт. Сзади кипит воздушный бой. Вскоре нас на чинает бросать вниз, вверх, вправо, влево— быот немецкие зенитчики. Но сторонам воз никают седые хлопья дыма. Разрывы зенит ных снарядов очень частые, но штурмовики твердоидут вперед. Взрыв, два, три... Бомбы сброшены точно по вражеским кораблям. Выходим из атаки. Внизу нас подкарауливают немецкие истре бители. Заработал мой пулемет. Но сигналу ведущего штурмовики быстро принимают маневр «змейки». С разных сторон фрицы пытаются атаковать нас, но нарываются на мощный и организованный огонь. Один «Ме-109» с выпущенной «ногой» врезается в строй наших самолетов.Я дал. по нему несколько очередей, но немец проскочил впе ред. Послышалась частая дробь пулеметов летчика Гуляева. «Мессершмит*«захромал» и на вторую «ногу». Наши истребители окончательно добили его. Производим посадку на свой аэродром. Командир экипажа лейтенант Гуляев, немного улыбаясь, скромно говорит мне: «Вследующий раз еще крепче ударим». Иэто го случая ждать долго не пришлось. Мы вновь вылетели на штурмовку кораблей про тивника и вновь одержали победу. Младший лейтенант А. КАЗАКОВ. Воздушные стрелки Почти каждый вылет штурмовиков на задание сопровождается воздушными боями с истреби телями противника, основная тяжесть в которых ложится на воздушных стрелков. Наши стрелки хорошо владеют пулеметом, смело и мужественно ведут себя в бою. Штур ман звена младший лейтенант Ницак во время боя хладнокровен и осмотрителен. Ему несколь ко раз приходилось отбивать атаки противника, и всегда он выходил победителем. Отважно вел себя в одном из последних боев и воздушный стрелок т. Гусев. Отражая атаки вражеских истребителей, он сбил два „Мессер шмитта". В этом же бою смелую и разумную инициативу проявил воздушный стрелок т. Хо лод. В самый разгар боя у него отказал пуле мет, но Холод не растерялся. Он, отстреливаясь ракетами, заставил фашиста отказаться от атак. Младший лейтенант А. ГЕЦМАН. За четыре месяца боевых действий летчики Н-ской штурмовой а в и а ц и о н н о й части записали на свой счет 18 потопленных вра жеских кораблей, в том числе 4 танкера и 3 крупных тран спорта общим водоизмещением 68 тысяч тонн, 14 сильно по врежденных кораблей противника, 31 сбитый немецкий самолет, 8 подавленных зенитных батарей, 3 удара по аэродромам про тивника, несколько штурмовок причалов и портов врага. Боевые успехи, о которых сегодня рассказывают сами летчи ки, были достигнуты благодаря смелым, дерзким и, в то же время, умелым действиям всего личного состава части. Велики успехи штурмовиков, но еще большие дела их ждут впереди. Еще шумят моторы немецких машин в заполярном небе, еще идут фашистские корабли в северные порты Норвегии. Ни в коем случае нельзя успокаиваться на достигнутом. Беспощадно уничтожать самолеты врага на его же аэродромах, топить не мецкие корабли до подхода к их базам, бить врага всюду и везде, где бы он ни появился—таков приказ Родины летчикам- штурмовикам. Летчик-штурмовик майор А. И. Каличев. Фото Р. Диамент, 1943 ГОД Даты побед 2 июня. Штурмовым ударом по j транспортам в одном из враже-' ских фиордов потоплено 2 траль щика и 2 морских охотника. По давлен огонь зенитной батареи. 7 июня. При входе во враже ский порт атакован и потоплен транспорт противника водоизме щением 5 тысяч тонн. Один тран спорт поврежден. Группу штур мовиков водил Герой Советского Союза капитан Мазуренко. 23 июня. Корабли неприятеля были атакованы в фиорде. По топлено 2 сторожевика, -1 тран спорт водоизмещением 6 тысяч тонн поврежден. В воздушном бою капитан Колтунов сбил „Ме-110“. 12 июля. Группа штурмовиков под командой старшего лейтенан та Осыка потопила танкер водо измещением 6 тысяч тонн. Лет чик Беликов и стрелок Гецман в воздушном бою сбили по одному „Ме-109“. 22 августа. Штурмовка аэро дрома противника. Ведущий майор Михайлов. Уничтожено на земле больше 10 немецких самолетов, подавлен огонь 3 зенитных ба тарей. 2 сентября. Потоплен крупный транспорт врага. Фашистский ко рабль водоизмещением 5—6 ты сяч тонн подожжен. 3 сентября. Группа лейтенанта Гуляева потопила танкер водо измещением 10—12 тысяч тонн. 14 сентября. Налет на большой караван врага. Благодаря умелым действиям летчиков и в особен ности ведущего капитана Павло ва потоплено 2 танкера, подож жено 2 сторожевых катера и сби то в бою 5 самолетов против ника. 27 сентября. Успешный налет на вражеский аэродром. Уничтожено на земле 20 немецких самолетов. Слава нашему оружию Когда мы идем в атаку, у нас одна задача: уничтожить врага. В бою нами руководит высокий долг перед родиной и жгучая ненависть к немцу, уверенность в победе придает вера в своисилы и в живучесть нашего самолета «Ильюшин-2». Немцам хорошо известна эта машина на сухопутных фрон тах. В 1943 году они узнали силу ее ударов и в Баренце вом море. «Ильюшин-2» — лучший в мире штурмовик. Удачная кон струкция, хорошие летно-так тические данные, достаточная бомбовая нагрузка, мощное артиллерийское вооружение, удачное бронирование—обеспе чили этому самолету широкое применение. Мне лично пришлось дважды убеждаться в живучести «Илью шина». Однажды над целью меня атаковало несколько «Мес- сершмиттов». Были разбпты хвостовое оперение, руль пово рота и киль. Правый руль вы соты представлял из себя однц клочья. Разбитый и заклинив шийся левый элерон лишал возможности маневрировать. Какая бы машина выдержала такие сильные повреждения? А «Ильюшин-2» благодаря его хорошим качествам выдержал. «Ильюшин-2» —исключитель ная машина. В неоднократных боевых операциях доказано что она является настоящей смертью для фрицев. Старший лейтенант П. ЕВДОКИМОВ. Наташа 11 Младшего лейтенанта Тимофея Соболева я знал в училище. Воинское звание имел он тогда сержант, а работал уже инструктором. За короткое время Соболев воспитал не сколько поколений истребителей и штурмови ков. Но не сиделось в тылу и молодому учи телю—хотелось в бой. — Хватит «учительствовать». Теперь нуж но и у своих учеников поучиться воевать,— с усмешкой говорил Соболев. Мечта офицера сбылась. Первые же боевые полеты выгодно выделили его от других. Вся его боевая жизнь полна примерами героизма, отваги и умения. Вот один из таких боевых эпизодов. За дание было получено рано утром. Младший лейтенант Соболев только что выписался из госпиталя и теперь, с забинтованными паль цами рук, шел к своему самолету. Как и всегда, его появление технический состав встре тил с особой теплотой, а кто-то сказал: «Наша «Наташа» снова идет на свидание к фрицам». «Наташа» — так с незапамятного дня в части называют младшего лейтенанта Собо лева. Название это к нам пришло из учили ща и произошло оно от любимой поговорки Соболева: «Ясно, «Наташка». Даже запо рожские усы старшего лейтенанта Осыки не могут скрыть радостной улыбки: «Снова в паре с «Наташкой» иду громить врага». ... Путь в логово к немцам -нам знаком. «Ильюшины» идут на бреющем, Соболев по нимает командира, как говорят, без слов. — Атакуй правые самолеты, я атакую левые,—командует Осыка. Фашисты откры вают сильный зенитный огонь. Но разве огонь врага может остано вить наших штурмовиков! Вот уже в при целе показалась большая группа «Мессер- шмиттов» и «Фокке-Вульфов», стоящих на- земле. «Ильюшины» стремительно проно сятся над головами оторопевших немцев. В пылу атаки Соболев почувствовал глу хой удар и неприятный запах гари в каби не. Прямое попадание зенитного снаряда пробило водомаслорадиатор. Выйти из атаки? Это немыслимо! Ведь при втором заходе Соболев должен был подавлять зенитные точки врага. «Нет, лучше врежусь в зенит ки на подбитой машине, чем оставлю коман дира и товарищей»,—подумал младший лей тенант, и пошел в стремительную атаку на наиболее зло стреляющую зенитную батарею противника. Она сразу же смолкла. ...Позади пылающий аэродром немцев. Вся группа наших штурмовиков, выполнив за дание, направляется домой. Теперь перед Соболевым одна задача: довести израненную машину до аэродрома. Мотор «сопит» и тя нет плохо. Младшему лейтенанту пришлось вложить здесь все свое умение. Вот уже вид но родное поле аэродрома. Вдруг мотор окон чательно отказал, машину окутало дымом. Но и здесь высокое мастерство летчика со хранило ему жизнь. —«Ну и «Наташка», молодец, настоящий летчик,—широко улыбаясь, проговорил стар* ший лейтенант Осыка. Лейтенант А. ПЕЙСАХОВИЧ. В первом вылете У молодых летчиков это был первый боевой вылет. Младшие лейтенанты Белашев и Дорога- нов в моей группе шли ведомыми. Еще до подхода к цели нас атаковали немец* кие истребители. Казалось, что нарушится строй. Но нет, молодые бойцы точно держали свое место в строю и спокойно легли на боевой курс- После выхода из пикирования „Мессершмитты' несколько раз пытались атаковывать нас, Цо и здесь не растерялись молодые летчики. Искусно дер жась в паре, они мужественно отбивали атаки врага. Потопив транспорт и фашистский сторо жевик, мы благополучно вернулись на свой аэ родром. В последующих боях летчики тт. Белашев и Дороганов приобрели еще больший опыт. Теперь они закаленные воздушные бойцы. Старший лейтенант И. КАТУНИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz