Североморский лётчик. 1943, октябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 6 октября 1943 г., № 15 Штурмовики с боевого курса не сворачивают С каждым днем усиливайте свою боевую деятельность, летчики-штурмовики! Два боя ...Идем над морем.Высота 2 тысячи мет­ ров.Иод нами белое с голубыми просветами поле облаков. Я лечу в качестве стрелка в экипаже лейтенанта Гуляева. Скоро цель. —Ну, как там обстановочка,—слышу голос летчика. «Илыошины» идут плотным строем. Выше нас, маневрируя, следуютистребители непосредственного прикрытия. — Все в порядке,—отвечаю летчику. Немцы, видимо, не ожидают нашего «ви­ зита» и дают нам возможность спокойно по­ дойти к цели. Еще несколько секунд полета, и лейтенант Гуляев, вслед за другими пило­ тами, вводит свой самолет в крутое пике. Тут я почувствовал, что мой командир точно выполнил указание майора т. Михайлова на счет крутого уголка пикирования—меня так подбросило кверху, что пришлось ухватиться обеими руками за пулемет. Бомбы сброшены. Наблюдаю точные раз­ рывы ох. К этому времени немцы уже су­ мели поднять в воздух несколько истреби­ телей. Сзадив атаку на нас идет «стодеся- тый». Я успел дать по нему одну пулемет­ ную очередь. На помощь пришли истребите­ ли капитана т. Адонкина. «Ме-110» был отсечен. * * £ —Ну, Алеша, собирайся в полет—работка есть, пойдем «поразвлекаемся»,—сказал мне лейтенант т. Гуляев в один из сентябрьских дней. Нужно было нанести удар по кораб­ лям противника, стоящим в порту. Группу штурмовиков повел командир мо­ его экипажа. На этот раз неприятельские истребите­ ли встречают нас еще на подходе к цели. Вот уже слева снизу в хвост к «Ильюши­ ным» заходят два «Мессершмитта». Откры­ ваю огонь. Сопровождающие нас истребители перехватывают врага.Мы идемвперед, на порт. Сзади кипит воздушный бой. Вскоре нас на­ чинает бросать вниз, вверх, вправо, влево— быот немецкие зенитчики. Но сторонам воз­ никают седые хлопья дыма. Разрывы зенит­ ных снарядов очень частые, но штурмовики твердоидут вперед. Взрыв, два, три... Бомбы сброшены точно по вражеским кораблям. Выходим из атаки. Внизу нас подкарауливают немецкие истре­ бители. Заработал мой пулемет. Но сигналу ведущего штурмовики быстро принимают маневр «змейки». С разных сторон фрицы пытаются атаковать нас, но нарываются на мощный и организованный огонь. Один «Ме-109» с выпущенной «ногой» врезается в строй наших самолетов.Я дал. по нему несколько очередей, но немец проскочил впе­ ред. Послышалась частая дробь пулеметов летчика Гуляева. «Мессершмит*«захромал» и на вторую «ногу». Наши истребители окончательно добили его. Производим посадку на свой аэродром. Командир экипажа лейтенант Гуляев, немного улыбаясь, скромно говорит мне: «Вследующий раз еще крепче ударим». Иэто­ го случая ждать долго не пришлось. Мы вновь вылетели на штурмовку кораблей про­ тивника и вновь одержали победу. Младший лейтенант А. КАЗАКОВ. Воздушные стрелки Почти каждый вылет штурмовиков на задание сопровождается воздушными боями с истреби­ телями противника, основная тяжесть в которых ложится на воздушных стрелков. Наши стрелки хорошо владеют пулеметом, смело и мужественно ведут себя в бою. Штур­ ман звена младший лейтенант Ницак во время боя хладнокровен и осмотрителен. Ему несколь­ ко раз приходилось отбивать атаки противника, и всегда он выходил победителем. Отважно вел себя в одном из последних боев и воздушный стрелок т. Гусев. Отражая атаки вражеских истребителей, он сбил два „Мессер­ шмитта". В этом же бою смелую и разумную инициативу проявил воздушный стрелок т. Хо­ лод. В самый разгар боя у него отказал пуле­ мет, но Холод не растерялся. Он, отстреливаясь ракетами, заставил фашиста отказаться от атак. Младший лейтенант А. ГЕЦМАН. За четыре месяца боевых действий летчики Н-ской штурмовой а в и а ц и о н н о й части записали на свой счет 18 потопленных вра­ жеских кораблей, в том числе 4 танкера и 3 крупных тран­ спорта общим водоизмещением 68 тысяч тонн, 14 сильно по­ врежденных кораблей противника, 31 сбитый немецкий самолет, 8 подавленных зенитных батарей, 3 удара по аэродромам про­ тивника, несколько штурмовок причалов и портов врага. Боевые успехи, о которых сегодня рассказывают сами летчи­ ки, были достигнуты благодаря смелым, дерзким и, в то же время, умелым действиям всего личного состава части. Велики успехи штурмовиков, но еще большие дела их ждут впереди. Еще шумят моторы немецких машин в заполярном небе, еще идут фашистские корабли в северные порты Норвегии. Ни в коем случае нельзя успокаиваться на достигнутом. Беспощадно уничтожать самолеты врага на его же аэродромах, топить не­ мецкие корабли до подхода к их базам, бить врага всюду и везде, где бы он ни появился—таков приказ Родины летчикам- штурмовикам. Летчик-штурмовик майор А. И. Каличев. Фото Р. Диамент, 1943 ГОД Даты побед 2 июня. Штурмовым ударом по j транспортам в одном из враже-' ских фиордов потоплено 2 траль­ щика и 2 морских охотника. По­ давлен огонь зенитной батареи. 7 июня. При входе во враже­ ский порт атакован и потоплен транспорт противника водоизме­ щением 5 тысяч тонн. Один тран­ спорт поврежден. Группу штур­ мовиков водил Герой Советского Союза капитан Мазуренко. 23 июня. Корабли неприятеля были атакованы в фиорде. По­ топлено 2 сторожевика, -1 тран­ спорт водоизмещением 6 тысяч тонн поврежден. В воздушном бою капитан Колтунов сбил „Ме-110“. 12 июля. Группа штурмовиков под командой старшего лейтенан­ та Осыка потопила танкер водо­ измещением 6 тысяч тонн. Лет­ чик Беликов и стрелок Гецман в воздушном бою сбили по одному „Ме-109“. 22 августа. Штурмовка аэро­ дрома противника. Ведущий майор Михайлов. Уничтожено на земле больше 10 немецких самолетов, подавлен огонь 3 зенитных ба­ тарей. 2 сентября. Потоплен крупный транспорт врага. Фашистский ко­ рабль водоизмещением 5—6 ты­ сяч тонн подожжен. 3 сентября. Группа лейтенанта Гуляева потопила танкер водо­ измещением 10—12 тысяч тонн. 14 сентября. Налет на большой караван врага. Благодаря умелым действиям летчиков и в особен­ ности ведущего капитана Павло­ ва потоплено 2 танкера, подож­ жено 2 сторожевых катера и сби­ то в бою 5 самолетов против­ ника. 27 сентября. Успешный налет на вражеский аэродром. Уничтожено на земле 20 немецких самолетов. Слава нашему оружию Когда мы идем в атаку, у нас одна задача: уничтожить врага. В бою нами руководит высокий долг перед родиной и жгучая ненависть к немцу, уверенность в победе придает вера в своисилы и в живучесть нашего самолета «Ильюшин-2». Немцам хорошо известна эта машина на сухопутных фрон­ тах. В 1943 году они узнали силу ее ударов и в Баренце­ вом море. «Ильюшин-2» — лучший в мире штурмовик. Удачная кон­ струкция, хорошие летно-так­ тические данные, достаточная бомбовая нагрузка, мощное артиллерийское вооружение, удачное бронирование—обеспе­ чили этому самолету широкое применение. Мне лично пришлось дважды убеждаться в живучести «Илью­ шина». Однажды над целью меня атаковало несколько «Мес- сершмиттов». Были разбпты хвостовое оперение, руль пово­ рота и киль. Правый руль вы­ соты представлял из себя однц клочья. Разбитый и заклинив­ шийся левый элерон лишал возможности маневрировать. Какая бы машина выдержала такие сильные повреждения? А «Ильюшин-2» благодаря его хорошим качествам выдержал. «Ильюшин-2» —исключитель­ ная машина. В неоднократных боевых операциях доказано что она является настоящей смертью для фрицев. Старший лейтенант П. ЕВДОКИМОВ. Наташа 11 Младшего лейтенанта Тимофея Соболева я знал в училище. Воинское звание имел он тогда сержант, а работал уже инструктором. За короткое время Соболев воспитал не­ сколько поколений истребителей и штурмови­ ков. Но не сиделось в тылу и молодому учи­ телю—хотелось в бой. — Хватит «учительствовать». Теперь нуж­ но и у своих учеников поучиться воевать,— с усмешкой говорил Соболев. Мечта офицера сбылась. Первые же боевые полеты выгодно выделили его от других. Вся его боевая жизнь полна примерами героизма, отваги и умения. Вот один из таких боевых эпизодов. За­ дание было получено рано утром. Младший лейтенант Соболев только что выписался из госпиталя и теперь, с забинтованными паль­ цами рук, шел к своему самолету. Как и всегда, его появление технический состав встре­ тил с особой теплотой, а кто-то сказал: «Наша «Наташа» снова идет на свидание к фрицам». «Наташа» — так с незапамятного дня в части называют младшего лейтенанта Собо­ лева. Название это к нам пришло из учили­ ща и произошло оно от любимой поговорки Соболева: «Ясно, «Наташка». Даже запо­ рожские усы старшего лейтенанта Осыки не могут скрыть радостной улыбки: «Снова в паре с «Наташкой» иду громить врага». ... Путь в логово к немцам -нам знаком. «Ильюшины» идут на бреющем, Соболев по­ нимает командира, как говорят, без слов. — Атакуй правые самолеты, я атакую левые,—командует Осыка. Фашисты откры­ вают сильный зенитный огонь. Но разве огонь врага может остано вить наших штурмовиков! Вот уже в при­ целе показалась большая группа «Мессер- шмиттов» и «Фокке-Вульфов», стоящих на- земле. «Ильюшины» стремительно проно­ сятся над головами оторопевших немцев. В пылу атаки Соболев почувствовал глу­ хой удар и неприятный запах гари в каби­ не. Прямое попадание зенитного снаряда пробило водомаслорадиатор. Выйти из атаки? Это немыслимо! Ведь при втором заходе Соболев должен был подавлять зенитные точки врага. «Нет, лучше врежусь в зенит­ ки на подбитой машине, чем оставлю коман­ дира и товарищей»,—подумал младший лей­ тенант, и пошел в стремительную атаку на наиболее зло стреляющую зенитную батарею противника. Она сразу же смолкла. ...Позади пылающий аэродром немцев. Вся группа наших штурмовиков, выполнив за­ дание, направляется домой. Теперь перед Соболевым одна задача: довести израненную машину до аэродрома. Мотор «сопит» и тя­ нет плохо. Младшему лейтенанту пришлось вложить здесь все свое умение. Вот уже вид­ но родное поле аэродрома. Вдруг мотор окон­ чательно отказал, машину окутало дымом. Но и здесь высокое мастерство летчика со­ хранило ему жизнь. —«Ну и «Наташка», молодец, настоящий летчик,—широко улыбаясь, проговорил стар* ший лейтенант Осыка. Лейтенант А. ПЕЙСАХОВИЧ. В первом вылете У молодых летчиков это был первый боевой вылет. Младшие лейтенанты Белашев и Дорога- нов в моей группе шли ведомыми. Еще до подхода к цели нас атаковали немец* кие истребители. Казалось, что нарушится строй. Но нет, молодые бойцы точно держали свое место в строю и спокойно легли на боевой курс- После выхода из пикирования „Мессершмитты' несколько раз пытались атаковывать нас, Цо и здесь не растерялись молодые летчики. Искусно дер­ жась в паре, они мужественно отбивали атаки врага. Потопив транспорт и фашистский сторо­ жевик, мы благополучно вернулись на свой аэ­ родром. В последующих боях летчики тт. Белашев и Дороганов приобрели еще больший опыт. Теперь они закаленные воздушные бойцы. Старший лейтенант И. КАТУНИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz